Постановление Правительства Амурской области
от 31 декабря 2008 г. N 338
"Об утверждении территориальной программы государственных
гарантий оказания населению Амурской области
бесплатной медицинской помощи на 2009 год"
(с изменениями от 13 марта 2009 г.)
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории Амурской области и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую территориальную программу государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Территориальная программа).
2. Министерству здравоохранения Амурской области (Ю.Г.Максимов) обеспечить:
организацию выполнения объема установленного задания на оказание медицинской помощи на 2009 год по видам услуг в разрезе городов и районов;
ведомственный контроль за качеством медицинской помощи в рамках Территориальной программы;
контроль за использованием средств, поступивших в медицинские учреждения согласно Территориальной программе.
3. Рекомендовать Амурскому областному фонду обязательного медицинского страхования (А.Б. Барабаш) обеспечить:
организацию и проведение вневедомственного контроля качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями по Территориальной программе обязательного медицинского страхования;
контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования.
4. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов области обеспечить исполнение Территориальной программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.В.Марценко.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Территориальная программа
государственных гарантий оказания населению
Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 31 декабря 2008 г. N 338)
(с изменениями от 13 марта 2009 г.)
I. Общие положения
1. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее именуется - Территориальная программа) определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Территориальной программы на медицинскую помощь, предоставляемую населению Амурской области бесплатно.
Оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Территориальной программой.
В рамках Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
2. Территориальная программа включает в себя:
виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;
медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее именуется - Территориальная программа ОМС);
медицинскую помощь, предоставляемую населению за счет средств бюджетов всех уровней;
источники финансирования Территориальной программы;
нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
подушевые нормативы финансирования Территориальной программы;
условия и порядок оказания медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе лечебно-профилактических учреждениях, в рамках Территориальной программы.
3. К Территориальной программе прилагаются:
территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации Территориальной программы (приложение N 1);
территориальный перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (приложение N 2);
перечень медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования (приложение N 3);
перечень медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений и их подразделений, финансируемых за счет средств областного бюджета (приложение N 4);
перечень муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений и их подразделений, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов (приложение N 5);
перечень видов высокотехнологичной (дорогостоящей)
медицинской помощи, предоставляемой жителям области за счет средств областного бюджета (приложение N 6);
перечень видов медицинской помощи, услуг, не оказываемых в рамках программы (приложение N 7);
порядок формирования перечня медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования (приложение N 8);
утвержденная стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам, проживающим в Амурской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год (приложение N 9);
задание на предоставление медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в разрезе медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, и их финансовое обеспечение (приложение N 10).
II. Виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно
В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная, медицинская помощь;
скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в ам-булаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных учреждениях и других медицинских организациях врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами специалистами, а также соответствующим медицинским персоналом.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Медицинская помощь гражданам предоставляется:
учреждениями или структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями и дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь). Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в следующих случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям:
заболевание, в том числе острое;
обострение хронической болезни;
отравление;
травма;
патология беременности, роды, аборт;
период новорожденности.
Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские и для детей с родителями.
При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.
Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
III. Медицинская помощь, предоставляемая
в рамках Территориальной программы обязательного
медицинского страхования
За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется территориальная программа обязательного медицинского страхования как составная часть Территориальной программы, которая включает первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
инфекционные и паразитарные заболевания, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
новообразования;
болезнях эндокринной системы;
расстройства питания и нарушениях обмена веществ;
болезни нервной системы;
болезни крови, кроветворных органов;
отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
болезни глаза и его придаточного аппарата;
болезни уха и сосцевидного отростка;
болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезнях органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки;
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
врожденные аномалии (пороки развития);
деформации и хромосомные нарушения;
беременность, роды, послеродовый период и аборты;
отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению
за счет средств консолидированного бюджета
За счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Амурской области предоставляется медицинская помощь и финансируются мероприятия, учреждения здравоохранения Амурской области, выполняющие настоящую Территориальную программу, а также предусматриваются ассигнования на содержание государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Амурской области и их развитие.
1. Виды медицинской помощи и мероприятия, финансируемые за счет средств областного бюджета:
специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь;
специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологическом диспансере (в части содержания), кожно-венерологическом, противотуберкулезном, наркологическом диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно перечню заболеваний:
инфекции, передаваемые половым путем;
туберкулез;
болезнь вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция);
синдром приобретенного иммунодефицита;
психические расстройства и расстройства поведения;
наркологические заболевания;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях Амурской области;
лекарственные средства в соответствии с перечнем групп и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
медицинская помощь центра (кабинетов) планирования семьи областного государственного учреждения здравоохранения (далее - ОГУЗ) "Амурская областная клиническая больница";
медицинская помощь реанимационно-консультативного, уро-андрологического, микрохирургического центров ОГУЗ "Амурская областная детская клиническая больница";
медицинская помощь, оказываемая ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек" и ОГУЗ "Дом ребенка специализированный";
медицинская помощь и услуги ОГУЗ "Амурская областная станция переливания крови"; кабинетов переливания крови областных лечебно-профилактических учреждений;
медицинская помощь и услуги ОГУЗ "Амурское бюро судебно-медицинской экспертизы", судебно-психиатрической экспертизы, мероприятия по направлению следственных органов;
услуги патолого-анатомического бюро ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница" для областных лечебно-профилактических учреждений (включая вскрытие умерших и услуги морфологической лаборатории), в том числе для проживающих за пределами области;
медицинская помощь и услуги ОГУЗ "Амурский областной центр реабилитации слуха "Соната";
медицинская помощь и услуги ОГУЗ "Бальнеологическая лечебница "Гонжа";
меры по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
За счет областного бюджета осуществляется финансирование:
областных целевых программ по здравоохранению;
приобретения медицинских иммунобиологических препаратов для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
приобретения дезинфекционных средств для нужд областных лечебно-профилактических учреждений;
заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов;
ОГУЗ "Амурское областное бюро медицинской статистики";
ОГУЗ "Амурский областной центр медицинской профилактики";
центра профпатологии ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница";
ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница" (центр антирабиче-ской помощи);
ОГУЗ "Амурская областная инфекционная больница" (центр вирусных гепатитов);
ОГУЗ "Амурский областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв";
территориального центра медицины катастроф ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница";
обеспечения областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, оборудованием, инвентарем и автомобильным транспортом;
мероприятий по охране труда и метрологии областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
противопожарных и противоэпидемических мероприятий областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
расходов по оплате труда работников областных лечебно-профилактических учреждений;
расходов на содержание, областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, включая лечебно-профилактические учреждения, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
организации технического надзора областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
проведения текущего и капитального ремонта областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
последипломной подготовки и переподготовки кадров областных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
экспертной деятельности.
2. Виды медицинской помощи и отдельные мероприятия, финансируемые за счет бюджетов муниципальных образований Амурской области:
- скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной);
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях;
- предоставление медицинских и иных услуг, в том числе в лепрозориях, в кабинетах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями;
в кабинетах медицинской профилактики муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
в санаториях, в том числе детских и для детей с родителями;
в бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро;
в бюро медицинской статистики;
в кабинетах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков;
в отделениях (кабинетах) переливания крови;
в отделениях (кабинетах) трансфузионной терапии;
в молочных кухнях;
в флюорографических станциях (кабинетах);
в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах (кабинетах) муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
услуги хосписов (коек), больниц (палат, коек) сестринского ухода;
услуги централизованных бухгалтерий;
- обеспечение муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, медицинским и другим оборудованием, инвентарем и автомобильным транспортом;
- мероприятия муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, по охране труда и метрологии, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (в части оплаты труды сотрудников);
- противопожарные и противоэпидемические мероприятия муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
- расходы на содержание муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, включая лечебно-профилактические учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования;
- организация технического надзора муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений;
- проведение текущего и капитального ремонта в муниципальных медицинских организациях, в том числе в лечебно-профилактических учреждениях;
- последипломная подготовка и переподготовка кадров муниципальных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений.
V. Источники финансирования
Территориальной программы
Расчетная стоимость территориальной программы составляет 10601,1 млн.руб., в том числе за счет средств областного и муниципального бюджетов - 5730,8 млн.руб., средства обязательного медицинского страхования - 4870,3 млн.руб.
Утвержденная стоимость территориальной программы составляет 7106,4 млн.руб., в том числе средства областного бюджета- 1940,9 млн. руб., средства муниципальных бюджетов - 1767,4 млн.руб., средства обязательного медицинского страхования - 3398,1 млн.руб.
Подушевой норматив финансирования расчетной стоимости территориальной программы составляет на 1 жителя в год 12190,5 руб., в том числе за счет бюджетных средств - 6589,9 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 5600,6 руб.
Подушевой норматив финансирования утвержденной стоимости территориальной программы составляет на 1 жителя в год 8172,1 руб., в том числе за счет бюджетных средств - 4264,3 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 3907,7 руб.
VI. Нормативы финансовых затрат
на единицу объема медицинской помощи
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитаны исходя из расходов медицинских организаций на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Амурской области на 2009 год, и составляют:
а) норматив затрат на одно посещение в поликлинике составляет в среднем 283,81 рубля, в том числе 188,38 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
Норматив затрат на один пациенто-день в дневном стационаре составляет в среднем 621,48 рубля, в том числе 477,65 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
б) норматив затрат на один койко-день в стационаре составляет в среднем 1796,72 рубля, в том числе 1023,40 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в) норматив затрат на один вызов скорой медицинской помощи составляет в среднем 2224,67 рубля.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, учитывают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, а также расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), и оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
При выполнении нормативов финансирования Территориальной программы ОМС, рассчитанных на основе нормативов, предусмотренных настоящей Территориальной программой, в состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования включаются иные расходы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок формирования тарифов на медицинские услуги определяется Согласительной комиссией путем рассмотрения и их утверждения в порядке, установленном губернатором области.
VII. Условия и порядок оказания медицинской помощи в ЛПУ
в рамках Территориальной программы
1. Общие положения
1.1. Условия и порядок предоставления населению области бесплатной медицинской помощи в рамках программы (далее - настоящие условия) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и определяют требования к лечебно-профилактическим учреждениям по оказанию бесплатной медицинской помощи населению области.
1.2. Настоящие условия должны соблюдаться медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, участвующими в реализации программы.
1.3. Настоящие условия должны находиться в каждом лечебно-профилактическом учреждении, и ознакомление с ними должно быть доступно каждому пациенту (наличие информации на стендах).
1.4. Настоящие условия соблюдаются на основе принципов доступности, своевременности и полноты обследования и лечения, очередности, бесплатности.
1.5. При несоблюдении медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, настоящих условий пациент вправе обратиться с претензией в министерство здравоохранения Амурской области, отделы здравоохранения администраций городов и районов, областной фонд обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, либо в суд, в установленном законом порядке.
1.6. Медицинская помощь должна быть предоставлена в полном объеме и включать в себя:
установление основного диагноза и сопутствующих заболеваний, составление плана диагностики и лечения;
оформление медицинской документации в соответствии с установленными требованиями;
организацию лечебно-диагностических, профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий и содействие их своевременному выполнению;
обеспечение в полном объеме экстренных и неотложных мероприятий;
сопровождение пациента на следующий этап оказания медицинской помощи в случае непосредственной угрозы жизни;
обеспечение в полном объеме противоэпидемических и карантинных мероприятий;
оказание консультативных услуг.
1.7. Прием пациентов и лечебно-диагностический процесс должны проходить в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и исключающих контакт с инфекционными больными.
1.8. Медицинское вмешательство проводится с соблюдением прав пациента в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При отказе пациента от медицинского вмешательства факт отказа должен быть оформлен в медицинской документации.
1.9. Медицинская помощь должна оказываться в обстановке уважительного и гуманного отношения к пациенту со стороны медицинских работников.
1.10. Информация о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении, должны быть сохранены в тайне.
1.11. Пациенты должны быть обеспечены информацией о своих правах и состоянии здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
1.12. Медицинская помощь может быть плановой и экстренной.
Пациентам, состояние здоровья которых не угрожает жизни и не требует принятия экстренных мер, оказывается плановая медицинская помощь.
Экстренная медицинская помощь оказывается при угрожающих жизни пациента состояниях.
2. Условия оказания скорой медицинской помощи
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных катастрофами и стихийными бедствиями, внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.
Скорая медицинская помощь осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками и лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному праву.
Скорая медицинская помощь оказывается круглосуточно в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь населению области и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.
Скорая медицинская помощь оказывается выездной бригадой (врачебной или фельдшерской) станции (подстанции) отделения скорой медицинской помощи.
Выездная бригада скорой медицинской помощи осуществляет:
немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах установленного норматива времени;
установление диагноза, мероприятия, способствующие стабилизации или улучшению состояния пациента, и при наличии медицинских показаний транспортировку его в лечебно-профилактическое учреждение;
передачу пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру) стационара лечебно-профилактического учреждения;
обеспечение сортировки больных (пострадавших) и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях;
обеспечение и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.
Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами станции скорой медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения лечебно-профилактического учреждения с отметкой в "Карте вызова" времени их поступления. Отказ больного от транспортировки в приемное отделение больницы регистрируется в "Карте вызова" под подпись самого больного, в случаях с детьми - под подпись родителей.
При обнаружении трупа выездная бригада скорой медицинской помощи обязана сообщить об этом в органы внутренних дел и зафиксировать в "Карте вызова" все необходимые сведения. Эвакуация трупа машиной скорой помощи не допускается.
3. Условия оказания специализированной (санитарно-авиационной)
скорой медицинской помощи
Специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь оказывается населению области и иным лицам, находящимся на территории области, круглосуточно бесплатно в соответствии со стандартами медицинской помощи при:
состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных катастрофами и стихийными бедствиями, внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях (при отсутствии в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля или условий, необходимых для оказания медицинской помощи на уровне современных медицинских технологий);
неэффективности терапии и прогрессирующем ухудшении состояния больного;
трудности диагностики заболеваний и иных состояний.
Специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь оказывается врачами-консультантами специализированных бригад территориального центра медицины катастроф средствами санитарной авиации и наземного санитарного автотранспорта, а также с использованием других транспортных средств.
Специализированная бригада территориального центра медицины катастроф осуществляет:
выезд и прибытие в медицинскую организацию, в том числе в лечебно-профилактическое учреждение (в зону чрезвычайной ситуации), в пределах установленного норматива времени;
обеспечение сортировки больных (пораженных) при оказании специализированной медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях;
уточнение диагноза заболевания и иных состояний;
мероприятия, способствующие стабилизации или улучшению состояния пациентов (пораженных), и при наличии медицинских показаний транспортировку их в специализированные медицинские организации, в том числе в лечебно-профилактические учреждения;
обеспечение и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.
4. Порядок и условия предоставления медицинской помощи в поликлиниках
Медицинская помощь в поликлиниках оказывается гражданам, проживающим на территории области, и гражданам Российской Федерации при представлении документа, удостоверяющего личность и подтверждающего проживание на территории Российской Федерации, и полиса обязательного медицинского страхования.
Лицам, не имеющим вышеуказанных документов или соответственно оформленных документов, оказывается только экстренная и неотложная помощь.
Гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, временно оказавшимся на территории области, медицинская помощь предоставляется в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
4.1. Оказание пациентам медицинской помощи в поликлиниках предусматривает:
право выбора застрахованным поликлиники и участкового врача, включая и врача общей практики (семейного врача), для получения первичной медико-санитарной помощи в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования;
прикрепление застрахованных к выбранной поликлинике на срок не менее 1 года;
наличие очередности плановых больных на прием к врачу, отдельные диагностические исследования, консультативную помощь специалистов;
регламентацию на плановый прием больного в поликлинике времени, определенного расчетными нормативами при следующих условиях:
прием плановых больных осуществляется по предварительной записи, самозаписи, в том числе по телефону;
прием, как правило, должен совпадать со временем работы основных кабинетов и служб медицинского учреждения, обеспечивающих консультации, обследования, процедуры;
время ожидания приема - не более 20 минут с момента, назначенного пациенту, за исключением случаев, когда врач участвует в оказании экстренной помощи другому больному, о чем пациенты, ожидающие прием, должны быть проинформированы;
осмотр больных на дому и в поликлиниках врачами "узких" специальностей при наличии показаний;
направление больных на консультации и лечение (за исключением медицинской помощи по экстренным показаниям) в лечебно-профилактические учреждения осуществляют врачи лечебно-профилактических учреждений при условиях:
показанием для консультации является наличие проблемы пациента, которую не может решить лечащий врач в силу отсутствия необходимого оборудования и материального обеспечения, безусловной необходимости специализированной либо высокоспециализированной медицинской помощи, неясности и сложности текущего лечебно-диагностического процесса, иных сложившихся в конкретной ситуации условий. При этом лечащий врач обязан обеспечить своевременность консультации пациента. При отсутствии предусмотренного Территориально программой требуемого вида медицинской помощи в данном лечебном учреждении оно обязано предоставить консультативную помощь больному в другом лечебном учреждении;
обязательно наличие правил консультации пациентов, которые утверждаются руководителем медицинского учреждения. Правила консультации должны быть доступны пациенту и предъявлены ему по первому требованию. Правила консультации пациентов включают: перечень врачей-специалистов, обеспечивающих консультации. Перечень содержит фамилии врачей-специалистов, профиль их деятельности, лицензированные виды медицинской помощи и услуг; порядок направления на консультацию; сроки ожидания консультаций с момента направления к консультанту; условия записи на прием к консультанту (по телефону, самозапись, предварительная беседа с врачом, личная явка с направлением, иные условия); место работы и адрес консультанта;
условия консультативного приема те же, что и планового амбулаторного приема;
присутствие родителей или законных представителей при оказании медицинской помощи и консультативных услуг детям до 15 лет. В случае оказания медицинской помощи в отсутствие родителей или лиц, законно представляющих их, врач предоставляет им исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка и оказанной ему медицинской помощи;
информирование пациента медицинскими работниками о диагностических мероприятиях, приобретении лекарств, а также предоставление пациенту необходимых документов, обеспечивающих возможность лечения амбулаторно или на дому (рецепты, справки, больничный лист, направления на лечебно-диагностические процедуры), при наличии медицинских показаний - организацию транспортировки в стационар.
Время ожидания медицинского работника не должно превышать 8 часов с момента вызова из поликлиники, за исключением детей первого года жизни, когда время ожидания не должно превышать 3 часов, а у детей группы медико-биологического риска вызов должен быть обслужен в течение часа с момента поступления.
4.2. Прием пациента по экстренным показаниям осуществляется при острых и внезапных ухудшениях в состоянии здоровья: высокая температура тела (38° и выше), острые и внезапные боли любой локализации, нарушения сердечного ритма, кровотечения, иные состояния, заболевания, отравления и травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача.
Прием осуществляется без предварительной записи, вне общей очереди всех обратившихся независимо от прикрепления пациента к поликлинике.
Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренном приеме.
Экстренная и неотложная помощь в праздничные и выходные дни осуществляется службой скорой медицинской помощи, травматологическими пунктами и лечебно-профилактическими учреждениями в соответствии с графиком дежурств.
4.3. Показанием для вызова медицинского работника на дом являются острые и внезапные ухудшения состояния здоровья (высокая температура от 38° и выше, боли в сердце, нарушение сердечного ритма, боли в животе, кровотечения, иные состояния, заболевания, травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача). Исключением из этого правила являются легкие травмы и ушибы конечностей, пальцев рук с остановленным кровотечением, не мешающие передвижению пациента, после оказания первой медицинской помощи;
необходимость строгого соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом, при установленном заболевании (вызов врача на дом после выписки из стационара по рекомендации врача-консультанта);
тяжелые хронические заболевания при невозможности передвижения пациента;
острые заболевания детей.
Кроме того, на дому осуществляются:
патронаж детей в возрасте до одного года;
наблюдение до выздоровления детей до трехлетнего возраста;
наблюдение до выздоровления детей с инфекционными заболеваниями.
Пациент на дому получает полный объем экстренных и неотложных противоэпидемических и карантинных мероприятий.
4.4. Направление больных на лечение в дневном стационаре осуществляет лечащий врач совместно с заведующим отделением, включая врача общей практики (семейного врача).
Пребыванию 3-4 часа в дневном стационаре в течение дня подлежат больные, нуждающиеся в интенсивном амбулаторном лечении под наблюдением медицинского персонала.
В дневном стационаре предоставляются медицинские услуги согласно стандартам лечения: лекарственные средства и физиотерапевтические процедуры.
Критерием окончания лечения в дневном стационаре являются:
клиническое выздоровление или улучшение;
окончание курса лечебных и реабилитационных процедур, которые не могут применяться в домашних условиях.
4.5. Порядок направления и госпитализации в стационар на дому утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения.
Лечению в стационаре на дому подлежат больные, выписанные из стационара круглосуточного пребывания для завершения курса терапии на домашней койке под наблюдением медицинского персонала поликлиники, а также больные с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых стационаре в течение дня не требует круглосуточного наблюдения и лечения, но которым показана лечебно-диагностическая помощь в дневное время.
Критерием окончания лечения являются выздоровление или стабилизация состояния больного.
5. Порядок и условия предоставления медицинской помощи
в стационарах
5.1. Направление на госпитализацию в стационар (отделение) по экстренным показаниям осуществляют:
врачи первичного звена, включая врача общей практики (семейного врача);
врачи-консультанты;
врачи (фельдшеры) скорой медицинской помощи.
На госпитализацию в стационары (отделения) направляются пациенты с предварительно установленным или неясным диагнозом.
Больной должен быть осмотрен врачом в приемном отделении в порядке живой очереди, но не позднее 30 минут с момента обращения, при угрожающих жизни состояниях - немедленно. Максимальное время ожидания госпитализации не должно составлять более 3 часов с момента определения показаний.
В случаях, когда для окончательной постановки диагноза требуется динамическое наблюдение, допускается нахождение больного в палате наблюдения приемного отделения до 24 часов. За этот период производится полный объем неотложных лечебно-диагностических мероприятий.
Экстренная медицинская помощь должна быть оказана при обращении пациента в любое время суток. После оказания неотложной помощи больной должен быть переведен в соответствующее отделение стационара.
Пациентам, не нуждающимся в стационарном лечении, выдаются рекомендации для амбулаторно-поликлинического лечения.
Показания для госпитализации:
состояния, угрожающие жизни пациента;
состояния, требующие экстренных и срочных оперативных вмешательств;
состояния, требующие коррекции в отделениях реанимации и интенсивной терапии;
состояния, угрожающие жизни и здоровью окружающих.
Объем помощи определяется в соответствии с лицензией на право осуществления медицинской деятельности лечебно-профилактического учреждения установленного образца. В случаях, когда необходимый объем помощи выходит за рамки возможностей лечебно-профилактического учреждения, больной должен быть переведен в другое лечебно-профилактическое учреждение с адекватными возможностями либо должны быть привлечены компетентные специалисты.
5.2. Плановая госпитализация проводится по направлениям врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений).
Плановая госпитализация осуществляется только при наличии у больного листа ожидания с подтвержденной датой госпитализации, результатов диагностических исследований, которые могут быть проведены в амбулаторных условиях.
Максимальное время ожидания определяется очередью на плановую госпитализацию. В стационарах ведутся журналы очередности на госпитализацию по отделениям, согласованные с листами ожидания, выданными поликлиникой, включающие в себя следующие сведения:
паспортные данные пациента;
диагноз;
срок планируемой госпитализации.
Пациенту в направлении врача поликлиники врачом стационара указывается дата планируемой госпитализации. В случае невозможности госпитализировать больного в назначенный срок администрация лечебно-профилактического учреждения обязана известить пациента не менее чем за 3 дня до даты планируемой госпитализации и согласовать с ним новый срок госпитализации.
Максимальный срок ожидания не должен превышать 2 месяца с момента записи.
При госпитализации персонал приемного отделения проверяет наличие у больного документа, удостоверяющего личность, полиса обязательного медицинского страхования. Отсутствие указанных документов лишает пациента права на госпитализацию.
Объем оказания помощи при плановой госпитализации определяется в соответствии с лицензией лечебно-профилактического учреждения установленного образца. В случае, когда необходимый объем помощи выходит за рамки возможностей лечебно-профилактического учреждения, больной должен быть переведен в другое лечебно-профилактическое учреждение с адекватными возможностями либо должны быть привлечены компетентные специалисты.
5.3. Условия пребывания пациента в стационаре
Размещение больных производится в палаты на 4 и более человек. Допускается размещение больных, поступивших по экстренным показаниям, вне палаты (коридорная госпитализация) на срок не более суток. Направление в палату пациентов, поступивших на плановую госпитализацию, осуществляется в течение первого часа с момента поступления в стационар. Внепалатная госпитализация исключается.
Питание больного, лечебно-диагностические манипуляции, лекарственное обеспечение должны начинаться с момента поступления в стационар. Обеспечение пациентов питанием осуществляется в соответствии с установленными нормативами.
Лечащий врач обязан информировать больного (в случаях лечения несовершеннолетних в возрасте до 15 лет - его родителей или законных представителей) о ходе лечения, прогнозе, необходимом индивидуальном режиме.
Одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется возможность находиться вместе с больным ребенком в лечебно-профилактическом учреждении. Питанием и койкой обеспечивается лицо, ухаживающее за госпитализированным:
грудным ребенком;
ребенком до 3 лет при наличии медицинских показаний;
ребенком до 14 лет - в исключительных случаях, когда индивидуальный уход невозможно оказать медицинским персоналом.
Администрация лечебно-профилактического учреждения обязана обеспечить хранение личных вещей пациента, исключающее хищение и порчу, до момента выписки.
5.4. Критерии окончания пребывания пациента в стационаре (отделении)
Основными критериями законченности пребывания пациента в стационаре (отделении) являются:
купирование неотложных состояний, а также состояний, требующих интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения медицинского персонала;
направление пациента на следующий этап лечения в случаях, если это предусмотрено стандартами оказания медицинской помощи.
5.5. Госпитализация в стационар (отделение) дневного пребывания
Направление в стационар дневного пребывания осуществляют:
врачи стационара;
врачи-консультанты;
врачи первичного звена, включая врачей общей практики (семейные врачи).
На госпитализацию в стационар дневного пребывания направляются пациенты с предварительно или окончательно установленным диагнозом.
Максимальное время ожидания госпитализации составляет не более 1 часа с момента определения показаний.
Показанием к госпитализации является состояние, не требующее круглосуточного наблюдения врача, но требующее оказания медицинских услуг в госпитальных условиях.
Объем помощи определяется в соответствии с лицензией лечебно-профилактического учреждения установленного образца. В случае, когда необходимый объем помощи выходит за рамки возможностей лечебно-профилактического учреждения, больной должен быть переведен в другое лечебно-профилактическое учреждение с адекватными возможностями либо должны быть привлечены компетентные специалисты.
5.6. Условия госпитализации в стационар (отделение) дневного пребывания
Размещение больных производится в палаты на 2, 4 и более человек. Лечебно-диагностические манипуляции, лекарственное обеспечение должны начинаться с момента поступления в стационар (отделение). Обеспечение взрослых пациентов питанием осуществляется по желанию больного за счет личных средств в соответствии с установленными нормативами. Пациенты детского возраста обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием (завтрак).
Лечащий врач обязан информировать больного (в случаях лечения несовершеннолетних в возрасте до 15 лет - его родителей или законных представителей) о ходе лечения, прогнозе, необходимом индивидуальном режиме.
5.7. Критерии окончания лечения
Критериями окончания лечения являются завершение цикла процедур и манипуляций, оказываемых в стационарных условиях, и клиническое выздоровление (или улучшение состояния) пациента.
5.8. Стационар (отделение) медико-социальной помощи
5.8.1. Условия предоставления медико-социальной помощи
Направление в стационары (отделения) медико-социальной помощи (хосписы, дома сестринского ухода) осуществляют:
врачи первичного звена, включая врачей общей практики (семейные врачи);
врачи-консультанты;
врачи стационара;
социальные работники по согласованию с врачами первичного звена, включая врачей общей практики (семейные врачи).
В стационар (отделение) медико-социальной помощи направляются пациенты, нуждающиеся в долгосрочном пребывании и уходе.
5.8.2. Условия пребывания в стационаре
Размещение больных производится в палаты на 4 и более человек.
Питание больного, проведение лечебно-диагностических манипуляций, лекарственное обеспечение должны начинаться с момента поступления в стационар. Обеспечение пациентов питанием осуществляется в соответствии с установленными нормативами.
Медицинский работник обязан информировать больного (в случаях лечения несовершеннолетних в возрасте до 15 лет - его родителей или законных представителей) о ходе лечения и прогнозе.
Администрация лечебно-профилактического учреждения обязана обеспечить хранение одежды и личных вещей пациента, исключающее хищение и порчу, до момента выписки.
5.8.3. Критерии окончания пребывания пациента в стационаре
(отделении)
Основным критерием окончания пребывания пациента в стационаре является стабилизация состояния или оформление в учреждение социального обеспечения.
Срок пребывания не должен превышать 90 дней.
5.8.4. Порядок оказания медицинской помощи за пределами области
Медицинская помощь в рамках программы оказывается преимущественно по месту проживания гражданина.
При отсутствии возможности оказать эффективную медицинскую помощь по месту проживания гражданин должен быть направлен в областные лечебно-профилактические учреждения.
В случаях, когда эффективная медицинская помощь по жизненным показаниям не может быть оказана в областных лечебно-профилактических учреждениях, администрацией лечебно-профилактического учреждения рассматривается вопрос о целесообразности направления больного для лечения за пределы области.
Условия отбора и направления больных на консультации и (или) лечение в федеральные специализированные медицинские организации определяет министерство здравоохранения Амурской области в соответствии с нормативными документами.
6. Правила внеочередного оказания медицинской помощи отдельным
категориям граждан в областных государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения Амурской области
6.1. Настоящие Правила определяют порядок реализации права инвалидов войны и граждан других категорий, предусмотренных статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" (далее - граждане), на внеочередное получение медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Амурской области.
6.2. Медицинская помощь гражданам оказывается в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Амурской области при наличии медицинских показаний.
6.3. Финансирование расходов, связанных с внеочередным оказанием медицинской помощи гражданам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Направление граждан для внеочередного получения медицинской помощи в областных государственных учреждениях здравоохранения осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту их жительства (далее - лечебно-профилактические учреждения).
6.5. Лечебно-профилактические учреждения организуют учет граждан и динамическое наблюдение за состоянием их здоровья.
6.6. Лечебно-профилактические учреждения на основании решения клинико-экспертных комиссий направляют граждан с медицинским заключением в областные государственные учреждения здравоохранения в соответствии с их профилем по перечню, утвержденному приложением N 3 к настоящей Территориальной программе, для решения вопроса о внеочередном оказании медицинской помощи.
6.7. Областное государственное учреждение здравоохранения обеспечивает внеочередное оказание медицинской помощи гражданам.
6.8. Областное государственное учреждение здравоохранения в случае отсутствия необходимого вида медицинской помощи решает вопрос о внеочередном оказании медицинской помощи гражданам в других областных государственных учреждениях здравоохранения по согласованию с их администрацией.
6.9. При непосредственном обращении граждан в лечебно-профилактические учреждения для оказания первичной медико-санитарной помощи внеочередное оказание медицинской помощи осуществляется на основании документа, удостоверяющего право гражданина на внеочередное оказание медицинской помощи в порядке, утвержденном органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Амурской области.
6.10. Контроль за внеочередным оказанием медицинской помощи гражданам осуществляется министерством здравоохранения Амурской области и руководителями областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 31 декабря 2008 г. N 338 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 21 февраля 2009 г. N 30, от 25 февраля 2009 г. N 31, от 28 февраля 2009 г. N 34
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 3 декабря 2009 г. N 550
Постановление Правительства Амурской области от 30 июня 2009 г. N 286
Постановление Правительства Амурской области от 13 марта 2009 г. N 83