Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Амурской области
от 30 июля 2009 г. N 324
Основные направления
развития машиностроительного комплекса
Амурской области на 2009-2013 годы
I. Роль машиностроения в социально-экономическом развитии
Амурской области
Машиностроительный комплекс Амурской области представлен предприятиями, производящими горношахтное и горнорудное оборудование, подъемно-транспортные машины, тракторы и другую сельскохозяйственную технику, металлические конструкции и изделия, электротехнические изделия, станки и инструменты.
Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего тем, что оно взаимосвязано с ведущими отраслями экономики и обеспечивает их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка.
От уровня развития машиностроения зависят удельные показатели валового регионального продукта, такие как материалоемкость, энергоемкость, а также производительность труда в других отраслях экономики, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость отрасли определяется тем, что машиностроительный комплекс объединяет 270 крупных и средних предприятий и организаций области. Количество занятых в машиностроении - около 11 тыс. человек, что составляет 24% всех работающих в промышленности и 3% от численности занятых в экономике области. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленного производства Амурской области.
Предприятия машиностроительного комплекса области расположены в городах Благовещенск, Шимановск, Райчихинск, Белогорск, Свободный.
К числу наиболее крупных машиностроительных предприятий относятся:
- ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции". Завод специализируется на выпуске малых рыбодобывающих судов, речных судов различного назначения, ковшей для шагающих экскаваторов, звеньев водоводов для гидроэлектростанций, металлоконструкций любой степени сложности;
- ОАО Бурейский крановый завод "Бурея-Кран". Завод выпускает мостовые, штыревые и козловые краны различного назначения с широким диапазоном грузоподъемности (от 5 до 32 тонн). Кроме того, изготавливает краны по специальным заказам, в том числе для районов с повышенным уровнем сейсмической активности;
- ОАО "Производственно-ремонтное предприятие - станции". Предприятие специализируется на выпуске опор ЛЭП, чугунного, стального и цветного литья, запасных частей к углерудоразмольному оборудованию. Выполняет работы по ремонту тепловых сетей, теплоэнергетического оборудования и оказывает услуги в области тепловизионного контроля;
- ОАО "Амурдормаш". Номенклатура выпускаемой предприятием продукции насчитывает более 25 наименований, в основном дорожная техника и оборудование, а также барьерное ограждение, дорожные знаки;
- ЗАО Шимановский машиностроительный завод "Кранспецбурмаш". Предприятие специализируется на изготовлении установки ПСКБМ-1 грузоподъемностью до 20 тонн, машины УПМ-1 и трелевочной машины;
- ОАО "Амурский металлист". Предприятие производит выпуск проходческих комплексов КПР, КПН, буровых станков, оборудование для добычи золота. В 2008 году освоил выпуск буровой машины "Буран-1" на электрическом ходу, не имеющей аналогов на территории Российской Федерации;
- ОАО "Благовещенский электроаппаратный завод". Предприятие специализируется на выпуске электротехнического оборудования;
- ОАО "Свободненский вагоноремонтный завод". Предприятие выполняет капитальный ремонт грузовых вагонов, платформ, цистерн и другого оборудования;
- ФГУП "560 - бронетанковый ремонтный завод". Данное предприятие выполняет работы для Министерства обороны Российской Федерации. Освоен выпуск транспортных машин "Березина-1М" и "Амур-1" на базе БМП-1 и БТР- 50ПУ;
- ФГУП "19 - центральный автомобильный ремонтный завод". Данное предприятие относится к оборонному комплексу и специализируется на выполнении государственного заказа по ремонту военной техники, стоящей на вооружении и на производстве гражданской продукции по заказам агропромышленного комплекса области.
Удельный вес предприятий машиностроения и металлообработки в объеме промышленного производства Амурской области в 2008 году составил 8%. В целом по машиностроительному комплексу Амурской области объем производства составил около 4 млрд. рублей, или 28% в структуре обрабатывающих производств.
В объеме выпуска машиностроительной продукции 37,6% приходится на производство транспортных средств, 30,5% - на производство готовых металлических изделий, 23,7% - на производство машин и оборудования и 8,2% на производство электрооборудования.
II. Основные проблемы машиностроительного комплекса Амурской области
Проблемы машиностроительного комплекса носят системный характер и требуют адекватных мер по их реализации.
Системность проблем отрасли обусловлена следующими факторами:
- критический моральный и физический износ технологий и оборудования;
- низкий уровень использования производственных мощностей предприятий;
- дефицит высококвалифицированных кадров вследствие низкой заработной платы и падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;
- дефицит оборотных средств в силу низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий;
- наличие избыточных производственных мощностей, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных помещений и, соответственно высокие издержки;
- морально устаревшую систему управления предприятием;
- недостаточно развитую систему производственной кооперации;
- отсутствие эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;
- отсутствие системы сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции;
- угроза несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, дискредитация на рынке и в обществе, рэйдерство и т. п.;
- "неравные условия" конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий;
- низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка);
- недостаточная законодательная базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения;
- низкоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики;
- узкая номенклатура выпускаемой машиностроительными предприятиями продукции, не способная обеспечить внутриобластные потребности горнодобывающего комплекса, жилищно-коммунального, дорожного, лесного и сельского хозяйства;
- отсутствие в области крупного бизнеса как основного потребителя продукции машиностроения.
Вместе с тем основной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованного плана мероприятий преобразования и опережающего развития машиностроения, направленного на определение и формирование экономически обоснованных и динамично развивающихся приоритетных секторов машиностроительного комплекса, отвечающих современным требованиям и ресурсным возможностям области, а также на повышение эффективности их использования в условиях рынка.
Очевидно, что выход из создавшегося в машиностроении Амурской области системного кризиса возможен только при комплексной реализации системных подходов, эффективном использовании потенциала отрасли и мобилизации необходимых ресурсов области.
III. Потенциал развития машиностроительного комплекса Амурской области
Сложность развития машиностроения области состоит в том, что при реализации стратегических целей в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:
- интенсивную модернизацию машиностроения и его техническое перевооружение и, в первую очередь, приоритетных подотрослей;
- подготовку и переподготовку кадров с формированием нового инженерно -технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.
Исходные позиции нельзя признать выгодными. Предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический и интеллектуальный маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран приблизительно на 30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.
Помимо этого следует учитывать, что требования к современному машиностроительному производству постоянно усложняются, значительно расширяется номенклатура выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне - от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства определяет постоянно растущие требования к производительности и сокращению производственного цикла.
Тем не менее, в Амурской области имеются все необходимые условия для опережающего развития машиностроения.
Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, кадровый, производственный потенциалы.
Для решения задачи такого масштаба и сложности в Амурской области, как и в целом по стране, создаются существенные предпосылки.
Заметно усилилась роль государства в создании условий для экономического роста, о чем свидетельствует создание новых институтов развития в лице Банка развития, Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и государственных корпораций.
Проводится последовательная политика по повышению качества человеческого капитала. Разработаны и осуществляются Федеральные целевые программы "Национальная технологическая база на 2007-2011 годы" и "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" и др.
Происходит консолидация усилий, направленных на развитие отечественного машиностроения и внутри самой отрасли, о чем свидетельствуют создание и активная деятельность Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", которая готова взять на себя ответственность за координацию деятельности по формированию такой необходимой сегодня стратегии модернизации и развития машиностроительного комплекса России и решение других важнейших проблем машиностроения.
В качестве потенциала дальнейшего развития машиностроительного комплекса области можно рассматривать реализацию на территории области крупных инвестиционных проектов, таких как:
- строительство Дальневосточного металлургического комбината на базе Гаринского железорудного месторождения;
- космодрома "Восточный";
- новых ГЭС;
- нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" и нефтеналивного терминала на станции Сковородино;
- 4-х железных дорог, включенных в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и др.
Таким образом, есть основания считать, что область располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала необходимо формирование эффективной региональной политики, в том числе в машиностроении, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.
IV. Пути решения основных проблем машиностроительного
комплекса Амурской области
Для решения определенных выше задач необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
- модернизация действующих предприятий на инновационной основе и создание новых высокопроизводительных производств, в том числе с иностранным участием;
- внедрение новых технологий, улучшение сервисного обслуживания продукции в период всего жизненного цикла до ее утилизации;
- развитие выпуска машин и технологического оборудования, обеспечивающего рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение;
- развитие внутриобластного и межрегионального платежеспособного рынка машиностроительной продукции;
- расширение технического перевооружения субъектов естественных монополий на основе использования продукции машиностроительных предприятий;
- обеспечение государственной поддержки экспорта машиностроительной продукции;
- ускорение процессов структурной перестройки машиностроения в направлении создания корпоративных научно-технических комплексов, способных к эффективному развитию в условиях меняющегося рынка;
- привлечение специализированных организаций, способных выполнять исследования и разработки в соответствии со специфическими задачами и приоритетами развития;
- вхождение машиностроительных предприятий области в региональные и межрегиональные кластеры, союзы и объединения с целью обновления и расширения производства;
- подготовка экономически обоснованных предложений в Правительство РФ. направленных на снижение размера таможенных пошлин на импорт технологического оборудования, запасных частей и технологий из стран Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит увеличить развитие потенциальных возможностей предприятий и повысить конкурентные преимущества предприятий машиностроения Амурской области;
- развитие интеграционных связей с российскими естественными монополиями;
- содействие развитию отечественного судостроения;
- создание условий, способствующих привлечению в машиностроительную отрасль квалифицированных специалистов;
- слияние или поглощение крупными корпорациями и холдингами машиностроительных предприятий области.
Одним из основных условий, направленных на развитие не только машиностроительного комплекса Амурской области, но и в целом перерабатывающей промышленности необходимо создание на территории области промышленно-производственной особой экономической зоны (ППОЭЗ), в рамках которых будут реализованы проекты, направленные в основном на создание предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей промышленности, лесопереработки и производства строительных материалов.
Развитие государственно-частного партнерства за счет создания на территории области ОАО "Корпорация развития Амурской области" и вхождение в нее в качестве участников машиностроительных предприятий области.
Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Амурской области программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами.
V. Ожидаемые результаты
Реализация основных мероприятий, направленных на развитие машиностроительного комплекса, позволит:
- в 2010 году завершить сертификацию производства и внедрение системы менеджмента качества ИСО 9000, а также вхождение основных предприятий отрасли в региональные и межрегиональные кластеры, союзы и объединения с целью дальнейшего обновления и расширения производства;
Кроме того реализация основных мероприятий позволит до 2013 года ежегодно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятий машиностроительной отрасли на общую сумму порядка 219 млн. рублей.
При обеспечении внутриобластных потребностей горнодобывающего комплекса, жилищно-коммунального, дорожного, лесного и сельского хозяйства загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий в 2009-2010 годах увеличится на 10-15%, а к 2013 году - в 2 раза, при этом объем производства машиностроительного комплекса должен достигнуть уровня 6,8 млрд. рублей.
В 2009-2010 годах в условиях экономического кризиса будет сохранен уровень занятого населения на машиностроительных предприятиях, а к 2013 году он должен возрасти на 5 %.
Среднемесячная заработная плата работников машиностроительных предприятий должна достигнуть к 2010 году уровня средней по области, а к 2013 году превысить его на 25-30%
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.