Решение Арбитражного суда Амурской области
от 26 февраля 2009 г. N А04-9037/2008
Арбитражный суд Амурской области при участии в заседании: Министерство финансов Амурской области: Устинова Т.Н. по дов. от 25.11.2008 N 13-10/635, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Колхоза "Луч" к министерству финансов Амурской области Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 88933, 97 руб.
установил:
Колхоз "Луч" обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области, о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот в 2006 - 2007 годах в размере 88933,97 руб.
Суд определением от 31.12.2008 г. в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ (УФК по Амурской области), финансовое управление администрации Ивановского района, администрацию Ивановского сельсовета Ивановского района.
Определением от 27.01.2009 в соответствии со ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве второго ответчика судом привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Исковые требования обоснованы тем, что в 2006 - 2007 году между истцом и Администрацией
Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области (Заказчик) заключены Договоры на возмещение выпадающих
доходов от предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам, проживающим в домах, обслуживаемых
колхозом "Луч", на период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года и на период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года соответственно.
Истец условия договора выполнил в полном объеме.
Администрация Ивановского сельсовета Ивановского района в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнила. Задолженность заказчика по указанному договору составила 88933,97 руб., в том числе в 2006 году - 35910,60 руб., в 2007 году - 53023,37 руб. которую истец просит взыскать на основании ст.ст.16, 1069 ГК РФ с министерства финансов Амурской области в качестве убытков.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме.
Ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, извещенное судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явилось, письменный отзыв не представило, в предварительном судебном заседании исковые требования не признало.
Ответчик министерство финансов Амурской области в судебном заседании исковые требования не признало, представило письменный отзыв на иск, согласно которому в соответствии с приложением N 12 "Исполнение по субвенциям, выделенным в 2006 году из областного фонда компенсаций" к Закону Амурской области от 31.08.2007 г. N 370-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2006 год" на реализацию Закона N 99-ОЗ Ивановскому району в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг выделены денежные средства в размере 10188 тыс. руб.
В соответствии с приложением N 31 "Исполнение по субвенциям бюджетам муниципальных образований на реализацию закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за 2007 год" к Закону Амурской области от 01.09.2008 N 92-03 "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" Ивановскому району в части предоставления мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг выделены денежные средства в размере 13271 тыс. руб.
Третье лицо - Финансовое управление администрации Ивановского района, извещенное судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилось, ранее представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, работающим и проживающим в Ивановском районе, должна нести Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Указал, что согласно Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2006 год" на реализацию данного закона предусмотрено 830978 тыс.руб., Ивановскому району предусмотрена сумма в размере 29020,0 тыс.руб.
На оплату жилья и коммунальных услуг в 2006 году выделено из областного бюджета 10188 тыс.руб., в том числе по педагогическим работникам - 5892,0 тыс.руб.
Сумма фактических затрат предприятий, организаций, учреждений в 2006 году составила 13647 тыс.руб., неоплаченными остались счета на 01.01.2007 в сумме 3459 тыс.руб. в том числе по педагогическим работникам - 2229 тыс.руб.
Согласно Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" на реализацию данного закона предусмотрено 1039620 тыс.руб., Ивановскому району предусмотрена сумма в размере 13271 тыс.руб.
Кредиторская задолженность на 01.01.2007 за областным бюджетом составила 3459 тыс.руб.
01.01.2008 года выделено из областного бюджета 13271 тыс.руб., сумма фактических затрат предприятий, организаций, учреждений составила 15460,8 тыс.руб. в том числе по педагогическим работникам - 8819,8 тыс.руб.
Задолженность областного бюджета на 01.01.2008 года составила 5648,8 тыс.руб., в том числе по педагогическим работникам - 3089,8 тыс.руб.
Третье лицо - Администрация Ивановского сельсовета Ивановского района, извещенное судом надлежащим образом, не явилось, ранее представило письменный отзыв на иск, согласно которому просило признать надлежащим ответчиком министерство финансов Амурской области, взыскать с него сумму 88933,97 руб.
Указало, что в соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. (с изменениями от 31.05.2007 г.) N 702 "О утверждении порядков предоставления гражданам отдельным категориям мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов субвенций на их реализацию" перечислены из областного бюджета денежные средства в 2006 году 32619 руб., в 2007 году 48420,53 руб.
Недополученная колхозом "Луч" сумма составила в 2006 году 35910,6 руб., в 2007 году 53023,37 руб. в связи с отсутствием финансирования из бюджета Амурской области.
В связи с тем, что о времени и месте рассмотрения дела истец, ответчик Министерство финансов Российской Федерации, и третьи лица были извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие их представителей.
Исследовав доводы ответчика, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 959-О-О, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению субсидий (компенсаций) и принимаемые субъектами Российской Федерации в порядке реализации положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ соответствующие правовые нормы не должны влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти Амурской области социальной поддержки гражданам отдельных категорий, являющимся жителями области, урегулированы Законом Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Как предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 1 этого Закона одной из категорий граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, являются педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Аналогичные положения предусмотрены также Законом Амурской области от 31.01.2005 г. N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг".
01.01.2006 между Колхозом "Луч" (Исполнитель) и Администрацией Ивановского (Заказчик) района был заключен договор на возмещение затрат по льготам, предусмотренным Федеральным законом, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался предоставлять льготы гражданам, в части льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ), а Заказчик обязался осуществлять возмещение суммы в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных абзацем 3 п. 5 ст. 55 Ф "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ).
Судом установлено, что истец фактически предоставлял педагогическим работникам Ивановского района меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с января 2006 года по январь 2008 года.
Администрацией Ивановского района (заказчиком) оплата в возмещение недополученных доходов была произведена не в полном объеме.
На день рассмотрения дела в суде сумма задолженности составила 88 933, 97 руб.
Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами от 21.12.2006, от 29.11.2006 N 631, 27.10.2006 N 550, от 29.09.2006 N 490, от 30.08.2006 N 432, от 27.07.2006 N 371, от 29.06.2006 N 315, от 25.05.2006 N 255, от 31.03.2006 N 126, от 28.08.2006 N 75, от 31.01.2006 N 14, от 31.01.2007 N 17, от 20.02.2007 N 58, от 27.03.2007 N 102, от 27.03.2007 N 18, от 24.04.2007 N 160, от 28.05.2007 N 250, от 28.06.2007 N 217, от 26.07.2007 N 358, от 27.08.2007 N 413, от 22.08.2007 N 72, от 25.09.2007 N 475, от 24.10.2007 N 514, от 26.11.2007 N 606, от 26.12.2007 N 678, с приложенными к ним актами выполненных работ, списками граждан - получателей льгот, а также актами сверки взаимных расчетов за январь - декабрь 2007 года, 2006 года, подписанным со стороны Администрации Ивановского сельсовета без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом установлено, что на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2006 году, 2007 году было предусмотрено и выделено из бюджета Амурской области Ивановскому району 10188 тыс. руб., в 2007 году 13271 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам - 5892 тыс. руб., в 2007 году 7959 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат предприятий в 2006 году составила 13647 тыс. руб. 2007 году. 15460, 8 тыс.руб. из них по педагогическим работникам - 8121 тыс. руб., в 2007 году. 8819, 8 тыс. руб. Задолженность на конец отчетного периода составила - 3459 тыс. руб., в 2007 году - 5648, 8 тыс.руб. (по педагогическим работникам -2229 тыс. руб., в 2007 году - 3089, 8 тыс. руб.). Указанные обстоятельства подтверждаются отчетами об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Ивановскому району за декабрь 2006 г. и декабрь 2007 г.
Доказательств тому, что в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в такой мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Министерство финансов РФ не представило доказательств тому, что обеспечило Амурскую область финансовыми средствами для реализации ФЗ "Об образовании".
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании", поскольку средства на реализацию этого закона из федерального бюджета Амурской области не передавались. Средств, предусмотренных в бюджете Амурской области на 2006 г. и переданных бюджету Тамбовского района, было недостаточно для реализации в полном объеме положений указанного закона.
В соответствии с п.п. 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьями 16 и 1069 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской, Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу расходов в сумме 88933,97 руб., связанных с предоставлением в период с января 2006 года по январь 2008 года льгот педагогическим работникам Ивановского района должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В иске к министерству финансов Амурской области следует отказать.
Размер госпошлины по настоящему иску составляет 3168,01руб.
Истцом при подаче иска была уплачено госпошлина по платежному поручению от 29.12.2008 N 799, в сумме 3168, 02 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку ответчик в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, на основании ст. 104 АПК, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3168, 02 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.104, 167-171, 180 АПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Колхоза "Луч" Ивановского района Амурской области (ОГРН 1022801201642, ИНН 2816000190) убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки за 2006, 2007 годы в сумме 88933,97 руб.
В иске к министерству финансов Амурской области отказать.
Возвратить Колхозу "ЛУЧ" Ивановского района Амурской области (ОГРН 1022801201642, ИНН 2816000190) из федерального бюджета госпошлину в сумме 3168,02 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 26 февраля 2009 г. N А04-9037/2008
Текст официально опубликован не был