В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009 -2010 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.И.Донца.
Исполняющий обязанности
губернатора области |
В.В. Марценко |
Долгосрочная целевая программа
"Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным
для проживания, и (или) с высоким уровнем
в Амурской области" на 2009 - 2010 годы
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 15 ноября 2008 г. N 273)
1. Паспорт
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009 - 2010 годы |
|
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" Постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 344 "Об утверждении Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа" |
|
Государственный заказчик программы |
Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
|
Основные разработчики программы |
Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
|
Цель программы |
Целью программы является: переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в том числе в связи с высоким (более 70 процентов) уровнем износа, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядке: ликвидация существующего жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа после переселения граждан |
|
Основные задачи программы |
Задачами программы являются: подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа; нормативное правовое обеспечение привлечения средств внебюджетных источников на реализацию мероприятий программы |
|
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан; привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации программы; поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания; оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья |
|
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в один этап - 2009-2010 годы |
|
Объемы и источники финансирования программы |
Источники финансирования программы: средства федерального бюджета, областного бюджета местных бюджетов, внебюджетные источники. Объем средств областного бюджета планируется в сумме областного бюджета в сумме 105,0 млн.руб., в том числе: 2009 год - 30,0 млн.рублей; 2010 год - 75,0 млн.рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Обеспечение жителей области, проживающих в непригодном для проживания жилищном фонде, благоустроенными жилыми помещениями, ликвидация, в первую очередь, на территории области аварийного жилищного фонда; разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов в решение социальных проблем; выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для проживания |
|
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Органы местного самоуправления области, организации, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от формы собственности, имеющие лицензии на право ведения проектно - изыскательской, проектно-строительной, ремонтно-эксплуатационной и другой деятельности, связанной с реализацией программы |
|
Система организации контроля за исполненеием программы |
Проверку использования средств бюджета осуществляет контрольно - счетная палата Амурской области. Отчетность в установленные сроки направляется в министерство экономического развития области. |
2. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программным методом
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе и выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем в области из года в год растет доля ветхого и аварийного жилья. Жилищный фонд Амурской области на конец 2000 года насчитывал 17190,3 тыс. кв. м; на конец 2007 года - 17966,2 тыс.кв. м. Площадь всего ветхого и аварийного жилищного фонда составляла на конец 2000 года -765,1 тыс.кв. м (4,5% от жилого фонда), на конец 2007 года - 1334,5 тыс.кв. м (7,4% от жилого фонда). В ветхом и аварийном жилье проживает более 66 тыс. человек.
Следует отметить, что рост в значительной мере произошел за счет увеличения аварийности жилья. Если за период с 2000 по 2007 год площадь ветхого жилья возросла в 1,4 раза (с 617,3 до 870,9 тыс.кв. м), то площадь аварийного жилья - в 3,1 раза (со 147,8 до 463,6 тыс.кв. м), составив 2,6% от общего жилого фонда.
В области преобладает жилищный фонд, построенный после 1971 года, причем более половины жилых зданий построено в 1971-1995 годы, в них проживает 57,8% населения. Вместе с тем третья часть площади жилищного фонда приходится на дома, построенные в период до 1970 года (33,5%). Около 1,2% жилых зданий составляют дома, построенные ранее 1920 года.
Ветшание жилищного фонда происходит из-за недостатка средств на капитальный ремонт, объемы которого сократились с 15,8 тыс.кв. м в 2000 году до 8,8 тыс.кв. м в 2007 году. За 2007 год было отремонтировано 28,0 тыс.кв. метров общей площади жилых домов, в том числе лишь третья часть помещений в квартирах.
Выбытие ветхого и аварийного жилищного фонда идет медленно. В 2007 году по ветхости и аварийности было снесено 2,4 тыс. кв. метров, что составляет всего 0,2 % от ветхого и аварийного фонда на начало 2008 года.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решить не могут. Следовательно, решить ее можно только программным методом с привлечением средств из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, не исключая вариант частичной оплаты населением при превышении нормы предоставления и стоимости 1 кв. м жилья, установленной федеральным стандартом.
Основными условиями для финансирования региональных мероприятий из федерального бюджета по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в части переселение граждан Российской Федерации из жилищного фонда, признанного не пригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы являются:
утвержденная в установленном порядке региональная программа;
обеспечение условий софинансирования из областного и местных бюджетов;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий региональной программы.
Для определения площади ветхого и аварийного жилищного фонда принимаются показатели, установленные инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о жилищном фонде" (форма N 1-жилфонд), утвержденной постановлением Росстата от 25.09.2007 N 66, которой определено, что к ветхим домам относятся каменные дома с износом свыше 70 % и прочие - с износом свыше 65%.
Жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке и по основаниям, установленными:
до 23.09.2003 - Положением, утвержденным приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 N 529;
до 14.02.2006 - Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 552;
после 14.02.2006 - Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Форма N 1 - жилфонд заполняется организациями, аккредитованными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости или его территориальными органами на осуществление деятельности по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (организации технического учета и технической инвентаризации) по всему жилищному фонду независимо от целей его использования и формы собственности, и представляется органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Росстата в субъектах Российской Федерации.
3. Основные цели и задачи целевой программы
с указанием сроков и этапов ее реализации
Основными целями программы являются переселение граждан Амурской области, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения, а также ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан.
В связи с изменениями в жилищном законодательстве в рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи:
подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;
нормативное правовое обеспечение привлечения средств внебюджетных источников на реализацию мероприятий программы.
Одной из важнейших задач программы является разработка нормативной правовой базы для привлечения средств внебюджетных источников для реализации ее мероприятий. Основными направлениями в этой области являются:
продажа земельных участков, высвобождаемых при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда;
выделение площадок частным застройщикам и юридическим лицам, преимущественно расположенных в зонах с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда.
Кроме того, в рамках реализации программы планируется:
формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;
обеспечение переселяемых граждан жильем (строительство социального жилья для малообеспеченной категории населения, приобретение квартир на вторичном рынке жилья);
немедленная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, в целях предупреждения его повторного заселения;
завершение строительством объектов жилищного фонда высокой степени готовности;
расширение масштабов использования вторичного рынка жилья;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
взаимосвязь программы переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Таблица 1
Задачи, этапы и сроки реализации целевой программы
NN п/п |
Наименование задачи |
Наименование решаемой проблемы |
Период реализации |
Ожидаемый результат |
|
Качественная характеристика |
Количественная оценка |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Строительство (приобретение) жилищного фонда |
Недостаточные объемы строительства нового жилья |
2009-2010 гг. |
Общие объемы (площадь) создаваемого (приобретаемого) жилищного фонда |
5266 кв.м |
2. |
Переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и(или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
Проживание граждан в жилищном фонде, признанным непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
2009-2010 гг. |
Общее количество переселяемых граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и(или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
293 человек |
3. |
Ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
Сдерживание развития социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов |
2009-2010 гг. |
Общие объемы (площадь) ликвидируемого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и(или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
5266 кв.м |
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по следующим направлениям:
а) строительство (приобретение) жилищного фонда;
б) переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
в) ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
г) нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
д) организация информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы.
Таблица 2
Система программных мероприятий
NN п/п |
Наименование задач, программных мероприятий |
Затраты, всего (млн. руб.) |
Сроки реализации |
Исполнители программных мероприятий |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Строительство (приобретение) жилищного фонда |
105,0 |
2009-2010 годы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, муниципальные образования |
5266 кв.м |
2. |
Переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
2009-2010 годы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, муниципальные образования |
293 человек |
|
3. |
Ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
2009-2010 годы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, муниципальные образования |
5266 кв.м |
|
4. |
Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы |
|
|
|
|
4.1 |
Совершенствование нормативной правовой базы, связанной с механизмом реализации программы |
Текущие расходы |
2009-2010 годы |
Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства |
|
5. |
Организационное обеспечение реализации программы |
|
|
|
|
5.1 |
Организация информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы |
Текущие расходы |
2009-2010 годы |
Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства, муниципальные образования |
|
5.2 |
Ведение мониторинга реализации программы и подготовка информационно-аналитических материалов |
Текущие расходы |
2009-2010 годы |
Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства |
|
5. Механизм реализации целевой программы
Система управления программой включает государственного заказчика программы и органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенные частью функций заказчика (далее органы местного самоуправления).
Функции элементов системы управления программой распределяются следующим образом:
Государственный заказчик программы:
1) организует конкурсный отбор муниципальных образований и проектов для участия в программе;
2) осуществляет общую координацию и мониторинг работ;
3) формирует нормативную базу;
4) вносит предложения по распределению средств, выделяемых из областного бюджета;
5) оформляет и защищает бюджетные заявки на финансирование программы из федерального и областного бюджетов;
6) заключает соглашения на софинансирование с муниципальными образованиями;
7) организует работу по реализации программы в рамках своих полномочий совместно министерством экономического развития Амурской области и Министерством регионального развития Российской Федерации;
8) принимает участие в решении вопросов бюджетного финансирования программы, исходя из возможностей областного бюджета на очередной год, включая вопросы межбюджетных отношений;
9) принимает участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования мероприятий программы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований:
1) организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилищ, непригодных для проживания;
2) готовят предложения по порядку переселения граждан;
3) осуществляют контроль за соблюдением сроков и очередности в соответствии с установленным порядком переселения;
4) организуют работу с переселенными гражданами;
5) разрабатывают предложения по более эффективным методам решения поставленных задач;
6) заключают договоры купли-продажи жилья, а также договоры с заказчиками-застройщиками на строительство жилья.
Средства областного бюджета на реализацию программы предоставляются бюджетам муниципальных образований в виде субсидий.
Распределение субсидий осуществляется в соответствии с приведенной в приложении методикой распределения между муниципальными образованиями, участвующими в реализации долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009 - 2010 годы, субсидий, выделенных за счет средств областного бюджета (далее - Методика).
Оценочными критериями для участия муниципальных образований в программе и выделения им субсидий из областного бюджета являются: наличие бюджетной заявки на планируемый год;
наличие утвержденной муниципальной программы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
софинансирование средствами местных бюджетов мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
наличие принятых в установленном законодательством Российской Федерации порядке решений о несоответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (в том числе об определении уровня износа жилых помещений), а также о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
отношение удельного веса ветхого и аварийного фонда муниципального образования к среднеобластному показателю.
Если муниципальным образованием представлена бюджетная заявка на строительство жилых помещений и (или) жилых домов, то обязательным критерием для предоставления субсидии является наличие утвержденной проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации, проводимой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Ресурсное обеспечение целевой программы
Таблица 3
Структура финансирования программы
тыс. рублей
Источники финансирования |
Итого |
2009 |
2010 |
Всего | |||
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
Областной бюджет |
105000 |
30000 |
75000 |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
Другие источники |
- |
- |
- |
Итого |
- |
- |
- |
Капитальные вложения | |||
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
Областной бюджет |
105000 |
30000 |
75000 |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
Другие источники |
- |
- |
- |
Итого |
- |
- |
- |
НИОКР | |||
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
Другие источники |
- |
- |
- |
Итого |
- |
- |
- |
Прочие расходы | |||
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
Другие источники |
- |
- |
- |
Итого |
- |
- |
- |
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей соответствующего бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Таблица 4
Объемы и источники финансирования программы
тыс. pyб.
NN п/п |
Наименование задач/мероприятий |
Объемы финансирования, всего |
В том числе |
|||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Другие источники финансирования |
|||
|
Всего по программе |
|
|
105000 |
|
|
1 |
Строительство (приобретение) жилищного фонда |
|
|
105000 |
|
|
|
2009 год |
|
|
30000 |
|
|
|
2010 год |
|
|
75000 |
|
|
7. Прогноз конечных результатов и критерии
результативности и эффективности реализации
целевой программы
Таблица 5
Социально-экономическая эффективность
программных мероприятий
NN п/п |
Наименование подпрограмм (задач) и мероприятий |
Планируемый результат в стоимостном и количественном выражении |
В том числе по годам реализации |
|
2009 год |
2010 год |
|||
|
|
3 |
4 |
5 |
1. |
Строительство (приобретение) жилищного фонда |
5266 кв.м |
1723 кв.м |
3543 кв.м |
2. |
Переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
293 человека |
96 человек |
197 человек |
3. |
Ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа |
5266 кв.м |
1723 кв.м |
3543 кв.м |
8. Организация управления реализацией целевой
программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы. Государственный заказчик готовит:
проекты законодательных актов по проблемам реализации программы, подготовленные для представления;
проекты ведомственных нормативных актов по соответствующим проблемам;
проекты нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти Амурской области по проблемам осуществления программы;
решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках программы;
предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по программе.
Государственному заказчику предоставлено право по данным систематического контроля и с учетом выделенных на реализацию программы финансовых средств ежегодно готовить предложения с уточнением целевых показателей, состава исполнителей и затрат по программным мероприятиям, поскольку недофинансирование и несвоевременное ресурсное обеспечение мероприятий могут привести к общей задержке достижения целей и этапов решения основных программных задач. Государственный заказчик, основываясь на данных контроля, может обратиться с предложением о продлении срока действия программы в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 15 ноября 2008 г. N 273 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 22 ноября 2008 г. N 217
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 20 июля 2010 г. N 389
Постановление Правительства Амурской области от 15 декабря 2009 г. N 587
Постановление Правительства Амурской области от 11 ноября 2009 г. N 514
Постановление Правительства Амурской области от 15 сентября 2009 г. N 404