Решение Арбитражного суда Амурской области
от 13 августа 2009 г. N А04-5426/2009
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Нестеренко Романа Викторовича, паспорт, по доверенности от 10.10.2008 N 2250; от ответчика - Проказина Дениса Викторовича, паспорт, по доверенности от 06.07.2009 N 02-26-1368, рассмотрев в судебном заседании заявление Возжаевской КЭЧ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2009 года.
Возжаевская КЭЧ (далее - заявитель, учреждение) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) об отмене постановления N 102 от 08.07.2009 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по делу.
Фактически учреждением оспаривается постановление административного органа о назначении административного наказания.
В обоснование требований заявитель указал на нарушение Управлением части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) - акт проверки N 47-О от 14.05.2009 не вручен руководителю предприятия или лицу его замещающему, а направлен в адрес заявителя по почте. Считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ отсутствует, поскольку федеральные законы не содержат перечень запретов, которые нарушило учреждение не составив паспорта опасных отходов, не установив лимиты на размещение отходов, не ведя учет движения опасных отходов и не разработав порядок производственного контроля в области обращения с опасными отходами.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Возжаевская КЭЧ зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800714606, ИНН 2811002108, по юридическому адресу село Возжаевка Белогорского района Амурской области.
Во исполнение распоряжения начальника Управления от 10.04.2009 N 52 в период с 20.04.2009 по 14.05.2009 комиссией в составе государственных инспекторов Управления, помощника прокурора Белогорского гарнизона при участии представителя заявителя проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки выявлено, что в процессе эксплуатации объектов, принадлежащих заявителю, образуются отходы I-IV класса опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, отработанные моторные и трансмиссионные масла и тд.). Установлено, что заявителем не составлены паспорта отходов I-IV класса опасности, не получены лимиты на размещение отходов, не ведется учет движения отходов, не ведется учет движения отходов, не разработан Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, что является нарушениями требований пункта 3 статьи 14, пункта 2 статьи 18, пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления"), о чем составлен акт проверки N 47-О от 14.05.2009.
Указанный акт проверки направлен в адрес заявителя 14.05.2009 за исходящим номером 05-20-952 по почте и получен адресатом, что им не оспаривается.
28.05.2009 в присутствии начальника Возжаевской КЭЧ Абертмана А.П., составлен протокол N 78 об административном правонарушении, которым действия заявителя квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.
08.07.2009 в отсутствие представителя Возжаевской КЭЧ уведомленного о месте и времени рассмотрения административного дела, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Амурской области Л.Н.Яковенко вынесено постановление о назначении административного наказания N 102, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Возжаевская КЭЧ обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из указанной нормы, состав правонарушения предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ является формальным, объективную сторону образуют действия или бездействие, выраженные в неисполнение или ненадлежащем исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно пунктам 1, 3 которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 названного Закона составление паспорта на отходы I - IV класса является обязательным требованием к обращению с опасными отходами. При этом, паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 указанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктом 1 статьи 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В соответствии с указанной нормой Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Таким образом, суд приходим к выводу, о том, что неисполнение или ненадлежащее исполнение требований пункта 3 статьи 14, пункта 2 статьи 18, пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 26 ФЗ "Об отходах производства и потребления", образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд усматривает в действиях Возжаевской КЭЧ административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается актом проверки N 47-О от 14.05.2009, протоколом об административном правонарушении N 78 от 28.05.2009, иными материалами административного дела.
Довод заявителя о допущении административным органом нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившегося в невручении акта проверки руководителю Возжаевской КЭЧ не принимается судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, проверка проведена в присутствии инженера сантехника Возжаевской КЭЧ Демченко Ольги Анатольевны, действующей по доверенности от 20.04.2009 N 734, которая законным представителем Возжаевской КЭЧ не является.
В связи с чем, на основании вышеуказанной нормы, акт проверки направлен в день его составлении 14.05.2009 в адрес юридического лица Возжаевской КЭЧ на имя начальника Абертмана А.П.
Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении судом не установлено, срок привлечения к ответственности соблюден.
Заявления данной категории государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
Возжаевской квартирно-эксплутационной части в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области от 8 июля 2009 года N 102 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г. Хабаровск) и (или) в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 13 августа 2009 г. N А04-5426/2009
Текст решения официально опубликован не был