Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 43. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона, в том числе соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе в соответствии с пунктом 2 статьи 44 настоящего Закона.
2. Соответствующая избирательная комиссия (окружная, комиссия муниципального образования) для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их выводы в форме справки могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.
3. Соответствующая избирательная комиссия (окружная, комиссия муниципального образования) вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представленных в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 42 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
4. Проверке подлежат 100 процентов от необходимого для регистрации количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (если количество подписей, содержащихся в подписных листах, представлено в соответствии с пунктом 11 статьи 41 настоящего Закона с превышением количества подписей, необходимого для регистрации).
Процедура проверки подписей определяется соответствующей избирательной комиссией (окружной, комиссией муниципального образования). При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О времени и месте проверки подписей избирателей соответствующая избирательная комиссия должна заблаговременно известить кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, представивших установленное количество подписей избирателей, но не позднее чем за один день до дня проверки.
5. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной, действительной либо недействительной.
Подписи признаются недостоверными на основании выводов, изложенных в форме письменной справки эксперта, привлеченного к работе в рабочую группу комиссии по проверке подписных листов.
6. В.случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
Недостоверными подписями также считаются подписи, выполненные от имени разных лиц другим лицом или от имени одного лица другим лицом.
В этом случае подписи признаются недостоверными на основании выводов, изложенных в форме письменной справки эксперта, привлеченного к работе в рабочую группу комиссии по проверке подписных листов.
7. Недействительными подписями признаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, установленного статьями 40-41 настоящего Закона, а также периода сбора подписей, указанного в пункте 2 статьи 36, пунктах 4 статей 37, 38.
8. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках).
9. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с настоящей статьей.
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
10. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
11. Регистрация кандидата, списков кандидатов не производится в случае недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов, либо выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов в случае, когда для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов.
12. Регистрация кандидата, списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
13. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол (приложение N 6 к настоящему Закону), который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса, иными членами рабочей группы и представляется избирательной комиссии для принятия решения.
В протоколе указываются количество заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей, количество достоверных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов.
В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные в пункте 11 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
14. Повторная проверка подписных листов после принятия соответствующей избирательной комиссией (окружной, комиссией муниципального образования) решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.