Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Амурской области
от 25 мая 2010 г. N 268
Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование условий функционирования системы особо
охраняемых природных территорий Амурской области и системы
охраны объектов животного мира Амурской области на 2009-2013 годы"
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Совершенствование условий функционирования системы особо охраняемых природных территорий Амурской области и системы охраны объектов животного мира Амурской области на 2009-2013 годы" |
Основание для разработки программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" |
Государственный заказчик программы |
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области |
Основные разработчики программы |
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области |
Цель программы |
Совершенствование деятельности системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) Амурской области, развитие рекреационной и эколого-просветительской деятельности в природоохранной сфере, стабилизация и увеличение численности объектов животного мира |
Основные задачи программы |
Улучшение состояния памятников природы областного значения; развитие системы государственных природных заказников областного значения; создание необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования ООПТ и развития рекреационной, научной, эколого-просветительской деятельности; совершенствование организации охраны объектов животного мира; разработка материалов по оценке рыбных запасов и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ |
Перечень основных мероприятий программы |
Проведение инвентаризации памятников природы областного значения; создание новых ООПТ областного значения; строительство кордона "Верхне-Амурский"; реконструкция и строительство объектов центра по охране природы "Зейский"; строительство баз, кордонов и зимовий на территориях заказников; создание инфраструктуры для живоотлова, разведения и вольерного содержания диких животных; совершенствование организации охраны объектов животного мира; осуществление авиапатрулирования в целях наблюдения за состоянием ООПТ и объектов животного мира; мероприятия по сохранению биоразнообразия; разработка материалов по оценке рыбных запасов и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ |
Сроки реализации программы |
2009-2013 годы |
Объемы и источники финансирования |
Средства областного бюджета в сумме 169969,69 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 5000,0; 2010 год - 33870,0; 2011 год - 87349,69; 2012 год - 25360,0; 2013 год - 18390,0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате осуществления программных мероприятий предполагается проведение инвентаризации памятников природы областного значения; создание 3 заказников областного значения и необходимых условий для их эффективного функционирования; создание 14 постоянно действующих постов в местах высокой уязвимости природных комплексов от браконьерства и техногенного воздействия с целью минимизации наносимого ущерба; повышение охраняемости государственных природных заказников областного значения и усиление контроля за соблюдением их режима; создание благоприятных условий для развития рекреационной, научной и эколого-просветительской значимости ООПТ; возведение природоохранного центра с необходимой инфраструктурой, 2 баз, 7 кордонов, 4 зимовий на территориях заказников, стабилизация и увеличение численности объектов животного мира, получение материалов по оценке рыбных ресурсов и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ |
2. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программным методом
Система ООПТ в Амурской области обеспечивает сохранение биоразнообразия и создает условия для устойчивого развития территории. Наличие этой системы помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.
В систему ООПТ области входят 3 государственных природных заповедника, 33 заказника (2 федерального и 31 областного значения) и 137 памятников природы (118 из них областного значения и 19 местного). Общая площадь ООПТ всех уровней 3316,5 тыс. га - 9,2% территории Амурской области, что по международным стандартам является минимумом. При этом следует учитывать, что большинство заказников имеют ограниченное предназначение - либо зоологические, либо ботанические, некоторые заказники имеют сезонное действие. Тем самым роль ООПТ в сохранении биоразнообразия области и площадь их постоянного действия фактически ниже минимального уровня.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность имеющихся в области ООПТ не в полной мере отвечает требованиям данного Закона в части эстетического, рекреационного и оздоровительного значения.
С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких, как освоение Гаринского железорудного и других месторождений полезных ископаемых, строительство нефтепроводной системы ВСТО, космодрома "Восточный", железной дороги Улак-Эльга, а также с деятельностью других промышленных объектов области, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному прессу. Площадь таких территорий составляет около 450 тыс.га. В области создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. При этом условия для рекреационной и просветительской деятельности в сфере природоохраны остаются на низком уровне. Для решения проблемы необходимо создание новых особо охраняемых природных территорий областного значения (государственных природных заказников) в бассейнах рек Амур, Зея, Селемджа а также на севере области в районе Станового хребта в Зейском районе. Схемой развития и размещения ООПТ областного значения Амурской области предусмотрено образование новых заказников "Верхне-Амурский", "Токийский" и "Нижне-Норский", а также расширение Симоновского и Андреевского заказников.
Состояние отдельных памятников природы в настоящее время не соответствует своему предназначению и требуется проведение их срочной инвентаризации с последующей реорганизацией системы памятников природы, возможной ликвидацией части из них и созданием новых на базе более значимых природных объектов.
Для улучшения качества деятельности ООПТ необходима организация специализированных центров для развития научной, эколого-просветительской и рекреационной деятельности, обучения егерского состава и других работников природоохранных структур, связанных с обеспечением функционирования системы ООПТ. С этой целью необходимо создание специализированных базовых центров по охране природы с соответствующей инфраструктурой. Данные центры будут являться опорными пунктами по внедрению новых форм работы на ООПТ, проведению природоохранных мероприятий, ведению эколого-просветительской деятельности.
В целях создания экологического барьера необходимо укрепление и расширение ООПТ, придание им эстетической, рекреационной и научной значимости, создание необходимой инфраструктуры, обеспечение кадрами и материально-техническими средствами.
Объекты животного мира, обитающие на территории области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают биологическое разнообразие и используются как объекты охоты, а также в культурных, образовательных, оздоровительных и эстетических целях. Природоохранная деятельность и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории области должны осуществляться на принципах системного подхода к сохранению всего разнообразия объектов животного мира.
Анализ динамики численности диких животных с 2005 по 2009 годы показал, что плотность заселения биотопов дикими копытными животными в полтора - два раза ниже оптимального уровня, рекомендуемого специалистами для устойчивого их использования. Аналогичная ситуация и с водными биологическими ресурсами. Основными причинами такого состояния являются:
слабая охрана ресурсов животного мира ввиду недостаточной численности инспекторского состава и слабой его оснащенности;
отсутствие оперативной информации о состоянии ООПТ и диких животных, которая должна поступать в результате осуществления систематического авианаблюдения;
высокая численность волков, существенно влияющих на сокращение численности популяций ценных видов охотничьих животных, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации и Амурской области;
слабая база по воспроизводству объектов животного мира.
В современных условиях для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, в том числе рыбных ресурсов, так и на сохранение естественных мест их обитания и ресурсной базы дикой фауны.
3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основные цели настоящей программы:
1. Совершенствование деятельности системы особо охраняемых природных территорий Амурской области, развитие рекреационной, научной и эколого-просветительской деятельности в природоохранной сфере.
2. Стабилизация и увеличение численности объектов животного мира.
В результате осуществления программных мероприятий предполагается провести инвентаризацию памятников природы, создать новые заказники областного значения и обеспечить условия для их функционирования, построить центры по охране природы. Проведение указанных мероприятий позволит стабилизировать и увеличить численность объектов животного мира, сохранить места их обитания, нагула и размножения. Планируется повышение эффективности охраны объектов животного мира, внедрение авианаблюдения за состоянием ООПТ и объектов животного мира, развитие системы воспроизводственных мероприятий. Реализация программных мероприятий предполагается в течение 5 лет за период 2009-2013 годы.
Задачи программы с указанием сроков и периодов ее реализации указаны в таблице 1.
Таблица 1
Задачи программы
N п/п |
Наименование задач |
Наименование решаемой проблемы |
Период реализации |
Ожидаемый результат |
|
качественная характеристика |
количественная характеристика |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Улучшение состояния памятников природы областного значения |
Проведение инвентаризации памятников природы областного значения |
2011 год |
Выяснение фактического состояния памятников природы областного значения и обеспечение их функционировани я в соответствии с предъявляемыми требованиями |
Инвентаризация 118 памятников природы областного значения и разработка необходимой документации на функционирующие по своему предназначению памятники природы |
2 |
Развитие системы государственных природных заказников областного значения |
Увеличение площади ООПТ на территории области для улучшения охраны проблемных природных комплексов, их обустройство |
2011 год |
Сохранение проблемных природных комплексов |
Создание 3 природных заказников: "Верхне-Амурский", "Токийский", "Нижне-Норский" |
3 |
Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования ООПТ и развития рекреационной, научной и экологопросветительской деятельности |
Создание необходимой инфраструктуры на ООПТ, улучшение качества природоохранной деятельности на ООПТ |
2009-2013 годы |
Обеспечение условий для эффективного функционирования ООПТ |
Возведение комплекса построек, необходимых для функционирования ООПТ и их оснащение |
4 |
Совершенствование организации охраны объектов животного мира |
Повышение эффективности проведения охранных мероприятий |
2010-2013 годы |
Повышение эффективности охраны и воспроизводства объектов животного мира |
Увеличение численности диких животных |
5 |
Разработка материалов по оценке рыбных запасов и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ |
Обследование рыбохозяйственных водоемов на территориях ООПТ и области в целях охраны объектов водных биологических ресурсов (ВБР) |
2011 год |
Выработка и реализация наиболее перспективных направлений по улучшению условий обитания и охраны водных биологических ресурсов ВБР |
Улучшение состояния, условий обитания и охраны ВБР на территориях ООПТ и области |
4. Система программных мероприятий
и их технико-экономическое обоснование
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач на всех этапах реализации программы с учетом временных и затратных позиций. Проведение данных мероприятий позволит повысить эффективность охраны ООПТ, а также объектов животного мира и среды их обитания, сократить количество случаев незаконной охоты, предотвратить нанесение крупного ущерба государственному охотничьему фонду области.
Система программных мероприятий отражена в приложении N 1 к программе.
5. Механизм реализации программы
Ответственными за реализацию программы и целевое использование средств областного бюджета является государственный заказчик - главный распорядитель средств областного бюджета - управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, а также находящееся в его ведении ГУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий".
Исполнители программных мероприятий определяются государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственный контракт (договор) определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения в процессе выполнения контракта (договора).
Исполнители программы для анализа хода ее реализации представляют государственному заказчику предложения по уточнению показателей эффективности реализации программных мероприятий и ежемесячно информируют о ходе исполнения программы.
6. Ресурсное обеспечение программы
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование программы предусматривается за счет средств областного бюджета.
Структура финансирования представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура финансирования программы
(тыс .руб.)
Источники финансирования |
Итого |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего |
169969,69 |
5000,0 |
33870,0 |
87349,69 |
25360,0 |
18390,0 |
Областной бюджет |
169969,69 |
5000,0 |
33870,0 |
87349,69 |
25360,0 |
18390,0 |
Итого |
169969,69 |
5000,0 |
33870,0 |
87349,69 |
25360,0 |
18390,0 |
Капитальные вложения | ||||||
Областной бюджет |
131643,36 |
5000,0 |
26590,0 |
69134,46 |
12260,0 |
5290 |
Итого |
131643,36 |
5000,0 |
26590,0 |
69134,46 |
12260,0 |
5290 |
НИОКР | ||||||
Областной бюджет |
600,0 |
|
|
600,0 |
|
|
Итого |
600,0 |
|
|
600,0 |
|
|
Прочие расходы | ||||||
Областной бюджет |
37726,33 |
- |
7280,0 |
17615,23 |
13100,0 |
13100,0 |
Итого |
37726,33 |
- |
7280,0 |
17615,23 |
13100,0 |
13100,0 |
Объемы и источники финансирования отражены в приложении N 2 к программе.
7. Прогноз конечных результатов и критерии результативности
и эффективности реализации программы
В результате реализации программных мероприятий предполагается построить на территориях заказников базы, кордоны, зимовья и оснастить их необходимым имуществом. Кроме того, предполагается улучшить условия для сохранения и воспроизводства диких животных. Это позволит:
создать необходимые условия для эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий за счет их расширения и создания требующейся инфраструктуры;
обеспечить развитие рекреационной, научной деятельности и экологического туризма на территориях, подвергающихся повышенному воздействию объектов промышленной деятельности;
образовать постоянно действующие посты в местах высокой уязвимости природных комплексов от браконьерства и техногенного воздействия с целью минимизации наносимого ущерба;
сократить ущерб диким животным и животноводству области;
более рационально использовать ресурсы объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
увеличить экономическую эффективность охотничьей отрасли, эффективно и рационально вести охотничье хозяйство на территории области, своевременно и качественно проводить охранные мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей граждан в проведении спортивной охоты;
природоохранные службы получат дополнительные возможности при выполнении возложенных задач по охране объектов животного мира, а также по управлению и координации деятельности охотхозяйственной системы.
Социально-экономическая эффективность программных мероприятий отражена в приложении N 3.
8. Организация управления реализацией программы
Общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, которое является государственным заказчиком программы.
Государственный заказчик программы:
представляет в установленном порядке информацию о ходе реализации программы в министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области;
вносит предложения по вопросам уточнения сроков реализации программы;
анализирует выполнение программы;
корректирует перечень мероприятий на очередной финансовый год в случае сокращения объемов финансирования программы из областного бюджета;
на конкурсной основе заключает государственные контракты, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов и мероприятий в рамках программы, и осуществляет общий контроль за их реализацией;
осуществляет реализацию программных мероприятий.
Ежегодно проводится оценка эффективности реализации программы.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Амурской области от 25 мая 2010 г. N 268 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.