Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
губернатора Амурской области
от 24 мая 2006 г. N 259
Порядок
оценки эффективности планируемых и реализуемых коммерческих
инвестиционных проектов
(с изменениями от 13 июля, 15 сентября 2006 г.)
I. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в целях проведения анализа эффективности планируемых и реализуемых коммерческих инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов области с использованием государственной поддержки (далее - проект).
Оценка эффективности проекта является одной из важнейших составляющих анализа инвестиционных проектов, на основе которой определяется возможность и целесообразность оказания государственной поддержки и реализации проекта.
Основой для оценки эффективности планируемых и реализуемых проектов является информация, содержащаяся в бизнес - плане проекта, утвержденном руководителем и заверенном печатью предприятия.
Оценка эффективности инвестиционного проекта осуществляется департаментом экономического развития и внешних связей Администрации Амурской области, структурными подразделениями Администрации области и привлеченными независимыми экспертными организациями.
Настоящий Порядок определяет также параметры, соответствие которым является основанием для досрочного прекращения, приостановления (переработки) реализации проекта.
II. Цели и задачи оценки эффективности инвестиционных проектов
2.1. Цель оценки эффективности инвестиционных проектов - получение государственной поддержки на основе измерения величины экономической, социальной и бюджетной отдачи проектов.
2.2. Задачи, решаемые на основе оценки эффективности инвестиционных проектов:
социально-экономическое обоснование принятия решений по государственной поддержке инвестиционных проектов в формах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Амурской области;
ранжирование инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки.
III. Основные определения, понятия и термины
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также прямой иностранной инвестиции, включающее необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Экономическая эффективность - количественные (цифровые) показатели, отражающие соотношение полученных результатов к затратам в результате осуществления инвестиционной деятельности.
Социальная эффективность - рост уровня доходов, улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни и рождаемости, сокращение смертности, безработицы, повышение качества образования и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющиеся непосредственным следствием реализации программы и поддающиеся количественной оценке.
Для оценки социальной эффективности коммерческих проектов применяется один показатель, характеризующий изменение уровня безработицы.
Бюджетная эффективность - количественные (цифровые) показатели, отражающие финансовые последствия осуществления инвестиционной деятельности для консолидированного бюджета области (областного бюджета).
Понятия и термины, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) от 21 июня 1999 года N ВК 477, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, и Законом Амурской области "Об инвестиционной деятельности в Амурской области" от 27.12.1996 N 125-ОЗ с учетом изменений и дополнений.
IV. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
4.1. Комплексный подход к использованию взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих экономическую, социальную и бюджетную отдачу от реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку.
4.2. Универсальность применения оценки эффективности инвестиционных проектов, которая характеризуется возможностью ее применения для предприятий различной отраслевой принадлежности и сфер деятельности, различных форм собственности.
4.3. Оперативность оценки экономической, социальной и бюджетной отдачи от реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, которая заключается в возможности проводить ее периодически по данным бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности предприятия.
V. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов
5.1. Критериями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:
экономическая эффективность проекта; бюджетная эффективность проекта; социальная эффективность проекта; оценка реализуемости проекта;
оценка необходимости предоставления государственной поддержки для реализации проекта на территории области;
оценка значимости реализации проекта для области.
5.2. Количественные и качественные показатели методики оценки инвестиционных проектов.
Отбор проектов осуществляется на основе следующих качественных и количественных критериев.
Качественные критерии для юридических лиц, претендующих на получение государственной поддержки, следующие:
наличие кредитной или другой организации, подтвердившей готовность к участию в проекте;
содействие выходу из кризиса и росту производства;
влияние на структурную перестройку экономики (посредством переориентации производства);
решение социальных проблем, создание новых рабочих мест.
Количественные критерии показателей эффективности проектов:
рентабельность проекта;
чистый доход и чистый дисконтированный доход;
внутренняя норма доходности;
срок окупаемости;
коэффициент социальной эффективности;
коэффициент бюджетной эффективности.
5.2.1. Расчет экономической эффективности.
При экономической оценке инвестиционных проектов используются следующие методы.
5.2.1.1. Важнейшим показателем эффективности проекта является рентабельность проекта, которая рассчитывается как отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.
Показатели эффективности рассчитываются на основании денежного потока, конкретные составляющие которого зависят от оцениваемого вида эффективности.
5.2.1.2. Чистый доход и чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта без учета и с учетом неравноценности эффектов, а также затрат (результатов), относящихся к различным моментам времени.
Чистым доходом (ЧД) называется накопленный эффект за расчетный период, определяемый по формуле:
Т
ЧД = Сумма_m = 0 (Ф_m - K_m), где:
m - номер шага расчета (m = 1,2,3..., Т);
Т - горизонт расчета;
Фm - денежный поток на m-м шаге расчета;
Km - капиталовложения на m-м шаге расчета.
5.2.1.3. Чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV) определяется как сумма эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу (превышение интегральных результатов над интегральными затратами). Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
Т
ЧДД = Сумма_m = 0 (Фm - Km) * 1 / (1 + Е), где
Е - норма дисконта.
Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы ЧДД был положительным, при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности).
5.2.1.4. Внутренней нормой доходности (внутренняя норма рентабельности, IRR) называется значение коэффициента дисконтирования, при котором ЧДД проекта равен нулю.
ВНД = Е, при котором ЧДД = 0
5.2.1.5. Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
5.2.1.6. Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Для точного расчета срока окупаемости используется формула:
n
T = T_1 + (S_m) / ((S_m) + (S_m + 1)), где
T_1 - число лет до смены знаков накопленных потоков;
S_m - значение кумулятивного чистого (дисконтированного) потока денежных средств на шаге (m) перехода с "-" на "+".
5.2.2. Расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта.
5.2.2.1. Бюджетная эффективность отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы областного бюджета, консолидированного бюджета области.
Бюджетная эффективность проекта определяется отношением доходов бюджета (ДБ) к сумме его расходов (РБ):
ДБ
Б = -----,
РБ
В состав доходов консолидированного (областного) бюджета включаются:
налоговые поступления (с учетом льгот) данного года в консолидированный (областной) бюджет, относящиеся к осуществлению проекта;
поступающие в бюджет акцизы по проектам, производимым в соответствии с проектом;
эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
дивиденды по принадлежащим области акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта;
поступления в бюджет платы за пользование землей и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;
доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом.
К расходам бюджета относятся:
предоставление бюджетных средств на безвозмездной и возмездной основе;
бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Приведенный список доходов и расходов не является исчерпывающим, а может пополняться в связи с конкретными условиями.
Отдельно учитываются:
налоговые льготы, которые отражаются в уменьшении поступлений от налогов и сборов (в этом случае оттоков не возникает, но уменьшаются притоки);
государственные гарантии займов (оттоки при этом отсутствуют, дополнительным притоком служит плата за гарантии).
5.2.2.2. В основе оценки бюджетной эффективности лежит расчет приведенной стоимости баланса налоговых поступлений в консолидированный бюджет области (областной) от реализации проекта и средств, направляемых из консолидированного бюджета области (областного бюджета) на его поддержку.
Коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по формуле:
Т
К_бюдэф = Сумма_m = 0 (ДБ - РБ) * 1 / (1 + Е), где
К_бюдэф - коэффициент бюджетной эффективности;
ДБ - поступления в консолидированный бюджет области (областной бюджет) от реализации проекта за период j;
РБ - средства, направляемые из консолидированного бюджета области (областного бюджета) на поддержку проекта в период j;
Е - норма дисконта.
В качестве ставки дисконтирования используется значение ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным Банком РФ.
В случае предоставления государственных гарантий возможно определение индекса доходности гарантий (ИДГ) - отношение чистого денежного дохода бюджета к величине гарантий (в случае необходимости -дисконтированной).
5.2.3. Расчет социальной эффективности инвестиционного проекта.
5.2.3.1. В основе оценки социальной эффективности лежит количество создаваемых рабочих мест по проекту.
5.2.3.2. Коэффициент социальной эффективности инвестиционного проекта рассчитывается по формуле:
Ч_нрм
КС = ------, где
Ч_зн
КС - коэффициент социальной эффективности инвестиционного проекта;
Ч_нрм - количество новых рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта;
Ч_зн - численность занятых (количество рабочих мест) в муниципальном образовании, где реализуется проект.
5.2.4. Оценка реализуемости проекта предполагает оценку вероятности достижения показателей, предусмотренных инвестиционным проектом. В процессе оценки принимаются во внимание риски, связанные с изменением цен на выпускаемую продукцию, на приобретаемое сырье и полуфабрикаты, административные и системные риски, риски появления конкурентов и т.д.
5.2.5. Оценка необходимости предоставления государственной поддержки для реализации проекта на территории области направлена на оценку меры необходимости предоставления государственной поддержки для реализации проекта.
5.2.6. Оценка значимости реализации проекта для области предполагает оценку ранее не учтенных факторов, отражающих значимость реализации проекта на территории области.
VI. Алгоритм проведения комплексной количественной оценки отбора
инвестиционных проектов
6.1. Для каждого инвестиционного проекта рассчитывается сводный балл по формуле:
_экэф _бюдэф _соцэф _риск _нбх _зн
N_i = (0,2 * N_i + 0,2 * N_i + 0,1 * N_i + 0,2 * N_i + 0,2 * N_i + 0,1 * N_i ),
где:
i - индекс инвестиционного проекта;
N_i - сводный балл инвестиционного i-того проекта;
_экэф
N_i - сводный балл оценки экономической эффективности i-того
проекта;
_бюдэф
N_i - сводный балл оценки бюджетной эффективности i-того проекта
_соцэф
N_i - сводный балл оценки социальной эффективности i-того проекта;
_риск
N_i - сводный балл оценки рисков реализации i-того проекта;
_нбх
N_i - сводный балл оценки необходимости предоставления
государственной поддержки для реализации i-того проекта на территории
области;
_зн
N_i - сводный балл оценки значимости реализации i-того проекта для
области.
6.2. Сводный балл оценки экономической эффективности проекта рассчитывается по формуле:
N_экэф(i) = К_экэф(i) / Кэкэф(mах), где
К_экэф(i) - рентабельность по проекту, чистый дисконтированный доход i-того проекта, рассчитанный согласно п. 5.2.1.3. настоящего Порядка;
К_экэф(max) - максимальный размер рентабельности по проекту, чистого дисконтированного дохода i-того проекта из оцениваемой группы проектов.
6.3. Сводный балл оценки бюджетной эффективности проекта рассчитывается по формуле:
N_бюдэф(i) = К_бюдэф(i) / К_бюдэф(mах), где
К_бюдэф(i) - коэффициент бюджетной эффективности i-того проекта, рассчитанный согласно п. 5.2.2.2. настоящего Порядка;
К_бюдэф(max) - максимальный коэффициент бюджетной эффективности из оцениваемой группы проектов.
6.4. Сводный балл оценки социальной эффективности проекта рассчитывается по формуле:
N_соцэф(i) = К_соцэф(i) / К_соцэф(max), где:
К_соцэф(i) - коэффициент социальной эффективности i-того проекта, рассчитанный согласно п. 5.2.3.2. настоящего Порядка;
К_соцэф(max) - максимальный коэффициент социальной эффективности из оцениваемой группы проектов.
6.5. Сводный балл оценки реализуемости проекта рассчитывается по формуле:
N_риск(i) = N_риск(i,j) / M, где:
N_риск[i,j] - экспертная оценка риска i-того проекта j-ым экспертом;
М - число экспертов.
Экспертная оценка реализуемости производится отраслевыми департаментами и привлеченными независимыми экспертными организациями путем проставления балла в диапазоне от 0 до 1 с учетом следующей шкалы:
1 - крайне высокая вероятность достижения показателей, предусмотренных проектом; риски незначительны;
0,75 - высокая вероятность достижения показателей, предусмотренных проектом; существующие риски в состоянии повлиять на показатели проекта, не ставя при этом под сомнение успех реализации проекта;
0,5 - средняя вероятность достижения показателей, предусмотренных проектом; существующие риски в состоянии существенно повлиять на конечные результаты реализации проекта;
0,25 - низкая вероятность достижения показателей, предусмотренных проектом; существующие риски делают проект слабореализуемым;
О - показатели, представленные в проекте, не могут быть достигнуты.
6.6. Сводный балл оценки необходимости предоставления государственной поддержки для реализации проекта на территории области.
N_нбх(i) = N_нбх(i,j) / M, где:
N_нбх(i,j) - экспертная оценка необходимости предоставления государственной поддержки для реализации i-того проекта j-ым экспертом;
М - число экспертов.
Экспертная оценка необходимости предоставления государственной поддержки производится отраслевыми департаментами и привлеченными независимыми экспертными организациями путем проставления балла в диапазоне от 0 до 1 с учетом следующей шкалы:
1 - проект не может быть реализован без предоставления государственной поддержки ни при каких обстоятельствах;
0,5 - проект скорее всего не будет реализован без предоставления государственной поддержки;
0,25 - государственная поддержка проекта желательна, но не является жизненно необходимой;
О - проект будет реализован вне зависимости от предоставления государственной поддержки.
6.7. Сводный балл оценки значимости реализации проекта для области рассчитывается по формуле:
N_зн(i) = N_зн(i,j) / M, где:
N_зн(i,j) - экспертная оценка значимости реализации для области i-того проекта j-ым экспертом;
М - число экспертов.
Экспертная оценка значимости реализации для области проекта производится отраслевыми департаментами и привлеченными независимыми экспертными организациями путем проставления балла в диапазоне от О (проект не значим) до 1 (высший уровень значимости проекта).
VII. Выводы об оценке эффективности инвестиционных проектов
и возможности выявления победителей инвестиционных проектов
на получение государственной поддержки
7.1. В случае если какой-либо проект получает сводный балл оценки реализуемости меньше 0,5 либо сводный балл оценки необходимости предоставления государственной поддержки для реализации проекта на территории области меньше 0,3, данному проекту присваивается нулевой сводный балл. Проектам с нулевым сводным баллом государственная поддержка не может быть оказана ни при каких условиях.
7.2. Инвестиционные проекты ранжируются в соответствии с рассчитанным сводным баллом, при этом первый ранг получает проект, получивший наибольший сводный балл.
7.3. Первым признается проект, получивший первый ранг согласно процедуре, указанной в пп. 6.7.
В случае если общая сумма средств, предназначенная для поддержки проектов, выше суммы средств, необходимой для поддержки отобранного (-ых) проекта (-ов), и максимальное количество проектов, которые могут получить государственную поддержку, не достигнуто, то остаток суммы переходит на поддержку проекта, получившего следующий ранг.
VIII. Система критериев, которые являются
основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации
инвестиционных проектов
8.1. При оценке эффективности проекта используется информация об условиях его реализации.
Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет создания запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.
8.2. Основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов являются следующие критерии:
8.2.1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности в случаях:
признания предприятия банкротом;
стихийных или иных бедствий, катастроф;
введения чрезвычайного положения;
если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.
8.2.2. Несогласованное изменение субъектом инвестиционной деятельности в ходе реализации инвестиционного проекта направленности и основных технических и экономических параметров проекта.
Присутствие указанного критерия определяется наличием хотя бы одного из следующих индикаторов:
изменение номенклатуры (ассортимента) выпускаемых или реализуемых товаров, работ (услуг);
изменение места реализации проекта (за исключением переноса дислокации в пределах территории одного муниципального образования).
8.2.3. Существенное изменение субъектом инвестиционной деятельности сроков реализации инвестиционного проекта, в том числе в части продолжительности строительства.
Присутствие указанного критерия определяется наличием хотя бы одного из следующих индикаторов:
отсутствие документальных свидетельств о начале предусмотренного проектом выпуска товаров, работ, услуг;
отсутствие документальных свидетельств о наборе предусмотренного проектом персонала;
отсутствие документальных свидетельств о приемке выполненных работ на объектах строительства;
отсутствие актов приемки в эксплуатацию основных средств, предусмотренных инвестиционным проектом.
8.2.4. Отсутствие реального бюджетного, экономического или социального эффекта в ходе реализации инвестиционного проекта (если его возникновение было запланировано на промежуточных этапах реализации проекта). Присутствие указанного критерия определятся наличием совокупного значения индикаторов эффективности на уровне ниже 50%.
Таблица
Код | Наименование индикатора | Вес индикатора в % |
А | Индикаторы бюджетной эффективности | 50 |
А1 | Фактические бюджетные притоки соответствуют или превышают уровень, заявленный инициатором инвестиционного проекта |
50 |
Фактические бюджетные притоки не более чем на 10% ниже уровня, заявленного инициатором инвестиционного проекта |
25 | |
Фактические бюджетные притоки не более чем на 25% ниже уровня, заявленного инициатором инвестиционного проекта |
12 | |
Фактические бюджетные притоки более чем на 25% ниже уровня, заявленного инициатором инвестиционного проекта |
0 | |
В | Индикаторы экономической эффективности | 20 |
В1 | Обеспечение соотношения чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции на предусмотренном проектом уровне |
12 |
Обеспечение соотношения чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции с отклонением не более чем на 25% от предусмотренного проектом уровня |
6 | |
В2 | Обеспечение чистой рентабельности активов на предусмотренном проектом уровне |
8 |
Обеспечение чистой рентабельности активов с отклонением не более чем на 25% от предусмотренного проектом уровня |
4 | |
Обеспечение чистой рентабельности активов с отклонением более чем на 25% от предусмотренного проектом уровня |
0 | |
С | Индикаторы социальной эффективности | 10 |
С2 | Фактическое число созданных рабочих мест соответствует или превышает уровень, заявленный инициатором инвестиционного проекта |
10 |
Фактическое число созданных рабочих мест не более чем на 10% ниже уровня, заявленного инициатором инвестиционного проекта |
5 | |
Фактическое число созданных рабочих мест не более чем на 25% ниже уровня, заявленного инициатором инвестиционного проекта |
2 | |
Фактическое число созданных рабочих мест более чем на 25% ниже уровня, заявленного инициатором инвестиционного проекта |
0 |
Присутствие того или иного индикатора эффективности определяется в ходе мониторинга реализации инвестиционного проекта.
IX. Досрочное прекращение (приостановление) оказания
государственной поддержки реализации инвестиционных проектов
9.1. Прекращение или приостановление государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности производится в случаях:
нарушения условий договорных обязательств по предоставлению государственной поддержки, в том числе нецелевого использования средств;
установления в стадиях реализации инвестиционного проекта факта предоставления недостоверной информации для проведения экспертизы проекта;
прекращения или приостановления инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
9.2. При выявлении соответствия инвестиционного проекта критериям, указанным в разделе VIII настоящего Порядка, департамент экономического развития и внешних связей Администрации области выносит на рассмотрение областной комиссии по вопросам финансовой и инвестиционной политики вопрос о прекращении (приостановлении) оказания государственной поддержки реализации инвестиционного проекта.
9.3. Комиссия по вопросам финансовой и инвестиционной политики принимает решение о досрочном прекращении или приостановлении оказания государственной поддержки.
9.4. Приостановление государственной поддержки производится до момента устранения субъектом инвестиционной деятельности выявленных нарушений. Решение о возобновлении государственной поддержки принимается областной комиссией по вопросам финансовой и инвестиционной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.