Закон Амурской области
от 18 ноября 2005 г. N 93-ОЗ
"Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"
Принят областным Советом народных депутатов 20 октября 2005 года
(с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря, 13 декабря 2006 г.)
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 20 октября 2005 г. N 7/367 "О Законе Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год"
Губернатор
Амурской области |
Л.В.Коротков |
г.Благовещенск
18 ноября 2005 г.
N 93-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"
(утв. Законом Амурской области от 18 ноября 2005 г. N 93-ОЗ)
(с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря, 13 декабря 2006 г.)
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта программы к настоящему Закону приостановлено на 2007 год
Законом Амурской области от 28 декабря 2006 г. N 274-ОЗ в паспорт программы к настоящему Закону внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 128-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта программы к настоящему Закону было приостановлено на 2006 год
Паспорт
областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" |
Основание для разработки программы |
Постановление губернатора области от 09.03.2005 N 124 "О развитии горнодобывающей промышленности Амурской области" |
Государственный заказчик программы |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области |
Разработчик программы | Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области |
Цель программы | Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов на территории области и создание инвестиционного фонда участков недр, подготовленных для последующей оценки, разведки и добычи приоритетных (золото) и нетрадиционных для области видов минерального сырья с целью дальнейшего развития горнодобывающего комплекса |
Основные задачи (мероприятия) программы |
1. Поисковые, оценочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на рудное и россыпное золото, серебро, медь, молибден, вольфрам, олово, свинец, цинк, никель, платиноиды, редкоземельные элементы, хром, тальк, графит, апатиты и прочие полезные ископаемые. 2. Специализированные исследования территорий, перспективных на нефтегазоносность. 3. Поиски и оценка эксплуатационных запасов подземных минеральных вод для развития бальнеологических учреждений области. 4. Мониторинг состояния месторождений и участков недр общераспространенных полезных ископаемых; поиски и оценка месторождений нерудного сырья для решения значимых социально-экономических проблем области. 5. Геоэкологические исследования и мониторинг геологической среды. 6. Технологическое изучение, анализ ресурсной базы и оценка конъюнктуры рынка нетрадиционных для области видов минерального сырья (черные, цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы, графит, тальк, апатиты, фосфориты, сапропели, цеолиты, алуниты, молодые бурые угли и прочие полезные ископаемые), имеющих важное значение для развития экономики области. 7. Составление геолого-экономических карт и разработка геолого-экономических моделей месторождений полезных ископаемых, предлагаемых к освоению |
Сроки реализации программы |
2006-2010 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Областной бюджет: 2006 год - 42,175 млн.руб.; 2007 год - 169 млн.руб.; 2008 год - 177 млн.руб.; 2009 год - 195 млн.руб.; 2010 год - 202 млн.руб. 1. Геологические работы общегосударственного значения на территории области (региональные картосоставительские, геохимические, геофизические, прогнозно-поисковые) будут финансироваться из средств федерального бюджета в рамках долгосрочной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.2005 N 160). 2. Поисково-оценочные и разведочные работы с подсчетом промышленных категорий запасов полезных ископаемых в пределах участков распределенного фонда недр для целей совмещенного пользования (геологического изучения и разведки и добычи) будут производиться за счет собственных средств предприятий |
Исполнители основных мероприятий программы |
Государственные федеральные унитарные геологические предприятия. Специализированные геологоразведочные предприятия. Геологоразведочные службы горнодобывающих предприятий. Научно-исследовательские учреждения |
Контроль над реализацией программы |
Контроль над реализацией программы осуществляют: Администрация области; областной Совет народных депутатов; управление Росприроднадзора по Амурской области; контрольно-счетная палата области |
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением губернатора области от 09.03.2005 N 124 "О развитии горнодобывающей промышленности Амурской области", является логическим продолжением областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы" (утверждена Законом Амурской области от 19.11.2002 N 147-ОЗ) и финансировавшихся из средств областного бюджета годовых программ 1999-2002 годов.
Структура геологоразведки за прошедшее время претерпела значительные изменения по источникам финансирования, а также по отраслям и видам выполняемых работ. На фоне общего уровня выполнения геологоразведочных работ в течение 2000-2003 годов (199,8-244,3 млн.руб.) и резкого роста в 2004 году до 403,8 млн.руб. (см. таблицу 1) происходили следующие изменения. Во-первых, по мере значительного сокращения федерального финансирования и сокращения финансирования из областного бюджета отмечался рост объемов работ, выполняемых предприятиями за счет собственных средств и инвестиций: от 17,6 млн.руб. в 2000 году до 319,5 млн.руб. в 2004 году. Во-вторых, при сокращении объема финансирования региональных работ с 44,6 млн.руб. в 2000 году до 12,8 млн.руб. в 2003 году и стабилизации затрат на поиски и разведку россыпных месторождений золота на уровне 60-70 млн.руб. в год отмечался постоянный рост затрат на поиски и разведку месторождений рудного золота: с 60,8 млн.руб. в 2000 году до 255,5 млн.руб. в 2004 году. Кроме того, за прошедшие пять лет значительные средства были вложены предприятиями в поиски и разведку месторождений титана и никеля.
Тем не менее, несмотря на рост внебюджетных инвестиций в геологоразведку, значение бюджетного финансирования не уменьшается, так как именно опережающее поисковое изучение площадей и оценка в их пределах наиболее перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых объектов обуславливают заинтересованность предприятий в геологическом изучении участков и проведении разведочных работ за счет собственных средств.
Объемы геологоразведочных работ, выполненные за счет финансирования из различных источников, и основные результаты работ по затраченным средствам областного бюджета приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы геологоразведочных работ, выполненных в 2000-2004 годах,
прогноз на 2005 год и основные результаты работ
по затраченным средствам областного бюджета
N п/п |
Наименование показателя | Единицы измерения |
2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. (прогноз) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Объемы геологоразведочных работ (всего), в том числе: |
млн. руб. | 199,8 | 244,3 | 217,3 | 227,4 | 403,8 | 515,2 |
федеральный бюджет | млн. руб. | 66,5 | 25,2 | 4 | 6 | 7,2 | 71,7 | |
областной бюджет | млн. руб. | 115,7 | 159,4 | 144,9 | 78,4 | 77,1 | 43,5 | |
собственные средства предприятий |
млн. руб. | 17,6 | 59,7 | 68,4 | 143 | 319,5 | 400 | |
2 | Показатели результативности затрат средств областного бюджета | |||||||
Прогнозные ресурсы рудного золота P_1 |
т | 13,9 | 27,7 | 17,9 | 5,1 | 9,5 | 5,5 | |
Прогнозные ресурсы россыпного золота Р_1 |
т | 3,8 | 6,2 | 3,6 | 2 | 2,1 | 1 | |
Запасы россыпного золота категории С_1 |
т | 2,2 | 2,1 | 0,1 | ||||
Всего прирост запасов и ресурсов |
т | 19,9 | 36 | 21,6 | 7,1 | 11,6 | 6,5 | |
3 | Эффективность затрат средств областного бюджета | |||||||
Прирост стоимости золота в недрах |
млн. руб. | 1802 | 3023 | 2983 | 893 | 1546 | 875 | |
Прирост стоимости ресурсов и запасов золота в недрах на единицу затрат областного бюджета |
руб. на 1руб. |
15,58 |
18,96 |
22,87 |
11,39 |
20,10 |
20,12 |
|
Прогноз поступления налогов в бюджет области при добыче золота в объемах запасов, равных выявленным за период |
руб. на 1руб. |
2,10 |
2,56 |
3,09 |
1,02 |
1,81 |
1,81 |
Из таблицы 1 следует, что вложение средств областного бюджета в геологоразведочные работы характеризуется высокой эффективностью. Положительный экономический эффект достигается также и инициированием инвестиций в последующие разведочные работы и добычу полезных ископаемых. Так, таблицей 1 не учтены налоги в областной бюджет от геологоразведочных работ, производимых предприятиями за счет собственных средств и привлеченных инвестиций, которые составляют около 7% выполняемого объема, то есть в 2004 году - 22,4 млн.руб. и в 2005 году (прогноз) - 28,0 млн.руб.
Начиная с 2005 года ожидается активизация федерального бюджета в размещении госзаказа на геологическое изучение участков недр на территории области. Прогнозируемые размеры федерального финансирования составят 90-140 млн.руб. в год. Средства будут преимущественно вкладываться в региональные картосоставительские, геохимические, геофизические и прогнозно-поисковые работы и в гораздо меньшем объеме - в детальные поиски и оценку рудного и россыпного золота. Отличительной чертой долгосрочной (до 2020 года) федеральной целевой программы является ее нацеленность на решение задач общегосударственного значения, в число которых по области на данный момент включено только развитие сырьевой базы золотодобычи.
Вместе с тем одной из основных задач настоящей программы, реализация которой зависит от финансирования из областного бюджета, в предстоящие пять лет является подготовка сырьевой базы для частичной переориентации горнодобывающей промышленности области на черные, цветные и редкие металлы, горно-техническое и химическое сырье, минеральные удобрения и прочие виды полезных ископаемых при сохранении необходимых объемов поисковых и оценочных работ на рудное и россыпное золото, добыча которого еще долгое время останется наиболее приоритетной в регионе.
Таким образом, для достижения поставленных целей в рамках настоящей программы необходимо, во-первых, последовательно решать проблему воспроизводства ресурсов рудного и россыпного золота, во-вторых, подготовить для лицензирования и последующей разведки за счет собственных средств предприятий перечень участков недр, перспективных на выявление месторождений меди, молибдена, вольфрама, олова, никеля, металлов платиновой группы, хрома, свинца, цинка, графита, талька, легкообогатимых апатитовых руд, редкоземельных и редких элементов и прочих полезных ископаемых, вовлечение в эксплуатацию которых возможно после 2009-2010 годов.
Геологоразведочные работы на территории области выполняют следующие виды предприятий:
1. Федеральные государственные унитарные геологические предприятия (далее - ФГУПТ).
Это ФГУГП "Амургеология" и ФГУГП "Дальгеофизика", выполняющие работы за счет средств федерального и областного бюджетов, а также по заказам горнодобывающих предприятий за их счет. ФГУГП выполняют региональные работы, ведут поиски и оценку рудных месторождений золота и других металлов, экологические исследования и мониторинг, геофизические и гидрогеологические работы.
2. Специализированные (сервисные) геологоразведочные предприятия.
В эту группу входят предприятия частной формы собственности, образовавшиеся после распада геологоразведочных экспедиций в 1990-х годах. Большая их часть занимается поисками и разведкой россыпных месторождений золота. Это ООО ГРП "Угрюм-Река", ООО "Геологоразведка", ООО "Улунга", ООО НТГГП "Регис". Поисковые работы на рудное золото выполняют ООО ГРФ "Недра", ООО НПГП "Регис", ООО "НП-Центр", ООО ГРП "Угрюм-Река", ООО "Партия 819", ООО "Геотехнологии". Гидрогеологические и геоэкологические работы проводят ООО "Арго", ЗАО "Гидэк" и некоторые другие.
Предприятия этой группы находятся на полном хозяйственном расчете, по их обязательствам отвечают только они сами. Устойчивость основной части предприятий подтверждена более чем десятилетней деятельностью, к настоящему времени они способны выполнять практически весь комплекс геологоразведочных работ.
3. Геологоразведочные службы горнодобывающих предприятий.
В области такие службы в целом развиты слабо. По россыпному золоту наиболее результативны геологоразведочные подразделения в артелях "Александровская", "Исток", "Мая", ЗАО "Амур-Доре". Выполняют некоторые объемы работ, хотя и не покрывая потребностей предприятия, артели старателей "Восток-1", "Пилос и С" и ряд других.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по геологическому изучению недр способны выполнять академические и отраслевые институты, в частности институт геологии и природопользования Дальневосточного отделения Российской академии наук и Иркутский научно-исследовательский институт редких и благородных металлов и алмазов (ОАО "Иргиредмет"), а также такие предприятия, как ООО "Геотехнологии", ФГУГП "Амургеология", ООО "Геобит", ЗАО "НБЛ-золото" и другие.
Таким образом, на территории области в сфере геологоразведочного производства действуют более 20 предприятий различных форм собственности, что позволило создать конкурентную среду на данном рынке.
Всего в 2006-2010 годах для выполнения настоящей программы по разделу "Золото россыпное" необходимо пробурить колонковым и ударно-канатным способами 74 000 м скважин, или в среднем в год 14 800 м скважин. Технические возможности специализированных предприятий по данному виду мероприятий отражены в таблице 2.
Таблица 2
Технические возможности специализированных предприятий
по поискам и разведке месторождений россыпного золота
Предприятия | Количество буровых станков | Производи- тельность на станок в год, м |
Объемы бурения, м |
||
колонкового бурения |
ударно- канатного бурения |
всего |
|||
ЗАО "Амур- Доре" | 1 | 2 | 3 | 3 000 | 9 000 |
ООО "Золоторазведка" | 1 | 2 | 3 | 3 000 | 9 000 |
ООО "Улунга" | 2 | 2 | 3 000 | 6 000 | |
ООО "Регис" | 2 | 2 | 3 000 | 6 000 | |
ООО "Угрюм-Река" | 3 | 3 | 6 | 3 000 | 18 000 |
ООО "Геологоразведка" | 1 | 2 | 3 | 3 000 | 9 000 |
Всего годовая производительность | 57 000 |
Из таблицы 2 следует, что возможности предприятий в несколько раз превосходят запланированный настоящей программой объем работ и что данный уровень позволяет этим же предприятиям вести геологоразведочные работы как по заказам горнодобывающих артелей и компаний, так и за счет федерального бюджета.
По другим направлениям настоящей программы комплекс геологоразведочных работ в целом одинаков и включает в себя поисковые работы масштаба 1:50000, детальные поиски масштаба 1:10000, механизированную проходку канав и колонковое бурение скважин. Эти работы могут выполняться как государственными, так и частными предприятиями, специализирующимися на поисках рудных месторождений.
Технические возможности действующих предприятий по выполнению указанных работ отражены в таблице 3.
Таблица 3
Технические возможности специализированных предприятий
по поискам рудных месторождений
Предприятия | Поиски масштаба 1:50000, км2 |
Поиски масштаба 1:10000, км2 |
Геофизические работы масштаба 1:10000, км1 |
Проходка канав и траншей | Бурение колонковых скважин | ||||
количество бульдозер- ной техники, машины |
годовая производите- льность на машину, м3 |
всего в год, м3 |
количество буровых станков, станки |
годовая производи- тельность на станок, м |
всего в год, пог. м |
||||
ФГУГП "Амурпеология" | 150 | 10 | 15 | ||||||
ФГУГП "Дальгеофизика" | 10 | 25 | 2 | 20 000 | 40 000 | 2 | 3 000 | 6 000 | |
ООО "НП-Центр" | 100 | 10 | 10 | ||||||
ООО ГРФ "Недра" | 150 | 10 | |||||||
ООО "Угрюм-Река" | 3 | 20 000 | 60 000 | 2 | 3 000 | 6 000 | |||
ООО "Партия 8 19" | 3 | 3 000 | 9 000 | ||||||
ООО НПГП "Регис" | 3 | 20 000 | 60 000 | 2 | 4 000 | 8 000 | |||
Всего в год | 400 | 40 | 50 | 160 000 | 29 000 | ||||
Необходимо | 360 | 30 | 30 | 180 000 | 5 000 |
Из таблицы 3 видно, что общий геологоразведочный потенциал предприятий соответствует требованиям настоящей программы. Напряженная ситуация складывается лишь по механизированной проходке поверхностных горных выработок, где запланированные потребности несколько превышают существующие возможности этих предприятий. Данная проблема решается привлечением бульдозерной техники других предприятий, в том числе и добывающих.
Таким образом, техническая обеспеченность геологоразведочных предприятий, осуществляющих деятельность на территории области, достаточна для выполнения мероприятий настоящей программы не только по отношению к разделам "Золото рудное" и "Золото россыпное", но и в применении к поискам и оценке других полезных ископаемых.
Цель, задачи и сроки реализации настоящей программы
Целью настоящей программы являются воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов на территории области и создание инвестиционного фонда участков недр, подготовленных для последующего лицензирования на право геологического изучения, разведки и добычи приоритетных (золото) и нетрадиционных для области видов минерального сырья, с целью дальнейшего развития горнодобывающего комплекса - одной из ведущих отраслей промышленности в экономике области.
Ориентируясь на потенциал недр области, финансовые возможности областного бюджета и состояние рынка минерального сырья, можно определить основные направления или задачи развития минерально-сырьевой базы области с методами их решения в рамках настоящей программы:
1. Поисковые, оценочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на объектах, перспективных для выявления промышленных месторождений рудного золота, серебра, меди, молибдена, вольфрама, олова, свинца, цинка, никеля, металлов платиновой группы, редкоземельных и редких элементов, хрома, талька, графита, легкообогатимых апатитовых руд и прочих полезных ископаемых.
2. Поисковые и оценочные работы на россыпное золото в недоизученных или ранее слабоизученных золотороссыпных районах, поиски древних золотоносных россыпей в погребенных речных долинах, научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение этих работ.
3. Поиски нефти и газа методами комплексных геолого-геофизических исследований и параметрического бурения скважин.
4. Поиски и оценка эксплуатационных запасов подземных минеральных вод для развития государственных бальнеологических учреждений.
5. Проведение мониторинга состояния месторождений и участков недр общераспространенных полезных ископаемых; поиски и оценка месторождений нерудного сырья для решения значимых социально-экономических проблем области.
6. Проведение геоэкологических исследований и мониторинга геологической среды.
7. Технологическое изучение нетрадиционных для области видов минерального сырья: черных, цветных и редких металлов, редкоземельных элементов, графита, талька, апатитов, фосфоритов, сапропелей, цеолитов, алунитов, молодых бурых углей и прочих полезных ископаемых, имеющих важное значение для экономики области, в частности, для развития ее агропромышленного комплекса.
8. Анализ ресурсной базы и оценка конъюнктуры рынка нетрадиционных для области видов минерального сырья с целью определения основных направлений развития горнодобывающего комплекса на ближайшую перспективу.
9. Составление геолого-экономических карт и разработка геолого-экономических моделей месторождений полезных ископаемых, предлагаемых к освоению.
Изложенные выше задачи будут решаться средствами областного бюджета с 2006 по 2010 год. Итогом реализации мероприятий настоящей программы явится создание необходимого фонда участков недр, подготовленных к выставлению на конкурсы или аукционы для дальнейшей оценки и разведки промышленных запасов за счет средств предприятий-недропользователей и ввода этих объектов в эксплуатацию.
Система программных мероприятий и
их технико-экономическое обоснование
С учетом текущего и перспективного участия в решении экономических и социальных проблем области выделяется следующий ряд приоритетных мероприятий по видам минерального сырья и стадиям его геологического изучения для поддержки средствами областного бюджета:
1. Поиски и оценка полезных ископаемых, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы соответствующей тематики.
1.1. Нефть и газ.
Предполагается провести геофизические и геохимические исследования, а также минимально необходимый комплекс параметрического бурения в пределах перспективных на нефтегазоносность территорий.
1.2. Черные металлы.
На территории области располагаются разведанные или оцененные месторождения железа и титана. Их дальнейшее изучение будет проводиться за счет средств недропользователей. За счет средств областного бюджета планируется проведение анализа ресурсной базы железных и титановых руд с целью определения объектов первоочередного лицензирования. Предполагается также провести комплекс поисковых работ на хромитовые руды в пределах наиболее перспективных участков.
1.3. Цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы.
За 2006-2010 годы необходимо подготовить достаточный перечень участков недр с оцененными ресурсами и запасами цветных и редких металлов, а также редкоземельных элементов для целей частичной переориентации горнодобывающей промышленности области и привлечения в нее инвестиционного капитала.
Планируются проведение анализа ресурсной базы и оценка конъюнктуры рынка этих видов минерального сырья, а также выполнение поисковых, оценочных и ревизионных работ (включая технологические исследования руд) на следующие полезные ископаемые: медь, молибден, вольфрам, олово, свинец, цинк, тантал, ниобий и редкоземельные элементы (скандий, иттрий, лантан, церий, празеодим и другие).
Перспективы территории области на никелевые руды будут оцениваться в основном за счет средств добывающих предприятий.
Указанные задачи будут решаться проведением полевых работ на перспективных участках и научными исследованиями.
1.4. Благородные металлы.
1.4.1. Золото рудное.
В течение 2006-2010 годов будут продолжены и вновь организованы поисковые и оценочные работы на рудопроявлениях области в пределах практически всех золоторудных узлов. При этом будут выполняться поиски масштабов 1:50000 и 1:10000 с детализацией на выявленных перспективных рудных объектах и оценкой ресурсов и запасов по категориям pi и ?2- С целью обоснованного выбора участков для проведения поисковых работ предполагается выполнить необходимый объем научно-исследовательских разработок.
1.4.2. Золото россыпное.
Поиски россыпных месторождений золота будут в основном сосредоточены на флангах известных золотороссыпных районов (узлов). Будут продолжены научные исследования и опытно-конструкторские разработки по закономерностям размещения месторождений и изучению особенностей технологии обогащения песков.
Результатом работ явится прирост прогнозных ресурсов категории Р_1.
1.4.3. Платина.
По результатам прогнозно-поисковых и поисковых исследований, проведенных в 2002-2005 годах, будут выделены перспективные участки для дальнейшего изучения. По итогам работ 2006-2010 годов ожидается выявление средних по масштабу платиноносных объектов с оцененными ресурсами Р_1 для целей их дальнейшего геологического изучения, разведки и добычи за счет средств недропользователей.
1.5. Минеральное агросырье и горно-химическое сырье.
В области известны месторождения и проявления графита, апатитов, фосфоритов, цеолитов, алунитов, сапропеля, гуминовых удобрений, пригодных для химической переработки бурых углей и других видов горнотехнического и химического сырья, а также минеральных удобрений. Для увеличения инвестиционной привлекательности этой группы полезных ископаемых предполагается продолжить изучение их технологических свойств и сфер применения, а также провести общий анализ их ресурсной базы и оценку конъюнктуры рынка на эти виды минерального сырья.
За счет средств областного бюджета предполагается завершить оценку запасов участка первоочередного освоения Евгеньевского месторождения апатитовых руд. Для расширения сырьевой базы производства фосфорных удобрений предполагается провести поиски аналогичных легкообогатимых руд на ряде других перспективных участков.
Область располагает значительными ресурсами графита. Для рассмотрения возможности отработки месторождений данного вида сырья планируется произвести оценку запасов и изучить технологические свойства руд одного из наиболее перспективных проявлений графита.
1.6. Общераспространенные полезные ископаемые.
Начиная с 2005 года месторождения общераспространенных полезных ископаемых, включая строительные материалы, находятся в ведении Администрации области. Для рационального использования этих месторождений необходимо проведение постоянного отслеживания (мониторинга) их состояния. Поиски и оценка месторождений этой группы за счет средств областного бюджета будут производиться только для решения значимых социально-экономических проблем области.
1.7. Подземные минеральные воды.
За счет средств областного бюджета планируется изучение новых и доизучение ранее выявленных месторождений и проявлений минеральных вод для целей улучшения государственной системы бальнеологического лечения.
2. Геоэкологические работы и мониторинг геологической среды.
В рамках этого направления планируются геологические наблюдения участков недр с угрожающей экологической обстановкой.
3. Работы по созданию инвестиционного фонда участков недр.
Область располагает значительными скоплениями в недрах разнообразного минерального сырья, общий потенциал которого оценивается в 740 млрд.долларов США. Эти прогнозные ресурсы только в незначительной мере реализованы в запасы, пригодные к практическому использованию. Так, по золоту степень реализации составляет менее 4%, по железу - менее 19%, по другим полезным ископаемым (кроме угля) количество разведанных запасов либо крайне незначительно, либо их нет.
Вместе с тем далеко не все залежи полезных ископаемых имеют перспективу вовлечения в хозяйственный оборот даже в отдаленном будущем. В настоящее время и на ближайшую перспективу горнодобывающей промышленности требуются объекты с доказанной рентабельностью или потенциальной востребованностью. При этом должны учитываться не только объемы и качество сырья, но и другие факторы: затраты на оценку, разведку и добычу, переработку, транспортировку и прочие. Показатели рентабельности для новых районов должны значительно отличаться от таковых для освоенных районов с развитой инфраструктурой.
В связи с этим данный раздел мероприятий настоящей программы предусматривает на основе составления геолого-экономических карт проведение геолого-экономической оценки (анализа) месторождений и проявлений полезных ископаемых государственного фонда недр с целью выявления на территории области потенциально ликвидных объектов и выделения перспективных площадей, которые могут стать субъектами лицензирования и инвестирования.
Разделом также предусматриваются мероприятия по подготовке технико-экономических предложений по добыче полезных ископаемых (инвестиционных проектов) и оценке возможностей вовлечения в эксплуатацию нетрадиционных для области видов минерального сырья.
Результатом данных работ явится создание инвестиционного пакета (фонда) участков недр, который позволит вести оперативное государственное управление и перспективное планирование в сфере изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов на территории области с подготовкой перспективных объектов и площадей для лицензирования и составлением инвестиционных предложений (проектов).
Для достижения целей настоящей программы необходимо выполнить следующие основные виды геологоразведочных работ по направлениям (таблица 4):
Таблица 4
Планируемое выполнение основных видов геологоразведочных работ
Мероприятия геологоразведочных работ |
Колонковое и ударно-канатное бурение на поисках россыпей золота (м) |
Поиски и оценка рудных месторождений | |||
комплекс поисковых работ масштаба 150000, км2 |
комплекс поисковых работ масштаба 1:10000, км2 |
колонковое бурение скважин, м |
проходка канав и траншей, м3 |
||
Цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы |
600 |
30 |
6 000 |
200 000 |
|
Золото рудное | 1 200 | 80 | 12 000 | 460 000 | |
Золото россыпное | 74 000 | ||||
Платина | 12 | 2 400 | 80 000 | ||
Минеральное агросырье и горно-химическое сырье |
28 | 4 600 | 160 000 | ||
Всего | 74 000 | 1 800 | 150 | 25 000 | 900 000 |
Механизм реализации настоящей программы
Государственный заказчик настоящей программы - департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области.
Реализация мероприятий программы, финансируемых из средств областного бюджета, будет производиться по государственным контрактам, заключаемым с предприятиями и организациями согласно законодательству Российской Федерации и области на конкурсной основе, а также на основании ежегодно заключаемых с подрядчиком соглашений в соответствии с пообъектным планом мероприятий настоящей программы на текущий год. Предполагается, что в конкурсах на производство работ за счет областного бюджета будут участвовать в основном государственные унитарные и специализированные частные предприятия, так как подразделения горнодобывающих предприятий будут в основном решать свои задачи в пределах полученных лицензионных отводов.
Работы, начатые по ранее действовавшей программе (2003-2005 годы), будут продолжены по настоящей программе без изъятия. Долгосрочные государственные контракты на производство геологоразведочных, тематических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, заключенные с подрядчиками-недропользователями в рамках областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы", будут продолжены на основе пообъектного плана мероприятий настоящей программы на текущий год и соответствующих соглашений.
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 128-ОЗ действие отдельных пунктов раздела "Ресурсное обеспечение настоящей программы" настоящей программы было приостановлено на 2006 год
Ресурсное обеспечение настоящей программы
Расчет необходимых сумм финансирования мероприятий настоящей программы из областного бюджета произведен на основании прогнозной оценки суммарной величины налога на добычу полезных ископаемых (золота, угля и минеральной воды), более половины которого поступает в доходную часть бюджета области. Расчет приведен в таблице 5.
Таблица 5
Расчет величины средств областного бюджета,
направляемых на реализацию настоящей программы
Полезные ископаемые |
Расчетные параметры |
Прогноз | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Золото | Добыча, кг | 14100 | 14500 | 15000 | 15500 | 16000 |
Реализация, млн.руб. | 5710,5 | 6017,5 | 6307,5 | 6975,0 | 7200,0 | |
Налог на добычу, поступающий в бюджет области, млн.руб. |
205,58 |
216,63 |
227,07 |
251,10 |
259,20 |
|
Планируемые средства на реализацию, млн.руб. |
130,20 |
137,20 |
143,81 |
159,03 |
164,16 |
|
Уголь | Добыча, тыс. тонн | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 |
Реализация, млн.руб. | 1900 | 2036 | 2160 | 2292 | 2420 | |
Налог на добычу, поступающий в бюджет области, млн.руб. |
45,60 |
48,86 |
51,84 |
55,01 |
58,08 |
|
Планируемые средства на реализацию, млн.руб. |
28,88 |
30,95 |
32,83 |
34,84 |
36,78 |
|
Минеральная вода |
Добыча, тыс. м3 | 35 | 36 | 35 | 40 | 40 |
Реализация, млн.руб. | 35 | 36 | 35 | 40 | 40 | |
Налог на добычу, поступающий в бюджет области, млн.руб. |
1,575 |
1,620 |
1,575 |
1,800 |
1,800 |
|
Планируемые средства на реализацию, млн.руб. |
1,00 |
1,03 |
1,00 |
1,14 |
1,14 |
|
Всего планируемые средства на реализацию, млн.руб. |
160,08 | 169,17 | 177,64 | 195,01 | 202,08 |
В соответствии с основной целью и задачами настоящей программы, структура ее финансирования по основным разделам мероприятий выглядит следующим образом (таблица 6).
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы 6 раздела 6 программы к настоящему Закону приостановлено на 2007 год
Законом Амурской области от 28 декабря 2006 г. N 274-ОЗ в таблицу 6 программы к настоящему Закону внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Таблица 6
Структура финансирования программы
(млн.руб.)
N п/п |
Мероприятия | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Всего | 42,175 | 169 | 177 | 195 | 202 | |
1 |
Поиски и оценка полезных ископаемых, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
41,875 |
165 |
173 |
190 |
197 |
1.1 | Нефть и газ | - | 6 | 8 | 10 | 10 |
1.2 | Черные металлы | 0 | 7 | 7 | 10 | 12 |
1.3 |
Цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы |
0,2 |
22 |
28 |
34 |
37 |
1.4 | Благородные металлы | 37,965 | 108 | 102 | 102 | 102 |
1.4.1 | Золото рудное | 13,942 | 66 | 62 | 62 | 62 |
1.4.2 | Золото россыпное | 24 | 32 | 30 | 30 | 30 |
1.4.3 | Платина | 0,023 | 10 | 10 | 10 | 10 |
1.5 |
Минеральное агросырье и горно-химическое сырье |
3 |
12 |
18 |
24 |
26 |
1.6 |
Общераспространенные полезные ископаемые |
0,71 |
6 |
6 |
6 |
6 |
1.7 | Подземные минеральные воды |
0 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 |
Геоэкологические работы и мониторинг геологической среды |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Работы по созданию инвестиционного фонда участков недр |
0,3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Общий объем прогнозируемого уровня финансирования геологоразведочных работ в области за счет всех источников в следующие пять лет сведен в таблицу 7.
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы 7 раздела 6 программы к настоящему Закону приостановлено на 2007 год
Законом Амурской области от 28 декабря 2006 г. N 274-ОЗ в таблицу 7 программы к настоящему Закону внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Таблица 7
Прогноз общего объема финансирования
геологоразведочных работ на 2006 - 2010 годы
(млн.руб.)
Источники финансирования | Распределение по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Областной бюджет | 42,175 | 169 | 177 | 195 | 202 |
Федеральный бюджет | 96,918 | 116 | 121 | 134 | 139 |
Прочие инвестиции в геологоразведочные работы |
800 | 601 | 657 | 703 | 725 |
Всего | 939,093 | 886 | 955 | 1032 | 1066 |
Оценка эффективности настоящей программы
и прогноз конечных результатов
Основной целью настоящей программы являются решение проблемы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы рудной и россыпной золотодобычи и подготовка объектов (участков недр), перспективных для выявления промышленных месторождений золота, серебра, меди, молибдена, вольфрама, графита, легкообогатимых апатитовых руд, свинца, цинка, олова и редкоземельных элементов. Прогнозируемая величина выявленных ресурсов категории Р_1, стоимостная оценка ресурсов и оценка эффективности затрат средств из областного бюджета приведены в таблице 8.
Таблица 8
Прогнозируемая величина выявленных ресурсов категории P_1,
стоимостная оценка ресурсов и оценка эффективности затрат бюджетных
средств
Полезное ископаемое |
Единицы измерения |
Прирост ресурсов | Стоимость единицы, тыс.руб. |
Приращен- ная стоимость в недрах, млн.руб. |
Извлекае- мая стоимость (90%), млн.руб. |
Налоги от добычи (10%), млн.руб. |
||
из Р_3 в Р_1 |
из Р_2 в Р_1 |
Условный прирост |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Золото | т | 30 | 20 | 18 | 430 000 | 7 740,0 | 6 966,0 | 696,6 |
Серебро | т | 50 | 20 | 6 000 | 120,0 | 108,0 | 10,8 | |
Медь | тыс. т | 100 | 100 | 70 | 87 | 6 090,0 | 5 481,0 | 548,1 |
Молибден | тыс. т | 10 | 5 | 5,5 | 500 | 2 750,0 | 2 475,0 | 247,5 |
Вольфрам | тыс. т | 10 | 5 | 5,5 | 270 | 1 485,0 | 1 336,5 | 133,7 |
Графит | тыс. т | 100 | 30 | 9,0 | 270,0 | 243,0 | 24,3 | |
Апатиты | тыс. т | 500 | 300 | 290 | 1,4 | 406,0 | 365,4 | 36,5 |
Свинец | тыс. т | 5 | 5 | 3,5 | 27,0 | 94,5 | 85,1 | 8,5 |
Цинк | тыс. т | 10 | 5 | 5,5 | 36,0 | 198,0 | 178,2 | 17,8 |
Олово | тыс. т | 2 | 1 | 1,1 | 230,0 | 253,0 | 227,7 | 22,8 |
Редкоземель- ные элементы |
тыс. т | 5 | 1,5 | 290,0 | 435,0 | 391,5 | 39,2 | |
Всего | 19841,5 | 17857,4 | 1 785,7 | |||||
Затраты бюджета, млн.руб. | 903 | |||||||
Критерии эффективности: | ||||||||
прирост стоимости ресурсов и запасов полезных ископаемых в недрах на единицу затрат областного бюджета, руб. на 1 руб. |
22,0 | |||||||
прогноз поступления налогов в бюджет области при добыче полезных ископаемых в объемах запасов, равных выявленным в 2006-2010 годах, на единицу затрат областного бюджета, руб. на 1 руб. |
1,98 |
Организация управления реализацией настоящей программы
Общее руководство настоящей программой и контроль над ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик программы - департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области. Заказчик программы проводит организационную работу по выполнению программных мероприятий в соответствии с документацией, регламентирующей порядок их реализации:
координирует проведение конкурсов на размещение государственного заказа;
утверждает прошедшую государственную экспертизу проектно-сметную документацию на проведение работ;
заключает контракт на проведение работ и ежегодные соглашения на основе утвержденного пообъектного плана мероприятий программы;
контролирует ход выполнения геологоразведочных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утверждает акты обмера выполненных подрядчиком работ;
ежеквартально и ежегодно рассматривает ход реализации программных мероприятий, принимает решения о продолжении или приостановке работ;
рассматривает и утверждает отчет по итогам выполненных работ с составлением акта о завершении работ и сдачей отчетных и архивных материалов в территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Амурской области (ФГУ "ТФИ по Амурской области").
Исполнители несут ответственность за выполнение мероприятий настоящей программы в соответствии с заключенным контрактом и законодательством Российской Федерации и области.
Государственный заказчик ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и по сроку выполнения всей программы представляет информационные и сводные отчеты о ходе реализации мероприятий настоящей программы и об использовании на эти цели средств областного бюджета в соответствии с Законом Амурской области от 04.07.2003 N 224-ОЗ "Об областных целевых программах" и постановлением губернатора области от 31.05.2005 N 321 "О порядке работы с областными целевыми программами".
Общий контроль над выполнением настоящей программы и расходованием средств областного бюджета на ее реализацию осуществляют областной Совет народных депутатов и контрольно-счетная палата области.
Общий контроль в сфере выполнения геологоразведочных мероприятий по всем видам минерального сырья, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, осуществляет управление Росприроднадзора Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 18 ноября 2005 г. N 93-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" (Принят областным Советом народных депутатов 20 октября 2005 года)
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 23 ноября 2005 г. N 229
Законом Амурской области от 28 ноября 2008 года N 132-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 1 сентября 2008 г. N 101-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 24 апреля 2008 г. N 25-ОЗ
Действие настоящего Закона приостановлено до 1 января 2009 года
Закон Амурской области от 26 июня 2007 г. N 353-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ
Действие отдельных пунктов программы к настоящему Закону было приостановлено на 2007 год
Закон Амурской области от 28 декабря 2006 г. N 274-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 128-ОЗ
Действие отдельных пунктов программы к настоящему Закону было приостановлено на 2006 год