См. также Предписание N 18 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 мая 2007 г. N 02-1624
Дата объявления резолютивной части 22 мая 2007 года
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 24 мая 2007 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Федосов И.В. - председатель комиссии, зам. руководителя
управления;
Члены комиссии:
Осокина С.А. - начальник отдела антимонопольного контроля;
Кудрина С.Ю. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного
контроля;
Суслина А.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного
контроля;
в присутствии:
представителей ООО "Белогорскгазсервис" в лице Зиятдинова В.А. и Трегубовой Г.А., а также представителей администрации Серышевского района в лице Кравченко С.Т. и представителей ООО "Серышевский газ" в лице Шмарковского С.Н. Представители отдела социальной защиты администрации Серышевского района на рассмотрение дела не явились (уведомлены надлежащим образом - уведомление от 02.05.2007; вручено 04.05.2007). Представители Департамента социальной защиты администрации Амурской области на рассмотрение дела также не явились (уведомлены надлежащим образом - уведомление от 02.05.2007; вручено 04.05.2007);
рассмотрев дело N 44/092007 по признакам нарушения отделом социальной защиты администрации Серышевского района (юридический адрес: 676355, птг. Серышево, ул. Горького, 5) ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (протокол вела Суслина А.В.);
установила:
28 февраля 2007 года в Амурское УФАС России поступило заявление от ООО "Белогорскгазсервис" об отказе отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района от заключения с ООО "Белогорскгазсервис" договора о возмещении затрат, связанных с продажей населению Серышевского района газа по льготной цене.
Как указал заявитель, 01 декабря 2006 года ООО "Белогорскгазсервис" обратилось с соответствующим заявлением о заключении договора на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг гражданам, пользующимся льготами на газ в отдел социальной защиты администрации Серышевского района, на что 15 февраля 2007 года поступил ответ N 01-131, из которого следовало, что отдел социальной защиты населения администрации Серышевского района отказывается заключать с ООО "Белогорскгазсервис" вышеуказанный договор по следующим основаниям:
1. отдел социальной защиты администрации Серышевского района заключил договор на возмещение затрат по предоставлению мер социальной поддержки с ООО "Серышевский газ";
2. до настоящего времени в области нет механизма по учету предоставленных льготных баллонов газа при наличии двух и более поставщиков;
3. по состоянию на 15.02.2007 не решен спор в Арбитражном суде о возмещении затрат, понесенных ООО "Белогорскгазсервис" по предоставлению льготного газа.
На рассмотрении дела 27.04.2007 представители ООО "Белогорскгазсервис" пояснили, что ООО "Белогорскгазсервис" - коммерческая организация, основным видом деятельности которой является снабжение населения Мазановского, Ромненского, Серышевского, Белогорского районов и г. Белогорска газом на основании лицензии N ЭВ-72-000009(КС) от 03.05.2005 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, и лицензии N ДГ-72-000008(С) от 03.05.2005 на осуществление деятельности по эксплуатации газовых сетей. Представители ООО "Белогорскгазсервис" настаивали на своих требованиях о понуждении к заключению договора на возмещении затрат при предоставлении газа сжиженного льготной категории граждан с отделом социальной защиты администрации Серышевского района, поскольку отказ от заключения вышеуказанного договора негативно влияет на деятельность ООО "Белогорскгазсервис". Отсутствие данного договора влечет к ограничению количества абонентов ООО "Белогорскгазсервис". Так, за период с 01.01.2006 по 01.04.2007 прямые затраты Серышевского газового участка ООО "Белогорскгазсервис" составили 838034,75 руб. При этом за реализацию баллонного газа получено денежных средств в сумме 388627,1 руб. В результате убытки ООО "Белогоркгазсервис" составили 155901,9 руб. Представители ООО "Белогорскгазсервис" также пояснили, что 21.03.2007 Арбитражный суд Амурской области принял решение о взыскании в пользу ООО "Белогорскгазсервис" денежных средств на возмещении убытков, понесенных ООО "Белогорскгазсервис" в период с 01.01.2006 по 01.03.2007 при предоставлении газа сжиженного льготной категории граждан на территории Серышевского района.
Представитель администрации Серышевского района пояснил, что полномочия по распоряжению средствами бюджета по предоставлению мер социальной поддержки населению района переданы отделу социальной защиты населения администрации Серышевского района. Кроме того, несмотря на то, что отдел социальной защиты населения является структурным подразделением администрации Серышевского района, в соответствии с Положением об отделе социальной защиты населения, он является юридическим лицом и имеет самостоятельную смету доходов и расходов, текущий бюджетный счет и т.д. В связи с этим договоры на возмещение затрат организациям, оказывающим услуги гражданам, пользующимся льготами на газ, также должен заключать отдел социальной защиты населения. Данный факт подтверждается постановлением главы администрации Серышевского района от 28.12.2006 N 371 "О порядке исполнения бюджета района в части реализации федеральных, областных законов и нормативных актов администрации Серышевского района", в соответствии с которым отдел социальной защиты населения администрации Серышевского района является органом, уполномоченным распоряжаться средствами бюджета района на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки населению. Согласно Положения об отделе социальной защиты населения администрации Серышевского района, утвержденного постановлением главы администрации Серышевского района от 02.02.2005 N 30, отдел социальной защиты населения администрации Серышевского района является структурным подразделением администрации Серышевского района, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения. Одной из целей создания отдела является осуществление социальной политики по замене льгот денежной компенсацией отдельным категориям граждан. Отдел является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету доходов и расходов, текущий бюджет и иные счета в банковских и казначейских учреждениях.
Представитель отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района на рассмотрение дела не явился, письменных пояснений причин отказа от заключения договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением услуг гражданам, пользующимся льготами на газ с ООО "Белогорскгазсервис" не представил.
Комиссия, заслушав представителей сторон, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующему выводу:
К отношениям между газоснабжающими организациями (продавцами) и населением (покупателями) применяются правила о договоре энергоснабжения (при реализации сетевого газа) и правила о договоре розничной купли-продажи (при реализации газа в баллонах). Оба этих договора относятся к категории публичных, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу газа сжиженного, обращаются с таким предложением к каждому и, соответственно, должны осуществлять продажу своего товара каждому, кто к ним обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, предусмотренных законом или иным правовым актом. К таким законам и иным правовым актам относятся федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", и т.д., устанавливающие право отдельных категорий населения на социальную поддержку при оплате коммунальных услуг (в том числе - газа). Механизм компенсации льгот, предоставляемых коммерческими организациями, определяется теми же законами и правовыми актами.
Постановлением главы администрации Амурской области от 23.12.2005 N 702 утвержден Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию (далее по тексту - Порядок). Постановлением губернатора Амурской области от 29.12.2006 N 710 действие данного порядка продлено на 2007 год. Вышеуказанный Порядок не предусматривает ограничения права хозяйствующих субъектов на реализацию указанных товаров отдельным категориям граждан и получение возмещения затрат на предоставление им льгот путем проведения конкурса либо каким-либо другим способом.
С другой стороны, граждане, приобретающие газ и имеющие право на льготу по его оплате, могут самостоятельно решать у какой организации они будут приобретать сжиженный газ для бытовых нужд и эти организации не вправе отказать им в заключении договоров на том основании, что они не получают возмещения связанных с этим затрат. Правом на возмещение затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате за товары (услуги), обладают в равной степени все хозяйствующие субъекты, реализующие такие товары (услуги) и это право не может быть предоставлено лишь отдельным субъектам, поскольку, согласно Порядка, уполномоченные органы перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий на основании договоров, заключенных между получателями - с одной стороны и уполномоченными органами - с другой.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия отдела социальной защиты администрации Серышевского района по отказу ООО "Белогорскгазсервис" от заключения договора на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг гражданам, пользующимся льготами на газ, в связи с намерениями заключить такой договор только с ООО "Серышевский газ", имеют своим результатом устранение конкуренции на товарном рынке реализации газа сжиженного населению для бытовых нужд в границах Серышевского района, и ущемление интересов ООО "Белогорскгазсервис", поскольку в связи с отсутствием договора на возмещение расходов, связанных с предоставлением льготного газа, данная организация не имеет возможности осуществлять свою деятельность в полном объеме и несет убытки. Следовательно, в действиях отдела социальной защиты администрации Серышевского района содержатся признаки нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 49 Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
решила:
1. Признать отдел социальной защиты администрации Серышевского района нарушившим ст. 15 Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать отделу социальной защиты администрации Серышевского района предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем заключения договора о возмещении затрат, связанных с продажей населению Серышевского района газа по льготной цене, с ООО "Белогорскгазсервис".
В соответствии со ст. 52 Закона РФ от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
И.В. Федосов |
С.Ю. Кудрина
А.В. Суслина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 мая 2007 г. N 02-1622 "По делу N А-44/092007 о нарушении антимонопольного законодательства"
Текст Решения официально опубликован не был