Постановление Губернатора Амурской области
от 3 апреля 2009 г. N 168
"Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской
обороны Амурской области"
(с изменениями от 12 апреля 2010 г.)
В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (в редакции Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ), от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", (в редакции Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Амурской области.
2. Признать утратившими силу постановления губернатора области от 16.06.2005 N 358, от 23.12.2005 N 699.
Исполняющий обязанности |
В.О. Капканщиков |
Согласовано
Начальник Дальневосточного
регионального центра по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-майор
Ю.В. Нарышкин
08 октября 2008 г.
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Амурской области
(утв. постановлением губернатора Амурской области от 3 апреля 2009 г. N 168)
(с изменениями от 12 апреля 2010 г.)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12. 2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Амурской области, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
1.2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Амурской области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом развития современных средств поражения, новых способов воздействия и угрозы терроризма, имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Амурской области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия гражданской обороны, которые по своему характеру и объему не могут быть осуществлены в мирное время заблаговременно, должны проводиться в возможно короткие сроки с введением на территории Амурской области (отдельных местностях) военного положения и объявления мобилизации, в условиях военных действий, а также при введении режима чрезвычайной ситуации.
1.3. Мероприятия по гражданской обороне организуются и проводятся на территории Амурской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), постановлениями, распоряжениями губернатора и Правительства Амурской области, приказами руководителя гражданской обороны области, а также настоящим Положением.
1.4. Исполнительные органы государственной власти области (в сфере своей деятельности) и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне,
1.5. Руководители исполнительных органов государственной власти области и организаций области несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Полномочия исполнительных органов государственной власти
Амурской области в области гражданской обороны на территории
Амурской области
2.1. Губернатор области:
является руководителем гражданской обороны и осуществляет руководство гражданской обороной на территории области;
обеспечивает координацию деятельности и организует взаимодействие исполнительных органов государственной власти области при решении задач и (или) выполнении мероприятий гражданской обороны на территории области;
утверждает (определяет) состав комиссий и иных коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, порядок их деятельности;
формирует орган исполнительной власти области, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
возлагает исполнение задач и функций в области гражданской обороны на исполнительные органы государственной власти области и контролирует выполнение мероприятий гражданской обороны на территории области;
осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Правительство области:
осуществляет в пределах своих полномочий меры, направленные на исполнение задач в области гражданской обороны на территории области;
принимает правовые акты по вопросам организации проведения мероприятий гражданской обороны;
обеспечивает исполнение бюджета области по финансированию мероприятий гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в сфере организации и ведения гражданской обороны на территории области, установленные законодательством Российской Федерации, Уставом Амурской области и нормативными правовыми актами области.
2.3. Исполнительные органы государственной власти области:
участвуют в разработке правовых актов области по вопросам организации проведения мероприятий гражданской обороны;
организуют проведение и (или) проводят мероприятия по гражданской обороне;
участвуют в разработке и реализации плана гражданской обороны области в пределах своих полномочий;
осуществляют иные полномочия в регулируемой сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области, в том числе приказами руководителя гражданской обороны области.
2.4. Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют полномочия на территории области в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Основные мероприятия по гражданской обороне
Исполнительные органы государственной власти области (в сфере своей деятельности) в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленным федеральным законодательством полномочиями организуют и осуществляют следующие мероприятия:
3.1. По обучению населения в области гражданской обороны (управление гражданской защиты и пожарной безопасности области):
планируют и осуществляют обучение населения в области гражданской обороны;
создают, организуют деятельность и всестороннее обеспечение функционирования учебно-методического центра по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью курсов гражданской обороны, учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны.
3.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций:
создают и поддерживают системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществляют ее модернизацию на базе технических средств нового поколения, совершенствуют системы оповещения;
организуют комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания, операторов сотовой связи и других технических средств передачи информации;
осуществляют сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею с заинтересованными структурами.
3.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организуют планирование, подготовку и проведение эвакуации;
заблаговременно организуют подготовку мест эвакуации в загородной зоне;
организуют первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения в безопасных районах;
планируют транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий.
3.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
3.4.1. По предоставлению населению убежищ:
определяют общую потребность защитных сооружений гражданской обороны для укрытия работников наибольшей работающей смены организаций, исполнительных органов государственной власти области, продолжающих свою деятельность в военное время, и членов их семей;
осуществляют создание защитных сооружений в мирное время, выступают заказчиком (застройщиком) строительства защитных сооружений либо делегируют свои полномочия единому заказчику по строительству областных объектов;
закрепляют построенные защитные сооружения, находящихся в собственности области, за подведомственными организациями, обеспечивают финансирование их содержания и ремонта либо передают защитные сооружения в муниципальную собственность для использования по назначению;
осуществляют контроль за поддержанием в готовности к использованию по назначению защитных сооружений, находящихся в пользовании организаций исполнительных органов государственной власти области;
ведут учет защитных сооружений, создаваемых и находящихся в пользовании бюджетных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти области (далее - бюджетные учреждения);
выступают в период мобилизации и военное время заказчиком (застройщиком) по строительству быстровозводимых защитных сооружений и приспособлению для этих целей подвальных и других заглубленных помещений существующих зданий и сооружений под укрытия для работников бюджетных учреждений и членов их семей.
3.4.2. По предоставлению населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ):
определяют потребность в СИЗ для обеспечения служащих и работников своих структурных подразделений и бюджетных учреждений;
осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению СИЗ своих работников, закладываемых в запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
организуют выдачу СИЗ своим работникам и работникам бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
организуют накопление, хранение, освежение СИЗ в составе государственного материального резерва (управление гражданской защиты и пожарной безопасности области).
3.5. По световой и другим видам маскировки:
исполнительные органы государственной власти области, продолжающие работу в военное время, определяют перечень объектов, подлежащих маскировке, находящихся на балансе исполнительных органов государственной власти, подведомственных бюджетных учреждений.
3.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создают, оснащают и поддерживают в области гражданской обороны аварийно-спасательные формирования;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разрабатывают современные технологии и технические средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организуют взаимодействие сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время.
Постановлением Губернатора Амурской области от 12 апреля 2010 г. N 119 в пункт 3.7 настоящего Положения внесены изменения
3.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:
планируют и организуют основные виды жизнеобеспечения населения;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств;
организуют проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
организуют проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и профилактических мероприятий;
организуют оказание населению всех видов медицинской помощи;
предоставляют населению информационно-психологическую поддержку.
3.8. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, совместно с территориальными органами исполнительных органов государственной власти:
создают и оснащают необходимые противопожарные силы, подготавливают их в области гражданской обороны;
организуют тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организуют тушение пожаров в военное время на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
организуют тушение пожаров в жилой застройке в военное время.
3.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
организуют мероприятия по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
осуществляют общее руководство созданием и обеспечением готовности сети наблюдения и лабораторного контроля.
3.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
оказывают методическую помощь в организации и контроле выполнения мероприятий, связанных с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий.
3.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
обеспечивают готовность коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разрабатывают планы их действий;
создают запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, водо- и электроснабжения.
3.12. По срочному захоронению трупов в военное время: организуют и осуществляют санитарно-эпидемиологический и санитарно-ветеринарный надзор за погребением погибших людей и животных.
3.13. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создают и организуют работу в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики области (Правительство Амурской области);
определяют перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, находящихся в ведении данных исполнительных органов государственной власти области или связанных с указанными органами при осуществлении своей деятельности;
определяют перечень организаций, на которые создается страховой фонд документации, и организуют его создание;
планируют и осуществляют инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.
3.14. По обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
создают и оснащают силы гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
планируют применение группировки сил гражданской обороны;
определяют порядок взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий;
создают аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
IV. Руководство и организационная структура гражданской обороны
на территории Амурской области, состав сил и средств
гражданской обороны
4.1. Руководитель гражданской обороны области - губернатор области осуществляет руководство гражданской обороной на территории области.
4.2. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней издают приказы и распоряжения руководителей гражданской обороны.
Приказы и распоряжения руководителей гражданской обороны в пределах их деятельности в области гражданской обороны обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
4.3. Органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории области, является Главное управление МЧС России по Амурской области, уполномоченное решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Амурской области.
4.4. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные (эвакоприемные) комиссии. Эвакуационные (эвакоприемные) комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных (эвакоприемных) комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
4.5. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Амурской области, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны области входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
4.6. Аварийно-спасательные формирования, самостоятельные или входящие в состав спасательных служб структуры, предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, основу которых составляют подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
В целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ регионального масштаба из числа территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований создается резерв губернатора области.
Порядок подготовки и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований определяется руководителем организации, порядок их применения определяется планами гражданской обороны.
4.7. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации их последствий.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории области принимают руководители гражданской обороны области, органов местного самоуправления и организаций в отношении гражданской обороны области.
4.8. Для осуществления управления гражданской обороной иные исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления и организации в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи гражданской обороны, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
4.9. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории области организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее - информация).
Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, продолжающими работу в военное время, организациями, имеющими потенциально опасные объекты и эксплуатирующими их, а также организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и (или) военное время, органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти области.
Порядок сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, формы донесений и сроки их представления на территории области определяются Главным управлением МЧС России по Амурской области.
V. Подготовка к ведению и ведение гражданской
обороны в Амурской области
5.1. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны на территории области осуществляется в соответствии с Планом основных мероприятий Амурской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на соответствующий год.
5.2. Ведение гражданской обороны в Амурской области заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения области.
5.3. Планы гражданской обороны и защиты населения определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5.4. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения определяется МЧС России.
VI. Нормативное правовое регулирование в области организации
и ведения гражданской обороны в Амурской области
6.1. Исполнительные органы государственной власти области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и своими полномочиями осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере:
организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения области;
осуществления мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны;
создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны; систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;
планирования мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования экономики и организаций в военное время;
создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
VII. Заключительные положения
7.1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Неисполнение должностными, юридическими лицами и гражданами норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Амурской области от 3 апреля 2009 г. N 168 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны Амурской области"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 11 апреля 2009 г. N 63
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Амурской области от 26 января 2024 г. N 14
Изменения вступают в силу с 29 января 2024 г.
Постановление Губернатора Амурской области от 1 июня 2023 г. N 134
Изменения вступают в силу с 2 июня 2023 г.
Постановление Губернатора Амурской области от 25 ноября 2016 г. N 325
Постановление Губернатора Амурской области от 26 сентября 2014 г. N 241
Постановление Губернатора Амурской области от 16 июля 2010 г. N 256
Постановление Губернатора Амурской области от 12 апреля 2010 г. N 119