Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Амурской области
от 27 января 2010 г. N 19
Долгосрочная целевая программа
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы"
(с изменениями от 24 марта, 23 июня, 15 сентября, 27 октября, 24 ноября, 10 декабря 2010 г.)
Постановлением Правительства Амурской области от 10 декабря 2010 г. N 687 в паспорт настоящей программы внесены изменения
1. Паспорт
Наименование программы |
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы" |
Основание для разработки программы |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675; Закон Амурской области от 01 сентября 2005 года N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" |
Государственный заказчик |
Министерство социальной защиты населения области; министерство экономического развития, промышленности и транспорта области - координатор программы |
Разработчик программы |
Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области |
Цели программы |
Развитие ипотечного кредитования на территории Амурской области |
Основные задачи программы |
Нормативное правовое и методическое обеспечение мероприятий по развитию ипотечного жилищного кредитования; мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по развитию ипотечного жилищного кредитования для удовлетворения жилищных потребностей населения области; увеличение объемов строительства доступного жилья |
Перечень основных мероприятий |
1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на долевое строительство жилья на территории Амурской области, по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости, устанавливаемой Министерством региональной развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области. 2. Предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья. 3. Предоставление работникам бюджетных, казенных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов). |
Период реализации программы |
2010-2012 гг. |
Объемы и источник финансирования программы |
Общий объем финансирования программы составляет 104,2 млн. руб., в том числе по годам: 2010 год - 49,2 млн. руб., 2011 год - 35 млн. руб., 2012 год - 20 млн. руб.; в том числе: - на предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на долевое строительство жилья на территории Амурской области, по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости, устанавливаемой Министерством региональной развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области: в 2010 году - 2,2 млн. руб., в 2011 году - 5 млн. руб., в 2012 году - 5 млн. руб.; - на предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья: в 2010 году - 19 млн. руб., в 2011 году - 10 млн. руб., в 2012 году - 15 млн. руб.; - на предоставление работникам бюджетных, казенных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов): в 2010 году - 28 млн. руб., в 2011 году - 20 млн. руб. Источник финансирования программы - средства областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить дополнительное привлечение в жилищную сферу собственных средств граждан, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы на строительство жилья; доступность жилья для граждан, имеющих средние доходы и нуждающихся в улучшении жилищных условий; создание благоприятных условий на территории области для развития ипотечного жилищного кредитования, укрепление семейных отношений, снижение социальной напряженности, улучшение демографической ситуации в области |
2. Анализ ситуации
Рынок жилья в области неразрывно связан с развитием жилищного строительства на ее территории. На сегодняшний день жилье в Амурской области вводится в основном (более 70% общего ввода) за счет средств долевого участия населения в жилищном строительстве. Наибольшие объемы строительства сосредоточены в городском округе г. Благовещенск и Благовещенском муниципальном районе (более 80% общего ввода жилья по области).
Однако, несмотря на увеличение объемов ввода жилья в последние годы, существенного улучшения ситуации в жилищной сфере области обеспечить не удалось. Начиная с 1990 года, в области наблюдалось снижение объемов жилищного строительства, который в 2008 году составил 31,9% от уровня 1990 года (579,5 тыс. кв. м).
Ввод жилья на одного жителя Амурской области в последние годы составлял 0,2 кв. метра.
Рост цен на рынке недвижимости опережает рост потребительских цен и реальных располагаемых денежных доходов населения. С 2001 по 2008 годы цены на первичном жилье выросли в 5,7 раза, потребительские цены - в 2,7 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2,0 раза.
В области более 16 тыс. семей нуждаются в улучшении жилищных условий.
Высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья.
3. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программным методом
Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют потенциальному спросу населения.
Основными экономическими причинами ограниченного платежеспособного спроса населения являются:
низкий уровень доходов населения;
слабое развитие института долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов и являющиеся финансовым и психологическим ограничением;
недостаточный уровень накоплений денежных средств граждан для оплаты первоначального взноса для получения ипотечных жилищных кредитов.
В качестве основных причин медленного развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования можно назвать:
высокие кредитные риски ипотечного жилищного кредитования граждан и, как следствие, высокие процентные ставки;
высокие издержки при совершении сделок на рынке жилья и ипотечного жилищного кредитования населения, длительная и дорогостоящая процедура государственного учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на рынке жилья и ипотеки, отсутствие открытости информации об объектах недвижимости, отсутствие кредитной истории заемщиков, что влечет за собой высокие риски и затраты на оценку кредитоспособности заемщика и предоставление кредитов;
психологические факторы низкого спроса населения на жилищные кредиты, связанные с недоверием к банковской системе и нежеланием накапливать деньги в банках и брать ипотечные кредиты, психологические факторы, ограничивающие потребление в кредит (негарантированность доходов, боязнь потерять работу, лишиться жилья и т.д.).
Государственная жилищная политика в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения, сделала акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами и накоплениями. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.
Для повышения доступности жилья для всех слоев населения необходимо увеличение объемов жилищного строительства, расширение многообразия структуры предложения жилья для семей с разным уровнем дохода, развитие различных инструментов приобретения (строительства) жилья, таких как ипотека, социальная ипотека, а также развитие механизмов поддержки граждан при строительстве, найме или приобретении жилья.
Развитие ипотечного жилищного кредитования должно привести к повышению жилищной мобильности, что позволит за счет одной вновь построенной квартиры "по цепочке" улучшить жилищные условия четырем-шести семьям по сравнению с сегодняшним уровнем (не более чем двум).
4. Основная цель и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение в 2010 - 2012 годах доступности жилья.
Задачами программы являются:
нормативное правовое и методологическое обеспечение мероприятий по развитию ипотечного жилищного кредитования;
мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по развитию ипотечного жилищного кредитования для удовлетворения жилищных потребностей населения области;
увеличение объемов строительства доступного жилья.
Постановлением Правительства Амурской области от 27 октября 2010 г. N 597 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Система программных мероприятий
Снижению стоимости жилья и повышению доступности ипотечных кредитов для населения с учетом активизации банков как первичных кредиторов будет способствовать государственная поддержка из областного бюджета.
Для создания на всей территории области эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения за счет собственных средств граждан, социальной выплаты и долгосрочных ипотечных займов (кредитов) планируется выделение средств из областного бюджета, направляемых на:
предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на долевое строительство жилья на территории Амурской области, по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области;
предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья;
предоставление работникам бюджетных, казенных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов).
Система программных мероприятий представлена в приложении N 1 к настоящей программе.
Постановлением Правительства Амурской области от 27 октября 2010 г. N 597 в раздел 6 настоящей программы внесены изменения
6. Механизм реализации программы
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на долевое строительство жилья на территории Амурской области, по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области, осуществляет министерство экономического развития, промышленности и транспорта области в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на долевое строительство жилья на территории Амурской области, по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области (приложение N 2 к настоящей программе).
Обеспечение мероприятия по предоставлению социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, осуществляется министерством социальной защиты населения области. Выплата компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, производится государственными бюджетными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским округам в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (приложение N 3 к настоящей программе).
Обеспечение мероприятия по предоставлению работникам бюджетных, казенных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов или займов на строительство или приобретение жилья, а также предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Предоставление работникам бюджетных, казенных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов или займов на строительство или приобретение жилья, а также предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного или нескольких детей на погашение части ипотечного кредита (суммы основного долга и процентов) производится государственными бюджетными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством области.
Министерство экономического развития, промышленности и транспорта области осуществляет нормативное правовое, информационное и аналитическое обеспечение реализации программы.
Механизм реализации программы формируется в целях повышения доступности жилья для многих категорий граждан.
Взаимодействие всех участников программы, в том числе механизм участия граждан в долгосрочном ипотечном жилищном кредитовании, регулируется действующим законодательством.
Постановлением Правительства Амурской области от 24 ноября 2010 г. N 663 раздел 7 настоящей программы изложен в новой редакции
7. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем запланированных финансовых ресурсов для реализации программы составляет 104,2 млн.рублей.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Таблица
Структура финансирования программы
(млн.руб.) | ||||
Источник финансирования |
Итого |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
104,2 |
49,2 |
35,0 |
20,0 |
Федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Областной бюджет |
104,2 |
49,2 |
35,0 |
20,0 |
Местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Другие источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объемы финансирования мероприятий программы по годам ее реализации указаны в приложении N 1 к настоящей программе.
Постановлением Правительства Амурской области от 27 октября 2010 г. N 597 в раздел 8 настоящей программы внесены изменения
8. Прогноз конечных результатов и критерии
результативности и эффективности реализации программы
Эффективность реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном и экономическом аспектах. Показателем выполнения Программы будет являться строительство доступного жилья и увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей Амурской области.
Реализация Программы обеспечит:
доступность жилья для граждан, имеющих средние доходы и нуждающихся в улучшении жилищных условий;
создание благоприятных условий на территории области для развития ипотечного жилищного кредитования;
снижение социальной напряженности в обществе;
улучшение демографической ситуации.
Реализация Программы позволит:
увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать более доступным для основной части населения строительство жилья, а не его приобретение на вторичном рынке;
активизировать рынок жилья;
привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;
обеспечить развитие строительного комплекса.
Результаты осуществления мероприятий программы указаны в приложении N 4 к настоящей программе.
Эффективность реализации Программы зависит от использования привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, иных организаций и других возможных источников финансирования.
По предварительным оценкам, реализация Программы позволит вывести на рынок построенное жилье на 20% дешевле сложившегося на сегодняшний день уровня цен и предоставить социальные выплаты на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам или займам порядка 336 жителям Амурской области.
9. Организация управления реализацией программ
Общее руководство реализацией программы осуществляет министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области.
Исполнители несут ответственность за выполнение в полном объеме мероприятий программы.
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.