В целях развития внешнеэкономической деятельности Амурской области, направленного на расширение международных связей, привлечение иностранных инвестиций, совершенствование номенклатуры и увеличение объемов экспорта, улучшение структуры импорта Правительство Амурской области
постановляет:
Утвердить прилагаемую Концепцию внешнеэкономической деятельности Амурской области на 2011 - 2020 годы.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Концепция внешнеэкономической деятельности
Амурской области на 2011 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 16 мая 2011 г. N 308)
Введение
В соответствии с приоритетами, заложенными Концепцией долгосрочного развития до 2020 г., Российская Федерация ориентирована на создание интегрированного евразийского экономического пространства. Одним из основных направлений деятельности является обеспечение благоприятных условий для налаживания межрегионального и приграничного сотрудничества с участием ее субъектов. Успешная реализация этих приоритетов во многом зависит от способности органов власти всех уровней к целенаправленной и скоординированной работе в обеспечении организационно-финансовой поддержки участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).
В стратегии социально-экономического развития Амурской области на 2009 - 2011 гг. заложены основные ориентиры ВЭД, состоящие в расширении международных связей, привлечении иностранных инвестиций, расширении структуры и увеличении объемов экспорта, улучшении структуры импорта.
Цель разработки Концепции состоит в определении ключевых приоритетов и направлений внешнеэкономической деятельности Амурской области с учетом с долгосрочных целей и задач ее социально-экономического развития.
При этом решаются следующие основные задачи:
- определение приоритетных направлений развития ВЭД Амурской области на период до 2020 г., путей и способов их обеспечения;
- определение приоритетных для развития внешнеэкономического сотрудничества стран;
- разработка основных мероприятий, направленных на расширение экспорта продукции региональных товаропроизводителей, а также на совершенствование структуры импорта;
- формирование приоритетов и комплекса мер, направленных на привлечение в экономику области иностранных инвестиций, современных передовых зарубежных технологий и опыта;
- определение приоритетных направлений деятельности и организационных мероприятий в части совершенствования механизма приграничного экономического сотрудничества;
- определение приоритетных направлений деятельности и развитие механизмов активизации международного туризма и гуманитарного сотрудничества как факторов, способствующих развитию внешнеэкономической деятельности.
1. Внешние условия развития ВЭД Амурской области
1.1. Правовая основа
Концепция ВЭД Амурской области разработана на основании:
общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
Конституции РФ;
Федеральных законов (далее - ФЗ), регламентирующих ВЭД и роль исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в ее обеспечении;
документов стратегического планирования (Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Концепции внешней политики РФ, Внешнеэкономической стратегии России до 2020 г., Концепции приграничного сотрудничества в РФ, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (далее - стратегия развития ДВиБР), стратегий развития отдельных экономических отраслей);
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию международных и внешнеэкономических связей РФ и ее субъектов;
Устава (основного Закона) Амурской области, законов Амурской области, прямо или косвенно определяющих ВЭД региона, постановлений губернатора области и Правительства области (в том числе Стратегии социально-экономического развития Амурской области на 2009 - 2011 гг.).
1.2. Развитие мировой экономики и определение приоритетных для развития внешнеэкономического сотрудничества Амурской области стран в Азиатско-Тихоокенском регионе
1.2.1. Мировое хозяйство
Мировое хозяйство находилось в 2008 - 2010 гг. в состоянии глобального экономического кризиса. В 2009 г. падение мирового валового внутреннего продукта составило 2,2%. Правительствами стран были разработаны и реализованы антикризисные программы. Результатом этих действий стал постепенный выход экономик из состояния рецессии. Однако глобальный экономический кризис оказал и продолжает оказывать влияние на состояние мировой торговли и потоков иностранных инвестиций.
В 2009 г. глобальный приток прямых иностранных инвестиций, по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), сократился относительно прошлых лет и составил около 1,2 трлн. долл. (прогноз на 2010 г. - рост до 1,4 трлн. долл.). Объемы международной торговли в 2009 г. сократились на 13% (это самое значительное падение после Второй мировой войны). Прогноз на 2010 г. - возобновление роста на 5%. В значительной степени падение темпов международной торговли связано с сокращением импорта в Соединенные Штаты Америки, а также с тенденцией закрытия внутренних рынков путем усиления протекционистских мер.
Протекционизм усилился и в отношении товаров, произведенных в РФ. По состоянию на 01 июля 2010 г. Департаментом торговых переговоров Министерства экономического развития РФ зафиксировано 97 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка от товаров, производимых в РФ (в том числе 45 антидемпинговых мер, 7 специальных защитных мер, 45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования).
1.2.2. Страны АТР
При определении приоритетных направлений сотрудничества и торговли со странами АТР предполагается, что будет реализована в конкретных проектах стратегия социально-экономического развития Амурской области, другие стратегические решения, и начнут функционировать предприятия новых для Амурской области отраслей и подотраслей. В частности, будут построены предприятия металлургической промышленности, нефтеперерабатывающий завод, начато освоение месторождения апатитов и на его базе создан завод по производству удобрений, созданы предприятия по глубокой переработке древесины, расширено производство сои и на этой основе созданы производства по ее переработке.
В соответствии со стратегическими документами РФ и Дальневосточного федерального округа приоритетным для развития внешнеэкономического сотрудничества Амурской области является АТР. Данный регион отличается от прочих мировых макрорегионов тем, что разница в вовлеченности располагающихся здесь стран в глобальную экономику наиболее велика. Это связано с высокой социально-экономической дифференциацией стран региона, а также с их различиями по уровню развития либерально-рыночной экономики и по подходам к регулированию сферы внешнеэкономического сотрудничества. Одни ориентированы на государственную опеку ВЭД (например, Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Вьетнам), другие реализуют крайне либеральную форму открытости (САР Гонконг КНР, Малайзия), третьи опираются во внешнеэкономическом сотрудничестве преимущественно на такие институты, как бизнес-ассоциации (Япония, Республика Корея).
Ситуационный анализ, выполненный по государствам АТР, показал, что наиболее перспективно развитие сотрудничества Амурской области с такими странами АТР, как Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония, а также САР Гонконг КНР.
КНР. Китай, последовательно реализующий принципы "открытости внешнему миру" в сфере экономического сотрудничества и торговли, доказал, что его экономика в настоящее время устойчива к воздействию глобальных кризисов. Темпы роста ВВП во время кризиса сохранились на высоком уровне, а рост объема внешнеторгового оборота позволил Китаю, несмотря на сохраняющиеся кризисные явления в мировой экономике, потеснить Германию с позиций крупнейшего мирового экспортера. Структура импорта и экспорта Китая хорошо диверсифицирована. Основные страны-партнеры - ЕС, США, Япония, Гонконг, Южная Корея.
С Россией и ее регионами торговый обмен ориентирован на потребление природных ресурсов и продуктов их первичной переработки и сбыт машиностроительной продукции, товаров широкого потребления.
Интенсивность межправительственных связей между РФ и КНР в области экономического сотрудничества - высочайшая. Выполнение одной из приоритетных задач Стратегии развития ДВиБР до 2025 г. проводится через реализацию Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая (2009-2018 годы). В эту программу входят конкретные проекты сопряжения экономик двух регионов. Особое место в развитии сотрудничества КНР с ДФО занимает так называемое приграничное сотрудничество. В настоящее время КНР является основным внешнеторговым партнером области.
Возможности для развития сотрудничества с КНР определяются, прежде всего, крупными инвестиционными проектами, вошедшими в стратегии социально-экономического развития Амурской области, документы стратегического планирования ДВиБР, а также подписанными двусторонними документами (сотрудничество в сфере транспорта, энергетики, развития приграничной инфраструктуры и т.д.).
Республика Корея. Под влиянием глобального кризиса экономика страны значительно потеряла в темпах роста, наблюдался спад промышленного производства, отмечен чистый отток инвестиций из страны. Выход на положительное сальдо внешней торговли в 2009 г. стал сигналом оздоровления экономики. Корея - мировой лидер в судостроительной и полупроводниковой отраслях. Основные партнеры - Япония, ЕС, США, Китай. Страна зависит от импорта сырьевых товаров, в том числе электроэнергии, леса, химического сырья. Взаимодействие РФ с Южной Кореей приблизилось к уровню стратегического партнерства, чему в немалой степени способствует явный комплиментарный характер их экономик, а также активная опека ВЭД со стороны обоих государств. Подписано 14 соглашений, при этом действует 10 межправительственных комиссий (далее - МПК) (среди стран Азии большее количество МПК открыто только с КНР). Кроме того, ведется активная работа на уровне межрегионального сотрудничества, по линии бизнес-ассоциаций.
Республика Корея является третьим по значению торговым партнером России в Восточной Азии (после КНР и Японии). В структуре российского экспорта в Республику Корея доминируют поставки сырьевых товаров: минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Основными товарами российского импорта из Республики Корея являлись машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, текстильная продукция, обувь.
Развитие сотрудничества Амурской области с Республикой Корея возможно по таким направлениям деятельности, как экспорт, в том числе по традиционным отраслям (лесопереработка, соя и продукты ее переработки) и перспективным проектам развития (удобрения, черные и цветные металлы и т.п.); в инвестиционном сотрудничестве - в том числе в электроэнергетике, автомобиле- и судостроении; в импорте, в том числе высокотехнологичного оборудования, в научно-техническом сотрудничестве и кооперации, в развитии сельского хозяйства и в прочих отраслях.
Сингапур. Сингапур является наиболее развитым в экономическом отношении государством Юго-Восточной Азии (далее - ЮВА). Ведущие отрасли промышленности: электроника, химия и нефтехимия, биомедицина, точное машиностроение, транспортное строительство. Также Сингапур - один из мировых финансовых центров. В торговых отношениях с Россией действует режим наиболее благоприятствующей нации, при этом подписано и действует лишь одно межправительственное соглашение (об избежании двойного налогообложения). Основа экспорта РФ в Сингапур - энергоносители и металлы, импорта - электроника. Сингапур проявляет интерес к российским инновациям, поскольку имеет большой опыт коммерциализации научных разработок.
Развитие контактов возможно в таких сферах, как создание промышленных кластеров и технопарков, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности, управление транспортно-складскими объектами, городское планирование.
Япония. Страна обладает мощной производственно-технической базой, входит в первую тройку крупнейших производителей станков, промышленных роботов, бытовой электроники и электронных компонентов и др. Однако Япония постепенно теряет еще недавно казавшиеся незыблемыми позиции в мировой торговле: по абсолютному товарообороту она отступила на четвертое место в мире после Германии, США и КНР. Ведущими торговыми партнерами Японии являются страны Азии, США и Западная Европа.
Кризис показал уязвимость и несбалансированность структуры российско-японских отношений, но и выявил предпосылки к ее оптимизации. Для России это возможности привлечения современных технологий и вовлечение на равноправных условиях в региональное разделение труда, а для Японии - наполнение портфеля заказов национальных обрабатывающих, машиностроительных и прочих компаний.
Японские компании заинтересованы в реализации на территории ДФО проектов в нефтехимической и газовой сфере, лесной отрасли (в т.ч. с глубокой переработкой древесины), в энергетической отрасли и автомобилестроении. Эти приоритеты могут быть использованы и на региональном уровне, в том числе Амурской областью.
САР Гонконг КНР. Занимая лидирующие позиции в финансовом и экономическом посредничестве, Специальный административный район Гонконг (КНР) имеет ключевое значение для интеграции РФ в АТР. Взаимная торговля России и Гонконга росла даже в кризисный 2009 год, при этом активно рос экспорт. В структуре российского экспорта в Гонконг основная доля поставок приходилась на драгоценные камни и металлы (более 50%), минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства. Структуру импорта формировали машины, оборудование и транспортные средства, текстиль, изделия из него, обувь. Существенная доля оборота России с САР Гонконг - это гонконгский реэкспорт из КНР.
Гонконг, являясь административным районом КНР, имеет широкие возможности по самостоятельному определению направлений ВЭД. В настоящее время Гонконг рассматривает ДФО (и Амурскую область в частности) как перспективный рынок для инвестиций - об этом говорят контакты, участие в международных форумах и взаимные деловые поездки последних 3 лет. Амурская область имеет опыт внешней торговли и сотрудничества с Гонконгом - статистически доли экспорта (как и импорта) незначительны, однако экспортные операции проводились в течение пяти из десяти последних лет ("чаще" экспортировали только в Китай, Республику Корея, Корейскую Народно-Демократическую Республику и Японию).
Возможности для развития сотрудничества Амурской области с Гонконгом связаны, прежде всего, с привлечением инвестиций (для развития логистики, инфраструктурных транспортных проектов), с обращением к услугам финансовых посредников, а также с развитием внешней торговли в части экспорта пиломатериалов, удобрений.
Также перспективно развитие сотрудничества с участниками ВЭД таких стран АТР, как Австралия, Малайзия, Монголия, Тайвань.
Австралия. Среди других развитых стран мира спад экономики этой страны в условиях глобального кризиса был одним из наименьших. Внешнеэкономическая политика Австралии направлена на поиск и диверсификацию новых рынков сбыта, снижение торговых барьеров. Австралия активно участвует в создании зон свободной торговли в разных странах мира, в том числе в Китае. Строительные фирмы этой страны - активные строительные субподрядчики, ориентированные на гибкий поиск крупных заказов.
Между Австралией и Россией действует лишь 2 межправительственных соглашения в экономической сфере, то есть государственная опека внешнеэкономического сотрудничества не носит явно выраженный характер. В последние годы отмечался ежегодный рост товарооборота с РФ. Основными статьями российского экспорта остаются удобрения, алюминий и изделия из него, продукты неорганической химии, электротехнические машины и оборудование, черные металлы, древесина, пластмассы. В импорте из Австралии преобладают продукты неорганической химии, мясо и пищевые субпродукты, машинотехническое оборудование, живые животные и необработанные шкуры, инструменты, малотоннажные суда, молочная продукция, алкогольные и безалкогольные напитки. Инвестиционная активность Австралии в отношении России оставалась на низком уровне, приоритетом были горнодобывающие отрасли.
Сотрудничество региона с Австралией возможно в сфере привлечения инвестиций, в том числе для реализации приоритетных проектов освоения минеральных полезных ископаемых; в части строительства инфраструктуры космической промышленности (через привлечение строительных подрядных организаций); в аграрном секторе (где Австралией накоплен существенный опыт и имеется высококонкурентное племенное хозяйство). В торговле в потенциале возможен экспорт амурских удобрений, алюминия, черных металлов, древесины. По импортозамещению следует продолжить работу по ввозу племенного стада.
Малайзия. Экономика страны по основным показателям занимает 29 место в мире и ориентирована на экспорт. Наиболее значительные отрасли экономики - электронная и электротехническая, они же составляют основу ее экспорта. Торговые партнеры - Сингапур, США, Япония и Китай.
В Малайзии накоплен позитивный опыт создания, регулирования и управления деятельностью свободных экономических зон. Правительство ограничивает экспорт сырья, стимулируя его внутреннее производство.
Малайзия - ведущий торговый партнер РФ в ЮВА, а РФ - ведущий партнер Малайзии среди стран СНГ. Количество действующих межправительственных соглашений относительно небольшое (пять), что не помешало достижению высоких показателей торговли и сотрудничества. Экспорт РФ в Малайзию - спецтехника, минеральные удобрения, химическая продукция, черные металлы, синтетический каучук. Импорт из Малайзии -продукция электронной и электротехнической промышленности, пальмовое масло.
Сотрудничество Амурской области с данной страной возможно в части продвижения продукции, произведенной на предприятиях Амурской области. Также существуют варианты привлечения малайзийских инвестиций в лесопереработку, отрасли строительных материалов и организации импортных поставок в область малайзийского высокотехнологичного оборудования.
Монголия. Амурская область может участвовать в развитии торгового сотрудничества с Монголией. В частности, участники ВЭД Амурской области могут поставлять в Монголию сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары, а также развивать сотрудничество в сфере сельского хозяйства.
Тайвань. Перспективы двустороннего сотрудничества определяются декларируемой Тайванем заинтересованностью в добыче и переработке углеводородов, энергетике, создании совместных производств химической, добывающей, пищевой промышленности. Кроме этого, принимая во внимание опыт Тайваня в организации и эксплуатации научно-индустриальных парков, возможны варианты участия тайваньских компаний в создании высокотехнологичных производств на территории области.
При определенных условиях возможно развитие сотрудничества между Амурской областью и следующими иностранными государствами: Индия, Индонезия, КНДР, Новая Зеландия.
1.3. Экономическая ситуация РФ и межрегиональное сотрудничество в ДФО
1.3.1. Экономическая ситуация в РФ
Глобальный финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на экономику России (падение ВВП в 2009 г., по данным Российского комитета статистики (Росстата), составило 7,9%, Всемирного банка - 8,7%, прогноз на 2010 г. - возобновление роста, по разным оценкам от 3% до 7%), а также на состояние ее внешней торговли. Внешнеторговый оборот России, по данным таможенной статистики, в 2009 г. составил 469 млрд. долл. США, в том числе экспорт - 301,7 млрд. долл. США, импорт - 167, 4 млрд. долл. США, по сравнению с 2008 г. уменьшился на 36% (падение внешнеторгового оборота РФ в 2,8 раза больше, чем мировое падение мирового внешнеторгового оборота). Сальдо торгового баланса сложилось положительным для РФ - на уровне 134,3 млрд. долл. США (в 2008 г. сальдо баланса торговли было на 66,2 млрд. долл. США больше). В январе - августе 2010 г. внешнеторговый оборот РФ составил, по данным Банка России, 402,6 млрд. долл. США, рост по отношению к аналогичному периоду 2009 г. - 37,4%. Сальдо торгового баланса осталось положительным - 105,2 млрд. долл. США (рост на 40 млрд. долл. США). Таким образом, в 2010 г. России удалось вернуть утраченные позиции во внешней торговле.
По данным Росстата, объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 2009 г., составил 81,9 млрд. долл. США, что на 21,9 млрд. долл. США (или на 21%) меньше, чем в 2008 г. Основным типом инвестиций оставались кредиты, их доля составила в 2009 г. 79,5%. Иностранные инвестиции направлялись в основном в оптовую и розничную торговлю и обрабатывающие производства, а также транспорт и связь. Основными странами-инвесторами в экономику России были Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция и США.
Внешняя политика России в АТР была направлена на усиление позиций России в многосторонних объединениях АТР. Россия вовлечена в активный диалог в рамках АТЭС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, в трехсторонний диалог в формате Россия-Индия-Китай (РИК), а также других региональных объединений. Основным стратегическим партнером России в АТР остается Китай, хотя позитивные результаты достигнуты во внешней политике России с Японией, Южной Кореей, другими странами.
В соответствии с новым Таможенным кодексом Таможенного союза России с Казахстаном и Белоруссией значительно упрощены таможенное администрирование и процедуры оформления внешнеторговых сделок. Одной из внешнеэкономических задач является присоединение к ВТО России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории.
Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций.
1.3.2. Межрегиональное сотрудничество Амурской области с регионами Дальнего Востока и другими субъектами РФ
Основные товарные позиции, межрегионального оборота (ввоз в Амурскую область): дизельное топливо, масла, минеральные удобрения, древесноволокнистые плиты, грузовые автомобили, а также продукты питания (около 40% поставок приходится на Сибирский федеральный округ). Позиции межрегионального оборота (вывоз из Амурской области): продукция пищевой промышленности, сельского хозяйства. Основные партнеры находятся в следующих субъектах РФ: Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область (Еврейская АО), Приморский и Забайкальский края. В область ввозится продукция производственно-технического назначения из Хабаровского края (35%), Иркутской области (22%), Нижегородской области (12%) и Республики Татарстан.
Амурская область имеет 14 действующих межрегиональных Соглашений о сотрудничестве со следующими субъектами РФ: Алтайский край, Еврейская АО, Иркутская область, Камчатский край, Красноярский край, Краснодарский край, Новосибирская область, Омская область, Приморский край, Сахалинская область, Республика Татарстан, Хабаровский край, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия). Приоритетными сферами межрегионального сотрудничества являются агропромышленный комплекс, промышленность и транспорт.
Для развития ВЭД Амурской области приоритетное значение среди сфер межрегионального сотрудничества имеет транспорт. Возможности развития трансконтинентальных перевозок через Транссибирскую магистраль (Транссиб), а также потенциальные угрозы определяются следующим. Из трех северо-восточных провинций Китая две (Хэйлунцзян и Цзилинь) не имеют выходов к морю, что существенно сдерживает грузопоток. В настоящее время внешняя торговля северо-востока Китая осуществляется в основном через порт Далянь. Перегруженность порта и железной дороги Харбин - Далянь, а также удаленность промышленно развитых центров региона от этого порта обусловливает необходимость поиска новых выходов к морю либо новых вариантов транспортировки грузов. Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) (замыкающее звено Транссиба) дает выход грузам к морскому побережью, где созданы крупные транспортные узлы - Ванино, Находка, Находка-Восточная, Владивосток, Посьет, Зарубино, а также к трем пограничным железнодорожным пунктам пропуска с КНДР и КНР: Хасан - Туманган, Гродеково - Суйфэньхэ и Махалино - Хунчунь. Работа по развитию Транссибирского коридора очень важна для реализации транспортного потенциала ДФО и в т.ч. Амурской области, поскольку альтернативным коридором может стать Транссинцзянский-Среднеазиатский коридор. Транскитайский маршрут, конкурирующий с Транссибом, способен улучшить условия функционирования и скорости движения. Еще один альтернативный проект - ТРАСЕКА: транспортные коридоры между Европой, Кавказом и Центральной Азией.
В настоящее время сотрудничество с Республикой Саха (Якутия) является особенно перспективным для развития транспортного потенциала и ВЭД Амурской области в силу особенностей географического положения соседнего региона. Транзитные возможности Амурской области представляют интерес как с точки зрения экспорта продукции добывающих и перерабатывающих отраслей Республики, так с точки зрения импорта в Республику продовольствия, товаров народного потребления, машин и оборудования из стран АТР .
Хабаровский край имеет выходы к морю (порты Ванино и Советская гавань). В связи с этим перспективным является развитие сотрудничества в транспортной сфере, в т.ч. путем использования транзитного потенциала Транссиба и БАМа. С другой стороны, Хабаровский край конкурентен по отношению к Амурской области с точки зрения обеспечения российско-китайского грузопотока.
Приморским край является важнейшим транспортным узлом РФ в АТР. Транспортная система Амурской области ориентирована на использование транзитного потенциала Приморского края при доставке грузов в обоих направлениях.
Еврейская автономная область и Забайкальский край имеют схожие с Амурской областью социально-экономические и геостратегические особенности развития, что способствует, в том числе, инициированию относительно конкурентных проектов трансграничного российско-китайского сотрудничества. Правительством ЕАО подписано инвестиционное соглашение с ООО "Рубикон" о совместной реализации проекта строительства железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе с. Нижнеленинское (ЕАО, РФ) и г. Тунцзян (КНР). В Забайкальском крае разработаны проекты строительства автомобильной дороги А-166 Чита - Забайкальск до границы с КНР и мостового перехода через реку Амур в районе пункта пропуска Покровка - Логухэ. Строительство автомобильного моста через реку Амур в районе г. Благовещенск и г. Хэйхэ также является стратегическим приоритетом развития Амурской области.
Помимо сотрудничества в сфере развития транспортных коридоров, Амурская область может развивать и другие направления межрегиональных связей для стимулирования активности участников ВЭД. В частности, определенными перспективами обладает сфера туристических услуг. В настоящее время туристы из Республики Саха (Якутия) и других регионов РФ обращаются к услугам туристических компаний Амурской области при выезде в Китай. Организованы чартерные рейсы Якутск - Благовещенск - Далянь, Якутск - Благовещенск - Шаньхайгуань, Якутск - Благовещенск - Санья, Якутск - Благовещенск - Бэйдайхэ и другие. Эта деятельность может быть расширена.
Таким образом, внешнее окружение предлагает следующие стратегические возможности для их отражения в целях развития ВЭД области:
1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в целях включения в глобальные и региональные транспортные коридоры и развития межрегионального сотрудничества.
2. Активизация интеграционных процессов со странами АТР, прежде всего, для стимулирования импорта современной техники и технологий из развитых и быстроразвивающихся стран, расширения экспорта продукции традиционных и новых для Амурской области отраслей и подотраслей экономики.
3. Расширение инвестиционного сотрудничества для развития инфраструктуры приграничных территорий (в том числе через создание и развитие ОЭЗ), транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработки и переработки природных ресурсов, в том числе в трехстороннем формате (российско-китайский плюс финансовый посредник из третьей страны).
4. Развитие сотрудничества в научно-технической сфере (прежде всего в строительстве космической инфраструктуры), учреждение совместных научно- внедренческих парков.
5. Привлечение консультационных услуг для создания и развития ОЭЗ с преференциальными инвестиционными возможностями.
6. Расширение экспорта образовательных услуг с созданием и продвижением международных (приграничных) образовательных проектов.
7. Углубление межрегионального сотрудничества для расширения туристических услуг, предлагаемых участниками ВЭД региона, с созданием и продвижением международных (приграничных) туристических проектов.
2. Современное состояние, проблемы и перспективы развития
ВЭД Амурской области
2.1. Геостратегическое положение Амурской области
Россия ориентирована на интеграцию в АТР, при этом экономика регионов Дальнего Востока РФ традиционно имеет внешнеэкономическую направленность. Расширение международной кооперации ДФО, включая и Амурскую область, возможно за счет:
выгодного географического положения (пересечение торговых путей из Европы в Азию, близкое расположение к странам АТР, выходы к морю);
обеспеченности транспортной и транзитной инфраструктурой (Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, федеральные автотрассы, нефте- и газопроводы);
наличия природных ресурсов, представляющих интерес для экономик стран СВА (в первую очередь лес, энергоресурсы и минеральное сырье);
близости расширяющихся рынков и роста объемов торговли стран АТР, прежде всего СВА.
Перспективным для Амурской области является развитие межрегионального сотрудничества со странами АТР, прежде всего путем вовлечения в международный оборот богатых природных ресурсов региона с постепенным наращиванием продукции обрабатывающих производств. Важно поддерживать и развивать взаимовыгодные межрегиональные и приграничные связи Амурской области с Китаем.
2.2. Специфические условия внутреннего
экономического развития Амурской области
Внешнеторговый и инвестиционный потенциал Амурской области складывается из характера и условий ее текущей и перспективной экономический динамики, а также ее обеспеченности природными ресурсами. Амурская область входит в состав ДФО РФ. Численность постоянного населения области на 01 января 2010 г. составила 860,7 тыс. чел., в том числе городского - 561,0 тыс. чел. Численность населения области с 1990 г. снизилась почти на 200 тыс. чел. в результате не прекращающихся естественной убыли и миграционного оттока.
Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности в 2009 г. (оценка) представлена на рисунке 1.2.1. В структуре ВРП преобладают такие виды деятельности, как транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, строительство.
Рисунок "Структура ВРП по видам деятельности в 2009 г (оценка)" в базе не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователей
2.2.1. Сельское и лесное хозяйство
Площадь сельскохозяйственных угодий на 01 января 2010 г. составила 2150,7 тыс. га (около 26,8% в ДФО). По итогам 2009 г. стоимость валовой продукции сельского хозяйства выросла на 35,8% в сравнении с показателями 2008 г. и составила 20,6 млрд. руб. По объему стоимости валовой сельхозпродукции область вышла на первое место в ДФО с удельным весом в 23,4%.
Основу экспортного потенциала области по сельскохозяйственной продукции может составить соя, валовой сбор которой ежегодно возрастает. В развитии сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности области существуют совместные проекты с Китаем и Южной Кореей.
Амурская область обладает значительными запасами древесины: третье место в ДФО (общий запас древесины на корню - 2016,5 млн. куб. м). Однако в 2009 г. индекс производства составил всего 69,1% (в 2008-96,2%), сальдированный финансовый результат организаций по виду деятельности "лесозаготовки" в 2008 и 2009 гг. отрицателен, вывозка древесины снизилась более чем на 45 %.
При существующей структуре экономики древесина как одна из основных статей экспорта до 2008 г. составляла основу экспортного потенциала области. Однако принятые институциональные решения, направленные на сокращение экспорта необработанной древесины и увеличение числа предприятий с глубокой переработкой леса, ведут либо к снижению потенциала экспорта по данному продукту, либо требуют принятия срочных мер по рыночной адаптации предприятий этого вида экономической деятельности к новым условиям.
2.2.2. Добыча полезных ископаемых
Индекс производства по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" в 2008 г. составил 124,8%, в 2009 г. - 115,5%. Объем отгруженной продукции в 2009 г. - 23995,4 млн. рублей. (15132,3 млн. рублей в 2008 г.), что составило 39,5% всей отгруженной продукции промышленного производства. Большую часть добываемых полезных ископаемых на территории области составляют уголь, золото и нерудные строительные материалы (камень, гравий, песок и другие). В 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась добыча золота на 17,0%, добыча угля - на 9,7%, снижена добыча нерудных строительных материалов на 26%. По добыче золота Амурская область в 2009 г. заняла третье место в России.
Экономический потенциал области по минеральному сырью - 20 трлн. руб., в хозяйственный оборот области вовлечено менее 5% ресурсного потенциала. При этом качество части запасов оценивается как низкое, требуется проведение геологоразведочных работ для увеличения подтвержденных запасов. Таким образом, экспортный потенциал области по продукции этого вида экономической деятельности может быть увеличен.
2.2.3. Обрабатывающие производства
В структуре обрабатывающих производств преобладает производство пищевых продуктов. За 2009 г. предприятиями по производству пищевых продуктов области отгружено продукции на сумму 8,2 млрд. рублей, что на 37,4% (в действующих ценах) выше уровня 2008 г. В 2009 г. доля пищевых производств в общей структуре составила 54,4%.
В производстве цельномолочной продукции, масла растительного (соевого) и комбикормов темпы роста производства традиционно положительны. В 2009 г. увеличился выпуск мяса, мясных консервов и полуфабрикатов, жирных сыров, кондитерских и макаронных изделий, масла растительного (соевого), безалкогольных напитков, пива, однако производственные мощности в значительной степени недоиспользуются.
Пищевая промышленность в настоящее время в малой степени формируют экспортный потенциал Амурской области. Поиск и освоение внешних рынков сбыта возможны за счет продвижения экологически чистых продуктов питания на рынки стран АТР. В настоящее время уже экспортируется масло соевое в Республику Корея.
В издательской и полиграфической деятельности, в текстильном, швейном, химическом производствах, в производстве машин, электрооборудования, электронного и оптического оборудования наблюдается спад производства. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов уменьшилось на 19,9% за счет уменьшения производства строительного кирпича на 31,9% и сборных железобетонных конструкций и изделий на 33,3%. Увеличение производства наметилось в лесоперерабатывающем производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, транспортных средств, в металлургическом производстве.
Таким образом, обрабатывающие производства Амурской области в настоящее время не формируют экспортный потенциал области.
2.2.4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Отгруженная продукция по данному виду экономической деятельности в 2009 г. составила 30,3% всей продукции промышленного производства. Регион энергоизбыточный, производственный потенциал электроэнергетики области составляют Зейская гидроэлектростанция (1330 МВт), Благовещенская теплоэлектроцентраль (280 МВт), Райчихинская государственная районная электростанция (219 МВт) и Бурейская гидроэлектростанция (2010 МВт). Общая мощность электростанций в 2009 г. составила 3746,2 тыс. кВт, из них более 80% приходится на гидроэлектростанции. Производство электроэнергии составило 122,1% к уровню 2008 г. Основными потребителями электроэнергии являются железнодорожный транспорт, промышленность, сельское хозяйство и население.
Экспортный потенциал Амурской области по производству и распределению электроэнергии достаточно высок, реализация стратегических приоритетов развития области ориентирована на наращивание гидроэлектроэнергетических мощностей региона.
2.2.5. Строительство
Растет число предприятий, занятых этим видом экономической деятельности, при этом абсолютное большинство составляют строительные организации с численностью работников до 100 человек. Объем работ по виду деятельности "строительство" с 2007 по 2009 гг. вырос в фактических ценах на 28,5% и составил 28014,5 млн. руб. Активнее всего развивалось жилищное строительство, хотя ввод в действие жилых домов составил в 2007 г. 169 тыс. кв. м общей площади, снизившись к 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 19,8 тыс. кв. м.
Ограничивающим фактором развития строительства является низкий удельный вес собственного производства строительных материалов и высокая стоимость материалов, конструкций и изделий, ввозимых в регион, поэтому актуально импортозамещение строительными материалами, произведенными предприятиями области. В настоящее время строительные работы, услуги не ориентированы на экспорт, но этот вид экономической деятельности является инвестиционно привлекательным для внешних инвесторов.
2.2.6. Оптовая и розничная торговля
Начиная с 2000 г. растет оборот розничной торговли как в стоимостном, так и в физическом выражении. Доля непродовольственных товаров составляет 50,3%. Предприятия оптовой и розничной торговли обеспечивают 19,5% рабочих мест (первое место среди предприятий всех видов экономической деятельности), увеличивается число торгующих предприятий.
Этот вид экономической деятельности важен для развития ВЭД области с точки зрения расширения межрегиональной торговли с другими субъектами РФ ввозимыми из КНР товарами.
2.2.7. Транспорт и связь
Деятельность предприятий связи - особенно связанная с предоставлением услуг документальной электросвязи - относится к активно развивающимся видам экономической деятельности в Амурской области (в 2009 г. доходы от услуг связи составили 5533,7 млн. руб. в фактических действовавших ценах, что на 34,8% больше, чем доходы в 2007 г.). В настоящее время этот вид экономической деятельности не формирует экспортный потенциал области.
Грузооборот в 2009 г. составил 63849,0 млн. т-км, этот показатель существенно ниже уровня 1990 г. Перспективы развития транспорта во многом связаны с перспективами развития предприятий добывающих и обрабатывающих видов экономической деятельности. Ведущую роль играет железнодорожный транспорт: грузооборот - 99,7%, пассажирооборот - 78,1%. Сеть автомобильных дорог распределена неравномерно, не построен автомобильный мост через р. Амур в районе городов Благовещенск - Хэйхэ, отсутствует дорожная инфраструктура ко многим запасам полезных ископаемых, расположенным на севере области. В составе транспортного комплекса - Транссиб и БАМ, внутренние водные пути по р. Зея и пограничной р. Амур, автомагистраль Чита - Хабаровск, кроссполярная авиатрасса "Полярная-4", а также строящийся нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Все это формирует потенциал развития региона, в т.ч. экспортный потенциал. Росту последнего также будет способствовать планируемое в 2011 г. возведение ледовой понтонной переправы через р. Амур.
Таким образом, социально-экономическое положение Амурской области не формирует ее достаточного экспортного потенциала. Однако расширение экспорта и в целом развитие ВЭД возможны за счет использования выгодного географического положения и наличия транспортных сетей, избытка электроэнергии; обширных запасов полезных ископаемых, леса, пахотных и иных сельскохозяйственных угодий, т.е. за счет расширения экспорта сырьевых товаров, пользующихся устойчивым и возрастающим спросом на рынках стран АТР.
2.3. Внешнеэкономический комплекс Амурской области
2.3.1. Внешнеторговый оборот
До кризисного 2009 г. внешнеторговый сектор Амурской области рос более высокими темпами, чем в ДФО, однако его роль в экономике области была существенно ниже, чем в ДФО в целом. Отмеченный рост внешнеторгового сектора Амурской области был обусловлен преимущественно увеличением импорта, а не экспорта. В результате в отличие от ДФО, где наблюдалось положительное сальдо торгового баланса, в Амурской области с 2007 г. импорт значительно превышал экспорт. Внешнеторговый оборот Амурской области в 2009 г. снижался более значительными темпами, чем в ДФО.
Набольший удельный вес в структуре экспорта региона занимали древесина, лом черных металлов, машины и оборудования, золото и электроэнергия, ранее - соя. В структуре экспорта Амурской области наиболее стабильной товарной группой была древесина, до 2008 г. включительно ее доля достигала 80% совокупного экспорта региона. Однако повышение таможенных пошлин, а также закрытие грузового направления пункта пропуска Благовещенской таможни для экспорта необработанной древесины привело к сокращению экспорта леса на 40% в 2009 г. Прирост экспорта обработанного леса в этом периоде не смог покрыть сокращение выручки от экспорта необработанного леса.
В составе экспорта машин и оборудования Амурской области можно выделить две составляющие: первая часть - это экспорт машин и оборудования (нередко бывших в эксплуатации) в КНР. Вторая часть экспорта - это реэкспорт произведенных в КНР машин и оборудования через территорию Амурской области в другие страны, прежде всего страны ближнего зарубежья и КНДР. Экспорт золота стал играть существенную роль только с 2006 г., выйдя в 2008 г. на второе место в структуре амурского экспорта. В 2009 г. произошло резкое сокращение экспорта золота на 77%.
Экспорт электроэнергии из Амурской области осуществлялся в 2000 г., 2005 г. и в 2009 - 2010 гг. Вся электроэнергия на экспорт шла в КНР. В 2000 г. и 2005 г. объемы экспорта этой товарной группы составляли 2 и 0,1% от всего экспорта соответственно. Значительных размеров экспорт электроэнергии достиг лишь в 2009 г., составив 17% совокупного экспорта Амурской области и заняв третье по значимости место после экспорта древесины и золота.
На экспорт сои в 2000 г. приходилось 13% совокупного экспорта региона. Однако в последующие периоды он снизился практически до нуля, что обусловлено институциональными и экономическими проблемами сельскохозяйственных предприятий, ростом спроса внутри страны, а также ростом курса рубля.
К основным товарным группам, импортируемым в Амурскую область, относятся продукты питания (овощи и фрукты), ткани, одежда, обувь, а также машины и оборудование, обувь и игрушки. Если импортируемые продукты питания (овощи и фрукты) ввозятся для их сбыта в Амурской области, то по другим импортируемым товарам конечные потребители расположены в т.ч. за пределами региона. Высокие темпы роста импорта тканей, одежды и обуви в 2006 - 2009 гг., а также большие объемы импорта (так, например, на душу населения в Амурской области в 2008 г. приходилось 9 пар официально ввозимой из КНР обуви, в 2009 г. - 6 пар) указывают на то, что товары данных товарных групп ввозятся не только для потребления в Амурской области, но и для последующего их межрегионального вывоза в другие регионы России.
Доля импорта машин и оборудования в импорте области выросла с 28% в 2000 г. до 52% в 2008 г. В 2009 г. произошло резкое снижение доли этой группы в структуре импорта региона до 22%, что объясняется падением спроса на инвестиционные товары в условиях экономического кризиса 2009 г. в регионах, для которых участники ВЭД Амурской области ввозили машины и оборудование.
Таким образом, основные тенденции развития внешнеторгового оборота Амурской области состоят в следующем:
1. Сокращение экспорта Амурской области в 2009 г. (произошедшее по основным позициям - древесина и золото) обусловлено не только глобальным экономическим кризисом, но и изменениями в законодательстве РФ.
2. Основная доля внешнеторгового оборота региона приходится на КНР. Это приводит к зависимости ВЭД области от конъюнктуры одного рынка.
3. Наиболее стабильным для экспорта в Амурской области товаром, имеющим к тому же четкую привязку к региональной экономике, является древесина. Для развития экспортного потенциала по древесине разрабатываются проекты по ее глубокой переработке.
4. Другим потенциально стабильным - к тому же быстро оборачиваемым - товаром являются соя и продукты ее переработки. Для расширения экспорта необходимы дополнительные мероприятия, направленные на наращивание объемов производства продуктов ее переработки.
5. Существует возможность значительного увеличения объема экспортных поставок из Амурской области в КНР продукции с высокой степенью переработки (электроэнергии). Для этого необходима реализация проекта экспорта электроэнергии из России в Китай.
6. Страны и регионы, оценивая импортные позиции, ориентированы на поиск возможностей для импортозамещения. С учетом существующей федеральной и региональной нормативно-правовой базы в области существует возможность импортозамещения при организации сборочных производств сельскохозяйственной техники, энергосберегающей осветительной продукции из зарубежных комплектующих на базе имеющихся в области машиностроительных предприятий, а также, в перспективе, в сфере производства строительных материалов.
7 Импортная продукция, поступающая в область через пункты пропуска, потребляется не только на амурском рынке, но и в других регионах РФ. Это является позитивным моментом для участников ВЭД области, которые развивают посредническо-транзитные операции.
2.3.2. Иностранные инвестиции
По итогам 2009 г. объем привлеченного иностранного капитала в экономику Амурской области составил 212,1 млн. долл. США. По сравнению с 2008 г. данный показатель увеличился на 54%, а в сравнении с 2000 г. приток иностранных инвестиций вырос в 47 раз. Данная ситуация свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности Амурской области у владельцев капитала из других стран.
В рейтинге Минрегионразвития России по итогам января - сентября 2010 г. Амурская область вошла в группу регионов со значением сводного индекса инвестиционной привлекательности выше среднероссийского, при этом уступив таким регионам ДФО, как Сахалинская область (6 место), Еврейская АО (8 место), Хабаровский край (9 место), Республика Саха (Якутия) (13 место), Приморский край (18 место), в которых значение сводного индекса выше или значительно выше среднероссийского. Регион входит в группу лидеров по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (более 20 тыс. рублей).
Доля иностранных капиталовложений в экономику области составляет 0,26% от общероссийского значения показателя и 2,66% от объема иностранных инвестиций, направляемых в регионы ДФО. В последние годы значения данных показателей выросли на 0,22 и 1,88 процентных пункта соответственно по сравнению с 2000 г.
Среди приграничных регионов ДФО Амурская область занимает второе место по показателю объема накопленных инвестиций, уступая Хабаровскому краю. Удельный вес Амурской области в общем объеме иностранных инвестиций в экономику приграничных регионов ДФО составляет 37,8%. В последние годы роль области в привлечении иностранного капитала в приграничные регионы возросла. В 2000 г. доля Амурской области составляла 4,1% объема иностранных инвестиций в экономику приграничных регионов. С 2003 г. начался значительный рост удельного веса региона, что было обусловлено началом реализации крупных проектов в золотодобывающей отрасли.
Большая часть иностранных инвестиций, поступающих в экономику Амурской области, является прямыми капиталовложениями (98,7% в 2009 г.), причем 72,2% приходилось на кредиты, поступившие от совладельцев совместных предприятий, приносящих прибыль бизнесменам из других стран.
За период 2000 - 2009 гг. структура иностранных инвестиций не претерпела значительных изменений. В 2000 г. весь иностранный капитал поступал только в виде прямых инвестиций, в 2009 г. в Амурскую область также поступал капитал в виде прочих инвестиций (доля данного вида инвестиций составила 1,26%).
На 01 января 2010 г. объем накопленных иностранных инвестиций составил 550,1 млн. долл. США, из которых 94,7% являются прямыми капиталовложениями, 5,3% - прочими.
В течение 2000 - 2009 гг. произошли изменения в отраслевой структуре иностранных инвестиций. В 2000 г. удельный вес добывающих отраслей промышленности области в общем объеме привлеченного иностранного капитала составлял 98,7%, по итогам 2009 г. значение данного показателя сократилось до 91,3%. Сокращение доли иностранных инвестиций, направляемых в данную сферу экономики, в 2009 г. было во многом связано с сокращением объемов иностранных капиталовложений в добычу полезных ископаемых, вызванным финансовым кризисом и его последствиями. Кроме этого, значительные объемы инвестиционных ресурсов иностранных инвесторов были направлены в сферу операций с недвижимостью, а также в лесозаготовительную отрасль. Незначительными (менее 1%) остаются иностранные вложения в обрабатывающие отрасли, транспорт и связь.
По итогам 2009 г. в экономику Амурской области поступили инвестиции из 4 стран мира. Наибольший объем составили инвестиции из Великобритании (66,1%), направляемые в разведку и добычу полезных ископаемых, в частности в золотодобычу. Значительный объем иностранных инвестиций составили инвестиции из Кипра (29,2%).
Доля граничащего с Амурской областью Китая в общем объеме привлеченного иностранного капитала в 2009 г. составила 3,4%.
Накопленный иностранный капитал из КНР в экономике области по состоянию на 01 января 2010 г. составил 15871,9 тыс. долл. США. Капитал из Китая направляется преимущественно в лесозаготовительные отрасли, сферу торговли лесоматериалами, строительные работы. Среди регионов ДФО Амурская область занимает третье место по объему поступления инвестиций из Китая, уступая Приморскому краю и Сахалинской области. Удельный вес Амурской области в объеме инвестиций из Китая в регионы ДФО составляет 16,1%.
Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику области из Китая свидетельствует о расширении инвестиционного сотрудничества данных территорий. В 2009 г. объем инвестиций из Китая составил 7277,1 тыс. долл. США, увеличившись по сравнению с 2008 г. на 53,8%. Несмотря на это, доля капитала из КНР в общем объеме иностранных инвестиций остается незначительной.
В объеме поступивших инвестиций из КНР преобладают прямые инвестиции (по итогам 2009 г. весь объем поступивших инвестиций из Китая является прямыми инвестициями). В 2005 г. практически весь объем инвестиций (97,5 %) в экономику области из Китая поступал в виде взносов в уставный капитал совместных и иностранных предприятий, создаваемых на территории региона. В 2009 г. 67% притока иностранного капитала из Китая пришлось на кредиты, поступившие от зарубежных совладельцев, приносящих прибыль китайским бизнесменам.
Активное использование заемных средств, полученных от китайских совладельцев, связано с более низкой ценой капитала в Китае по сравнению с процентными ставками как в Амурской области, так и в России в целом.
Приоритетными сферами деятельности для инвесторов из Китая являются производство кирпича, черепицы и прочих изделий из обожженной глины, общестроительные работы по возведению зданий, выращивание масличных культур, лесозаготовка, сбор дикорастущих плодов и ягод.
По итогам 2009 г. в Амурской области функционировало 115 организаций с участием иностранного капитала, при этом 83 из них, или 72,2 % являлись предприятиями, созданными с участием капитала из КНР.
Доля предприятий с участием иностранного капитала в общей численности предприятий Амурской области в 2009 г. составила 0,8%. При этом предприятия с участием иностранного капитала на территории области обеспечивают 8% оборота предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории региона. Таким образом, эффективность работы иностранных и совместных предприятий в Амурской области выше по сравнению с эффективностью российских организаций. Однако тенденцией последних лет является снижение эффективности работы предприятий с участием иностранного капитала (в 2005 г. оборот одного предприятия составлял в среднем 366,48 млн. руб., в 2009 г. - 346,9 млн. руб.).
Наибольший удельный вес в обороте предприятий и организаций области с участием иностранного капитала приходится на добычу полезных ископаемых (46,1% в 2009 г.), среди которых особое место занимает добыча золотых руд, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (24%), а также на сферу транспорта и связи (12,8%), где преимущественное положение занимает связь.
Суммарный уставный капитал всех действующих в области совместных и иностранных предприятий к концу 2009 г. сложился в объеме 2748,9 млн. руб. Наибольший объем вложений в уставный капитал среди всех стран-инвесторов произвели инвесторы из Кипра (86,9%).
Немаловажное значение в экономическом развитии Амурской области имеет деятельность организаций с участием капитала из КНР. Наибольшее количество предприятий с участием капитала из Китая создано в сфере оптовой и розничной торговли (31,3%), строительства (20,5%), в лесозаготовительной отрасли и сфере сельского хозяйства (19,3%), в обрабатывающих производствах (13,2%), в ресторанном бизнесе (12,1%).
2.3.3. Инфраструктура и участники ВЭД
На территории Амурской области в настоящее время действуют два международных пункта пропуска: смешанный пункт пропуска (СПП) Благовещенск - Хэйхэ и СПП Поярково - Сюнькэ, установленные в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе (Пекин, 27 января 1994 г.); а также действует воздушный пункт пропуска (ВПП) Благовещенск-аэропорт. Максимальный грузопоток и пассажиропоток проходит через пункт пропуска Благовещенск - Хэйхэ.
ВЭД в Амурской области в 2009 г. осуществляли 581 предприятие и организация, в первом полугодии 2010 г. - 429 предприятий и организаций. Удельный вес количества участников ВЭД Амурской области в 2009 г. в общем объёме участников ВЭД ДФО составил 8,3%. Ими в 2009 г. было оформлено 8566 грузовых таможенных деклараций через таможенные органы Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), или 6,42% от деклараций, оформленных через таможни ДВТУ. При этом участниками ВЭД было обеспечено лишь 2,3% внешнеторгового оборота ДФО, что указывает на меньшую среднюю стоимость контракта и служит косвенным свидетельством того, что в ВЭД области вовлечены преимущественно мелкие и средние компании.
Исполнительными органами государственной власти Амурской области ведется активная работа по продвижению сотрудничества с китайской провинцией Хэйлунцзян. В 2009 г. было подписано базовое Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Амурской области (РФ) и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян (КНР), а также создана Совместная координационная группа правительств двух регионов, целью которой является практическая реализация двухсторонних договоренностей, прежде всего в торгово-экономической сфере.
В 2002 г. подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Правительством Республики Беларусь. В соответствии с данным Соглашением ведется работа по содействию субъектам хозяйствования, зарегистрированным на территории Амурской области и территории Республики Беларусь, в установлении прямых связей, создании совместных предприятий, торговых домой, филиалов и других структур, а также в обеспечении условий для участия организаций в проводимых сторонами ярмарках, выставках, аукционах и других мероприятиях, в обмене информацией по различным направлениям торгово-экономических отношений, потребности в сырье, комплектующих, готовых изделиях и возможностях встречных поставок.
С 1995 г. установлены побратимские отношения Амурской области с провинцией Чунчоннам-до Республики Корея. Ведется работа по укреплению двухстороннего сотрудничества в сфере сельского хозяйства, совместному участию в международных выставках-ярмарках, по привлечению компаний для реализации совместных проектов, участию в культурных фестивалях, по поддержке сотрудничества на уровне городов (мэрий, уездов), по активизации научных и молодежных обменов между университетами, в сотрудничестве по линии культуры, спорта, библиотек.
Международная выставочно-ярмарочная и презентационная деятельность Амурской области развивается по следующим направлениям:
- участие официальных и деловых кругов региона в крупных выставках, проводимых в северо-восточных провинциях КНР (Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка, Чанчуньская торгово-инвестиционная ярмарка стран СВА, Международная ярмарка товаров в г. Хэйхэ и т.д.);
- организация участия амурских компаний в крупных международных специализированных ярмарках (Китайская международная выставка пищевых продуктов и напитков SIAL CHINA, г. Шанхай; Азиатская международная транспортно-логистическая выставка SITL Asia, г. Шанхай; Международная выставка высоких технологий "CHTF", г. Шэнчжэнь; Китайская международная выставка древесины и изделий из древесины, г. Пекин; Кантонская ярмарка экспортных товаров, г. Гуанчжоу; Российско-китайская выставка сельскохозяйственной техники, г. Цзямусы и т.д.).
- участие в крупных международных универсальных выставках. В 2006 г. Амурская область принимала участие в Российской национальной выставке, проводимой в г. Пекин (КНР) в рамках Года России в Китае. Наиболее ярким и масштабным имиджевым мероприятием региона стало участие с 24 июля по 06 августа 2010 г. во Всемирной универсальной выставке "ЭКСПО-2010" в г. Шанхай (КНР).
- проведение презентаций Амурской области и "деловых миссий" предприятий региона, целью которых является привлечение инвестиций в экономику области и содействие выходу продукции амурских товаропроизводителей на рынки зарубежных стран. Так, за последние годы было успешно проведено несколько презентаций области в китайских городах Пекин, Харбин, Яньтай, Вэйфан, Цюаньчжоу, Шанхай, в японском городе Ниигата, а также в Сингапуре.
В 2009 - 2010 гг. в Благовещенске были проведены крупные мероприятия по линии Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств: 8-е заседание Постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (июль 2009 г.) и 12-е заседание подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики (август 2010 г.). В октябре 2010 г. в г. Харбин состоялось 11-е заседание российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству, сопредседателями которого выступили Правительство Амурской области и Народное Правительство провинции Хэйлунцзян.
В рамках расширения внешнеэкономических контактов со странами АТР с начала 2009 г. отмечается значительный рост числа встреч и переговоров с представителями официальных и деловых кругов Южной Кореи, Японии, Австралии, США, Сингапура и т.д.
Таким образом, в настоящее время характерным для развития внешнеэкономического комплекса Амурской области является географическая ограниченность основных торговых партнеров и источников иностранных инвестиций, узкая товарная структура экспорта, низкая активность иностранных инвесторов в сфере перерабатывающих производств, преобладание малого и среднего бизнеса в числе участников ВЭД области.
2.3.4. Туризм
В настоящее время туризм рассматривается как один из перспективных секторов развития в региональной экономике Амурской области. Объем туристических услуг в 2009 г. составил 654, млн. руб. или 102,9% к уровню 2008 г.
Главным фактором развития сферы туризма в области является уникальное географическое положение региона на границе с Китаем, а также упрощенный порядок пересечения российско-китайской государственной границы для граждан России в Китай. В этой связи Китай занимает доминирующие позиции в структуре международного выездного туризма: более 90% всех выездов приходится на Китай.
В период 2005 - 2008 гг. численность российских граждан, выезжавших в Китай с целью туризма через территорию Амурской области, росла со среднегодовым темпом прироста около 9% в год и в 2008 г. составила 88780 тыс. человек. В 2009 г. произошло значительное сокращение туристского потока на 28,8%. В первом полугодии 2010 г. также наблюдалось снижение турпотока российских туристов к аналогичному периоду 2009 г, но уже на 19,2%.
Среди иностранных туристов, прибывающих в Амурскую область, граждане Китая составляют 99,9%. Численность граждан Китая, посещающих Амурскую область в туристических целях, в период с 2005 по 2009 г. сократилась на 38% и в 2009 г. составила 17531 тыс. человек. Данный факт указывает на невысокую привлекательность области для въездного туризма вследствие недостаточного развития инфраструктуры туризма в регионе. Еще одной значимой причиной снижения въездного туризма в Амурскую область после 2005 г. была отмена государственными властями КНР выдачи специальных туристических паспортов для одноразового посещения РФ гражданам КНР, проживающим вне приграничных территорий. Привлекательность Амурской области для китайских граждан состояла в наличии развлекательных услуг (казино), а после их закрытия в соответствии с законодательством РФ выдача паспортов возобновилась.
Таким образом, в настоящее время в развитии международного туризма Амурской области сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. В целях развития въездного туризма на территории области проводится следующая работа.
Во-первых, накоплен существенный опыт работы исполнительных органов государственной власти области в сфере поддержки туризма. В частности, проводятся рабочие встречи с руководством управления по туризму Народного Правительства г. Хэйхэ по вопросам качества предоставляемых туристических услуг, безопасности туристов на маршрутах, оказывается организационная помощь участникам ВЭД для их вовлечения в международные туристические выставки-ярмарки в России и КНР, проводятся совместные презентации туристических возможностей Амурской области и провинции Хэйлунцзян.
Во-вторых, для развития туристической инфраструктуры, ориентированной на китайских туристов, инициированы проекты музейно-туристического комплекса "Эвенкийская деревня" (в Тындинском районе, с элементами традиционного эвенкийского быта) и "Русская деревня" (в Благовещенском районе, памятники зодчества Приамурья).
Привлекательным видом деятельности может стать организация международного выездного туризма населения других регионов России и ДФО в Китай через территорию Амурской области. Менее рыночно привлекательной для туристического бизнеса, но и более важной для реализации стратегических целей развития области является организация въездного делового туризма (включая организацию бизнес-конференций, семинаров, презентаций) для представителей бизнес-кругов Гонконга, Сингапура, Малайзии и других развитых стран АТР.
Большое значение с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма будет иметь участие Амурской области в трансграничном проекте "Восточное кольцо России" - едином турпродукте туристской индустрии Востока России.
Данные мероприятия будут способствовать росту доходов от туроператорской деятельности, а также формировать доход туристской инфраструктуры Амурской области (гостиниц, ресторанов и т.п.).
3. Цели и задачи внешнеэкономической деятельности Амурской области
Основной целью внешнеэкономической деятельности Амурской области является максимально полное и эффективное вовлечение ее экономического потенциала, определяемого геостратегическим положением и специализацией региона, в интеграционные процессы со странами АТР в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития области.
Для достижения данной цели определены задачи по следующим приоритетным направлениям:
3.1. Внешняя торговля
формирование благоприятных экономических, организационных, институциональных и иных условий развития экспортного потенциала, в т.ч. посредством развития в Амурской области механизмов государственной поддержки экспорта промышленной продукции;
расширение экспорта продукции (электроэнергии, продуктов глубокой переработки древесины, удобрений, продукции химической промышленности, черных и цветных металлов, сои и продуктов ее переработки) на рынки развитых и быстроразвивающихся стран АТР, стимулирование импорта современной техники и технологий из этих стран;
создание многоуровневой, многовариантной и многокомпонентной системы продвижения участников ВЭД Амурской области на внешние рынки;
рационализация импорта в соответствии с приоритетами развития Амурской области как транспортно-логистического коридора.
3.2. Иностранные инвестиции
содействие привлечению необходимых компетенций и технологий для расширения экспортного потенциала области через инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию и создание альянсов с представителями ведущих компаний АТР;
привлечение иностранных инвестиций для развития инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработки и переработки природных ресурсов;
создание условий для использования определенных законодательством РФ преференциальных инвестиционных соглашений, особенно по приоритетным для региона отраслям (лесопользование, металлургия, сельское хозяйство), обеспечение гарантий иностранным инвесторам;
развитие сотрудничества в научно-технической сфере (прежде всего в строительстве космической инфраструктуры), учреждение совместных технико-внедренческих парков.
3.3. Приграничное экономическое сотрудничество
совершенствование законодательства в сфере приграничного сотрудничества путем внесения предложений в соответствующие исполнительные органы государственной власти РФ по законодательному регулированию приграничного сотрудничества;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере приграничного сотрудничества на региональном уровне;
поддержка прямых контактов между органами местного самоуправления, организациями, предприятиями и учреждениями Амурской области и административно-территориальных образований провинции Хэйлунцзян для практического осуществления проектов торгово-экономического и иного сотрудничества;
координация сотрудничества для развития международного воздушного сообщения с целью повышения интенсивности международных туристических, деловых, образовательных и прочих поездок;
развитие сотрудничества в области привлечения современных технологий и квалифицированной иностранной рабочей силы через реализацию проектов в сельском хозяйстве, животноводстве и строительстве на условиях генерального подряда и субподряда.
3.4. Инфраструктура ВЭД
развитие транспортной инфраструктуры для включения Амурской области в глобальные и региональные транспортные коридоры и ее интеграции в международное транспортное пространство;
совершенствование организационной инфраструктуры ВЭД, в т.ч. повышение эффективности взаимодействия Амурской области с федеральными государственными органами, органами государственной власти других субъектов РФ, заграничными учреждениями РФ, общественными объединениями, международными организациями по вопросам сотрудничества в сфере ВЭД, а также совершенствование международной выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности области;
повышение уровня подготовки кадров в сфере ВЭД.
3.5. Туризм
развитие международного туризма и продвижение созданных туристских продуктов на внешние рынки;
привлечение иностранных инвестиций для реализации крупных проектов развития туристской инфраструктуры;
организация взаимодействия государственных органов управления туризмом и профессиональных туристических объединений России и Китая по развитию трансграничных туров;
диверсификация видов туристических услуг.
3.6. Международное гуманитарное сотрудничество
активизация контактов Амурской области с зарубежными странами по широкому кругу вопросов (культура, образование, спорт, охрана окружающей среды и т.д.);
создание гуманитарной основы для развития долгосрочных партнерских связей с наиболее перспективными в плане инвестиционного сотрудничества странами АТР.
4. Основные мероприятия по развитию
внешнеэкономической деятельности Амурской области
4.1. Стимулирование экспорта и оптимизация импорта
Основные мероприятия по стимулированию экспорта включают: развитие экспорта новых отраслей промышленности, создаваемых в результате реализации стратегических планов развития ДВиБР, в т.ч. путем предоставления субсидий для снижения текущих и инвестиционных затрат (компенсация процентной ставки, тарифа на электроэнергию и др.) и создания условий по облегчению доступа данной продукции на внешние рынки;
развитие экспорта традиционных для региона отраслей (в первую очередь, лесная и сельскохозяйственная отрасли), включая институциональную защиту производителей продукции с высокой добавленной стоимостью, а также развитие их экономического потенциала;
содействие реализации проектов мультирегиональных компаний на территории региона, ориентированных на экспорт;
предоставление информационно-организационной поддержки участникам ВЭД Амурской области, осуществляющим операции по транзиту товаров из КНР в другие регионы РФ и страны СНГ;
содействие в реализации Проекта экспорта электроэнергии из России в Китай, предполагающего строительство на территории области сетевых и генерирующих объектов, в т.ч. посредством механизма взаимодействия по линии Совместной рабочей группы правительств Амурской области (РФ) и провинции Хэйлунцзян (КНР) по продвижению данного проекта;
создание возможностей для локального использования нефтетранспортного потенциала ВСТО с целью расширения экспортной базы Амурской области;
создание добывающих и перерабатывающих производств по освоению локальных месторождений полезных ископаемых с последующим экспортом части произведенной продукции;
реализацию мер, направленных на создание на территории Амурской области совместных предприятий с участием инвесторов из стран АТР в сельском хозяйстве (растениеводство, тепличное производство, животноводство), с последующим сбытом произведенной продукции на внешних рынках;
расширение внешних рынков реализации продукции лесопереработки, преимущественно с применением технологий глубокой переработки.
Основные мероприятия по оптимизации импорта включают:
создание благоприятных условий для импорта высокотехнологичного оборудования посредством субсидирования процентной ставки предприятиям, закупающим высокотехнологичное оборудование, оказания информационной поддержки и т.д.;
содействие созданию в Амурской области учреждений по сертификации товаров и продукции на соответствие требованиям стандартов РФ, выдачи сертификатов;
содействие развитию импортозамещения и насыщению внутреннего рынка отечественными товарами, в том числе путем:
укрепления сотрудничества с КНР, Республикой Беларусь и другими странами в сфере сборки сельхозтехники;
содействия реализации совместных с компаниями КНР, Республики Корея и других зарубежных стран в сфере производства энергосберегающей продукции, включая привлечение иностранных инвестиций и современных технологий в модернизацию производственных предприятий области;
создания условий для привлечения иностранных инвестиций в техническое и технологическое перевооружение предприятий АПК области, улучшения селекционно-племенной работы и укрепления кормовой базы отрасли для организации импортозамещения на внутреннем рынке животноводческой продукции.
4.2. Привлечение иностранных инвестиций
Основные мероприятия по стимулированию привлечения иностранных инвестиций включают:
участие исполнительных органов государственной власти области в развитии нормативно-правовой базы об иностранных инвестициях, частно-государственном партнерстве в РФ;
разработку предложений для решения на федеральном уровне вопросов по сокращению административных процедур и реализации принципа "одного окна" для иностранных инвесторов, а также облегчению миграционных процедур для высококвалифицированных иностранных работников, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями;
в рамках действующего законодательства формирование особых условий хозяйствования для иностранных инвесторов, реализующих крупные проекты в сфере промышленного производства через создание на территории области ОЭЗ (промышленно-производственного типа), технико-внедренческого или промышленного парков;
в рамках действующего законодательства применение концессионных соглашений для реализации крупных инвестиционных проектов;
содействие участию иностранного капитала в реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике, сельском хозяйстве, лесоперерабатывающем и горно-металлургическом комплексах;
стимулирование иностранных инвесторов через совершенствование системы государственной поддержки в регионе;
улучшение доступа иностранных инвесторов к информации о реализуемых на территории области проектах, в т.ч. путем создания и постоянного обновления банка данных по инвестиционным проектам области, регулярного участия в международных инвестиционных форумах, семинарах и конференциях и т.д.;
организацию системы сбора актуальной информации от иностранных инвесторов относительно проблем правоприменения на территории области;
поддержку ВЭД субъектов малого и среднего предпринимательства области, в т.ч. путем предоставления субсидий для возмещения части затрат, связанных с получением сертификатов качества по международным стандартам, для возмещения части затрат на разработку бизнес-планов по инвестиционным проектам и т.д.;
создание представительств области в иностранных государствах;
содействие созданию представительств административно-территориальных образований, ассоциаций и компаний иностранных государств на территории области;
содействие в рамках компетенции расширению межбанковского сотрудничества Амурской области со странами АТР с целью облегчения доступа предпринимателей области к более дешевым капиталам этих стран;
организацию деятельности по обмену опытом с представителями зарубежных стран по вопросам создания и управления ОЭЗ, совершенствования региональной инвестиционной политики и т.д.
4.3. Совершенствование механизма приграничного сотрудничества
К основным мероприятиям, направленным на совершенствование механизма приграничного экономического сотрудничества, относятся:
участие региона в формировании нормативно-правовой базы по приграничному сотрудничеству;
совершенствование механизмов взаимодействия региона с федеральным центром по вопросам развития приграничного сотрудничества;
подготовка предложений по совершенствованию статистического учета региональной ВЭД (в части приграничного экономического сотрудничества);
участие в разработке и реализации планов по обустройству и развитию погранично-таможенной и транспортной инфраструктуры;
участие в работе российско-китайских подкомиссий, рабочих групп и комитетов (Постоянная рабочая группа по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, российско-китайский Координационный Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству и т.д.).
4.4. Развитие инфраструктуры ВЭД
Основные мероприятия по развитию инфраструктуры ВЭД включают:
В сфере развития транспортной инфраструктуры:
строительство мостового перехода через р. Амур в районе городов Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР), включая разработку механизма привлечения частных инвесторов;
включение в новый транспортный коридор, объединяющий в единую транспортно-логистическую систему Северного морского пути, внутренних водных путей р. Лена, железных дорог Республики Саха (Якутия), железнодорожной ветки Улак - Эльга, БАМа и Транссиба с железнодорожной системой Китая;
создание транспортно-логистического комплекса в области;
организацию новой транспортно-логистической схемы речного транспорта Амурской области для обеспечения поставок каменного угля, продукции железорудных и апатитовых месторождений южной Якутии в северные провинции Китая;
формирование контейнерных "мостов" для обеспечения интеграции в международное транспортное пространство;
развитие авиационного транспортного узла для организации международных авиаперевозок и повышения качества авиатранспортного обслуживания.
В сфере совершенствования организационной инфраструктуры ВЭД:
организацию и проведение деловых встреч с представителями иностранных государств;
развитие системы представительств Амурской области за рубежом и иностранных государств (субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств) в Амурской области;
расширение географии участия Амурской области в международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;
расширение участия предприятий и организаций области в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, в том числе за счет создания условий для доступа малым и средним предприятиям региона;
мониторинг выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых за рубежом, а также анализ участия в них предприятий и организаций области;
развитие собственной выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности региона, в т.ч. путем развития соответствующей инфраструктуры;
разработку и реализацию комплекса мер по формированию позитивного международного имиджа Амурской области;
проведение образовательных семинаров и консультаций для участников ВЭД и представителей органов местного самоуправления области по вопросам таможенного регулирования, налогообложения, привлечения иностранной рабочей силы и т.д.;
совершенствование системы информирования о проводимых мероприятиях, изменениях законодательства и тому подобное, в том числе выпуск информационных материалов;
развитие в Амурской области системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере ВЭД.
4.5. Развитие международного туризма
Основными мероприятиями, направленными на развитие международного туризма, являются:
открытие новых туристических маршрутов в Амурской области, в т.ч. связанных с экологическим, лечебно-оздоровительным, познавательным и семейным туризмом;
содействие развитию приграничного туризма в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках;
привлечение иностранных инвестиций для реализации крупных проектов развития туристской инфраструктуры;
создание в регионе туристско-рекреационной зоны;
создание условий для развития в области делового туризма с вовлечением широкого круга заинтересованных предприятий, организаций-представителей стран АТР;
продвижение туристских продуктов региона в зарубежных странах посредством участия в специализированных выставках, форумах, фестивалях и других мероприятиях, а также в средствах массовой информации.
4.6. Совершенствование международного гуманитарного сотрудничества
К основным мероприятиям, направленным на совершенствование гуманитарного сотрудничества, относятся:
проведение международных фестивалей, художественных и иных выставок, организация концертов иностранных коллективов, спортивных мероприятий;
создание центров культуры и истории зарубежных стран на базе существующих институтов, музеев, библиотек;
содействие в установлении контактов с зарубежными вузами и образовательными центрами через информационное и организационное сопровождение;
проведение тренингов и семинаров по улучшению деловой культуры, навыков ведения международных переговоров для участников ВЭД;
совместный мониторинг качества трансграничных вод, атмосферного воздуха, почв, организация работ по лесовосстановлению, борьба с браконьерством, незаконной ловлей рыбы и так далее.
Для реализации вышеуказанных мероприятий необходимо расширение взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с МИД России, Минрегионом России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России (и их территориальными органами), заграничными учреждениями РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, а также различными ассоциациями по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества.
С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области Амурской области в части координации внешнеэкономических связей региона возможна передача на конкурсной основе части информационно-аналитических работ для выполнения сторонними организациями.
Целесообразно использовать научный потенциал российских учреждений науки и образования для разработки и реализации исследовательских проектов в сфере совершенствования внешнеэкономической деятельности Амурской области, а также проведения образовательных мероприятий по вопросам ведения ВЭД.
Необходимо повышение квалификации специалистов ВЭД на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых МИД России, Дипломатической академией МИД России, МГИМО и т.д., а также участие в международных образовательных семинарах, конференциях и курсах, организуемых при международных организациях.
Ожидаемые результаты
В соответствии с настоящей Концепцией ожидаемые результаты развития ВЭД Амурской области определены целевыми индикаторами следующим образом:
обеспечение доли области во внешнеторговом обороте ДФО на уровне не менее 10% на протяжении периода реализации Концепции, начиная с 2015 г.;
достижение стабильного положительного сальдо внешнеторгового баланса региона, начиная с 2015 г.;
увеличение к 2020 году притока иностранных инвестиций до 5,5-6 млрд. долл. США;
достижение к 2020 г. трансграничного грузооборота на уровне не менее 3500 тыс.т.;
увеличение числа стран (субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств), с которыми у Амурской области подписаны соглашения о сотрудничестве к 2020 г. до восьми;
увеличение к 2020 году объема туристических услуг до 3,5-4 млрд. руб
Заключение
1. После утверждения Концепции министерством внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, научными учреждениями и субъектами ВЭД области разрабатывается план мероприятий по реализации Концепции (далее - План), утверждаемый в установленном порядке.
2. В рамках реализации Концепции по выделенным приоритетным направлениям могут разрабатываться долгосрочные целевые программы.
3. Концепция может быть уточнена или дополнена в случае изменения факторов, определяющих социально-экономическое развитие Российской Федерации и Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 16 мая 2011 г. N 308 "О Концепции внешнеэкономической деятельности Амурской области на 2011 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 25 мая 2011 г. N 91