В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в Амурской области на 2011-2013 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.Г. Анисимову.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование медицинской помощи больным
с онкологическими заболеваниями в Амурской области
на 2011-2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 178)
1. Паспорт программы
Наименование программы |
"Совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в Амурской области на 2011-2013 годы" |
Основание для разработки программы |
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1222 "О финансовом обеспечении за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями". 2. Постановление Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" |
Государственный заказчик программы |
Министерство здравоохранения области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области |
Разработчик программы |
Министерство здравоохранения области |
Цель программы |
Снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях, обеспечение диагностики злокачественных новообразований на ранних стадиях заболевания |
Задачи программы |
Совершенствование оказания первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями. Обеспечение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению смертности от онкологических заболеваний |
Перечень основных мероприятий |
1. Строительство каньона под линейный ускоритель. 2. Ремонт радиологического отделения онкологического диспансера. 3. Совершенствование медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями. 4. Подготовка и переподготовка медицинских кадров. 5. Создание телемедицинской сети. 6. Обеспечение доступности паллиативного лечения и реабилитации больных онкологическими заболеваниями. 7. Повышение уровня знаний населения по вопросам профилактики онкологической патологии |
Сроки реализации программы |
2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы на 2011 - 2013 годы - 211 590,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 2011 год - 210 572,0 тыс. рублей; 2012 год - 586,0 тыс. рублей; 2013 год - 432,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Увеличение доли больных со злокачественными новообразованиями, наблюдающихся 5 лет и более после установления диагноза (пятилетняя выживаемость), до 52%. 2. Снижение смертности населения от злокачественных новообразований до 160,0 на 100 тысяч человек населения. 3. Снижение смертности трудоспособного населения от злокачественных новообразований до 85 на 100 тысяч трудоспособного населения |
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным методом
2.1. Анализ ситуации
Заболеваемость больных злокачественными новообразованиями в области за последние 5 лет выросла на 3,2% и в 2009 году составила 300,6 случая на 100 тыс. населения (РФ - 345,6).
В структуре онкопатологии ведущими являются рак легкого (13,3%), рак молочной железы (12,1%), рак кожи (12,1%), рак желудка (8,5%).
Рост заболеваемости за последние 5 лет отмечен при раке молочной железы (с 30,0 до 36,7), прямой кишки (с 7,5 до 14,6), ободочной кишки (с 14,6 до 15,8), пищевода (с 3,3 до 4,6), простаты с (6,8 до 10,2 на 100 тыс. населения).
Под диспансерным наблюдением находятся 13874 пациента, т.е. 1,6% населения области, из них сельские жители составили 27,1%. На территории области развернуты 22 онкологических кабинета, выполняющих функции первичного онкологического звена по дообследованию выявленных при скрининге больных с подозрением на опухолевые заболевания, диспансеризации онкологических больных, а также осуществляющих координацию работы смотровых кабинетов, нацеленных на выявление злокачественных новообразований визуальных локализаций.
Остается высоким процент запущенных форм рака (IV стадия) - 25,8% (по России - 22,8%), при раке желудка - 48,0%, что значительно выше показателя по России (42,4%), при раке легких - 42,2% (по России - 35,9%), раке ободочной кишки - 35,2% (28,5%), раке пищевода (29,5%).
В Амурской области ежегодно заболевают одной из форм злокачественных опухолей около 2600 человек и умирают почти 1300 человек. Онкологические заболевания занимают второе место в структуре причин смертности населения. Смертность от злокачественных новообразований составляет 150,3 случая на 100 тыс. населения. В структуре смертности по Амурской области на первом месте рак легких (19,7%), на втором - рак желудка (13,0%).
В области регистрируется высокий уровень одногодичной летальности -35,0% (по России - 29,9%). Показатель летальности больных злокачественными новообразованиями в течение года после установления диагноза является одним из наиболее объективных параметров, отражающих состояние диагностики и лечения данной категории пациентов. В 2009 году высоким остается этот показатель у больных раком легкого (34,6%), желудка (59,0%), гортани (54,5%), пищевода (47,4%).
Высокий показатель смертности и одногодичной летальности связан с отсутствием скрининговых программ по ранней диагностике злокачественных новообразований, слабой технической оснащенностью учреждений здравоохранения.
Отмечается низкий удельный вес больных, выявленных в I-II стадиях злокачественных новообразований, при которых достигаются наилучшие результаты лечения с 5-10-летней (без рецидива) выживаемостью. Показатель пятилетней выживаемости в Амурской области составляет 51,6% (по России -50,4%).
Основная нагрузка по раннему выявлению злокачественных новообразований, в том числе их визуальных форм, ложится на первичное звено амбулаторно-поликлинических учреждений, т.е. фельдшеров ФАПов, участковых врачей, врачей общей практики, медицинского персонала смотровых кабинетов. В настоящее время в городах и районах Амурской области по штатному расписанию предусмотрено 19,8 ставки районных онкологов, сертифицированных онкологов работает на 8,25 ставки, исполняют обязанности по совместительству врачи других специальностей - на 10,8 ставки.
Онкологическая служба области представлена смотровыми и онкологическими кабинетами на муниципальном уровне и областным онкологическим диспансером на 200 коек. Маршрутизация пациентов определена приказами министерства здравоохранения Амурской области. Онкологическая служба взаимодействует по организации выявления предопухолевых и онкологических заболеваний на территории субъекта с учреждениями здравоохранения области, центрами планирования семьи и репродукции.
Инвентаризация онкологической службы области выявила необходимость осуществления ряда мер по ее совершенствованию:
модернизация материально-технической базы первичного онкологического звена и областного онкологического диспансера;
восстановление качественного функционирования районных онкологов, цитологических лабораторий и смотровых кабинетов;
совершенствование специальных методов лечения онкологических больных;
внедрение в практику работы онкологического диспансера высокотехнологичных методов диагностики и лечения;
внедрение телемедицинских коммуникаций в лечебно-диагностический процесс онкологической службы;
обеспечение доступности паллиативного лечения и реабилитации онкологических больных.
2.2. Описание проблемы, на решение которой
направлена программа
Одним из основных направлений по оказанию онкологической помощи населению области являются реализация профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения - информирование населения о мерах личной и общественной профилактики онкологических заболеваний, проведение массовых социологических опросов, активизации работы смотровых кабинетов с целью выявления предопухолевой и опухолевой патологии среди населения. Важным направлением должно стать обязательное проведение скрининговых методов выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний молочной железы (у женщин до 35 лет - УЗИ молочной железы, у женщин после 35 лет - маммография), предопухолевых заболеваний и рака шейки матки (цитологический скрининг у женщин с 18 лет), рака легких (флюорографическое обследование легких 1 раз в 2 года), рака предстательной железы.
Другим главным направлением в доступной специализированной помощи онкологическим больным считается лучевая терапия, которая нуждается в обеспечении современной аппаратурой (линейный ускоритель, симулятор для планирования, комплекс для проведения брахитерапии и др.).
Необходимо создание организационной системы, предусматривающей поэтапное продолжение лечения больных после получения интенсивных высокотехнологичных методов лечения, для чего целесообразно открытие кабинета психотерапевтической помощи онкологическим больным, кабинетов реабилитации и противоболевой терапии при поликлинике онкологического диспансера.
Для повышения доступности медицинской помощи инкурабельным больным (больным с запущенными злокачественными новообразованиями, не подлежащим специальным видам лечения), улучшения качества их жизни необходимо открытие хосписов, отделений и палат сестринского ухода в учреждениях здравоохранения области с целью проведения симптоматического лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания им социально-психологической помощи, обучения родственников уходу за тяжелобольными.
Эффективное развитие онкологической помощи в Амурской области в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров. Необходима подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров первичного звена здравоохранения, специализированной онкологической службы, в том числе с учетом потребности в конкретных специалистах, и специалистах по обслуживанию линейных ускорителей, специалистах для проведения лучевой терапии, морфологической диагностики.
2.3. Оценка действующих мер социально-экономической
политики
В области реализуется долгосрочная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Амурской области на 2011-2013 годы" (подпрограмма "Онкология"), утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 15.09.2010 N 496.
Объем финансирования программных мероприятий на 2011 год по подпрограмме "Онкология" составляет 25 384,4 тыс. рублей. Реализация данной программы позволит с 2011 года внедрить в диагностику и лечение злокачественных новообразований современные технологии; создать и обеспечить функционирование государственного регистра больных со злокачественными новообразованиями; организовать информационно-пропагандистскую систему профилактики онкологических заболеваний. В целях создания и постоянного ведения ракового регистра с 2011 года в областном онкологическом диспансере специально выделены штаты и запланированы на обучение в федеральных центрах врачи.
С целью улучшения диагностики онкологических заболеваний на ранних стадиях и доступности оказания онкологической помощи жителям области министерством здравоохранения Амурской области совместно с Амурским фондом ОМС издан приказ от 08.10.2010 N 1022/151 "Об организации работы по раннему выявлению онкологических заболеваний у жителей Амурской области", согласно которому медицинским работникам первичного звена предусмотрены дополнительные денежные выплаты в размере 500 рублей за каждый случай раннего выявленного онкологического заболевания.
Разработка данной программы обусловлена обеспечением финансирования мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1222.
Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больными с онкологическими заболеваниями, требуют комплексного и системного решения.
3. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель - снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях, обеспечение диагностики злокачественных новообразований на ранних стадиях заболевания
Задачи программы
Таблица N 1
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование решаемой проблемы |
Период реализации |
Ожидаемый результат |
|
описание результата (качественная характеристика) |
количественная оценка |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Совершенствование оказания первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями |
Высокий уровень заболеваемости и смертности населения от злокачественных новообразований |
2011 год |
Повышение доступности медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. Организация телемедицинских консультаций, создание условий для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической помощи инкурабельным онкологическим больным |
Разработка проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы для установки линейного ускорителя, по ремонту радиологического отделения ОГУЗ "Амурский областной онкологический диспансер". Приобретение медицинского оборудования в целях организации деятельности учреждений здравоохранения в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 N 994н. Подготовка и переподготовка медицинских кадров (21человек) |
2 |
Обеспечение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению смертности от онкологических заболеваний |
Высокий уровень заболеваемости и смертности населения от злокачественных новообразований |
2011-2013 годы |
Повышение уровня знаний населения по вопросам профилактики онкологических заболеваний |
Издание и тиражирование печатной продукции в количестве 40 тыс. экземпляров, изготовление и прокат 9 телепередач по вопросам профилактики онкологической патологии |
4. Система программных мероприятий
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их исполнения, представлены в приложении N 1 к программе.
5. Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию программы является министерство здравоохранения области.
Реализация мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Министерство здравоохранения области осуществляет централизованный закуп медицинского оборудования с последующей передачей медицинским учреждениям области.
Министерство здравоохранения области:
проводит мониторинг реализации программы;
контролирует выполнение мероприятий программы, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
в установленном порядке представляет в министерство экономического развития, промышленности и транспорта области информацию о ходе реализации программы.
Исполнителем при размещении заказов на выполнение работ для реализации мероприятия строительство каньона под линейный ускоритель программы выступает ГБУ Амурской области "Строитель", которое:
привлекает на конкурсной основе исполнителей программы независимо от формы собственности, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
заключает государственные контракты (договоры).
Для контроля за эффективностью реализации программы предусматривается ведение государственным заказчиком программы постоянного мониторинга, что обеспечит необходимую информационно-аналитическую поддержку принятия решений по вопросам реализации программы с учетом хода и полноты выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств.
Механизм реализации программы включает в себя мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения.
6. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета на 2011 - 2013 годы составляет 211590,0 тыс.руб., в том числе: 2011 год - 210572,0 тыс.руб.; 2012 год - 586,0 тыс.руб.; 2013 год - 432,0 тыс.руб. (приложение N 2).
Структура финансирования программы
Наименование мероприятий |
Всего областной бюджет |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего по программе |
211590,0 |
210572,0 |
586,0 |
432,0 |
Капитальные вложения |
207805,5 |
207805,5 |
0,0 |
0,0 |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие нужды |
3784,5 |
2766,5 |
586,0 |
432,0 |
Из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1222 в 2011 году бюджету Амурской области на софинансирование мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, предоставляется субсидия в размере 421 142,1 тыс. рублей.
7. Оценка эффективности и прогноз социальных
результатов реализации программы
Программные мероприятия носят социальный характер.
Целевые индикаторы.
N п/п |
Показатель |
Значение |
Амурская область |
РФ |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|
|
||
1 |
Пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями (процент от общего числа пациентов онкологического профиля, которым диагноз установлен в течение последних 5 лет) |
51,6 |
52,0 |
52,0 |
51,6 |
50,4 |
2 |
Смертность населения от злокачественных новообразований (количество случаев на 100 тыс.человек населения) |
165,0 |
163,0 |
160,0 |
167,9 |
201,9 |
3 |
Смертность населения трудоспособного возраста от злокачественных новообразований (количество случаев на 100 тыс.человек населения) |
86,5 |
85,3 |
85,0 |
91,6 |
86,1 |
Социально-экономическая эффективность мероприятий программы представлена в приложении N 3.
8. Организация управления реализацией программы
Текущий контроль за реализацией программы осуществляется министерством здравоохранения области.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, государственных контрактов и включает:
периодическую отчетность о реализации мероприятий программы;
контроль за целевым и эффективным использованием средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения государственных заказов, объемов работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программы в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Министерство здравоохранения области представляет в министерство экономического развития, промышленности и транспорта области ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные итоговые отчеты о ходе и результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Совершенствование медицинской
помощи больным с онкологическими
заболеваниями в Амурской области
на 2011-2013 годы"
Система мероприятий программы
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Совершенствование медицинской
помощи больным с онкологическими
заболеваниями в Амурской области
на 2011-2013 годы"
Объемы, источники и направления финансирования
программы
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Совершенствование медицинской
помощи больным с онкологическими
заболеваниями в Амурской области
на 2011-2013 годы"
Социально-экономическая эффективность программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 178 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в Амурской области на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 6 апреля 2011 г. N 58
Постановлением Правительства Амурской области от 28 ноября 2011 г. N 819 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 28 декабря 2011 г. N 959
Постановление Правительства Амурской области от 16 ноября 2011 г. N 779
Постановление Правительства Амурской области от 24 августа 2011 г. N 556
Постановление Правительства Амурской области от 16 августа 2011 г. N 528
Постановление Правительства Амурской области от 28 июня 2011 г. N 427
Постановление Правительства Амурской области от 6 июня 2011 г. N 373