Закон Амурской области
от 19 октября 2004 г. N 361-ОЗ
"Об Областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы"
Принят областным Советом народных депутатов 23 сентября 2004 года
28 декабря 2004 г., 23 декабря 2005 г., 13 декабря 2006 г.
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 23 сентября 2004 г. N 41/418 "О Законе Амурской области "Об Областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы"
Губернатор Амурской области |
Л.В. Коротков |
г. Благовещенск.
19 октября 2004 г.
N 361-ОЗ.
Областная целевая программа
"Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы
(утв. Законом Амурской области от 19 октября 2004 г. N 361-ОЗ)
28 декабря 2004 г., 23 декабря 2005 г., 13 декабря 2006 г.
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта программы к настоящему Закону приостановлено на 2007 г.
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 128-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта настоящей программы было приостановлено на 2006 г.
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта настоящей программы было приостановлено на 2005 г.
1. Паспорт
областной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы
Наименование "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы
программы
Основание для Постановление правительства Российской
разработки программы Федерации от 03.10.2002 N 732
"О Федеральной целевой программе "Дети
России" на 2003-2006 годы",
постановление главы администрации
области от 28.10.2002 N 620 "Об охране
материнства и детства в Амурской
области и мерах по ее улучшению"
Государственный Департамент здравоохранения
заказчик программы администрации области
Основные разработчики Департамент здравоохранения
программы администрации области
Цель программы Сохранение, восстановление и укрепление
здоровья детей на основе современных
технологий
Основные задачи 1. Развитие современных диагностических,
программы лечебных и реабилитационных технологий в
системе охраны здоровья детей.
2. Проведение научных исследований по
изучению состояния бронхолегочной и
кардиореспираторной систем у детей
области.
3. Совершенствование информационных
технологий по формированию здорового
образа жизни у детей и подростков.
4. Развитие телемедицинских технологий в
педиатрии
Перечень основных 1. Оснащение современным медицинским
мероприятии оборудованием лечебно-профилактических
учреждений.
2. Предупреждение врожденных пороков
развития и наследственных заболеваний
у детей.
3. Профилактика и раннее выявление
внутриутробных инфекций у беременных и
новорожденных.
4. Предупреждение развития умственной
отсталости у детей с врожденными и
наследственными заболеваниями.
5. Лечение дыхательных расстройств у
новорожденных.
6. Внедрение современных методов
профилактики, диагностики и реабилитации
слухоречевых расстройств у детей.
7. Совершенствование диагностики и
раннего выявления психических и
психосоматических расстройств у детей и
подростков.
8. Внедрение новейших технологий в лечение
психических расстройств у детей и
подростков.
9. Изучение состояния кардиореспираторной
системы у детей с бронхолегочной
патологией в зависимости от
психологических особенностей личности и
условий проживания.
10. Внедрение современных методов
диагностики и лечения детей с
бронхиальной астмой и другой аллергической
патологией.
11. Изучение уровня гигиенических знаний у
детей, родителей и педагогов.
12. Подготовка и тиражирование
информационных материалов по актуальным
проблемам здоровья детей и подростков.
13. Проведение циклов теле-, радиопередач
по формированию здорового образа жизни
у детей и подростков.
14. Создание областного педиатрического
телемедицинского центра на базе областной
детской клинической больницы и развитие
телемедицинских технологий в городах
Белогорске, Райчихинске, Свободном, Тынде,
Шимановске
Сроки реализации 2004-2007 годы
программы
Объемы и источники Общий объем финансирования программы на
финансирования 2004-2007 годы - 142562,0 тыс. руб.,
программы в том числе:
2004 год - 14922,6 тыс. руб.;
2005 год - 42818,8 тыс. руб.;
2006 год - 37791,4 тыс. руб.;
2007 год - 47029,2 тыс. руб.;
в том числе: за счет средств областного
бюджета - 68270,2 тыс. руб., за счет
средств обязательного медицинского
страхования - 74291,8 тыс. руб.
Ожидаемые конечные 1. Снижение младенческой смертности на 3%
результаты реализации ежегодно до 15,2 случая на 1000 родившихся
программы живыми к 2008 году.
2. Снижение детской смертности на 3%
ежегодно.
3. Повышение охвата детей раннего возраста
диагностическими обследованиями:
в 2004 году - на 5%, в 2005 году - на 7%,
в 2006 году - на 8%, в 2007 году - на 10%.
4. Интеграция детей с нарушением слуха
после завершения реабилитации и
слухопротезирования в здоровую среду:
в 2006 году - 10%, в 2007 году - 40%
числа прошедших полный курс реабилитации и
слухопротезирования.
5. Обеспечение 98% охвата новорожденных
обследованием на фенилкетонурию и
врожденный гипотиреоз.
6. Предупреждение в 80% случаях глубокой
умственной отсталости у больных
фенилкетонурией детей, выявленных при
скрининговом обследовании.
7. Уменьшение числа рождений детей с
врожденными пороками развития на 30% и с
хромосомными заболеваниями на 50%.
8. Формирование мотивации здорового образа
жизни у 56,7 тысячи детей и подростков.
Увеличение количества детей и подростков,
имеющих навыки здорового образа жизни, на
5% ежегодно.
9. Снижение средней длительности лечения
детей, больных бронхиальной астмой,
в детских больницах на 1,9 койко-дня.
10. Осуществление телемедицинских
консультаций до 50 в 2007 году и
последующие годы в 5 районах
Исполнители основных Департамент здравоохранения администрации
мероприятии области;
областной фонд обязательного медицинского
страхования;
Амурская государственная медицинская
академия;
лечебно-профилактические учреждения
области
Система организации Контроль за исполнением арограммы
контроля за осуществляет государственный заказчик.
исполнением Государственный заказчик представляет в
программы департамент экономического развития и
внешних связей администрации области
ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные
итоговые отчеты о ходе и результатах
реализации программы и эффективности
использования бюджетных средств
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
2.1. Анализ ситуации
Необходимость принятия областной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы (далее - программа) обусловлена сложной демографической ситуацией в области, высоким уровнем младенческой смертности, заболеваемостью детей с нарастанием числа болезней с хроническим течением.
Общая численность населения в области с 2001 года уменьшилась на 103 тыс. человек и составила к началу 2004 года 894,5 тыс. человек.
В течение последних 3 лет наметилась положительная динамика увеличения рождаемости, показатель которой в 2003 году составил 12,4 случая на 1000 населения (2002 г. - 9,8 случая по Российской Федерации). В то же время общая смертность возросла и в 2003 году составила 16,6 случая на 1000 населения (2002 г. - 16,3 случая по Российской Федерации), превысив рождаемость в 1,3 раза, результатом чего является отрицательный баланс естественного прироста населения (минус 4,2).
Снижение численности населения происходило как за счет механического движения, так и за счет естественной убыли.
Младенческая смертность в области снизилась за 2001-2003 годы в 1,2 раза. Однако ее уровень (17,2 случая на 1000 родившихся живыми) в 2003 году в 1,4 раза превышает среднероссийский показатель (12,4).
В условиях снижения численности населения актуально сохранение жизни и здоровья каждого ребенка, так как это позволит добиться перелома негативных тенденций в здоровье населения, увеличения средней продолжительности жизни.
По результатам проведенной в 2002 году Всероссийской диспансеризации лишь 33% детей области признаны здоровыми, 52,8% детей имеют функциональные нарушения, у 14,2% детей выявлены различные заболевания, преимущественно с хроническим течением.
Общая заболеваемость детей до 14 лет возросла в 1,2 раза, составив в 2003 году 1553,1 случая на 1000 детского населения. У детей в возрасте до 1 года на 1 ребенка в год приходится до 3 заболеваний. Улучшение здоровья детей, снижение младенческой и детской смертности и заболеваемости тесно связаны с внедрением современных профилактических, диагностических и лечебно-реабилитационных технологий в систему охраны здоровья детей, совершенствованием медико-генетической, неонатологической и педиатрической служб, что реально возможно в рамках областной целевой программы.
Болезни органов дыхания занимают первое место в структуре детской заболеваемости, за 3 года патология органов дыхания у детей до 14 лет возросла в 1,2 раза, составив в 2003 году 860,1 случая на 1000 детского населения. Болезни органов дыхания, являясь самым распространенным заболеванием у детей, обусловлены не только суровыми климатогеографическими условиями, но и ранним началом курения, особенностями течения беременности у матери, недостаточным уровнем оказания медицинской помощи в период новорожденности. Уровень распространенности болезней органов дыхания среди детей-горожан почти в 2 раза выше, чем у детей, проживающих в сельской местности.
Среди значительной части подрастающего поколения здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение не являются престижными, широко распространены вредные привычки. Это оказывает негативное влияние на общее и репродуктивое здоровье детей, подростков, ухудшая прогноз здоровья будущих поколений.
Вызывает большую тревогу нарастание заболеваний, имеющих пролонгированное хроническое течение: болезней органов пищеварения, зрения, костно-мышечной системы, эндокринной патологии. Данная тенденция отчетливо проявляется у детей школьного возраста.
За последние годы произошло утяжеление состояния психического здоровья детей и подростков за счет увеличения психосоматической патологии.
Результаты медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствуют об ухудшении здоровья призывников. Одной из основных причин освобождения от военной службы являются психические заболевания, из них 50% составляет умственная отсталость.
Таким образом, ухудшающееся здоровье детей оказывает негативное влияние на кадровые, интеллектуальные, оборонные, репродуктивные возможности общества.
2.2. Описание проблемы
Основными причинами младенческой смертности являются патологии новорожденных, сформированные в период внутриутробного развития, и врожденные аномалии развития. На уровень младенческой смертности негативное влияние оказывают состояние репродуктивного здоровья детей, подростков, женщин-матерей, течение беременности и родов, качество оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Выявление внутриутробных заболеваний плода через обследование беременных женщин, ранняя диагностика патологии у новорожденных позволят реально снизить показатель заболеваемости и смертности новорожденных, младенческую и детскую смертность. Кроме этого, своевременное выявление патологии у новорожденных и детей раннего возраста позволит обеспечить проведение современных терапевтических и реабилитационных мероприятий по предупреждению слухоречевых, умственных, психосоматических и психических нарушений у детей и подростков. Высокий уровень оказания медицинской помощи детям предполагает не только оснащение современным оборудованием, диагностическими реагентами учреждений педиатрической службы всех уровней, но и организацию мониторинга заболеваемости и смертности детей для принятия оперативных мер по их предупреждению и снижению, организацию угрозометрического контроля за состоянием больных детей, обеспечение современной консультативной помощью в лечебных учреждениях, в том числе и в клиниках федерального уровня. Для этого необходим педиатрический телемедицинский центр.
Проведение научных изысканий с последующим внедрением научных достижений детской пульмонологии и аллергологии в клиническую практику обеспечит улучшение здоровья детей с данной патологией, предупредит развитие тяжелых форм заболеваний, повысит качество жизни детей, имеющих хронические заболевания кардиореспираторной системы, снизит длительность лечения в стационаре.
Вопросы совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи детскому населению должны сочетаться с активной пропагандой среди молодежи здорового образа жизни, воспитанием здоровьесохраняющего поведения с использованием современных средств массового воздействия на население (радио, телевидение, распространение видеопродукции, Интернет).
Количественные характеристики проблемы и ее составляющих приводятся в таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование проблемы |
Количественные характеристики проблемы | Краткое описание |
||
значение в области | в среднем по Дальневосточному федеральному округу |
в среднем по России |
|||
1 | Ухудшение здоровья детей, высокие показатели заболеваемости и смертности детей |
За последние 3 года общая заболеваемость детей возросла в 1,2 раза, составив в 2003 году 1553,1 случая на 1000 детского населения. По результатам проведенной в 2002 году Всероссийской диспансеризации лишь 33% детей области признаны здоровыми, 52,8% детей, имеют функциональные нарушения, у 14,2% детей выявлены различные заболевания, преимущественно с хроническим течением. Несмотря на снижение показателя младенческой смертности за 3 года в 1,3 раза, ее уровень (17,2% в 2003 году) в 1,4 раза превышает аналогичный показатель Российской Федерации (12,4%) |
По результатам диспансеризации в Дальневосточном федеральном округе здоровых детей выявлено 35,9%, детей с функциональными отклонениями - 49,3%, детей с хроническими заболеваниями - 14,8%. Уровень младенческой смертности несколько ниже, чем в Амурской области, - 15,5% (2002 г.), но является самым высоким среди федеральных округов Российской Федерации |
Наблюдается ежегодно рост общей заболеваемости детей, в 2002 году ее уровень составил 2024,4 случая на 1000 детского населения, против 1868,3 случая в 200 году. По результатам проведенной в 2002 году Всероссийской диспансеризации 32,1% детей признано здоровыми, 51,7% детей имеют функциональные нарушения, у 16,2% детей выявлены различные заболевания, преимущественно с хроническим течением. Показатель младенческой смертности в Российской Федерации снижается, но ее уровень (12,4% в 2003 году) на 2-3 промилле выше показателей большинства европейских стран и в 2 раза выше, чем в Японии (5,6%) |
Последние годы характеризуются ростом распространенности хронических заболеваний у детей. Отмечается высокий уровень младенческой и детской смертности. Увеличивается количество детей, имеющих соматические, слухоречевые, психосоматические и психические нарушения, уменьшается количество юношей, годных к военной службе, возникают серьезные медицинские проблемы, связанные с деторождением |
2 | Ухудшение здоровья детей начинается во внутриутробном периоде и сохраняется в период новорожденности, вызывая хронические заболевания в более старших возрастах |
Заболеваемость новорожденных в течение 3 лет снизилась с 684,0 до 650,6%, но ее уровень превышает показатель Российской Федерации (590,8%). Заболеваемость новорожденных врожденными аномалиями развития возросла с 19,0 до 22,2%, но ниже уровня по Российской Федерации (29,7%) из-за недостаточной выявляемости. В то же время заболеваемость новорожденных дыхательными нарушениями возросла с 22,9 до 28,1% и превышает уровень Российской Федерации (18,7%) |
Данных по Дальневосточному федеральному округу нет |
Заболеваемость новорожденных возросла с 580,2 до 590,8%. Врожденные аномалии развития снизились с 30,4% в 2001 году до 29,7% в 2002 году, дыхательные нарушения увеличились за этот период с 17,8 до 18,7% |
Врожденные аномалии развития и наследственные заболевания являются причиной смерти детей во все возрастные периоды. Недостаточное выявление этой группы заболеваний в периоде внутриутробного развития и у новорожденных увеличивает приводит к значительным затратам здравоохранения на коррекцию пороков и лечение детей с умственными, психическими и речевыми нарушениями. Использование современных методов диагностики, профилактики, реабилитации и лечения значительно уменьшит распространенность некоторых врожденных аномалий, снизит показатель смертности, улучшит адаптацию больных детей в социальной среде. Высокий уровень распространенности дыхательных расстройств у новорожденных в Амурской области является фактором риска младенческой смертности |
3 | Недостаточная информированность населения по вопросам здорового образа жизни. Отсутствие мотиваций у молодежи к здоровьесохраняющему поведению |
У 10% школьников области первые пробы курения и приема алкогольных напитков зафиксированы в 10-12 лет |
Данных по Дальневосточному федеральному округу нет. В Хабаровском крае по данным медико-социального центра Контакт", 60% подростков в возрасте 15 лет курят систематически, алкоголь употребляют 8,6% 15-летних подростков. Алкоголь употребляют регулярно 92,7% студентов |
По данным всемирной организации здравоохранения, в России 24,8% населения начали курить и употреблят спиртные напитки в школьном возрасте. Лишь 15% детей сведения о вредном влиянии курения, алкоголя, о взаимоотношениях полов и сексуальной жизни получили от медицинских работников, 45% детей данную информацию получили от друзей подруг, знакомых |
Недостаточная информированность детей о здоровом образе жизни приводит к развитию вредных привычек и саморазрушающему поведению в детском и подростковом возрастах, что приводит к смертности детей, ухудшению здоровья не только в юношеском возрасте, но и в последующие зрелые годы. Повышение уровня гигиенических знаний у педагогов, родителей и детей через распространение информационных материалов по проблемам здоровья и здорового образа жизни приведет к увеличению количества детей, имеющих навыки укрепления здоровья и здорового образа жизни, к предупреждению нарушений зрения, осанки и заболеваний эндокринной системы. Это позволит предупредить развитие тяжелых форм заболеваний у детей. Широкая пропаганда знаний по профилактике йоддефицитных состояний позволит снизить уровень патологии щитовидной железы |
2.3. Оценка действующих мер социально-экономической политики
В России и области сложилась система мер, направленных на охрану здоровья детей, широкую профилактику детской, младенческой и материнской смертности.
В области в 2000-2001 годах действовала программа "Здоровье детей Амура". Общий объем финансирования программы составил 51,9 млн. руб., в том числе из бюджетов всех уровней 38,1 млн. руб., фондов обязательного медицинского страхования 13,8 млн. руб. Выполнение мероприятий программы позволило улучшить оснащение учреждений здравоохранения, снизить уровень младенческой смертности с 27,8 до 24,6 случая на 1000 родившихся живыми.
Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года N 146-ОЗ "Об Областной целевой программе "Безопасное материнство на 2002-2004 годы" принята чрезвычайно важная для здравоохранения программа. Общий объем финансирования программы составляет 89,4 млн. руб., в том числе из областного бюджета 9,5 млн. руб., за счет средств обязательного медицинского страхования 79,9 млн. рублей.
За 2 года фактически профинансировано и выполнено программных мероприятий на сумму 54,3 млн. рублей, или на 68% общей стоимости программы. Ежегодное выполнение плановых назначений составляет 95-96%. За счет средств обязательного медицинского страхования выполнение программных мероприятий составляет 99,9%.
Программные мероприятия предусматривают улучшение диагностики заболеваний у беременных женщин, проведение мероприятий по предупреждению непланируемой беременности, организацию питания специальными молочными продуктами беременных женщин, кормящих матерей и детей, достижение улучшения репродуктивного здоровья женского и детского населения, улучшение здоровья новорожденных, снижение младенческой и материнской смертности. Задачи программы были выполнены, поставленные цели достигнуты. Младенческая смертность снизилась с 24,6 случая в 2001 году до 17,8 случая на 1000 родившихся живыми в 2003 году. Материнская смертность снизилась с 57,6 до 36,0 случая на 100000 живорожденных.
Несмотря на достижение программно-целевых показателей областной целевой программы "Безопасное материнство на 2002-2004 годы", уровень младенческой и материнской смертности в области остается значительно выше российского.
В настоящее время департаментом социальной защиты населения администрации области разработан проект областной целевой программы "Реабилитация детей-инвалидов в Амурской области на 2005-2007 гг.". В сфере здравоохранения программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на профилактику детской инвалидности, на уменьшение тяжести ее клинических проявлений при некоторых заболеваниях. Планируемые по Программе "Реабилитация детей-инвалидов в Амурской области на 2005-2007 гг." мероприятия не решают задач программы "Здоровый ребенок".
С 1994 года в стране действует президентская программа "Дети России", в которой имеются подпрограммы, направленные на охрану здоровья детей.
В настоящее время до 2006 года действует подпрограмма "Здоровый ребенок" федеральной целевой программы "Дети России". Финансирование области по данной программе не решает всего комплекса мер по снижению младенческой смертности и улучшению здоровья детей.
Требуется решение новой задачи: улучшение здоровья детей путем снижения заболеваемости и смертности новорожденных, уменьшения врожденных и наследственных заболеваний, улучшения психического здоровья детей. Для достижения данных целей разработана настоящая программа. Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений детского здравоохранения, внедрение современных лечебно-диагностических и информационных технологий, проведение научно-исследовательских работ, повышение эффективности методов медицинской профилактики и пропаганды здорового образа жизни.
Выполнение программы требует серьезной государственной поддержки, объединения усилий органов государственной власти области и органов местного самоуправления, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
Мероприятия программы увязаны рамками единого системного подхода, что должно способствовать повышению ее эффективности.
3. Цель, задачи, сроки реализации программы
3.1. Цель и задачи программы
Цель - сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе современных технологий.
Задачи Программы
Таблица N 2
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование решаемой проблемы |
Ожидаемый результат | |
описание результата (качественная характеристика) |
количественная оценка |
|||
1. Раннее выявление, профилактика заболеваний, реабилитация больных детей |
||||
1 | Развитие современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий в системе охраны здоровья детей |
Ухудшение здоровья детей, высокие показатели заболеваемости и смертности детей. Ухудшение здоровья детей начинается во внутриутробном периоде и сохраняется в период новорожденности, вызывая хронические заболевания в более старших возрастах |
Улучшение качества диагностики и лечения детей и подростков. Улучшение выявления маркеров врожденной патологии при обследовании беременных. Улучшение диагностики психических и психосоматических расстройств, социальной адаптации (образование, трудоустройство), предупреждение суицидов у подростков, профилактика правонарушений. Сокращение сроков обследования в стационарах в среднем на 5 дней. Со второй половины 2005 года по 2007 год в областной психиатрической больнице провести обследование и лечение 2900 детей и подростков, т.е. в среднем 967 человек в год. Предполагаемый экономический эффект при нормативной стоимости 1 койко-дня - 445,5 руб.) Экономический эффект за 2,5 года составит 5388,3 тыс. руб. |
Снижение младенческой смертности на 3% ежегодно до 15,2 случая на 1000 родившихся живыми к 2008 году. Снижение детской смертности на 3% ежегодно. Повышение охвата детей раннего возраста диагностическими обследованиями: в 2004 году - на 5%0, в 2005 году - на 7%, в 2006 году - на 8%, в 2007 году - на 10%. Интеграция детей с нарушением слуха в здоровую среду после завершения реабилитации: в 2006 году - 10%, в 2007 году - 40% числа прошедших полный курс реабилитации и слухопротезирования. Обеспечение 98-процентного охвата новорожденных обследованием на фенилкетонурию. Предупреждение в 80% случаев глубокой умственной отсталости у детей, больных фенилкетонурией, выявленных при скрининговом обследовании. Уменьшение числа рождений детей, имеющих врожденные пороки развития, на 30%, имеющих хромосомные заболевания - на 50% |
2 | Пдоведение научных исследований по состоянию бронхолегочной и кардиореспираторной системы у детей области |
Ухудшение здоровья детей, высокие показатели заболеваемости и смертности детей |
Ранняя диагностика заболеваний бронхолегочной системы у детей, предупреждение развития тяжелых форм |
Обследование 14000 детей с целью выявления предрасположенности к развитию бронхиальной астмы. Выпуск 5 методических рекомендаций. Сокращение длительности стационарного лечения детей с бронхиальной астмой на 1,9 койко-дня |
3 | Совершенствование информационных технологий по формированию здорового образа жизни у детей и подростков |
Недостаточная информированность населения по вопросам здорового образа жизни. Отсутствие мотиваций у молодежи к здоровьесохраняющему поведению |
Повышение санитарно- гигиенических знаний и санитарной культуры поведения у детей и подростков |
Увеличение количества детей и подростков, имеющих навыки здорового образа жизни, на 5% ежегодно (к 01.01.2008 - на 15%). Ежегодное проведение 12 радиопередач, 12 телепередач (в т.ч. обучающих), тиражирование видеокассет на темы сохранения здоровья в количестве 25 шт., тиражирование 18 тыс. экз. методических рекомендаций для врачей и 150 тыс. экз. памяток для детей и подростков по вопросам профилактики заболеваний. Создание и ведение сайта в сети "Интернет" |
4 | Развитие телемедицинских технологий в педиатрии |
Высокие показатели заболеваемости и смертности детей |
Повышение уровня оказания высоко- специализированной медицинской помощи детям через плановые телемедицинские консультации, консультации тяжелобольных, находящихся в критическом состоянии |
С 2007 года проведение до 50 консультаций в год в клиниках федерального подчинения. Уменьшение затрат на транспортировку больных для клинических консультаций в областной центр и клиники федерального подчинения |
3.2. Сроки реализации Программы
Сроки реализации программы
Таблица N 3
N п/п |
Период реализации |
Перечень задач и основных программных мероприятий |
Ожидаемые результаты |
1 | 2004-2007 годы |
Развитие современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий в системе охраны здоровья детей |
|
Оснащение современным медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования |
Это позволит в 2004-2007 годах пройти диагностическое обследование 83816 пациентам, в том числе: 2004 год - 3345, 2005 год - 13419, 2006 год - 26838, 2007 год - 40214. При этом планируется повысить охват детей раннего возраста диагностическими обследованиями на 5-10% |
||
Совершенствование диагностики нарушения слуха у детей раннего возраста |
Приобретение оборудования и полное комплексное аудиологическое обследование и слухопротезирование детей приведет к полной интеграции детей с патологией слуха в обществе на 40%. |
||
Совершенствование реабилитационных технологий у детей со слухоречевой патологией |
Уменьшение количества детей до 18 лет, являющихся инвалидами по слуху и речи, на 40%, полная интеграция детей с патологией слуха в обществе - на 40% |
||
Совершенствование диагностики и раннего выявления психических и психосоматических расстройств у детей и подростков Внедрение новейших технологий в лечение психических расстройств у детей и подростков |
Приобретение современного диагностического оборудования для комплексного обследования детей и подростков с психическими и психосоматическими расстройствами позволит снизить длительность пребывания больного в стационаре, расходы на содержание больного, улучшить качественный уровень обследования и лечения детей и подростков, в том числе призывного возраста. |
||
Предупреждение врожденных пороков развития и наследственных заболеваний у детей |
Обследование 5000 женщин ежегодно (15000 женщин за три года) позволит уменьшить количество детей-инвалидов с нервно-психической патологией и врожденными пороками развития. По хромосомным заболеваниям (в том числе болезнь Дауна) - уменьшение рождения больных на 50%, по врожденным порокам - уменьшение на 30%. |
||
Профилактика и раннее выявление внутриутробных инфекций у беременных и новорожденных |
Обследование 2000 беременных ежегодно (6000 за три года) позволит снизить младенческую смертность. |
||
Лечение дыхательных расстройств у новорожденных |
Применение сурфактанта снижает летальность детей с массой тела 1000 граммов до 10%. Кроме того, уменьшается длительность проведения ребенку респираторной терапии, что, в свою очередь, ведет к снижению осложнений, снижает младенческую смертность среди недоношенных детей |
||
Предупреждение развития умственной отсталости у детей с врожденными и наследственными заболеваниями |
|||
2 | 2005-2007 годы |
Проведение научных исследований по изучению состояния бронхолегочной и кардиореспираторной системы у детей области |
Снижение средней длительности лечения детей с бронхиальной астмой в областной детской клинической больнице и детской больнице г. Благовещенска на 1,9 койко-дня. |
Изучение состояния кардиореспираторной системы у детей и подростков с бронхолегочной патологией в зависимости от психологических особенностей личности и условий проживания |
Это позволит улучшить диагностику и лечение бронхиальной астмы, что уменьшит длительность пребывания больного в стационаре на 10-15%. |
||
Внедрение современных методов диагностики и лечения детей с бронхиальной астмой и другой аллергической патологией |
Это позволит снизить длительность пребывания больных в стационаре на 1,9 койко-дня, расходы на содержание больных, а также детскую заболеваемость данной патологией - на 10%, степень инвалидизации - на 5-7%, улучшить качество жизни больных |
||
3 | 2005-2007 годы |
Совершенствование информационных технологий по формированию здорового образа жизни у детей и подростков |
Формирование мотивации к здоровому образу жизни среди детей и подростков. Увеличение количества детей и подростков, имеющих навыки здорового образа жизни, на 5% ежегодно (к 01.01.2008 - на 15%) |
Изучение уровня гигиенических знаний у детей, родителей и педагогов |
Позволит разработать научные подходы к санитарному просвещению населения и профилактике заболевания у детей |
||
Подготовка и тиражирование информационных материалов по актуальным проблемам здоровья детей и подростков |
Повышение уровня знаний родителей, педагогов о причинно-следственных связях в формировании нарушения осанки, плоскостопия, сколиоза и других заболеваний костно-мышечной системы, а также заболеваний органов зрения позволит своевременно выявлять заболевания и предупреждать развитие тяжелых форм заболеваний. Широкая пропаганда знаний по профилактике йоддефицитных состояний позволит снизить уровень заболеваемости эндокринной системы на 5%. |
||
Проведение циклов теле-, радиопередач, массовых публичных акций по вопросам здорового образа жизни среди детей, подростков |
Позволит увеличить количество детей и подростков, имеющих навыки здорового образа жизни, на 5% ежегодно |
||
4 | 2007 год | Развитие телемедицинских технологий в педиатрии |
Проведение телемедицинских консультаций до 50 в год с 2007 года и в следующие годы в режиме реального времени, научных конференций, консилиумов. |
Создание областного педиатрического телемедицинского центра на базе областной детской клинической больницы и развитие телемедицинских технологий в городах Белогорске, Райчихинске, Свободном, Тынде, Шимановске |
Ожидается уменьшение затрат на транспортировку больных детей как в областной центр, так и в центральные клиники страны |
4. Система программных мероприятий и их технико-экономическое
обоснование
Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения.
В программе предусматриваются:
развитие современных диагностических и лечебных технологий в службе охраны здоровья детей;
профилактика и диагностика заболеваний, имеющих хроническое течение, начиная с периода новорожденности. Профилактика младенческой смертности;
современные методы профилактики, диагностики и реабилитации слухоречевых нарушений у детей;
раннее выявление и профилактика психических и психосоматических расстройств у детей и подростков;
развитие телемедицины в педиатрии;
проведение научных исследований по изучению состояния бронхолегочной системы у детей области;
обеспечение информационных технологий по формированию здорового образа жизни у детей.
Система программных мероприятий и их технико-экономическое обоснование представлены в приложении N 1 к программе.
5. Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию программы является департамент здравоохранения администрации области. Основными исполнителями программы являются областной фонд обязательного медицинского страхования, Амурская государственная медицинская академия и лечебно-профилактические учреждения.
Механизм реализации программы включает в себя мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения.
Механизм реализации программы предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком программы с исполнителями программных мероприятий. С этой целью государственный заказчик осуществляет предконтрактный отбор исполнителей работ по программным мероприятиям на конкурсной основе, согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. В соответствии с указанными объемами финансирования, предусмотренными программой на соответствующий год, и после заключения государственных контрактов (договоров) с участниками реализации программы государственный заказчик открывает финансирование за счет средств областного бюджета, областной фонд обязательного медицинского страхования - за счет средств ОМС.
Государственный заказчик в ходе реализации программы обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целевое использование бюджетных средств, формирует совместно с основными исполнителями бюджетную заявку, предусматривая в ней ассигнования на реализацию мероприятий программы.
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ действие отдельных пунктов раздела 6 настоящей программы приостановлено на 2007 год
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 128-ОЗ действие отдельных пунктов раздела 6 настоящей программы было приостановлено на 2006 год
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов раздела 6 настоящей программы было приостановлено на 2005 год
6. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования программы на 2004-2007 годы - 142562,0 тыс. руб., в том числе: 2004 год - 14922,6 тыс. руб., 2005 год - 42818,8 тыс. руб., 2006 год - 37791,4 тыс. руб., 2007 год - 47029,2 тыс. руб.; в том числе: за счет средств областного бюджета - 68270,2 тыс. руб., за счет средств ОМС - 74291,8 тыс. руб.
Финансирование программы
Объемы и источники финансирования по программе в целом (тыс. руб.)
Таблица N 4
Источники финансирования |
Итого | 2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
В процентах к итогу |
Финансовые средства по программе, всего |
142562,0 |
14922,6 |
42818,8 |
37791,4 |
47029,2 |
100 |
Средства областного бюджета, предусмотренные по разделу "Здравоохранение и физическая культура", подразделу "Здравоохранение" |
68270,2 |
21378,2 |
19385,4 |
27506,6 |
47,9 |
|
Средства ОМС | 74291,8 | 14922,6 | 21440,6 | 18406,0 | 19522,6 | 52,1 |
Таблица N 5
Структура финансирования программы (тыс. руб.)
Источники финансирования |
Итого | 2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
||
Всего | |||||||
Федеральный бюджет |
|||||||
Областной бюджет, средства, предусмотренные по разделу "Здравоохранение и физическая культура", подразделу "Здравоохранение" |
68270,2 |
0,0 |
21378,2 |
19385,4 |
27506,6 |
||
Местные бюджеты | |||||||
Собственные средства |
|||||||
Коммерческие кредиты |
|||||||
Средства ОМС | 74291,8 | 14922,6 | 21440,6 | 18406,0 | 19522,6 | ||
Итого | 142562,0 | 14922,6 | 42818,8 | 37791,4 | 47029,2 | ||
Капитальные вложения | |||||||
Областной бюджет | 45794,5 | 13928,9 | 12657,6 | 19208,0 | |||
Средства ОМС | 74291,8 | 14922,6 | 21440,6 | 18406,0 | 19522,6 | ||
Итого | 120086,3 | 14922,6 | 35369,5 | 31063,6 | 38730,6 | ||
НИОКР | |||||||
Областной бюджет | 4872,2 | 2408,6 | 900,9 | 1562,7 | |||
Итого | 4872,2 | 0,0 | 2408,6 | 900, 9 | 1562,7 | ||
Прочие текущие расходы | |||||||
Областной бюджет | 17603,5 | 5040,7 | 5826,9 | 6735,9 | |||
Итого | 17603,5 | 0,0 | 5040,7 | 5826,9 | 6735,9 |
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов от реализации программы
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер.
Реализация мероприятий программы позволит:
снижать младенческую смертность на 3% ежегодно до 15,2 случая на 1000 родившихся живыми к 2008 году;
снижать детскую смертность на 3% ежегодно;
повысить охват детей раннего возраста диагностическими обследованиями: в 2004 году - на 5%, в 2005 году - на 7%, в 2006 году - на 8%, в 2007 году - на 10%;
интегрировать детей с нарушением слуха в здоровую среду после завершения реабилитации: в 2006 году - 10%, в 2007 году - 40% числа прошедших полный курс реабилитации и слухопротезирования;
обеспечить 100-процентный охват обследованием новорожденных на фенилкетонурию;
предупредить в 100% случаях глубокую умственную отсталость у детей, больных фенилкетонурией, выявленных при скрининговом обследовании;
уменьшить число рождений детей, имеющих врожденные пороки развития, на 30%, имеющих хромосомные заболевания - на 50%;
формировать мотивацию к здоровому образу жизни среди детей и подростков. Увеличивать количество детей и подростков, имеющих навыки здорового образа жизни, на 5% ежегодно (к 01.01.2008 на 15%);
снизить среднюю длительность лечения детей с бронхиальной астмой в областной детской клинической больнице и детской больнице г. Благовещенска на 1,9 койко-дня;
проводить до 50 телемедицинских консультаций в год.
8. Организация управления реализацией программы
Текущий контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - департаментом здравоохранения администрации области.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации Программы.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных государственных и муниципальных заказов и включает:
периодическую отчетность исполнителей о реализации программы;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения государственных и муниципальных заказов, объемов запланированных работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программы в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Департамент здравоохранения администрации области представляет в департамент экономического развития и внешних связей администрации области ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные итоговые отчеты о ходе и результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 19 октября 2004 г. N 361-ОЗ "Об Областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 23 сентября 2004 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 22 октября 2004 г. N 295-296, от 23 октября 2004 г. N 297-298, от 26 октября 2004 г. N 299-300
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской Области от 21 ноября 2007 г. N 421-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 12 октября 2007 г. N 400-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 26 февраля 2007 г. N 307-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 263-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2007 год
Закон Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 128-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2006 год
Закон Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2005 год