Закон Амурской области
от 19 января 2005 г. N 415-ОЗ
"Об областной целевой программе "Предупреждение чрезвычайных ситуаций,
стихийных бедствий и охрана окружающей среды на объектах
межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год"
28 декабря 2004 г., 11 апреля, 14 декабря 2005 г.
Принят областным Советом народных депутатов 23 декабря 2004 года
Губернатор Амурской области |
Л.В. Коротков |
г. Благовещенск.
19 января 2005 г.
N 415-ОЗ.
Областная целевая программа
"Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных
бедствий и охрана окружающей среды на объектах
межмуниципального и регионального значения
Амурской области на 2005 год"
(утв. законом Амурской области от 19 января 2005 г. N 415-ОЗ)
28 декабря 2004 г., 11 апреля, 14 декабря 2005 г.
Законом Амурской области от 14 декабря 2005 г. N 105-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2005 год
1. Паспорт областной целевой программы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствии и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год" |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" |
Государственный заказчик |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области |
Разработчик программы |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области |
Цели и задачи программы |
Цель программы: обеспечение экологической безопасности населения и предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории области природного и техногенного характера. Задачи программы: снижение негативного воздействия на окружающую среду; организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение охраны государственных природных заказников регионального значения; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений |
Перечень разделов и основных мероприятий |
1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствии на водных объектах, ликвидация их последствий. 2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. 3. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности |
Срок реализации | 2005 год |
Основные исполнители программы |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области, администрации городов и районов области, Дальневосточный научно- исследовательский институт гидротехники и мелиорации, отделение региональной геологии и гидрогеологии Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук, управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных области, региональный центр демеркуризации |
Объемы и источники финансирования |
Средства областного бюджета в сумме 38974 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
1. Снижение экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области. 2. Снижение загрязнения водных объектов сбросами сточных загрязненных вод. 3. Предупреждение последствий от затопления населенных пунктов при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях. 4. Сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира области. 5. Обеспечение экологической безопасности населения от загрязнения территории области ртутьсодержащими и токсичными отходами. 6. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды. 7. Ликвидация загрязнений окружающей среды в результате чрезвычайных ситуаций и в случае невозможности установления нарушителей. |
Контроль за исполнением |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области, финансовый департамент администрации области, контрольно- счетная палата области |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Состояние охраны окружающей среды и экологической безопасности области связано прежде всего с деятельностью по открытой добыче россыпного золота и бурого угля, лесозаготовками, развитием гидроэнергетики, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, неудовлетворительным состоянием природоохранной работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и военных объектах.
Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2003 году составил 101,87 млн. куб. метров, в юм числе нормативно очищенных 10,87 млн. куб. метров (10,7%), загрязненных 91,0 млн. куб. метров (89,3%). По сравнению с прошлым годом общий объем сброса уменьшился на 1,84 млн. куб. метров. Качественный состав сточных вод характеризуется высоким содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, тяжелых металлов, азотосодержащих соединений.
Неблагоприятное состояние водных объектов является одной из основных причин резкого снижения рыбных запасов. За последние 10 лет запасы промысловых рыб в водоемах области сократились в 50 раз.
Наряду с негативным фактором загрязнения водных источников большое значение для области приобретают мероприятия, предупреждающие чрезвычайные ситуации межмуниципального и регионального характера, связанные с вредным воздействием вод, обусловленным наводнениями, размывом берегов, а также межмуниципальные мероприятия, связанные с безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей стоков.
На территории области находятся 237 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов (плотины, водосбросы, водовыпуски и др.). В настоящее время, за исключением 5 водохранилищ, созданных для забора воды в целях технического водоснабжения в Магдагачах, Прогрессе, Талдане, Чалганах, Сковородные, и Прядчинского водохранилища, созданного для рыбохозяйственных целей, все остальные, ранее принадлежавшие совхозам и колхозам, фактически утратили водохозяйственное значение и являются бесхозными. Техническое состояние гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов в области в целом неудовлетворительно. Более 50% водоемов построены без проектной документации, без учета гидрологических режимов водотоков и других природных условий, с нарушением строительных норм и технологий строительства.
Водосбросные сооружения по своему техническому состоянию, как правило, не отвечают современным требованиям безопасности и не гарантируют нормальную работу сооружений при пропуске расчетных расходов. Около 40% трубчатых водосборных сооружений построены без расчета максимальных расходов, почти все нуждаются в ремонте.
В связи с тем что в области скопилось значительное количество различных отходов, их утилизация, размещение и переработка являются серьезной экологической проблемой. Отсутствие полигона для захоронения отходов мусороперерабатывающих предприятий, а также токсичных промышленных отходов с каждым годом обостряет проблему их утилизации. Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, случается их поступление на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов.
Серьезной проблемой остаются вопросы захоронения ядохимикатов, которые пришли в негодность или у которых истекли сроки хранения. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся около 500 тонн ядохимикатов, не пригодных к использованию, из них более 25 тонн ртутьсодержащих соединений. С каждым годом проблема захоронения указанных выше ядохимикатов принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-технического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц.
Единственным разрешенным местом захоронения ядохимикатов в области является Шумиловский участок в Михайловском районе, который функционировал с 1975 по 1995 год. В настоящее время необходимо строительство второй очереди в границах ранее отведенного участка с проведением дополнительных проектно-испытательных работ. Указанный участок имеет межмуниципальное значение, так как позволяет осуществлять захоронение ядохимикатов, скопившихся в хозяйствах на территориях многих районов области.
Проблема ртутного загрязнения усугубляется отсутствием на территории области завода по переработке пришедших в негодность ртутных ламп, в конечном итоге попадающих на свалки для твердых бытовых отходов населенных пунктов области.
Одними из направлений в снижении антропогенного влияния на окружающую среду являются организация сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), расширение площадей имеющихся ООПТ и создание новых.
К ООПТ отнесены участки земли, водной поверхности, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. На территории области функционируют ООПТ регионального значения следующих типов, государственные заказники областного значения (35), памятники природы (148). Образованы они в разные годы решениями различных органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время состояние некоторых памятников природы не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ООПТ. Поэтому настоящей программой предусматривается проведение инвентаризации памятников природы с последующей их перерегистрацией.
Общая площадь ООПТ областного значения составляет 2,906 млн га, или 8% общей площади области. Выполнение мероприятий по поддержке и охране ООПТ области позволит решить следующие задачи:
создание экологического каркаса из особо охраняемых территорий с общей площадью не менее 10% территории области;
обеспечение сохранения и восстановление численности редких и исчезающих видов животных и растений, а также среды их обитания;
привлечение внимания населения области к проблемам сохранения биоразнообразия.
Приоритетным направлением в решении экологических и, следовательно, социальных задач являются разработка и реализация программ по охране окружающей среды и экологической безопасности в области.
С 2003 по 2005 год из средств областного бюджета осуществляется финансирование Областных целевых программ "Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы" и "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2001-2007 гг.", которые признаны решать проблемы, связанные с охранной окружающей среды. Но с принятием Федерального закона от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отделимых законодательных актов российской Федерации" и Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" реализация данных программ не представляется возможной.
В связи с вышеуказанным разработана настоящая программа, соответствующая полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
3. Цель, задачи и сроки реализации программы
Целью программы являются обеспечение на территории области экологической безопасности населения и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального значения.
Основными задачами программы являются:
снижение негативного воздействия на окружающую среду;
организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Программа будет реализоваться в течение одного года, что позволит оптимально распределить средства, направленные на ее осуществление.
Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 469-ОЗ в пункт 4 настоящей программы внесены изменения
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия объединены в три большие группы:
1) предупреждение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на водных объектах, ликвидация их последствий;
2) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
3) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Значительная часть программных мероприятий связана с предупреждением чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на водных объектах. В данный раздел вошли создание берегоукрепительных и противопаводковых сооружений в Благовещенском, Серышевском, Ивановском, Константиновском районах.
В рамках подраздела "Строительство и реконструкция бытовой и производственной канализации" в связи с ненормативным режимом работ очистных сооружений планируются:
продолжение строительства канализационного коллектора в г. Свободном, пуск в эксплуатацию которого позволит существенно уменьшить негативное воздействие на водные ресурсы и экосистему р. Зеи;
строительство канализационного коллектора в северо-западном районе г. Благовещенска;
строительство канализационного коллектора в г. Белогорске;
строительство канализационного коллектора в с. Екатеринославке.
Указанные объекты носят межмуниципальный характер, так как сброс сточных загрязненных вод в вышеуказанных населенных пунктах загрязняет рр. Ивановку, Зею, Томь, Амур. Сброс загрязненных сточных вод, осуществляемый г. Свободным в р. Зею, г. Белогорском в р. Томь и с. Екатеринославкой в р. Ивановку и далее в р. Зею, оказывает отрицательное влияние на экологическое состояние гг. Свободного, Белогорска и Благовещенска, а также Серышевского, Благовещенского районов, расположенных по берегам данных рек. Сброс г. Благовещенском сточных вод, загрязняющие вещества в которых превышают предельно допустимые концентрации, оказывает негативное влияние на р. Амур, являющуюся пограничной рекой. Завершение (продолжение) строительства вышеназванных объектов позволит снизить антропогенное влияние сточных вод на окружающую среду в области.
Раздел "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" включает в себя разработку региональной программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, относящихся к собственности Амурской области", реализация которой позволит подготовить необходимые данные для оформления бесхозных гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в областную государственную собственность и разработать меры по безопасной эксплуатации этих сооружений. Сюда же включены первоочередные мероприятия по ремонту и реконструкции бесхозных ГТС, имеющих межмуниципальное значение, находящихся в аварийном состоянии и угрожающих затоплением нескольким муниципальным образованиям. Реализация этих мероприятий позволит частично предотвратить возможные чрезвычайные ситуации в области и снизить экологический и материальный ущерб.
Раздел "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности" включает в себя: реализацию региональных программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий в государственных заказниках и на территориях памятников природы регионального значения, обеспечение экологической безопасности населения и природных объектов через осуществление мероприятий по строительству участка временного захоронения твердых токсичных отходов, утилизации ртутьсодержащих отходов, ликвидации загрязнения и рекультивации земель на межмуниципальных объектах.
Система программных мероприятий указана в приложении N 1.
Объекты капитальных вложений финансируются при наличии утвержденных и прошедших государственную вневедомственную экспертизу проектов.
Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 469-ОЗ в пункт 5 настоящей программы внесены изменения
5. Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию программы является государственный заказчик - департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области.
Реализация программы осуществляется на основе выполнения государственных контрактов и договоров на осуществление природоохранных мероприятий, предусмотренных программой. Государственные контракты заключаются между департаментом по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области - заказчиком и подрядчиками - исполнителями работ на конкурсной основе и устанавливает их права и обязанности в процессе выполнения и финансирования работ по программе.
Незавершенные в 2004 году объекты и мероприятия областных целевых программ "Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы" и "Охрана окружающей среды Амурской области на 2003-2007 гг.", перешедшие в настоящую программу, выполняются прежними исполнителями.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета. Распределение средств по направлениям устанавливается законом области об областном бюджете на 2005 год на основании настоящей программы.
Ресурсное обеспечение программных мероприятий указано в приложении N 2.
7. Оценка эффективности и прогноз социально-экономических и
экологических результатов от реализации
На данный момент не представляется возможным вывести количественные критерии и показатели оценки результативности программы, так как это требует проведения специальных исследований. На данном этапе возможно оценить только предварительный экологический результат реализации программы.
Характерными загрязнителями водных объектов в пределах области стабильно являются марганец, железо, медь, фенолы и азот аммонийный. Основным фактором загрязнения по марганцу, железу и меди является высокий естественный фон. Присутствие значительных концентраций фенолов в поверхностных водных объектах обусловлено как антропогенными, так и природными факторами.
Одна из причин повышенного содержания в поверхностных водах других загрязнителей - недостаточная очистка сточных вод. Практически все очистные сооружения области работают в ненормативном режиме из-за перегрузки по гидравлике, несоответствия типа очистных сооружений категории поступающих сточных вод, нарушения правил эксплуатации очистных сооружений.
Кроме организованных выпусков, на состояние водных объектов большое влияние оказывает смыв с водосборных площадей, на которых расположены сельскохозяйственные и урбанизированные территории, транспортные магистрали.
Мощность очистных сооружений со сбросом в водные объекты составила в 2003 году 108,39 млн. куб. метров и уменьшилась по сравнению с 2002 годом на 4,39 млн. куб. метров.
Завершение строительства канализационных коллекторов и очистных сооружений в гг. Свободном, Белогорске, Благовещенске позволит резко снизить сброс загрязненных сточных вод в рр. Зею, Томь, Амур.
Проведение защитных мероприятий от затопления паводками с. Ивановки и п. Серышева позволит предотвратить чрезвычайные ситуации, ликвидация которых потребует дополнительных затрат, не соизмеримых с объемами финансирования строительств указанных объектов. В случае затопления вышеуказанных населенных пунктов, а это районные центры с относительно плотной застройкой и значительным количеством жителей, проживающих в частном секторе, происходят резкие загрязнения водотоков из-за смыва паводковыми водами выгребных ям, помоек, свалок бытовых отходов и нечистот. Все эти загрязненные воды поступают далее в крупные водотоки, протекающие по территориям более 10 муниципальных образований. Данные выбросы не только губительны для рыбных запасов рек, но и наносят значительный санитарный и экологический ущерб населению близлежащих и удаленных населенных пунктов.
Разработка региональной программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, относящихся к государственной собственности Амурской области" позволит системно и планово решать проблемы безопасной эксплуатации ГТС, что значительно снизит затраты по сравнению с издержками аварийного внепланового ремонта.
Мероприятия по регулированию и использованию охотничьих животных области хотя и носят затратный характер, но без их осуществления животный мир области неминуемо сократится как в количественном отношении, так и по видовым показателям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год" создана с целью обеспечения экологической безопасности населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории области природного и техногенного характера.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: снижение негативного воздействия на окружающую среду; организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение охраны государственных природных заказников регионального значения; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Реализация программы приведет снижению экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области; снижению загрязнения водных объектов сбросами сточных загрязненных вод; предупреждению последствий от затопления населенных пунктов при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях; сохранению биологического разнообразия растительного и животного мира области; обеспечению экологической безопасности населения от загрязнения территории области ртутьсодержащими и токсичными отходами; обеспечению населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды; ликвидации загрязнений окружающей среды в результате чрезвычайных ситуаций и в случае невозможности установления нарушителей.
Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования.
Закон Амурской области от 19 января 2005 г. N 415-ОЗ "Об Областной целевой программе "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год" (Принят областным Советом народных депутатов 23 декабря 2004 года)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 22 января 2005 г. N 15-16, от 25 января 2005 г. N 17-18
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 14 декабря 2005 г. N 105-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня первого официального опубликования названного закона
Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 469-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2005 год