Закон Амурской области
от 5 марта 2002 г. N 85-ОЗ
"Об областной целевой программе "О мерах по профилактике йод-дефицитных
состоянии в Амурской области на 2002 год"
Принят областным Советом народных депутатов 21 февраля 2002 года
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 21 февраля 2002 г. N 13/94 "О Законе Амурской области "Об утверждении областной целевой Программы "О мерах по профилактике йод-дефицитных состояний в Амурской области на 2002 год"
Глава администрации
Амурской области |
Л.В. Коротков |
г. Благовещенск
5 марта 2002 г.
N 85-ОЗ
Областная целевая программа
"О мерах по профилактике йод-дефицитных состояний в Амурской области
на 2002 год"
(утв. Законом Амурской области от 5 марта 2002 г. N 85-ОЗ)
Паспорт Областной целевой программы
"О мерах по профилактике йод-дефицитных состояний в Амурской
области на 2002 год"
Наименование программы Областная целевая программа "О мерах по
профилактике йод-дефицитных состояний в
Амурской области на 2002 год"
Основание для разработки Постановление Правительства
программы Российской Федерации от 10.08.98 N 917 "О
концепции государственной политики в области
здорового питания населения Российской
Федерации на период до 2005 года" (в редакции
от 05.10.99 N 1119),
Приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 14.12.99 N 444 "О
мерах по профилактике заболеваний, связанных с
дефицитом йода и других микронутриентов",
Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 03.04.98 N 11 "О дополнительных
мерах по профилактике йод-дефицитных
состояний"
Государственный Комитет по здравоохранению администрации
заказчик программы области
Основные разработчики Комитет по здравоохранению администрации
программы области
Цель и задачи программы Профилактика заболеваний, связанных с йод-
дефицитными состояниями человека,
развитие системы информирования населения о
мерах профилактики йод-дефицитных состояний,
совершенствование диагностики йод-дефицитных
состояний
Основные исполнители Комитет по здравоохранению администрации
программы области
Амурская областная клиническая больница,
Амурский областной центр медицинской
профилактики
Сроки реализации 2002 год
программы
Перечень основных Развитие системы информирования населения о
мероприятий программы мерах профилактики йод-дефицитных состояний,
совершенствование диагностики йод-дефицитных
состояний
Объем и источники Всего 160,0 тыс. рублей, в том числе из
финансирования областного бюджета 160,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты Замедление темпов распространения заболеваний
щитовидной железы, связанных с дефицитом
йода в организме человека, что приведет к
снижению расходов на лечение и уменьшению
потерь трудоспособного населения
Организация текущего Государственный заказчик программы
контроля за исполнением осуществляет текущий контроль за ее
программы реализацией.
Комитет по здравоохранению администрации
области представляет в установленном порядке
информацию о выполнении мероприятий
программы и использовании финансовых средств
Основные положения
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Амурская область является одним из эндемичных регионов Российской Федерации. Анализ заболеваний, возникающих как результат дефицита йода в организме человека, свидетельствует о том, что профилактика йод-дефицитных состояний остается актуальной проблемой настоящего времени. В связи с ослаблением профилактических мероприятий, прекращением мониторинга по программе зоба на республиканском и областном уровнях напряженность зобной эндемии возросла.
Распространенность увеличения щитовидной железы на 1 тысячу осмотренных в 2000 году составила 508,5 (1999 г. - 508,2), пораженность истинным зобом - 38,4 (1999 г. - 38,2).
Процент выявляемости данного заболевания по территории области различный. В Свободненском районе он составляет 70,9%, Завитинском - 64,7%, Ивановском - 55,5%, Зейском - 55%. В 1999 - 2000 годах по сравнению с 1998 годом произошло увеличение общей заболеваемости детского населения болезнями эндокринной системы.
Недостаток поступления йода в организм вызывает у новорожденных порок развития - креатинизм, у детей и подростков - задержку умственного, физического и полового развития, у взрослых и пожилых - снижение физической и интеллектуальной работоспособности, у женщин детородного возраста - бесплодие, анемию, невынашивание беременности.
Применяются массовая, групповая и индивидуальная профилактики йоддефицитных состояний.
В целях осуществления массовой профилактики йод-дефицитных состояний в области проведена следующая работа. В 2000 году завезено и поставлено в розничную торговую сеть 1900 тонн йодированной соли, за 10 месяцев 2001 года - 1500 тонн (годовая потребность - 1850 тонн при норме потребления 5 граммов в сутки). Йодированной солью в области торгуют повсеместно, но не в каждой торговой точке. По настоянию комитета международных, внешнеэкономических связей и торговли администрации области органами местного самоуправления городов и районов области определены предприятия розничной торговли, где бесперебойно в продаже должна быть йодированная соль.
Эксклюзивным поставщиком йодированного белка "Йодказеин" является компания "Медбиофарм". Совместная работа с ее дальневосточным представительством в г. Хабаровске (ООО "ИФМ-Торг") позволила организовать в области производство продуктов питания с добавлением "Йодказеина". Йодированный белок внедрен в производство хлебобулочных изделий, майонеза, безалкогольных напитков.
Хлеб с йодированным белком выпускается с апреля 2000 года. За этот период населению области реализовано 332 тонны хлебных изделий с высоким содержанием белка, в учреждения социальной сферы поставлено 130 тонн. Производство такого хлеба освоено на хлебопекарных предприятиях г. Благовещенска (ЗАО "ДПК", ОАО "Агрокомплекс"), г. Свободного (ООО "Каравай", Свободненский хлебозавод), Сковородинского района (ООО "Ника"), Завитинского района (ЧП Гарист, ЧП Алексеенко, ЧП Федько), Мазановского района (райпо), г. Тынды (ЧП Федорова, хлебозавод).
С июля 2000 года компанией "Интеграл" начато производство майонезов и безалкогольных напитков, обогащенных йодированным белком. Объем производства майонеза составил 17 тонн, если в прошлом году его было выработано 15 тонн, то в текущем году только 2 тонны. Причина - ограниченный спрос. Неправильно выбранный дизайн этикетки (красная полоса "йодированный") отпугивал покупателя, кроме того, цена на такой майонез выше цены обычного. В настоящее время компания работает над оформлением новой этикетки. Качество йодированного майонеза отмечено дипломами и медалями на республиканском и межрегиональном конкурсах: диплом "100 лучших товаров России 2000 года"; золотая медаль выставки "Приамурская торгово-промышленная ярмарка - 2001".
Спрос на безалкогольные напитки, обогащенные "Йодказеином", остается на уровне. Всего их населению области реализовано 50,6 тыс. дал.
Для расширения ассортимента продуктов питания с высоким содержанием йода Благовещенскому молочному комбинату направлена нормативно-техническая документация по применению "Йодказеина" при производстве молочной продукции. Планируется начать производство творога и сметаны с добавлением йодированного белка, уже отработана технология, проведены гигиенические исследования.
Комитет международных, внешнеэкономических связей и торговли администрации области работает с ООО "Полисфера" (Хабаровский край) - производителем лечебно-профилактического продукта "Ламиналь" (на основе морской капусты) по вопросу его реализации на территории области.
Групповая профилактика йод-дефицитных состояний проводится в детских учреждениях. Регулярно выдается препарат антиструмин. Обеспечение общеобразовательных учреждений антиструмином осуществляется как за счет средств муниципальных бюджетов, так и за счет родительской платы.
Для уточнения коэффициента напряженности эндемии зоба в IV квартале 2001 года комитетом по здравоохранению администрации области начата работа по выборочному скрининговому обследованию детей, подростков, беременных и кормящих матерей на выявление экскреции йода в моче. Приказом комитета по здравоохранению "Об организации мероприятий по изучению эпидемиологии и оценке тяжести зобной эндемии в Амурской области" определены обследуемые территории области: г. Благовещенск, г. Тында, Свободненский, Константиновский и Тамбовский районы, разработана методика забора материала и доставки его для исследования. Амурской областной клинической больницей заключен договор с Хабаровским медицинским университетом на проведение данного лабораторного исследования.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, его отношением к собственному здоровью, и всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, наиболее приоритетным направлением являются формирование здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры человека.
Для исследования уровня йодной эндемии в области целесообразно продолжить скрининговое исследование для выявления экскреции йода в моче. С целью информирования населения о возникающих йод-дефицитных состояниях необходимо проведение санитарно-просветительной работы, рассчитанной на широкие слои населения.
Данные мероприятия, направленные на профилактику йод-дефицитных состояний у населения области, должны анализироваться в рамках настоящей Программы.
II. Цель и задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является предупреждение распространения заболеваний, связанных с йод-дефицитными состояниями человека.
Программа предусматривает решение следующих задач:
развития системы информирования населения о мерах профилактики йод-дефицитных состояний;
совершенствования диагностики йод-дефицитных состояний.
III. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования программы на 2002 год всего 160,0 тысяч рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 160,0 тыс. рублей.
IV. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы определяется государственным заказчиком - комитетом по здравоохранению администрации области. К участию в реализации программы привлекаются: Амурская областная клиническая больница, Амурский областной центр медицинской профилактики.
Механизм реализации программы включает в себя:
организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль за исполнением работ, предусмотренных программой;
методические и информационные мероприятия.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых комитетом по здравоохранению администрации области с исполнителями программных мероприятий. С этой целью государственный заказчик осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ по программным мероприятиям, согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. В соответствии с объемами финансирования, предусмотренными программой на соответствующий год, и после заключения государственных контрактов (договоров) с участниками реализации программы государственный заказчик открывает финансирование за счет средств областного бюджета.
V. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Текущий контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - комитетом по здравоохранению администрации области.
Государственный заказчик программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров и включает:
периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров (контрактов, соглашений), объемов запланированных работ.
Исполнители программы отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Комитет по здравоохранению администрации области проводит анализ, обобщает информацию о ходе выполнения программных мероприятий и ежемесячно направляет в комитет экономики администрации области статистическую, справочную и аналитическую информацию.
Комитет по здравоохранению администрации области направляет в финансовый департамент администрации области доклад о ходе выполнения работ по программе и использовании финансовых средств.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер.
Реализация программы позволит снизить темпы распространения заболеваний щитовидной железы, связанных с дефицитом йода в организме человека, что приведет в свою очередь к снижению расходов на лечение и к уменьшению потерь трудоспособного населения.
Мероприятия и объемы финансирования областной целевой программы
"О мерах по профилактике йод-дефицитных состояний в Амурской области
на 2002 год"
I. Развитие системы информирования населения о мерах профилактики йод-дефицитных состояний |
|||
Наименование мероприятий | Финансирование (тыс. руб.) |
Областной бюджет |
Исполнители |
Разработка и издание памяток и плакатов для населения по профилактике йод-дефицитных состояний, всего в том числе: 1) памятка "Если у Вас зоб" 2) памятка "Чтобы не было зоба" 3) памятка "Профилактика зоба у детей" 4) плакат "Профилактика зоба" |
10,0 1,6 1,6 1,6 5,2 |
10,0 1,6 1,6 1,6 5,2 |
Комитет по здравоохранению Администрации области, Амурский областной центр медицинской профилактики |
Итого по разделу I | 10,0 | 10,0 | |
II. Совершенствование диагностики йод-дефицитных состояний | |||
Проведение скрининговых исследований йод-дефицитных состояний (определение экскреции йода в моче) |
150,0 |
150,0 |
Комитет по здравоохранению Администрации области, Амурская областная клиническая больница |
Итого по разделу II | 150,0 | 150,0 | |
Всего по Программе | 160,0 | 160,0 |
Источники и объемы финансирования областной целевой программы
"О мерах по профилактике йод-дефицитных состояний в Амурской
области на 2002 год"
Наименование мероприятий | Финансирование (тыс. руб.) |
Бюджет |
областной бюджет |
||
1. Развитие системы информирования населения о мерах профилактики йод- дефицитных состояний |
10,0 |
10,0 |
2. Совершенствование диагностики йод-дефицитных состояний |
150,0 |
150,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 5 марта 2002 г. N 85-ОЗ "Об областной целевой программе "О мерах по профилактике йод-дефицитных состоянии в Амурской области на 2002 год" (Принят областным Советом народных депутатов 21 февраля 2002 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 19 марта 2002 г. N 71-72