Решение Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области
от 18 апреля 2013 г. N 9
"Об утверждении положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свободненский район"
20 февраля 2015 г.
Принято Свободненским районным Советом народных депутатов 17 апреля 2013 года
В целях упорядочения организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района, руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава муниципального образования Свободненского района |
Ю.П. Романов |
г. Свободный
18 апреля 2013 года
N 9
Положение
об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свободненский район
(утв. решением Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области
от 18 апреля 2013 г. N 9)
20 февраля 2015 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Свободненского района (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
2. Настоящее Положение определяет порядок организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свободненского района, а также полномочия органов местного самоуправления Свободненского района по регулированию отношений в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. Целью настоящего Положения являются установление единого порядка утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и регламентация деятельности участников этого процесса для предотвращения вредного воздействия бытовых и промышленных отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
4. Положение распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также бытовые отходы, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
5. Нормы и требования настоящего Положения обязательны для исполнения на территории Свободненского района всеми производителями отходов в части их деятельности, связанной с утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.
Решением Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 20 февраля 2015 г. N 5 в пункт 6 внесены изменения
6. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Положении:
твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт квартир, крупногабаритные предметы домашнего обихода, снег, опавшие листья и т.п.);
жидкие бытовые отходы - жидкие отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;
бытовые отходы - остатки материалов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе потребления и жизнедеятельности населения, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства в результате этого процесса;
биологические отходы - отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения: мясо, рыба, другие продукты животного происхождения, не соответствующие санитарным требованиям, в том числе ветеринарные конфискаты, выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; трупы животных и птиц, в том числе лабораторных;
промышленные отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе промышленного производства, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства в результате этого процесса;
крупногабаритный мусор (КГМ) - отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры вместимостью 0,75 куб. м (мебель, обрезки деревьев, бытовая техника, трубы и т.д.);
отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
навал мусора - скопление ТБО и КГМ, возникшее в результате самовольного сброса;
полигон захоронения отходов - ограниченная территория, природоохранное сооружение, предназначенные и при необходимости специально оборудованные для централизованного сбора и захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению болезнетворных организмов и т.д.;
несанкционированные свалки - территории, не предназначенные для размещения отходов;
переработка отходов - деятельность, направленная на повторное использование отходов с целью получения сырья, энергии, изделий и материалов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
объект размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
санкционированные свалки - разрешенные органами местного самоуправления (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП.
II. Компетенция органов местного самоуправления
2.1. Свободненский районный Совет народных депутатов осуществляет:
- утверждение бюджета района в части расходов на организацию утилизации и переработки отходов;
- осуществление контроля за исполнением администрацией района полномочий по организации утилизации и переработки отходов;
- осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Амурской области, Уставом муниципального образования Свободненского района и иными нормативными правовыми актами.
Решением Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 20 февраля 2015 г. N 5 в пункт 2.2 внесены изменения
2.2. Администрация Свободненского района в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения поселений, расположенных на территории Свободненского района, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды с учетом экологической безопасности:
- определяет уполномоченное структурное подразделение администрации Свободненского района по решению вопросов местного значения посредством принятия отдельного муниципального правового акта;
- взаимодействует со специализированными предприятиями по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;
- выделяет муниципальные земли под объекты размещения отходов;
- координирует деятельность юридических и физических лиц в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свободненский район;
- разрабатывает, утверждает и реализует муниципальные программы в сфере организации утилизации и переработки отходов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Амурской области, Уставом муниципального образования Свободненского района и иными нормативными правовыми актами.
III. Организация утилизации и переработки бытовых, промышленных и иных отходов
Решением Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 20 февраля 2015 г. N 5 пункт 1 изложен в новой редакции
1. Исполнителями работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности на территории муниципального образования Свободненского района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию, в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие санкционированные места размещения отходов и мусора на территории Свободненского района, обязаны:
- обеспечить обустройство санкционированного объекта размещения отходов;
- разработать регламент и режим работы объекта размещения отходов;
- разработать инструкции по приему отходов с учетом требований санитарии и техники безопасности;
- обеспечить контроль за составом поступающих отходов;
- вести учет поступающих отходов;
- обеспечивать соблюдение технологического цикла по изоляции отходов;
- обеспечить пожарную безопасность на санкционированном объекте размещения отходов.
Обустройство санкционированного объекта размещения твердых бытовых и промышленных отходов включает в себя:
- устройство подъездной дороги;
- устройство котлована (траншей) для складирования и захоронения отходов;
- устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых и промышленных отходов;
- устройство защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов;
- установка аншлагов (информационных щитов).
3. Утилизацией отходов на территории района признается деятельность, связанная с использованием отходов на этапах технологического цикла, и (или) обеспечение повторного использования или переработки списанных изделий.
4. Переработкой отходов на территории района признается деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования отходов с целью получения сырья, энергии, изделий и материалов.
5. Утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов должны осуществляться с соблюдением государственных стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны не допускать смешивания отходов, подлежащих утилизации и переработке. Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов: жидких с твердыми, отходов различных классов опасности.
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, подлежащие утилизации и переработке, организуют их утилизацию и переработку собственными силами или заключают договоры с организациями, осуществляющими деятельность в области утилизации и переработки отходов.
8. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
9. На полигоны захоронения отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, строительный мусор, а также неопасные промышленные отходы.
10. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, сооружений, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
11. Перевозка отходов на полигоны, свалки осуществляется только специально предназначенным для этого транспортом по графику, согласованному с заинтересованными организациями, независимо от степени заполнения контейнеров, а при необходимости - вне графика по заявке собственника отходов.
12. Размещение бытовых и промышленных отходов на несанкционированных свалках запрещено.
13. Запрещаются засорение отходами территорий населенных пунктов и садово-дачных массивов, а также сжигание твердых бытовых и промышленных отходов на их территории.
14. При выборе метода утилизации отходов предпочтение отдается тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей среде с учетом необходимости экономии природных ресурсов.
15. Владельцы, пользователи или собственники земельных участков, на которых расположены отходы, обязаны принимать меры по утилизации отходов на объектах размещения, обеспечивать экологически безопасное использование земельных участков и их рекультивацию (восстановление нарушенных земель), проводить мониторинг состояния земельных участков.
16. Порядок и условия проведения работ по санации отходов и рекультивации земельных участков определяются совместно с собственниками (владельцами, пользователями) земельных участков, органами местного самоуправления, на территории которых находятся рекультивируемые земельные участки. При этом на проведение работ по санации отходов и рекультивации земельных участков используются средства собственника (владельца, пользователя) земельного участка.
17. Биологические отходы подлежат переработке и утилизации (использованию в качестве вторичного сырья) в соответствии с действующим законодательством.
18. Иные виды отходов подлежат переработке и утилизации (использованию в качестве вторичного сырья) в соответствии с действующим законодательством.
Решением Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 20 февраля 2015 г. N 5 пункт 19 изложен в новой редакции
19. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности на территории района осуществляется на основании лицензий, выданных в порядке, установленном действующим законодательством.
20. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие на территории района деятельность по утилизации и переработке отходов, должны работать с организациями, имеющими согласованные проекты нормативов образования отходов, а также утвержденные лимиты на их размещение.
21. Твердые бытовые отходы и (или) отходы производства, которые не подлежат утилизации и (или) переработке на территории района, должны быть утилизированы за его пределами. Организации, занимающиеся утилизацией отходов, должны находить иные возможности утилизации данных отходов за пределами района.
22. Прием жидких отходов на полигоны захоронения отходов и санкционированные свалки не допускается.
23. Исключен.
См. текст пункта 23 раздела III
24. Исключен.
См. текст пункта 24 раздела III
IV. Финансирование расходов на организацию утилизации и переработку бытовых и промышленных отходов
1. Финансовое обеспечение мероприятий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свободненского района осуществляется за счет средств хозяйствующих субъектов и средств бюджета Свободненского района.
2. В целях создания условий для максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья органы местного самоуправления района в установленном порядке вправе заключать инвестиционные соглашения, предусматривающие софинансирование работ по строительству объектов коммунальной инфраструктуры.
3. Размещение отходов производства и потребления оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Внесение платы за размещение отходов не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
4. Расчеты между предприятиями за утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов производятся по норме или за фактически выполненный объем работ в зависимости от системы вывоза ТБПО, предусмотренной договором с организацией, вывозящей мусор, и полигоном.
Решением Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 20 февраля 2015 г. N 5 в раздел V внесены изменения
V. Права граждан
Граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах местного самоуправления информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
вносить в органы местного самоуправления предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
создавать общественные объединения, иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
направлять обращения в органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
VI. Ответственность за нарушение настоящего Положения
1. Ответственность за нарушение настоящего Положения определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Амурской области.
2. Привлечение к административной ответственности не освобождает должностных или юридических лиц от обязанности устранить допущенное нарушение, а также от возмещения ущерба в рамках гражданского производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 18 апреля 2013 г. N 9 "Об утверждении положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свободненский район" (Принято Свободненским районным Советом народных депутатов 17 апреля 2013 года)
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Первое Алексеевское" от 1 мая 2013 г. N 17
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Свободненского районного Совета народных депутатов Амурской области от 20 февраля 2015 г. N 5