Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Амурской области от 23 декабря 2015 г. N 625-ОЗ статья 72 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 72. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенные формы протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Лицам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти области, затем - в органы местного самоуправления.
Часть 3 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу) число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании.
При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 6 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Абзац утратил силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
Часть 4 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Часть 5 изменена с 27 декабря 2018 г. - Закон Амурской области от 25 декабря 2018 г. N 304-ОЗ
5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице (отдельно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу):
1) число, избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета выбывших избирателей).
2) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в. день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
Пункт 4 изменен с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
4) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей);
Абзац утратил силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
5) утратил силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
6) утратил силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
7) утратил силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
Часть 6 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Итоговые данные, которые определяются как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу), а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола):
1) в строку 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
2) в строку 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
3) в строку 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
4) в строку 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 3 статьи 23 настоящего Закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 21 настоящей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 3 статьи 23 настоящего Закона.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.
Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12, 15 и 16 настоящей статьи.
Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
Законом Амурской области от 30 мая 2016 г. N 683-ОЗ часть 11 статьи 72 настоящего Закона изложена в новой редакции
11. При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
Часть 12 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
12. В первую очередь, производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие в труднодоступных и отдаленных местностях избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу).
Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования по соответствующему избирательному округу, все избирательные бюллетени для голосования по соответствующему избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования.
Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени (сначала избирательные бюллетени для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по единому избирательному округу, а затем избирательные бюллетени для голосования по единому избирательному округу), раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный областной список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.
При сортировке бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
15. Утратила силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
Часть 16 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку.
По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется, к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 12 настоящей статьи) заносится в строку 9 каждого протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу).
Часть 17 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
17. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 13 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу).
Часть 18 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
18. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 10 каждого протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу).
Часть 19 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
19. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 8 каждого протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу).
20. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
Часть 21 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
21. После ознакомления членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением к настоящему Закону с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной настоящим Законом области.
Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная, комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11 и 12 протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11 и 12 протокола проставляется цифра "0".
Часть 22 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
22. Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные областные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы избирательные бюллетени, указываются число находящихся в ней бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование избирательного объединения, отмеченное в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные избирательные бюллетени по единому избирательному округу" или "Недействительные избирательные бюллетени по одномандатному избирательному округу". Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями 11 и 12 настоящей статьи, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в части 3 статьи 23 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
23. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона:
1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
2) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
Пункт 3 изменен с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
3) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола об итогах голосования (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу);
Пункт 4 изменен с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
4) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 7, 8, 9, 10, 13 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу);
Пункт 5 изменен с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
5) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, (соответственно по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу). Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11 и 12 протокола об итогах голосования;
6) утратил силу с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ (изменение не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва)
Часть 24 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
24. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 13 и последующих строк - протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.
25. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона.
Каждый протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания.
Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
26. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия.
Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
27. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Амурской области от 30 мая 2016 г. N 683-ОЗ в часть 28 статьи 72 настоящего Закона внесены изменения
28. По требованию члена участковой избирательной комиссии, иных лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленных повторно) обязана изготовить и выдать указанным лицам заверенные копий протоколов. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. В случае, если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются.
Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
29. Первые экземпляры протоколов участковой комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры.
Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко вторым экземплярам протоколов об итогах голосования.
Первые экземпляры протоколов об итогах голосования с приложенными к ним документами доставляются в вышестоящую комиссию председателем, секретарем или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протоколов вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
30. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются, для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Вторые экземпляры протоколов вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, а также печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию для хранения.
Часть 31 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
31. Участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению избирательной комиссии области используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней.
Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией области.
При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с частью 23 настоящей статьи. В пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков (но не менее чем на трех избирательных участках), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится избирательной комиссией области в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. В соответствии с Федеральным законом при совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо избирательной комиссией области в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, На избирательных участках, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном частями 8 - 11, 13 - 14, 16 - 18, 20 - 22 настоящей статьи. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 13 и последующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования), на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой комиссии избирательного участка, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию.
Избирательная комиссия области, определившая жребием избирательные участки для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий указанных избирательных участков сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием избирательных участков был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 9, 10, 13 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов.
Участковые комиссии избирательных участков, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных в порядке, предусмотренном частью 29 настоящей статьи, направляют протоколы в вышестоящую комиссию,
32. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
Законом Амурской области от 30 мая 2016 г. N 683-ОЗ часть 33 статьи 72 настоящего Закона изложена в новой редакции
33. Данные протоколов участковой комиссии об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, при наличии соответствующего оборудования передаются в вышестоящую комиссию с использованием ГАС "Выборы". При наличии соответствующего оборудования данные протоколов участковой комиссии об итогах голосования сразу после подписания протоколов членами участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протоколов и приложенных к нему документов, а также иной избирательной документации, включая бюллетени, в вышестоящую комиссию при первой возможности непосредственно.
Законом Амурской области от 30 мая 2016 г. N 683-ОЗ часть 34 статьи 72 настоящего Закона изложена в новой редакции
34. В соответствии с Федеральным законом порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
35. При проведении выборов в Законодательное Собрание данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Часть 36 изменена с 19 апреля 2020 г. - Закон Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 501-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва
36. Если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 12 протокола (описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 12 протокола. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную, избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. В случае необходимости внесения уточнений в строку 13 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов избирателей в порядке, предусмотренном частями 15 и 16 статьи 73 настоящего Закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.