2. Рекомендовать администрации области предусматривать финансирование программы при формирования областного бюджета на каждый очередной год.
Председатель Брянской
областной Думы |
С.Н. Понасов |
Региональная целевая программа по организации на
территории Брянской области социально-гигиенического
мониторинга на 2003-2005 годы
г.Брянск, 2002 г.
(утв. постановлением Брянской областной Думы
от 24 октября 2002 г. N 3-715)
(одобрена постановлением администрации Брянской области
от 22 февраля 2002 г. N 84)
Паспорт программы
Наименование программы - Региональная целевая программа по
организации на территории Брянской
области социально-гигиенического
мониторинга на 2003-2005 годы
Основания для - Федеральный закон "О санитарно-
разработки эпидемиологическом благополучии
программы населения" ( статья 45
"Социально-гигиенический мониторинг")
- Постановление Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2000 года N 426
"Об утверждении Положения о социально-
гигиеническом мониторинге".
- Постановление администрации
Брянской области от 27 октября 2000 г.
N 452 "Об организации социально-
гигиенического мониторинга"
Государственный - Администрация Брянской области
заказчик
программы
Основной разработчик - Департамент здравоохранения
программы администрации Брянской области
Цель и задачи - Создание и внедрение систем
программы социально-гигиенического
мониторинга из областном и
районном уровнях
Основные исполнители - Федеральное государственное
программы учреждение "Центр госсанэпиднадзора
в Брянской области" (по cогласованию).
- Департамент здравоохранения
администрации Брянской области
Сроки реализации - 2003-2005 годы
программы
Перечень основных - Организация автоматизированного
мероприятий программы сбора, учета и передачи базы
данных о состоянии среды обитания и
здоровья населения в городах и
районах области.
- Организация лабораторного контроля
показателей качества среды обитания
населения в городах и районах.
- Приобретение программы по
автоматизированному учету и
анализу состояния здоровья населения
и среды обитания (АС"CГМ").
- Внедрение методологии оценки риска
для здоровья населения и среды обитания.
Определение иммуностатуса у детей в
городах и районах области
Объем и источники Общие затраты на реализацию программы
финансирования составляют 2308,8 тыс.рублей, в т.ч.
за счет средств областного
бюджета 2308,8 тыс. рублей
Ожидаемые результаты от Принятие обоснованных управленческих
реализации программы решении, направленных на снижение уровня
заболеваемости и смертности населения
Система организации Контроль за выполнением программы
контроля за осуществляют:
выполнением - департамент здравоохранения
программы администрации Брянской области;
- федеральное государственное учреждение
"Центр госсанэпиднадзора в Брянской
области" (по согласованию)
I. Введение
Государственная политика в области укрепления здоровья населения характеризуется признанием необходимости его укрепления как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" особое место занимает ведение социально-гигиенического мониторинга. О связи с этим возникла проблема создания единой государственной информационно-мониторинговой системы оценки, анализа и определения тенденций развития санитарноэпидемиологической ситуации в целях оптимизации обоснованных управленческих решений в области охраны среды обитания и здоровья населения на федеральном, региональном и местном уровнях.
II. Содержание проблемы и
обоснование необходимости её решения программными методами
Современное состояние нашего общества требует смешения акцентов экологической политики с природоохранной деятельности на программные действия, ориентированные из защиту здоровья людей от вредного воздействия загрязнений окружающей среды. Процедура установления приоритетов включает в себя сравнительную оценку рисков для здоровья населения, обусловленных разными источниками и факторами загрязнения среды. Оценка риска для здоровья населения позволяет выявить потенциально опасные химические факторы, способные вызвать у человека вредные эффекты, осуществить отбор приоритетных факторов. их уровни, продолжительность воздействия, дать количественную оценку связей между концентрациями и вредными эффектами, установить источники возникновения и степени выраженности рисков, осуществить ранжирование рисков для здоровья населения на изучаемых территориях. Таким образом, с помощью системы оценки рисков, основанной на данных социально гигиенического мониторинга, можно получить качественные и количественные характеристики влияния конкретного фактора на здоровье задолго до того, как проявятся последствия этого влияния. Появляется возможность прогнозирования такого воздействия. Данные задачи могут быть решены введением социально-гигиенического мониторинга.
Система социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ) введена в стране постановлениями Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" от 06.10.94 N 1146 и от 01.06.2000 N 426. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" система СГМ отнесена к основным механизмам его обеспечения.
Вместе с тем для реальной организации социально-гигиенического мониторинга и для выполнения провозглашенных Законом постановлений и положений необходимо провести большую организационную, научную работу, принять дополнительные меры по финансированию материально-технического оснащения деятельности государственных санитарно-эпидемиологических учреждений области на всех уровнях.
В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 27 октября 2000 г. N 452 "Об организации социально-гигиенического мониторинга" в области начата определенная работа. Однако решить в полной мере поставленные задачи по СГМ санитарная служба области не в состоянии: отсутствуют стандартный набор компьютерного оборудования, лицензионные программы, программы наблюдения за качеством питьевой воды, продуктов питания и т.д.
Реализация программы обеспечит создание системы СГМ. систематизацию наблюдений за средой обитания и здоровьем населения, прогнозирование состояния здоровья населения и определений стратегии и тактики предупреждения и устранения вредных воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.
III. Основная цель и задачи, сроки и
этапы реализации программы
Основном целью программы является создание системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием и изменением здоровья населения через механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Брянской области":
1.1. Принятие мер по созданию в центрах госсанэпиднадзора городов и районов области (далее - ЦГСЭН) структурных подразделений по социально-гигиеническому мониторингу и оснащению их необходимой компьютерной техникой.
1.2. Заключение соглашения об информационном взаимодействии в области социальногигиенического мониторинга со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
1.3. Обеспечение лабораторий ЦГСЭН, участвующих в программах наблюдения за факторами среды обитания, необходимым лабораторным оборудованием, приборами, химическими реактивами. Для получения полной и разноуровневой информации о качестве питьевой воды необходимо за 3 года исследовать 13300 проб питьевой воды из источников централизованного и децентрализованного водоснабжения. Затраты на химические реактивы и диагностикумы составят 1 проц. от стоимости исследования одной пробы ( 1,3 тыс.рублей).
1.4. Внедрение методологии оценки риска для здоровья населения загрязнения среды обитания.
1.5. Внедрение в деятельность ЦГСЭН необходимого набора регламентирующих ведение СГМ документов.
1.6. Внедрение в работу ЦГСЭН локального модуля по сбору и обработке базы данных среды обитания и состояния здоровья населения.
2. Департаментом здравоохранения администрации области:
обеспечение качества сбора данных о состоянии здоровья населения по статистически утвержденным нозологическим формам заболеваемости и информационного взаимодействия с федеральным государственным учреждением "Центр госсанэпиднадзора в Брянской области".
3. Комитетом государственной статистики в Брянской области:
обеспечение информационного взаимодействия с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Брянской области" по установленным и согласованным показателям социально-гигиенического мониторинга согласно существующему Положению.
IV. Система программных мероприятий
4.1. Обеспечение устойчивой работы лабораторий по исследованию факторов среды обитания.
Для обеспечения устойчивой работы лабораторий необходимо:
составление рабочих программ наблюдения за факторами среды обитания (атмосферный воздух, питьевая вода, продушу питания и продукты сырья, трудовой процесс и условия работы и отдыха), дополнительное оснащение лабораторных подразделений ЦГСЭН оборудованием, химическими реактивами, предусмотренное настоящей программой (2003-2005 гг.),
согласование и коррекция объемов исследований факторов среды обитания с Организациями - участниками СГМ, определение приоритетов при наблюдении за средой обитания на территории области (2003-2005 гг.);
внедрение в работу лабораторий методики определения в питьевой воде хлорамина. хлороформа и других хлорсодержащих соединений (2003 год);
освоение методики определения титра гетерофильных антител, БГКП в слюне. бактерицидной функции кожи у детей с целью определения иммуностатуса у детей (2003 год);
внедрение в работу центров госсанэпиднадзора профилей экспозиции населения по приоритетным загрязнителям и необходимого набора аналитических задач ведения СГМ (2005 год).
4.2. Обеспечение сбора, обработки и хранения информации показателей социально-гигиенического мониторинга.
Для обеспечения устойчивой работы ЦГСЭН по сбору, обработке и хранению информации необходимо:
приобретение единой информационно-аналитической программы по сбору, обработке и хранению информации показателей СГМ, предусмотренных настоящей программой (2004 г.) в НПО "Криста" (г.Ярославль);
оснащение центров госсанэпиднадзора в городах и районах области компьютерами, средствами печати и телекоммуникации, почтового сервера и рабочей станции по обработке базы данных, предусмотренное настоящей программой, (поэтапно, 2003-2005 годы);
формирование областного информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга (2003-2005 гг.);
выделение административных образований в зависимости от уровня загрязнения объектов окружающей среды и определение программ наблюдения (2003 год).
V. Финансирование программы
Финансирование программы в 2003-2005 годах осуществляется за счет средств областного бюджета. Общие затраты на реализацию программы из областного бюджета составляют 2308,8 тыс. рублей. Учитывая, что программа рассчитана на несколько лет, утверждение источников финансирования на очередной год осуществляется исходя из ресурсных возможностей бюджета (согласно приложениям 1 и 2).
VI. Механизм реализации и организации
управления программой
Федеральное государственное учреждение "Центр госсанэпиднадзора в Брянской области" совместно с департаментом здравоохранения администрации Брянской области осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией программы.
Целевое использование бюджетных средств подлежит постоянному контролю со стороны административных органов, заказчиков программы и соответствующих служб администрации области в соответствии с установленным порядком.
Основные направления, положения программы ежегодно уточняются и конкретизируются.
VII. Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом выполнения мероприятий, заложенных в программу, осуществляют департамент здравоохранения администрации Брянской области, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Брянской области" (по согласованию).
VIII. Оценка социально-экономической
эффективности реализации программы
Выполнение мероприятий по созданию системы социально-гигиенического мониторинга приведет к получению количественных показателей вероятности отрицательного воздействия на здоровье человека факторов среды обитания и разработке рекомендаций по снижению риска воздействия среды обитания на здоровье населения.
Таким образом, экономический эффект от реализации программы очевиден в виде снижения косвенных экономических потерь при принятии управленческих решений на основании рекомендаций, направленных на профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижение смертности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Брянской областной Думы от 24 октября 2002 г. N 3-715 "О региональной целевой программе по организации на территории Брянской области социально-гигиенического мониторинга на 2003-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был