Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. N 26-Г03-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Харланова А.В. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 3 ноября 2003 года дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Ингушетия на решение Верховного суда Республики Ингушетия от 22 апреля 2003 года, которым его заявление о признании недействительными некоторых положений постановления Правительства Республики Ингушетия N 329 от 9 августа 2002 г. "О мерах по осуществлению контроля за обеспечением стандартов качества лекарственных средств при осуществлении фармацевтической деятельности" удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
подпунктом а) пункта 1 указанного выше постановления Правительства Республики Ингушетия Лицензионной палате Республики Ингушетия предписано осуществлять в пределах своей компетенции контроль за сертифицированной продукцией один раз в полгода в форме периодических, а также внеплановых проверок по заявлениям потребителей, включающих экспертизу образцов лекарственных средств с проведением анализов в специализированной лаборатории, и иные действия, необходимые для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным стандартом.
Пунктом 2 постановления установлено, что проведение контрольных анализов осуществляется за счёт проверяемого учреждения путём заключения договора со специализированной лабораторией.
Заместитель прокурора Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением о признании приведённых положений недействительными со дня издания постановления, ссылаясь на их несоответствие федеральному закону.
Решением Верховного суда Республики Ингушетия от 22 апреля 2003 года заявление прокурора удовлетворено частично: пункт 2, подпункт а) пункта 1 постановления в части, предусматривающей осуществление контроля за сертифицированной продукцией один раз в полгода в форме периодических проверок, признаны недействительными.
В кассационном представлении прокурор просит об изменении решения суда и признании подпункта а) пункта 1 постановления недействительным в полном объёме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его изменения не находит.
Как следует из материалов дела, 9 августа 2002 года Правительством Республики Ингушетия принято постановление N 329 "О мерах по осуществлению контроля за обеспечением стандартов качества лекарственных средств при осуществлении фармацевтической деятельности".
Подпунктом а) пункта 1 указанного постановления Лицензионной палате Республики Ингушетия предписано осуществлять в пределах своей компетенции контроль за сертифицированной продукцией один раз в полгода в форме периодических, а также внеплановых проверок по заявлениям потребителей, включающих экспертизу образцов лекарственных средств с проведением анализов в специализированной лаборатории, и иные действия, необходимые для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным стандартом.
Оспаривая законность возложения функции контроля за сертифицированной продукцией на лицензионную палату республики, прокурор ссылался на то, что в силу требований Федерального закона "О лекарственных средствах" единственным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Данный довод прокурора представляется ошибочным, основанным на неправильном толковании им нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ федеральный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств (далее - федеральный орган контроля качества лекарственных средств), является единственным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за осуществление государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств в Российской Федерации, самостоятельным по всем вопросам, относящимся к его компетенции, включая экспертизу качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, производимых в Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации (п. 1 ст. 10).
Иначе говоря, федеральный орган контроля качества лекарственных средств - единственный в системе федеральных органов исполнительной власти орган, ответственный за осуществление государственного контроля качества лекарственных средств.
Федеральный орган контроля качества лекарственных средств в силу пункта 3 статьи 8 указанного выше Федерального закона входит в государственную систему контроля качества лекарственных средств вместе с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входят осуществление государственного контроля качества лекарственных средств, надзор за фармацевтической деятельностью и иные действия в сфере обращения лекарственных средств, следовательно, не является единственным органом.
Более того в соответствии с пунктом 4 статьи 9 данного Федерального закона в целях обеспечения государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств федеральный орган контроля качества лекарственных средств может по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им свои полномочия по осуществлению контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.
Согласно Соглашению, заключенному 10 ноября 2002 года между федеральным органом контроля качества лекарственных средств (Минздравом РФ) и Правительством Республики Ингушетия, последнему передана часть полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности аптечных предприятий и учреждений, зарегистрированных на территории Республики Ингушетия.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые прокурором положения подпункта а) пункта 1 постановления Правительства Республики Ингушетия федеральному закону не противоречат.
Доводы кассационного представления прокурора о том, что указанным Соглашением Правительству республики были переданы полномочия в части лицензирования фармацевтической деятельности, а не контроля за качеством сертифицированной продукции, на правильность вывода суда не влияют и основанием к отмене его решения не являются.
В соответствии с пунктом 12 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом.
Обеспечение же стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации и изготовлении в силу подпункта г) пункта 4 названного Положения являются именно лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности.
В связи с этим возложение Правительством Ингушетии осуществления контроля соответствия сертифицированной продукции установленным стандартам на Лицензионную палату республики противоречащим федеральному закону считать нельзя.
При наличии таких обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, которое по доводам кассационного представления прокурора отменено быть не может.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Ингушетия от 22 апреля 2003 года оставить без изменения, а кассационное представление заместителя прокурора Республики Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.