областной Думы |
С.Н.Понасов |
Программа
развития и поддержки страхового рынка
Брянской области на 1999-2001 годы
(утв. постановлением Брянской областной Думы
от 24 февраля 2000 г. N 2-1023)
(одобрена постановлением администрации Брянской области
от 19 ноября 1999 г. N 453)
Паспорт программы развития и поддержки страхового рынка Брянской
области на 1999-2001 годы
1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на
программной основе
2. Основная цель и задачи программы
3. Основные мероприятия программы
4. Результаты реализации программы
Приложение. Основные мероприятия программы развития и поддержки
страхового рынка Брянской области на 1999-2001 годы
Паспорт
программы развития и поддержки страхового рынка Брянской
области на 1999-2001 годы
Наименование программы Программа развития и поддержки
страхового рынка Брянской области на
1999-2001 годы.
Заказчик программы Администрация Брянской области.
Основные разработчики программы Комитет по экономической политике
администрации области, страховые
организации.
Сроки реализации программы 1999-2001 годы.
Цель и задачи программы Формирование государственных
приоритетов в развитии страхового
рынка области как одного из ведущих
финансовых секторов рыночной
экономики.
Накопление долгосрочных финансовых
ресурсов для реализации инвестиционных
программ и проектов предприятий,
организаций, а также решения
экономических и финансовых проблем
области.
Обеспечение потребностей экономики и
населения области в социально значимых
видах страховых услуг, пользующихся
приоритетной поддержкой администрации
области, обеспечение страховой защиты
от различного рода ущерба имуществу
предприятий всех форм собственности и
государственному имуществу.
Развитие конкуренции на страховом
рынке, обеспечение финансовой
устойчивости страховых организаций и
гарантий страховых выплат.
Формирование эффективной
инфраструктуры страхового рынка.
Размещение резервов предупредительных
мероприятий и страховых резервов на
территории области, исключение оттока
денежных ресурсов в виде страховых
премий из области.
Исполнители основных мероприятий Комитеты и управления администрации
программы области, территориальные органы
федеральных органов исполнительной
власти, страховые организации области.
Ожидаемые конечные результаты Последовательное наращивание
реализации программы финансовых ресурсов страховщиков за
счет страхового покрытия большого
количества различных рисков и снижение
нагрузки на расходную часть бюджета,
связанную с компенсацией последствий
несчастных случаев, происшествий,
аварий и других чрезвычайных ситуаций
как природного, так и техногенного
характера.
За счет увеличения объемов премий,
собираемых страховыми организациями на
территории области, рост
налогооблагаемой базы и пополнение
доходной части бюджета.
Использование системы страхования для
укрепления доверия инвесторов и
привлечения инвестиционных
капиталовложений.
Создание дополнительных рабочих мест
и снижение социальных и финансовых
проблем, связанных с явной и скрытой
(работа без оплаты труда)
безработицей, за счет развития
страхового дела.
Система организации контроля за Контроль за исполнением программы
исполнением программы осуществляет комитет по экономической
политике администрации области.
1. Анализ исходного состояния проблемы,
подлежащей решению на программной основе
Основанием разработки программы послужила необходимость формирования государственных приоритетов в развитии страхового рынка области с целью обеспечения потребностей населения, предприятий и организаций области в социально значимых видах страховых услуг, создания системы страховой защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов и населения на случай чрезвычайных событий, привлечения через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов для решения экономических и финансовых проблем области.
По состоянию на 1 января 1999 года на территории области зарегистрировано более 40 страховых организаций. Фактически осуществляют свою деятельность только 14 страховых компаний (6 самостоятельных и 8 филиалов иногородних страховых компаний).
Сумма собранных страховых взносов (премий) по добровольному и обязательному страхованию за 1998 год составила 30,8 млн.рублей, страховых выплат - 9,3 млн.рублей. При этом по сравнению с прошлым годом объем страховых взносов уменьшился на 1 проц., а страховых выплат - на 42,6 проц. Определилась тенденция к сокращению числа договоров страхования. Если в 1997 году их было заключено 471,7 тысячи, то в 1998 году - 417,4 тысячи. Низкая платежеспособность предприятий и населения также не способствует развитию страхового рынка.
Сформированные страховые резервы размещены в банковские вклады (депозиты), ценные бумаги, недвижимое имущество, выданные ссуды, средства резервов, находящиеся на расчетном счете, и прочие вложения по срокам с учетом несения страховщиками обязательств по договорам страхования. Страховыми организациями за 1998 год получено прибыли на сумму 4,7 млн.рублей.
В целом ситуация на страховом рынке области складывается сложная. Страховой рынок находится в состоянии противоречивого развития, отражающего и реагирующего на все процессы, происходящие в политике и экономике как области, так и всей России. Страхование осуществляется без достаточно проработанного страхового законодательства, соответствующей нормативной базы, без структуры, которая разрабатывала бы стратегию и тактику областного страхового рынка.
В текущем году на региональном рынке страховых услуг ожидаются значительные изменения в связи с требованием увеличения уставного капитала страховых компаний. Есть опасение, что вместо существующих компаний на региональном рынке страховых услуг могут остаться лишь филиалы и представительства иногородних компаний без права юридического лица, имеющие ограниченную ответственность перед застрахованными и бюджетом области.
2. Основная цель и задачи программы
Основной целью программы является совершенствование, развитие и поддержка страхового рынка на территории области. Обеспечение потребностей экономики и населения области в социально значимых видах страховых услуг, соответствующих современному этапу социально-экономического развития общества, обеспечение страховой защиты от различного рода ущерба имуществу предприятий всех форм собственности и государственному имуществу. Исключение оттока денежных ресурсов в виде страховых премий из области, размещение страховых резервов и резервов предупредительных мероприятий на территории области. Активизация инвестиционного процесса за счет реинвестирования в экономику области резервных фондов страховых организаций.
3. Основные мероприятия программы:
проведение анализа состояния страхового рынка области и возможностей для его развития;
организация координационного совета по вопросам страхования при администрации области;
введение системы аккредитации страховых организаций при администрации области;
организация страховых пулов по отдельным видам страхования, требующим объединения финансовых средств страховщиков;
обеспечение выполнения требований законодательных актов, предусматривающих страхование при осуществлении видов деятельности юридическими и физическими лицами, лицензирование которых отнесено к компетенции органов исполнительной власти области;
включение страхования в условия проводимых тендеров на участие хозяйствующих субъектов в областных программах, инвестиционных проектах. Разработка соответствующих; документов, максимально отвечающих интересам региона в комплексной страховой защите;
организация заключения договоров о взаимном сотрудничестве между администрацией области и головными страховыми организациями, филиалы которых расположены на территории области;
разработка мероприятий по поддержке и стимулированию инвестиционных вложений страховых резервов в инвестиционные проекты предприятий и организаций области;
проработка условий размещения резервных фондов страховых организаций в банках-агентах администрации области для последующего реинвестирования в экономику области;
разработка и внедрение конкретных программ страхования;
популяризация через средства массовой информации страховой культуры среди населения, отражающей социальную направленность и значимость страхования.
4. Результаты реализации программы
Реализация программы позволит обеспечить повышение уровня и надежности страховой защиты в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, скоординировать деятельность страховых организаций с учетом их интересов и перспектив развития.
Накопление долгосрочных финансовых ресурсов снизит нагрузку на расходную часть бюджета, связанную с компенсацией последствий несчастных случаев, происшествий, аварий и других чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.
Будут сформированы денежные ресурсы для реализации инвестиционных проектов, решения экономических и финансовых проблем области.
Приложение 1
к постановлению
администрации Брянской области
от 19 ноября 1999 г. N 453
Положение
о региональной системе страхования в Брянской области
I. Общие положения
II. Цели и задача региональной системы страхования
III. Участники региональной системы страхования
IV. Нормативно-правовая база
V. Механизм организации и функционирования региональной системы
страхования
VI. Заключительные положения
I. Общие положения
Положение о региональной системе страхования является организационно-методическим документом, с помощью которого осуществляется координация деятельности субъектов страхового рынка на территории области на основе действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов в области страхования.
Организация региональной системы страхования на основе настоящего Положения позволит определить форму участия администрации области в процессах страхования, а также реализовать определенные финансовые и имущественные интересы области при реализации областных целевых программ страхования.
II. Цели и задача региональной системы страхования
Целью организации региональной системы страхования является создание эффективного экономического механизма защиты имущественных интересов администрации области, хозяйствующих объектов и населения на случай чрезвычайного события.
Основными задачами региональной системы страхования являются: обеспечение своевременного и полного возмещения ущерба страхователям вследствие страховых случаев за счет внебюджетных источников страховых резервов;
эффективное использование средств, предназначенных для проведения предупредительных мероприятий и профилактики страховых случаев;
создание системы страховой защиты собственности, расположенной на территории области;
создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования социальных и иных программ, направление страховых резервов в приоритетные отрасли экономики области;
обеспечение финансовой устойчивости операций по страхованию и возмещению страховых выплат через систему сострахования и перестрахования, а также создание страховых пулов;
урегулирование технологии страхования в рамках конкретной страховой программы на основе единой системы тарификации, правил страхования, оценки объектов и рисков, принимаемых на страхование;
создание надежной системы по размещению страховых рисков среди страховых компаний, действующих в регионе и имеющих устойчивое финансовое положение.
III. Участники региональной системы страхования
Участниками региональной системы страхования могут выступать юридические и физические лица, взаимодействующие между собой на основе заключения соглашений и договоров в пределах наделенных действующим законодательством прав и полномочий.
Участниками региональной системы страхования являются:
1. Страховщики.
Страховщиками являются юридические лица и филиалы страховых компаний, зарегистрированные на территории Брянской области, имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности в рамках конкретной целевой программы страхования.
Страховые компании выполняют функции страховщиков на основе договорных обязательств, определяемых конкретной программой страхования.
2. Страхователи.
Страхователями являются физические и юридические лица любой организационно-правовой формы, реализующие страховую защиту имущественных интересов на основании договоров со страховыми компаниями и на условиях, определенных в конкретной целевой программе.
3. Территориальные органы управления.
Службы администрации области:
осуществляют аккредитацию страховых компаний, действующих на территории области;
обеспечивают организацию и контроль за исполнением договорных условий в рамках целевых программ;
определяют экономические и социальные интересы территории в области страховой защиты областной собственности;
оказывают содействие в проведении страхования в рамках определенной программы страхования;
участвуют в формировании инвестиционных программ, реализуемых на территории области.
4. Координационный совет по вопросам страхования.
Обеспечивает координацию взаимодействия между участниками системы страхования.
IV. Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база региональной системы страхования регламентирует отношения между участниками системы, определяет их права и обязанности и основывается на нормативных актах законодательства Российской Федерации.
В конкретных программах страхования в нормативно-правовую базу включаются организационно-распорядительные документы администрации области, муниципальных образований.
Перечень действующих нормативных актов представляется в разделе "Нормативно-правовая база" конкретной программы страхования.
V. Механизм организации и функционирования
региональной системы страхования
Организация региональной системы страхования базируется на утверждаемых администрацией области самостоятельных программах страхования.
Самостоятельная программа страхования должна включать следующие разделы:
1. Паспорт программы:
цели программы;
нормативно-правовая база;
объекты страхования и риски, подлежащие страхованию, их характеристика;
определение субъектов страхования (страхователи, страховщики, выгодоприобретатели);
организационно-финансовый механизм реализации программы;
прогноз социально-экономической эффективности реализации программы.
2. Условия конкурсного (квалификационного) отбора страховых организаций для участия в реализации программы.
3. Пакет нормативно-правовых актов законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, Брянской области, необходимых для реализации программы.
4. Условия страхования, тарифы и другие документы, необходимые для осуществления страхования.
Организационно-финансовый механизм реализации программы определяется для каждой конкретной программы страхования и должен предусматривать:
организационное обеспечение исполнения страхователями обязательств по уплате страховых взносов;
систему взаимоотношений страховщиков, обеспечивающую компенсацию ущерба страхователям по возникающим страховым случаям, порядок и условия формирования страхового пула;
эффективную систему формирования и использования средств на проведение предупредительных мероприятий по снижению степени риска возникновения страховых событий;
максимальное привлечение средств страховых резервов страховщиков в эффективные инвестиционные проекты области;
размещение части прибыли страховых компаний, образующейся у них за счет участия в реализации конкретных программ страхования, в эффективные инвестиционные проекты.
Организация системы страхования предполагает поэтапную и последовательную разработку и внедрение программ страхования.
I этап:
1. Определение экономических и социальных интересов региона в области страховой защиты, разработка паспорта целевой программы страхования.
2. Разработка, согласование и принятие решений законодательных и исполнительных органов власти, обеспечивающих организационно-правовую поддержку реализации целевой программы.
II этап:
1. Конкурсный, квалификационный отбор страховых организаций, претендующих на участие в реализации целевой программы.
2. Разработка, согласование и утверждение типовых документов, договорных условий взаимодействия участников программы.
III этап:
1. Практическая реализация программы (заключение договоров страхования и иных договоров и соглашений, исполнение финансовых обязательств, предусмотренных договорными отношениями участников программы).
2. Контроль и отчетность участников реализации программы по принятым обязательствам.
VI. Заключительные положения
Состав н содержание разделов данного Положения по мере создания и развития региональной системы страхования подлежит соответствующим уточнениям и корректировке.
Приложение 2
к постановлению
администрации Брянской области
от 19 ноября 1999 г. N 453
Положение
о координационном совете по вопросам страхования
при администрации Брянской области
1. Координационный совет по вопросам страхования при администрации Брянской области (далее - совет) является экспертно-консультативным органом, созданным в целях содействия становлению рынка страховых услуг, совершенствования финансовых Потоков, стабилизации экономики области.
2. В своей деятельности совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями органов законодательной и исполнительной власти Брянской области.
3. Совет осуществляет следующие функции:
координирует деятельности страховых организаций по обеспечению эффективного развития страхования на территории области с целью защиты интересов хозяйствующих субъектов и наведения области;
проводит экспертизу вносимых на рассмотрение администрации области нормативных актов и программ по вопросам страхования;
дает рекомендации и предложения по разработке региональных нормативных актов и программ страхования;
вырабатывает рекомендации и предложения по обеспечению финансовой устойчивости системы страхования в области, созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности страховых организаций в регионе;
анализирует ход выполнения программ страхования.
4. Для осуществления задач совет имеет право:
принимать решения рекомендательного характера в области страхования, в установленном порядке запрашивать и получать для этого от структурных подразделений центральных и территориальных органов исполнительной власти и юридических лиц, находящихся на территории области, необходимую информацию;
давать поручения членам совета по подготовке конкретных вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях совета;
вносить предложения по созданию экспертных (рабочих) групп, временных комиссий из числа специалистов администрации области, иных юридических лиц для подготовки заключений по конкретным направлениям деятельности и принятым рекомендациям совета;
персональный состав рабочих групп представляется их руководителями и утверждается председателем совета. Члены рабочих групп осуществляют консультативно-экспертную работу на общественных началах и могут не входить в состав совета.
5. Для организации деятельности совета утверждается председатель координационного совета и его заместитель.
6. Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который принимается на заседании совета и утверждается его председателей.
Заседания совета считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов.
Решения совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета путем открытого голосования и оформляются протоколами. При равенстве голосов решающим голосом является голос председательствующего на заседании.
Протоколы заседаний совета подписываются председателем совета или его заместителем.
Повестка дня заседания формируется его председателем с учетом предложений членов совета и принимается советом.
7. Принимаемые советом в пределах его компетенции решения носят рекомендательный характер.
Протоколы и иная информация о деятельности совета доводятся до его членов и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов в течение десяти дней со дня проведения заседания.
8. Рекомендации совета при необходимости проводятся в жизнь распоряжением или постановлением главы администрации области.
9. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут вноситься по инициативе администрации области, членов совета, рассматриваются на заседаниях совета и утверждаются постановлением главы администрации области.
Приложение 3
к постановлению
администрации Брянской области
от 19 ноября 1999 г. N 453
Состав
координационного совета по вопросам
страхования при администрации области
Родоманов В.Ф - заместитель главы администрации области по
вопросам экономической политики, председатель
совета
Изотенков А.А. - председатель комитета по экономической политике
администрации области, заместитель председателя
совета
члены совета:
Артюшков В.А. - начальник отдела по работе с правоохранительными
и административными органами администрации
области
Кобозев М.С. - заместитель председателя комитета по
промышленности и транспорту администрации
области
Тюлягина Л.A. - начальник финансового управления администрации
области
Фетисов С.В. - председатель комитета по внешнеэкономической и
инвестиционной деятельности администрации
области
Шилин А.А. - председатель комитета по строительству и
коммунальному хозяйству администрации области
Компанцев В.И. - председатель комитета лицензирования
администрации области
Терешонок B.C. - руководитель управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Брянской
области (по согласованию)
Горячок Е.А. - исполнительный директор Брянского
территориального фонда обязательного
медицинского страхования (по согласованию)
Кутовой В.В. - и.о. начальника главного управления по делам ГО
и ЧС Брянской области (по согласованию)
Носов В.И. - начальник Брянского отделения Приокского округа
Госгортехнадзора России (по согласованию)
Меньшиков Б.Н. - генеральный директор ДСОАО "Росгосстрах -
Брянск" (по согласованию)
Моисеенко С.А. - директор ОАО "Страховая компания "ЭКООМС",
директор Брянского филиала ОАО "РОСНО" (по
согласованию)
Шевченко А.В. - директор филиала "Брянский" ЗАО "РК - Гарант"
(по согласованию)
Ромашова Г.Н. - директор Брянского филиала ОАО "Военно-страховая
компания" (по согласованию)
Кузьмичев В.В. - директор Брянского филиала ЗАО
"Промышленно-страховая компания" (по
согласованию)
Корнеева P.P. - директор страхового предприятия "Брянский
облпотребсоюз" (по согласованию)
Хайкин Н.С. - первый вице-президент САО "ЖИВО" (по
согласованию)
Самотесов Н.Д. - председатель Брянского банка Сберегательного
банка Российской Федерации (по согласованию)
Сафронова Л.Л. - директор Брянского филиала ОАО "Страховое
общество "ЖАСО" (по согласованию)
Сигаева В.А. - председатель правления КБ "Брянский народный
банк" (по согласованию)
Бурдель Н.П. - председатель правления КАБ "Бежица - банк" (по
согласованию)
Мотылев В.Ф. - заместитель председателя государственного
комитета по охране окружающей среды Брянской
области (по согласованию)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Брянской областной Думы от 24 февраля 2000 г. N 2-1023 "Об утверждении программы развития и поддержки страхового рынка Брянской области на 1999-2001 годы"
Текст постановления официально опубликован не был