Постановление Брянской областной Думы
от 29 апреля 2004 г. N 3-1332
"Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов,сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005 - 2011 годы"
Постановлением Брянской областной Думы от 30 ноября 2006 г. N 4-993 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2007 г.
Рассмотрев проект областной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005 - 2011 годы", внесенный администрацией Брянской области, Брянская областная Дума постановила:
1. Утвердить областную целевую программу "Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005 - 2011 годы" (прилагается) с учетом внесения следующих предложений:
1.1. В разделе "Содержание" исключить абзац "Приложение 2. Задание на составление областной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005 - 2011 годы".
1.2. В паспорте программы:
исключить абзац "Дата утверждения программы";
абзац "Основные исполнители программы" дополнить словами "(по согласованию)".
1.3. В абзаце 2 раздела 4 после слов "природных ресурсов" записать "и охраны окружающей среды".
1.4. Исключить приложение 2 к программе.
2. Настоящее постановление направить в администрацию Брянской области.
Председатель |
С.Н. Понасов |
Областная целевая программа
"Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005 - 2011 годы"
(утв. постановлением Брянской областной Думы от 29 апреля 2004 г. N 3-1332)
Паспорт программы
Наименование программы - областная целевая программа "Защита от
наводнений населенных пунктов,
сельскохозяйственных и других ценных
земель в Брянской области на 2005-2011
годы"
Дата принятия решения о - постановление администрации Брянской
разработке программы области от 5 июня 2003 года N 246
"О внесении дополнений в каталог
территориальных проблем, утвержденный
постановлением администрации области
от 21 мая 2002 года N 185 "О каталоге
территориальных проблем, требующих
решения программно-целевым методом в
2003-2005 годах"
Государственный - администрация Брянской области
заказчик программы
Заказчик - главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по
Брянской области
Основные разработчики - главное управление природных ресурсов и
программы охраны окружающей среды МПР России по
Брянской области, федеральное
государственное унитарное предприятие
"Брянскгипроводхоз"
Цели и задачи программы - цели и задачи программы состоят в
определении четкого набора мер
краткосрочного, среднесрочного и
долгосрочного характера с тем, чтобы
избежать или существенно сократить ущерб,
вызываемый затоплениями водосборных
территорий бассейнов рек Брянской области
Основные исполнители - государственные предприятия, акционерные
программы общества, общества с ограниченной
ответственностью, имеющие соответствующие
лицензии (по согласованию)
Сроки и этапы 2005-2006 годы - I этап, первоочередные
реализации программы мероприятия;
2007-2011 годы - II этап реализации
программы, переход к рыночным отношениям
Перечень основных - противопаводковая защита от подтопления
мероприятий программы весенним половодьем и летне-осенними
паводками населенных пунктов,
народохозяйственных объектов,
сельскохозяйственных и других ценных
земель, берегоукрепительные работы
Объем и источники - потребность в ассигнованиях на реализацию
финансирования программы программы (тыс.рублей в ценах 2003 года) -
47700,0 в том числе за счет средств
областного бюджета - 47700,0
Ожидаемые результаты - реализация программы позволит уменьшить
риск затопления и подтопления весенним
половодьем и летне-осенними паводками
населенных пунктов, народохозяйственных
объектов, сельскохозяйственных и других
ценных земель на территории области, а с
другой стороны снизит уязвимость и
уменьшит ущерб и негативные воздействия
наводнений на здоровье и безопасность
человека, на материальные ценности и
имущество, а также на водную и наземную
среду
Система организации - контроль за выполнением программы
контроля за выполнением осуществляет администрация области через
программы комитет по экономической политике,
финансовое управление Брянской области
и главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по
Брянской области.
Управление реализацией программы и
контроль за ходом ее выполнения
осуществлять на основании пп. 1, 2, 3, 4
статьи 15 Закона Брянской области
от 11 апреля 2003 года N 20-3 "О
разработке и реализации областных целевых
программ и региональных программ развития
местного самоуправления"
Исполнители и заказчики программы несут
ответственность за качественное и
своевременное выполнение мероприятий.
Введение
Областная целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005-2011 годы" составлена на основании задания на составление областной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005-2011 годы", утвержденного главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Брянской области.
Основание для разработки программы - постановление администрации Брянской области от 5 июня 2003 года N 246 "О внесении дополнений в каталог территориальных проблем, утвержденный постановлением администрации области от 21 мая 2002 года N 185 "О каталоге территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом в 2003-2005 годах".
В соответствии с руководящими принципами устойчивого предупреждения наводнений, разработанными целевой группой при активном участии российских экспертов и принятыми сторонами Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер на втором совещании (Гаага, Нидерланды, 23-25 марта 2000 года), существует несколько основных принципов и подходов, относящихся к устойчивому предупреждению наводнений. Для их осуществления необходимо сотрудничество на всех уровнях государственного управления, а также координация межотраслевой политики в отношении охраны окружающей среды, территориального планирования, сельского хозяйства, транспорта и городского развития.
Цель настоящих руководящих принципов состоит в том, чтобы рекомендовать меры и наилучшую практику для предупреждения, ограничения и уменьшения негативного воздействия наводнений на здоровье и безопасность человека, на материальные ценности и имущество, а также на водную и наземную среду.
Они призваны содействовать в разработке и осуществлении устойчивых мер и надлежащей практике управления для предупреждения наводнений и защиты от них, в которых учитывались бы экономические, экологические и социальные факторы. Поскольку это зависит от конкретных условий и обстоятельств, существующих в конкретных водосборных районах, предлагаемые руководящие принципы не являются обязательными.
Характер руководящих принципов скорее носит стратегический характер, чем технический. В них делается попытка представить необходимые элементы, которые следует учитывать при разработке согласованных планов действий.
Эти принципы гласят:
наводнения представляют собой природное явление. Они существовали всегда и никогда не исчезнут;
вмешательство человека в природные процессы усилило угрозу наводнений. По мере возможности такое вмешательство следует сокращать, компенсировать его и в будущем предотвращать;
предупреждение наводнений должно охватывать весь водосборный бассейн;
структурные меры будут оставаться важными элементами предупреждений наводнений и защиты от них. Однако эти меры следует в первую очередь сосредотачивать на охране здоровья и безопасности людей, материальных ценностей и имущества. Следует учитывать требования сохранения природы и организации ландшафтов;
каждому, кто может пострадать от последствий наводнений, следует принимать свои собственные меры предосторожности. С этой целью компетентным органам следует создавать надлежащие информационные и прогнозирующие системы;
методы использования человеком речных пойм следует приспосабливать к существующим опасностям. Для уменьшения риска затопления следует разработать надлежащие инструменты и меры;
в подверженных затоплениям районах следует принимать предупредительные меры для уменьшения возможных негативных последствий наводнений для водных и наземных экосистем, таких как загрязнение воды и почвы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Природные воды имеют исключительное значение в существовании биосферы и жизни человека. От состояния водных ресурсов зависит решение всех наиболее актуальных жизненных и производственных проблем, стоящих перед человечеством. Это обусловлено уникальными свойствами воды, ее присутствием в составе всех сфер Земли, ее важной ролью в физических, химических, биологических и геологических процессах, формирующих эти сферы, и, наконец, ее незаменимостью во всех видах жизнедеятельности людей. Любые изменения в окружающей среде влияют на водные ресурсы и, наоборот, изменения количества, режима и качества вод - один из основных факторов преобразования окружающей среды.
Отличительной особенностью речной сети является ее значительная разветвленность и неравномерное размещение по поверхности. Больше всего рек на востоке и в центре области. Реки северо-запада и юго-запада - Беседь, Ипуть и Снов проходят по области не всем своим течением и собирают воды с небольшой ее территории. Различие в густоте речной сети определяется неоднородностью рельефа и неодинаковой глубиной водоносных горизонтов.
Подавляющее большинство рек Брянщины относится к бассейну Днепра. В северо-восточной части Брянского района проходит линия Волго-Днепровского водораздела, где расположены истоки рек бассейна Оки: Рессеты, Вытебети, Лубны и Цона.
Питаются реки, главным образом, талыми снеговыми водами и лишь на 15-20 процентов дождевыми и грунтовыми. В засушливые годы роль грунтового питания возрастает.
Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются, повышают свой уровень. В это время расход воды превышает в 10-20 раз среднегодовой: реки расходуют более 60 процентов общего годового объема стока.
Стихийные бедствия и наводнение - это часть природы. Они происходили всегда и сохранятся в будущем. За исключением случаев, когда они вызваны прорывами плотин или оползнями, наводнения представляют собой климатологические явления, обусловленные геологическими, геоморфологическими, рельефными и почвенно-растительными условиями. Метеорологические и гидрологические процессы могут протекать быстро или медленно и способны приводить к ливневым паводкам или к более предсказуемым медленно развивающимся паводкам, которые также называются прибрежными половодьями.
Деятельность человека и его вмешательство в природные процессы в значительной степени изменили ситуацию в целых речных бассейнах. Хотя наводнения представляют собой природное явление, они могут усиливаться в результате такого вмешательства человека в окружающую среду, как нарушение водосборных бассейнов в результате урбанизации, сельскохозяйственной деятельности и вырубки лесов. В некоторых случаях воздействие наводнений, с точки зрения последствий для здоровья человека и экономического ущерба, усилилось и планирование противопаводковых мер нельзя более сводить лишь к защите отдельных объектов от опасности определенных типов.
Учитывая эволюцию и тенденции, необходимо изменить концептуальную систему, лежащую в основе подхода к опасным природным явлениям. От простой защиты от опасностей следует перейти к регулированию степени риска.
Защита от наводнений никогда не является абсолютной; может быть гарантирован только некоторый уровень защиты от них. Постоянно возникает вопрос, каков уровень безопасности и какова его цена, а также какой остаточный риск приемлет общество. Оптимальным методом решения этой проблемы является использование концепции регулирования степени риска.
Опыт также подсказывает, что меры по противопаводковой защите на местном уровне могут иметь негативные последствия для районов, расположенных как ниже, так и выше по течению реки. Таким образом, необходимо использовать широкомасштабный подход, охватывающий весь речной бассейн. В основе такого комплексного подхода лежит многостороннее сотрудничество, в том числе междисциплинарное планирование для всего района водосбора. На трансграничных реках необходимо международное сотрудничество.
Необходимо знание о потенциальной угрозе. Предупреждение наводнений не следует ограничивать конкретными наводнениями, которые возникают весьма часто. Эти меры должны также охватывать и редко происходящие явления, поскольку именно они в наибольшей степени угрожают безопасности человека.
Существует необходимость в надежной информации, например, для принятия необходимых мер предосторожности.
Кроме того, существует необходимость в междисциплинарном сотрудничестве на всех этапах регулирования степени риска: оценка риска, планирование мер по уменьшению риска и осуществление мер.
Ответ на вопрос "какой уровень защиты от наводнений может считаться приемлемым" предполагает, что было произведено изучение возможных последствий, т.е. была произведена надлежащая оценка риска.
Все эти вопросы, по уменьшению влияния наводнений, затопления и подтопления территорий, проведению берегоукрепительных работ в целях улучшения экологической обстановки на водных объектах возможно решить только через долговременную программу, финансируемую за счет всех источников и бюджетов всех уровней. Программа должна быть ориентирована на снижение уровня и ликвидацию негативных воздействий на водные объекты с учетом приоритетных показателей качества вод и состояния водных экосистем путем разработки и внедрения первоочередных и перспективных мероприятий по ликвидации этих негативных воздействий.
Программа 2005-2011 годов предусматривает приступить к выполнению наиважнейших работ по уменьшению влияния наводнений, а также проведение наиболее первостепенных берегоукрепительных работ на водных объектах Брянской области.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Стратегическая цель плана действий состоит в определении четкого набора мер краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера с тем, чтобы избежать или существенно сократить ущерб, вызываемый затоплениями водосборных территорий бассейнов рек Брянской области.
Эти меры должны быть направлены на снижение риска затоплений, являющегося комбинацией собственно риска наводнений и уязвимости потенциально затопляемых объектов.
Пять принципов должны быть применены при выборе мер, обеспечивающих надежную защиту против негативного воздействия паводков:
1. Глобальные, межотраслевые, совместные действия в перспективе устойчивого развития.
Этот первый принцип должен обеспечить успех плана действий. Чтобы это стало реальностью необходим учет следующих подходов:
глобальный подход, поскольку принимаемые меры должны быть увязаны функционально с использованием водных ресурсов и сохранением всех экосистем на территории бассейна;
межотраслевой подход, поскольку принимаемые меры практически всегда включают различные предметные и политические области;
совместный подход, поскольку недопустимо, чтобы меры вызывали неприемлемое или несправедливое воздействие выше по течению, ниже по течению или в том месте водотока, где они реализуются.
2. Осознание потенциальной опасности.
Несмотря на все предпринимаемые усилия, всегда будет сохраняться остаточный риск. Необходимо научиться жить с осознанием этого риска.
3. Учет водных ресурсов.
По всей водосборной площади бассейна реки использование воды и, соответственно, использование земли должны учитываться по всем направлениям человеческой деятельности.
4. Задержка поверхностного стока.
Вода должна задерживаться как можно дольше на водосборной площади бассейна. Предпочтение должно отдаваться инфильтрации и замедлению поверхностного стока.
5. Обеспечение пространства для главной реки и ее притоков.
Следует обеспечивать большие пространства, необходимые для естественной аккумуляции стока реки (исключающей всякое негативное воздействие) и снижение пиковых расходов и уровней ниже по течению.
Оперативная цель плана действий состоит в уменьшении риска ущербов в долгосрочном плане. Риск ущерба определяется как произведение риска паводков и суммарной стоимости всех, теряемых при затоплении объектов в опасной зоне (уязвимость, включающая материальные и людские потери):
Уменьшение риска ущерба может быть достигнуто различными способами:
снижение риска паводка путем обеспечения большего пространства реки, или, наоборот, строительством защитных дамб, или повышением инфильтрационной способности водосборной территории;
уменьшение уязвимости требует установления строгого контроля за урбанизацией - запрета нового строительства на периодически затапливаемых территориях и ограничения всех видов хозяйственной деятельности на этих территориях;
укрепление растущего общественного осознания природного характера наводнений и соответствующих рисков, необходимость обеспечения осведомленности и понимания общественностью рисков, связанных с наводнениями;
улучшение систем прогнозирования и оповещения.
Меры, которые предполагается принять, и их стоимость должны регулироваться в зависимости от материальных ценностей и человеческих жизней, которые должны быть защищены. Строительство и наращивание дамб является последней мерой противопаводковой защиты и может быть оправдано лишь в исключительных случаях, связанных со значительными социально-экономическими издержками.
Следует надлежащим образом учитывать воздействие любой значительной деятельности человека по предупреждению наводнений и защите от них в районах водосбора на общество в целом. Любые значительные мероприятия в районе водосбора, способные оказать пагубное воздействие на здоровье человека или неблагоприятно повлиять на качество и объем водных ресурсов, биологических сообществ, ландшафт, климатические факторы, объекты архитектурного или археологического наследия или на взаимосвязь между ними, должны проходить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и процедуры выдачи соответствующих разрешений.
Реализация приоритетных мероприятий намечается в два этапа. На первом этапе (2005-2006 годы) намечается осуществить первоочередные меры, которые при реальных минимальных затратах обеспечат прекращение увеличения негативных тенденций в области использования восстановления и охраны водных ресурсов и стабилизацию устойчивого состояния водных объектов в Брянской области.
На втором этапе (2007-2011 годы) намечается осуществить мероприятия, которые обеспечат условия улучшения состояния водных объектов при существенном сокращении влияния вредного воздействия вод. Этот этап должен обеспечить переход к рыночным отношениям в водном хозяйстве.
3. Система программных мероприятий
В соответствии с принятыми принципами и целями, типы мероприятий должны быть отнесены к следующим категориям:
- политические и нормативно-правовые мероприятия на федеральном и региональном уровнях;
- задержка воды на водосборной площади бассейна;
- мероприятия в гидрографической системе;
- технические мероприятия непосредственной защиты;
- системы прогнозирования и оповещения и имитационные модели.
Весь набор мероприятий должен привести с одной стороны к уменьшению риска затоплений, а с другой стороны к снижению уязвимости с целью уменьшения ущерба.
4. Ресурсное обеспечение программы
Для обеспечения финансирования намеченных мероприятий по восстановлению и охране водных объектов на 2005-2011 годы по Брянской области, необходимы финансовые ресурсы в объеме 47700,0 тыс.рублей (в ценах 2003 года), в том числе из бюджета области 47700,0 тыс.рублей.
Конкретные суммы финансовых средств на мероприятия программы ежегодно утверждаются Законом Брянской области "Об областном бюджете" и детализируются постановлением администрации области по предложению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Брянской области.
Потребность в ассигнованиях на реализацию областной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005-2011 годы", приведена в приложении 1.
5. Механизм реализации программы и контроль
за ходом ее выполнения
Реализация программных мероприятий возможна только при использовании комплекса взаимосвязанных организационных и экономических мер.
Для финансового обеспечения программы включается механизм платного водопользования, суть которого заключается в следующем:
1. На основании Закона Брянской области "О плате за пользование водными объектами" выполняются расчеты сумм платы за объемы водопотребления и водоотведения, за расчетную базу водопользования принимаются ежегодные статистические данные по форме N 2-ТП (водхоз) за предыдущий год.
2. Заказчик программы для ее реализации использует государственную контрактную систему на закупку и поставку продукции, оказание услуг и выполнение работ на условиях конкурсов (торгов).
Все объекты строительства и другие работы, включенные в программу, выполняются на конкурсной основе.
3. Целевое использование бюджетных средств подлежит постоянному контролю со стороны заказчика программы, администрации области в соответствии с установленным порядком.
4. Для осуществления контроля и оценки хода реализации программы заказчик программы и заинтересованные службы администрации области используют совместно разработанную систему показателей.
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
Эффективность реализуемых мероприятий и их воздействие осуществляются на основе установленных оценочных индикаторов с возможным принятием решений о дальнейших мероприятиях по обеспечению достижения поставленной цели.
Таким образом, план действий может рассматриваться как процесс, в ходе которого он корректируется шаг за шагом. Каждая стадия ведет к более полному пониманию мер по достижению поставленной цели.
Каждое мероприятие ведет к снижению риска ущерба. Оценка достижения цели осуществляется на основе оценочных индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Брянской областной Думы от 29 апреля 2004 г. N 3-1332 "Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов,сельскохозяйственных и других ценных земель в Брянской области на 2005-2011 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Брянской областной Думы от 30 ноября 2006 г. N 4-993 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2007 г.