Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 27. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.
2. Для регистрации кандидатов в избирательную комиссию муниципального образования кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока представляются не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов московского времени следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 23 настоящего Закона;
4) первый финансовый отчет кандидата.
При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов. Избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пункте 2 настоящей статьи времени, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
3. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания сведений в подписных листах недостоверными.
4. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
5. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования.
При проведении проверки подписей в избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Избирательная комиссия муниципального образования обязана заблаговременно сообщить кандидатам, представившим установленное для регистрации количество подписей, о времени проведения соответствующей проверки подписей.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел. либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения избирательной комиссией муниципального образования уведомления о выдвижении кандидата;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, собиравшем подписи, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, кандидатом;
з) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, собиравшим подписи избирателей, внесенные в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
к) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Закону.
9. В случае обнаружения недействительных и недостоверных подписей в количестве 25 и более процентов от числа проверяемых подписей или недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия муниципального образования отказывает в регистрации кандидата.
10. Для определения достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему регистрации (учета) избирателей.
11. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии муниципального образования для принятия соответствующего решения.
12. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 3 настоящей статьи, кандидат должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей, кандидату в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
13. Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение, избирательный блок в поддержку выдвижения кандидата, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата может производиться избирательной комиссией муниципального образования на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования. Внесение избирательного залога кандидатом должно сопровождаться представлением им в избирательную комиссию муниципального образования копии платежного поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Брянского отделения Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению и других документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Законом, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи.
Если к моменту представления в избирательную комиссию муниципального образования документов для регистрации кандидата на ее специальный счет этим кандидатом перечислен избирательный залог, а затем представлены подписные листы с подписями избирателей, то соответствующая избирательная комиссия производит проверку представленных подписей. В случае регистрации кандидата по представленным подписям избирателей соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней перечисляет избирательный залог на специальный счет соответствующему кандидату.
Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 47 настоящего Закона.
Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
14. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
15. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и иных необходимых для регистрации документов и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. В решении о регистрации кандидата указывается дата и время.
16. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии муниципального образования отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
17. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
18. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия муниципального образования обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 2 статьи 25 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона;
ж) не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 45 настоящего Закона);
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 43 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
19. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 18 настоящей статьи, является исчерпывающим.
20. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
21. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования обязана принять решение об отмене его регистрации.
22. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за пять дней до дня голосования. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования обязана принять решение об отмене его регистрации.
23. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один зарегистрированный кандидат, выборы по решению избирательной комиссии муниципального образования откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
24. При наступлении указанных в пункте 22 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные избирательной комиссией муниципального образования при подготовке и проведении выборов указанного кандидата, возмещаются за счет этого кандидата.
25. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.