Постановление Администрации Брянской области
от 1 июля 2004 г. N 375
"О программе "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы"
29 марта 2006 г.
В целях повышения надежности защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера постановляю:
1. Утвердить программу "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" (прилагается).
Постановлением Администрации Брянской области от 29 марта 2006 г. N 201 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Определить комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области (Самоходкин)) ответственным за реализацию программы "Страховая защита населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Администрации Брянской области от 29 марта 2006 г. N 201 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Рекомендовать комитету гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области (Самоходкин), комитету по экономической политике Брянской области (Байдаков), управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (Левкин), отделу инспекции по радиационной безопасности в народном хозяйстве Смоленской, Курской и Брянской областей (Лебедев), агентству лесного хозяйства по Брянской области (Котенков), управлению Росприроднадзора по Брянской области (Балясников), управлению государственного автодорожного надзора по Брянской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Дакше), комитету природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области (Компанцев), информационно-аналитическому управлению администрации области (Кострыкин) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных программой, в установленные сроки.
Постановлением Администрации Брянской области от 29 марта 2006 г. N 201 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Кузавлева Е.Д.
Губернатор |
Ю.Е.Лодкин |
Постановлением Администрации Брянской области от 29 марта 2006 г. N 201 в настоящую программу внесены изменения
Программа
"Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением администрации Брянской области от 1 июля 2004 г. N 375)
29 марта 2006 г.
Паспорт программы
Наименование программы - программа "Страховая защита населения и
территории Брянской области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на
2004-2008 годы"
Дата принятия решения - решение координационного совета по вопросам о
разработке страхования при администрации
области от 23.09.2003
программы, дата ее
утверждения
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный - администрация Брянской области
заказчик программы
Основной разработчик - главное управление по делам ГОЧС Брянской
программы области
Цели и задачи - целями программы являются:
программы, важнейшие обеспечение страховой защиты населения и
целевые показатели территории Брянской области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
компенсация убытков (ущерба, вреда),
причиняемых в результате природных явлений,
техногенных аварий, катастроф и других
чрезвычайных ситуаций, за счет страхования;
снижение нагрузки на бюджеты за счет
повышения эффективности мероприятий по
предупреждению и смягчению последствий
чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами программы являются
разработка и реализация мер, обеспечивающих:
осуществление организациями, эксплуа-
тирующими опасные производственные объекты
и гидротехнические сооружения, обязательного
страхования риска ответственности за причинение
вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц
и окружающей природной среде в случае аварии на
опасном производственном объекте,
гидротехническом сооружении;
стимулирование добровольного страхования
юридическими и физическими лицами имущества,
жизни, здоровья и ответственности от рисков;
инвестирование страховыми организациями
части свободных страховых резервов в программы
(проекты) социально-экономического развития
Брянской области (в т.ч. по снижению рисков
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера);
создание предприятиями и организациями,
эксплуатирующими опасные производственные
объекты и гидротехнические сооружения, резервов
финансовых и материальных ресурсов для
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
подготовку и поддержание в готовности сил и
средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости
функционирования в условиях чрезвычайных
ситуаций
Сроки и этапы - программа выполняется в 2004-2008 годах. Исходя
реализации программы из достигнутых результатов дальнейшее развитие
страховой защиты населения и территории Брянской
области от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера будет связано с
разработкой мероприятий по предупреждению и
смягчению последствий промышленных аварий и
стихийных бедствий, финансируемых за счет
внебюджетных средств
Перечень основных - выявление и регистрация основных источников
мероприятий техногенных и природных рисков на территории
области;
создание сводного реестра опасных объектов,
базы данных источников риска, системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
создание условий для осуществления оптимальной
тарифной политики;
управление рисками, связанными с
эксплуатацией опасных производственных объектов
и гидротехнических сооружений;
разработка системы требований к
аккредитованным страховым компаниям,
участвующим в обеспечении страховой защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
формирование резерва внебюджетных средств
"Предупреждение чрезвычайных ситуаций",
обеспечивающих реализацию программных
мероприятий;
осуществление мероприятий по использованию
средств страховщиков, аккумулируемых в рамках
реализации программы;
компенсация убытков (ущерба, вреда),
причиненных жизни, здоровью или имуществу
других лиц и окружающей природной среде в
результате аварии на опасном производственном
объекте или гидротехническом сооружении за счет
страхования;
организация страхового воспитания населения,
руководителей и персонала хозяйствующих
субъектов в действующей системе обучения
Исполнители основных - комитет гражданской защиты и пожарной безопас-
мероприятий ности Брянской области, территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти, осу-
ществляющие контрольные и разрешительные функции
на территории области, страховые организации (по
согласованию)
Объемы и источники - резерв "Предупреждение чрезвычайных ситуаций",
финансирования формируемый за счет отчислений страховщиков на
мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций, финансовых средств резервов
предприятий и организаций для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, доходов от оказания
экспертных услуг
Ожидаемые конечные - в результате реализации программы
результаты реализации предусматривается:
программы снижение затрат бюджетных средств на
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций;
обеспечение достаточного уровня страховой
защиты объектов производственного, социального,
культурного назначения, коммунального хозяйства,
транспорта и энергетики, других сфер
деятельности;
повышение уровня компенсации потерь
населению и территориям, обусловленным
техногенными и природными рисками, за счет
увеличение объема налоговых платежей за счет
развития деятельности страховых организаций на
территории Брянской области;
обеспечение стабильности страхового рынка,
создание системы информационного обеспечения
органов государственного управления и населения
о результатах страховой защиты
Система организации - контроль за ходом реализации программы
контроля за осуществляет комитет гражданской защиты и пожа-
исполнением программы рной безопасности Брянской области.
Методическую и административную помощь в
исполнении программы осуществляет
координационный совет по вопросам страхования
при администрации области
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Программа "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" разработана в целях реализации Закона Брянской области "О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Программа направлена на повышение безопасности населения и территории Брянской области, изыскание местных финансовых и материальных ресурсов в целях создания внебюджетного резерва предупреждения чрезвычайных ситуаций, создание необходимых резервов у хозяйствующих субъектов для предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, создание страховых гарантий возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций населению и хозяйствующим субъектам в первую очередь по объектам жизнеобеспечения и градообразующим предприятиям.
На территории Брянской области имеются в большом количестве в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве радиационные, химические, биологические, пожароопасные и взрывоопасные производства, представляющие серьезную опасность для населения и окружающей природной среды. Возможность возникновения аварий на этих производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве производств имеет место высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется практически модернизация, ремонт и профилактические работы. В этих условиях проблема обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера сохраняет особую актуальность.
Для Брянской области наиболее значимой является проблема захоронения химических отходов. Не исследована возможность проникновения и миграции отравляющих веществ в грунтовые воды.
Вторым по важности источником возможных чрезвычайных ситуаций остается проблема выживаемости жилищно-коммунального хозяйства, содержания котельных и газового оборудования в городах и районах области. В жилищно-коммунальном хозяйстве области действуют 445 котельных, 67 водопроводных и 39 канализационных насосных станций. Протяженность водопроводных сетей составляет более 2261,1 км, тепловых - 753.7 км, канализационных - 734,5 км.
Существующие мощности систем жизнеобеспечения области недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Особую социальную опасность в осенне-зимний отопительный период могут создать аварии на системах теплоснабжения городов. Ветхость системы жизнеобеспечения стала фактом постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Только в 2003 году по этим причинам теплоснабжение населения области нарушалось 111 раз, энергоснабжение - 22 раза.
В городах и населенных пунктах имеет место дефицит воды в связи с недостаточной мощностью водозаборных сооружений и отсутствием необходимого резерва. Протяженность ветхих сетей в связи с отсутствием средств на капитальный ремонт и их реконструкцию из года в год нарастает и обусловливает увеличение числа аварий и перерывов подачи воды населению.
Источником возможных чрезвычайных ситуаций остаются и химически опасные объекты. На территории Брянской области насчитывается 45 действующих химически опасных объектов.
Причиной возможных чрезвычайных ситуаций является эксплуатация нефтеи газопроводов, проходящих по территории области и имеющих срок службы более 30 лет.
Гидротехнические сооружения по-прежнему остаются источниками чрезвычайных ситуаций. На территории области находится 591 гидротехническое сооружение, подавляющее количество из них имеет примитивное устройство, отдельные находятся в неудовлетворительном состоянии. Наиболее крупное гидротехническое сооружение -Брянская ГРЭС.
Как показывает анализ природных рисков, весенние половодья, сильные ветры, шквалы, обильные выпадения осадков с градом, засуха, а затем нередко затяжные дожди приводят к существенным разрушениям и повреждениям объектов социальной и производственной сферы, коммуникаций, мостов и гидротехнических сооружений, гибели сельскохозяйственных культур.
Госнадзорными органами совместно с комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области проводится систематическая работа по анализу возможных чрезвычайных ситуаций в области, принимаются меры по предупреждению и профилактике техногенных аварий. Проводится контрольно-надзорная работа. Из выявленных нарушений более 5 процентов составляют нарушения при производстве работ на химически опасных объектах, включая аммиачно-холодильные установки, объектах котлонадзора, газового надзора и подъемных сооружений.
Данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в Брянской области за последние годы показывают, что количество и масштаб последствий промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения.
В 2003 году зарегистрировано 4 крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, подлежащие государственному статистическому отчету. Заявленный ущерб составил 320,4 млн. рублей.
Дефицит средств не позволяет осуществлять в необходимом объеме инвестиции в мероприятия по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. По оценкам специалистов, минимально необходимые ежегодные затраты на обеспечение безопасности в природно-техногенной среде должны составить около 500 млн. рублей. В то же время объем средств, выделяемых на эти цели по различным статьям бюджетов, составляет около 1 процента от потребности.
Эффективным механизмом предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджет области и федеральный бюджет, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, замене изношенных производственных фондов может и должен стать механизм страхования.
Помимо непосредственного осуществления функции компенсации ущерба страхование является механизмом, стимулирующим проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Реализация программы предусматривает сотрудничество страховых компаний с администрацией области и территориальными органами, осуществляющими контрольные и разрешительные функции в Брянской области, прежде всего с территориальными структурами МЧС России, Федерального горного и промышленного надзора России, Госатомнадзора России, Министерства по природным ресурсам Российской Федерации. Госнефтеинспекции России, Транспортной инспекции Минтранса России, Главгосэнергонадзора, Минтопэнерго России, Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и т.п.
Опыт работы со страховыми компаниями свидетельствует об организации взаимодействия страховщиков и государственных органов в виде:
реализации программ обязательного и добровольного страхования в установленном законом порядке;
совместного исследования причин возникновения и профилактики (предупреждения) чрезвычайных ситуаций;
участия в реализации программ страховой защиты населения и территорий, реализуемых на территории области;
использования финансовых средств страховых компаний как инвестиционного ресурса области.
В настоящее время деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регулируется соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Вместе с тем, учитывая реально сложившуюся экономическую обстановку, природно-климатические особенности региона, высокую концентрацию источников повышенной опасности техногенного характера, уровень развития страховых услуг, решение задач страховой защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует системного подхода и последовательного решения множества мероприятий, то есть требует применения программного метода.
2. Цели и задачи программы
Главной целью программы является комплексное решение проблемы снижения природных и техногенных рисков при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан, общества, хозяйствующих субъектов, уровня безопасности окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций за счет страхования.
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:
завершение формирования сводного реестра опасных производственных объектов, расположенных на территории области, и определение на этой основе количественных характеристик основных техногенных рисков;
анализ статистических данных и определение количественных характеристик рисков при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, природных рисков, рисков в сфере природопользования;
осуществление прогноза социально-экономического развития области в части обеспечения безопасной жизнедеятельности и формирование системы исходных данных для оценки эффективности различных вариантов страховой защиты населения и территорий;
разработка мер правового и экономического регулирования для обеспечения эффективности страховой защиты населения и территорий от техногенных и природных рисков;
создание системы информационного обеспечения населения, предприятий и всех заинтересованных организаций по вопросам страхования;
обеспечение стабильности системы страхования за счет добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждения и пресечения монополизма, контроль за выполнением условий соглашений и других согласованных действий страховых организаций по реализации программы;
организация страхового воспитания населения и юридических лиц.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет и выполняется в 2004-2008 годах. Исходя из достигнутых результатов, дальнейшее развитие страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет связано с разработкой мероприятий по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, финансируемых за счет внебюджетных средств.
Реализация программы по годам:
I - II кварталы 2004 г. - утверждение программы, доведение зданий до исполнителей, развертывание работ;
2004 - 2008 гг. - реализация программных мероприятий;
III - IV кварталы 2008 г. - подведение итогов реализации программы, разработка предложений по дальнейшему развитию страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Программные мероприятия
Программа предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих достижение главной цели программы.
Система программных мероприятий состоит из четырех основных комплексов:
1. Система мер по формированию базы данных об источниках природных и техногенных рисков на территории, их мониторингу, оценке риска возникновения чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Система мер по управлению рисками.
3. Система мер по обеспечению страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения области от рисков природного и техногенного характера.
4. Система мер по созданию внебюджетных источников финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Реализация первого комплекса программных мероприятий предполагает формирование компьютерной информационно-аналитической базы данных об источниках техногенных, природных и экологических рисков, определение количественных характеристик рисков при эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, природных и экологических рисков, рисков в сфере водо- и природопользования, осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области.
Второй комплекс мероприятий направлен на обеспечение контроля за соблюдением условий выдачи лицензий по видам деятельности, представляющих опасность для третьих лиц и окружающей среды, за ходом декларирования безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, проверку готовности опасных производственных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Третий комплекс мероприятий предусматривает привлечение страховых компаний к участию в решении проблем страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Основной целью реализации мероприятий этого комплекса является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, а также максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
Эти мероприятия позволят расширить региональный рынок страховых услуг, существенно увеличить объем страховых гарантий по защите населения и территорий, сформировать дополнительные источники финансовых средств для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Большое значение этому комплексу мероприятий придается в связи с тем, что на основе действующего страхового законодательства страховые компании могут:
финансировать реализацию предупредительных мероприятий по снижению страхуемых рисков;
создавать, накапливать и выплачивать средства по заключенным договорам при наступлении страховых случаев;
инвестировать часть свободных страховых резервов в региональные программы, проекты, ценные бумаги области и муниципальные ценные бумаги.
Четвертый комплекс программных мероприятий содержит мероприятия по формированию и использованию внебюджетных финансовых средств в регионе для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Источниками формирования резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" будут являться платные услуги, оказываемые комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области юридическим и физическим лицам, отчисления страховых компаний, а также благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц.
Предусматривается повышение ответственности хозяйствующих субъектов за безопасность эксплуатируемых ими опасных объектов, установление действенного контроля за реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, мер повышения готовности и обеспечения достаточности средств к локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирование соответствующих резервных фондов (резервов финансовых и материальных ресурсов).
Реализация мероприятий этого комплекса позволит профинансировать мероприятия, направленные на снижение риска аварий и повышение уровня промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости застрахованных объектов, создать эффективную систему проведения превентивных (предупредительных) мероприятий по управлению риском, уменьшению возможного ущерба жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде.
5. Условия привлечения страховщиков к реализации программы
Руководствуясь нормативными и методическими документами Российской Федерации, регламентирующими промышленную безопасность, безопасность гидротехнических сооружений и других опасных объектов, а также интересами страхователей и застрахованных лиц, для участия в реализации программы привлекаются страховщики, отвечающие следующим требованиям:
наличие лицензии Минфина России на осуществление видов страховой деятельности, обеспечивающих покрытие рисков, определенных настоящей программой;
соответствие финансового состояния страховых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о страховании, нормативным правовым актам федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
наличие аккредитации администрации Брянской области;
размещение части свободных страховых резервов в программы (проекты) социально-экономического развития Брянской области;
формирование резерва средств для финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории области;
обеспечение финансовой устойчивости через перестрахование (сострахование) рисков, превышающих норматив собственного удержания, в страховых организациях, аккредитованных администрацией области для участия в реализации программы.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет резерва средств "Предупреждение чрезвычайных ситуаций", формируемого страховыми организациями и предприятиями (страхователями).
Основными источниками формирования резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" являются отчисления страховщиков на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, финансовые средства резервов предприятий и организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций, доходы от оказания экспертных услуг.
Разработка правовых документов и распорядительных решений осуществляется в рамках должностных обязанностей и финансированию не подлежит.
7. Аккредитация страховых организаций
Аккредитация страховых организаций для участия в реализации программы страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Положением о порядке получения страховыми организациями аккредитации администрации Брянской области на совместную работу по страхованию рисков в рамках региональных программ страхования, осуществляемых без привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов, утвержденным постановлением администрации области от 05.05.2000 N 205:
через процедуру квалификационного отбора - при страховании опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, находящихся в ведении предприятий и организаций всех форм собственности, кроме государственной и муниципальной;
через процедуру конкурсного отбора - при страховании опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, находящихся в ведении предприятий, организаций государственной и муниципальной форм собственности.
8. Механизм реализации программы
Помимо комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области в реализации программы участвуют:
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие надзорную деятельность (по согласованию);
структурные подразделения администрации области;
страховые организации (участники реализации программы);
кредитные организации (участники реализации программы).
Участие надзорных органов в реализации программы в части обеспечения страховой защиты подконтрольных объектов осуществляется в соответствии с ведомственными распорядительными документами. Привлечение специалистов государственных учреждений к реализации программных мероприятий осуществляется в рамках их должностных обязанностей.
Идентификацию источников риска в сфере промышленной безопасности, природо- и водопользования, охраны окружающей среды, определение количественных характеристик возможного ущерба осуществляют экспертные организации, создаваемые при территориальных структурах Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, МЧС России.
Страховые организации участвуют в реализации мероприятий программы на принципах конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Реализация программы осуществляется на основе договоров, соглашений, определяющих условия и порядок страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, финансирования предупредительных мероприятий, размещения страховых резервов, договоров по использованию информации о природных и техногенных рисках на территории области, выполнению работ, оказанию услуг, поставок продукции.
Заказчик принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы, необходимые для реализации программы.
Главное управление по делам ГОЧС Брянской области:
организует разъяснительную работу среди субъектов хозяйствования и населения об экономической целесообразности и необходимости страхования рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
заключает соглашения со страховыми организациями по реализации данной программы страхования;
аккумулирует внебюджетные средства резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций";
разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на снижение и предупреждение рисков, за счет резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций";
контролирует ход реализации программных мероприятий.
Страховые компании:
осуществляют страховую защиту населения и территории области от природных и техногенных рисков;
перечисляют средства на формирование резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в соответствии с Соглашением, заключенным с комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области:
участвуют в создании и ведении информационно-аналитической базы страховой защиты по природным и техногенным рискам на территории области.
Страхователи - предприятия и организации, эксплуатирующие опасные объекты, градообразующие предприятия и организации, эксплуатирующие объекты жизнеобеспечения, осуществляют страхование данных объектов.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие надзорную деятельность на территории области, представляют (по согласованию) в главное управление по делам ГОЧС Брянской области соответствующую информацию.
9. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации
Контроль за выполнением программы страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области.
Страховые организации, участвующие в реализации программы, ежеквартально информируют комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области:
о суммах собранных страховых премий в рамках программы;
о средствах, перечисленных в резерв "Предупреждение чрезвычайных ситуаций";
о суммах свободных страховых резервов, размещенных в кредитно-финансовых учреждениях области на инвестиционные цели.
Кредитно-финансовым учреждениям, участвующим в реализации программы, рекомендуется ежеквартально информировать комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области о направлении свободных страховых резервов в инвестиционные проекты предприятий области.
Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области ежеквартально готовит информацию о ходе реализации программы страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и информирует не реже двух раз в год координационный совет по вопросам страхования при администрации области.
Заключение
Показателями эффективности реализации программы являются:
максимальное обеспечение страховой защитой населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание резерва внебюджетных средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
активизация инвестиционного процесса на территории области;
рост налогооблагаемой базы и пополнение доходной части бюджета за счет расширения страхового поля:
создание системы информационного обеспечения органов государственного управления, местного самоуправления и населения о состоянии страховой защиты.
Программные мероприятия страховой защиты на селения и территории Брянской области от природных и техногенных рисков
N п\п |
Наименование мероприятий |
Исполнители | Срок реализации | Ожидаемые результаты | |
1. Формирование базы данных о техногенных, экологических и природных рисках и создание системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия (страховые случаи) |
|||||
1.1. | Формирование сводного Реестра опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, хранилищ токсичных отходов и др. Контроль его полноты и качества |
Комитет гражданской защи ты и пожарной безопасно- сти Брянской области, управление по технологи- ческому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (по сог ласованию), отдел инспек ции по радиационной бе- зопасности в народном хо зяйстве Смоленской, Кур- ской и Брянской областей (по согласованию), агент ство лесного хозяйства по Брянской области (по согласованию), управле- ние Росприроднадзора по Брянской области (по сог ласованию), управление государственного автодо- рожного надзора по Брян- ской области Федеральной службы по надзору в сфе- ре транспорта ( по сог- ласованию), комитет при- родопользования и охраны окружающей среды, лицен- зирования отдельных видов деятельности Брян- ской области |
Постоянно | Ускорение процесса регистрации предприятии и организаций, обязанных лицензировать свою деятельность и страховать ответственность за причинение вреда населению и территориям области |
|
1.2. | Осуществление мероприятий по определению количественных характеристик техногенных и природных рисков, а также рисков при различных сценариях аварий гидротехнических сооружений с привлечением специализированных организаций |
Комитет гражданской защи ты и пожарной безопасно- сти Брянской области, управление по технологи- ческому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (по сог ласованию), отдел инспек ции по радиационной бе- зопасности в народном хо зяйстве Смоленской, Кур- ской и Брянской областей (по согласованию), агент ство лесного хозяйства по Брянской области (по согласованию), управле- ние Росприроднадзора по Брянской области (по сог ласованию), управление государственного автодо- рожного надзора по Брян- ской области Федеральной службы по надзору в сфе- ре транспорта ( по сог- ласованию), комитет при- родопользования и охраны окружающей среды, лицен- зирования отдельных видов деятельности Брян- ской области |
2004-2008 гг. | Определение лимита ответственности предприятий и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения для принятия управленческих решений по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций |
|
1.3. | Осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
2004-2008 гг. | Своевременное получение прогнозов возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, подготовка и проведение предупредительных мероприятий |
|
1.4. | Наполнение электронной карты Брянской области сведениями о населении и территориях, подверженных воздействию опасных производственных объектов, влиянию опасны геологических и гидрометеорологических процессов и явлений |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
2004-2008 гг. | Получение своевременной и объективной информации для прогнозирования возникновения и развития чрезвычайных ситуаций |
|
1.5. | Корректировка паспорта безопасности Брянской области в соответствии с ГОСТом Р22.2.03-97 |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
2004 г. | Использование в целях наполнения информацией электронной карты области и управления рисками |
|
1.6. | Разработка комплекса мероприятий по снижению степени риска и предупреждению чрезвычайных ситуаций |
Комитет гражданской защи ты и пожарной безопасно- сти Брянской области, управление по технологи- ческому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (по сог ласованию), отдел инспек ции по радиационной бе- зопасности в народном хо зяйстве Смоленской, Кур- ской и Брянской областей (по согласованию), агент ство лесного хозяйства по Брянской области (по согласованию), управле- ние Росприроднадзора по Брянской области (по сог ласованию), управление государственного автодо- рожного надзора по Брян- ской области Федеральной службы по надзору в сфе- ре транспорта ( по сог- ласованию), комитет при- родопользования и охраны окружающей среды, лицен- зирования отдельных видов деятельности Брян- ской области |
2004 г. | Снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, повышение эффективности использования внебюджетных денежных средств для финансирования предупредительных мероприятий |
|
2. Мероприятия по управлению рисками | |||||
2.1. | Уточнение и при необходимости переработка планов действий по предупре- ждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ти Брянской области |
2004 г. | Устранение или минимизация рисков возникновения чрезвычайных ситуаций |
|
2.2. | Обеспечение контроля за соблюдением условий выдачи лицензий по видам деятельности, представляющих опасность для третьих лиц и окружающей среды, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопасно- сти Брянской области, управление по технологи- ческому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (по сог- ласованию), отдел инспек- ции по радиационной бе- зопасности в народном хо- зяйстве Смоленской, Кур- ской и Брянской областей (по согласованию), агент- ство лесного хозяйства по Брянской области (по согласованию), управле- ние Росприроднадзора по Брянской области (по сог- ласованию), управление государственного автодо- рожного надзора по Брян- ской области Федеральной службы по надзору в сфе- ре транспорта ( по сог- ласованию), комитет при- родопользования и охраны окружающей среды, лицен- зирования отдельных видов деятельности Брян- ской области |
В соответствии с графиком |
Формирование Реестра лицензий. Выполнение условий лицензирования, подтверждающих безопасность эксплуатации объектов. Выполнение установленных требований об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда организациями-лицен- зиатами. Инициирование добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда населению, другим объектам экономики и окружающей среде |
|
2.3. | Контроль за ходом декларирования безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопасно- сти Брянской области, управление по технологи- ческому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (по сог- ласованию), отдел инспек- ции по радиационной бе- зопасности в народном хо- зяйстве Смоленской, Кур- ской и Брянской областей (по согласованию), агент- ство лесного хозяйства по Брянской области (по согласованию), управле- ние Росприроднадзора по Брянской области (по сог- ласованию), управление государственного автодо- рожного надзора по Брян- ской области Федеральной службы по надзору в сфе- ре транспорта ( по сог- ласованию), комитет при- родопользования и охраны окружающей среды, лицен- зирования отдельных видов деятельности Брян- ской области |
В соответствии с графиком |
Обеспечение всестороннего анализа техногенных рисков в целях обеспечения надежной страховой защиты населения и территорий Брянской области |
|
2.4. | Оценка готовности опасных производственных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и выдача соответствующих заключений в порядке, установленном приказом МЧС России от 26.05.99 N 284 |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ти Брянской области |
В соответствии с планом основных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Устранение или минимизация возможных отрицательных последствий риска, повышение роли лицензирования в решении вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций |
|
3. Мероприятия по обеспечению страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения области от рисков природного и техногенного характера |
|||||
3.1. | Обеспечение контроля за наличием действующего страхового полиса при проведении периодических проверок предприятий, эксплуатирующих опасные объекты, и гидротехнических сооружений |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопасно- сти Брянской области, управление по технологи- ческому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (по сог- ласованию), отдел инспек- ции по радиационной бе- зопасности в народном хо- зяйстве Смоленской, Кур- ской и Брянской областей (по согласованию), агент- ство лесного хозяйства по Брянской области (по согласованию), управле- ние Росприроднадзора по Брянской области (по сог- ласованию), управление государственного автодо- рожного надзора по Брян- ской области Федеральной службы по надзору в сфе- ре транспорта ( по сог- ласованию), комитет при- родопользования и охраны окружающей среды, лицен- зирования отдельных видов деятельности Брян- ской области |
В соответствии с графиком |
Осуществление эксплуатации опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений только при наличии договора обязательного страхования ответственности |
|
3.2. | Осуществление страхования гражданской ответственности в рамках Федеральных законов от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" при: эксплуатации опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений; обращении с опасными токсичными отходами; деятельности в сфере нефтепродукто-обеспе- чения и энергообеспечения; перевозке опасных грузов |
Предприятия-страхователи, страховые компании на основании заключенных договоров страхования (по согласованию) |
Постоянно | Развитие страхования гражданской ответственности хозяйствующих субъектов за причинение вреда населению и окружающей природной среде при эксплуатации опасных объектов |
|
3.3. | Разработка и реализация комплекса мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий на застрахованных предприятиях и территории области за счет резерва внебюджетных средств "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ти Брянской области |
2004-2005 гг. | Рациональное размещение и использование внебюджетных средств на предупредительные мероприятия |
|
3.4. | Создание и ведение информационно-аналити- ческой базы (банка) данных о состоянии страховой защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ти Брянской области |
Постоянно | Создание банка данных по страхованию |
|
3.5. | Проверка вопросов организации страховой защиты в ходе учений, тренировок, занятий и инспекций по вопросам ГО и ЧС и муниципальных образованиях, предприятиях и организациях |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ности Брянской области |
В соответствии с планом основных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Отработка взаимодействия органов управления муниципальных образований, руководителей предприятий и организаций с представителями комитета гражданской защиты и пожарной бе- зопасности Брянской области |
|
3.6. | Организация работы со СМИ по вопросам страховой защиты на областном и муниципальном уровнях, организация "круглых столов" с корреспондентами СМИ, выступления в СМИ с отчетами о выполнении программы |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ти Брянской области |
2004 -2008 гг. | Повышение информированности населения о страховой защите, формирование общественного мнения |
|
3.7. | Информационно-аналити- ческое обеспечение администрации Брянской области об итогах страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
Комитет гражданской защи- ты и пожарной безопаснос- ти Брянской области |
2 раза в год | Контроль за ходом реализации программы |
|
4. Создание внебюджетных источников финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций |
|||||
4.1. | Формирование внебюджетного резерва средств "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" для финансирования предупредительных мероприятий за счет отчислений страховых организаций, участвующих в реализации программы |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
Постоянно | Оперативное финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций |
|
4.2. | Контроль за реализацией предприятиями и организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, мер по: предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; созданию и подготовке аварийно-спасательных формирований; созданию резервов материальных и финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
2004-2008 гг. | Создание планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности предприятий к ликвидации чрезвычайных ситуаций |
|
4.3. | Осуществление мер по необходимому финансовому обеспечению застрахованных объектов, представляющих угрозу населению и территории, с целью предотвращения возможного ущерба |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
2004-2008 гг. | Снижение нагрузки на бюджет, гарантированное возмещение ущерба третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте |
|
4.4. | Создание и ведение информационной системы о наличии, составе и использовании ресурсов финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области |
Комитет гражданской за- щиты и пожарной безопас- ности Брянской области |
Постоянно | Банк данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 1 июля 2004 г. N 375 "О программе "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Брянская неделя" от 15 июля 2004 г. N 28
Постановлением Правительства Брянской области от 15 января 2024 г. N 9-П настоящий документ признан утратившим силу с 22 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 29 марта 2006 г. N 201