Постановление Администрации Брянской области
от 24 октября 2003 г. N 489
"Об утверждении областной целевой программы "Школьный ученик"
на 2002-2005 годы"
13 января 2004 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ и региональных программ развития местного самоуправления" и распоряжением администрации области от 20 мая 2003 года N 324-р "О краткосрочных и среднесрочных областных целевых программах" постановляю:
1. Утвердить областную целевую программу "Школьный учебник" на 2002-2005 годы (прилагается).
2. Постановление администрации Брянской области от 16 марта 2001 года N 87 "Об областной целевой программе "Школьный учебник" на 2002-2005 годы" снять с контроля.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Максимкину Т.А.
Губернатор |
Ю.Е.Лодкин |
Областная целевая программа
"Школьный учебник" на 2002-2005 годы
(утв. постановлением Администрации Брянской области
от 24 октября 2003 г. N 489)
13 января 2004 г.
Паспорт
Содержание проблемы обеспечения учебниками общеобразовательных
учреждений Брянской области и необходимость ее решения программными
методами
2. Цели и задачи программы
3. Сроки реализации программы
4. Мероприятия по реализации программы
5. Ресурсное обеспечение программы
6. Механизм реализации программы
7. Организация управления программой и контроля за ходом ее реализации
8. Оценка эффективности реализации программы
Приложение. Финансово-экономическое обоснование программы
Паспорт
Наименование Школьный учебник
программы
Основание для Приказ Минобразования России от 14 апреля
разработки программы 2000 г. N 1109
Государственный Администрация Брянской области
заказчик
Заказчик Разработчик Управление образования администрации
программы Брянской области Управление образования
администрации Брянской области
Основная цель Улучшение обеспечения общеобразовательных
программы учреждений области учебниками и учебной
литературой
Основные задачи Реализация конституционного права граждан
программы на бесплатное образование.
Совершенствование системы обеспечения
общеобразовательных учреждений учебниками.
Реализация государственных и областных
образовательных стандартов.
Эффективное расходование средств областного
бюджета
Срок реализации 2002-2005 годы
программы
Основные мероприятия: 1. Государственная поддержка в обеспечении
бесплатными учебниками учащихся
общеобразовательных учреждений области.
2. Информационно-аналитическая
деятельность.
3. Формирование сводного заказа области на
учебники.
4. Учебно-методическая работа
Исполнители Управление образования администрации
программных Брянской области, комитет по экономической
мероприятий политике администрации Брянской области;
областной институт повышения квалификации
работников образования; администрации
городов и районов области
Объемы и источники Областной бюджет - 57096,3; муниципальные
финансирования бюджеты и внебюджетные фонды - 6322;
Ожидаемые конечные Всего - 63418,3 Полное удовлетворение
результаты заказов
общеобразовательных учреждений области на
минимальный комплект учебных изданий,
обеспечивающий освоение требований
государственных стандартов
Организация Координацию работы по реализации программы
управления программой "Школьный учебник" осуществляет управление
и контроль за ходом ее образования администрации Брянской области
реализации
Содержание проблемы обеспечения учебниками
общеобразовательных учреждений Брянской области
и необходимость ее решения программными методами
Федеральное финансирование учебного книгоиздания начало сокращаться с 1994 г., а в 1997 году прекратилось окончательно.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. N 767 "О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 1022-р определена новая политика в области учебного книгоиздания, и субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Обеспечение образовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой находится в крайне сложном положении. В современных условиях вариативного образования создаются трудности в формировании сводного заказа на учебную литературу. Отсутствие финансирования из федерального бюджета и развитой инфраструктуры в области осложняют его реализацию.
В связи с этим необходим новый подход к решению вопроса обеспечения образовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой, т.е. разработка настоящей программы.
Учебник является основным средством обучения. Реализация федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта во многом зависит от того, как осуществляется обеспечение учителя и ученика литературой, соответствующей требованиям современных учебных программ.
Дефицит учебников основного комплекта в области составляет сегодня около 2 млн.экземпляров на сумму 100 млн.рублей в ценах на 1 января 2002 г.
Бюджетное финансирование на школьные учебники:
Год | План в млн.руб. | Факт в млн.руб. |
1998 1999 2000 2001 |
4 4 4 5 |
1,8 2,2 3,5 5,0 |
При планировании не учитывается то, что цены на учебные издания ежегодно значительно повышаются. В результате этого плановая цифра бюджета на оплату учебников все меньше соответствует потребности. Так выглядит соотношение планируемой суммы и необходимой:
Год | План в млн.руб. | % от потребности |
1998 1999 2000 2001 |
4 4 4 5 |
40% 25% 15% 7% |
Вследствие этого в образовательных учреждениях используются учебные издания, выпущенные в конце 80-х годов. По большинству учебных предметов учебники и учебные пособия имеются в ограниченном количестве или вовсе отсутствуют.
Анализ состояния учебного фонда показал, что в нем:
морально устаревших учебников | - 7%; |
физически изношенных | - 38%; |
с продленным сроком пользования | - 30%; |
новых | - 25%. |
Таким образом, в учебном процессе используются 75% изданий, не соответствующих требованиям современных учебных программ (особенно остро это отражается на преподавании обществоведческих дисциплин, литературы, географии).
В связи с переходом начальной школы на четырехлетний цикл обучения с 2001 года согласно национальной доктрине развития образования в России требуют полной замены учебники для учащихся 1-4 классов. В учреждениях дошкольного образования нет современных развивающих учебных пособий.
Для полноценной работы, кроме учебника, школьнику и педагогу требуется широкий круг справочной, научной, научно-популярной, художественной, методической литературы, на приобретение которой предусмотрены выплаты в размере одной минимальной заработной платы ежемесячно. Зарплата педагога мизерная, да еще задолженность по этим выплатам на 15.01.2001 составляет 5511 тыс.рублей. В результате педагогические работники не знакомы со значительным числом новых учебно-методических изданий, утвержденных Министерством образования Российской Федерации.
Значительная часть населения области имеет доходы ниже прожиточного минимума. Учебники для их детей - роскошь. Фонды библиотек образовательных учреждений за последние 5 лет практически не пополнялись программной, художественной, научной, справочной литературой.
В этих условиях необходимо сохранить поддержку в первую очередь социально незащищенных слоев населения, а также детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и создать систему по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений области. Данная инфраструктура должна эффективно работать в условиях вариативного обучения как с бюджетными, так и с внебюджетными средствами.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии:
полноценного пополнения учебного фонда библиотек образовательных учреждений;
финансовых средств на приобретение полного комплекта учебников;
четкого механизма снабжения;
нормативных и инструктивно-методических документов, регламентирующих процесс обеспечения учреждений образования учебной литературой.
Данный проект предусматривает создание централизованной системы обеспечения учреждений образования учебной, учебно-методической, справочной и программной литературой. Он носит социально ориентированный характер, учитывает возможности и интересы семей с различным материальным достатком.
2. Цели и задачи программы
Целью областной целевой программы "Школьный учебник" на 2002-2005 годы является полное обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений федеральным и региональным минимумом учебных, изданий, необходимых для освоения требований государственных образовательных стандартов.
Данный проект предусматривает решение следующих задач:
создание централизованной системы обеспечения школ и других учреждений образования учебной, дидактической, учебно-методической, справочной и программной литературой, используя различные источники финансирования;
реализаций государственных и областных стандартов;
издание региональных/учебных пособий;
дальнейшее развитие системы ознакомления с новинками учебной литературы участников образовательного процесса;
снижение стоимости учебников и учебных пособий за счет формирования сводного заказа образовательных учреждений и устранения посредников между издательством и потребителем.
3. Сроки реализации программы:
2002-2005 годы
Постановлением Администрации Брянской области от 13 января 2004 г. N 11 в настоящие мероприятия внесены изменения
4. Мероприятия по реализации программы
Расшифровка сокращений в разделе:
УО - управление образования администрации Брянской области;
ОУ - общеобразовательные учреждения;
ФУ - финансовое управление администрации Брянской области;
БИПКРО - Брянский институт повышения квалификации работников образования;
УНПО - учреждения начального профессионального образования;
обл. бюджет - областной бюджет;
муницип. бюджет - муниципальный бюджет;
КПС - книгопроводящая структура.
N пп | Наименование мероприятия | Сумма (тыс.руб.) |
1. | Государственная поддержка в обеспечении бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных учреждений области |
|
1.3. | Приобретение минимального комплекта учебников для учащихся ОУ и педагогов |
3750,0 |
1.4. | Издание региональных учебных пособий | 600,0 |
1.5. | Приобретение учебных программ и нормативных документов | 60,0 |
1.9. | Транспортные расходы при поставке учебной литературы | 590,0 |
Итого по программе | 5000,0 |
5. Ресурсное обеспечение программы
(тыс.руб)
Всего | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Областной бюджет | 57096,3 | 4368.0 | 7000,0 | 22864,15 | 22864,15 |
Муниципальный бюджет и внебюджетные средства |
6322,0 | 1582,0 | 1580,0 | 1580,0 | 1580,0 |
ИТОГО | 63418,3 | 5950,0 | 8580,0 | 24444,15 | 24444,15 |
6. Механизм реализации программы
Программа реализуется путем проведения мероприятий, направленных на упорядочение работы по обеспечений) учащихся общеобразовательных учреждений области учебной литературой.
1. Разрабатывается нормативно-правовая база по обеспечению общеобразовательных учреждений области учебной литературой.
Обеспечивается целевое финансирование изданий и доставки учебников согласно заявкам органов управления образованием администрации области.
2. Для расширения возможностей выбора и заказа учебной литературы управление образования администрации области устанавливает связи с Минобразования России, издательствами, проводит мониторинг новинок педагогических изданий, анализ состояния учебного фонда школьных библиотек. Экспертный совет по учебной литературе определяет региональный комплект учебников, рекомендуемых для использования в образовательных учреждениях области.
3. Управление образования формирует сводный заказ на базе перечня учебных изданий, рекомендуемых Минобразования России, согласно заявкам райгоротделов образования.
В целях совершенствования системы обеспечения общеобразовательных учреждений области учебниками и учебно-методической литературой определяется книгопроводящая организация путем проведения конкурса. Конкурс проводится один раз в два года. Заключаются договоры с издательствами на издание и поставку учебников.
Управление образования координирует отношения районных (городских) органов управления образования с книгопроводящими организациями, осуществляет контроль за деятельностью органов управления образования по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в их пользование.
4. Для подготовки учителей к работе с новыми учебными изданиями БИПКРО организует курсовую подготовку педагогических работников. Ежегодно проводятся семинары со специалистами органов управления образования.
7. Организация управления программой
и контроля за ходом ее реализации
Координацию работы по реализации программы "Школьный учебник" осуществляет управление образования администрации Брянской области.
Управление образования:
устанавливает связи с Минобразования России;
заключает договоры с издательствами;
координирует отношения районных (городских) органов управления образованием с книгопроводящими структурами;
осуществляет контроль за деятельностью органов управления образованием по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в пользование образовательным учреждениям.
8. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит:
преодолеть кризисную ситуацию в обеспечении общеобразовательных учреждений области учебниками и учебными пособиями, тем самым реализовать конституционное право на бесплатное образование;
обеспечить учащихся общеобразовательных учреждений федеральным и региональным минимальным комплектом учебных изданий, необходимых для освоения учебных программ в пределах государственных образовательных стандартов;
повысить качество образования;
эффективно использовать учебную литературу;
снизить стоимость учебной книги за счет консолидированного заказа и устранения посредников между издательством я обучающимися;
расширить и совершенствовать издание региональных учебных пособий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 24 октября 2003 г. N 489 "Об утверждении областной целевой программы "Школьный ученик" на 2002-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Брянской области от 15 января 2024 г. N 9-П настоящий документ признан утратившим силу с 22 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 19 мая 2004 г. N 307
Постановление Администрации Брянской области от 13 января 2004 г. N 11