Постановление Администрации Брянской области
от 13 февраля 2006 г. N 92
"Об утверждении областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы"
23 октября, 6, 29 декабря 2006 г., 20 декабря 2007 г., 18 апреля, 1 сентября, 10 октября, 27 ноября, 15, 30 декабря 2008 г., 20 февраля, 29 июня, 19 октября, 16, 23, 24 декабря 2009 г., 25 марта, 30 июня, 2 сентября, 1, 24 декабря 2010 г.
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ", постановлением Брянской областной Думы от 21 декабря 2005 года N 4-503 "О согласовании программных мероприятий и размеров их финансирования на 2006 год областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы" и в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия постановляю:
1. Утвердить областную целевую программу "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области по курируемому вопросу.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Постановлением Администрации Брянской области от 24 декабря 2009 г. N 1455 в настоящую областную целевую программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
"Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2006-2010 годы)
(утв. постановлением Администрации Брянской области от 13 февраля 2006 г. N 92)
23 октября, 6, 29 декабря 2006 г., 20 декабря 2007 г., 18 апреля, 1 сентября, 10 октября, 27 ноября, 15, 30 декабря 2008 г., 20 февраля, 29 июня, 19 октября, 16, 23, 24 декабря 2009 г., 25 марта, 30 июня, 2 сентября, 1, 24 декабря 2010 г.
Постановлением Администрации Брянской области от 2 сентября 2010 г. N 913 в паспорт настоящей долгосрочной целевой программы внесены изменения
Паспорт
Наименование программы |
- долгосрочная целевая программа "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2006-2010 годы) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения |
- каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом, утвержденный постановлением администрации области от 12 сентября 2005 г. N 500 |
Государственный заказчик |
- администрация Брянской области |
Заказчик |
- комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области |
Основные разработчики программы |
- комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, органы местного самоуправления |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
- цели: обеспечение реализации конституционного права жителей Брянской области на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого беречь памятники истории и культуры, заботиться о сохранности исторического и культурного наследия; обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области; создание условий для сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брянской области. Задачи: развитие системы эффективной государственной охраны, сохранения и популяризации недвижимых памятников истории и культуры; развитие юридических, научных, технических, административных и финансовых мер по охране, сохранению, популяризации и восстоновлению культурного наследия Брянской области; формирование эффективного государственного контроля за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Брянской области; поддержка системы государственного учета и государственного реестра памятников истории и культуры Брянской области; организация и проведение мероприятий по исследованию, проектированию, ремонту, реставрации, воссозданию и консервации объектов культурного наследия; информационное сопровождение, издание научно-исследовательских, историко-культурных, краеведческих материалов, проведение научно-практических конференций, семинаров, выставок в целях популяризации культурного наследия Брянской области; ресурсное обеспечение системы охраны, сохранения и популяризации памятников истории и культуры |
Сроки и этапы реализации программы |
- 2006-2010 годы |
Основные мероприятия программы |
- охрана, сохранение, популяризация и ресурсное обеспечение сферы историко-культурного наследия |
Исполнители программы и основных мероприятий |
- управление культуры Брянской области; органы исполнительной власти Брянской области; государственные организации и учреждения, работающие в сфере охраны, сохранения и популяризации культурного наследия; общественные, творческие и религиозные объединения; органы местного самоуправления; проектные, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
Объемы и источники финансирования |
На весь период реализации программы за счет средств областного бюджета - 92046,898 тыс. рублей. Объемы средств по программе подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- увеличение количества объектов культурного наследия на территории области, в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу, до 1702 единиц; разработка предметов охраны, ограничений по пользованию и установление границ для 524 памятников истории и культуры; разработка либо корректировка существующих зон охраны для 125 исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, расположенных на территории области; разработка 37 проектов для последующего осуществления ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия; осуществление работ по реставрации, ремонту и выводу из аварийного состояния 106 объектов культурного наследия Брянской области |
Система организации контроля за исполнением программы |
- контроль за реализацией программы осуществляет заказчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Брянской области |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Брянщина с ее древней самобытной историей обладает весомым потенциалом культурного наследия России - как материального, так и тесно связанного с ним духовного. Значительные исторические события прошлого дошли до нас в архитектуре, археологических памятниках, достопримечательных местах, искусстве, литературе, музыке, фольклоре и являются хранилищем культурного наследия, коллективной памятью истории. Признание Брянской области как территории высокого культурного потенциала обусловлено ее богатой историей: археологическими, историческими и архитектурными памятниками от эпохи палеолита до двадцатого века, десятью историческими городами, тремя историческими селами, авторитетом многих выдающихся личностей, внесших существенный вклад в историю и развитие культуры России.
Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры Брянской области известные архитектурные творения в Ляличах, Овстуге, Красном Роге, Брянске, Севске, Карачеве, Стародубе и многих других поселениях. Трудно переоценить притягательность Брянщины, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями и жизнью замечательных людей.
Памятники истории и культуры Брянского края составляют весомую долю в культурном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей области и Российской Федерации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность населения и органов государственной власти за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе и связанным с объектами культурного наследия.
Брянская область является неотъемлемой частью Российской Федерации и, выполняя Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", стремится к обеспечению более эффективной охраны и сохранения, активной популяризации культурного наследия, расположенного на ее территории, для чего берет на себя обязательства, исполняя данную программу:
а) проводить общую политику, направленную на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в областные целевые социальные программы;
б) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие памятникам;
в) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
г) содействовать развитию системы переподготовки, подготовки и повышения квалификации кадров.
Каждый объект культурного наследия:
1) представляет собой уникальную ценность для Брянщины и является неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации;
2) обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению;
3) является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;
4) представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;
5) ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
6) влияет на решение вопросов в отношении инфраструктуры, непосредственно связанной с объектами культурного наследия, в том числе в части отношений, регулируемых гражданским, градостроительным, земельным, лесным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации и Брянской области основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений Брянщины и Российской Федерации. Вместе с этим объекты наследия могут и должны рационально использоваться, приносить практическую пользу не только морально-воспитательного, но и экономического характера. Для этого объекты культурного наследия предлагается активно включать в процесс социально-экономического развития населения с использованием самых разнообразных экономических, правовых и нравственных регуляторов.
При реализации государственной политики по вовлечению объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития нашей области скоординированная работа региональных органов государственной власти должна проводиться при постоянном участии и поддержке органов местного самоуправления и широкой общественности, научных организаций, краеведов, религиозных объединений, различных обществ любителей старины, локальных культурных обществ и иных организаций гражданского общества.
Проблема рационального использования объектов культурного наследия в условиях современных социально-экономических отношений является одной из сложнейших. Однако ее решение играет ключевую роль в осознании населением области реальной ценности культурного наследия Брянщины, обеспечит необходимые условия для развития современной идеи возрождения Брянской области и в результате позволит создать систему сохранности объектов культурного наследия.
В этом контексте разработана областная целевая программа "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы".
1. Недвижимое культурное наследие Брянской области
На территории нашей области сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры. По состоянию на начало 2005 года в списке памятников истории и культуры насчитывается 3262 объекта наследия, из них 77 - объекты федерального значения и дополнительно 490 объектов археологического наследия отнесены к категории федерального значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", остальные - регионального значения (2695 ед.).
До настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия не уточнен. Точное количество объектов будет определено при создании государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области, что предусмотрено настоящей программой.
2. Территории историко-культурного назначения
2.1. Исторические поселения.
Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений был утвержден в 1990 году постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В Брянской области к историческим относятся 13 поселений. В исторических поселениях должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.
Статус "исторического поселения" должен явиться отражением и закреплением специфики социально-культурного и хозяйственного развития исторического города или села и обеспечить содержание двух основных составляющих.
Первая из них связана с признанием ценности историко-культурного наследия в данном поселении и соответственно должна создать условия для функционирования системы конкретных мер по его охране (выявление, постановка на учет, зонирование территории и режимы использования земель, осуществление охранных и реставрационных работ, контроль и т.д.). Вторая составляющая предполагает создание экономических условий сохранения и использования наследия, обеспечивающих по мере необходимости замещение бюджетного финансирования работ по сохранению и восстановлению объектов наследия негосударственными инвестициями в реализацию государственной программы развития каждого исторического поселения.
2.2. Музеи-заповедники и достопримечательные места.
В Брянской области должны быть поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (достопримечательные места). В настоящее время в области существует лишь один музей-заповедник. Он организован на базе музея-усадьбы выдающегося поэта и дипломата Ф.И. Тютчева.
Благодаря статусу музея-заповедника удалось воссоздать и в перспективе обеспечить сохранность объекта культурного наследия как целостного историко-культурного комплекса.
Новые музеи-заповедники должны быть сформированы на базе исторических поселений, связанных с освоением нынешней территории Брянской области, территории с уникальными археологическими памятниками, объектами военного наследия, производственного наследия и др. Именно через музеи-заповедники может происходить культурное и туристское освоение регионов.
Дворянские усадьбы в свое время сформировали удивительный пласт культуры, который получил яркое отражение в национальном наследии. На базе Овстуга и Красного Рога были созданы музеи-усадьбы Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Однако подавляющая часть старинных усадеб либо уже погибла, либо находится в катастрофическом состоянии из-за недостаточного внимания к этим архитектурным и ландшафтным памятникам. Сохранить оставшиеся крупицы усадебной культуры от полного уничтожения - задача, поставленная в данной программе.
Основные проблемы оптимизации режима охраны на особо охраняемых территориях и в музеях-заповедниках локализуются в сферах землепользования и градостроительства. Приватизация и оборот земель, проводимые зачастую без должного учета их специфики как входящих в состав земель историко-культурных или граничащих с такими землями, весьма негативно отразились на состоянии многих культурных ландшафтов. В результате в очень опасном положении оказываются многие археологические памятники, угрозу которым представляют как непродуманные земельные работы, так и прямое разрушение в результате нового незаконного строительства. К этой проблеме следует отнести освоение земель памятника археологии "Вщиж".
3. Современное состояние объектов культурного наследия
К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников истории и культуры Брянского края находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.
Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимися в последнее десятилетие объемами работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация, консервация и т.д.), распространяющейся их бесхозностью, а также заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере. По оценкам специалистов, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80 процентов характеризуется как неудовлетворительное. Около 70 процентов от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические. Среди них такие широко известные в России архитектурные комплексы как усадьбы графа Завадовского в селе Ляличи Суражского, Безбородко в селе Гринево Погарского, Гулевича в селе Мирковы Уты Выгоничского, Миклашевского в селе Понуровка Стародубского, Тенишевых в селе Хотылево Брянского районов и многие другие. Необходимо выполнить вторую очередь реставрационных и восстановительных работ памятников усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге.
Коренное изменение общественного отношения к православной церкви не обеспечило за короткий срок существенного улучшения состояния многих памятников церковного зодчества. Сегодня насчитывается около пятидесяти зданий, которые требуют вложения больших средств на их реставрацию.
Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Их осталось единицы, среди них церкви в селах Елионка и Понуровка Стародубского, Пушкино Севского, Красный Рог Почепского, Душатино Суражского и храмовые памятники в ряде других районов.
Состояние исторических поселений специалисты также оценивают как близкое к критическому. В последние годы необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях не только не сократились, но приобрели неконтролируемый характер. Примером может служить интенсивное освоение исторической застройки в последние пятьдесят лет в Брянске, Стародубе, Трубчевске и других городах области.
Резко снизилась культура исполнения реставрационных работ. Часто это не реставрация, а непрофессиональный ремонт. Требования Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия. При этом игнорируются требования сохранения окружающей среды объектов наследия, нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны. Необходимо поставить запрет такой "реставрации". Нельзя подменять подлинные памятники истории и культуры путём замены их на копии из современных строительных материалов.
Уязвимыми стали и многие малые города. Особенно пострадали те из них, где в советское время были построены новые промышленные объекты, велось интенсивное жилищное строительство. Многие замечательные города в результате интенсивного нового строительства в значительной степени утратили свою историко-культурную ценность. Характерным примером может служить город Стародуб. По данным Научно-проектного института реконструкции исторических городов, если не принять срочные меры, то в ближайшие 10 - 15 лет погибнет большая часть сохранившейся ценнейшей исторической среды и безвозвратно исчезнет традиционный облик большинства малых городов.
Следует отметить проблему коммунального хозяйства в исторических малых городах. Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху. К сожалению, через это формируется культура поведения, отношения к своему прошлому, к своему наследию.
Современное положение в сфере сохранения объектов наследия характеризуется полномасштабным проявлением сформировавшихся в предшествующие годы тенденций негативного воздействия техногенных и экологических факторов на памятники истории и культуры. Все более явно дают знать о себе последствия накопления многолетнего груза экологических воздействий и их кумулятивного эффекта для памятников, демонстрируя таким образом переход количественных изменений в качественные. Острота этой проблемы для всей области во многом обусловлена резко снизившимися в последнее десятилетие объемами работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация и пр.), все шире распространяющейся их бесхозностью, а также снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в рассматриваемой сфере. Особое внимание обращают ученые на то обстоятельство, что большинство потерь в сфере культурного наследия практически невосполнимы.
Следует отметить, что культурное и архитектурно-градостроительное наследие Брянщины еще недостаточно изучено. Нельзя забывать, что в течение десятилетий почти не изучались целые эпохи развития местного зодчества, в частности, архитектура второй половины XIX - начала XX веков, и целые типологические области строительства: культовые сооружения, индивидуальные жилые дома, дворянские и купеческие усадьбы и др.
Значительная часть объектов, прежде всего усадебных комплексов, оказались бесхозными и брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что на протяжении последних десятилетий многие усадебные комплексы превратились в руины.
Серьезные проблемы сложились и в области выявления, изучения, государственной охраны и сохранения объектов археологического наследия. Существовавшая в предшествующие десятилетия система организации и управления в этой сфере требует уточнения и корректировки для учета новых реалий.
Проблемой сохранения объектов археологического наследия является и постоянно увеличивающееся количество раскопок "черных археологов". Не избежали участи хищнических раскопок многие известные археологические комплексы.
4. Задачи по совершенствованию государственной охраны и сохранению культурного наследия, предусматриваемые программой
В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.
Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, реальных возможностей органов власти, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей культурных традиций и множества других факторов.
Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из важных социально-экономических ресурсов существования и развития Брянщины и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия.
4.1. Государственная охрана объектов культурного наследия.
Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60 - 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 году Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Федеральный закон ввел целый ряд важных понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Его полноценное практическое использование требует целый ряд организационных и финансовых мер, которые учтены в программе.
4.2. Сохранение объектов культурного наследия.
Важнейшим способом сохранения объектов культурного наследия является их реставрация, которая традиционно осуществлялась специализированными государственными научно-проектными организациями и производственными предприятиями реставрационной отрасли.
В период проведения административной реформы в сфере культурного наследия из-за неурегулированности новых межведомственных отношений оказался крайне затруднен государственный контроль не только за надлежащим состоянием объектов культурного наследия, но и за содержанием и качеством работ по их сохранению, в первую очередь, ремонтно-реставрационных работ. Законом предусмотрены контрольно-распорядительные меры охраны, которые должны исправить положение в этом деле. Мероприятия по исполнению федерального закона заложены в программу.
Значительное сокращение государственного финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия без их надлежащего замещения средствами из иных источников финансирования - местных бюджетов, собственных средств инвесторов (собственников или пользователей), Русской православной церкви - привело не только к резкому ухудшению состояния весьма значительной части памятников истории и культуры, но и к разрушению научно-проектной, нормативно-правовой и производственной системы сохранения культурного наследия, сокращению квалифицированных кадров реставрационных профессий. Почти полностью разрушена существовавшая в начале 1990-х годов государственная система реставрационных организаций.
В настоящее время во многом утрачены структуры, обеспечивающие раннее исследование, реставрационное проектирование и производство реставрационных работ на объектах культурного наследия, подготовку и повышение квалификации реставраторов-проектировщиков и мастеров-реставраторов, информационного обслуживания и нормативного обеспечения реставрационной отрасли.
Отсутствие современной системы специализированных научно-проектных и производственных реставрационных организаций, в свою очередь, ведет к многочисленным невосполнимым потерям культурного наследия, поскольку множество вновь появившихся небольших частных реставрационных предприятий, как правило, выполняют обычный "евроремонт" вместо реставрации, зачастую без согласованной в установленном порядке научно-проектной документации, с низким качеством.
Работа по оптимизации состава и количества реставрационных организаций, которые необходимы, а также государственного финансирования их деятельности требует тесной координации действий комитета по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области и органов местного самоуправления. Отсутствие достаточного государственного контроля не позволяет получить точные количественные данные о реальных объемах негосударственных инвестиций на реставрационные работы и, следовательно, оценить их реальный масштаб и эффективность. Между тем во многих случаях инвесторы привлекают к выполнению работ неквалифицированные кадры, реставрация ведется с грубейшими нарушениями методических и технологических норм, зачастую без согласованной в установленном порядке проектной документации и в отсутствии аттестованных реставраторов-профессионалов или вопреки их рекомендациям, а на охранных территориях и в охранных зонах производятся самовольные ремонтно-строительные работы. Ряд мероприятий программы нацелен на исправление этой ситуации. По данным обследований, проведенных в городах и районах области, требуют реставрации около ста памятников архитектуры. На ее осуществление требуется около 500 млн. рублей. В таком же состоянии находятся и памятники истории, в основном увековечивающие память героев-защитников, героев-освободителей, партизан и земляков, участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
В качестве основных мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия программой обозначены следующие:
создание государственного реестра объектов культурного наследия Брянской области;
проведение инвентаризации и мониторинга объектов культурного наследия, который позволит получить необходимую информацию об их состоянии, а также сведения о научно-исследовательской и проектной документации;
определение собственника для бесхозных объектов и выделение предмета охраны памятника;
осуществление первоочередных противоаварийных, консервационных и реставрационных работ по объектам культурного наследия с участием специалистов-реставраторов;
государственная поддержка в создании системы реставрационных организаций;
информационная и материальная поддержка охраны и сохранения культурного наследия;
установление для всех объектов культурного наследия (в том числе вновь выявленных) статуса объектов, ограниченных в обороте;
определение основания, критериев и порядка отчуждения объектов культурного наследия, находящихся в государственной и муниципальной собственности области, иным собственникам, в том числе критериев недопустимости такого отчуждения.
Спецификой памятников истории и культуры как имущества и объекта государственного управления является недопустимость их изменения или тем более утраты, а также обязательность организации свободного доступа к ним граждан. В настоящее время эффективная реализация государственной политики в сфере культурного наследия существенно затрудняется необходимостью обеспечивать постоянную координацию подчас разрозненных действий многочисленных ведомств, уполномоченных в различных вопросах распоряжения, использования, сохранения, государственной охраны и популяризации недвижимых памятников. Этот пробел должен заполнить созданный комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области.
Проблемой первостепенной важности как в экономическом, так и в культурном аспекте следует считать скорейшее формирование в Брянской области системы комплексного управления и государственной охраны объектов культурного наследия как составляющей части общероссийской системы.
5. Краеведение как фактор сохранения и популяризации культурного наследия
Особое значение сохранения историко-культурного наследия заключается в воспитании у населения и особенно у молодёжи чувства малой родины, ответственности за судьбу своего села, города, укрепления чувства патриотизма и гордости за свою большую Родину. К сожалению, сегодня для большинства людей земля, на которой они живут, известна значительно хуже, чем другие города, страны и континенты. История и природа места, где мы живем, его люди - все это остается вне активного информационного пространства. Поэтому многие люди, родившиеся или прожившие всю свою жизнь в том или ином городе или селе, практически ничего об этих местах не знают.
Между тем любой уголок Брянщины (село, посёлок, малый город) отличается от других, внешне похожих, именно уникальностью своего историко-культурного и природного наследия.
Выявление уникальных черт истории и культуры на таких территориях осуществляют преимущественно краеведы. Нередко краеведы осуществляют и подготовку выявленных объектов наследия для туристского использования: разработку экскурсионных программ и маршрутов, музеефикацию объектов, подготовку материалов для информационного обеспечения (путеводители, карты-схемы, словари, энциклопедические справочники и т.п.).
Большую работу по выявлению, изучению и рациональному использованию наследия осуществляют краеведы-школьники под руководством своих педагогов. Часто эта деятельность связана с использованием элементов активного туризма: экскурсий, походов, путешествий, экспедиций. Изучая прошлое и настоящее своего родного края, совершая походы и экскурсии, научные экспедиции по историческим местам, учащиеся познают уникальность его истории и культуры. Это помогает школьникам понять, как история родного края связана с историей страны, как те или иные события и явления местной истории и культуры связаны с историей и культурой региона, населения и государства.
Комитету по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области совместно с органами государственной власти в рамках программы предстоит стимулировать краеведческое движение, поддерживать подготовку учебных пособий по родиноведению и краеведению, развитие детского и юношеского краеведческого туризма.
Благодаря этому возможно не только проведение более эффективной воспитательной работы, но и более действенная охрана объектов наследия, обеспечение систематического наблюдения за их состоянием.
Цели и задачи программы
Цель программы - обеспечение реализации конституционного права жителей Брянской области на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого беречь памятники истории и культуры, заботиться о сохранности исторического и культурного наследия через обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны (памятников истории и культуры) на территории Брянской области.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для развития системы эффективной государственной охраны, сохранения и популяризации недвижимых памятников истории и культуры;
обеспечение юридических, научных, технических, административных и финансовых мер по охране, сохранению, популяризации и восстановлению культурного наследия Брянской области;
формирование эффективного государственного контроля за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Брянской области;
поддержка системы государственного учета и государственного реестра памятников истории и культуры Брянской области;
организация и проведение мероприятий по исследованию, проектированию, ремонту, реставрации, воссозданию и консервации объектов культурного наследия;
информационное сопровождение, издание научно-исследовательских, историко-культурных, краеведческих материалов, проведение научно-практических конференций, семинаров, выставок в целях популяризации культурного наследия Брянской области;
ресурсное обеспечение системы охраны, сохранения и популяризации памятников истории и культуры.
Сроки реализации программы
Реализация программы намечена на 2006 - 2009 годы.
Система мероприятий, предусмотренных программой
Программой предусмотрены конкретные мероприятия по перечню согласно приложениям 1, 2 и основные направления их реализации.
Для решения поставленных в программе задач предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
1) охрана объектов культурного наследия:
формирование системы управления охраной и сохранением культурного наследия области;
создание государственного реестра памятников истории и культуры; мероприятия по выделению предмета охраны и установлению границ памятников;
разработка и корректировка проектов охранных зон; обследование состояния памятников один раз в пять лет и его документальное оформление;
установление информационных надписей на охраняемых объектах культурного наследия;
2) сохранение объектов культурного наследия:
исследования, проектирование, ремонт, реставрация, воссоздание, противоаварийные мероприятия, консервация, связанные с недвижимыми объектами культурного наследия;
научно-исследовательские работы в сфере сохранения памятников истории и культуры;
3) популяризация объектов культурного наследия:
информационное сопровождение охраны и сохранения культурного наследия;
издание научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов об объектах культурного наследия;
проведение научных и методических мероприятий и участие в них; организация научно-исследовательских экспедиций;
4) ресурсное обеспечение системы охраны, сохранения и популяризации памятников истории и культуры:
создание и сопровождение электронной базы системы управления охраной и сохранением культурного наследия области;
переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере охраны и сохранения культурного наследия; перевод архивных учетных документов на электронные носители;
материально-техническое оснащение и обеспечение деятельности органов государственной исполнительной власти, государственных учреждений и организаций в сфере охраны культурного наследия.
Постановлением Администрации Брянской области от 2 сентября 2010 г. N 913 в настоящий раздел внесены изменения
Ресурсное обеспечение программы
Объем финансирования программы в 2006-2010 годах составит 92046,898 тыс. рублей, в том числе:
в 2006 году - 10755,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 17178,934 тыс. рублей;
в 2008 году - 18507,764 тыс. рублей;
в 2009 году - 24123,7 тыс. рублей;
в 2010 году - 21481,5 тыс. рублей.
Средства из областного бюджета на реализацию программы предусматривается выделить комитету по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области (заказчику программы).
Расходы на финансирование программы будут уточняться при подготовке проекта областного бюджета на соответствующий год.
Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется за счет средств областного бюджета на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке заказчиком с исполнителями мероприятий, предусмотренных программой, и на основе соглашений, заключаемых с соответствующим муниципальным образованием.
Исполнители мероприятий, предусмотренных программой, - комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области, государственные учреждения (организации) в сфере охраны и сохранения культурного наследия, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке.
Организацию реализации программы и контроль за выполнением предусмотренных ею мероприятий осуществляет заказчик.
Заказчик программы обеспечивает проведение государственной политики в области охраны, сохранения и популяризации недвижимого культурного наследия, взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления по реализации программы. При необходимости, ежегодно, в установленном порядке вносит предложение по уточнению мероприятий, предусмотренных программой, и объемов их финансирования. Осуществляет разработку технических заданий на проведение конкурсов на реализацию мероприятий, предусмотренных программой. Конкурсный отбор осуществляется конкурсной комиссией, которая формируется в установленном порядке. Контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ" и бюджетным законодательством Российской Федерации и Брянской области. Заказчик обеспечивает сопровождение программы и в установленные сроки отчеты по ее исполнению.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы должно быть ориентировочно обеспечено:
создание региональной системы управления охраной и сохранением культурного наследия, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации и Брянской области;
формирование государственного реестра объектов недвижимого культурного наследия;
создание правовой основы по установлению предмета охраны, ограничений и границ памятников истории и культуры;
правовое установление субъектов собственности (в части бесхозных памятников истории и культуры);
сплошное обследование объектов культурного наследия, создание базы данных об объемах и планировке памятников, описание их исторических характеристик, детальное исследование технического состояния 1500 памятников, разработка проектов и проведение работ по реставрации, консервации, ремонту, выводу из аварийного состояния 50 памятников истории и культуры;
разработка и корректировка ориентировочно десяти охранных зон исторических городов и отдельных памятников истории и культуры;
продолжение работы по установке информационных надписей ориентировочно на 150 памятниках исторического и культурного наследия;
принятие в государственную собственность 10 памятников истории и культуры;
документальное и правовое оформление границ памятников по 6 объектам ежегодно, предмета охраны - по 15 объектам, проведение государственной экспертизы - по 20 объектам;
издание научно-исследовательских и краеведческих материалов по историческим городам и селам, отдельным памятным местам и памятникам области (ориентировочно четыре издания ежегодно);
ежегодное проведение конференции "Исторический город" - 1, "Брянщина в истории и культуре Государства Российского" - 1, методических семинаров с органами местного самоуправления - 1, участие в 3 - 5 межрегиональных и российских конференциях и семинарах по проблемам охраны и сохранения культурного наследия области;
проведение ежегодно трех научно-исследовательских экспедиций по изучению состояния памятников деревянной архитектуры, сохранению историко-культурной среды исторических городов и сел, другим тематическим проектам;
создание электронной базы реестра объектов культурного наследия (к 2011 году внести в реестр 1500 памятников);
создание электронной версии учетных документов за 1970 - 1990 годы (перевод на электронные носители информации о 3262 памятниках);
создание архива документов по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области;
приобретение и сопровождение четырех компьютерных программ для обеспечения деятельности государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и государственных учреждений в части охраны, сохранения и популяризации культурного наследия области;
повышение квалификации и переподготовка семи специалистов государственных органов и органов местного самоуправления в сфере охраны и сохранения культурного наследия;
создание и сопровождение Интернет-сайта о культурном наследии Брянской области;
материально-техническое оснащение органов государственной исполнительной власти и государственных учреждений и организаций для осуществления работы по охране и сохранению культурного наследия, в т.ч. двумя цифровыми фотоаппаратами, видеокамерой для фото- и видеофиксации состояния памятников при обследовании; 15 компьютерами; 20 стеллажами для архива; видеопроектором для воспроизведения фото- и видеоматериалов; оборудованием для привлечения студенческих отрядов к охранным мероприятиям и др.
Постановлением Администрации Брянской области от 2 сентября 2010 г. N 913 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к долгосрочной целевой программе
"Охрана и сохранение
историко-культурного наследия
Брянской области" (2006-2010 годы)
Показатели
оценки эффективности реализации мероприятий программы
16, 24 декабря 2009 г., 2 сентября 2010 г.
N пп |
Показатель |
Фактическое значение показателя на конец 2005 г. |
Изменения значения показателей по годам |
Целевое значение на момент окончания действия программы (2010 г.) |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||||
1. |
Количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу |
30 |
280 |
345 |
345 |
34 |
150 |
2. |
Количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны предметы охраны, установлены границы и разработаны ограничения по пользованию |
н/д |
84 |
109 |
109 |
2 |
2 |
3. |
Количество исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по разработке, корректировке зон охраны, установлены необходимые ограничения и обременения в отношении хозяйственной деятельности |
9 |
16 |
20 |
23 |
2 |
1 |
4. |
Количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны проекты предстоящих ремонтно-реставрационных работ |
6 |
8 |
3 |
6 |
1 |
2 |
5. |
Количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по реставрации, ремонту и выводу из аварийного состояния |
4 |
14 |
22 |
20 |
21 |
20 |
Постановлением Администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. N 862 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
"Охрана и сохранение
историко-культурного наследия
Брянской области на 2006 - 2009 годы"
Программные мероприятия
областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы"
23 октября, 6, 29 декабря 2006 г., 24 декабря 2009 г.
Постановлением Администрации Брянской области от 20 декабря 2007 г. N 1018 срок реализации настоящей программы увеличен на 1 год
(тыс. рублей)
Постановлением Администрации Брянской области от 6 декабря 2006 г. N 727 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
"Охрана и сохранение
историко-культурного наследия
Брянской области на 2006 - 2009 годы"
Программные мероприятия
и размеры их финансирования областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы" на 2006 год
23 октября, 6 декабря 2006 г., 24 декабря 2009 г.
Постановлением Администрации Брянской области от 20 декабря 2007 г. N 1018 срок реализации настоящей программы увеличен на 1 год
О перечне мероприятий к областной целевой программе "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы" на 2007 год см. постановление Администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. N 862
(тыс. рублей)
Постановлением Администрации Брянской области от 24 декабря 2009 г. N 1455 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
к долгосрочной целевой программе
"Охрана и сохранение
историко-культурного наследия
Брянской области" (2006-2010 годы)
Программные мероприятия
долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2006-2010 годы) на 2008 год
18 апреля, 1 сентября, 10 октября, 27 ноября, 15 декабря 2008 г., 24 декабря 2009 г.
(тыс. руб.)
Постановлением Администрации Брянской области от 24 декабря 2009 г. N 1455 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к долгосрочной целевой программе
"Охрана и сохранение
историко-культурного наследия
Брянской области" (2006-2010 годы)
Программные мероприятия
долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2006-2010 годы) на 2009 год
30 декабря 2008 г., 20 февраля, 29 июня, 19 октября, 16, 24 декабря 2009 г.
(тыс. руб.)
N пп |
Наименование раздела |
Финансирование в 2009 году (тыс.руб.) |
1. |
Создание государственного реестра (выявление, учет, разработка документации реестра), правовое документальное установление границ, предмета охраны и ограничений, межевание земель, проведение государственной историко-культурной экспертизы, научно-исследовательские работы, разработка и корректировка проектов охранных зон объектов, разграничение собственности, принятие объектов в государственную собственность Брянской области, обследование объектов с документальным оформлением (1 раз в 5 лет), паспортизация и установка информационных знаков на объекты в сфере охраны культурного наследия области |
943,915 |
1.1. |
Разработка проекта зоны охраны объекта культурного наследия - церкви Воскресения на Бережке в с. Бережок Карачевского района |
243,985 |
1.2. |
Научно-исследовательские работы в том числе: |
699,930 |
|
разработка градостроительного регламента исторического города Почепа |
499,930 |
разработка проекта границ, режимов использования земель, градостроительного регламента градостроительного ансамбля советского периода в Советском районе г. Брянска (I этап) |
100,0
|
|
разработка проекта границ, режимов использования земель, градостроительного регламента сквера им. Карла Маркса (Красная площадь) в Советском районе г. Брянска (I этап) |
100,0 |
|
2. |
Исследование, проектирование, ремонт, реставрация, воссоздание, вывод из аварийного состояния (противоаварийные мероприятия), консервация объектов культурного наследия и научно-исследовательские работы в сфере сохранения культурного наследия |
22629,785 |
2.1. |
Разработка проекта реставрации объектов культурного наследия: |
|
оплата кредиторской задолженности за 2008 год за разработку проекта реставрации мемориального комплекса "Партизанская поляна" в пос. Белые Берега |
210 |
|
оплата кредиторской задолженности за 2008 год за разработку проекта реставрации Покровского монастыря в с. Покровское Климовского района |
109,61305 |
|
оплата кредиторской задолженности за 2008 год за разработку проекта реставрации церкви Воскресения на Бережке в с. Бережок Карачевского района |
706,05 |
|
монастырь Свенский Успенский в пос. Супонево Брянского района |
2126,676 |
|
2.2. |
Ремонт, реставрация, противоаварийные работы на объектах культурного наследия: |
|
мемориальный комплекс "Партизанская поляна" в пос. Белые Берега |
5626,367 |
|
церковь Рождества Богородицы в с. Кабаличи Брянского района |
153,518 |
|
церковь Ахтырской Божьей Матери в с. Чернетово Брянского района |
303,285 |
|
церковь Троицы в с. Голубея Дубровского района |
101,239 |
|
церковь Дмитрия Солунского в с. Отрадное Брянского района |
79,856 |
|
собор Покровский в с. Покровское Климовского района |
998,4 |
|
церковь Рождества Богородицы в с. Понуровка Стародубского района |
2801,9922 |
|
в том числе оплата кредиторской задолженности за 2008 год |
317,084 |
|
церковь Бориса и Глеба в с. Госома Брянского района |
1311,54666 |
|
в том числе оплата кредиторской задолженности за 2008 год |
160,34466 |
|
оплата кредиторской задолженности за 2008 год за выполненные ремонтно-реставрационные работы по ансамблю Площанского Богородицкого монастыря в пос. Пчела Брасовского района |
429,373 |
|
церковь Воскресения на Бережке в с. Бережок Карачевского района |
181,547 |
|
монастырь Николо-Одринский в с. Одрино Караческого# района |
877,1738 |
|
усадьба А.К. Толстого в с. Красный Рог Почепского района |
273,837 |
|
монастырь Свенский Успенский в пос. Супонево Брянского района |
2273,324 |
|
памятники воинской славы |
3562,38729 |
|
2.3. |
Финансирование мероприятий согласно решению Совета Брянской областной Думы по реставрации объектов культурного наследия: |
|
воинское захоронение на территории санатория "Снежка" Брянского района |
503,6 |
|
3. |
Информационное сопровождение, издание научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов, проведение научных и методических мероприятий, участие в конференциях, семинарах, организация научно-иследовательских# экспедиций по проблемам охраны и сохранения культурного наследия Брянской области |
276,5 |
3.1. |
Информационное сопровождение охраны и сохранения культурного наследия. Издание научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов об объектах культурного наследия Брянской области |
235 |
в том числе оплата кредиторской задолженности за 2008 год за издание сборника "Культурное наследие. Брянская область" |
235 |
|
3.2. |
Проведение научных и методических мероприятий, участие в конференциях, семинарах |
41,5 |
4. |
Создание и сопровождение электронной базы объектов культурного наследия, организация и сопровождение согласительно-распорядительных мероприятий в сфере охраны культурного наследия, электронное программное обеспечение мероприятий охраны, сохранения и популяризации культурного наследия, переподготовка и повышение квалификации кадров, перевод архивных документов на электронные носители, материально-техническое оснащение органов государственной исполнительной власти и государственных учреждений в сфере охраны и сохранения культурного наследия |
273,5 |
4.1. |
Организация и сопровождение согласительно-распорядительных мероприятий в сфере охраны культурного наследия, электронное программное обеспечение мероприятий охраны, сохранения и популяризации культурного наследия |
273,5 |
Всего по программе |
19220,1 |
|
в том числе оплата кредиторской задолженности за 2008 год |
2167,46471 |
Постановлением Администрации Брянской области от 24 декабря 2010 г. N 1381 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 5
к долгосрочной целевой программе
"Охрана и сохранение
историко-культурного наследия
Брянской области" (2006-2010 годы)
Программные мероприятия
долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2006-2010 годы) на 2010 год
30 декабря 2008 г., 24 декабря 2009 г., 25 марта, 30 июня, 2 сентября, 1, 24 декабря 2010 г.
(тыс. руб.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 13 февраля 2006 г. N 92 "Об утверждении областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Брянской области от 15 июля 2024 г. N 315-П настоящий документ признан утратившим силу с 19 июля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 24 декабря 2010 г. N 1381
Постановление Администрации Брянской области от 1 декабря 2010 г. N 1217
Постановление Администрации Брянской области от 2 сентября 2010 г. N 913
Постановление Администрации Брянской области от 30 июня 2010 г. N 667
Постановление Администрации Брянской области от 25 марта 2010 г. N 281
Постановление Администрации Брянской области от 24 декабря 2009 г. N 1455
Постановление Администрации Брянской области от 23 декабря 2009 г. N 1407
Постановление Администрации Брянской области от 16 декабря 2009 г. N 1363
Постановление Администрации Брянской области от 19 октября 2009 г. N 1124
Постановление Администрации Брянской области от 29 июня 2009 г. N 652
Постановление Администрации Брянской области от 20 февраля 2009 г. N 148
Постановление Администрации Брянской области от 30 декабря 2008 г. N 1278
Постановление Администрации Брянской области от 15 декабря 2008 г. N 1154
Постановление Администрации Брянской области от 27 ноября 2008 г. N 1086
Постановление Администрации Брянской области от 10 октября 2008 г. N 943
Постановление Администрации Брянской области от 1 сентября 2008 г. N 833
Постановление Администрации Брянской области от 18 апреля 2008 г. N 376
Постановление Администрации Брянской области от 20 декабря 2007 г. N 1018
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Постановление Администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. N 862
Постановление Администрации Брянской области от 6 декабря 2006 г. N 727
Постановление Администрации Брянской области от 23 октября 2006 г. N 628