Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации Брянской области от 1 июля 2004 г. N 375 "О программе "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы"

2. Определить главное управление по делам ГОЧС Брянской области (Макаркин) ответственным за реализацию программы "Страховая защита населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Рекомендовать главному управлению по делам ГОЧС Брянской области (Макаркин), комитету по экономической политике Брянской области (Изотенков), Брянскому отделу по котлогазовому надзору и надзору за подъемными сооружениями управления Приокского округа Госгортехнадзора России (Носов), отделу инспекции радиационной безопасности в народном хозяйстве Смоленской, Курской и Брянской областей ЦМТО Федеральной службы по атомному надзору (Клименко), главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Брянской области (Балясников), филиалу ФГУ "УГЭН по Западному региону" в Брянской области (Левкин), Брянскому отделению Российской транспортной инспекции (Цыбулин), комитету лицензирования Брянской области (Компанцев) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных программой, в установленные сроки.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Родоманова В.Ф.

5. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.

 

Губернатор

Ю.Е.Лодкин

 

Программа
"Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением администрации Брянской области от 1 июля 2004 г. N 375)

 

Паспорт программы

 

Наименование программы  - программа   "Страховая   защита   населения   и
                          территории  Брянской  области от   чрезвычайных
                          ситуаций природного и техногенного характера на
                          2004-2008 годы"

 

Дата принятия решения   - решение координационного совета по  вопросам  о
                          разработке   страхования   при    администрации
                          области от 23.09.2003

 

программы,   дата   ее
утверждения
(наименование и  номер
соответствующего
нормативного акта)

 

Государственный         - администрация Брянской области
заказчик программы

 

Основной   разработчик  - главное управление  по  делам   ГОЧС   Брянской
программы                 области

 

Цели     и      задачи  - целями программы являются:
программы,   важнейшие       обеспечение  страховой  защиты  населения  и
целевые показатели        территории  Брянской области   от  чрезвычайных
                          ситуаций природного и техногенного характера;
                             компенсация   убытков    (ущерба,    вреда),
                          причиняемых в результате   природных   явлений,
                          техногенных аварий,    катастроф    и    других
                          чрезвычайных ситуаций, за счет страхования;
                             снижение  нагрузки  на   бюджеты   за   счет
                          повышения  эффективности     мероприятий     по
                          предупреждению  и     смягчению     последствий
                          чрезвычайных ситуаций.
                             Основными   задачами   программы    являются
                          разработка и реализация мер, обеспечивающих:
                             осуществление        организациями, эксплуа-
                          тирующими опасные   производственные    объекты
                          и  гидротехнические   сооружения, обязательного
                          страхования риска ответственности за причинение
                          вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц
                          и окружающей природной среде в случае аварии на
                          опасном       производственном         объекте,
                          гидротехническом сооружении;
                             стимулирование   добровольного   страхования
                          юридическими  и  физическими  лицами имущества,
                          жизни, здоровья и ответственности от рисков;
                             инвестирование   страховыми    организациями
                          части свободных страховых резервов в  программы
                          (проекты)  социально-экономического    развития
                          Брянской области (в  т.ч.  по  снижению  рисков
                          чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
                          характера);
                             создание  предприятиями   и   организациями,
                          эксплуатирующими    опасные    производственные
                          объекты и гидротехнические сооружения, резервов
                          финансовых   и  материальных    ресурсов    для
                          локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
                          подготовку и поддержание  в  готовности  сил  и
                          средств   по  предупреждению    и    ликвидации
                          чрезвычайных  ситуаций,  повышение устойчивости
                          функционирования    в    условиях  чрезвычайных
                          ситуаций

 

Сроки и этапы           - программа выполняется в 2004-2008 годах. Исходя
реализации программы      из достигнутых результатов дальнейшее  развитие
                         страховой защиты населения и территории Брянской
                          области от чрезвычайных ситуаций  природного  и
                          техногенного   характера    будет    связано  с
                          разработкой  мероприятий  по   предупреждению и
                          смягчению  последствий  промышленных  аварий  и
                          стихийных   бедствий, финансируемых   за   счет
                          внебюджетных средств

 

Перечень основных       - выявление  и  регистрация  основных  источников
мероприятий               техногенных и природных  рисков  на  территории
                          области;
                             создание сводного реестра опасных  объектов,
                          базы     данных    источников   риска,  системы
                          мониторинга и   прогнозирования    чрезвычайных
                          ситуаций природного  и  техногенного характера,
                          создание условий для осуществления  оптимальной
                          тарифной политики;
                             управление     рисками,     связанными     с
                          эксплуатацией опасных производственных объектов
                          и гидротехнических сооружений;
                             разработка     системы     требований      к
                          аккредитованным    страховым         компаниям,
                          участвующим   в  обеспечении  страховой  защиты
                          населения и территории от чрезвычайных ситуаций
                          природного  и техногенного характера;
                             формирование  резерва  внебюджетных  средств
                          "Предупреждение      чрезвычайных    ситуаций",
                          обеспечивающих     реализацию       программных
                          мероприятий;
                             осуществление мероприятий  по  использованию
                          средств страховщиков, аккумулируемых  в  рамках
                          реализации программы;
                             компенсация   убытков    (ущерба,    вреда),
                          причиненных    жизни,   здоровью  или имуществу
                          других    лиц и окружающей  природной  среде  в
                          результате  аварии на опасном  производственном
                          объекте или гидротехническом сооружении за счет
                          страхования;
                             организация страхового воспитания населения,
                          руководителей   и    персонала    хозяйствующих
                          субъектов в действующей системе обучения

 

Исполнители основных    - главное   управление  по  делам  ГОЧС  Брянской
мероприятий               области, территориальные   органы   федеральных
                          органов  исполнительной  власти, осуществляющие
                          контрольные   и   разрешительные  функции    на
                          территории  области,  страховые организации (по
                          согласованию)

 

Объемы и источники      - резерв "Предупреждение чрезвычайных  ситуаций",
финансирования            формируемый за счет отчислений страховщиков  на
                          мероприятия   по предупреждению    чрезвычайных
                          ситуаций,    финансовых    средств     резервов
                          предприятий  и   организаций   для   ликвидации
                          чрезвычайных    ситуаций, доходов   от оказания
                          экспертных услуг

 

Ожидаемые конечные      - в    результате     реализации        программы
результаты реализации     предусматривается:
программы                    снижение   затрат   бюджетных   средств   на
                          предупреждение    и    ликвидацию  чрезвычайных
                          ситуаций;
                             обеспечение  достаточного  уровня  страховой
                          защиты объектов производственного, социального,
                         культурного назначения, коммунального хозяйства,
                          транспорта    и  энергетики,    других     сфер
                          деятельности;
                             повышение    уровня    компенсации    потерь
                          населению    и     территориям,   обусловленным
                          техногенными  и  природными  рисками,   за счет
                             увеличение объема налоговых платежей за счет
                          развития деятельности страховых организаций  на
                          территории Брянской области;
                             обеспечение стабильности  страхового  рынка,
                          создание  системы   информационного обеспечения
                          органов государственного управления и населения
                          о результатах страховой защиты

 

Система организации     -  контроль   за   ходом   реализации   программы
контроля за               осуществляет главное  управление по делам  ГОЧС
исполнением программы     Брянской области.
                          Методическую   и   административную   помощь  в
                          исполнении      программы          осуществляет
                          координационный   совет по вопросам страхования
                          при  администрации области

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом

 

Программа "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" разработана в целях реализации Закона Брянской области "О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Программа направлена на повышение безопасности населения и территории Брянской области, изыскание местных финансовых и материальных ресурсов в целях создания внебюджетного резерва предупреждения чрезвычайных ситуаций, создание необходимых резервов у хозяйствующих субъектов для предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, создание страховых гарантий возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций населению и хозяйствующим субъектам в первую очередь по объектам жизнеобеспечения и градообразующим предприятиям.

На территории Брянской области имеются в большом количестве в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве радиационные, химические, биологические, пожароопасные и взрывоопасные производства, представляющие серьезную опасность для населения и окружающей природной среды. Возможность возникновения аварий на этих производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве производств имеет место высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется практически модернизация, ремонт и профилактические работы. В этих условиях проблема обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера сохраняет особую актуальность.

Для Брянской области наиболее значимой является проблема захоронения химических отходов. Не исследована возможность проникновения и миграции отравляющих веществ в грунтовые воды.

Вторым по важности источником возможных чрезвычайных ситуаций остается проблема выживаемости жилищно-коммунального хозяйства, содержания котельных и газового оборудования в городах и районах области. В жилищно-коммунальном хозяйстве области действуют 445 котельных, 67 водопроводных и 39 канализационных насосных станций. Протяженность водопроводных сетей составляет более 2261,1 км, тепловых - 753.7 км, канализационных - 734,5 км.

Существующие мощности систем жизнеобеспечения области недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Особую социальную опасность в осенне-зимний отопительный период могут создать аварии на системах теплоснабжения городов. Ветхость системы жизнеобеспечения стала фактом постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Только в 2003 году по этим причинам теплоснабжение населения области нарушалось 111 раз, энергоснабжение - 22 раза.

В городах и населенных пунктах имеет место дефицит воды в связи с недостаточной мощностью водозаборных сооружений и отсутствием необходимого резерва. Протяженность ветхих сетей в связи с отсутствием средств на капитальный ремонт и их реконструкцию из года в год нарастает и обусловливает увеличение числа аварий и перерывов подачи воды населению.

Источником возможных чрезвычайных ситуаций остаются и химически опасные объекты. На территории Брянской области насчитывается 45 действующих химически опасных объектов.

Причиной возможных чрезвычайных ситуаций является эксплуатация нефтеи газопроводов, проходящих по территории области и имеющих срок службы более 30 лет.

Гидротехнические сооружения по-прежнему остаются источниками чрезвычайных ситуаций. На территории области находится 591 гидротехническое сооружение, подавляющее количество из них имеет примитивное устройство, отдельные находятся в неудовлетворительном состоянии. Наиболее крупное гидротехническое сооружение -Брянская ГРЭС.

Как показывает анализ природных рисков, весенние половодья, сильные ветры, шквалы, обильные выпадения осадков с градом, засуха, а затем нередко затяжные дожди приводят к существенным разрушениям и повреждениям объектов социальной и производственной сферы, коммуникаций, мостов и гидротехнических сооружений, гибели сельскохозяйственных культур.

Госнадзорными органами совместно с главным управлением по делам ГОЧС Брянской области проводится систематическая работа по анализу возможных чрезвычайных ситуаций в области, принимаются меры по предупреждению и профилактике техногенных аварий. Проводится контрольно-надзорная работа. Из выявленных нарушений более 5 процентов составляют нарушения при производстве работ на химически опасных объектах, включая аммиачно-холодильные установки, объектах котлонадзора, газового надзора и подъемных сооружений.

Данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в Брянской области за последние годы показывают, что количество и масштаб последствий промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения.

В 2003 году зарегистрировано 4 крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, подлежащие государственному статистическому отчету. Заявленный ущерб составил 320,4 млн. рублей.

Дефицит средств не позволяет осуществлять в необходимом объеме инвестиции в мероприятия по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. По оценкам специалистов, минимально необходимые ежегодные затраты на обеспечение безопасности в природно-техногенной среде должны составить около 500 млн. рублей. В то же время объем средств, выделяемых на эти цели по различным статьям бюджетов, составляет около 1 процента от потребности.

Эффективным механизмом предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджет области и федеральный бюджет, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, замене изношенных производственных фондов может и должен стать механизм страхования.

Помимо непосредственного осуществления функции компенсации ущерба страхование является механизмом, стимулирующим проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы предусматривает сотрудничество страховых компаний с администрацией области и территориальными органами, осуществляющими контрольные и разрешительные функции в Брянской области, прежде всего с территориальными структурами МЧС России, Федерального горного и промышленного надзора России, Госатомнадзора России, Министерства по природным ресурсам Российской Федерации. Госнефтеинспекции России, Транспортной инспекции Минтранса России, Главгосэнергонадзора, Минтопэнерго России, Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и т.п.

Опыт работы со страховыми компаниями свидетельствует об организации взаимодействия страховщиков и государственных органов в виде:

реализации программ обязательного и добровольного страхования в установленном законом порядке;

совместного исследования причин возникновения и профилактики (предупреждения) чрезвычайных ситуаций;

участия в реализации программ страховой защиты населения и территорий, реализуемых на территории области;

использования финансовых средств страховых компаний как инвестиционного ресурса области.

В настоящее время деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регулируется соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

Вместе с тем, учитывая реально сложившуюся экономическую обстановку, природно-климатические особенности региона, высокую концентрацию источников повышенной опасности техногенного характера, уровень развития страховых услуг, решение задач страховой защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует системного подхода и последовательного решения множества мероприятий, то есть требует применения программного метода.

 

2. Цели и задачи программы

 

Главной целью программы является комплексное решение проблемы снижения природных и техногенных рисков при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан, общества, хозяйствующих субъектов, уровня безопасности окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций за счет страхования.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

завершение формирования сводного реестра опасных производственных объектов, расположенных на территории области, и определение на этой основе количественных характеристик основных техногенных рисков;

анализ статистических данных и определение количественных характеристик рисков при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, природных рисков, рисков в сфере природопользования;

осуществление прогноза социально-экономического развития области в части обеспечения безопасной жизнедеятельности и формирование системы исходных данных для оценки эффективности различных вариантов страховой защиты населения и территорий;

разработка мер правового и экономического регулирования для обеспечения эффективности страховой защиты населения и территорий от техногенных и природных рисков;

создание системы информационного обеспечения населения, предприятий и всех заинтересованных организаций по вопросам страхования;

обеспечение стабильности системы страхования за счет добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждения и пресечения монополизма, контроль за выполнением условий соглашений и других согласованных действий страховых организаций по реализации программы;

организация страхового воспитания населения и юридических лиц.

 

3. Сроки и этапы реализации программы

 

Программа рассчитана на 5 лет и выполняется в 2004-2008 годах. Исходя из достигнутых результатов, дальнейшее развитие страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет связано с разработкой мероприятий по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, финансируемых за счет внебюджетных средств.

Реализация программы по годам:

I - II кварталы 2004 г. - утверждение программы, доведение зданий до исполнителей, развертывание работ;

2004 - 2008 гг. - реализация программных мероприятий;

III - IV кварталы 2008 г. - подведение итогов реализации программы, разработка предложений по дальнейшему развитию страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

4. Программные мероприятия

 

Программа предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих достижение главной цели программы.

Система программных мероприятий состоит из четырех основных комплексов:

1. Система мер по формированию базы данных об источниках природных и техногенных рисков на территории, их мониторингу, оценке риска возникновения чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Система мер по управлению рисками.

3. Система мер по обеспечению страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения области от рисков природного и техногенного характера.

4. Система мер по созданию внебюджетных источников финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Реализация первого комплекса программных мероприятий предполагает формирование компьютерной информационно-аналитической базы данных об источниках техногенных, природных и экологических рисков, определение количественных характеристик рисков при эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, природных и экологических рисков, рисков в сфере водо- и природопользования, осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области.

Второй комплекс мероприятий направлен на обеспечение контроля за соблюдением условий выдачи лицензий по видам деятельности, представляющих опасность для третьих лиц и окружающей среды, за ходом декларирования безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, проверку готовности опасных производственных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Третий комплекс мероприятий предусматривает привлечение страховых компаний к участию в решении проблем страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Основной целью реализации мероприятий этого комплекса является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, а также максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Эти мероприятия позволят расширить региональный рынок страховых услуг, существенно увеличить объем страховых гарантий по защите населения и территорий, сформировать дополнительные источники финансовых средств для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Большое значение этому комплексу мероприятий придается в связи с тем, что на основе действующего страхового законодательства страховые компании могут:

финансировать реализацию предупредительных мероприятий по снижению страхуемых рисков;

создавать, накапливать и выплачивать средства по заключенным договорам при наступлении страховых случаев;

инвестировать часть свободных страховых резервов в региональные программы, проекты, ценные бумаги области и муниципальные ценные бумаги.

Четвертый комплекс программных мероприятий содержит мероприятия по формированию и использованию внебюджетных финансовых средств в регионе для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Источниками формирования резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" будут являться платные услуги, оказываемые главным управлением по делам ГОЧС Брянской области юридическим и физическим лицам, отчисления страховых компаний, а также благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц.

Предусматривается повышение ответственности хозяйствующих субъектов за безопасность эксплуатируемых ими опасных объектов, установление действенного контроля за реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, мер повышения готовности и обеспечения достаточности средств к локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирование соответствующих резервных фондов (резервов финансовых и материальных ресурсов).

Реализация мероприятий этого комплекса позволит профинансировать мероприятия, направленные на снижение риска аварий и повышение уровня промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости застрахованных объектов, создать эффективную систему проведения превентивных (предупредительных) мероприятий по управлению риском, уменьшению возможного ущерба жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде.

 

5. Условия привлечения страховщиков к реализации программы

 

Руководствуясь нормативными и методическими документами Российской Федерации, регламентирующими промышленную безопасность, безопасность гидротехнических сооружений и других опасных объектов, а также интересами страхователей и застрахованных лиц, для участия в реализации программы привлекаются страховщики, отвечающие следующим требованиям:

наличие лицензии Минфина России на осуществление видов страховой деятельности, обеспечивающих покрытие рисков, определенных настоящей программой;

соответствие финансового состояния страховых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о страховании, нормативным правовым актам федерального органа по надзору за страховой деятельностью;

наличие аккредитации администрации Брянской области;

размещение части свободных страховых резервов в программы (проекты) социально-экономического развития Брянской области;

формирование резерва средств для финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории области;

обеспечение финансовой устойчивости через перестрахование (сострахование) рисков, превышающих норматив собственного удержания, в страховых организациях, аккредитованных администрацией области для участия в реализации программы.

 

6. Ресурсное обеспечение программы

 

Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет резерва средств "Предупреждение чрезвычайных ситуаций", формируемого страховыми организациями и предприятиями (страхователями).

Основными источниками формирования резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" являются отчисления страховщиков на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, финансовые средства резервов предприятий и организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций, доходы от оказания экспертных услуг.

Разработка правовых документов и распорядительных решений осуществляется в рамках должностных обязанностей и финансированию не подлежит.

 

7. Аккредитация страховых организаций

 

Аккредитация страховых организаций для участия в реализации программы страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Положением о порядке получения страховыми организациями аккредитации администрации Брянской области на совместную работу по страхованию рисков в рамках региональных программ страхования, осуществляемых без привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов, утвержденным постановлением администрации области от 05.05.2000 N 205:

через процедуру квалификационного отбора - при страховании опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, находящихся в ведении предприятий и организаций всех форм собственности, кроме государственной и муниципальной;

через процедуру конкурсного отбора - при страховании опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, находящихся в ведении предприятий, организаций государственной и муниципальной форм собственности.

 

8. Механизм реализации программы

 

Помимо главного управления по делам ГОЧС Брянской области в реализации программы участвуют:

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие надзорную деятельность (по согласованию);

структурные подразделения администрации области;

страховые организации (участники реализации программы);

кредитные организации (участники реализации программы).

Участие надзорных органов в реализации программы в части обеспечения страховой защиты подконтрольных объектов осуществляется в соответствии с ведомственными распорядительными документами. Привлечение специалистов государственных учреждений к реализации программных мероприятий осуществляется в рамках их должностных обязанностей.

Идентификацию источников риска в сфере промышленной безопасности, природо- и водопользования, охраны окружающей среды, определение количественных характеристик возможного ущерба осуществляют экспертные организации, создаваемые при территориальных структурах Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, МЧС России.

Страховые организации участвуют в реализации мероприятий программы на принципах конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Реализация программы осуществляется на основе договоров, соглашений, определяющих условия и порядок страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, финансирования предупредительных мероприятий, размещения страховых резервов, договоров по использованию информации о природных и техногенных рисках на территории области, выполнению работ, оказанию услуг, поставок продукции.

Заказчик принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы, необходимые для реализации программы.

Главное управление по делам ГОЧС Брянской области:

организует разъяснительную работу среди субъектов хозяйствования и населения об экономической целесообразности и необходимости страхования рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

заключает соглашения со страховыми организациями по реализации данной программы страхования;

аккумулирует внебюджетные средства резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций";

разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на снижение и предупреждение рисков, за счет резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций";

контролирует ход реализации программных мероприятий.

Страховые компании:

осуществляют страховую защиту населения и территории области от природных и техногенных рисков;

перечисляют средства на формирование резерва "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в соответствии с Соглашением, заключенным с главным управлением по делам ГОЧС Брянской области:

участвуют в создании и ведении информационно-аналитической базы страховой защиты по природным и техногенным рискам на территории области.

Страхователи - предприятия и организации, эксплуатирующие опасные объекты, градообразующие предприятия и организации, эксплуатирующие объекты жизнеобеспечения, осуществляют страхование данных объектов.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие надзорную деятельность на территории области, представляют (по согласованию) в главное управление по делам ГОЧС Брянской области соответствующую информацию.

 

9. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации

 

Контроль за выполнением программы страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет главное управление по делам ГОЧС Брянской области.

Страховые организации, участвующие в реализации программы, ежеквартально информируют главное управление по делам ГОЧС Брянской области:

о суммах собранных страховых премий в рамках программы;

о средствах, перечисленных в резерв "Предупреждение чрезвычайных ситуаций";

о суммах свободных страховых резервов, размещенных в кредитно-финансовых учреждениях области на инвестиционные цели.

Кредитно-финансовым учреждениям, участвующим в реализации программы, рекомендуется ежеквартально информировать главное управление по делам ГОЧС Брянской области о направлении свободных страховых резервов в инвестиционные проекты предприятий области.

Главное управление по делам ГОЧС Брянской области ежеквартально готовит информацию о ходе реализации программы страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и информирует не реже двух раз в год координационный совет по вопросам страхования при администрации области.

 

Заключение

 

Показателями эффективности реализации программы являются:

максимальное обеспечение страховой защитой населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание резерва внебюджетных средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

активизация инвестиционного процесса на территории области;

рост налогооблагаемой базы и пополнение доходной части бюджета за счет расширения страхового поля:

создание системы информационного обеспечения органов государственного управления, местного самоуправления и населения о состоянии страховой защиты.

 

Программные мероприятия страховой защиты на селения и территории Брянской области от природных и техногенных рисков

 

N
п\п
Наименование
мероприятий
Исполнители Срок реализации Ожидаемые результаты
1. Формирование базы данных о техногенных, экологических и природных рисках и создание
системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия (страховые
случаи)
1.1. Формирование сводного
Реестра опасных
производственных
объектов,
гидротехнических
сооружений, хранилищ
токсичных отходов и
др. Контроль его
полноты и качества
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, Брянский отдел
по котлогазовому надзору
и надзору за подъемными
сооружениями управления
Приокского округа
Госгортехнадзора России
(по согласованию), отдел
инспекции радиационной
безопасности в народном
хозяйстве Смоленской,
Курской и Брянской
областей ЦМТО
Федеральной службы по
атомному надзору (по
согласованию), филиал
ФГУ "УГЭН по Западному
региону" в Брянской
области (по
согласованию), Брянское
отделение Российской
транспортной инспекции
(по согласованию),
главное управление
природных ресурсов и
охраны окружающей среды
Министерства природных
ресурсов Российской
Федерации по Брянской
области (по
согласованию)
Постоянно Ускорение процесса
регистрации
предприятии и
организаций,
обязанных
лицензировать свою
деятельность и
страховать
ответственность за
причинение вреда
населению и
территориям области
1.2. Осуществление
мероприятий по
определению
количественных
характеристик
техногенных и
природных рисков, а
также рисков при
различных сценариях
аварий
гидротехнических
сооружений с
привлечением
специализированных
организаций
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, Брянский отдел
по котлогазовому надзору
и надзору за подъемными
сооружениями управления
Приокского округа
Госгортехнадзора России
(по согласованию), отдел
инспекции радиационной
безопасности в народном
хозяйстве Смоленской,
Курской и Брянской
областей ЦМТО
Федеральной службы по
атомному надзору (по
согласованию), филиал
ФГУ "УГЭН по Западному
региону" в Брянской
области (по
согласованию), Брянское
отделение Российской
транспортной инспекции
(по согласованию),
главное управление
природных ресурсов и
охраны окружающей среды
Министерства природных
ресурсов Российской
Федерации по Брянской
области (по
согласованию)
2004-2008 гг. Определение лимита
ответственности
предприятий и
организаций,
эксплуатирующих
опасные
производственные
объекты и
гидротехнические
сооружения для
принятия
управленческих
решений по
предупреждению и
локализации
чрезвычайных ситуаций
1.3. Осуществление
мониторинга и
прогнозирования
чрезвычайных ситуаций
на территории области
Центр мониторинга и
прогнозирования главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области
2004-2008 гг. Своевременное
получение прогнозов
возникновения и
развития чрезвычайных
ситуаций, подготовка
и проведение
предупредительных
мероприятий
1.4. Наполнение электронной
карты Брянской области
сведениями о населении
и территориях,
подверженных
воздействию опасных
производственных
объектов, влиянию
опасны геологических и
гидрометеорологических
процессов и явлений
Центр мониторинга и
прогнозирования главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области
2004-2008 гг. Получение
своевременной и
объективной
информации для
прогнозирования
возникновения и
развития чрезвычайных
ситуаций
1.5. Корректировка паспорта
безопасности Брянской
области в соответствии
с ГОСТом Р22.2.03-97
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области
2004 г. Использование в целях
наполнения
информацией
электронной карты
области и управления
рисками
1.6. Разработка комплекса
мероприятий по
снижению степени риска
и предупреждению
чрезвычайных ситуаций
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, Брянский отдел
по котлогазовому надзору
и надзору за подъемными
сооружениями управления
Приокского округа
Госгортехнадзора России
(по согласованию), отдел
инспекции радиационной
безопасности в народном
хозяйстве Смоленской,
Курской и Брянской
областей ЦМТО
Федеральной службы по
атомному надзору (по
согласованию), главное
управление природных
ресурсов и охраны
окружающей среды
Министерства природных
ресурсов Российской
Федерации по Брянской
области (по
согласованию), филиал
ФГУ "УГЭН по Западному
региону" в Брянской
области (по
согласованию), Брянское
отделение Российской
транспортной инспекции
(по согласованию)
2004 г. Снижение вероятности
возникновения
чрезвычайных
ситуаций, повышение
эффективности
использования
внебюджетных денежных
средств для
финансирования
предупредительных
мероприятий
2. Мероприятия по управлению рисками
2.1. Уточнение и при
необходимости
переработка планов
действий по предупре-
ждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
на объектах экономики
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, руководители
предприятий,
эксплуатирующих опасные
производственные объекты
2004 г. Устранение или
минимизация рисков
возникновения
чрезвычайных ситуаций
2.2. Обеспечение контроля
за соблюдением условий
выдачи лицензий по
видам деятельности,
представляющих
опасность для третьих
лиц и окружающей
среды, в соответствии
с законодательством
Российской Федерации
Инспекция главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области,
Брянский отдел по
котлогазовому надзору и
надзору за подъемными
сооружениями управления
Приокского округа
Госгортехнадзора России
(по согласованию), отдел
инспекции радиационной
безопасности в народном
хозяйстве Смоленской,
Курской и Брянской
областей ЦМТО Федеральной
службы по атомному
надзору (по
согласованию), главное
управление природных
ресурсов и охраны
окружающей среды
Министерства природных
ресурсов Российской
Федерации по Брянской
области (по
согласованию), филиал ФГУ
"УГЭН по Западному
региону" в Брянской
области (по
согласованию), Брянское
отделение Российской
транспортной инспекции
(по согласованию),
комитет лицензирования
Брянской области
В соответствии
с графиком
Формирование Реестра
лицензий. Выполнение
условий
лицензирования,
подтверждающих
безопасность
эксплуатации
объектов. Выполнение
установленных
требований об
обязательном
страховании
гражданской
ответственности за
причинение вреда
организациями-лицен-
зиатами.
Инициирование
добровольного
страхования
гражданской
ответственности за
причинение вреда
населению, другим
объектам экономики и
окружающей среде
2.3. Контроль за ходом
декларирования
безопасности опасных
производственных
объектов и
гидротехнических
сооружений
Центр мониторинга и
прогнозирования главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области,
инспекция главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области,
Брянский отдел по
котлогазовому надзору и
надзору за подъемными
сооружениями управления
Приокского округа
Госгортехнадзора России
(по согласованию), отдел
инспекции радиационной
безопасности в народном
хозяйстве Смоленской,
Курской и Брянской
областей ЦМТО Федеральной
службы по атомному
надзору (по
согласованию), главное
управление природных
ресурсов и охраны
окружающей среды
Министерства природных
ресурсов Российской
Федерации по Брянской
области (по
согласованию), филиал ФГУ
"УГЭН по Западному
региону" в Брянской
области (по
согласованию), Брянское
отделение Российской
транспортной инспекции
(по согласованию)
В соответствии
с графиком
Обеспечение
всестороннего анализа
техногенных рисков в
целях обеспечения
надежной
страховой защиты
населения и
территорий Брянской
области
2.4. Оценка готовности
опасных
производственных
объектов к локализации
и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
и выдача
соответствующих
заключений в порядке,
установленном приказом
МЧС России от 26.05.99
N 284
Центр мониторинга и
прогнозирования главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области,
инспекция главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области
В соответствии
с планом
основных
мероприятий по
предупреждению
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Устранение или
минимизация возможных
отрицательных
последствий риска,
повышение роли
лицензирования в
решении вопросов
предупреждения
чрезвычайных ситуаций
3. Мероприятия по обеспечению страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения
области от рисков природного и техногенного характера
3.1. Обеспечение контроля
за наличием
действующего
страхового полиса при
проведении
периодических проверок
предприятий,
эксплуатирующих
опасные объекты, и
гидротехнических
сооружений
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, Брянский отдел
по котлогазовому надзору
и надзору за подъемными
сооружениями управления
Приокского округа
Госгортехнадзора России
(по согласованию), отдел
инспекции радиационной
безопасности в народном
хозяйстве Смоленской,
Курской и Брянской
областей ЦМТО Федеральной
службы по атомному
надзору (по
согласованию), главное
управление природных
ресурсов и охраны
окружающей среды
Министерства природных
ресурсов Российской
Федерации по Брянской
области (по
согласованию), филиал ФГУ
"УГЭН по Западному
региону" в Брянской
области (по
согласованию), Брянское
отделение Российской
транспортной инспекции
(по согласованию),
комитет лицензирования
Брянской области
В соответствии
с графиком
Осуществление
эксплуатации опасных
производственных
объектов и
гидротехнических
сооружений только при
наличии договора
обязательного
страхования
ответственности
3.2. Осуществление
страхования
гражданской
ответственности в
рамках Федеральных
законов от 21.07.97 N
116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных
производственных
объектов" и от
21.07.97 N 117-ФЗ
безопасности
гидротехнических
сооружений" при:
эксплуатации опасных
производственных
объектов и
гидротехнических
сооружений;
обращении с опасными
токсичными отходами;
деятельности в сфере
нефтепродукто-обеспе-
чения и
энергообеспечения;
перевозке опасных
грузов
Предприятия-страхователи,
страховые компании на
основании заключенных
договоров страхования (по
согласованию)
Постоянно Развитие страхования
гражданской
ответственности
хозяйствующих
субъектов за
причинение вреда
населению и
окружающей природной
среде при
эксплуатации опасных
объектов
3.3. Разработка и
реализация комплекса
мероприятий по
снижению рисков
чрезвычайных ситуаций
и смягчению их
последствий на
застрахованных
предприятиях и
территории области за
счет резерва
внебюджетных средств
"Предупреждение
чрезвычайных ситуаций"
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, комитет по
экономической политике
Брянской области
2004-2005 гг. Рациональное
размещение и
использование
внебюджетных средств
на предупредительные
мероприятия
3.4. Создание и ведение
информационно-аналити-
ческой базы (банка)
данных о состоянии
страховой защиты
населения и территории
области от
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области
Постоянно Создание банка данных
по страхованию
3.5. Проверка вопросов
организации страховой
защиты в ходе учений,
тренировок, занятий и
инспекций по вопросам
ГО и ЧС и
муниципальных
образованиях,
предприятиях и
организациях
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области
В соответствии
с планом
основных
мероприятий по
предупреждению
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Отработка
взаимодействия
органов управления
муниципальных
образований,
руководителей
предприятий и
организаций с
представителями
главного управления
ГОЧС Брянской области
и страховых
организаций
3.6. Организация работы со
СМИ по вопросам
страховой защиты на
областном и
муниципальном уровнях,
организация "круглых
столов" с
корреспондентами СМИ,
выступления в СМИ с
отчетами о выполнении
программы
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, страховые
компании, отдел
пресс-службы
администрации области
2004 -2008 гг. Повышение
информированности
населения о страховой
защите, формирование
общественного мнения
3.7. Информационно-аналити-
ческое обеспечение
администрации Брянской
области об итогах
страховой защиты
населения и территории
от чрезвычайных
ситуаций
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области
2 раза в год Контроль за ходом
реализации программы
4. Создание внебюджетных источников финансирования мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций
4.1. Формирование
внебюджетного резерва
средств
"Предупреждение
чрезвычайных ситуаций"
для финансирования
предупредительных
мероприятий за счет
отчислений страховых
организаций,
участвующих в
реализации программы
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, страховые
организации
Постоянно Оперативное
финансирование
мероприятий по
предупреждению
чрезвычайных ситуаций
4.2. Контроль за
реализацией
предприятиями и
организациями,
эксплуатирующими
потенциально опасные
объекты, мер по:
предупреждению и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
созданию и подготовке
аварийно-спасательных
формирований; созданию
резервов материальных
и финансовых средств
для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Инспекция главного
управления по делам ГОЧС
Брянской области
2004-2008 гг. Создание планов по
предупреждению и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций, обеспечение
готовности
предприятий к
ликвидации
чрезвычайных ситуаций
4.3. Осуществление мер по
необходимому
финансовому
обеспечению
застрахованных
объектов,
представляющих угрозу
населению и
территории, с целью
предотвращения
возможного ущерба
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области, страховые
организации
2004-2008 гг. Снижение нагрузки на
бюджет,
гарантированное
возмещение ущерба
третьим лицам в
случае аварии на
опасном
производственном
объекте
4.4. Создание и ведение
информационной системы
о наличии, составе и
использовании ресурсов
финансовых и
материальных средств
для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
на территории области
Главное управление по
делам ГОЧС Брянской
области
Постоянно Банк данных для
принятия решений по
предупреждению и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Постановление Администрации Брянской области от 1 июля 2004 г. N 375 "О программе "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы"

 

Текст постановления опубликован в газете "Брянская неделя" от 15 июля 2004 г. N 28

 

Постановлением Правительства Брянской области от 15 января 2024 г. N 9-П настоящий документ признан утратившим силу с 22 января 2024 г.

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Администрации Брянской области от 29 марта 2006 г. N 201