Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 5. Процедура признания граждан малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма
1. При определении прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, на постановку на учет как малоимущих органом местного самоуправления осуществляется предварительный отбор в целях исключения постановки на учет в качестве малоимущих семей и одиноко проживающих граждан-заявителей, уровень среднемесячных доходов или стоимость имущества которых превышают пороговые значения размеров среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя (далее - пороговое значение дохода), означающие, что данная семья или одиноко проживающий гражданин-заявитель в состоянии приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.
Полномочия по оценке доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления, уполномоченные вести учет и распределение жилой площади в муниципальных образованиях.
Пороговые значения дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, подлежащего налогообложению, определяются органом местного самоуправления с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и других факторов.
Пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, подлежащего налогообложению, для целей признания граждан малоимущими устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Пороговые значения дохода пересматриваются с периодичностью в один год.
2. Органы местного самоуправления устанавливают расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилых помещений по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Данный расчетный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, количества членов семьи (либо используется уже готовый показатель нормы предоставления для семей разного размера) и установленной в данном муниципальном образовании решением органа местного самоуправления средней расчетной рыночной цены 1 кв. метра площади жилого помещения, соответствующего средним условиям данного муниципального образования и обеспеченности коммунальными услугами в соответствии с актами федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
СЖ = НП х РС х РЦ, где:
СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помеще-
ния по норме предоставления жилого помещения по договору социального
найма;
HП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;
PC - размер семьи;
РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного кв. метра жилья.
Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилого помещения не ниже нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, устанавливаются органом местного самоуправления исходя из потенциальной возможности приобретения гражданами жилого помещения по норме предоставления за счет собственных средств на основе следующих критериев:
1) порог стоимости имущества принимается равным расчетному показателю рыночной стоимости жилого помещения;
2) порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется исходя из:
а) либо уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ (первый вариант), который определяется по формуле:
-КП
0,7 х СЖ х ПС / (1 - (1 + ПС) )
ПД = ----------------------------------, где:
0,3 х РС
ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходяще-
гося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного
кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помеще-
ния по расчетной стоимости (СЖ);
ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь);
КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество
месяцев);
0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры;
0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным до-
ходом;
Законом Брянской области от 13 августа 2007 г. N 125-З в подпункт "б" пункта 2 статьи 5 внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
б) либо размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для накопления средств на приобретение жилого помещения по расчетной стоимости СЖ с учетом установленного в данном муниципальном образовании среднего периода накоплений, который может быть принят равным среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (второй вариант). При этом накопления не могут производиться при доходе, равном или меньше некоторого порогового уровня (установленного в регионе среднего прожиточного минимума или иного минимального размера доходов, установленного органами местного самоуправления для данных целей).
В данном случае принимается следующая формула для определения порога размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи:
ПД = (СЖ / ПН) / РС + ПМ, где
ПН - установленный период накоплений (в месяцах), который может быть
равен среднему времени ожидания в очереди на получение жилого поме-
щения муниципального жилищного фонда по договору социального найма;
ПМ - среднемесячный минимальный уровень дохода на одного человека (про-
житочный минимум на одного члена семьи или иной минимальный уровень
дохода (например, двукратный прожиточный минимум), установленный ор-
ганами местного самоуправления. С учетом сложившихся в муниципальном
образовании размеров доходов населения, обеспечивающих социально
приемлемые стандарты проживания, устанавливается минимальный уровень
дохода в расчете на одного человека.
Первый вариант может быть применен для территорий, где имеется возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения.
Второй вариант может быть применен для муниципальных образований, где отсутствует возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения.
3. Семьи или одиноко проживающие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не могут быть поставлены на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, если:
а) размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, больше или равен установленному пороговому значению дохода;
Законом Брянской области от 13 августа 2007 г. N 125-З подпункт "б" пункта 3 статьи 5 изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
б) исчисленная стоимость налогооблагаемого имущества больше или равна установленному порогу стоимости имущества.
4. После предварительного отбора по указанным в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи критериям заявителей на постановку на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, органы местного самоуправления используют следующую процедуру окончательного признания граждан малоимущими для указанных целей, которая состоит из нескольких этапов:
а) определение недостающих у семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя средств для приобретения жилого помещения в размере не ниже нормы предоставления.
На данном этапе определяется потребность семьи в средствах на приобретение жилого помещения с учетом оценки имеющегося имущества: из полученной оценки размера денежных средств, исходя из расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, вычитается определенный уполномоченным органом размер стоимости имущества семьи заявителя, подлежащего налогообложению и учитываемого при определении прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма:
ПЖ = СЖ - И, где:
ПЖ - потребность в средствах на жилье;
И - размер стоимости имущества, принадлежащего семье гражданина-заяви-
теля, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граж-
дан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставле-
ния жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам
социального найма.
ПЖ составляет объем средств, недостающих у семьи или одиноко проживаю-
щего гражданина-заявителя для приобретения жилого помещения в разме-
ре не ниже нормы предоставления жилого помещения муниципального жи-
лищного фонда при условии продажи ими своего имущества;
б) оценка возможности получения гражданами ипотечного кредита.
На этом этапе оцениваются возможности граждан по получению недостающих средств (ПЖ) в банке в виде целевого кредита на приобретение или строительство жилого помещения.
Для оценки возможности семьи гражданина-заявителя получить ипотечный кредит определяется сумма ежемесячного платежа по ипотечному кредиту (ПЛТ) при предоставлении кредита в размере потребности семьи в средствах на жилое помещение по формуле:
ПЖ х ПС
ПЛТ = ------------------
-КП
1 - (1 + ПС)
После чего производится проверка доступности необходимой суммы кредита, то есть возможности семьи производить ежемесячное погашение кредита в размере ПЛТ, с использованием коэффициентов П/ДС, О/ДС:
1) П/ДС < = 30 %, где:
П - ежемесячные жилищные расходы заемщика, включая ежемесячный платеж по
основному долгу и выплату процентов по ипотечному жилищному кредиту,
ежемесячные платежи по налогам на имущество, ежемесячные платежи по
страхованию недвижимого имущества, а также страхованию жизни заемщи-
ка;
ДС - среднемесячный совокупный доход семьи (за вычетом подоходного
налога);
2) О/ДС < = 40 %, где:
О - общая сумма обязательных ежемесячных платежей, включая расходы,
связанные как непосредственно с выплатой кредита (П), так и с други-
ми имеющимися у него долгосрочными (как правило, свыше одного года)
обязательствами (потребительскими кредитами, прочими долговыми обя-
зательствами, а также алиментами и другими регулярными обязательными
платежами, связанными с содержанием иждивенцев, с медицинским стра-
хованием здоровья или пенсионными накоплениями (дополнительно на ос-
нове контрактов и договоров), со страхованием другого движимого и
недвижимого имущества).
В результате определяется оценка платежеспособности семьи гражданина-заявителя для целей получения ипотечного кредита.
Положительная оценка не означает реальной возможности гражданина-заявителя получить ипотечный кредит. При положительной оценке рекомендуется проводить также оценку возможности накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения.
Для органов местного самоуправления, где нет возможности получения ипотечного кредита, настоящий подпункт не применяется;
в) оценка возможности накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения.
Оценка возможности накопления недостающих средств заявителем и членами его семьи проводится исходя из рассчитанных данных о среднемесячном совокупном доходе семьи (ДС). При этом накопления не могут производиться при доходе, равном или меньше некоторого среднемесячного минимального уровня (СПМ) (установленного в регионе среднего прожиточного минимума или иного минимального размера доходов, установленного органами местного самоуправления для данных целей). Максимально возможный размер совокупного дохода, вменяемый семье в качестве накоплений, исчисляется по формуле:
Н = (ДС - СПМ) х ПН, где:
Н - размер возможных семейных накоплений за установленный период накоп-
лений;
ДС - среднемесячный совокупный доход семьи;
СПМ - среднемесячный минимальный уровень в расчете на семью.
Для оценки возможности накопления гражданами недостающих средств для приобретения жилого помещения производится сопоставление размера недостающих средств (ПЖ) и размера возможных семейных накоплений (Н) для приобретения жилого помещения. При значении ПЖ, превышающем значение Н, дается отрицательная оценка, при равном значении или ниже - положительная;
г) принятие решения о признании граждан малоимущими.
На последнем этапе принимается решение о признании граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущими, если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению (ПЖ > Н), а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения (П/ДС > 30 % или О/ДС > 40 %).
Если возможности семьи по накоплению средств равны или превышают размер недостающих средств (Н > = ПЖ), принимается решение об отказе в признании гражданина-заявителя малоимущим.
Если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению (ПЖ > Н), но семья может претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения (П/ДС < = 30 %, О/ДС < = 40 %), то конкретное решение о признании или непризнании гражданина-заявителя малоимущим принимается в зависимости от степени развития в данном муниципальном образовании рынка жилищного кредитования на цели приобретения или строительства жилого помещения, которая определяется:
наличием кредитных организаций, обеспечивающих кредитование приобретения жилья (ипотека, долевое строительство, жилищно-накопительные кооперативы);
наличием региональных или муниципальных программ по субсидированию жилищных кредитов;
конкретным решением банка о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданину-заявителю кредита на приобретение или строительство жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.