Постановление Брянской областной Думы
от 24 августа 1995 г. N 189
"О Положении о порядке ведения лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд"
27 мая 1999 г.
Законом Брянской области от 9 апреля 2008 г. N 26-З настоящее постановление признано утратившим силу
Брянская областная Дума, рассмотрев материалы комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Брянской области, отмечает серьезные нарушения природоохранного законодательства в части охраны, использования и воспроизводства защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд на территории области.
Основной причиной сложившегося положения является отсутствие правовых актов, регулирующих порядок использования защитных лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, их конкретных владельцев, а также данных об их количественном и качественном составе.
Брянская областная Дума постановила:
1. Положение о порядке ведения лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, утвердить (прилагается).
2. Предложить администрации области:
- принять постановление о проведении единовременной по области инвентаризации защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд;
- утвердить порядок проведения инвентаризации и состав областной комиссии по ее проведению;
- предложить райгорадминистрациям на основе материалов инвентаризации принять решение о передаче в долгосрочное пользование защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, конкретным владельцам.
3. Комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов области совместно с Управлением лесами и П О "Брянскмежхозлес" в месячный срок разработать инструкцию о порядке проведения единовременной инвентаризации защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд.
4. До завершения инвентаризации и передачи названных насаждений конкретным владельцам запретить проведение в указанных насаждениях всех видов рубок без согласования с комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Брянской области.
5. Поручить комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов области опубликовать "Положение" в средствах массовой информации.
Первый зам.председателя |
С.Н. Понасов |
Положение
о порядке ведения лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд на территории Брянской области
(утв. постановлением Брянской областной Думы от 24 августа 1995 г. N 189)
27 мая 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" Основами лесного законодательства Российской Федерации и другими нормативными актами Российской Федерации, определяет единый порядок ведения лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд на территории Брянской области, и направлено на сохранение и улучшение их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств.
1.2. К защитным лесным насаждениям и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящим в лесной фонд, на которые распространяется настоящее Положение, относятся:
- защитные лесные насаждения и другая древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения (куртины леса в оврагах и балках, полезащитные полосы и т.п., в том числе на землях, переданных коллективам, гражданам в аренду и долгосрочное пользование);
- защитные лесные насаждения на полосах отвода вдоль железных автомобильных дорог и каналов;
- озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам (парки, скверы, аллеи, внутриквартальные зеленые насаждения и т.п.).
1.3. Решения городских, районных, поселковых и сельских администраций по вопросам использования насаждений, не входящих в лесной фонд, не должны противоречить настоящему Положению.
1.4. Положение о порядке ведения лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, является обязательным для всех владельцев указанных насаждений, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Учет защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в леской фонд. Лесоустройство
2.1. Для анализа количественного и качественного состава, организации охраны, защиты, воспроизводства и использования защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, один раз в 10 лет проводится инвентаризация указанных насаждений.
2.2. В защитных лесных насаждениях на полосах отвода вдоль железных дорог один раз в 10 лет проводится лесоустройство.
3. Компенсация Администрации области в части использования защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
3.1. Установление порядка проведения инвентаризации защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд.
3.2. Принятие решений об определении владельцев защитных лесных насаждений на полосах отвода вдоль автомобильных и железных дорог.
3.3. Осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой насаждений, не входящих в лесной фонд, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений, организаций, деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на указанные насаждения.
3.4. Организация выполнения мероприятий по охране насаждений от пожаров и защите их от вредителей и болезней.
3.5. Организация экологического воспитания, образования и просвещения в части, касающейся охраны и использования насаждений, не входящих в лесной фонд.
3.6. Установление минимальных ставок лесных податей,предоставление льгот или полное освобождение от уплаты лесных податей отдельным владельцам.
4. Компетенция горраиадминистрации в части использования защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
4.1. Организация проведения инвентаризации насаждений, не входящих в лесной фонд.
4.2. Принятие решений об определении владельцев защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд(за исключением защитных лесных насаждений на полосах отвода вдоль автомобильных и железных дорог).
4.3. Организация выполнения мероприятий по охране насаждений, не входящих в лесной фонд, от пожаров, самовольных рубок, защите их от вредителей и болезней.
4.4. Установление ставок лесных податей по каждой категории насаждений, не входящих в лесной фонд.
4.5. Принятие решений о проведении всех видов рубок в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд, за исключением защитных лесных насаждений на полосах отвода вдоль железных и автомобильных дорог.
5. Полномочия органов охраны окружающей среды и природных ресурсов в части охраны и использования защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
5.1. Должностные лица комитетов охраны окружающей среды и природных ресурсов являются государственными инспекторами по охране защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, и, в соответствии с Законом и настоящим Положением, имеют право:
а) проверять документы на право проведения лесохозяйственных мероприятий в насаждениях, не входящих в лесной фонд;
б) задерживать лиц, виновных в уничтожении или повреждении указанных насаждений, и составлять материалы о нарушении настоящего Положения;
в) привлекать, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", к административной ответственности лиц, виновных в уничтожении или повреждении защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд;
г) вносить предложения органам исполнительной власти о приостановлении хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций, учреждений, наносящих вред насаждениям, не входящим в лесной фонд;
д) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании ущерба, нанесенного окружающей природной среде, в результате нарушения установленного порядка ведения лесного хозяйства в насаждениях, не входящих в лесной фонд;
е) вносить предложения администрации области о лишении права владения защитными лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, и передаче их другим владельцам.
5.2. Для осуществления контроля за охраной и использованием насаждений, не входящих в лесной фонд, органы охраны окружающей среды и природных ресурсов привлекают специалистов Управления лесами области, государственных и межхозяйственных лесхозов, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, других организаций и ведомств.
6. Функции владельцев защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
6.1. Учет насаждений.
6.2. Проведение, на основании решений городских, районных администраций и по согласованию с комитетами охраны окружающей среды и природных ресурсов, рубок ухода, лесовозобновительных, санитарных и прочих рубок.
6.3. Проведение лесовосстановительных работ, противопожарных мероприятий, пресечение незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, загрязнения насаждений химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходзми и отбросами.
Осуществление мероприятий по защите насаждений от вредителей и болезней в соответствии с "Санитарными правилами в лесах Российской Федерации".
7. Организация лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд
Постановлением Брянской областной Думы от 27 мая 1999 г. N 2-799 пункт 7.1 настоящего Положения изложен в новой редакции
7.1. Ведение лесного хозяйства в насаждениях, не входящих в лесной фонд, должно быть направлено на сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств, а также на обеспечение электробезопасности населения при прохождении линий электропередачи через указанные насаждения.
7.2. Владельцы насаждений, не входящих в лесной фонд, обязаны иметь проект проведения лесохозяйственных мероприятий, разработанный специализированными организациями и согласованный с областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
7.3. В защитных лесных насаждениях на полосах отвода вдоль железных дорог проводится лесоустройство специализированными лесоустроительными организациями.
7.4. Рубки ухода и другие рубки в насаждениях, не входящих в лесной фонд, проводятся в соответствии с существующей нормативной базой, инструкциями Федеральной службы лесного хозяйства и по согласованию с гослесхозами и комитетами охраны окружающей среды и природных ресурсов.
7.5. Лесохозяйственные мероприятия в защитных лесных насаждениях на полосах отвода вдоль железных дорог проводятся на основе материалов лесоустройства, а также рекомендаций и наставлений Федеральной службы лесного хозяйства и Министерства путей сообщения и по согласованию с областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
7.6. Основным документом, разрешающим рубки ухода, другие рубки в насаждениях, не входящих в лесной фонд, является лесорубочный билет. Никакие другие письменные или устные распоряжения на рубку недействительны.
В лесорубочном билете предусматриваются: место нахождения насаждений, количественная и качественная характеристики вырубаемой древесины, сроки производства работ, условия и способы восстановления насаждений и очистки мест рубок.
Лесорубочные билеты выдаются только гослесхозами на основе договоров с владельцами насаждений.
Без выписки лесорубочного билета может производиться рубка зависших деревьев, угрожающих движению железнодорожного и автомобильного транспорта, жизни людей, с последующим оформлением в течение 10 дней.
7.7. Владельцы насаждений ведут необходимую документацию по их учету/ использованию и проведению лесохозяйственных мероприятий.
7.8. На территории области лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, приравниваются по категории защитности к особо охраняемым территориям и лесам первой группы.
7.9. Передача насаждений, не входящих в лесной фонд, от одного владельца другому или их ликвидация, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по решению администрации области и по согласованию с органами охраны окружающей природной среды.
Нумерация приводится в соответствии с источником
7.9. Проекты строительства объектов, на землях, занятых насаждениями, не входящими в лесной фонд, подлежат экологической экспертизе или согласованию с областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
7.10. Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой и использованием насаждений, не входящих в лесной фонд, осуществляется, в соответствии с положением о госконтроле, управлением лесами области, гослесхозами, областным и районными комитетами охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Органы лесного хозяйства области, совместно с органами охраны окружающей среды и природных ресурсов, проводят ежегодные проверки соблюдения норм и правил организации и ведения хозяйства в насаждениях, не входящих в лесной фонд.
8. Пребывание граждан в защитных лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд
8.1. Граждане имеют право пребывать в насаждениях, не входящих в лесной фонд, для отдыха, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, для сбора ягод и грибов.
Заготовка живицы, метлы, березового сока в насаждениях, не входящих в лесной фонд, без выписки лесного билета, запрещаете Лесной билет выписывается гослесхозом.
8.2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в насаждениях, не допускать повреждений и порубок деревьев и кустарников, лесных культур, засорения насаждений, разорения муравейников, гнезд птиц и других лесонарушений.
9. Воспроизводство, охрана и защита лесных насаждений, другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
9.1. В целях повышения защитных функций лесных насаждений
другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, должны проводиться работы по их восстановлению.
9.2. Определение и выполнение работ по восстановлению насаждений, не входящих в лесной фонд, осуществляется владельцами насаждений самостоятельно или по договорам с гослесхозами.
Владельцы защитных насаждений на полосах отвода вдоль железных дорог указанные работы проводят на основе материалов лесоустройства и с учетом рекомендаций органов лесного хозяйства, министерства путей сообщения Российской Федерации.
Владельцы озеленительных насаждений разрабатывают проекты реконструкции и возобновления, в которых, в соответствии с ролью насаждений, предусматриваются необходимые лесовосстановительные мероприятия.
Проекты согласовываются комитетами охраны окружающей среды и природных ресурсов и проходят экологическую экспертизу.
При этом должна быть обеспечена сохранность и своевременное воспроизводство кедра, дуба, клена, других ценных древесных пород, повышение их продуктивности и защитных свойств.
9.3. Все насаждения, не входящие в лесной фонд, подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред насаждениям, а также защите их от вредителей и болезней.
9.4. Органы исполнительной власти организуют через владельцев насаждений осуществление мероприятий по их охране и защите.
9.5. Владельцы насаждений, не входящих в лесной фонд, приказом по предприятию назначают ответственных лиц за их состояние и охрану, а владельцы насаждений площадью более 10 га приказом
по предприятию создают специальные службы (подразделения) по их охране, защите и проведению в них лесохозяйственных мероприятий.
10. Ответственность за несоблюдение настоящего положения
10.1. За нарушение, совершенное в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, физические и юридические лица, в том числе владельцы указанных насаждений, несут ответственность, установленную законодательством за уничтожение или повреждение лесов особо охраняемых природных территорий, что в соответствии с Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от одного до двадцати, а на должностных лиц от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда в Российской Федерации.
10.2. Юридические и физические лица, согласно Законам РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об особо охраняемых природных территориях", несут материальную ответственность в случаях:
- самовольной (безбилетной) рубки деревьев;
- рубки деревьев в объемах, превышающих объемы, указанные в лесорубочных билетах;
- нарушения сроков и мест рубок деревьев, указанных в лесорубочном билете;
- повреждения растущих деревьев и кустарников, как до степени прекращения, так и не до степени прекращения роста;
- самовольной рубки буреломных, ветровальных и сухостойных деревьев;
- уничтожения или повреждения защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, в результате поджога, небрежного обращения с огнем;
- повреждения насаждений, не входящих в лесной фонд, промышленными отходами, химикатами, сточными водами, повлекшими снижение их продуктивности, защитных свойств или усыхание;
- уничтожения или повреждения лесных культур, а также молодняков естественного происхождения и самосева;
- самовольного (безбилетного) сенокошения и пастьбы скота в насаждениях, не входящих в лесной фонд;
- самовольного сбора орехов и плодов в озеленительных насаждениях городов и поселках.
10.3. Налагать денежный штраф на лиц, виновных в нарушении настоящего Положения, имеют право:
- областной и районные комитеты охран окружающей среды и природных ресурсов;
- административные комиссии при райгорадминистрациях.
10.4. В случаях отказа нарушителей от добровольной уплаты, материалы о привлечении их к материальной ответственности в установленном законодательством порядке передаются в народные суды.
Основным документом, свидетельствующим о нарушении настоящего Положения, является акт-протокол, который составляется в присутствии нарушителя.
При необнаружении нарушителя на месте, отказе его явиться для участия в составлении акта-протокола или при отказе от подписания акта-протокола, об этом делается оговорка в акте-протоколе, причем такой акт-протокол считается надлежаще оформленным.
10.5. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1992 N 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причененный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в Российской Федерации" за нарушение настоящего Положения с нарушителей взыскивается неустойка на основании исков областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Неустойка взыскивается с предприятий и организаций, независимо от форм собственности, в том числе и с владельцев насаждений не входящих в лесной фонд, в следующих размерах;
- самовольная (безбилетная)рубка деревьев и кустарников-сорокократная таксовая, стоимость срубленной древесины;
- рубка деревьев в объемах, превышающих объемы, указанные в лесорубочных билетах-сорокократная таксовая стоимость древесины/ вырубленной сверх указанных в лесобилете объемов;
- нарушение сроков и мест рубок деревьев, указанных в лесобилетах - двенадцатикратная стоимость срубленной древесины;
- повреждение растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста - сорокократная стоимость поврежденной древесины;
- повреждение деревьев не до степени прекращения роста - шестнадцатикратная таксовая стоимость древесины поврежденных деревьев;
- рубка буреломных, ветровальных деревьев, самовольная порубка сухостойных деревьев - 100 процентов размера взысканий за ущерб незаконной порубкой растущих деревьев;
- уничтожение или повреждение насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате поджога, небрежного обращения с огнем или проведения сельхозпалов без Предварительной опашки - сорокократная стоимость уничтоженной огнем древесины и дополнительно за каждый квадратный метр площади, на которой произошел пожар-таксовая стоимость дуба;
- уничтожение или повреждение лесных культур, а также молодняков естественного происхождения, подроста - за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет - шестикратная стоимотсь создания и выращивания лесных культур до возраста уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка, естественного происхождения и подроста;
- сомовольное (безбилетное) сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной площади - двадцатикратная стоимость сена по рыночным ценам;
- самовольная пастьба скота - за каждую голову самовольно выпасаемого скота - десятикратная стоимость потравленного корма по рыночным ценам сена.
10.6. Штраф и сумма взысканного ущерба вносятся на счет государственного экологического фонда, с последующим использованием 50 процентов этих сумм в бюджете области и 50 процентов в экологическом фонде.
10.7 Должностным лицам комитетов охраны окружающей среды и природных ресурсов, установившим факт нарушения в лесных насаждениях и другой древесно-кустрниковой растительности, не входящих в лесной фонд, и принявшим меры по привлечению виновных к ответственности, выплачивается:
- от суммы взысканного штрафа - 10 процентов;
- от суммы взысканного ущерба - до 10 процентов, за счет средств фонда сициального развития облкомприроды.
11. Купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен, а также самовольная переуступка права владения защитными лесными насаждениями и другой древесно-кустарниковой растительностью, не входящими в лесной фонд, считаются недействительными.
12. Древесина и иная лесная продукция, заготовленнные в насаждениях, не входящих в лесной фонд, в нарушение настоящего Положения, подлежат изъятию и передаче горрайадминистрациям.
13. Настоящее Положение вступает в силу через 10 дней со дня его опубликования в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Брянской областной Думы от 24 августа 1995 г. N 189 "О Положении о порядке ведения лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд"
Настоящее Положение вступает в силу через 10 дней со дня его опубликования в средствах массовой информации
Текст постановления официально опубликован не был
Законом Брянской области от 9 апреля 2008 г. N 26-З настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Брянской областной Думы от 27 мая 1999 г. N 2-799