В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 г. N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ", постановлением Брянской областной Думы от 22 ноября 2006 г. N 4-963 "О согласовании программных мероприятий и размеров их финансирования областной целевой программы "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах", а также перечня мероприятий указанной программы и размеров их финансирования на 2007 год" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах".
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Папяна В.А.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Областная целевая программа
"Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
в 2007 - 2010 годах"
(утв. постановлением Администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. N 889)
Паспорт
областной целевой программы "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах"
Наименование программы - "Реабилитация населения и территории
Брянской области, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, в
2007 - 2010 годах"
Основание для - каталог территориальных проблем,
разработки программы требующих решения программно-целевым
методом в 2006 - 2009 годах, утвержден-
ный постановлением администрации
области от 1 ноября 2006 г. N 644
Государственный заказчик - администрация Брянской области
Заказчики программы - управление по проблемам ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС Брянской области;
комитет природопользования и охраны
окружающей среды, лицензирования
отдельных видов деятельности Брянской
области;
комитет по сельскому хозяйству и
продовольствию Брянской области;
департамент по строительству Брянской
области
Основные разработчики - управление по проблемам ликвидации
программы последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС Брянской области;
комитет природопользования и охраны
окружающей среды, лицензирования
отдельных видов деятельности Брянской
области;
комитет по сельскому хозяйству и
продовольствию Брянской области;
департамент по строительству Брянской
области
Цели и задачи - обеспечение выполнения мероприятий,
программы направленных на ликвидацию последствий
чернобыльской катастрофы на территории
Брянской области, за счет средств
областного бюджета;
обеспечение социально-экономической
реабилитации пострадавших районов
области, радиационной защиты населения,
подвергшегося воздействию вредных
факторов вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС;
снижение риска вторичного радиоактив-
ного загрязнения природной среды от
потенциально опасных источников
(погибших от воздействия радиации
сухостойных лесных массивов);
снижение доз облучения населения и
возвращение радиоактивно загрязненных
территорий к нормальным (без
ограничения по радиационному фактору)
условиям жизни и хозяйственной
деятельности, устойчивому экономичес-
кому развитию
Сроки реализации - 2007 - 2010 годы
программы
Основные программные - радиационная защита, преодоление
мероприятия экологических и социально-экономических
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС;
ведение специальных агромелиоративных и
лесохозяйственных мероприятий на
радиационно-загрязненных территориях;
мониторинг радиоактивного загрязнения
объектов окружающей среды;
радиационно-гигиенический мониторинг
продуктов питания и доз облучения
населения;
выполнение реабилитационных мероприятий
в хозяйствах юго-западных районов,
мониторинга радиоактивного загрязнения
сельхозугодий, продукции растение-
водства и животноводства
Исполнители основных - управление по проблемам ликвидации
программных мероприятий последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС Брянской области;
комитет природопользования и охраны
окружающей среды, лицензирования
отдельных видов деятельности Брянской
области;
комитет по сельскому хозяйству и
продовольствию Брянской области;
департамент по строительству Брянской
области
Объем и источники - общая сумма расходов на реализацию -
финансирования программы программы 602344,3 тыс. рублей,
в том числе:
областной бюджет - 602344,3 тыс.
рублей;
2007 год - 44300,0 тыс. рублей;
2008 год - 168367,4 тыс. рублей;
2009 год - 210297,4 тыс. рублей;
2010 год - 179379,5 тыс. рублей,
из них капитальные вложения -
526052,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - улучшение качества жизни населения,
результаты реализации проживающего в зонах радиоактивного
программы загрязнения;
укрепление материальной технической
базы социальной инфраструктуры;
снижение негативных последствий
радиационного воздействия на здоровье
граждан;
снижение доз облучения 90,0 тыс.
жителей юго-западных районов
Система организации - контроль за реализацией программы
контроля за выполнением осуществляется в соответствии со ст. 15
программы Закона Брянской области от 11 апреля
2003 г. N 20-З "О разработке и реализа-
ции областных целевых программ"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года явились определяющим фактором, обусловившим негативные тенденции в изменении экологической, социально-экономической и медико-демографической ситуации в Брянской области. Они породили целый комплекс проблем, потребовавших решения прежде всего на федеральном уровне, а также концентрации материальных ресурсов и финансовых средств в масштабах области.
Начиная с 1992 года мероприятия по преодолению последствий катастрофы стали приобретать системный характер благодаря их формированию в целевые государственные программы. Запланированные объемы средств должны были обеспечить значительное улучшение экологической ситуации и качества жизни пострадавшего населения, создать надежную и эффективную систему мониторинга получаемых доз облучения и состояния здоровья населения, ранней диагностики радиационно-индуцированных заболеваний, реабилитации загрязненных территорий, возвращения их к нормальной жизнедеятельности.
В силу различных причин поставленные цели до сих пор не достигнуты, поскольку ни одна из программ не была выполнена даже на четверть от запланированного, что обусловлено прежде всего ежегодным сокращением финансирования мероприятий.
Настоящая программа разработана в дополнение к подпрограмме "Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 637.
В связи со сложной обстановкой, особенно в решении социально-экономических и медицинских проблем, возникает необходимость в разработке региональной программы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2007 - 2010 годы с целью поддержки дополнительными мерами выполнения федеральной целевой программы.
Современное состояние проблемы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС характеризуется следующим.
Загрязнение основным дозообразующим радионуклидом цезием-137 плотностью свыше 5 Ки/кв. км отмечается на территории более 5 тыс. квадратных километров (или 64 процента аналогичной площади в Российской Федерации).
В Брянской области представлены все радиационные зоны:
зона отчуждения - 4 населенных пункта, население эвакуировано;
зона отселения - 202 населенных пункта с населением 77,9 тыс. человек;
зона проживания с правом на отселение - 237 населенных пунктов с населением 125,5 тыс. человек;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - 535 населенных пунктов с населением 147,5 тыс. человек.
Вся территория Брянской области в период с 28 апреля 1986 года по 30 июля 1986 года подверглась загрязнению короткоживущими радионуклидами йода, в результате чего во всех районах зарегистрировано более 2600 случаев заболевания раком щитовидной железы, однако под защитой чернобыльского закона и государственной программы находятся только жители территорий с плотностью загрязнения радионуклидами от 1 Ки/кв. км и выше.
Основная и побочная продукция леса также не соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам по содержанию цезия-137.
Не завершено строительство более 500 важнейших объектов, предусмотренных ранее принятыми программами. В большинстве поселков переселенцев отсутствует обязательная инфраструктура, не созданы в необходимых объемах рабочие места.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
обеспечение выполнения мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы на территории Брянской области, за счет средств областного бюджета;
обеспечение социально-экономической реабилитации пострадавших районов области;
радиационная защита населения, подвергшегося воздействию вредных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
уменьшение риска вторичного радиоактивного загрязнения природной среды от потенциально опасных источников (погибших от воздействия радиации сухостойных лесных массивов);
снижение доз облучения населения и возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности, устойчивому экономическому развитию, решение вопросов занятости населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения и в поселках переселенцев из зон.
Основные задачи реализации программы:
формирование правового и методологического обеспечения социально-экономического развития юго-западных районов области;
создание наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в юго-западные районы области;
привлечение финансовых средств мирового сообщества для преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Сроки реализации программы - 2007 - 2010 годы. Этот период позволит решить первоочередные задачи по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
3. Система программных мероприятий
Для решения поставленных задач в программу включены мероприятия, сгруппированные в нескольких основных тематических разделах.
Основные тематические разделы:
социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию;
снижение риска облучения людей за счет радиоактивного загрязнения природной среды от потенциально опасных источников;
радиационный и санитарно-гигиенический мониторинг объектов природной среды и продуктов питания, мониторинг доз облучения населения;
проведение реабилитационных мероприятий по получению нормативно чистой продукции в хозяйствах юго-западных районов, мониторинг радиоактивного загрязнения сельхозугодий, продукции растениеводства и животноводства.
Объемы затрат на выполнение мероприятий программы представлены в разделах.
3.1. Социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию
Целью программы является завершение к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям проживания населения и хозяйственной деятельности.
Задачи программы:
завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования и коммунального хозяйства;
обеспечение необходимой специализированной медицинской помощью населения, подвергшегося радиационному воздействию, участников ликвидации последствий аварии, а также детей первого и второго поколения.
Здравоохранение
В области остро стоит проблема ухудшения здоровья населения, проживающего на территориях, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Рост негативных тенденций в состоянии здоровья населения сохраняется во многом из-за недостаточного выделения средств на здравоохранение.
Многие амбулаторно-поликлинические учреждения размещены в приспособленных помещениях с нарушением санитарно-гигиенических норм.
В целях улучшения медицинского обслуживания населения, углубленной диагностики на ранних стадиях, профилактики и реабилитации различных заболеваний программой предусматривается завершение строительства начатых и строительство новых объектов здравоохранения.
На реализацию данных мероприятий за период 2007 - 2010 годов предполагается направить 249,0 млн. рублей.
Детский онкогематологический центр, г. Брянск |
на радиоактивно загрязненной территории Брянской области проживает 74,1 тыс. детей. Практически каждый ребенок, подросток, родившийся в загрязненных районах после 1986 года, имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. В структуре детской заболеваемости существенно вырос удельный вес онкологических болезней эндокринной и кровеносной систем. Детский онкогематологический центр позволит выявить онкозаболевания на ранних стадиях, улучшить медицинское обслуживание детей, расширить сеть предоставляемой медицинской помощи, качественно и на современном уровне проводить профилактические мероприятия |
Расширение санатория "Жуковский" для родителей с детьми в г. Жуковка (лечебный корпус с инженерным обеспечением) |
санаторий расположен в экологически чистом районе области. Круглогодично здесь проходят лечение, отдыхают и учатся 5,2 тыс. детей. Однако лечебные и учебные корпуса разбросаны по всей территории и располагаются в приспособленных помещениях бывшего санатория "Жуковский". В настоящее время завершается строительство лечебного корпуса. Ввод в эксплуатацию нового лечебного корпуса позволит применять современные методы лечения и оздоровления детей |
Расширение и реконструкция дома отдыха "Вьюнки" в детский санаторий на 320 мест |
в Брянской области на радиоактивно загрязненных территориях проживает 75 тыс. детей. В ряде загрязненных районов заболевания щитовидной железы выявлены более чем у 50 процентов детей старше 3-х лет. В этих условиях необходимо круглогодичное оздоровление детей из юго-западных районов области. Ежегодно в санатории "Вьюнки" проходят оздоровление более 4 тыс. детей. Строительство лечебного корпуса с инженерным обеспечением позволит в полной мере выполнять необходимые мероприятия по оздоровлению детей |
Патологоанатомический корпус, г. Новозыбков |
существующее здание морга расположено в 10 метрах от пищеблока центральной районной больницы, что не соответствует санитарным нормам. Техническое состояние морга представляет собой непосредственную угрозу для персонала. Патологоанатомическое отделение Новозыбковской ЦРБ является межрайонным и обслуживает прилегающие районы области. Строительство патологоанатомического корпуса позволит улучшить прижизненную диагностику различных заболеваний, в том числе онкологической патологии желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы у жителей юго-западных районов, увеличить количество патологоанатомических вскрытий, необходимых для анализа причин смерти пациентов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС |
Пищеблок центральной районной больницы, р. п. Гордеевка |
существующий пищеблок располагается в приспособленном помещении и не удовлетворяет требованиям санитарных норм. Новое здание пищеблока позволит обеспечивать пациентов центральной районной больницы качественным и полноценным питанием в соответствии с действующими санитарными нормами, что будет способствовать выздоровлению больных |
Хирургический корпус Злынковской ЦРБ, г. Злынка |
существующее хирургическое отделение размещено в здании довоенной постройки и не удовлетворяет требованиям санитарных норм и современным требованиям СНиП. Новый хирургический корпус с новым медицинским оборудованием позволит оказывать населению Злынковского района качественную медицинскую помощь |
ГУ "Центр реабилитации детей-инвалидов "Озерный" в н. п. Осиновая Горка Брянского района (спальный корпус матери и дитя и физкультурно-оздоровительный комплекс) |
существующий центр неприемлем для социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями с родителями. Ввод в эксплуатацию данных объектов позволит улучшить психологическую адаптацию детей и подростков, что положительно скажется на реабилитации детей-инвалидов |
Образование
В целях создания нормальных условий для учебно-воспитательного процесса, выполнения мероприятий по реабилитации и оздоровлению детей программой предусматривается завершение строительства начатых объектов образования на загрязненной территории. Предполагается закончить строительство двух объектов; для их завершения необходимо 96,0 млн. рублей.
Школа N 39 на 650 ученич. мест, г. Клинцы |
ввод в эксплуатацию данного объекта позволит улучшить учебно-воспитательный процесс среди учащихся города Клинцы |
Пристройка столовой к школе N 3, г. Новозыбков |
ввод в эксплуатацию данного объекта позволит обеспечить учащихся полноценным, качественным питанием |
Коммунальное строительство
В целях создания благоприятных условий проживания населения на загрязненных территориях и обеспечения инженерными сетями жилых домов программой предусматривается строительство газовых сетей, сетей водопровода и канализации. На выполнение указанных мероприятий за период 2007 - 2010 годов предполагается направить капитальные вложения в объеме 150,452 млн. рублей.
Сети и сооружения канализации по ул. Рубцова, г. Злынка |
г. Злынка находится в зоне радиоактивного загрязнения. В настоящее время в четырех двухэтажных жилых домах по ул. Рубцова отсутствуют наружные сети канализации, что создает неблагоприятную экологическую и санитарную обстановку |
Реконструкция водозаборных сооружений, г. Клинцы |
г. Клинцы находится в зоне радиоактивного загрязнения. В настоящее время вода, подаваемая в водопроводную сеть, не соответствует санитарным нормам. Недостаточный напор воды в сети города не дает возможность подавать ее на 3 - 5 этажи жилых домов. Реконструкция сооружений позволит обеспечить население города Клинцы качественной водой |
Строительство, реконструкция водопроводных сетей в загрязненных районах области |
на территории Брянской области в зонах с различной степенью радиационного загрязнения находится 974 населенных пункта. Ко многим населенным пунктам не подведены водопроводные сети, а существующие приходят в негодность. Строительство и реконструкция водопроводных сетей позволят улучшить обеспечение населения юго-западных районов питьевой водой |
Газификация загрязненных районов области |
население, проживающее на загрязненных территориях, продолжает использовать местное топливо, уровень загрязнения которого превышает допустимые нормы, что приводит к вторичному загрязнению окружающей среды и населения. Газификация этих населенных пунктов позволит избежать вторичного загрязнения окружающей среды |
Определяющим направлением в области социально-экономической реабилитации населения и территорий является создание условий для развития экономической самообеспеченности.
Авария на Чернобыльской АЭС существенно отразилась на экономическом состоянии предприятий и организаций, расположенных в радиоактивно загрязненных районах области. Утрачено немало основных производственных и непроизводственных фондов, нарушены действовавшие внутрихозяйственные и межхозяйственные связи, в ряде случаев искусственно сдерживался процесс инвестирования народного хозяйства загрязненных районов, продолжается отток наиболее квалифицированной трудоспособной части населения.
Кроме того, неблагоприятный социально-психологический климат отрицательно влияет на деловую активность населения, порождает иждивенческие настроения, препятствует решению общей задачи преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Целью социально-экономической реабилитации является развитие территорий и формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций в создание на загрязненных радионуклидами территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих комплексов, отвечающих мировым стандартам. Выполнение запланированных мероприятий будет способствовать росту экономической и социальной самостоятельности пострадавших территорий.
3.2. Снижение риска облучения людей от потенциально опасных источников за счет радиоактивного загрязнения природной среды
В Брянской области сохраняется опасность вторичного загрязнения радионуклидами природной среды за счет лесных пожаров и возгорания строений в оставленных людьми селах и деревнях.
Программой предусматривается система мер по снижению риска облучения людей за счет радиоактивного вторичного загрязнения природной среды от указанных источников.
Радиоактивное загрязнение нарушило сложившийся режим ведения лесного хозяйства и привело к изменению социальной, экономической и экологической роли леса. В связи с введенными ограничениями на лесохозяйственную деятельность ухудшилось санитарное состояние и возросла пожарная опасность в лесах, загрязненных радионуклидами.
Особенно тревожное положение сложилось в зонах отчуждения и отселения юго-западных районов Брянской области, где в целях обеспечения радиационной безопасности приостановлено пользование лесом. Из-за этого по главному пользованию за последние годы в зонах наибольшего радиоактивного загрязнения скопилось 2,8 млн. кубометров спелой и перестойной древесины.
В связи с природно-лесохозяйственными особенностями региона в Злынковском и Клинцовском лесхозах ежегодно усыхают на корню десятки тысяч кубометров древостоев. Образовались целые массивы "мертвого" леса с объемом древесины около 1,0 млн. кубометров.
При лесных пожарах концентрация радиоактивных изотопов в дымовом шлейфе возрастает в сотни раз, что приводит к переносу их на близлежащие территории Российской Федерации, Украины, Белоруссии и увеличивает дозовые нагрузки на население.
По данным исследований, проведенных в загрязненных радионуклидами лесхозах, установлено, что работники лесного хозяйства, непосредственно работающие в лесу (и, как правило, занятые на тушении лесных пожаров), относятся к группе повышенного радиационного риска. Дозы облучения этих людей более чем в два раза выше, чем у других граждан, постоянно проживающих в этой местности, но имеющих другие профессии.
Программой предусмотрены мероприятия по обеспечению радиационной безопасности работников лесного хозяйства.
Леса Брянской области срочно нуждаются в неотложных противопожарных и лесозащитных мерах. Они включают в себя проведение санитарных рубок, создание противопожарных разрывов, дополнительных разрубок и расчисток лесосек, устройство дорог противопожарного назначения, оснащение пожарно-химических станций необходимым оборудованием, ежегодное авиапатрулирование и наземное автопатрулирование.
Организация лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения требует дополнительных затрат на разработку и внедрение безопасных технологий, организацию радиационного контроля, повышение механизации работ с целью сокращения ручного труда, приобретение средств пожаротушения, коллективных и индивидуальных средств защиты, транспортных средств, оснащение передвижными лабораториями радиационного контроля.
Для решения задач по возвращению в хозяйственный оборот загрязненных радионуклидами земель лесного фонда необходимы средства из областного бюджета на проведение специализированных лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях:
в 2008 году - 1220,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 1220,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 1220,0 тыс. рублей.
(тыс. рублей)
Наименование мероприятий |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2007 - 2010 гг., всего |
Контроль за радиоактивным загрязнением лесного фонда, всего |
- |
260,0 |
260,0 |
260,0 |
780,0 |
в том числе: ежегодное обследование загрязненных территорий лесного фонда для уточнения границ зон радиоактивного загрязнения (3,3 тыс. руб./га х 60,6 тыс. га) |
- |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
600,0 |
ежегодный радиационный мониторинг на стационарных лесных участках (6,0 тыс. руб./ст. уч. х 10 ст. уч.) |
- |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
180,0 |
Специальные лесозащитные и лесохозяйственные мероприятия в зонах радиоактивного загрязнения, всего в том числе: |
- |
810,0 |
810,0 |
810,0 |
2430,0 |
устройство минерализованных противопожарных полос и уход за ними (0,357 тыс. руб./км х 140,1 км) |
- |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
150,0 |
устройство противопожарных разрывов, расчистка и расширение квартальных просек (1,125 тыс. руб./км х 40 км) |
- |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
135,0 |
очистка леса от сухостоя и мусора (4,4 тыс. руб./га х 30 га) |
- |
132,0 |
132,0 |
132,0 |
396,0 |
содержание дополнительных пожарных сторожей и лесников на период повышенной пожарной опасности (8,0 тыс. руб./чел. х 10 чел.) |
- |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
240,0 |
приобретение рабочей спецодежды и обуви (2,0 тыс. руб./комп. х 52 комп.) |
- |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
312,0 |
контроль за содержанием радионуклидов в продукции лесного хозяйства (0,4 тыс. руб./образ. х 700 шт.) |
- |
280,0 |
280,0 |
280,0 |
840,0 |
противопожарное автомотопатрулирование (ГСМ 17 тыс. руб./т х 7,0 т) |
- |
119,0 |
119,0 |
119,0 |
357,0 |
Совершенствование материально-технической базы, метрологическое обеспечение радиационного контроля, всего (поддержка работоспособности приборного парка и лабораторного оборудования и метрологическая поверка приборов и оборудования, переаккредитация) |
- |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
450,0 |
Выполнение намеченных мероприятий позволит снизить дозу дополнительного облучения работников Злынковского, Клинцовского, Унечского лесхозов как минимум до среднего для данной местности уровня, приведет к значительному уменьшению дополнительного облучения жителей юго-западных районов Брянщины, а также соседних районов. Кроме того, осуществление запланированных мероприятий поможет сохранить водоохранные, полезащитные и другие экологические функции леса. Предусматривается выполнение мероприятий по снижению уровня облучения населения области от радиоактивных природных источников.
Лесопользование в лесном фонде, подвергшемся радиоактивному загрязнению, должно осуществляться только после проведения радиационного контроля на соответствие требованиям действующих нормативов.
Учитывая превышение нормативов по содержанию радионуклидов в продукции лесного хозяйства, а также сверхнормативное облучение работников лесного хозяйства, необходимо проводить специальные лесохозяйственные и лесозащитные мероприятия на радиоактивно загрязненных территориях. Должен проводиться постоянный контроль радиоактивного загрязнения земель и продукции лесного хозяйства.
3.3. Радиационный и санитарно-гигиенический мониторинг объектов окружающей природной среды и продуктов питания, мониторинг доз облучения населения
С целью получения объективных данных о состоянии радиационной обстановки на радиационно-загрязненных территориях, а также данных, необходимых для расчета доз облучения населения и уточнения границ зон радиоактивного загрязнения, осуществляется комплекс мероприятий по мониторингу радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды.
Среднегодовая эффективная доза облучения, превышающая 1 мЗв, продолжает сохраняться в 445 населенных пунктах области, а в 55 населенных пунктах среднегодовая эффективная доза облучения превышает 5 мЗв. В 309 населенных пунктах годовая эффективная доза облучения находится в пределах 0,3 - 0,9 мЗв.
В настоящее время в населенных пунктах, где среднегодовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв, проживает 213,4 тыс. человек.
Сложившаяся картина радиоактивного загрязнения территории вследствие катастрофы требует детального изучения радиационной обстановки в населенных пунктах, расположенных не только на выявленных территориях с плотностью радиоактивного загрязнения цезием-137 более 1 Ки/кв. км, но и на других сопредельных территориях.
Длительность радиационного воздействия на человека, обусловленная долгоживущим цезием-137, требует проведения постоянного контроля за радиационной обстановкой на загрязненных территориях.
В настоящее время необходимо уточнение радиационной обстановки более чем в 600 населенных пунктах области.
Предлагаемые к реализации мероприятия позволят осуществить объективный и непрерывный контроль за состоянием загрязнения природной среды с уровнями радиационного воздействия на население на территориях, подвергшихся воздействию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечить оценку и прогноз изменения радиационной обстановки в загрязненных районах, включая населенные пункты.
Уточнение радиационной обстановки за счет средств областного бюджета планируется провести в 2007 - 2010 годах в 120 населенных пунктах. Всего будет отобрано не менее 600 проб. Стоимость отбора и анализа одной пробы почвы составляет 1340 рублей.
На эти цели из областного бюджета планируется выделять:
в 2008 году - 200,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 200,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 200,0 тыс. рублей.
В области осуществляется радиационно-гигиенический мониторинг продуктов питания и доз облучения населения, включающий:
а) гигиенический мониторинг продуктов питания, питьевой воды, сельскохозяйственной продукции из личных подсобных хозяйств;
б) мониторинг доз внутреннего и внешнего облучения критических групп населения, расчет и экспертная оценка этих доз.
В отдельных районах Брянской области до настоящего времени производится продукция с содержанием радионуклидов выше установленных нормативов, что обуславливает необходимость проведения увеличенного по объему радиационно-гигиенического мониторинга.
На указанных территориях предлагается до 2010 года сохранить объем мониторинга продуктов питания из личных подсобных хозяйств, питьевой воды в объемах 2005 года, то есть по Брянской области 20 - 25 тыс. исследований в год. Планируется уделить основное внимание расчету доз облучения населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения, и оценить эти дозы с учетом различных факторов (различных почвенных и погодных условий, урожая дикорастущей продукции).
Для уточнения результатов исследования планируется осуществлять обследование населения наиболее загрязненных территорий на счетчиках излучения человека, проведение выборочного индивидуального дозиметрического контроля, измерение мощности дозы облучения на местности в населенных пунктах и контрольных точках.
Стоимость работ по радиационно-гигиеническому мониторингу продуктов питания и доз облучения жителей в населенных пунктах юго-западных районов
N пп |
Вид работ |
Цена за один анализ |
Кол-во |
Сумма, рублей |
1. |
Определение цезия-137 в пробах по гамма-спектру |
183,00 |
15 |
2745,00 |
2. |
Определение стронция-90 в пробах по бета-спектру |
241,00 |
8 |
1928,00 |
3. |
Индивидуальный дозиметрический контроль жителей |
192,00 |
15 |
2880,00 |
4. |
Определение мощности дозы гамма-излучения на местности |
100,00 |
3 |
300,00 |
5. |
Определение цезия-137, стронция-90 радиохимическим методом |
1838,00 |
3 |
5514,00 |
6. |
Расчет доз облучения жителей населенного пункта |
177,00 |
1 н. п. |
177,00 |
|
Всего по одному населенному пункту |
|
|
13544,00 |
|
Итого по 30 населенным пунктам |
|
|
406320,00 |
На реализацию мероприятий по радиационному и санитарно-гигиеническому мониторингу объектов природной среды и продуктов питания, мониторингу доз облучения населения из областного бюджета предусматривается направить:
в 2008 году - 406,3 тыс. рублей;
в 2009 году - 406,3 тыс. рублей;
в 2010 году - 406,4 тыс. рублей.
В результате реализации предусмотренных мероприятий предполагается обеспечить:
а) контроль за состоянием загрязнения объектов окружающей среды на стационарных пунктах наблюдения и при экспедиционных обследованиях в наиболее загрязненных районах;
б) уточнение границ зон радиоактивного загрязнения (данные по изменению радиационной обстановки по 30 населенным пунктам ежегодно);
в) развитие информационной системы по оценке, прогнозированию и принятию оперативных решений в обеспечение радиоэкологических и социально-экономических мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях, поддержку и ведение распределенных банков данных о радиоактивном загрязнении природной среды (на федеральном уровне и на уровне области), оценку доз облучения населения, проживающего на загрязненных территориях;
г) получение данных о загрязнении продуктов питания и питьевой воды;
д) экспертную оценку и расчет доз облучения населения на основе измерений мощности дозы облучения на местности, проведение выборочного индивидуального дозиметрического контроля, обследование населения на счетчиках излучения человека, лабораторные радиохимические исследования образцов сельскохозяйственной продукции и воды;
е) контроль санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию, выявление источников загрязнения окружающей среды и принятие мер по их устранению, проведение санитарно-профилактических мероприятий и нормализацию эпидемиологической ситуации;
ж) совершенствование материально-технической базы, оснащение территориальных служб радиационно-гигиенического мониторинга современными приборами и оборудованием, метрологическую поддержку, проверку и ремонт измерительной аппаратуры, экспертизу и верификацию данных радиационно-гигиенического мониторинга, подготовку и переподготовку специалистов для подразделений радиационного мониторинга и службы санитарно-эпидемиологического надзора.
3.4. Проведение реабилитационных мероприятий по получению нормативно чистой продукции в хозяйствах юго-западных районов, мониторинг радиоактивного загрязнения сельхозугодий, продукции растениеводства и животноводства
В результате аварии на Чернобыльской АЭС наиболее интенсивному радиоактивному загрязнению подверглась территория Брянской области и её аграрные экосистемы. Выпавшие радиоактивные осадки стали характерной техногенной составляющей почвенного покрова области. В настоящее время почвы сельскохозяйственных угодий имеют плотность загрязнения цезием-137, основным дозообразующим радионуклидом, 2,13 Ки/кв. км, что превышает доаварийный уровень более чем в 50 раз. Почв с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/кв. км - 464,8 тыс. га, или 27,7 процента от всех сельскохозяйственных угодий. Наиболее загрязнены сельхозугодья Новозыбковского, Красногорского, Злынковского, Гордеевского, Клинцовского, Климовского и Стародубского районов, где 373,3 тыс. га, или 79,6 процента, почв имеет плотность загрязнения свыше 1 Ки/кв. км, из них 160,2 тыс. га, или 34,2 процента, - свыше 5 Ки/кв. км. Уровень загрязнения цезием-137 естественных кормовых угодий более чем в 2 раза выше уровня загрязнения пахотных земель. Процесс очищения почв от цезия-137 идет очень медленно. За 19 лет в группу чистых (до 1 Ки/кв. км) перешло лишь 161,4 тыс. га сельхозугодий, или 12,3 процента их площади. Изменение площадей происходит в основном в группах загрязнения свыше 1 Ки/кв. км.
В юго-западных районах сильнозагрязненными оказались землепользования 32 сельскохозяйственных предприятий.
Радиационная обстановка на почвах сельхозугодий "критических" хозяйств
N пп |
Наименование района |
Количество хозяйств |
Площадь сельхозугодий, га % |
В том числе загрязненных цезием-137 |
Средневзвешенная плотность загрязнения, Ки/кв. км |
|
св. 1 Ки/кв. км |
св. 5 Ки/кв. км |
|||||
1. |
Гордеевский |
7 |
26759 ----- 100 |
26759 ----- 100 |
21463 ----- 80 |
10,5 |
2. |
Злынковский |
3 |
12318 ----- 100 |
10912 ----- 89 |
8208 ----- 67 |
7,0 |
3. |
Клинцовский |
6 |
17743 ----- 100 |
17743 ----- 100 |
13759 ----- 78 |
8,7 |
4. |
Красногорский |
4 |
13901 ----- 100 |
13901 ----- 100 |
10913 ----- 78 |
12,5 |
5. |
Новозыбковский |
12 |
35692 ----- 100 |
35692 ----- 100 |
34958 ----- 98 |
15,2 |
|
Всего |
32 |
106413 ----- 100 |
105007 ----- 99 |
89301 ----- 84 |
11,6 |
В этих хозяйствах почвы сельхозугодий на 84 процентах площади имеют плотность загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км. Для получения сельскохозяйственной продукции, соответствующей нормативным требованиям, на этих почвах необходимо проводить комплекс специальных защитных мероприятий.
Радиологический контроль за содержанием цезия-137 в продукции растениеводства и животноводства "критических" хозяйств юго-западных районов Брянской области
Одним из основных критериев оценки радиоактивной ситуации служит показатель содержания цезия-137 в сельскохозяйственной продукции. Это объясняется тем, что дозовые нагрузки на население, связанные с выбросом радионуклидов, обусловлены потреблением сельскохозяйственных продуктов, производимых на загрязненных территориях. В большинстве случаев вклад внутреннего облучения превышает внешнее облучение.
Снижение объемов проведения защитных мероприятий привело в 2001 - 2004 годах к значительному увеличению концентрации цезия-137 в сельскохозяйственных культурах.
Контроль качества продовольственных культур, кормов и продукции животноводства (молока и мяса) показывает, что за период 2001 - 2004 годов наблюдается значительное накопление радионуклидов во всех видах производимой продукции. Превышение СанПиН 2.3.2.1078-01 по зерну составило в среднем 8 процентов, по зеленой массе превышение норматива составляет 27 процентов, в хозяйствах Клинцовского района превышение составляет 5 процентов, Новозыбковского - 39 процентов. Превышение нормативов в сене в среднем по хозяйствам составляет 46, молоке и мясе - 19 и 22 процента соответственно.
Высокие уровни загрязнения кормов до настоящего времени обуславливают производство продукции животноводства, не соответствующей требованиям санитарно-гигиенических норм.
Деградация почвенного плодородия за последние пять лет значительно ослабила агрохимические антирадиационные барьеры, что способствовало свободному поступлению радиоцезия в сельскохозяйственную продукцию.
Для обеспечения максимальной эффективности проводимых реабилитационных мероприятий и прогноза загрязнения сельхозпродукции 1 раз в 5 лет уточняется радиационная обстановка на сельхозугодьях 32 "критических" хозяйств на площади 106410 га.
Стоимость агрорадиологического обследования 1 га с учетом проведения анализа почв и выдачи материалов радиологического картирования в ценах 2006 года составляет 30,0 рублей.
Ежегодная потребность в финансовых средствах составит 638,5 тыс. рублей.
В связи с тем, что 84 процента сельхозугодий "критических" хозяйств имеют плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км, предусматривается радиологический контроль всей производимой сельхозпродукции и сырья. Ежегодно с этой целью планируется исследовать 1450 проб. Стоимость исследования 1 пробы - 180,0 рублей. 180,0 руб. х 1450 = 261,0 тыс. рублей.
Закупка йодказеина и производство йодированной продукции для населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения Брянской области.
Стоимость препарата - 48,0 тыс. руб. за 1 кг. Норма расхода на 1 тонну хлебобулочных изделий - 5 граммов. 48,0 тыс. руб. х 10 кг = 480,0 тыс. рублей.
В юго-западных районах области 35258 личных подсобных хозяйств (13811 гектаров) имеют плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км. Данные агрохимрадиологических обследований 1992 - 1994 годов показали, что почвы личных подсобных хозяйств имеют в основном низкое содержание калия и кислую среду.
Для получения нормативно чистой сельскохозяйственной продукции на этих землях особое внимание будет обращено на проведение агрохимических работ и в первую очередь внесение калийных удобрений, так как калий, являясь по своим физико-химическим свойствам аналогом радиоцезия, препятствует проникновению его в растения. Мероприятиями программы предусмотрено приобретение калийных удобрений за счет средств областного бюджета.
Ежегодная потребность внесения хлористого калия на загрязненных свыше 5 Ки/кв. км землях личных подсобных хозяйств юго-западных районов составит 120 кг действующего вещества на 1 га на площади 13811 га с общей стоимостью затрат на применение калийных удобрений 19321,6 тыс. рублей, в том числе:
Наименование района |
Площадь (га) |
Количество личных подсобных хозяйств |
Потребность калийных удобрений, тонн д.в. |
Стоимость, тыс. рублей |
Гордеевский |
2064 |
5140 |
247,7 |
2887,5 |
Злынковский |
2030 |
5826 |
243,6 |
2840,0 |
Климовский |
3412 |
8530 |
409,4 |
4773,4 |
Клинцовский |
1295 |
3237 |
155,4 |
1811,7 |
Красногорский |
1654 |
4135 |
198,5 |
2313,9 |
Новозыбковский |
2816 |
7041 |
337,9 |
3939,6 |
Стародубский |
540 |
1349 |
64,8 |
755,5 |
Итого |
13811 |
35258 |
1657,3 |
19321,6 |
Исходя из этого, необходимо профинансировать следующие виды работ:
агрорадиационный мониторинг радиоактивного загрязнения почв сельскохозяйственных угодий:
2008 год - 638,5 тыс. рублей;
2009 год - 638,5 тыс. рублей;
2010 год - 638,5 тыс. рублей;
мониторинг радиоактивного загрязнения производимой сельхозпродукции и сырья:
2008 год - 261,0 тыс. рублей;
2009 год - 261,0 тыс. рублей;
2010 год - 261,0 тыс. рублей;
организация производства продуктов питания с повышенными лечебно-профилактическими свойствами для населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях:
2008 год - 480,0 тыс. рублей;
2009 год - 480,0 тыс. рублей;
2010 год - 480,0 тыс. рублей;
применение калийных удобрений в личных подсобных хозяйствах:
2008 год - 19321,6 тыс. рублей;
2009 год - 19321,6 тыс. рублей;
2010 год - 19321,6 тыс. рублей;
всего затраты на проведение защитных мероприятий в растениеводстве наиболее пострадавших хозяйств составят:
2008 год - 20701,1 тыс. рублей;
2009 год - 20701,1 тыс. рублей;
2010 год - 20701,1 тыс. рублей.
Затраты на проведение защитных мероприятий в животноводстве в радиоактивно загрязненных районах области составляют:
1. Мониторинг животноводческой продукции - 290 тыс. рублей.
Количество образцов - 3187 штук,
из них молока - 2797 образцов.
Компонентов рациона - 390 образцов.
Стоимость исследования образца - 91 рубль.
91 руб. х 3180 = 290,0 тыс. рублей.
2. Закупка и применение ферроцианидсодержащих препаратов - 1600,0 тыс. рублей.
Стоимость 1 тонны бифежа |
- 90,0 тыс. рублей. |
|
Стоимость 1 тонны ферроцина |
- 280,0 тыс. рублей. |
|
Объемы приобретения: |
ферроцина |
- 2,51 тонны; |
|
бифежа |
- 12,71 тонны. |
Затраты на приобретение ферроцина: 280 тыс. руб. х 2,507 = 702,97 тыс. рублей.
Затраты на закупку бифежа: 90 тыс. руб. х 12,71 = 1143,9 тыс. рублей.
Итого: 1846,870 тыс. рублей.
Затраты по применению (транспортировка, разгрузка, фасовка, контроль, оценка физиологического состояния животных и качества молока и мяса) составляют 496,0 тыс. рублей.
Необходимо профинансировать выполнение следующих видов работ:
проведение радиологического мониторинга животноводческой продукции и сырья:
2008 год - 290,0 тыс. рублей;
2009 год - 320,0 тыс. рублей;
2010 год - 320,0 тыс. рублей;
применение ферроцианидсодержащих препаратов для снижения содержания цезия-137 в молоке и мясе:
2008 год - 2400,0 тыс. рублей;
2009 год - 2690,0 тыс. рублей;
2010 год - 2690,0 тыс. рублей.
Всего затраты на проведение защитных мероприятий в животноводстве юго-западных районов области составят:
2008 год - 2690,0 тыс. рублей;
2009 год - 3010,0 тыс. рублей;
2010 год - 3010,0 тыс. рублей.
3.5. Улучшение жилищных условий семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и граждан, получивших заболевания или ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия
Программой предусматривается улучшение жилищных условий:
граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с работами по ликвидации её последствий;
инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации и других работах на Чернобыльской АЭС;
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семей умерших инвалидов и участников ликвидации последствий указанной катастрофы;
граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк";
ветеранов подразделений особого риска.
По состоянию на 01.01.2006 численность ликвидаторов, состоящих на учете для получения жилой площади в администрациях городов и районов области, составляла 648 семей, из них 250 семей инвалидов и 6 семей ветеранов подразделений особого риска.
Для обеспечения благоустроенной жилой площадью вышеуказанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете, потребуется выделение субсидий на строительство или приобретение на вторичном рынке (при среднем составе семьи 3,4 человека и расчетной норме 18 кв. м общей площади на человека) 648 квартир общей площадью 39,66 тыс. кв. м, в том числе для семей инвалидов и ветеранов подразделений особого риска - 256 квартир общей площадью 15,67 тыс. кв. м.
Потребность в финансовых средствах на улучшение жилищных условий семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и граждан, получивших заболевания или ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия, в 2007 - 2010 годах составит 30600,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 5300,0 тыс. рублей;
2008 год - 5300,0 тыс. рублей;
2009 год - 10000,0 тыс. рублей;
2010 год - 10000,0 тыс. рублей.
Это позволит ежегодно улучшать жилищные условия 10 - 17 семей граждан указанных категорий.
Порядок выделения субсидий из областного бюджета на улучшение жилищных условий семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и граждан, получивших заболевания или ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия, утверждается администрацией области.
4. Сроки и этапы реализации программы
Областная целевая программа "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах" реализуется в течение четырех лет.
5. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
Основным источником финансирования мероприятий областной целевой программы "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах" являются средства областного бюджета.
Общий объем финансирования программы за 2007 - 2010 годы составит 602344,3 тыс. рублей (приложение 1):
в том числе капитальные вложения - 526052,0 тыс. рублей;
текущие расходы - 76292,3 тыс. рублей.
Суммы финансовых средств на реализацию программы ежегодно утверждаются законом Брянской области об областном бюджете.
6. Механизм реализации программы
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусматриваемых на реализацию программы, является администрация Брянской области, которая определяет порядок финансирования мероприятий программы.
Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области осуществляет координацию реализации мероприятий программы.
7. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления реализацией программы и контроль за ходом её выполнения возлагаются на управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, департамент по строительству Брянской области.
Заказчики и исполнители программы ежемесячно (до 10 числа) представляют в управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области информацию о реализации мероприятий программы.
Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области ежемесячно (до 15 числа) представляет информацию о реализации программы в комитет по экономической политике Брянской области.
8. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать снижению негативных последствий радиационного воздействия на здоровье граждан, повышению качества психологической помощи, оказываемой населению, улучшению условий проживания граждан на территориях, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
За счет средств программы будут построены детский онкогематологический центр в г. Брянске, патологоанатомический корпус в г. Новозыбкове, пищеблок Гордеевской ЦРБ, хирургический корпус Злынковской ЦРБ, школа на 650 ученических мест в г. Клинцы, пристройка столовой к школе N 3 г. Новозыбкова, расширен центр реабилитации детей-инвалидов "Озерный" Брянского района.
Важным результатом реализации программы станет социальный эффект:
улучшатся экологические и экономические условия жизни населения пострадавших территорий области;
повысится обеспеченность нормативно чистыми продуктами питания, объектами социальной инфраструктуры.
Внесение калийных удобрений и применение ферроцианидсодержащих препаратов в животноводстве позволит снизить на 20 процентов дозы облучения 90 тыс. жителей Новозыбковского, Красногорского, Гордеевского, Злынковского, Клинцовского, Климовского и Стародубского районов.
Выполнение мероприятий в лесном хозяйстве позволит обеспечить уменьшение на 10 - 15 процентов радиационного риска для населения и работников лесного хозяйства, а также сократить потери от лесных пожаров в 1,5 - 2 раза.
Результаты реализации программы положительно отразятся не только на Брянской области, но и России в целом, так как проблема защиты населения и территории области от влияния последствий чернобыльской катастрофы носит не только региональный, но и общероссийский характер.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Реабилитация населения и территории
Брянской области, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, в
2007 - 2010 годах"
Перечень
программных мероприятий и размеры их финансирования областной целевой программы "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах"
(тыс. рублей)
N пп |
Мероприятия |
Заказчик, исполнитель |
Объемы финансирования |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2007 - 2010 годы, всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. |
Капитальные вложения |
|
44300,0 |
143150,0 |
184760,0 |
153842,0 |
526052,0 |
|
Отрасль: Здравоохранение |
|
11000,0 |
65500,0 |
88500,0 |
84000,0 |
249000,0 |
1. |
Строительство детского онкогематологического центра, г. Брянск |
департамент по строительству Брянской области |
4000,0 |
30000,0 |
35000,0 |
43000,0 |
112000,0 |
2. |
Расширение санатория для родителей с детьми "Жуковский", г. Жуковка |
департамент по строительству Брянской области |
4000,0 |
|
|
|
4000,0 |
3. |
Расширение и реконструкция дома отдыха "Вьюнки" в детский санаторий на 320 мест, г. Клинцы |
департамент по строительству Брянской области |
3000,0 |
|
|
|
3000,0 |
4. |
Строительство патологоанатомического корпуса, г. Новозыбков |
департамент по строительству Брянской области |
- |
6500,0 |
13500,0 |
12000,0 |
32000,0 |
5. |
Строительство пищеблока центральной районной больницы, р. п. Гордеевка |
департамент по строительству Брянской области |
- |
1000,0 |
10000,0 |
7000,0 |
18000,0 |
6. |
Строительство хирургического корпуса Злынковской ЦРБ, г. Злынка |
департамент по строительству Брянской области |
- |
13000,0 |
25000,0 |
22000,0 |
60000,0 |
7. |
ГУ "Центр реабилитации детей-инвалидов "Озерный", н. п. Осиновая Горка, Брянский район, всего |
департамент по строительству Брянской области |
- |
15000,0 |
5000,0 |
- |
20000,0 |
в т.ч: | |||||||
строительство спального корпуса матери и дитя |
|
|
10000,0 |
- |
- |
10000,0 |
|
строительство физкультурно-оздоровительного центра |
|
|
5000,0 |
5000,0 |
- |
10000,0 |
|
|
Отрасль: Образование |
|
|
27870,0 |
41880,0 |
26250,0 |
96000,0 |
8. |
Строительство школы на 650 ученич. мест, г. Клинцы |
департамент по строительству Брянской области |
- |
24350,0 |
29400,0 |
26250,0 |
80000,0 |
9. |
Строительство пристройки столовой к школе N 3 на 240 посадочных мест, г. Новозыбков |
департамент по строительству Брянской области |
- |
3520,0 |
12480,0 |
- |
16000,0 |
|
Отрасль: Коммунальное строительство |
|
28000,0 |
44480,0 |
44380,0 |
33592,0 |
150452,0 |
10. |
Строительство сетей и соружений канализации по ул. Рубцова, г. Злынка |
департамент по строительству Брянской области |
- |
4760,0 |
5280,0 |
6990,0 |
17030,0 |
11.* |
Газификация загрязненных районов области, всего |
департамент по строительству Брянской области |
14000,0 |
13000,0 |
13000,0 |
7520,0 |
47520,0 |
12. |
Реконструкция водозаборных сооружений, г. Клинцы |
департамент по строительству Брянской области |
- |
13720,0 |
13100,0 |
11562,0 |
38382,0 |
13.* |
Строительство, реконструкция водопроводных и канализационных систем в загрязненных районах области, всего |
департамент по строительству Брянской области |
14000,0 |
13000,0 |
13000,0 |
7520,0 |
47520,0 |
|
Отрасль: Жилищное строительство |
|
5300,0 |
5300,0 |
10000,0 |
10000,0 |
30600,0 |
14. |
Выделение субсидий из областного бюджета на улучшение жилищных условий семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и граждан, получивших заболевания или ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия |
управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области |
5300,0 |
5300,0 |
10000,0 |
10000,0 |
30600,0 |
II. |
Текущие расходы |
|
- |
25217,4 |
25537,4 |
25537,5 |
76292,3 |
15. |
Проведение специальных лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
- |
1220,0 |
1220,0 |
1220,0 |
3660,0 |
15.1. |
Контроль радиоактивного загрязнения лесного фонда |
|
- |
260,0 |
260,0 |
260,0 |
780,0 |
в том числе: | |||||||
|
ежегодное обследование загрязненных территорий лесного фонда для уточнения границ зон радиоактивного загрязнения (3,3 тыс. руб./га х 60,6 тыс. га) |
|
- |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
600,0 |
|
ежегодный радиационный мониторинг на стационарных лесных участках (6,0 тыс. руб./ст. уч. х 10 ст. уч.) |
|
- |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
180,0 |
15.2. |
Специальные лесозащитные и лесохозяйственные мероприятия в зонах радиоактивного загрязнения |
|
- |
810,0 |
810,0 |
810,0 |
2430,0 |
в том числе: | |||||||
|
устройство минерализованных противопожарных полос и уход за ними (0,357 тыс. руб./км х 140,1 км) |
|
- |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
150,0 |
|
устройство противопожарных разрывов, расчистка и расширение квартальных просек (1,125 тыс. руб./км х 40 км) |
|
- |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
135,0 |
|
очистка леса от сухостоя и мусора (4,4 тыс. руб./га х 30 га) |
|
- |
132,0 |
132,0 |
132,0 |
396,0 |
|
содержание дополнительных пожарных сторожей и лесников на период повышенной пожарной опасности (8,0 тыс. руб./чел. х 10 чел.) |
|
- |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
240,0 |
|
приобретение рабочей спецодежды и обуви (2,0 тыс. руб./комп. х 52 комп.) |
|
- |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
312,0 |
|
контроль за содержанием радионуклидов в продукции лесного хозяйства (0,4 тыс. руб./образ. х 700 шт.) |
|
- |
280,0 |
280,0 |
280,0 |
840,0 |
|
противопожарное автомотопатрулирование (ГСМ 17 тыс. руб./т х 7,0 т) |
|
- |
119,0 |
119,0 |
119,0 |
357,0 |
15.3. |
Совершенствование материально-технической базы, метрологическое обеспечение радиационного контроля (поддержка работоспособности приборного парка и лабораторного оборудования, метрологическая поверка приборов и оборудования, переаккредитация) |
|
- |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
450,0 |
16. |
Проведение работ по уточнению радиационной обстановки в населенных пунктах области |
комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области |
- |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
600,0 |
17. |
Радиационно-гигиенический мониторинг продуктов питания и доз облучения жителей в населенных пунктах юго-западных районов области |
комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области |
- |
406,3 |
406,3 |
406,4 |
1219,0 |
в том числе: | |||||||
|
определение цезия-137 в пробах по гамма-спектру |
|
- |
82,35 |
82,35 |
82,35 |
247,05 |
|
определение стронция-90 в пробах по бета-спектру |
|
- |
57,84 |
57,84 |
57,84 |
173,52 |
|
индивидуальный дозиметрический контроль жителей |
|
- |
86,40 |
86,40 |
86,40 |
259,20 |
|
определение мощности дозы гамма-излучения на местности |
|
- |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
27,00 |
|
определение цезия-137, стронция-90 радиохимическим методом |
|
- |
165,40 |
165,40 |
165,50 |
496,30 |
|
расчет доз облучения жителей населенного пункта |
|
- |
5,31 |
5,31 |
5,31 |
15,93 |
18. |
Мониторинг радиоактивного загрязнения сельхозугодий и продукции растениеводства |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
- |
899,5 |
899,5 |
899,5 |
2698,5 |
в том числе: | |||||||
18.1. |
Мониторинг радиоактивного загрязнения сельхозугодий (в общественном секторе) |
|
- |
555,7 |
555,7 |
555,7 |
1667,1 |
|
Гордеевский район |
|
- |
147,6 |
147,6 |
147,6 |
442,8 |
|
Злынковский район |
|
- |
58,3 |
58,3 |
58,3 |
174,9 |
|
Климовский район |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
Клинцовский район |
|
- |
77,1 |
77,1 |
77,1 |
231,3 |
|
Красногорский район |
|
- |
62,1 |
62,1 |
62,1 |
186,3 |
|
Новозыбковский район |
|
- |
210,6 |
210,6 |
210,6 |
631,8 |
|
Стародубский район |
|
- |
- |
- |
- |
- |
18.2. |
Мониторинг радиоактивного загрязнения сельхозугодий (в личных подсобных хозяйствах) |
|
- |
82,8 |
82,8 |
82,8 |
248,4 |
|
Гордеевский район |
|
- |
12,3 |
12,3 |
12,3 |
36,9 |
|
Злынковский район |
|
- |
12,3 |
12,3 |
12,3 |
36,9 |
|
Климовский район |
|
- |
20,4 |
20,4 |
20,4 |
61,2 |
|
Клинцовский район |
|
- |
7,8 |
7,8 |
7,8 |
23,4 |
|
Красногорский район |
|
- |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
29,7 |
|
Новозыбковский район |
|
- |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
50,4 |
|
Стародубский район |
|
- |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
9,9 |
18.3. |
Мониторинг радиоактивного загрязнения продукции растениеводства, |
|
- |
261,0 |
261,0 |
261,0 |
783,0 |
в том числе: | |||||||
|
Гордеевский район |
|
- |
64,8 |
64,8 |
64,8 |
194,4 |
|
Злынковский район |
|
- |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
86,4 |
|
Климовский район |
|
- |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
32,4 |
|
Клинцовский район |
|
- |
34,2 |
34,2 |
34,2 |
102,6 |
|
Красногорский район |
|
- |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
86,4 |
|
Новозыбковский район |
|
- |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
270,0 |
|
Стародубский район |
|
- |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
10,8 |
19. |
Приобретение витаминных добавок и йодказеина для производства продуктов питания с повышенными лечебно-профилактическими свойствами |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
- |
480,0 |
480,0 |
480,0 |
1440,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Клинцовский хлебокомбинат |
|
- |
201,6 |
201,6 |
201,6 |
604,8 |
|
Новозыбковский хлебокомбинат |
|
- |
201,6 |
201,6 |
201,6 |
604,8 |
|
пекарня пос. Мирный Гордеевского района |
|
- |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
14,4 |
|
Воронокский филиал Стародубского хлебпромторга |
|
- |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
72,0 |
|
филиал "Хлебокомбинат" Климовского райпо |
|
- |
48,0 |
48,0 |
48,0 |
144,0 |
20. |
Применение калийных удобрений в личных подсобных хозяйствах |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
- |
19321,6 |
19321,6 |
19321,6 |
57964,8 |
|
Гордеевский район |
|
- |
2887,5 |
2887,5 |
2887,5 |
8662,5 |
|
Злынковский район |
|
- |
2840,0 |
2840,0 |
2840,0 |
8520,0 |
|
Климовский район |
|
- |
4773,4 |
4773,4 |
4773,4 |
14320,2 |
|
Клинцовский район |
|
- |
1811,7 |
1811,7 |
1811,7 |
5435,1 |
|
Красногорский район |
|
- |
2313,9 |
2313,9 |
2313,9 |
6941,7 |
|
Новозыбковский район |
|
- |
3939,6 |
3939,6 |
3939,6 |
11818,8 |
|
Стародубский район |
|
- |
755,5 |
755,5 |
755,5 |
2266,5 |
21. |
Проведение радиологического мониторинга животноводческой продукции и сырья для переработки |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
- |
290,0 |
320,0 |
320,0 |
930,0 |
22. |
Применение ферроцианидсодержащих препаратов для снижения содержания цезия-137 в животноводческой продукции |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
- |
2400,0 |
2690,0 |
2690,0 |
7780,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
22.1. |
Применение ферроцианидсодержащих препаратов в общественном секторе, закупка применение |
|
- |
688,67 ------ 206,26 |
771,89 ------ 230,91 |
771,89 ------ 230,91 |
2232,45 ------- 668,08 |
|
Гордеевский район |
|
- |
178,96 ------ 53,59 |
200,60 ------ 59,96 |
200,60 ------ 59,96 |
580,16 ------- 173,51 |
|
Клинцовский район |
|
- |
203,91 ------ 61,09 |
228,55 ------ 68,48 |
228,55 ------ 68,48 |
661,01 ------- 198,05 |
|
Красногорский район |
|
- |
35,40 ------ 10,60 |
39,66 ------ 11,77 |
39,66 ------ 11,77 |
114,72 ------- 34,14 |
|
Новозыбковский район |
|
- |
270,40 ------ 80,98 |
303,08 ------ 90,70 |
303,08 ------ 90,70 |
876,56 ------- 262,38 |
22.2. |
Применение ферроцианидсодержащих препаратов в личных подсобных хозяйствах. закупка ------ применение |
|
- |
1158,20 ------ 346,87 |
1298,10 ------ 389,10 |
1298,10 ------ 389,10 |
3754,4 ------- 1125,07 |
|
Гордеевский район |
|
- |
231,22 ------ 69,24 |
259,16 ------ 77,71 |
259,16 ------ 77,71 |
749,54 ------- 224,66 |
|
Злынковский район |
|
- |
219,60 ------ 65,76 |
246,10 ------ 73,80 |
246,10 ------ 73,80 |
711,80 ------- 213,36 |
|
Климовский район |
|
- |
313,80 ------ 93,97 |
351,74 ------ 105,40 |
351,74 ------ 105,40 |
1017,28 ------- 304,77 |
|
Клинцовский район |
|
- |
183,01 ------ 54,83 |
205,10 ------ 61,44 |
205,10 ------ 61,44 |
593,21 ------- 177,71 |
|
Красногорский район |
|
- |
96,53 ------ 28,92 |
108,20 ------ 32,50 |
108,20 ------- 32,50 |
312,93 -------- 93,92 |
|
Новозыбковский район |
|
- |
114,04 ------ 34,15 |
127,80 ------ 38,25 |
127,80 ------ 38,25 |
369,64 -------- 110,65 |
|
Всего по программе |
|
44300,0 |
168367,4 |
210297,4 |
179379,5 |
602344,3 |
*Распределение объемов финансирования мероприятий, указанных в данных пунктах, по районам области будет выполнено после согласования с МЧС России и Министерством экономического развития Российской Федерации перечня строек и объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Приложение 2
к областной целевой программе
"Реабилитация населения и территории
Брянской области, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС,
в 2007 - 2010 годах"
Перечень
программных мероприятий и размеры их финансирования областной целевой программы "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах" на 2007 год
N пп |
Мероприятие |
Заказчик, исполнитель |
2007 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. |
Капитальные вложения |
|
44300,0 |
|
Отрасль: Здравоохранение |
|
11000,0 |
1. |
Строительство детского онкогематологического центра, г. Брянск |
департамент по строительству Брянской области |
4000,0 |
2. |
Расширение санатория для родителей с детьми "Жуковский", г. Жуковка |
департамент по строительству Брянской области |
4000,0 |
3. |
Расширение и реконструкция дома отдыха "Вьюнки" в детский санаторий на 320 мест, г. Клинцы |
департамент по строительству Брянской области |
3000,0 |
|
Отрасль: Коммунальное строительство |
|
28000,0 |
11.* |
Газификация загрязненных районов области, всего |
департамент по строительству Брянской области |
14000,0 |
13.* |
Строительство, реконструкция водопроводных и канализационных систем в загрязненных районах области, всего |
департамент по строительству Брянской области |
14000,0 |
|
Отрасль: Жилищное строительство |
|
5300,0 |
14. |
Выделение субсидий из областного бюджета на улучшение жилищных условий семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и граждан, получивших заболевания или ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия |
управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области |
5300,0 |
II. |
Текущие расходы |
|
- |
|
Всего по программе |
|
44300,0 |
*Распределение объемов финансирования мероприятий, указанных в данных пунктах, по районам области будет выполнено после согласования с МЧС России и Министерством экономического развития Российской Федерации перечня строек и объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. N 889 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 - 2010 годах"
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная Брянщина" от 15 марта 2007 г. N 3 (23)
Постановлением Правительства Брянской области от 28 августа 2023 г. N 404-П настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 4 октября 2010 г. N 998
Постановление Администрации Брянской области от 2 сентября 2010 г. N 911
Постановление Администрации Брянской области от 19 июля 2010 г. N 704
Постановление Администрации Брянской области от 31 декабря 2009 г. N 1535
Постановление Администрации Брянской области от 24 сентября 2009 г. N 1034
Постановление Администрации Брянской области от 31 декабря 2008 г. N 1315
Постановление Администрации Брянской области от 30 декабря 2008 г. N 1296
Постановление Администрации Брянской области от 30 декабря 2008 г. N 1291
Постановление Администрации Брянской области от 19 августа 2008 г. N 783
Постановление Администрации Брянской области от 4 февраля 2008 г. N 86
Постановление Администрации Брянской области от 14 декабря 2007 г. N 992
Постановление Администрации Брянской области от 22 июня 2007 г. N 453