Распоряжение Администрации Брянской области
от 27 августа 2007 г. N 1090-р
"Об утверждении Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы"
Распоряжением Правительства Брянской области от 27 марта 2017 г. N 84-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса области, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области обеспечить реализацию положений Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Кузавлёва Е.Д.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Концепция
развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы
(утв. распоряжением Администрации Брянской области от 27 августа 2007 г. N 1090-р)
I. Введение
Преобразование отраслей экономики Российской Федерации обеспечило переход от командно-административной системы управления к рыночному механизму хозяйствования, однако этот тезис не является отражением современного состояния жилищно-коммунального комплекса области. Он по-прежнему является жестко администрированным, работающим по неэффективной, исторически сложившейся схеме построения взаимоотношений.
Несмотря на разработанную ранее программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Брянской области", необходимо констатировать факт, что основная цель программы - социально-ориентированная и безубыточная работа жилищно-коммунального хозяйства области - достигнута не была. В значительной мере это явилось следствием того, что разработанная на длительный срок программа не смогла быть адекватной изменениям, происходящим как в законодательстве, так и в обществе в целом.
Отсутствие гибких механизмов выполнения поставленных программой задач снижало, а зачастую сводило к нулю действенность мероприятий, осуществленных в рамках реформирования ЖКХ. Для повышения эффективности мер, направленных на реформирование отрасли, с учетом динамики развития отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства оптимальным периодом действия настоящей Концепции определен четырехлетний срок, в течение которого представляется реально осуществимой перспектива реализации основных концептуальных направлений развития жилищно-коммунального комплекса области, включающих в себя вопросы:
оптимизации управления жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
создания условий и реального улучшения качества предоставляемых услуг, основанных на добросовестной конкуренции и договорных отношениях хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
социальной защиты населения;
проведения политики оздоровления жилищно-эксплуатационных предприятий.
II. Состояние и проблемы жилищно-коммунального комплекса Брянской области
В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Брянской области оказывают 657 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с общим количеством работающих 29,3 тысячи человек.
Жилищно-коммунальный комплекс Брянской области включает в себя:
около 30000,0 тыс. квадратных метров общей площади жилищного фонда;
1033,9 км тепловых сетей;
788,6 км канализационных сетей;
5659,3 км водопроводных сетей;
45513,6 км электрических сетей.
Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью:
центральным отоплением - на 71,6 процента;
горячим водоснабжением - на 50,9 процента;
водопроводом - на 62,3 процента;
канализацией - на 57,2 процента.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к значительному износу, высокой аварийности и ресурсной неэффективности. Отсутствие необходимых инвестиций и работ по модернизации ЖКХ вызывает экономические потери, социальную напряженность и неприятие населением идей и методов рыночных преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в 2006 году показывает, что число убыточных предприятий составляет 95 проц. от числа предприятий этого вида деятельности. Предприятия не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в стабильном эксплуатационном режиме. Между тем в их хозяйственном ведении находятся социально значимые объекты жилого и нежилого фонда, вся инженерная инфраструктура.
Установлены недостатки в работе органов местного самоуправления, устранение которых может стать резервом получения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства дополнительных доходов и источником сокращения кредиторской задолженности:
1) неполное возмещение расходов от разницы в тарифах, не покрываемых платежами населения;
2) отсутствие целенаправленной работы по оптимизации расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
3) не проводилась целенаправленная работа по инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и включению признанной задолженности бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в расходную часть местных бюджетов при формировании межбюджетных отношений;
4) недостаточная работа по сбору текущих платежей с населения за ЖКУ и снижению задолженности прошлых лет.
III. Цели Концепции
Стратегической целью реализации Концепции является обеспечение комфортности проживания граждан в жилищном фонде Брянской области, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения.
Исходя из анализа ситуации, сложившейся в жилищно-коммунальном хозяйстве области, предусматривается выделение в рамках стратегической цели следующих целей реализации Концепции:
1. Обеспечение финансовой стабилизации отрасли и оптимизация тарифного регулирования.
2. Обеспечение надлежащего технического состояния жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций.
4. Изменение структуры отрасли и управления жилищно-коммунальной сферой.
5. Упорядочение договорных отношений при предоставлении потребителям коммунальных услуг.
6. Обеспечение мер социальной поддержки населения.
IV. Механизм реализации Концепции
1. Изменение структуры отрасли и управления жилищно-коммунальной сферой
В основу системы управления коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственниками инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющих обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Таким образом, необходимо выделение всех субъектов жилищно-коммунального рынка и строгое разграничение их функций и обязанностей.
Базовым элементом новой схемы построения взаимоотношений является собственник жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Именно собственник в полном объеме несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и определяет то, кем, как и на каких условиях оно будет обслуживаться. Формирование эффективного собственника - первоочередная задача системы программных мероприятий.
Собственник жилищного фонда, не имея необходимого технического и кадрового ресурса, привлекает для управления принадлежащим ему имуществом управляющую компанию (второй элемент предлагаемой схемы). Управляющая компания - это организация любой формы собственности, в управление которой передается жилищный фонд. Управляющая компания привлекается на конкурсной основе и работает в рамках заключенного с собственником жилищного фонда договора на управление. Затраты на содержание управляющей компании могут возмещаться различными способами, в т.ч. включаться в тариф на содержание жилищного фонда (коммунальной инфраструктуры). Все вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственник решает с управляющей компанией и не имеет непосредственных отношений с поставщиками услуг, за исключением их оплаты. Определение количества и качества жилищно-коммунальных услуг, необходимых для поддержания в надлежащем техническом состоянии жилищного фонда, привлечение на конкурсной основе эффективных поставщиков жилищно-коммунальных услуг, контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг) - основные функции управляющей компании. Договор, заключенный между управляющей компанией и подрядной организацией, позволяет первой контролировать качество и своевременность выполнения работ (оказания услуг), а второй - получать причитающийся объем денежных средств за поставленные жилищно-коммунальные услуги. Предлагаемая схема построения взаимоотношений не исключает возможность заключения договоров непосредственно между собственником жилищного фонда и предприятиями-поставщиками услуг. В настоящее время в большинстве многоквартирных домов муниципального жилищного фонда жилые помещения находятся в собственности физических и юридических лиц, приобретших их по тем или иным основаниям. По сути они уже не находятся в муниципальной собственности, в связи с чем подобные дома нельзя назвать муниципальным жилищным фондом в полном смысле этого слова. Многоквартирные дома, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, составляют весьма незначительную его часть.
Сетевая коммунальная инфраструктура находится в собственности муниципалитетов и должна передаваться на обслуживание специализированным коммунальным организациям на договорных условиях. В связи с принятием федерального закона, регулирующего концессионные механизмы, сетевая коммунальная инфраструктура может передаваться на обслуживание на условиях договора концессии.
Кроме того, в казне Брянской области имеется жилищный фонд, часть из которого в объеме 311 тыс. кв. м закреплена за предприятиями и учреждениями различных форм собственности. В настоящее время не определен орган исполнительной власти, полноценно осуществляющий управление государственным жилищным фондом, а также полномочия собственника при его приватизации.
Для разрешения сложившихся проблемных ситуаций необходимо:
систематизировать работу по учету государственного жилищного фонда;
разработать нормативно-правовую базу по учету специализированного жилищного фонда и жилья социального найма;
провести мониторинг государственного жилищного фонда в целях последующей передачи его части в муниципальную собственность;
провести инвентаризацию муниципальной собственности;
передать все объекты инфраструктуры (в том числе бесхозяйные) в муниципальную собственность с последующим юридическим оформлением права собственности;
зарегистрировать право муниципальной собственности на основные фонды жилищно-коммунального комплекса, обеспечив управление данным имуществом;
предусмотреть условия для сохранения стратегически важных муниципальных предприятий, деятельность которых гарантирует необходимый уровень стабильности в жилищно-коммунальном комплексе;
провести инвентаризацию, реструктуризацию задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями ЖКХ;
осуществить реструктуризацию кредиторской и дебиторской задолженностей организаций жилищно-коммунального хозяйства;
разработать эффективный порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйных сетей и порядок их финансирования до включения этих затрат в состав соответствующих тарифов;
исключить до конца 2007 года из реестра муниципальной собственности жилые и нежилые помещения, находящиеся в частной собственности;
решить вопрос о надлежащем оформлении прав на земельные участки собственников жилья в многоквартирных домах;
обеспечить создание равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
на конкурсной основе передавать по агентским договорам, договорам концессии, доверительного управления и иным коммунальные сети и объекты инженерной инфраструктуры в целях их модернизации и реконструкции;
определить оптимальное (рекомендуемое) количество жилищного фонда для управления одной управляющей организации;
использовать территориально-отраслевой принцип организации структуры жилищно-коммунального комплекса;
способствовать выстраиванию четких договорных отношений (собственники - управляющая компания - подрядные организации) независимо от организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов;
создать демонстрационные зоны с учетом новых технологий в энергосбережении, в техническом обслуживании, ремонте и содержании жилого фонда;
обеспечить наличие определенных гарантий на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг путем реализации одного или нескольких следующих вариантов:
а) страхование управляющей компанией своего бизнеса;
б) сопоставимость уставного капитала и месячного объема предоставляемых услуг;
в) банковские гарантии;
г) разработка совместных регламентов по процедуре ограничения, приостановления и прекращения подачи энергоносителей, предоставления жилищных услуг;
д) иных способов, соответствующих требованиям действующего законодательства;
способствовать проведению собраний собственников помещений многоквартирных домов по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом.
2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций
Одним из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание конкурентной среды в жилищной сфере, которое позволит определить рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивать оптимальное соотношение между стоимостью и качеством жилищно-коммунальных услуг.
В качестве основных задач для дальнейшей реализации указанного направления обозначить следующее:
1) проведение конкурсов по управлению жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
2) оказание содействия в создании и деятельности товариществ собственников жилья;
3) установление четких и ясных критериев отбора управляющих организаций при проведении конкурса.
Основными критериями выбора победителя должны быть:
опыт работы организации (или ее сотрудников) в жилищно-коммунальной сфере;
заявленная стоимость выполнения работ;
предложенный бизнес-план осуществления деятельности по управлению имуществом;
предложенный собственникам и нанимателям жилых помещений договор на управление с указанием конкретного перечня жилищных и коммунальных услуг.
С целью повышения эффективности организации и проведения конкурсов по управлению и обслуживанию жилищным фондом и муниципальными объектами инженерной инфраструктуры необходимо осуществлять мониторинг результатов проведенных конкурсов. Показателями, на основе которых осуществляется мониторинг, могут быть:
количество проведенных конкурсов;
перечень и объемы работ, выставлявшихся на конкурс;
стартовая цена конкурса и цена его победителя;
количество и организационно-правовая форма организаций, участвовавших в конкурсе;
заключен ли договор по итогам конкурса, срок, на который он заключен, и другие показатели.
Ключевой предпосылкой развития конкурентных отношений является обеспечение финансовой стабильности в жилищно-коммунальной отрасли. Реализация данного направления осуществляется через формирование партнерских отношений субъектов жилищно-коммунального хозяйства. Такая договорная конструкция позволит привлечь в коммунальный сектор крайне необходимые частные инвестиции, даст возможность формализовать и минимизировать инвестиционные риски, повысит эффективность управления предприятиями, снизит непроизводственные издержки и в конечном итоге оптимизирует цены на жилищно-коммунальные услуги.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере управления за получение заказа от собственников и конкуренции подрядных организаций за получение заказа от управляющей компании.
Оптимальная схема управления имуществом жилищно-коммунального сектора будет создана тогда, когда будет осуществлено разделение ответственности:
собственников - за содержание своего имущества, определение целей управления им и источников финансирования поставленных целей;
управляющей организации - за планирование и организацию работ, обеспечивающих реализацию поставленных целей;
подрядных организаций - за качество выполнения работ, заказанных управляющей организацией.
Реализуя основные целевые установки собственников по поводу содержания имущества, управляющая организация осуществляет долгосрочное планирование этой деятельности. Формирование профессионального конкурентного управления является одним из ключевых показателей преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие профессионального бизнеса по управлению имуществом ЖКХ должно постепенно привести к частичной переориентации затрат с текущих на капитальные. Управляющая организация в случае заключения достаточно длительного договора и при обеспечении стабильных условий финансирования будет заинтересована в рациональном использовании средств, осуществлении ресурсосберегающих мероприятий.
В целях повышения эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры необходимо продолжение обеспечения доступа в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг наравне с муниципальными унитарными жилищно-эксплуатационными предприятиями акционерных обществ либо хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форм. Роль органов местного самоуправления должна сводиться к обеспечению равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм, к контролю за качеством управления муниципальной долей в общедолевой собственности и выделению бюджетных средств на содержание данной доли в части компенсации затрат на капитальные ремонты, к контролю за деятельностью управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, а также к содействию повышения уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
В этих целях необходимо разработать и утвердить:
порядок, условия контроля и единые критерии оценки деятельности организаций, функционирующих в сфере ЖКХ;
общеобластные стандарты качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
положение об организации контроля за содержанием и проведением текущего ремонта жилищного фонда;
типовые формы договоров на управление муниципальным имуществом и рекомендуемые формы договоров на управление имуществом собственников жилья;
примерный договор о взаимодействии органов исполнительной власти с организацией, управляющей многоквартирным домом.
Для достижения указанного выше в связи с изменением ситуации в жилищно-коммунальном секторе необходимо использовать главный ресурс - это определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом в данной сфере, а также создание мотивации того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса.
Существующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством имеет несколько серьезных проблем, существенно затрудняющих привлечение инвестиций в данную отрасль. К этим проблемам относятся, прежде всего, нахождение части имущества ЖКХ в хозяйственном ведении коммунальных муниципальных унитарных предприятий и, соответственно, проблема взаимоотношений коммунальных предприятий с собственником их имущества. Сложившаяся система управления унитарными муниципальными жилищно-эксплуатационными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования. Следует отметить принципиальную вещь: реформа ЖКХ нужна обязательно, но проводиться она должна не методом революционной ликвидации и разрушения всего, что реально функционирует на данный момент. Нужно учитывать, что большая часть жителей области, проживающих в муниципальном жилищном фонде, имеет достаточно низкие доходы, чтобы оплачивать по высоким ставкам первоклассные услуги частных подрядчиков.
То, что муниципальные унитарные предприятия обеспечивают коммунальными услугами население, проживающее в муниципальных домах, в ЖСК, ТСЖ, имея выпадающие доходы от разницы в тарифах, - реальный факт. При этом назревающая смена их организационно-правовых форм посредством их акционирования может вызвать очередную волну бесхозяйственности, которая окончательно уничтожит весь положительный опыт, позволяющий удерживать жилищно-коммунальное хозяйство от полного развала. Крайне актуально в настоящее время для обеспечения переходного периода поддержать муниципальные унитарные предприятия бюджетными средствами.
При привлечении к управлению и эксплуатации муниципального имущества хозяйствующих субъектов частной формы собственности существуют следующие основные группы рисков взаимодействия их с муниципальной властью и привлечения частных инвестиций в объекты коммунальной инженерной инфраструктуры:
риски, связанные с системой взаимоотношений между предприятиями ЖКХ и администрациями муниципальных образований;
риски, связанные с построением системы взаимоотношений между предприятиями ЖКХ и потребителями их услуг;
риски, связанные с отказом частного предприятия от выполнения взятых на себя обязательств;
риски, связанные с системой регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в случае, если внешние условия, влияющие на уровень установленных тарифов, потребуют резкого их увеличения для сохранения рентабельности проекта на оговоренном уровне.
Рассматривая обозначенные риски, необходимо отметить, что одним из главных является риск досрочного расторжения договора одной из сторон.
Основанием для досрочного расторжения договоров между частным оператором и муниципалитетом является нарушение сторонами своих обязательств, и процедуру такого расторжения необходимо детально оговорить при заключении договора.
Все вышеуказанные риски должны быть детально описаны в заключаемых договорах с тем, чтобы избежать неблагоприятных последствий их возникновения в процессе реализации договоров.
Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс.
Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация коммунальной инфраструктуры должна привести к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению экономического эффекта от инвестиций.
Для предоставления дополнительных гарантий управляющим организациям, приходящим на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг, необходимым условием формирования тарифов на эти услуги должно стать наличие в них инвестиционной составляющей, согласно действующему законодательству.
3. Обеспечение финансовой стабилизации отрасли и оптимизации тарифного регулирования
Одним из наиболее существенных препятствий для привлечения частного бизнеса к управлению коммунальными системами являются значительные суммы накопленной задолженности предприятий комплекса.
Региональная тарифная политика сегодня базируется на двух критериях, граничные значения которых определяются государством:
стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;
предельно допустимых (максимальных) индексах изменения тарифов и надбавок на услуги ЖКХ, а также платы населения за жилье и коммунальные услуги.
Фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг в Брянской области за 2006 год в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем составила 35,27 рубля.
В 2006 году выявилось, что проблема расхождения экономически обоснованного тарифа, фактических расходов на производство и поставку услуги потребителю и утвержденного тарифа осталась. Следствием этого является крайне медленное сокращение долгов в отрасли, убыточная хозяйственная деятельность субъектов рынка ЖКУ, неурегулируемые ценовые вопросы при заключении договоров с предприятиями, поставщиками и населением.
Существующее состояние отрасли нуждается в значительно более объемных вложениях для производства необходимых работ, вследствие чего у предприятий не хватает средств для расчетов со своими кредиторами.
Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги также ложится на убытки жилищно-коммунальных предприятий.
Для оздоровления финансовой ситуации необходимо реструктуризировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
Для решения этой проблемы необходимо:
разработать порядок реструктуризации задолженности в ЖКХ;
провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определить размеры задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями;
разработать типовую методику и стандартные формы для унифицированного учета и контроля за состоянием кредиторской задолженности бюджета перед предприятиями ЖКХ;
упорядочить работу с дебиторской задолженностью населения.
Работу по реструктуризации задолженности в жилищно-коммунальном секторе необходимо завершить до 1 января 2008 года.
Требует решения вопрос о дебиторской задолженности населения. Необходимо уделять постоянное внимание проведению претензионной работы с населением и взысканию в судебном порядке задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, вместе с тем упростив процедуру списания безнадежной просроченной задолженности.
Необходимо обеспечить механизм ежемесячной передачи от предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг органам социальной защиты населения информации о гражданах-получателях субсидий, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше двух месяцев.
В комплексе программных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса, наряду с его финансовой стабилизацией особую роль надо отвести совершенствованию тарифного регулирования деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Основными направлениями совершенствования системы тарифного регулирования должны стать: четкое разграничение полномочий всех участвующих сторон; объединение единой методологической базы и единых принципов регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая установление единого периода регулирования тарифов; создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационных отчислений, прибыли и т.д.) на цели модернизации развития коммунальной инфраструктуры.
Необходимым условием формирования тарифов может стать наличие в них инвестиционной составляющей в тарифах на жилищно-коммунальные услуги и тарифах на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, что позволит дать дополнительные гарантии приходящим на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг области управляющим организациям в обеспечении стабильности их деятельности.
В связи с этим программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и инвестиционная программа являются важнейшими документами при формировании тарифов как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, или муниципальный энергетический план, - это комплексная оценка развития систем жизнеобеспечения муниципального образования на перспективу.
Она должна разрабатываться органами местного самоуправления с целью гарантированного покрытия перспективной потребности в энергоносителях для эффективного, качественного и надежного снабжения коммунальными ресурсами с минимальными издержками за весь жизненный цикл систем жизнеобеспечения, а также для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования за счет предоставления возможности быстро подключать новые объекты к коммунальным системам и получать коммунальные услуги по обоснованным ценам. Таким образом, комплексная программа развития и инвестиционная программа являются неотъемлемой частью процесса ценообразования. В упрощенном виде процедура тарифного регулирования должна выглядеть следующим образом. После формирования производственной и инвестиционной программ предприятия на очередной период его деятельности необходимо рассчитать объем необходимого ему финансирования для выполнения этих программ и соответствующие величины тарифов. Полученные значения тарифов должны быть протестированы на их приемлемость для потребителей (в первую очередь это относится к населению), и если платежеспособность потребителей позволяет, то данные тарифы должны быть утверждены. Если платежеспособность потребителей низка, то необходимо скорректировать в сторону уменьшения производственную либо инвестиционную программу, рассчитать новый объем финансовых потребностей и новые значения тарифов.
Достаточно важным фактором оценки эффективности системы тарифного регулирования является анализ ее устойчивости и неизменности. Создаваемая на муниципальном уровне система тарифного регулирования более устойчива к внесению в нее изменений, если базой для ее функционирования являются нормативно-правовые акты органов самоуправления муниципального образования.
4. Обеспечение мер адресной социальной поддержки населения
Одной из основных установок реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли ЖКХ, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам-субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
В этом направлении в области с 2005 года используется система персонифицированных социальных счетов граждан, которая способствует решению ряда проблем.
Во-первых, персонифицированные социальные счета - это инструмент социальной защиты населения. В конечном итоге на них возможно постепенно перевести все предоставляемые гражданам денежные социальные блага, включая субсидии, выплаты, льготы и пособия.
Во-вторых, персонифицированный социальный счет является вкладным счетом гражданина-получателя социальной помощи, его собственностью, которой он распоряжается по своему усмотрению (в рамках заключенных с банком соглашений).
В-третьих, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг не являются выпадающими доходами предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и не только потому, что осуществляется их полное возмещение из бюджета, но главным образом потому, что предприятия больше не предоставляют гражданам субсидии. Предоставление и получение субсидий является предметом взаимоотношений только органов социальной защиты населения и гражданина. Гражданам-получателям субсидий предприятия выставляют счета на полные суммы платежей, и граждане оплачивают жилищно-коммунальные услуги полностью, используя свои средства и реальные деньги субсидий со своего банковского счета. Таким образом, главный выигрыш предприятий жилищно-коммунального хозяйства с введением системы социальных счетов состоит в том, что вместо выпадающих доходов (иначе говоря, долгов бюджета за предоставление субсидий) предприятия получают живые деньги от граждан.
В-четвертых, появилась возможность отделить расчет и перечисление адресных жилищных субсидий от расчетов сумм оплаты жилищно-коммунальных услуг, т.е. социальную помощь от расчетов с поставщиками услуг.
Главными функциями системы социальной защиты с использованием персонифицированных социальных счетов можно назвать:
оказание адресной социальной помощи;
назначение адресной помощи и контроль обоснованности ее предоставления;
перечисление средств на банковский счет получателя;
получение гражданами средств помощи со счета.
Помимо перевода жилищных субсидий, персонифицированные социальные счета будут использованы в дальнейшем и для перевода других видов бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. До 2009 года планируется полностью осуществить переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в денежной форме.
5. Обеспечение надлежащего технического состояния жилищного фонда
Жилье - одна из главных составляющих благосостояния человека, тесно связанная с иными составляющими качества жизни.
В жилищной сфере сложилась опасная ситуация из-за хронического недоремонта жилья и его стремительного старения. Считается, что при степени износа свыше 70 проц. жилищный фонд становится вообще неремонтопригодным. Однако доля такого жилья из года в год растет. В Брянской области объем ветхого жилья составляет 667,8 тыс. кв. м, что составляет 2,4 проц. от общей площади жилищного фонда области. При этом необходимо отметить, что, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 552, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждались критерии и технические условия отнесения жилых домов и помещений к категории ветхих или аварийных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания его пригодным для проживания и основания, по которым оно признается непригодным для проживания, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу. Это означает, что понятие "ветхое" заменено на "помещение, непригодное для проживания". Соответственно, критерии и технические условия отнесения жилых домов и помещений к категории ветхих не применяются. Им на замену пришли требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Ситуация усугубилась после массовой передачи на баланс муниципалитетов ведомственного жилья, состояние которого оставляет желать лучшего. Также существенными причинами непрекращающегося обветшания жилищного фонда являются сохраняющаяся до сих пор неопределенность в отношении прав собственности и отсутствие действенных механизмов управления и содержания жилищного фонда. Приватизация завершилась в части, затрагивающей отдельные квартиры, права же и обязанности собственников в отношении общего имущества многоквартирных домов до сих пор не определены. В результате такое имущество остается бесхозяйным. Если сегодня не принять срочных мер, то завтра дома, находящиеся в удовлетворительном состоянии, перейдут в разряд непригодных для проживания и аварийных. Эту ситуацию нельзя исправить простым увеличением объемов жилищного строительства. Нужна долгосрочная программа на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по проведению капитального ремонта жилфонда на условиях софинансирования. Необходимо провести тщательный мониторинг по определению истинных объемов жилья, непригодного для проживания, а также возможных вариантов улучшения жилищных условий проживающих в нем граждан.
Для этого нужно разработать объективные критерии оценки целесообразности реновации изношенных зданий. Дома, требующие сноса, следует выделить как аварийный жилой фонд. Другие ветхие здания должны подлежать реновации: капитальному ремонту, модернизации или санации. Необходимо установить параметры, по которым жилье будет относиться к конкретной группе.
Для каждой из этих групп должны быть определены технологические и организационные решения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах. Также необходима разработка стандартов ремонта и содержания жилья. Капитальный ремонт и особенно реконструкция требуют значительных удельных затрат, которые доходят до 75 проц. нового строительства. Вот почему очень важно иметь четкие критерии обоснования реновации ветхого жилья.
В настоящее время государство не может в полной мере снять с себя ответственность за проведение капитального ремонта и модернизацию жилья из соображений социальной справедливости и недостаточной платежеспособности населения. Это может дискредитировать реформу ЖКХ и повысить социальную напряженность. Необходимо рационально сочетать участие бюджетов всех уровней и собственников при финансировании капитального ремонта и модернизации жилых домов. Учитывая различия в социальном статусе и доходах граждан, проживающих в многоквартирных домах, следует рассмотреть схему субсидирования расходов на капитальный ремонт малообеспеченных семей.
V. Обеспечение Концепции
1. Правовое обеспечение Концепции
Правовой основой проведения Концепции являются законы и подзаконные акты Российской Федерации, Брянской области, органов местного самоуправления.
Работа по правовому обеспечению Концепции должна идти по следующим направлениям:
участие органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в разработке предложений по принятию областных нормативных правовых актов, а также принятие нормативных правовых актов местного самоуправления в сфере реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
ревизия действующих нормативных правовых актов с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством, современными экономическими и социальными условиями;
подготовка нормативных правовых актов Брянской области по вопросам реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, обусловленных требованиями времени и изменениями действующего законодательства;
переход на программно-целевой метод бюджетного планирования, разработка нормативно-правовых актов, необходимых для установления расходных обязательств.
Для обеспечения реализации Концепции необходимо разработать и принять нормативные правовые акты и документы, указанные в нижеприведенной таблице.
N пп |
Название документа |
Сроки разработки |
Исполнитель |
1. |
Нормативный правовой акт Брянской области: |
|
|
1.1. |
Устанавливающий систему критериев, используемых для определения доступности потребителям товаров и услуг организаций коммунального комплекса, регулирование тарифов которых осуществляется на региональном уровне. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
комитет государственного регулирования тарифов Брянской области |
1.2. |
Определяющий условия и порядок предоставления гарантий частным инвесторам. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ |
до 01.02.2008 |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области |
1.3. |
Определяющий порядок, условия контроля и единые критерии оценки деятельности организаций, функционирующих в сфере ЖКХ. Жилищный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 |
до 01.01.2008 |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области |
1.4. |
Устанавливающий общеобластные стандарты качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, от 23.06.2006 N 307 |
до 01.02.2008 |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области |
1.5. |
Устанавливающий порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду Брянской области |
до 01.07.2008 |
орган исполнительной власти |
2. |
Нормативные правовые акты местного самоуправления: |
|
|
2.1. |
О порядке признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 |
до 01.09.07 |
органы местного самоуправления |
2.2. |
Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 50, постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 |
-/- |
-/- |
2.3. |
Об установлении учетной нормы площади жилого помещения. Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 50, 51 |
-/- |
-/- |
2.4. |
Об установлении порядка обмена жилого помещения по договору социального найма на меньшее. Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 72 |
-/- |
-/- |
2.5. |
О порядке предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома. Жилищный кодекс Российской Федерации |
до 01.01.2008 |
-/- |
2.6. |
О порядке предоставления бюджетных средств на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в части принадлежащих органу местного самоуправления помещений. Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 153, 154 |
до 01.02.2008 |
-/- |
2.7. |
О переходе на новую систему расчета нормативов потребления коммунальных услуг. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 |
до 01.07.2008 |
-/- |
2.8. |
Устанавливающие систему критериев, используемых для определения доступности потребителям товаров и услуг организаций коммунального комплекса, регулирование тарифов которых осуществляется на муниципальном уровне. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
органы местного самоуправления |
2.9. |
Устанавливающие порядок утверждения технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального комплекса |
2.10. |
Устанавливающие порядок утверждения представительным органом местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
-/- |
2.11. |
Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
-/- |
2.12. |
Устанавливающие порядок заключения с организациями коммунального комплекса договоров с целью развития систем коммунальной инфраструктуры. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
-/- |
2.13. |
Устанавливающие порядок согласования производственных программ организаций коммунального комплекса (в т.ч. порядок проверки органом регулирования обоснованности представленных организациями коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации их производственных программ, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса). Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.01.2008 |
органы местного самоуправления |
2.14. |
Определяющие в структуре органов местного самоуправления орган, отвечающий за регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, и наделяющие его соответствующими полномочиями. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.10.2007 |
органы местного самоуправления |
2.15. |
Определяющие условия и порядок предоставления гарантий частным инвесторам. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
до 01.02.2008 |
органы местного самоуправления |
2.16. |
Утверждающий типовые формы договоров на управление муниципальным имуществом. Жилищный кодекс Российской Федерации |
до 01.10.2007 |
органы местного самоуправления |
2. Кадровое обеспечение Концепции
Основными проблемами в кадровом обеспечении функционирования отрасли являются:
дефицит высококвалифицированных кадров, рабочих, специалистов и управленцев;
недостаточный профессиональный уровень управленческих кадров высшего и среднего звена, их слабая адаптированность к рыночным условиям;
высокая текучесть кадров.
Главной стратегической целью является создание эффективной системы кадрового обеспечения, способной устойчиво функционировать в меняющихся условиях отрасли.
Для стабилизации ситуации, проведения эффективной кадровой политики необходимо:
1. Усилить работу по закреплению кадров в отрасли, в том числе:
повысить до уровня, определенного отраслевым тарифным соглашением, оплату труда работников и специалистов основных профессий в отрасли;
расширить область распространения системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат;
расширить социальные гарантии работникам ЖКХ, обеспечить их реализацию (жилье, оздоровление, охрана труда и т.п.).
2. Организовать краткосрочные курсы повышения квалификации по актуальным проблемам отрасли для рабочих и специалистов руководящего звена.
3. Организовать подготовку кадров руководящего звена для товариществ собственников жилья.
4. Ввести сертификацию персонала жилищно-коммунальных предприятий в случаях, предусмотренных законодательством.
5. Осуществлять совместную деятельность структурных подразделений администраций муниципальных образований с высшими и средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих для отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
6. Осуществлять взаимодействие учебных заведений (БГИТА, Брянский строительный техникум им. Н.Е. Жуковского и профтехучилища) с целью осуществления непрерывного профессионального образования специалистов всех уровней для строительного и жилищно-коммунального комплексов, включая подготовку и переподготовку кадров.
7. Осуществлять замещение вакантных должностей на конкурсной основе.
8. Проводить аттестацию работников жилищно-коммунального хозяйства.
Результатом реализации данных мероприятий станет создание основы эффективной кадровой политики в отрасли в рыночных условиях ее функционирования.
Основой кадровой политики в отрасли должно стать исполнение отраслевого тарифного соглашения.
3. Информационное обеспечение Концепции
Активная пропаганда процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, его механизмов и итоговых результатов, воспитательная и разъяснительная направленность мероприятий Концепции постепенно должны изменить менталитет населения, снять социальную напряженность.
Информационное обеспечение Концепции предусматривает следующие задачи:
регулярное освещение хода реформы в информационно-аналитических программах на теле- и радиоканалах;
освещение хода реализации Концепции в областных, городских и районных газетах (с обязательным проведением "горячих линий", "круглых столов", опросов общественного мнения);
встречи руководства администрации области, Брянской областной Думы, органов местного самоуправления, ответственных работников сферы жилищно-коммунального хозяйства с населением по месту жительства;
организация и проведение тематических выставок, конференции, семинаров;
проведение различных конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
VI. Перечень мероприятий по реализации Концепции
N пп |
Мероприятия |
Срок реализации |
Планируемый (прогнозируемый) результат |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Анализ состояния имущественного комплекса в сфере жилищно-коммунального хозяйства области, определение принципов управления |
|||
1.1. |
Проведение инвентаризации и учета имущества жилищно-коммунального комплекса области: |
|
объективная оценка состояния жилищно-коммунального комплекса, получение наибольшего числа информационных параметров |
орган исполнительной власти и подведомственные ему предприятия, органы местного самоуправления |
помещений государственного жилищного фонда |
до 01.07.2008 |
|||
помещений муниципального жилищного фонда |
до 01.01.2008 |
|||
объектов инженерной инфраструктуры |
до 01.10.2007 |
|||
1.2. |
Осуществление приемки в муниципальную собственность: |
|
модернизация коммунального хозяйства |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК, ресурсоснабжающие предприятия, орган исполнительной власти и подведомственные предприятия |
бесхозных объектов инженерной инфраструктуры |
до 01.01.2009 |
|||
части государственного жилищного фонда |
до 01.01.2009 |
|||
1.3. |
Исключение из реестра муниципальной собственности жилых и нежилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц |
до 01.01.2008 |
учет муниципальной собственности, соответствующий действующему законодательству |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
1.4. |
Государственная регистрация муниципального права собственности на имущество жилищно-коммунального сектора, находящееся в реестре муниципальной собственности |
до 01.01.2009 |
надлежащее оформление права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
1.5. |
Разработка программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов" |
до 01.01.2008 |
поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
1.6. |
Мониторинг по определению истинных объемов жилья, непригодного для проживания |
до 01.01.2008 |
решение вопросов улучшения жилищных условий |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, госжилинспекция Брянской области, органы местного самоуправления |
1.7. |
Разработка рекомендаций по определению стоимости и порядку оплаты услуг по содержанию и ремонту жилья, оказываемых населению за дополнительную плату |
до 01.01.2008 |
улучшение обслуживания жилищного фонда |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
2. |
Завершение разделения функций между собственником, управляющей организацией и подрядными предприятиями в жилищно-коммунальной сфере |
|||
2.1. |
Организация профессионального управления жилищно-коммунальным комплексом на основе разделения функций и организации взаимоотношений между: а)собственником; б) управляющей организацией; в) подрядными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры |
до 01.01.2009 |
создание действенной системы управления жилищно-коммунальным комплексом |
органы местного самоуправления |
2.2. |
Проведение реорганизации или ликвидации многоотраслевых муниципальных унитарных жилищных предприятий и создание управляющих организаций |
до 01.01.2009 |
разделение функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда |
органы местного самоуправления |
3. |
Переход на профессиональное управление и конкурсное содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства |
|||
3.1. |
Разработка и внедрение информационно-аналитической системы в жилищно-коммунальном хозяйстве |
до 01.01.2009 |
повышение качества управления ЖКХ, создание системы обратной связи с населением области |
предприятия ЖКК |
4. |
Проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ |
|||
4.1. |
Оформление соответствующих актов сверок |
до 01.01.2008 |
реструктуризация долгов, подготовка и утверждение положения о порядке погашения убытков прошлых лет муниципальных унитарных предприятий |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
4.2. |
Определение источников и схем погашения задолженности |
до 01.01.2008 |
||
4.3. |
Принятие мер по недопущению образования вновь задолженности |
постоянно |
||
5. |
Анализ инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ, выработка конкретных мероприятий по их сокращению, контроль за их исполнением |
|||
5.1. |
Организация учета и осуществление контроля за состоянием кредиторской задолженности |
постоянно |
обеспечение прозрачности во взаиморасчетах и отражение реальной финансовой ситуации в отрасли |
предприятия ЖКК |
5.2. |
Проведение мероприятий, направленных на погашение или списание безнадежной задолженности |
постоянно |
оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
6. |
Создание условий для образования и эффективной деятельности объединений собственников жилья |
|||
6.1. |
Создание ассоциаций собственников жилья (управляющие компании, ТСЖ) |
до 01.01.2009 |
повышение профессионального уровня управления объектами недвижимости |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, органы местного самоуправления |
6.2. |
Оказание содействия в подготовке и оформлении документов для регистрации объединений собственников жилья и объектов недвижимости, проведение консультаций, оказание содействия в обучении управляющих объединениями собственников жилья |
постоянно |
увеличение доли жилищного фонда, находящегося в управлении объединений собственников жилья |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, органы местного самоуправления, БГИТА |
6.3. |
Создание условий для организации и эффективной деятельности товариществ собственников жилья |
постоянно |
реализация населением области права на управление жилищным фондом |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, органы местного самоуправления |
7. |
Обеспечение сбалансированности тарифной политики, учитывающей интересы потребителей и энергоснабжающих организаций |
|||
7.1. |
Проведение тарифно-ценовой политики и контроля за соблюдением порядка формирования и применения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством |
постоянно |
финансовая стабилизация предприятий, возникновение конкуренции, снижение социальной напряженности |
комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, органы местного самоуправления, предприятия ЖКК |
8. |
Формирование производственной и инвестиционной программ предприятий ЖКХ |
|||
8.1. |
Реализация Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" |
постоянно |
установление экономически обоснованного тарифа с учетом инвестиционной составляющей |
комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, органы местного самоуправления |
8.2. |
Обеспечение реализации программ энергосбережения, модернизации объектов ЖКХ |
постоянно |
создание оптимальных условий, обеспечивающих использование энергосберегающих и инновационных технологий, внедрение экологически чистых технологий производства и потребления ЖКУ, рациональное использование топливных ресурсов, снижение затрат на производство и приобретение энергоресурсов |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, органы местного самоуправления, фонд энергосбережения |
9. |
Обеспечение перехода от финансирования выпадающих доходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг к перечислению денежных средств на персонифицированные социальные счета граждан |
до 01.01.2009 |
бездотационный режим работы предприятий ЖКХ, предоставление мер социальной поддержки федеральным и региональным категориям граждан |
органы местного самоуправления, предприятия ЖКК, органы социальной защиты населения |
10. |
Подготовка и переподготовка кадров для организаций отрасли жилищно-коммунального хозяйства |
постоянно |
формирование кадрового резерва высококвалифицированных специалистов и персонала управления |
департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, органы местного самоуправления, БГИТА |
11. |
Обеспечение ежемесячной передачи от предприятий поставщиков ЖКУ органам социальной защиты населения информации о семьях, получающих жилищные субсидии для оплаты ЖКУ и имеющих задолженность по их оплате более 2 месяцев |
постоянно |
реализация мер социальной защиты населения |
предприятия ЖКК, органы социальной защиты населения |
Заключение
Жилищно-коммунальная реформа затронула жизнь каждой семьи. Это поднимает ее в ранг одного из самых ответственных и остросоциальных преобразований, происходящих в области. От того, насколько продуманно и умело реформа ЖКХ будет претворяться в жизнь, зависит социальная стабильность в обществе.
Само по себе реформирование, в частности, ЖКХ - это лишь средство, но не конечный результат. Как показывает мировая и российская практика, преобразования являются нормальным состоянием любого развивающегося общества. Реформы не завершают процесс развития, а продолжают его и открывают дорогу последующим переменам.
Таким образом, реформа ЖКХ - это процесс постоянный. Конкретные формы и методы ее реализации со временем приводят к накоплению положительного и отрицательного опыта. На основании полученных результатов изменится и дополнится дальнейшая практика преобразований.
В результате намеченных Концепцией мероприятий предполагается создание нормативно-правовой базы процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование системы управления, основанной на договорных отношениях, создание конкурентной среды, обеспечение регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, реализация мер социальной защиты граждан, что в конечном итоге позволит стабилизировать ситуацию в отрасли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Брянской области от 27 августа 2007 г. N 1090-р "Об утверждении Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Правительства Брянской области от 27 марта 2017 г. N 84-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу