Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 27. Регистрация кандидатов
Законом Брянской области от 9 июня 2009 г. N 46-З в пункт 1 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
1. Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 15 настоящей статьи.
Законом Брянской области от 8 апреля 2013 г. N 17-З в пункт 2 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения
2. Для регистрации кандидатов в избирательную комиссию муниципального образования кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения представляются не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по местному времени следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 23 настоящего Закона;
4) первый финансовый отчет кандидата.
При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов. Избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать указанным в настоящем пункте лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в настоящем пункте времени.
3. При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате и представленные в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Законом Брянской области от 8 апреля 2013 г. N 17-З пункт 4 статьи 27 настоящего Закона изложен в новой редакции
4. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
6. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования.
При проведении проверки подписей в избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов. Избирательная комиссия муниципального образования обязана заблаговременно сообщить кандидатам, представившим установленное для регистрации количество подписей, о времени проведения соответствующей проверки подписей.
7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Законом Брянской области от 8 апреля 2013 г. N 17-З пункт 8 статьи 27 настоящего Закона изложен в новой редакции
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Законом Брянской области от 8 апреля 2013 г. N 17-З в пункт 9 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения
9. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения избирательной комиссией муниципального образования уведомления о выдвижении кандидата;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
з) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, собиравшим подписи избирателей, внесенные в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
к) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Закону;
л) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
10. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса). В протоколе указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 20 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и только в пределах подписей, подлежащих проверке.
11. Для определения достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему регистрации (учета) избирателей.
Законом Брянской области от 8 апреля 2013 г. N 17-З пункт 15 статьи 27 настоящего Закона изложен в новой редакции
15. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидата региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
Законом Брянской области от 3 июня 2011 г. N 48-З статья 27 настоящего Закона дополнена пунктом 15.1
15.1. Список политических партий, на которые распространяется действие пункта 15 настоящей статьи, составляется избирательной комиссией, организующей выборы депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования, размещается на её сайте и (или) по ее обращению на сайте Избирательной комиссии Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновляется по результатам выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования.
Законом Брянской области от 8 апреля 2013 г. N 17-З в пункт 16 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения
16. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 10 дней со дня поступления подписных листов и иных, необходимых для регистрации документов, и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. В решении о регистрации кандидата указывается дата и время.
17. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии муниципального образования указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения.
18. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
19. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
20. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;
д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 4 статьи 23 настоящего Закона;
е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
з) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона;
и) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 45 настоящего Закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
м) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав;
н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
о) исключен;
См. текст подпункта "о" пункта 20 статьи 27
п) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
21. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 20 настоящей статьи, является исчерпывающим.
22. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения.
23. Кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования вправе представить в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
24. Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, вправе отозвать этого кандидата. Решение об отзыве кандидата представляется в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за пять дней до дня голосования. Если кандидат был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.
25. Если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, голосование в таком избирательном округе по решению избирательной комиссии муниципального образования откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование проводится в ближайший, установленный статьей 10 настоящего Закона день, на который могут назначаться выборы.
26. В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, либо в связи с тем, что регистрация кандидата была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пунктов 3 или 4 статьи 76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, все расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет такого кандидата, избирательного объединения.
27. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. К указанным обстоятельствам также относится избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность, предусмотренную Уставом Брянской области, уставом муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.