24 сентября, 25 декабря 2007 г.
В соответствии с подпрограммой "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением администрации области от 29 декабря 2006 г. N 882 "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы", постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы;
Порядок предоставления ипотечных жилищных займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы.
2. Сохранить за гражданами, являющимися по состоянию на 1 января 2007 года участниками областной целевой программы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве Брянской области в 2006 - 2010 годах", право на получение субсидий и участие в подпрограмме "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы.
Постановлением Администрации Брянской области от 24 сентября 2007 г. N 756 настоящее постановление дополнено пунктом 3
3. За участниками подпрограммы, заключившими договоры долевого участия в строительстве, и участниками подпрограммы, подавшими заявления на отказ от получения субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого жилья, до утверждения Порядка, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящего постановления, сохранить право на внеочередное получение субсидий.
4. Постановления администрации области:
от 28 марта 2006 г. N 197 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ипотечных жилищных займов участникам областной целевой программы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве Брянской области в 2006 - 2010 годах";
от 27 марта 2006 г. N 192 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий участникам областной целевой программы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве Брянской области в 2006 - 2010 годах";
от 7 августа 2006 г. N 483 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий участникам областной целевой программы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве Брянской области в 2006 - 2010 годах";
от 20 сентября 2006 г. N 568 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий участникам областной целевой программы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве Брянской области в 2006 - 2010 годах" признать утратившими силу.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Папяна В.А.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Порядок
предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы
(утв. постановлением Администрации Брянской области от 13 июля 2007 г. N 549)
25 декабря 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпрограммой "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением администрации области от 29 декабря 2006 г. N 882 (далее - подпрограмма), и определяет условия и механизм предоставления субсидий, порядок расчета, отчетности и контроля за целевым использованием субсидий.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 в пункт 1.2 раздела 1 настоящего Порядка внесены изменения
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
субсидия - бюджетные средства, передаваемые безвозмездно участнику подпрограммы, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на условиях частичной оплаты расходов по приобретению (строительству) жилых помещений;
реестр получателей субсидии - перечень участников подпрограммы - получателей субсидии, утвержденный заказчиком подпрограммы;
областная комиссия - комиссия, состав которой утверждается постановлением администрации области, по предоставлению субсидий участникам подпрограммы - уполномоченный администрацией области орган, принимающий решение о предоставлении субсидии участнику подпрограммы;
процентная ставка - размер платы за пользование ипотечным кредитом (займом), установленный нормативно-правовым актом администрации области для участников подпрограммы.
2. Условия предоставления субсидий
2.1. Субсидии предоставляются участникам подпрограммы для приобретения (строительства) жилых помещений (жилых домов, квартир) на территории Брянской области при условии оформления участниками подпрограммы ипотечного займа, предоставленного региональным оператором, или ипотечного кредита, предоставляемого кредитной организацией, с которой региональным оператором заключено соглашение о сотрудничестве для оплаты части стоимости приобретаемого жилья.
2.2. Субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения предоставляются:
2.2.1. Участникам подпрограммы, являющимся работниками бюджетных учреждений, определенных нормативно-правовыми актами администрации области:
а) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 2,0 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 60 процентов;
б) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,0 прожиточного минимума, но не более 2,5 прожиточного минимума, субсидия предоставляется в размере 30 процентов;
в) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,5 прожиточного минимума субсидия не предоставляется, оплата жилья производится за счет личных средств граждан и ипотечного кредита (займа).
2.2.2. Участникам подпрограммы, не являющимся работниками бюджетных учреждений:
а) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 2,0 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 40 процентов;
б) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,0 прожиточного минимума субсидия не предоставляется, оплата жилья производится за счет личных средств граждан и ипотечного кредита (займа).
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 пункт 2.3 раздела 2 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2.3. Субсидия на компенсацию части платежа по договору ипотечного кредита (займа) предоставляется работникам бюджетных учреждений, определенных нормативно-правовыми актами администрации области, ежемесячно в первые 10 лет кредитования с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа).
2.4. Многодетным семьям предоставляются субсидии:
на компенсацию части стоимости приобретаемого жилья в размере 95 процентов стоимости жилья, рассчитанного в зависимости от социальной нормы площади жилья и стоимости одного квадратного метра общей площади независимо от размера совокупного дохода на одного члена семьи;
на компенсацию части платежа по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с п. 2.3 настоящего Порядка.
2.5. Семьям, состоящим на жилищном учете в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года, при приобретении жилья в домах, инвестором или заказчиком в строительстве которых является региональный оператор, предоставляются субсидии:
на компенсацию части стоимости жилья в размере 70 процентов от стоимости жилья, рассчитанной в зависимости от социальной нормы площади жилья и стоимости одного квадратного метра общей площади;
на компенсацию части платежа по ипотечному кредиту (займу) предоставляется# в соответствии с п. 2.3 настоящего Порядка.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 в пункт 2.6 раздела 2 настоящего Порядка внесены изменения
2.6. Максимальная сумма кредита (займа) для расчета субсидии на компенсацию части платежа по кредитным договорам (договорам займа) не должна превышать стоимость жилья по социальной норме на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка, за исключением субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого жилья.
Многодетным семьям для расчета субсидии на компенсацию части платежа по кредитным договорам (договорам займа) принимается вся сумма кредита (займа).
2.7. Размер субсидии определяется в соответствии с расчетом, указанным в пункте 3 настоящего Порядка.
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для расчета субсидии принимается на момент заключения договора на приобретение (строительство) жилого помещения в размере, определенном в договорах на приобретение (строительство) жилого помещения, и не может превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Брянской области, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета безвозмездных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета.
При строительстве индивидуальных жилых домов стоимость одного квадратного метра общей площади определяется в соответствии с проектно-сметной документацией, при этом стоимость одного квадратного метра не должна превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Брянской области, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации или нормативным актом администрации области.
В случае если стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, приобретаемого (строящегося) участником подпрограммы, превышает указанную в абзаце втором данного пункта среднюю рыночную стоимость, для расчета субсидии принимается средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья, установленная Министерством регионального развития Российской Федерации или нормативным актом администрации области.
Площадь жилого помещения для расчета субсидии принимается в размере общей площади приобретаемого (строящегося) жилого помещения, но не выше социальной нормы, установленной подпрограммой, которая составляет:
для семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи;
для семьи, состоящей из двух человек, - 42 кв. метра общей площади жилого помещения;
для семьи, состоящей из одного человека, - 33 кв. метра общей площади.
Площадь приобретаемого (строящегося) с помощью субсидии жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Для участника подпрограммы - получателя субсидии, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего жилое помещение по договору социального найма (собственности) и (или) в собственности членов семьи жилые помещения, расчет субсидии осуществляется на площадь жилого помещения, недостающую до установленной социальной нормы, но не выше общей площади приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
2.8. Субсидия предоставляется на основании решения областной комиссии и реестра получателей субсидии в соответствии с заключенным договором на предоставление субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения и (или) договором на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита).
2.9. В случае полного или частичного досрочного погашения участником подпрограммы обязательств по возврату основного долга по ипотечному займу (кредиту) сумма установленной субсидии изменяется.
Региональный оператор подпрограммы на основании письменного заявления участника подпрограммы о досрочном погашении производит перерасчет субсидии на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита) исходя из фактического срока пользования им.
В течение финансового года, в котором участником подпрограммы произведено досрочное погашение, региональный оператор подпрограммы рассчитывает сумму измененной субсидии участника подпрограммы, определяет общую сумму высвободившихся средств и в соответствии с условиями подпрограммы вносит предложения в областную комиссию по их перераспределению. После завершения финансового года неиспользованные субсидии подлежат возврату в областной бюджет.
На основании решения комиссии региональный оператор подпрограммы вносит предложения о внесении соответствующих изменений в нормативные акты.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 пункт 2.10 раздела 2 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2.10. Субсидия на компенсацию части платежа по договорам ипотечных кредитов (займов) предоставляется после предъявления справки (раз в месяц) с места работы, подтверждающей, что основным местом работы получателя субсидии является областное или муниципальное бюджетное учреждение Брянской области. При увольнении участника подпрограммы (заемщика) из бюджетного учреждения региональный оператор прекращает предоставление субсидии со дня, следующего за днем увольнения, и производит уточнение общей суммы ранее выделенной субсидии, исходя из фактического времени работы в бюджетном учреждении; в случае, когда созаемщиками по ипотечному кредиту (займу) являются члены семьи (жена или муж), работающие в бюджетном учреждении, субсидия сохраняется на время работы созаемщика в бюджетном учреждении. При прекращении трудовых отношений не по инициативе участника подпрограммы (увольнение при ликвидации учреждения, сокращение численности, по инвалидности, в связи с уходом на пенсию) решение о дальнейшем предоставлении субсидии участнику подпрограммы принимается областной комиссией по предоставлению субсидий.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 в пункт 2.11 раздела 2 настоящего Порядка внесены изменения
2.11. Субсидии участникам подпрограммы предоставляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке очередности подачи заявлений участником подпрограммы.
Первоочередное право на получение субсидии имеют следующие участники подпрограммы:
приобретающие жилые помещения в домах, строительство которых осуществляется в рамках подпрограммы;
реализующие имеющееся жилье первоочередному участнику подпрограммы;
иные участники подпрограммы в соответствии с решением областной комиссии по предоставлению субсидий.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 в раздел 3 настоящего Порядка внесены изменения
3. Расчет размера субсидии
3.1. Расчет субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
3.1.1. При определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего участника программы:
учитываются все виды доходов членов семьи до вычета налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (доходы индивидуальных предпринимателей - участников подпрограммы, применяющих как общую, так и упрощенную систему налогообложения, и членов их семей определяются до вычета налогов и сборов);
из дохода семьи исключаются суммы уплачиваемых алиментов;
среднемесячный доход каждого члена семьи определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы;
среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде определяется как сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи;
включаются члены семьи, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и предъявили справку из центра занятости населения;
не включаются совершеннолетние трудоспособные члены семьи, если они не могут подтвердить свои доходы (пособия) от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
3.1.2. Субсидия рассчитывается по следующей формуле:
:
- стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для расчета субсидии согласно пункту 2.7 настоящего Порядка;
- площадь жилого помещения для расчета субсидии согласно пункту 2.7 настоящего Порядка
- коэффициент, зависящий от размера совокупного дохода на одного члена семьи, согласно таблице.
Размер совокупного дохода на одного члена семьи* |
Коэффициент для расчета субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения участникам программы |
|
работникам бюджетных учреждений |
не являющимся работниками бюджетных учреждений |
|
1 |
2 |
3 |
Многодетным семьям (независимо от размера совокупного дохода) |
0,95 |
0,95 |
Не более 1,5 прожиточного минимума - для семей, состоящих на жилищном учете в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года, при приобретении жилья в домах, инвестором или заказчиком в строительстве которых является региональный оператор |
0,7 |
0,7 |
Не более 2,0 прожиточного минимума |
0,6 |
0,4 |
Выше 2,0, но не более 2,5 прожиточного минимума |
0,3 |
субсидия не предоставляется |
Выше 2,5 прожиточного минимума |
субсидия не предоставляется |
субсидия не предоставляется |
<*> РСД - размер совокупного дохода на одного члена семьи определяется по формуле:
, где:
- сумма доходов всех членов семьи за последние 6 месяцев до месяца заключения договора на приобретение (строительство) жилого помещения с учетом налога на доходы физических лиц и за исключение# уплаченных алиментов;
- прожиточный минимум, величина которого установлена нормативно правовыми актами администрации области;
- количество членов семьи участника подпрограммы (исключаются совершеннолетние трудоспособные члены семьи при условии неподтверждения доходов от трудовой или индивидуальной предпринима тельской деятельности).
3.2. Расчет субсидии на компенсацию части платежа по договору ипотечного жилищного кредита (займа).
3.2.1. Субсидия рассчитывается по следующей формуле:
, где
- сумма ежемесячных платежей процентов, рассчитанная по процентной ставке, определенной в договоре ипотечного кредита (займа), начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа), и до 121 месяца включительно;
- сумма ежемесячных платежей процентов, рассчитанная по процентной ставке, установленной нормативно-правовым актом администрации области для субсидий на компенсацию части платежа по договорам займа (кредита), начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа), и до 121 месяца включительно.
3.2.2. Максимальная сумма кредита (займа) для расчета субсидии на компенсацию части платежа по договорам ипотечных кредитов (займов) определяется по следующей формуле:
, где:
- площадь жилого помещения, рассчитанная по социальной норме, указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка;
- стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения согласно пункту 2.7 настоящего Порядка;
- субсидия на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
3.3. Расчет размера субсидий производится с точностью до рублей, при этом округление производится по математическим правилам.
4. Механизм предоставления субсидий
4.1. Перечень документов, необходимых для получения субсидии:
заявление в областную комиссию о предоставлении субсидии по форме, установленной региональным оператором;
копия паспорта заявителя, а также копии паспортов (свидетельств о рождении) членов семьи заявителя, копия свидетельства о браке (при наличии);
справка с места жительства заявителя и членов его семьи (выписка из домовой книги);
сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений;
справка из органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений;
документы, подтверждающие доходы всех членов семьи за последние 6 месяцев до месяца подачи заявления (справки: о доходах (по форме 2-НДФЛ либо иной форме, установленной региональным оператором); о пособиях, о стипендиях и т.п.);
копия трудовой книжки, трудового договора участника подпрограммы, заверенная работодателем;
справки из территориального органа Федеральной налоговой службы об отсутствии или наличии предпринимательской деятельности для всех совершеннолетних членов семьи;
иные документы по требованию регионального оператора.
4.2. Участник подпрограммы с указанными в пункте 4.1 документами обращается в комиссию органа местного самоуправления муниципального образования по месту жительства (регистрации) участника подпрограммы, которая по результатам рассмотрения направляет региональному оператору вышеуказанный пакет документов и ходатайство о предоставлении субсидии (далее - ходатайство).
В случае письменного отказа органа местного самоуправления муниципального образования в представлении ходатайства участник подпрограммы вправе непосредственно обратиться в областную комиссию.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 в пункт 4.3 раздела 4 настоящего Порядка внесены изменения
4.3. Региональный оператор проводит андеррайтинг представленных участником подпрограммы документов, формирует очередность участников, претендующих на получение субсидий, с учетом пункта 2.11 настоящего Порядка. За месяц до рассмотрения областной комиссией документов участник подпрограммы представляет договор купли-продажи для приобретения жилья на вторичном рынке, зарегистрированный в управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области, при приобретении жилья на первичном рынке - договор долевого участия и иные договоры, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. В случае непредставления участником подпрограммы вышеуказанных документов региональный оператор имеет право уведомить о подготовке документов следующего участника подпрограммы. Вопрос о предоставлении субсидии участнику подпрограммы, не представившему документы, рассматривается по мере их представления с сохранением очередности.
4.4. Областная комиссия по результатам рассмотрения заключения об андеррайтинге документов, представленных участником подпрограммы, принимает решение о предоставлении субсидии.
Областная комиссия имеет право запросить у заявителя дополнительные сведения.
4.5. Заказчик подпрограммы на основании решения областной комиссии о предоставлении субсидии утверждает реестр получателей субсидии и в соответствии с заявкой регионального оператора перечисляет денежные средства, предназначенные для субсидирования, на расчетный счет регионального оператора.
4.6. Заказчик подпрограммы, региональный оператор и получатель субсидии на основании реестра получателей субсидии заключают договор на предоставление субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения и (или) договор на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита).
В договоре (договорах) на предоставление субсидии должны быть предусмотрены следующие условия:
обязательство заказчика подпрограммы по перечислению региональному оператору средств областного бюджета в соответствии с реестром получателей субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год;
обязательство регионального оператора по перечислению субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения продавцу (застройщику);
обязательство получателя субсидии использовать средства областного бюджета в соответствии с целевым назначением;
обязательство регионального оператора по перечислению субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору (договору займа) кредитору (заимодавцу) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год;
иные условия, предусмотренные настоящим Порядком.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 в пункт 4.7 раздела 4 настоящего Порядка внесены изменения
4.7. Региональный оператор в пределах перечисленных заказчиком подпрограммы средств областного бюджета учитывает их на лицевых счетах получателей субсидии, открытых у регионального оператора.
Перечисление средств с лицевого счета получателя субсидии производится региональным оператором в безналичном порядке:
а) по договору на предоставление субсидии на компенсацию стоимости жилого помещения:
продавцу - единовременно на основании договора купли-продажи жилого помещения, имеющего отметку регистрационной службы;
застройщику (при строительстве многоквартирного жилого дома) - на основании договора на долевое строительство или иного договора, не противоречащего действующему законодательству Российской Федерации;
застройщику (при строительстве индивидуального жилого дома) - единым траншем в соответствии с ведомостью работ по достройке жилого дома и актами приемки ранее выполненных работ.
При неиспользовании участником подпрограммы полученной субсидии на компенсацию части стоимости строящегося жилья в сроки, указанные в договоре на получение субсидии, неосвоенные средства возвращаются в бюджет;
б) по договору на предоставление субсидии на компенсацию части платежа начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа):
по ипотечному займу - заимодавцу в счет обязательств по уплате процентов за пользование займом после фактического внесения участником подпрограммы ежемесячного платежа, указанного в договоре на предоставление субсидии на компенсацию части платежа по договору займа;
по ипотечному кредиту - кредитору (или владельцу закладной) после документального подтверждения заемщиком и кредитором (или владельцем закладной) уплаты ежемесячного платежа, указанного в информационном расчете приложения к договору на предоставление субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору.
4.8. Средства областного бюджета, предназначенные для предоставления субсидий на компенсацию части платежа участникам подпрограммы в пределах финансового года, аккумулируются на отдельном расчетном счете у регионального оператора и до момента выплаты субсидий используются на инвестирование строительства жилья в рамках подпрограммы.
4.9. Субсидия на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения считается использованной с момента ее перечисления (зачисления) продавцу (застройщику) для оплаты приобретаемого жилья по договору купли-продажи (долевого участия в строительстве или иного договора, не противоречащего действующему законодательству Российской Федерации).
Субсидия на компенсацию части платежа по договору ипотечного кредита (займа) считается использованной в соответствующем финансовом году на момент ее перечисления кредитору (заимодавцу) в полном объеме.
5. Порядок отчетности и контроль за целевым использованием субсидий
5.1. В случае установления заказчиком подпрограммы и региональным оператором подпрограммы фактов нецелевого использования субсидии участником подпрограммы субсидия подлежит взысканию в полном объеме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Региональный оператор представляет заказчику подпрограммы ежеквартально нарастающим итогом до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об использовании средств областного бюджета, выделенных для предоставления субсидии, в разрезе участников подпрограммы - получателей субсидий.
5.3. Заказчик подпрограммы осуществляет текущее планирование средств, предусмотренных в областном бюджете, на финансирование субсидий и подготовку необходимых документов при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Порядок
предоставления ипотечных жилищных займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы
(утв. постановлением Администрации Брянской области от 13 июля 2007 г. N 549)
25 декабря 2007 г.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпрограммой "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением администрации области от 29 декабря 2006 г. N 882 (далее - подпрограмма).
Порядок определяет условия предоставления ипотечных жилищных займов жителям Брянской области на строительство и приобретение жилья.
1. Основные положения
1.1. Основные понятия:
участники подпрограммы - жители Брянской области, приобретающие или строящие жилье с помощью ипотечного жилищного займа через регионального оператора на территории Брянской области;
заимодавец - ОАО "Ипотечная корпорация Брянской области" (далее - региональный оператор);
заемщик (созаемщик) - житель Брянской области, обратившийся к региональному оператору за получением ипотечного жилищного займа, квалифицированный заимодавцем как надежный и платежеспособный, и на основании этого получивший ипотечный жилищный заем, обеспечением возврата которого служит приобретенное с помощью займа жилье;
государственный заказчик - администрация Брянской области;
заказчик - департамент по строительству Брянской области (далее - заказчик);
ипотечный жилищный заем (заем) - заемные средства, предоставленные региональным оператором заемщику с условием их использования для строительства или приобретения жилья под залог;
договор ипотечного жилищного займа (договор) - соглашение, по которому региональный оператор передает заемщику денежные средства (заем) в размере и на условиях, предусмотренных договором, для строительства или приобретения жилья с залогом (ипотекой), а заемщик обязуется возвратить полученные денежные средства (заем) и уплатить проценты за пользование займом;
закладная - именная ценная бумага, удостоверяющая право регионального оператора на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой жилого помещения, без представления других доказательств существования этого обязательства и право залога на жилое помещение, обремененное ипотекой;
андеррайтинг - оценка вероятности погашения ипотечного займа и определение максимально возможной суммы ипотечного займа с учетом доходов заемщика, наличия средств для первоначального взноса и оценки предмета ипотеки;
аннуитетный платеж - ежемесячный, равный по величине денежный платеж заемщика по договору ипотечного займа, состоящий из суммы погашения основного долга по займу и суммы процентов за пользование займом;
поручительство - односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за заемщика, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед региональным оператором, включая уплату основного долга, процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств заемщика;
страховые компании - юридические лица, получившие в установленном законодательством порядке лицензию на осуществление страховой деятельности и заключившие соглашение с региональным оператором по осуществлению страхования имущества, страхования жилья и потери трудоспособности заемщика;
агентство - ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва), осуществляющее реализацию общефедеральной Единой системы рефинансирования ипотечных займов;
стандарты - свод единообразных взаимоувязанных положений, форм документов и требований, предъявляемых к выдаче и обслуживанию ипотечных займов для приобретения жилья, устанавливаемых региональным оператором, агентством и иными участниками системы ипотечного кредитования;
кредитный комитет - уполномоченный орган, включающий представителей заказчика и регионального оператора и принимающий решение о выдаче ипотечного жилищного займа или об отказе в его выдаче на основании представленных заемщиком документов. Состав кредитного комитета утверждается заказчиком.
1.2. Общие условия предоставления ипотечного жилищного займа
1.2.1. Займы предоставляются участникам подпрограммы, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов, а также приобретающим или участвующим в долевом строительстве жилых помещений в домах, строительство которых осуществляется в рамках подпрограммы.
1.2.2. Ипотечный заем может быть предоставлен для долевого строительства или завершения строительства индивидуального жилого дома при условии, что объем выполненных работ незавершенного строительства составляет не менее 30 процентов общей сметной стоимости строительства жилого дома. Сумма ипотечного займа для участников подпрограммы, осуществляющих строительство индивидуального жилого дома, не может быть более 100 тыс. рублей.
1.2.3. Процесс выдачи ипотечных жилищных займов осуществляется в соответствии с действующим законодательством и при условии соблюдения основных принципов кредитования, а именно целевого использования, обеспеченности, срочности, платности и возвратности.
1.2.4. Ипотечные жилищные займы предоставляются с условием их обеспечения в форме и порядке, предусмотренном# настоящим Положением.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 подпункт 1.2.5 пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка изложен в новой редакции
1.2.5. Ипотечный жилищный заем выдается на срок до 10 лет, при этом срок ограничивается возрастом заемщика (у мужчин и женщин - шестьдесят лет). Заемщиком может быть любое дееспособное физическое лицо, достигшее возраста 18 лет.
1.2.6. Максимально допустимая сумма и срок займа, выдаваемого отдельному заемщику, определяется исходя из совокупного среднемесячного дохода семьи заемщика на момент подачи документов на получение ипотечного жилищного займа. Если заемщиков (созаемщиков) несколько, то предельный срок займа рассчитывается исходя из разницы предельного и текущего возраста того заемщика, доля доходов которого составляет больше 80 процентов.
1.2.7. Ипотечный жилищный заем предоставляется на основании решения кредитного комитета после проведенного региональным оператором андеррайтинга на основании представленных документов, предусмотренных настоящим Положением, путем заключения договора займа.
2. Процедура оформления ипотечного жилищного займа
2.1. Прием документов, необходимых для оформления ипотечного жилищного займа.
2.1.1. Гражданин, желающий принять участие в подпрограмме и получить ипотечный жилищный заем, обращается к региональному оператору, который знакомит его с условиями получения займа, выдает ему перечень необходимых документов.
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 подпункт 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2.1.2. Для получения ипотечного жилищного займа на приобретение жилья заемщик представляет региональному оператору соответствующим образом оформленные документы:
заявление заемщика;
декларацию заемщика (анкета(ы)) поручителя(ей);
паспорт заемщика (поручителей);
пенсионное страховое свидетельство;
свидетельство о государственной регистрации ИП, если заемщик (поручитель) предприниматель;
свидетельство о рождении детей либо паспорт при достижении возраста 14 лет;
свидетельство о браке (о расторжении брака);
военный билет - для лиц призывного возраста до 27 лет;
трудовую книжку, заверенную работодателем, и/или трудовой контракт заемщика (поручителей);
справку с места работы о доходах за 6 месяцев заемщика (поручителей);
налоговые декларации за последние два квартала по всем налогам, если заемщик (поручитель) предприниматель;
квитанцию об уплате всех налогов, если заемщик (поручитель) индивидуальный предприниматель;
разрешение органов опеки и попечительства на ипотеку в случае, когда несовершеннолетние находятся под опекой или попечительством либо несовершеннолетние остались без родительского попечения;
договор долевого участия (предварительный договор купли-продажи), за исключением случаев, когда ипотечный жилищный заем предоставляется на строительство индивидуального жилого дома;
другие документы, перечень которых определяется региональным оператором исходя из особенностей конкретного строительства или обстоятельств заемщика.
При строительстве индивидуального жилого дома дополнительно к вышеуказанным документам заемщик представляет региональному оператору следующие документы:
документ, удостоверяющий право собственности (право аренды) на земельный участок, предназначенный для строительства жилого дома;
разрешение на строительство жилого дома;
технические условия на подключение к внешним сетям (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение);
проектно-сметную документацию на строительство жилого дома;
отчет независимого оценщика, аккредитованного в системе ипотечного кредитования, о подтверждении рыночной стоимости незавершенного строительства;
справку о степени готовности конструктивных элементов строящегося жилого дома.
2.2. Андеррайтинг и принятие решения по предоставлению ипотечного жилищного займа.
2.2.1. Региональный оператор анализирует представленные документы о потенциальном заемщике, проверяет платежеспособность заемщика, соответствие приобретаемого жилого помещения требованиям стандартов, составляет отчет и выносит дело заемщика на заседание кредитного комитета.
2.2.2. Кредитный комитет принимает решение о возможности выдачи займа (или об отказе о его выдаче). В случае отказа о выдаче займа региональный оператор уведомляет об этом гражданина в течение 10 дней после вынесения решения.
Решение кредитного комитета оформляется протоколом, подписанным председателем комитета.
2.3. Заключение договора ипотечного жилищного займа.
2.3.1. Региональный оператор на основании решения кредитного комитета в течение 20 дней заключает с заемщиком договор ипотечного жилищного займа.
2.3.2. В договоре должны быть установлены срок его действия, сумма займа, порядок и гарантии его возврата, процентная ставка за пользование займом в период действия договора, очередность погашения требований по займу в случае недостаточности денежных средств заемщика для исполнения обязательств по договору ипотечного жилищного займа в полном объеме, условие о сроках ввода в эксплуатацию объекта (при строительстве индивидуального жилого дома), представление необходимой документации (техпаспорт, свидетельство о праве собственности и др.), ответственность сторон и другие условия в соответствии с действующим законодательством.
3. Обеспечение ипотечного жилищного займа
Постановлением Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048 пункт 3.1 раздела 3 настоящего Порядка изложен в новой редакции
3.1. Обеспечением ипотечного жилищного займа являются: ипотека приобретаемого (строящегося) жилого помещения с последующим оформлением закладной, страхование предмета ипотеки, страхование жизни и потери трудоспособности заемщика, поручительство физических и (или) юридических лиц.
3.2. Порядок оформления обеспечения ипотечного жилищного займа.
3.2.1. До полного исполнения обязательств заемщика по оплате стоимости жилья, погашению суммы займа и начисленных процентов приобретаемое жилье находится в залоге в силу закона или договора.
3.2.2. Залог жилого помещения подлежит оценке специализированной организацией (оценщиком), имеющей лицензию на осуществление оценочной деятельности и аккредитованной агентством на территории Брянской области.
3.2.3. Заемщик обязан после заключения договора займа и до зачисления средств займа на лицевой счет заключить договор страхования жизни и потери трудоспособности на срок не менее срока действия договора займа плюс один рабочий день. Страховая сумма должна быть равна сумме предоставленного займа, увеличенной на 10 процентов. В качестве первого выгодоприобретателя выступает региональный оператор.
3.2.4. Заемщик обязан после государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение заключить договор страхования предмета ипотеки на срок не менее срока действия договора займа плюс один рабочий день. Страховая сумма должна быть равна сумме предоставленного займа, увеличенной на 10 процентов. В качестве первого выгодоприобретателя выступает региональный оператор.
3.2.5. Страхование жизни и потери трудоспособности и страхование предмета ипотеки осуществляется страховыми компаниями, имеющими лицензию и аккредитованными агентством на территории Брянской области.
3.2.6. Одновременно с заключением договора ипотечного жилищного займа оформляется договор поручительства.
4. Возврат займа, уплата процентов и других платежей. Контроль за целевым использованием займа
4.1. Возврат займа, уплата процентов и других платежей.
4.1.1. За пользование займом начисляются проценты, устанавливаемые нормативно-правовым актом администрации области на момент выдачи займа.
4.1.2. Возврат займа и уплата процентов за пользование займом производится заемщиком ежемесячно не позднее последнего числа расчетного месяца в виде аннуитетного платежа. Датой платежа для погашения задолженности по займу и уплаты процентов за пользование займом является день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу регионального оператора.
4.1.3. Размер обязательного ежемесячного платежа не должен превышать 50 процентов среднемесячного совокупного дохода семьи заемщика.
4.1.4. Обязательства заемщика считаются полностью исполненными после возврата всей суммы займа, уплаты всех причитающихся по нему процентов и неустоек, определяемых на дату возврата займа, а также возмещения расходов, связанных с взысканием задолженности.
4.1.5. Заемщик имеет право на досрочное погашение основного долга по займу, но не ранее чем через два месяца (срок моратория на досрочное погашение) считая с момента фактического предоставления займа. После осуществления заемщиком частичного досрочного погашения основного долга по займу перерасчет ежемесячного аннуитетного платежа не производится, при этом срок пользования займом соответственно сокращается.
4.2. Контроль за целевым использованием займа.
4.2.1. В период действия договора ипотечного жилищного займа региональный оператор имеет право проверять исполнение заемщиком условий договора, осуществлять контроль (в том числе с выездом на место) за целевым использованием займа, финансовым состоянием заемщика, сохранностью предмета залога, принимать меры к погашению просроченной задолженности в случае ее возникновения, оформлять изменение условий договора.
4.2.2. При выявлении нецелевого использования займа и при нарушении условий договора ипотечного жилищного займа региональный оператор вправе в одностороннем порядке его расторгнуть и требовать досрочного погашения займа.
При выявлении фактов нецелевого использования займа при строительстве индивидуального жилого дома и нарушения графика строительства по вине заемщика региональный оператор имеет право приостановить финансирование, вынести решение о расторжении договора ипотечного жилищного займа и требовать досрочного погашения займа (или его части) заемщиком (поручителем).
4.2.3. Установленные факты неисполнения обязательств заемщиком по договору займа оформляются актом.
5. Порядок финансирования ипотечных жилищных займов
5.1. Ипотечные жилищные займы предоставляются участникам подпрограммы за счет средств, полученных региональным оператором от возврата основного долга и процентов по ипотечным займам, ранее выданным за счет средств областного бюджета.
5.2. Заказчик на основании решения кредитного комитета утверждает реестр участников подпрограммы - получателей займа.
5.3. Согласно реестру региональный оператор заключает договоры займа, перечисляет (зачисляет) денежные средства застройщику или продавцу жилья и т.п. Выдача ипотечного займа на строительство индивидуального жилого дома производится региональным оператором траншами в соответствии с утвержденным поэтапным графиком выполнения работ.
Окончание отдельного этапа строительства удостоверяется актом приемки выполненных работ законченного этапа строительства, согласованным с уполномоченным представителем регионального оператора.
5.4. Региональный оператор ежемесячно представляет заказчику подпрограммы отчет о перечислении средств по договорам займа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 13 июля 2007 г. N 549 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий и Порядка предоставления займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" областной целевой программы "Жилище"
на 2007 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная Брянщина" от 1 сентября 2007 г. N 11
Постановлением Правительства Брянской области от 2 марта 2020 г. N 63-п настоящее постановление признано утратившим силу с 7 марта 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 30 сентября 2009 г. N 1062
Постановлением Администрации Брянской области от 27 апреля 2010 г. N 410 названные изменения признаны утратившими силу
Постановление Администрации Брянской области от 8 сентября 2009 г. N 968
Постановление Администрации Брянской области от 29 января 2009 г. N 50
Постановление Администрации Брянской области от 16 сентября 2008 г. N 885
Постановление Администрации Брянской области от 25 декабря 2007 г. N 1048
Постановление Администрации Брянской области от 24 сентября 2007 г. N 756