Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу финансового управления
Брянской области
от 8 ноября 2010 г. N 164
Концепция
организации системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в Финансовом управлении Брянской области в 2010-2015 годах
I. Введение
Реформирование бюджетного процесса и системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.
Администрация Брянской области предпринимает определенные шаги для реализации поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации задач по переходу от управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышению эффективности государственного управления, строгому соблюдению государственными служащими законности, предоставлению ими качественных публичных услуг населению и обеспечению права граждан на объективную информацию.
В настоящее время в Российской Федерации и Брянской области ведется работа по регламентации механизмов, направленных на повышение эффективности управления и использования ресурсов органами исполнительной власти. Администрацией Брянской области 9 марта 2010 года принято постановление N 224 "Об организации внутреннего финансового аудита на ведомственном уровне". Для реализации поставленных задач финансовому управлению предстоит сформировать систему управления своей деятельностью.
См. постановление Правительства Брянской области от 8 сентября 2014 г. N 408-п "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета Брянской области, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета Брянской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета Брянской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
В системе управления контроль реализует собой механизм обратной связи между объектом и субъектом управления, с помощью контроля доводится объективная информация о состоянии объекта управления. Таким образом, для повышения эффективности системы управления в финансовом управлении необходимо сформировать систему контроля.
В этой связи разработана настоящая Концепция организации системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в финансовом управлении Брянской области в 2010-2015 годах (далее - Концепция).
Концепция закрепляет основополагающие цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита в финансовом управлении Брянской области и определяет основные направления работы в данной сфере деятельности.
Концепция основана на положениях законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации и Брянской области, нормах международного права, признанных Российской Федерацией.
II. Понятие, цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита, условия и сроки ее развития
В целях настоящей Концепции под системой внутреннего контроля и аудита понимается совокупность организационной структуры и правил ее функционирования при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка осуществления деятельности и состоянием системы внутреннего контроля.
Целями системы внутреннего контроля и аудита в финансовом управлении Брянской области являются:
- обеспечение соблюдения законодательных, нормативных правовых актов;
- повышение эффективности и результативности деятельности;
- повышение качества осуществления государственных функций, государственных услуг;
- оптимизация расходования средств налогоплательщиков на управление в области государственных финансов.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- осуществление контроля достижения поставленных задач, количественно измеримых показателей результатов деятельности, реализации программ и мероприятий;
- осуществление внутреннего контроля и аудита соблюдения порядка исполнения установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании;
- осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;
- определение эффективности проводимых процессов и операций и использования финансовых и нефинансовых ресурсов;
- определение целесообразности проводимых процессов и операций, применения действующих норм и правил их ведения;
- предоставление объективной информации о соблюдении законодательных, нормативных правовых актов, эффективности осуществляемых процессов, качестве выполняемых государственных функций и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.
Необходимыми условиями для реализации задач, поставленных перед системой внутреннего контроля и аудита, являются:
- разработка и внедрение административных регламентов и иных документов, регламентирующих деятельность;
- организация учета рабочего времени каждого государственного служащего (внедрение тайм-менеджмента);
- реализация принципов и механизмов управления по результатам;
- совершенствование информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита;
- формирование необходимого ресурсного, в том числе и кадрового обеспечения системы внутреннего контроля и аудита, совершенствование механизмов распространения успешного опыта и положительных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита.
Основные мероприятия по формированию системы внутреннего контроля и аудита должны быть реализованы в 2010-2015 годах.
III. Мероприятия по развитию системы внутреннего контроля и аудита
Развитие системы внутреннего контроля и аудита предусматривает реализацию мероприятий по 5 основным направлениям:
Внутренний контроль
В настоящее время финансовое управление активно осуществляет внедрение новейших технологий в области информационных и технологических процессов, общего управления. Эффективное функционирование этих технологий невозможно без осуществления внутреннего контроля.
Под внутренним контролем в целях настоящей Концепции понимается процесс, осуществляемый руководством и работниками финансового управления, и направленный на соблюдение законодательных, нормативных правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых функций операций.
Целью этого направления является обеспечение оперативного контроля за осуществлением функциональных и административно-управленческих процессов в финансовом управлении.
Достижение этой цели способствует:
- неукоснительному соблюдению законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности;
- достижению высокого уровня сохранности активов, при осуществлении деятельности.
В рамках этого направления необходимо обеспечить постоянный контроль в структурных подразделениях финансового управления за выполнением требований законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности.
Реализация указанной задачи предполагает осуществление следующих мероприятий:
- разработка и утверждение нормативно-правовой базы осуществления внутреннего контроля;
- пилотное внедрение процедур внутреннего контроля в отдельных отделах финансового управления;
- доработка нормативно-правовой базы с учетом результатов пилотного внедрения;
- внедрение процедур внутреннего контроля в отделах финансового управления;
- проведение мероприятий, направленных на оптимизацию процедур внутреннего контроля и корректировка нормативно-правовой базы с учетом накопленного опыта;
- подготовка и реализация мероприятий по оптимизации исполнения процессов, процедур, регламентов, операций, порядков по результатам контроля.
Управление рисками
Значительные изменения в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента с последующего на предварительный и текущий контроль, свидетельствуют о необходимости внедрения системы регулярной оценки и мониторинга рисков, препятствующих достижению намеченных целей.
Под риском в настоящей Концепции понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях, проводимых финансовым управлением при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.
Целью мероприятий этого направления является наиболее раннее выявление возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении финансовым управлением своей деятельности.
Внедрение механизмов управления рисками позволит:
- минимизировать возможность нарушений при осуществлении финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности;
- минимизировать риски потерь, либо неэффективного использования финансовых ресурсов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для нужд финансового управления;
- проводить постоянный мониторинг рисков и процедуры, направленные на их минимизацию при осуществлении операций в системе предварительного и текущего контроля и осуществления операций.
В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи:
- разработать и утвердить методическую базу управления рисками в деятельности финансового управления;
- обеспечить осуществление процедур выявления, оценки и минимизации рисков, возникающих при осуществлении финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности.
Внутренний аудит
Традиционный порядок проведения контрольных мероприятий не позволяет контролировать качество, результативность и эффективность осуществления финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности. В этой связи необходимо внедрить в практику деятельности финансового управления внутренний аудит.
Под внутренним аудитом в настоящей Концепции понимается объективная деятельность, направленная на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности финансового управления, повышение эффективности внутреннего контроля.
Целями мероприятий данного направления являются:
- обеспечение законности осуществления финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности;
- обеспечение эффективности осуществления финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности;
- предоставление объективной информации о законности, эффективности осуществляемых процессов, использовании финансовым управлением государственных финансовых и нефинансовых ресурсов, качестве составляемой отчетности.
Осуществление внутреннего аудита позволит:
- обеспечить проведение анализа и оценки деятельности структурных подразделений финансового управления;
- оперативно получать объективную информацию о состоянии деятельности структурных подразделений финансового управления для принятия своевременных управленческих решений;
- корректировать исполнение процессов, процедур, регламентов, операций, порядков по результатам аудита и контроля, при необходимости - нормативной базы, регламентирующей процессы, процедуры, регламенты, операции, порядки. Это должно быть реализовано посредством выполнения функции обратной связи.
В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить организацию и осуществление анализа и оценки проводимого внутреннего контроля исполнения финансовым управлением законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление финансовым управлением полномочий в установленной сфере деятельности;
- обеспечить осуществление системного и объективного контроля за соблюдением порядка исполнения установленных процессов и процедур, проведением и учетом соответствующих операций, отражением их в бюджетном учете и отчетности, соблюдением полномочий при их санкционировании;
- обеспечить осуществление процедур управления рисками, возникающими в деятельности структурных подразделений финансового управления;
- обеспечить осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений законодательных, нормативных правовых актов и внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;
- обеспечить определение эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов;
- обеспечить определение целесообразности проводимых процессов, процедур и операций;
- обеспечить оперативное предоставление объективной информации о состоянии деятельности структурных подразделений финансового управления.
Реализация задач данного направления предполагает осуществление следующих мероприятий:
- организация учета рабочего времени (тайм-менеджмент);
- разработка и утверждение нормативно-правовой базы осуществления внутреннего аудита;
- пилотное проведение внутреннего аудита в отдельных отделах финансового управления;
- доработка нормативно-правовой базы осуществления внутреннего аудита с учетом результатов пилотного проведения;
- разработка и утверждение методической базы осуществления внутреннего аудита;
- внедрение внутреннего аудита в деятельности структурных подразделений финансового управления;
- корректировка нормативно-правовой и методической базы внутреннего аудита с учетом анализа накопленного опыта.
Совершенствование информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита
Для эффективного осуществления мероприятий в области регламентации деятельности, управления по результатам, управления рисками, внутреннего контроля и аудита необходимо программное и техническое обеспечение, позволяющее увеличить мобильность и объективность, существенно уменьшить трудозатраты на осуществление мероприятий в рамках указанных направлений.
Целью мероприятий по данному направлению является автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита.
В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:
- разработать и внедрить необходимое программное обеспечение по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;
- обеспечить проведение мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита современными техническими средствами;
Реализация задач данного направления предполагает осуществление следующих мероприятий:
- разработка нового и доработка существующего программного обеспечения;
- обеспечение современными техническими средствами мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита;
- пилотное внедрение программного обеспечения;
- доработка программного обеспечения с учетом результатов испытаний и его внедрение.
Обеспечение организации и развития системы внутреннего контроля и аудита
Успешность развития системы внутреннего контроля и аудита в финансовом управлении во многом зависит от поддержки руководством целей и задач системы внутреннего контроля и аудита. Необходимым фактором успешного развития системы внутреннего контроля и аудита также является заинтересованность в ней работников финансового управления, призванных обеспечить ее внедрение.
Неподготовленность участников к существенной модернизации действующих принципов управления и осуществления контрольной деятельности может привести к замедлению процесса развития.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого информационного, кадрового, ресурсного и иного обеспечения развития системы внутреннего контроля и аудита, совершенствование механизмов распространения успешного опыта.
Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- провести обучение новым процедурам государственного управления, управления рисками, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления внутреннего контроля и аудита в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации работников;
- создать базу данных лучших примеров и успешного опыта осуществления внутреннего контроля и аудита;
- организовать систематический обмен опытом с другими финансовыми органами с обсуждением и выработкой предложений по новым методам и механизмам управления, внутреннего контроля и аудита, организационным решениям, структурным преобразованиям, оптимизации функциональных и административно-управленческих процессов.
Реализация задач данного направления предполагает осуществление следующих мероприятий:
- разработка программ учебных курсов, тренингов и мастер-классов по направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;
- переподготовка, повышение квалификации, другие виды обучения государственных служащих финансового управления, внесение предложений по повышению квалификации, переподготовке, другим видам обучения государственных гражданских служащих финансово-экономических структурных подразделений главных распорядителей бюджетных средств;
- совершенствование знаний в области внутреннего контроля и аудита, управления рисками, бухгалтерского учета и отчетности работников отдел# внутреннего аудита;
- распространение успешного опыта развития системы внутреннего контроля и аудита.
IV. Механизм развития системы внутреннего контроля и аудита
Механизм развития системы внутреннего контроля и аудита должен осуществляться на основе реализации мероприятий исходя из утвержденных планов и проведения контроля за их исполнением.
Ответственным за организацию работ по реализации направлений, предусмотренных Концепцией, и выполнение части мероприятий является начальник отдела внутреннего аудита финансового управления.
Отдел внутреннего аудита в целях реализации настоящей Концепции:
- осуществляет в установленном порядке контроль за выполнением отделами возложенных на них задач по формированию системы внутреннего контроля и аудита в финансовом управлении Брянской области в соответствии с утвержденными планами;
- запрашивает от отделов необходимые материалы по вопросам развития системы внутреннего контроля и аудита;
- осуществляет методическое руководство по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере внутреннего финансового аудита.
Финансирование мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита в финансовом управлении Брянской области осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете финансовому управлению Брянской области. В целях определения результативности внутреннего аудита в финансовом управлении может утверждаться аналитическая ведомственная целевая программа организации и развития системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Система внутреннего контроля и внутреннего финансового аудита в финансовом управлении Брянской области
/-----------------------\
| Система внутреннего |
/------------| контроля и аудита |-----------\
| \-----------------------/ |
/----------------------\ /----------------------\
|Внутренний контроль |---------------------|Внутренний аудит |
| |--\ /--| |
\-----------------------/ | | \-----------------------/
/-----------------------\ | | /-----------------------\
| Внутренний контроль | | | | |
|финансово-хозяйственной|-| |-| Аудит соответствия |
| деятельности | | | | |
\-----------------------/ | | \-----------------------/
/-----------------------\ | | /-----------------------\
| Внутренний | | | | |
| административный | | | |Аудит результативности |
| (управленческий) |-| |-| |
| контроль | | | | |
\-----------------------/ | | \-----------------------/
/-----------------------\ | | /-----------------------\
| Внутренний | | | | Аудит |
| технологический |-/ \-| эффективности |
| контроль | | |
\----------------------/ \----------------------/
| /-----------------------\ |
\------------| Управление рисками |------------/
\-----------------------/
/-----------------------\
| Идентификация |
\-----------------------/
/-----------------------\
| Оценка |
\-----------------------/
/-----------------------\
| Минимизация |
\-----------------------/
<< Назад |
||
Содержание Приказ Финансового управления Брянской области от 8 ноября 2010 г. N 164 "Об утверждении концепции организации системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.