Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 7 февраля 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <...>;
Члены комиссии:
<...>;
<...>;
<...>;
При участии:
От Брянского городского Совета народных депутатов:
<...>., по доверенности от заявителей:
ИП <1>., ИП <2>., ИП <3>, ИП <4>., ИП <5>, ИП <6>.
рассмотрев дело N 6 по признакам нарушения Брянским городским Советом народных депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
настоящее дело возбуждено в связи с коллективным заявлением индивидуальных предпринимателей от 26.03.2011 г. о нарушении антимонопольного законодательства и ограничении конкуренции при организации и проведении конкурсов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам г. Брянска.
Как следует из заявления, согласно конкурсной документации, одним из документов, который подлежит обязательному представлению для участия в конкурсе, является документ, подтверждающий организацию послерейсового медицинского осмотра водителей с приложением копии лицензии на данный вид деятельности.
Данное требование установлено п. 7 части 3.1. Положения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам г. Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов N 272 от 14.04.2010 г.)
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, т.е. федеральным законодательством не предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать послерейсовые осмотры водителей.
Как следует из письменных пояснений по делу Брянского городского Совета народных депутатов (исх. <...>) требование к претендентам для участия в конкурсе о представлении документа, подтверждающего организацию предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей Брянский городской Совет народных депутатов предусмотрел в своем решении от 14.04.2010 г. N 272 "Об организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске" (подпункт 7 пункта 3.1. раздела 3), на основании ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которой медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотрах водителей транспортных средств.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30, предусмотрен перечень работ, при осуществлении медицинской деятельности, включающий в себя предрейсовый и послерейсовый осмотр.
Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 предусматривает, что одним из требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности является регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, подпунктом 2.3.2 пункта 2.3. раздела 2 указанного документа установлено, что владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей автобусов.
Комиссией Брянского УФАС с# не принимаются доводы Брянского городского Совета народных депутатов в связи со следующим:
статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Пунктом 1 данной статьи указана обязанность организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение), определяет задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 3.3.3 Положения для обеспечения контроля за состоянием здоровья водителей, недопущения к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, организация обязана:
- организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранении# Российской Федерации.
При этом, в данном пункте указано, что водителю-предпринимателю согласно п. 2.7. Правил дорожного движения водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Кроме того, согласно письму Министерства Здравоохраниея РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" должны подвергаться текущим и послерейсовым медицинским осмотрам и находиться под особым вниманием медицинских работников водители, вошедшие в группы риска.# Порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров устанавливается руководителями организаций.
Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии не требуется от соискателя документа, подтверждающего организацию послерейсового медицинского осмотра.#
При этом, как установлено в заседании, лицензирующему органу от соискателя предоставляются документы, подтверждающие организацию лишь предрейсового медицинского осмотра водителей.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность проведения индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Требования, установленные в п. 7 части 3.1. Положения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам г. Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов N 272 от 14.04.2010 г. об обязательном представлении индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих организацию послерейсового медицинского осмотра водителей с приложением копии лицензии на данный вид деятельности не соответствуют действующему федеральному законодательству.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты или осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Брянского городского Совета народных депутатов нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях Брянского городского Совета народных депутатов нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части издания п. 7 части 3.1. Положения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам г. Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов N 272 от 14.04.2010 г., предусматривающего обязательное представление документов индивидуальными предпринимателями, подтверждающих организацию послерейсового медицинского осмотра водителей с приложением копии лицензии на данный вид деятельности, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
2. Выдать предписание Брянскому городскому Совету народных депутатов о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. Нарушение прекратить путем:
- внесения изменений в п. 7 части 3.1. Положения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам г. Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов N 272 от 14.04.2010 г., исключив требование к индивидуальным предпринимателям об обязательном представлении документов, подтверждающих организацию послерейсового медицинского осмотра водителей с приложением копии лицензии на данный вид деятельности.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 7 февраля 2011 г.
Текст решения официально опубликован не был