Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению администрации
Брянской области
от 29 декабря 2012 г. N 1344
(Приложение 13
к государственной программе
"Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Брянской
области" (2012 - 2015 годы))
Паспорт
программы "Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы)
_____________________________
* При условии софинансирования из федерального бюджета.
** В качестве иных источников запланирован предполагаемый объем привлечения средств федерального бюджета.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа "Развитие производства, убоя и глубокой переработки свиней в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития глубокой переработки свиней и достижения независимости от импорта в снабжении населения мясом, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития переработки свиней
Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
Развитие его требует неотложного решения целого ряда задач, направленных на инновационно-технологическое обновление производства как в сфере животноводства, так и в сфере переработки мясного сырья.
На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемы производства мяса снижались, и лишь в последние 3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей АПК.
С 1990 по 2008 год численность свиней в хозяйствах всех категорий снизилась в 8,9 раза - с 597,0 тысяч голов до 124,2 тыс. голов.
Производство свиней на убой в сельхозяйственных# предприятиях в живом весе увеличилось с 1,9 тыс. тонн в 2001 году до 7,4 тыс. тонн в 2008 году, или в 3,9 раза.
В 2010 году в области во всех категориях хозяйств было произведено на убой 62,0 тыс. тонн живой массы скота трех видов (крупного рогатого, мелкого рогатого и свиней), т.е. на 1,0% больше, чем в 2009 году. При этом основной прирост приходился на производство свиней - на 5,6%, а по крупному рогатому скоту объем производства уменьшился на 3,6%, по мелкому рогатому скоту остался на уровне 2009 года.
При рассмотрении структуры реализации по видам скота по области доля крупного рогатого скота и свиней составляет 47,4% и 48,5% соответственно.
Изучение возможностей направления всего скота на переработку из хозяйств различных категорий показало, что в основном скот поступает из хозяйств населения - 56,1%, а из сельскохозяйственных организаций - только 40,0%. Несмотря на то, что на фермерские хозяйства возлагались большие надежды, их доля в объеме поставок скота на убой составляет всего 3,9%.
Ускоренное развитие свиноводства следует рассматривать как задачу государственного значения, решение которой позволит в интересах всего населения в перспективе обоснованно удовлетворить спрос на мясо свинины отечественного производства. Для создания крупной отрасли свиноводства как поставщика высококачественной свинины Брянская область располагает всеми необходимыми ресурсами.
В области наметился ежегодный рост поголовья скота и птицы, а также увеличение производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины.
С 2005 по 2011 год поголовье свиней в сельхозпредприятиях области увеличилось в 2,9 раза с 29,6 тыс. голов до 86,4 тыс. голов.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат", ООО "Дружба" и ООО "Мясная корпорация" успешно реализовали инвестиционные проекты по строительству крупных свиноводческих комплексов на территории Брянской области: ООО "БМПК" - на 54 тыс. голов, ООО "Дружба" и ООО "Мясная корпорация - на 124 тыс. голов свиней в год.
В 2011 году ООО "БМПК" приступило к реализации нового инвестиционного проекта по строительству свиноводческих комплексов мощностью 300 тыс. голов свиней в год (30-35 тыс. тонн мяса свиней в живом весе в год), ООО "Дружба" начало строительство свинокомплекса на 50 тыс. голов свиней в год (5,5 тыс. тонн мяса в живом весе в год).
В рамках реализации проекта ООО "Дружба" планирует строительство современного высокотехнологичного комплекса по убою и глубокой переработке свиней мощностью 30 тыс. тонн в год свинины в разделке.
1.2. Характеристика проблемы
Одним из сдерживающих факторов ускоренного развития отечественного животноводства является отсутствие современной производственно-технологической базы по убою скота. Имеющиеся производственные мощности не позволяют получать товарное мясо высокого качества с длительными сроками хранения и создают условия для ввоза больших объемов импортного мяса.
Импортозамещение за счет увеличения объемов производства мяса на базе современных комплексов по убою и глубокой переработке свиней создаст условия для конкуренции на отечественном мясном рынке.
Складывающаяся ситуация в развитии животноводческого сектора АПК показывает, что при росте сырьевой базы наблюдается дефицит убойных и разделочных производств, изношенность основных фондов действующих предприятий.
В 90-е годы в связи с нехваткой отечественного сырья и ростом импортных поставок мяса существующие мощности оказались незагруженными, многие предприятия и цехи по убою и переработке скота были выведены из эксплуатации. Большинство вновь строящихся предприятий не имеют убойных цехов и производственных подразделений по переработке сопутствующей продукции (крови, шкур и жиросырья, кишок, эндокринно-ферментного и специального сырья, технического сырья и пр.). Действующие в отрасли предприятия по убою и переработке скота и обработке побочного сырья оснащены оборудованием в основном отечественного производства со сроком эксплуатации от 10 и более лет, процент износа холодильного оборудования составляет 70-80%.
Одним из основных направлений повышения эффективности переработки скота является сбор, использование и реализация побочного сырья (сопутствующей продукции).
Диверсификация производства первичной переработки скота позволяет предприятиям адаптироваться к быстро меняющимся условиям на рынке мясной продукции, повышать конкурентоспособность вырабатываемой продукции для заполнения отечественного продовольственного рынка мясной продукцией до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность.
Решение данной проблемы можно реализовать путем строительства современных и увеличения мощности действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней, которые обеспечат условия более полного, комплексного и рационального сбора и использования побочных сырьевых ресурсов, на долю которых приходится почти половина массы убойных животных.
Работа современных предприятий обеспечит потребности многих отраслей народного хозяйства в полноценном отечественном сырье. В частности, сбор эндокринно-ферментного и специального сырья позволит возродить производство отечественных медицинских препаратов; кишечное сырье востребовано в медицинской, пищевой и легкой промышленности; шкуры убойных животных будут использоваться на отечественных предприятиях кожевенной, легкой, обувной и меховой промышленности.
Эффективная организация системы сбыта является одним из важнейших условий успешной работы предприятий мясной отрасли.
Сбыт мясной продукции обычно территориально ограничен местом производства и регионами, к нему прилегающими. Для расширения границ реализации продукции необходима развитая система транспортно-логистических компаний, предоставляющих квалифицированные услуги на рынке мяса.
Производственный процесс в мясной промышленности заканчивается получением как основного сырья (мясо и субпродукты первой категории), так и побочного сырья и отходов. В настоящее время при переработке скота полностью используется до 70% живой массы. В то же время в условиях высокоорганизованного производства до 100% всех видов сырья может быть эффективно переработано. В связи с этим целесообразно рассматривать создание современных и увеличение мощности действующих предприятий по убою скота, объединенных единым технологическим процессом с крупными животноводческими комплексами.
С целью интенсификации производства товарного мяса, комплексной переработки основного, побочного сырья и отходов на современных высокотехнологичных предприятиях необходимо обеспечить дополнительный ввод мощностей в объеме 60 тыс. тонн мяса на кости в год.
Общая сумма инвестиций в действующих ценах составит 1989 млн. рублей. При выходе на полную мощность будет создано 1650 рабочих мест, увеличатся дополнительные поступления налогов в бюджеты всех уровней.
В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью увеличения мощностей по первичной переработке мяса свиней и создания инфраструктуры для его глубокой переработки, хранения и сбыта, организации взаимодействия заинтересованных хозяйствующих субъектов и обеспечения населения Брянской области и других регионов продукцией высокого качества.
2. Цели и задачи программы
Целью программы является импортозамещение за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою и глубокой переработке свиней, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения, расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
осуществить строительство новых и увеличить мощности действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней;
внедрить новые технологические процессы по организации убоя, комплексной переработке свиней и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием роботов и энергоэффективного оборудования;
доведение интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90%.
формирование дополнительных организационно-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности функционирования отечественного рынка мясного сырья;
расширение ассортимента вырабатываемой продукции, увеличение сроков ее хранения (мясо в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей);
увеличение сбора и переработки побочных сырьевых ресурсов (шкур, кишок, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и пр.) для выработки различных видов продукции;
снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы предприятий.
Внедрение безотходных технологий даст возможность максимально извлекать все ценные компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, повышая тем самым доходность производства, а также обеспечит условия охраны окружающей среды.
3. Целевые индикаторы
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Программой предусмотрено строительство новых крупных современных комплексов и увеличение мощности действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней.
В результате реализации намеченной программы будет обеспечено в 2014 году:
доведение годового производства мяса свинины на костях до 52,7 тыс. тонн,
прирост мощностей по убою и глубокой переработке свиней на 60 тыс. тонн в год мяса на кости;
повышение душевого потребления мяса и мясопродуктов до 64,2 кг;
величина интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90%;
создание 1650 дополнительных рабочих мест.
Меры государственного стимулирования, направленные на создание современной базы первичной переработки скота, обеспечат насыщение продовольственного рынка отечественной мясной продукцией, обеспечат рост доходности в отрасли и получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
Снижение объемов импорта мясной продукции будет способствовать созданию необходимых экономических условий для развития отечественного производства товарного мяса.
Основные целевые индикаторы программы
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Производство мяса свинины на кости, тыс. тонн |
6,7 |
8,0 |
9,0 |
23,2 |
52,7 |
Прирост мощностей по убою и глубокой переработке свиней, тыс. тонн в год |
- |
- |
- |
30,0 |
30,0 |
Потребление на душу населения мяса и мясных продуктов, кг |
61,0 |
61,5 |
62,0 |
63,1 |
64,2 |
Глубина переработки - съем продукции с одной тонны живого веса убойного скота, % |
75 |
75 |
75 |
85 |
90 |
Создание дополнительных рабочих мест, ед. |
- |
- |
200 |
635 |
815 |
Государственная поддержка, а также инвестиции частного капитала обеспечат достижение поставленной цели и решение задач программы по всем индикаторам.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы будет обеспечено за счет реализации проектов по строительству современных комплексов, реконструкции и модернизации действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней за счет инвесторов, кредитных ресурсов и мер государственной поддержки, направленных на развитие мясной переработки.
4.1 Строительно-монтажные работы по строительству новых и реконструкции действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней и складов хранения (холодильников) охлажденной и замороженной мясной продукции.
Механизм господдержки: предоставление субсидий за понесенные затраты сельскохозяйственным товаропроизводителям на строительно-монтажные работы. Размеры выплат будут определены в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением администрации Брянской области.
4.2 Приобретение высокотехнологичного оборудования для строительства новых, реконструкции и модернизации действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней и складов хранения (холодильников) охлажденной и замороженной мясной продукции.
Механизм господдержки: предоставление субсидий за понесенные затраты сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение высокотехнологичного оборудования для строительства новых, реконструкции и модернизации действующих предприятий по убою и глубокой переработке свиней и складов хранения (холодильников) охлажденной и замороженной мясной продукции. Размеры выплат будут определены в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением администрации Брянской области.
5. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Бюджетное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в областном бюджете на указанные цели в разделе 4 "Перечень и описание программных мероприятий".
Общий объем финансирования программы на весь срок ее выполнения составляет 2204193,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 602193,0 тыс. руб.,
2013 год - 1035 000,0 тыс. руб.,
2014 год - 567 000,0 тыс. руб.,
из них:
средства областного бюджета - 175529 тыс. рублей*, в том числе:
2012 год - 36500,0 тыс. руб.,
2013 год - 89822,0 тыс. руб.,
2014 год - 49 207,0 тыс. руб.,
иные источники - 498664,0 тыс. рублей**, в том числе:
2012 год - 103693,0 тыс. руб.,
2013 год - 255178,0 тыс. руб.,
2014 год - 139793,0 тыс. руб.,
внебюджетные средства - 1530 000,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 462000,0 тыс. руб.,
2013 год - 690000,0 тыс. руб.,
2014 год - 378000,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение программы будет уточняться в рамках бюджетного процесса на соответствующие годы.
_____________________________
* При условии софинансирования из федерального бюджета.
** В качестве иных источников запланирован предполагаемый объем привлечения средств федерального бюджета.
6. Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2012 - 2014 годы.
7. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Реализация мероприятий программы позволит создать необходимые экономические условия для стимулирования развития отрасли свиноводства, дальнейшего развития мясной промышленности, повышения ее доходности, снижения импортной зависимости и повышения удельного веса отечественного мясного сырья в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов.
Программа направлена на развитие отечественного сельскохозяйственного производства и надежное обеспечение населения мясными продуктами, инновационно-технологическое обновление производственной базы мясной промышленности.
Внедрение безотходных технологий при строительстве предприятий по убою и глубокой переработке свиней обеспечит решение проблем рационального использования природно-сырьевых ресурсов, охраны окружающей среды.
Кроме увеличения мощностей по убою и глубокой переработке свиней, внедрения новых технологических процессов на основе инновационных ресурсосберегающих технологий, расширения ассортимента вырабатываемой продукции, снижения экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы предприятий, реализация программы обеспечит при выходе на проектную мощность создание 1650 новых рабочих мест в сельской местности.
Оценка
социально-экономической эффективности реализации программы
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2010 г. |
Объем выручки от реализации свиней и продукции переработки, млн.руб. |
1422 |
1548 |
4750 |
5282 |
7315 |
в 5,1 р. |
Чистая прибыль, млн.руб. |
145 |
196 |
290 |
555 |
921 |
в 6,4 р. |
Создание новых рабочих мест, ед. |
- |
- |
200 |
635 |
815 |
- |
Налоговые поступления во все уровни бюджетов, млн. рублей |
151 |
162 |
191 |
584 |
940 |
в 6,2 р. |
Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс.руб. |
15,2 |
16,0 |
18,0 |
20,0 |
22,0 |
144,7 |
8. Система управления реализацией программы
Комплексное управление программой осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
Система управления реализацией программы:
ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей и задач программы является комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;
координацию взаимодействия подразделений комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и организаций, участвующих в реализации программы, осуществляет отдел по переработке и малым формам хозяйствования;
финансирование программных мероприятий осуществляет отдел бюджетного финансирования;
мониторинг реализации программы осуществляют отдел по переработке и малым формам хозяйствования и отдел свода, анализа и прогнозирования;
ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел по переработке и малым формам хозяйствования, отдел свода, анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования.
9. Оценка рисков реализации программы
Реализация программных показателей программы сопряжена с определенными рисками, связанными с финансово-экономическим кризисом, конъюнктурой агропродовольственного рынка и внешнеэкономическими факторами.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
риски, связанные с нестабильным экономическим состоянием в стране, которые могут привести к неплатежам, непредоставлением кредитными организациями в намеченные сроки кредитов, высокие ставки по кредитам;
риски, возникающие из-за колебаний рыночной коньюнктуры#, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, колебаниям спроса на продукцию;
риски, связанные с изменениями внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
риски обеспечения финансирования программы;
риски по вводу в эксплуатацию объектов, сопряженные с несвоевременной поставкой строительных материалов и оборудования, нарушением графика выполнения работ;
операционные риски при производстве и реализации продукции, связанные с недостатком и снижением качества сырья, ухудшением качества готовой продукции, ошибочной маркетинговой стратегией.
Оперативное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 6 >> Приложение 6 |
|
Содержание Постановление Администрации Брянской области от 29 декабря 2012 г. N 1344 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.