Постановлением Администрации Брянской области от 17 августа 2012 г. N 769 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Брянской области
от 20 июня 2011 г. N 546
"Об утверждении Порядка предоставления субсидий и Порядка предоставления займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы)"
2 ноября 2011 г., 18 июня, 17 августа 2012 г.
В соответствии с подпрограммой "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы), утвержденной постановлением администрации области от 30 декабря 2011 года N 1307, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы);
Порядок предоставления ипотечных жилищных займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы).
2. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Белозора П.И.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Постановлением Администрации Брянской области от 17 августа 2012 г. N 769 в название настоящего Порядка внесены изменения
Порядок
предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы)
(утв. постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2011 г. N 546)
2 ноября 2011 г., 18 июня, 17 августа 2012 г.
1. Общие положения
Постановлением Администрации Брянской области от 17 августа 2012 г. N 769 пункт 1.1 настоящего Порядка изложен в новой редакции
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпрограммой "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы), утвержденной постановлением администрации области от 30 декабря 2011 года N 1307 "Об утверждении государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы)" (далее - подпрограмма), и определяет условия и механизм предоставления субсидий, порядок расчета, отчетности и контроля за целевым использованием субсидий.
Постановлением Администрации Брянской области от 18 июня 2012 г. N 531 в пункт 1.2 раздела 1 настоящего Порядка внесены изменения
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
субсидия - бюджетные средства, передаваемые безвозмездно участнику подпрограммы, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на условиях частичной оплаты расходов по приобретению (строительству) жилых помещений и компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту (займу);
реестр получателей субсидии - перечень участников подпрограммы - получателей субсидии, утвержденный заказчиком подпрограммы;
областная комиссия - комиссия, состав которой утверждается постановлением администрации области, по предоставлению субсидий участникам подпрограммы - уполномоченный администрацией области орган, принимающий решение о предоставлении субсидии участнику подпрограммы;
процентная ставка - стоимость ипотечного кредита (займа) для заемщика, выражающаяся в процентах годовых от основной суммы кредита (займа) и указываемая в кредитном договоре (договоре займа), закладной;
региональный оператор - автономная некоммерческая организация "Брянский областной жилищный фонд" - областная специализированная ипотечная организация, осуществляющая реализацию мероприятий подпрограммы и обеспечивающая процесс ипотечного жилищного кредитования путем привлечения различных источников для финансирования подпрограммы;
получатель субсидии - участник подпрограммы, постоянно зарегистрированный по месту жительства на территории Брянской области, имеющий право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами администрации области, использующий при строительстве или приобретении жилья средства ипотечного кредита (займа) и принимающий участие лишь в одной из программ по обеспечению жильем за счет получения субсидий из средств бюджетов разных уровней;
участники подпрограммы - жители Брянской области постоянно проживающие на территории области, приобретающие или строящие жилье с помощью ипотечного жилищного кредита (займа) на территории области в рамках данной подпрограммы;
заемщики - граждане Российской Федерации - жители Брянской области, обратившиеся за получением ипотечного жилищного кредита (займа), квалифицированные кредитором как надежные и платежеспособные и на основании этого получившие ипотечный жилищный кредит (заем), предоставившие в залог приобретаемое на средства кредита (займа) жилье;
член семьи заемщика, получателя субсидии - супруг (супруга) заемщика и их дети, а также родители или граждане, признанные судом в установленном порядке членами семьи заемщика;
аннуитетный платеж - ежемесячный равный по величине денежный платеж заемщика по договору ипотечного жилищного кредита (займа), состоящий из суммы погашения основного долга по займу и суммы процентов за пользование им;
андеррайтинг - оценка кредитором вероятности погашения ипотечного кредита (займа) и определение максимально возможной суммы ипотечного кредита (займа) с учетом доходов заемщика, наличия средств для первоначального взноса и оценки предмета ипотеки;
комплексная жилая застройка - комплекс жилых домов и объектов коммунальной и социальной инфраструктуры на земельном участке с объектами благоустройства.
2. Условия предоставления субсидий
2.1. Субсидии предоставляются участникам подпрограммы для приобретения (строительства) жилых помещений (жилых домов, квартир) на территории Брянской области при условии оформления участниками подпрограммы ипотечного займа, предоставленного региональным оператором, или ипотечного кредита, предоставляемого кредитной организацией, с которой региональным оператором заключено соглашение о сотрудничестве для оплаты части стоимости приобретаемого жилья.
2.2. Субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения предоставляются:
2.2.1. Участникам подпрограммы, являющимся работниками государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, определенных нормативными правовыми актами администрации области:
а) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 2,0 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 60 процентов;
б) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,0 прожиточного минимума, но не более 2,5 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 30 процентов;
в) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,5 прожиточного минимума субсидия не предоставляется, оплата жилья производится за счет личных средств граждан и ипотечного кредита (займа).
2.2.2. Участникам подпрограммы, не являющимся работниками государственных (муниципальных) бюджетных учреждений:
а) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 2,0 прожиточного минимума субсидия предоставляется в размере 40 процентов;
б) при размере совокупного дохода на каждого члена семьи свыше 2,0 прожиточного минимума субсидия не предоставляется, оплата жилья производится за счет личных средств граждан и ипотечного кредита (займа).
2.3. Субсидия на компенсацию части платежа до договору ипотечного кредита (займа) предоставляется участникам подпрограммы, определенным нормативными правовыми актами администрации области, ежемесячно в первые 10 лет кредитования с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа).
Субсидия предоставляется участникам подпрограммы, имеющим совокупный доход на каждого члена семьи в соответствии с подпунктами 2.2.1 и 2.2.2 настоящего Порядка, за исключением многодетных семей.
Постановлением Администрации Брянской области от 18 июня 2012 г. N 531 в пункт 2.4 раздела 2 настоящего Порядка внесены изменения
2.4. Многодетным семьям независимо от места работы участника подпрограммы и семьям, в составе которых не менее двух несовершеннолетних детей и инвалид в возрасте до 23 лет, имевший статус ребенка-инвалида, находящийся на иждивении родителей (или одного из родителей) предоставляются субсидии:
на компенсацию части стоимости приобретаемого жилья в размере 95 процентов от стоимости жилья, рассчитанной в зависимости от социальной нормы площади жилья и стоимости одного квадратного метра общей площади, независимо от размера совокупного дохода на одного члена семьи;
на компенсацию части платежа по ипотечному кредиту (займу) предоставляется ежемесячно на всю сумму кредита (займа) в первые 10 лет кредитования с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа).
2.5. Семьям, состоящим на жилищном учете в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года, при приобретении жилья в домах и/или комплексных жилых застройках, строительство которых осуществляется в рамках подпрограммы, предоставляются субсидии:
на компенсацию части стоимости жилья в размере 70 процентов от стоимости жилья, рассчитанной в зависимости от социальной нормы площади жилья и стоимости одного квадратного метра общей площади, при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 1,5 прожиточного минимума;
на компенсацию части платежа по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с пунктом 2.3, подпунктом 3.2.2 настоящего Порядка.
2.6. Размер субсидии определяется в соответствии с расчетом, указанным в разделе 3 настоящего Порядка.
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для расчета субсидии принимается на момент заключения договора на приобретение (строительство) жилого помещения в размере, определенном в договорах на приобретение (строительство) жилого помещения, и не может превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Брянской области, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета безвозмездных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета.
При строительстве индивидуальных жилых домов стоимость одного квадратного метра общей площади определяется в соответствии с проектно-сметной документацией, при этом стоимость одного квадратного метра не должна превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Брянской области, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации или нормативным актом администрации области.
В случае, если стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, приобретаемого (строящегося) участником подпрограммы, превышает указанную в абзаце втором данного пункта среднюю рыночную стоимость, для расчета субсидии принимается средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья, установленная Министерством регионального развития Российской Федерации или нормативным актом администрации области.
Площадь жилого помещения для расчета субсидии принимается в размере общей площади приобретаемого (строящегося) жилого помещения, но не выше социальной нормы, установленной подпрограммой, которая составляет:
для семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи;
для семьи, состоящей из двух человек, - 42 кв. метра общей площади жилого помещения;
для семьи, состоящей из одного человека, - 33 кв. метра общей площади.
Площадь приобретаемого (строящегося) с помощью субсидии жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
Для участников подпрограммы, не имеющих в собственности жилых помещений и не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, и членов их семей, не имеющих в собственности жилых помещений и не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, расчет размера субсидии производится в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной подпрограммой, но не выше общей площади приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
Для участников подпрограммы и членов их семей, проживающих в жилом помещении по договору социального найма и имеющих право на получение его в собственность или получение в собственность членами семьи в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и/или имеющих в собственности и в собственности членов семьи жилые помещения площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия на учет в качестве нуждающихся, расчет субсидии осуществляется на площадь, недостающую до установленной социальной нормы, установленной подпрограммой, но не выше общей площади приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
Для участников подпрограммы и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имевших в собственности жилые помещения, в случае их отчуждения в течение предшествующих пяти лет, расчет размера субсидии осуществляется с учетом отчуждаемой собственности. Обеспеченность участников подпрограммы жилыми помещениями производится на основании документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, исходя из суммы общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности участнику подпрограммы и членам его семьи и/или занимаемых ими на праве владения и пользования по договору социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Субсидия не предоставляется участникам данной подпрограммы в случаях:
если данный участник подпрограммы либо члены его семьи принимают участие в другой программе (программах) по обеспечению жилым помещением за счет получения субсидии из средств бюджета разных уровней либо ранее получили субсидии из средств бюджета разных уровней.
2.7. Субсидия предоставляется на основании решения областной комиссии и реестра получателей субсидии в соответствии с заключенным договором на предоставление субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения и/или договором на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита).
2.8. В случае полного или частичного досрочного погашения участником подпрограммы обязательств по возврату основного долга по ипотечному займу (кредиту) сумма установленной субсидии изменяется.
Региональный оператор подпрограммы на основании письменного заявления участника подпрограммы о досрочном погашении производит перерасчет субсидии на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита) исходя из фактического срока пользования им.
В течение финансового года, в котором участником подпрограммы произведено досрочное погашение, региональный оператор подпрограммы рассчитывает сумму измененной субсидии участника подпрограммы, определяет общую сумму высвободившихся средств и в соответствии с условиями подпрограммы вносит предложения в областную комиссию по их перераспределению. После завершения финансового года неиспользованные субсидии подлежат возврату в областной бюджет.
На основании решения комиссии региональный оператор подпрограммы вносит предложения о внесении соответствующих изменений в нормативные акты.
Постановлением Администрации Брянской области от 17 августа 2012 г. N 769 в пункт 2.9 раздела 2 настоящего Порядка внесены изменения
2.9. Субсидия на компенсацию части платежа по договорам ипотечных кредитов (займов) предоставляется после предъявления справки (раз в месяц) с места работы, подтверждающей, что основным местом работы получателя субсидии является областное или муниципальное бюджетное учреждение Брянской области. При увольнении участника подпрограммы (заемщика) из бюджетного учреждения региональный оператор прекращает предоставление субсидии со дня, следующего за днем увольнения, и производит уточнение общей суммы ранее выделенной субсидии исходя из фактического времени работы в бюджетном учреждении; в случае, когда созаемщиками по ипотечному кредиту (займу) являются члены семьи (жена или муж), работающие в бюджетном учреждении, субсидия сохраняется на время работы созаемщика в бюджетном учреждении. При прекращении трудовых отношений не по инициативе участника подпрограммы (увольнение при ликвидации учреждения, сокращении численности, по инвалидности, в связи с уходом на пенсию) субсидия сохраняется.
Расчет размера субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья осуществляется на дату подписания договора долевого участия в строительстве (договора о перемене лиц в обязательстве, договора купли-продажи), при этом участник подпрограммы представляет исполнителю подпрограммы обновленные документы, указанные в пункте 4.1 Порядка, датой выдачи не ранее месяца, предшествующего дате подписания указанного договора. Расчет субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору (договору займа) осуществляется на дату выдачи кредита (займа). Назначенный размер субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого жилья и на компенсацию части платежа по кредитному договору (договору займа) не пересматривается в случае изменения состава семьи участника подпрограммы и площади жилого помещения (документальное подтверждение БТИ) после регистрации договора долевого участия в строительстве (договора о перемене лиц в обязательстве, договора купли-продажи) и выдачи кредита (займа).
При уменьшении банком годовой процентной ставки в соответствии с условиями кредитного договора региональным оператором производится перерасчет ранее назначенной субсидии на компенсацию части платежа с месяца, в котором изменена процентная ставка по кредитному договору, в соответствии с параметрами первоначально назначенной субсидии.
Участнику подпрограммы, допустившему просрочку в исполнении обязательств по внесению ежемесячных платежей в счет возврата кредитных (заемных) средств по кредитному договору (договору займа), региональный оператор приостанавливает предоставление субсидии на компенсацию части платежа с месяца наступления просрочки. При просрочке исполнения обязательств по внесению ежемесячного платежа более чем на 60 (шестьдесят) календарных дней региональный оператор прекращает предоставление субсидии на компенсацию части платежа. При этом региональный оператор производит перерасчет общей суммы выделенной субсидии исходя из фактической оплаты ежемесячных платежей, произведенных до дня просрочки.
2.10. Субсидии участникам подпрограммы предоставляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке очередности подачи заявлений на участие в подпрограмме участниками подпрограммы.
Первоочередное право на получение субсидии имеют следующие участники подпрограммы:
участники подпрограммы, приобретающие жилые помещения в домах и/или комплексных жилых застройках, строительство которых осуществляется в рамках подпрограммы;
граждане, утратившие жилые помещения в результате чрезвычайных ситуаций.
3. Расчет размера субсидии
3.1. Расчет субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
3.1.1. При определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего участника программы:
учитываются все виды доходов членов семьи до вычета налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (доходы индивидуальных предпринимателей - участников подпрограммы, применяющих как общую, так и упрощенную систему налогообложения, и членов их семей определяются до вычета налогов и сборов);
из дохода семьи исключаются суммы уплачиваемых алиментов;
среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы;
среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде определяется как сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи;
включаются члены семьи, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и предъявили справку из центра занятости населения;
не включаются совершеннолетние трудоспособные члены семьи, если они не могут подтвердить свои доходы (пособия) от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
3.1.2. Субсидия рассчитывается по следующей формуле:
Sc = С х Н х К, где:
С - стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для расчета субсидии согласно пункту 2.6 настоящего Порядка;
Н - площадь жилого помещения для расчета субсидии согласно пункту 2.6 настоящего Порядка;
К - коэффициент, зависящий от размера совокупного дохода на одного члена семьи, согласно таблице.
Размер совокупного дохода на одного члена семьи* |
Коэффициент для расчета субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения участникам программы |
|
работникам бюджетных учреждений |
не являющимся работниками бюджетных учреждений |
|
Многодетным семьям (независимо от размера совокупного дохода) |
0,95 |
0,95 |
Не более 1,5 прожиточного минимума - для семей, состоящих на жилищном учете в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года, при приобретении жилья в домах, инвестором или заказчиком в строительстве которых является региональный оператор |
0,7 |
0,7 |
Не более 2,0 прожиточного минимума |
0,6 |
0,4 |
Выше 2,0, но не более 2,5 прожиточного минимума |
0,3 |
субсидия не предоставляется |
Выше 2,5 прожиточного минимума |
субсидия не предоставляется |
субсидия не предоставляется |
------------------------
* Размер совокупного дохода на одного члена семьи (РСД) определяется по формуле:
, где:
SUМД - среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде, определенный согласно подпункту 3.1.1 настоящего Порядка;
расчетный период - последние шесть месяцев до месяца заключения договора на приобретение (строительство) жилого помещения;
ПМ - прожиточный минимум, установленный нормативными правовыми актами администрации области, на дату предоставления субсидии;
n - количество членов семьи участника подпрограммы (исключаются совершеннолетние трудоспособные члены семьи при условии неподтверждения доходов от трудовой или индивидуальной предпринимательской деятельности).
3.2. Расчет субсидии на компенсацию части платежа по договору ипотечного жилищного кредита (займа).
3.2.1. Субсидия на компенсацию части платежа по договору ипотечного кредита (займа) равна сумме части ежемесячных платежей процентов по ипотечному кредиту (займу), рассчитанной от общей суммы ссудной задолженности по кредиту (займу) или от части ссудной задолженности по кредиту (займу) в соответствии с подпунктом 3.2.2 настоящего Порядка, в первые 10 лет кредитования начиная с месяца перечисления полного аннуитетного платежа по кредиту (займу) и по 120-й месяц включительно.
Субсидия рассчитывается по следующей формуле:
, где:
S - субсидия на компенсацию части платежа по договору ипотечного кредита (займа);
Oi - остаток ссудной задолженности расчетной суммы ипотечного кредита (займа) на первое число каждого месяца, определенной в соответствии с подпунктом 3.2.2 настоящего Порядка;
С - 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита;
N - количество дней в году;
n - количество дней в расчетном месяце.
3.2.2. Максимальная сумма кредита (займа) для расчета субсидии на компенсацию части платежа по договорам ипотечных кредитов (займов) определяется по следующей формуле:
Sk = Н х С - Sc, где:
Н - площадь жилого помещения, рассчитанная по социальной норме, указанной в пункте 2.6 настоящего Порядка;
С - стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения согласно пункту 2.6 настоящего Порядка;
Sc - субсидия на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
3.3. Расчет размера субсидии производится на компенсацию части стоимости - с точностью до рублей, на компенсацию части платежа - с точностью до копеек, при этом округления производятся по математическим правилам.
Постановлением Администрации Брянской области от 2 ноября 2011 г. N 996 в раздел 4 настоящего Порядка внесены изменения
4. Механизм предоставления субсидий
4.1. Перечень документов, необходимых для постановки на очередь для получения субсидии:
заявление на включение в состав участников подпрограммы и заявление о предоставлении субсидии по форме, установленной региональным оператором;
копия паспорта заявителя, а также копии паспортов (свидетельств о рождении) членов семьи заявителя, копия свидетельства о браке (при наличии);
копии правоустанавливающих документов на жилье, в котором зарегистрированы и проживают заявитель и члены его семьи, свидетельство о государственной регистрации права и документы, указанные в нем в качестве основания возникновения права (договор купли-продажи, мены, приватизации, долевого участия, дарения, свидетельство о праве на наследство, акт приема-передачи, решение суда и прочее) (дополнительно в случае изменения места регистрации в течение последних пяти лет):
справка с места жительства заявителя и членов его семьи (выписка из домовой книги);
сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений;
справка из органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений;
документы, подтверждающие доходы всех членов семьи за последние 6 месяцев до месяца подачи заявления (справки о доходах (по форме 2-НДФЛ либо иной форме, установленной региональным оператором, о пособиях, о стипендиях) и иные документы, подтверждающие доходы;
копия трудовой книжки, трудового договора участника подпрограммы, заверенная работодателем;
справки из территориального органа Федеральной налоговой службы об отсутствии или наличии предпринимательской деятельности для всех совершеннолетних членов семьи.
4.2. Участник подпрограммы с указанными в пункте 4.1 документами обращается в комиссию органа местного самоуправления муниципального образования по месту жительства (регистрации) участника подпрограммы, которая по результатам рассмотрения направляет региональному оператору вышеуказанный пакет документов и ходатайство о предоставлении субсидии с информацией о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - ходатайство).
4.3. Региональный оператор проводит андеррайтинг представленных участником подпрограммы документов, формирует единую очередность на получение субсидий в хронологической последовательности как на первичном, так и на вторичном рынках на территории городов и районов области по дате подачи документов с учетом условий пункта 2.10 настоящего Порядка и осуществляет расчет размера субсидии в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.
Присвоение порядкового номера очереди участнику подпрограммы осуществляется региональным оператором после проверки документов в хронологическом порядке на основании даты внесения полного комплекта документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка. Дата приема документов фиксируется на заявлении во время приема-передачи документов. В журнале приема документов делается запись о приеме документов с указанием даты, которая заверяется подписью заявителя.
Участник подпрограммы за месяц до рассмотрения областной комиссией вопроса о предоставлении субсидии направляет региональному оператору для расчета размера субсидии следующие документы:
договор долевого участия в строительстве или договор купли-продажи, зарегистрированные в управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области;
копию решения суда о признании членом семьи опекаемого ребенка и правоустанавливающие документы на опеку (при необходимости);
копию договора, подтверждающего право пользования жилым помещением, в котором проживают получатель субсидии и члены его семьи;
документ, подтверждающий основание, по которому жилое помещение, в котором зарегистрированы получатель субсидии и члены его семьи, не подлежит приватизации (в случае необходимости);
обновленные документы, указанные в пункте 4.1 настоящего Порядка, при этом ходатайство обновляется в случае изменения места регистрации участника подпрограммы или в случае изменения состава семьи;
справку с места учебы несовершеннолетних детей (при необходимости);
справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов в связи с предпринимательской деятельностью или копии квитанций об уплате налогов;
копию удостоверения установленного образца по Брянской области, подтверждающего статус многодетной семьи (в случае, если семья является многодетной);
справку с места работы с указанием должности и подведомственности организации;
отчет об оценке стоимости жилого помещения при приобретении жилья на вторичном рынке;
извещение (уведомление) банка, с которым заключено соглашение о сотрудничестве, о положительном решении в выдаче участнику подпрограммы необходимой суммы кредита;
копию кредитного договора;
копию информационного расчета (график платежей по кредиту);
копию документа, подтверждающего открытие банковского счета для ежемесячного зачисления субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору.
В случае непредставления участником подпрограммы вышеуказанных документов региональный оператор имеет право уведомить о подготовке документов следующего участника подпрограммы. Вопрос о предоставлении субсидии участнику подпрограммы, не представившему документы, рассматривается по мере их представления с сохранением очередности.
4.4. Областная комиссия по результатам рассмотрения расчета субсидии и заключения о рассмотрении документов, представленных участником подпрограммы, принимает решение о предоставлении субсидии.
4.5. Заказчик подпрограммы на основании решения областной комиссии о предоставлении субсидии утверждает реестр получателей субсидии и в соответствии с заявкой регионального оператора перечисляет денежные средства, предназначенные для субсидирования, на расчетный счет регионального оператора.
4.6. Заказчик подпрограммы, региональный оператор и получатель субсидии на основании реестра получателей субсидии заключают договор на предоставление субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения и (или) договор на компенсацию части платежа по договору ипотечного займа (кредита).
В договоре (договорах) на предоставление субсидии должны быть предусмотрены следующие условия:
обязательство заказчика подпрограммы по перечислению региональному оператору средств областного бюджета в соответствии с реестром получателей субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год;
обязательство регионального оператора по перечислению субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения продавцу (застройщику);
обязательство получателя субсидии использовать средства областного бюджета в соответствии с целевым назначением;
обязательство регионального оператора по перечислению субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору (договору займа) кредитору (заимодавцу) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год;
иные условия, предусмотренные настоящим Порядком.
4.7. Региональный оператор в пределах перечисленных заказчиком подпрограммы средств областного бюджета учитывает их на лицевых счетах получателей субсидии, открытых у регионального оператора.
Перечисление средств с лицевого счета получателя субсидии производится региональным оператором в безналичном порядке:
а) по договору на предоставление субсидии на компенсацию стоимости жилого помещения:
продавцу - единовременно на основании договора о приобретении жилья (договора купли-продажи, договора долевого участия в строительстве жилья, договора о перемене лиц в обязательстве), имеющего отметку регистрационной службы;
застройщику (при строительстве многоквартирного жилого дома) - на основании договора о приобретении жилья (договора долевого участия в строительстве жилья, договора о перемене лиц в обязательстве), имеющего отметку регистрационной службы;
застройщику (при строительстве индивидуального жилого дома) - единым траншем в соответствии с ведомостью работ по достройке жилого дома и актами приемки ранее выполненных работ.
При неиспользовании участником подпрограммы полученной субсидии на компенсацию части стоимости строящегося жилья в сроки, указанные в договоре на получение субсидии, неосвоенные средства возвращаются в бюджет;
б) по договору на предоставление субсидии на компенсацию части платежа начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи кредита (займа):
по ипотечному займу - заимодавцу в счет обязательств по уплате процентов за пользование займом после фактического внесения участником подпрограммы ежемесячного платежа, указанного в договоре на предоставление субсидии на компенсацию части платежа по договору займа;
по ипотечному кредиту - кредитору (или владельцу закладной) после документального подтверждения заемщиком уплаты ежемесячного платежа, указанного в информационном расчете приложения к договору на предоставление субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору.
4.8. Средства областного бюджета, предназначенные для предоставления субсидий на компенсацию части платежа участникам подпрограммы в пределах финансового года, аккумулируются на отдельном расчетном счете у регионального оператора и до момента выплаты субсидий используются на инвестирование строительства жилья в рамках подпрограммы.
4.9. Субсидия на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения считается использованной с момента её перечисления (зачисления) продавцу (застройщику) для оплаты приобретаемого жилья по договору купли-продажи (договору долевого участия в строительстве жилья, договору о перемене лиц в обязательстве).
Субсидия на компенсацию части платежа по договору ипотечного кредита (займа) считается использованной в соответствующем финансовом году на момент ее перечисления кредитору (заимодавцу) в полном объеме.
Жилое помещение, приобретаемое с помощью средств областного бюджета, оформляется в общую долевую собственность в равных долях на каждого члена семьи.
5. Порядок отчетности и контроль за целевым использованием субсидий
5.1. В случае установления заказчиком подпрограммы и региональным оператором подпрограммы фактов нецелевого использования субсидии участником подпрограммы субсидия подлежит взысканию в полном объеме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Региональный оператор представляет заказчику подпрограммы ежеквартально нарастающим итогом до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об использовании средств областного бюджета, выделенных для предоставления субсидий, в разрезе участников подпрограммы - получателей субсидий.
5.3. Заказчик подпрограммы осуществляет текущее планирование средств, предусмотренных в областном бюджете, на финансирование субсидий и подготовку необходимых документов при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Постановлением Администрации Брянской области от 17 августа 2012 г. N 769 в настоящий Порядок внесены изменения
Порядок
предоставления ипотечных жилищных займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы)
(утв. постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2011 г. N 546)
17 августа 2012 г.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпрограммой "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы), утвержденной постановлением администрации области от 30 декабря 2011 года N 1307 "Об утверждении государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названной государственной программы следует читать как "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы)"
Порядок определяет условия предоставления ипотечных жилищных займов жителям Брянской области на строительство и приобретение жилья.
1. Основные положения
1.1. Основные понятия:
региональный оператор - открытое акционерное общество "Ипотечная корпорация Брянской области", автономная некоммерческая организация "Брянский областной жилищный фонд" - областные специализированные ипотечные организации, осуществляющие реализацию мероприятий подпрограммы и обеспечивающие процесс ипотечного жилищного кредитования путем привлечения различных источников для финансирования подпрограммы;
заемщики - граждане Российской Федерации - жители Брянской области, обратившиеся за получением ипотечного жилищного кредита или займа, квалифицированные кредитором как надежные и платежеспособные и на основании этого получившие ипотечный жилищный кредит (заем), предоставляющие в залог приобретаемое на средства кредита или займа жилье;
заимодавец - открытое акционерное общество "Ипотечная корпорация Брянской области", автономная некоммерческая организация "Брянский областной жилищный фонд" (далее - региональный оператор);
залогодатель - заемщик, получатель заемных средств для приобретения жилого помещения, передавший его после оформления права собственности в залог кредитору;
ипотечный жилищный заем (заем) - заемные средства, предоставленные региональным оператором заемщику с условием их использования для приобретения или строительства жилья под залог;
поручительство - односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за заемщика, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед региональном оператором, включая уплату основного долга, процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств заемщика;
страховые компании - организации, заключившие договор (соглашение) с региональным оператором, осуществляющие страхование имущества (страхование жилья, находящегося в залоге), долгосрочное страхование жизни и трудоспособности заемщика, а также страхование гражданско-правовой ответственности участника ипотечного рынка;
ипотека - залог недвижимости;
закладная - именная ценная бумага, удостоверяющая права ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, жилого помещения без предоставления других доказательств существования этого обязательства и право залога на жилое помещение, обремененное ипотекой;
андеррайтинг - оценка кредитором вероятности погашения ипотечного кредита (займа) и определение максимально возможной суммы ипотечного кредита (займа) с учетом доходов заемщика, наличия средств для первоначального взноса и оценки предмета ипотеки;
аннуитетный платеж - ежемесячный, равный по величине денежный платеж заемщика по договору ипотечного жилищного кредита (займа), состоящий из суммы погашения основного долга по займу и суммы процентов за пользование им;
агентство - открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва), осуществляющее реализацию общефедеральной Единой системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
стандарты - требования, предъявляемые к рефинансированию и обслуживанию ипотечных кредитов (займов), предоставлению субсидий для приобретения жилья, устанавливаемые кредитором, сервисным агентом, региональным оператором, агентством и иными участниками системы ипотечного кредитования;
кредитный комитет - уполномоченный орган, включающий представителей заказчика и регионального оператора и принимающий решение о выдаче ипотечного жилищного займа или об отказе в его выдаче на основании представленных заемщиком документов. Состав кредитного комитета утверждается заказчиком;
договор ипотечного жилищного займа (договор) - соглашение, по которому региональный оператор передает заемщику денежные средства (заем) в размере и на условиях, предусмотренных договором, для строительства или приобретения жилья с залогом (ипотекой), а заемщик обязуется возвратить полученные денежные средства (заем) и уплатить проценты за пользование займом.
1.2. Общие условия предоставления ипотечного жилищного займа.
1.2.1. Займы предоставляются участникам подпрограммы, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов, а также приобретающим или участвующим в долевом строительстве жилых помещений в домах и/или комплексных жилых застройках, строительство которых осуществляется в рамках подпрограммы.
1.2.2. Ипотечный заем может быть предоставлен для строительства или завершения строительства индивидуального жилого дома (далее - жилой дом) на территории Брянской области при условии, что объем выполненных работ незавершенного строительства составляет не менее 30 процентов от общей сметной стоимости строительства жилого дома и участник подпрограммы располагает достаточными средствами для завершения строительства, включая субсидию на компенсацию части стоимости строящегося жилья и ипотечный заем. Сумма ипотечного займа для участников подпрограммы, осуществляющих строительство индивидуального жилого дома, не может быть более 100 тыс. рублей.
1.2.3. Процесс выдачи ипотечных жилищных займов осуществляется в соответствии с действующим законодательством и при условии соблюдения основных принципов кредитования, а именно целевого использования, обеспеченности, срочности, платности и возвратности.
1.2.4. Ипотечные жилищные займы предоставляются с условием их обеспечения в форме и порядке, предусмотренных настоящим Положением.
1.2.5. Ипотечный жилищный заем выдается на срок до 10 лет, при этом срок ограничивается возрастом заемщика (у мужчин и женщин - шестьдесят лет). Заемщиком может быть любое дееспособное физическое лицо, достигшее возраста 18 лет.
1.2.6. Максимально допустимая сумма и срок займа, выдаваемого отдельному заемщику, определяется исходя из совокупного среднемесячного дохода семьи заемщика на момент подачи документов на получение ипотечного жилищного займа.
1.2.7. Ипотечный жилищный заем предоставляется на основании решения кредитного комитета после проведенного региональным оператором андеррайтинга на основании представленных документов, предусмотренных настоящим Порядком, путем заключения договора займа.
2. Процедура оформления ипотечного жилищного займа
2.1. Прием документов, необходимых для оформления ипотечного жилищного займа.
2.1.1. Гражданин, желающий принять участие в подпрограмме и получить ипотечный жилищный заем, обращается к региональному оператору, который знакомит его с условиями получения займа, выдает ему перечень необходимых документов.
2.1.2. Для получения ипотечного жилищного займа на приобретение жилья заемщик представляет региональному оператору соответствующим образом оформленные документы:
заявление заемщика;
декларацию заемщика (анкета(ы) поручителя(ей));
копию паспорта заемщика (поручителей);
копию пенсионного страхового свидетельства;
копию свидетельства о государственной регистрации ИП, если заемщик (поручитель) является предпринимателем;
копии свидетельства о рождении детей либо копию паспорта при достижении возраста 14 лет;
копию свидетельства о браке (о расторжении брака);
копию военного билета - для лиц призывного возраста до 27 лет;
трудовую книжку, заверенную работодателем, и/или трудовой контракт заемщика (поручителей);
справку с места работы о доходах за 6 месяцев заемщика (поручителей);
налоговые декларации за последние два квартала по всем налогам, если заемщик (поручитель) - предприниматель;
копию квитанции об уплате всех налогов, если заемщик (поручитель) - индивидуальный предприниматель;
разрешение органов опеки и попечительства на ипотеку в случае, когда несовершеннолетние находятся под опекой или попечительством либо несовершеннолетние остались без родительского попечения;
договор долевого участия (предварительный договор купли-продажи), за исключением случаев, когда ипотечный жилищный заем предоставляется на строительство индивидуального жилого дома.
При строительстве индивидуального жилого дома дополнительно к вышеуказанным документам заемщик представляет региональному оператору следующие документы:
документ, удостоверяющий право собственности (право аренды) на земельный участок, предназначенный для строительства жилого дома;
разрешение на строительство жилого дома;
технические условия на подключение к внешним сетям (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение);
проектно-сметную документацию на строительство жилого дома;
отчет независимого оценщика, аккредитованного в системе ипотечного кредитования, о подтверждении рыночной стоимости незавершенного строительства;
справку о степени готовности конструктивных элементов строящегося жилого дома.
2.2. Андеррайтинг и принятие решения по предоставлению ипотечного жилищного займа.
2.2.1. Региональный оператор анализирует представленные документы о потенциальном заемщике, проверяет платежеспособность заемщика, соответствие приобретаемого жилого помещения требованиям стандартов, составляет отчет и выносит дело заемщика на заседание кредитного комитета.
2.2.2. Кредитный комитет принимает решение о возможности выдачи займа (или об отказе в его выдаче). В случае отказа в выдаче займа региональный оператор уведомляет об этом гражданина в течение 10 дней после вынесения решения.
Решение кредитного комитета оформляется протоколом, подписанным председателем комитета.
2.3. Заключение договора ипотечного жилищного займа.
2.3.1. Региональный оператор на основании решения кредитного комитета в течение 20 дней заключает с заемщиком договор ипотечного жилищного займа.
2.3.2. В договоре должны быть установлены срок его действия, сумма займа, порядок и гарантии его возврата, процентная ставка за пользование займом в период действия договора, очередность погашения требований по займу в случае недостаточности денежных средств заемщика для исполнения обязательств по договору ипотечного жилищного займа в полном объеме, условие о сроках ввода в эксплуатацию объекта (при строительстве индивидуального жилого дома), представление необходимой документации (техпаспорт, свидетельство о праве собственности и др.), ответственность сторон и другие условия в соответствии с действующим законодательством.
3. Обеспечение ипотечного жилищного займа
3.1. Обеспечением ипотечного жилищного займа являются ипотека приобретаемого (строящегося) жилого помещения, страхование риска повреждения и уничтожения предмета ипотеки (имущественное страхование), страхование жизни и риска потери трудоспособности заемщика (личное страхование), поручительство физических и (или) юридических лиц.
3.2. Порядок оформления обеспечения ипотечного жилищного займа.
3.2.1. До полного исполнения обязательств заемщика по оплате стоимости жилья, погашению суммы займа и начисленных процентов приобретаемое жилье находится в залоге в силу закона или договора.
3.2.2. Залог жилого помещения подлежит оценке специализированной организацией (оценщиком), имеющей лицензию на осуществление оценочной деятельности и аккредитованной агентством на территории Брянской области.
3.2.3. Заемщик обязан после заключения договора займа и до зачисления средств займа на лицевой счет заключить договор (полис) личного страхования на срок не менее срока действия договора займа. Страховая сумма должна быть равна сумме предоставленного займа, увеличенной на 10 процентов. В качестве первого выгодоприобретателя выступает региональный оператор.
3.2.4. Заемщик обязан после государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение заключить договор страхования предмета ипотеки на срок не менее срока действия договора займа. Страховая сумма должна быть равна сумме предоставленного займа, увеличенной на 10 процентов. В качестве первого выгодоприобретателя выступает региональный оператор.
3.2.5. Страхование жизни и риска потери трудоспособности заемщика (личное страхование) и страхование риска повреждения и уничтожения предмета ипотеки (имущественное страхование) осуществляется страховыми компаниями, имеющими лицензию и аккредитованными агентством на территории Брянской области.
3.2.6. Одновременно с заключением договора ипотечного жилищного займа оформляется договор поручительства.
4. Возврат займа, уплата процентов и других платежей. Контроль за целевым использованием займа
4.1. Возврат займа, уплата процентов и других платежей.
4.1.1. За пользование займом начисляются проценты, устанавливаемые нормативным правовым актом администрации области на момент выдачи займа.
4.1.2. Возврат займа и уплата процентов за пользование займом производятся заемщиком ежемесячно, не позднее последнего числа расчетного месяца, в виде аннуитетного платежа. Датой платежа для погашения задолженности по займу и уплаты процентов за пользование займом является день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу регионального оператора.
4.1.3. Размер обязательного ежемесячного платежа не должен превышать 50 процентов от среднемесячного совокупного дохода семьи заемщика.
4.1.4. Обязательства заемщика считаются полностью исполненными после возврата всей суммы займа, уплаты всех причитающихся по нему процентов и неустоек, определяемых на дату возврата займа, а также возмещения расходов, связанных с взысканием задолженности.
4.1.5. Заемщик имеет право на досрочное погашение основного долга по займу, но не ранее чем через два месяца (срок моратория на досрочное погашение), считая с момента фактического предоставления займа. После осуществления заемщиком частичного досрочного погашения основного долга по займу перерасчет ежемесячного аннуитетного платежа не производится, при этом срок пользования займом соответственно сокращается.
4.2. Контроль за целевым использованием займа.
4.2.1. В период действия договора ипотечного жилищного займа региональный оператор имеет право проверять исполнение заемщиком условий договора, осуществлять контроль (в том числе с выездом на место) за целевым использованием займа, финансовым состоянием заемщика, сохранностью предмета залога, принимать меры к погашению просроченной задолженности в случае ее возникновения, оформлять изменение условий договора.
4.2.2. При выявлении нецелевого использования займа и при нарушении условий договора ипотечного жилищного займа региональный оператор вправе в одностороннем порядке его расторгнуть и требовать досрочного погашения займа.
При выявлении фактов нецелевого использования займа при строительстве индивидуального жилого дома и нарушения графика строительства по вине заемщика региональный оператор имеет право приостановить финансирование, вынести решение о расторжении договора ипотечного жилищного займа и требовать досрочного погашения займа (или его части) заемщиком (поручителем).
4.2.3. Установленные факты неисполнения обязательств заемщиком по договору займа оформляются актом.
5. Порядок финансирования ипотечных жилищных займов
5.1. Ипотечные жилищные займы предоставляются участникам подпрограммы за счет средств, полученных региональным оператором от возврата основного долга и процентов по ипотечным займам, ранее выданным за счет средств областного бюджета.
5.2. Заказчик на основании решения кредитного комитета утверждает реестр участников подпрограммы - получателей займа.
5.3. Согласно реестру региональный оператор заключает договоры займа, перечисляет (зачисляет) денежные средства застройщику или продавцу жилья и т.п. Выдача ипотечного займа на строительство индивидуального жилого дома производится региональным оператором траншами в соответствии с утвержденным поэтапным графиком выполнения работ.
Окончание отдельного этапа строительства удостоверяется актом приемки выполненных работ законченного этапа строительства, согласованным с уполномоченным представителем регионального оператора.
5.4. Региональный оператор ежемесячно представляет заказчику подпрограммы отчет о перечислении средств по договорам займа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 20 июня 2011 г. N 546 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий и Порядка предоставления займов участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области" (2012 - 2015 годы)"
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная Брянщина" от 5 июля 2011 г. N 7
Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. N 846-п настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Брянской области от 25 февраля 2013 г. N 166
Постановление Администрации Брянской области от 17 августа 2012 г. N 769
Постановление Администрации Брянской области от 18 июня 2012 г. N 531
Постановление Администрации Брянской области от 2 ноября 2011 г. N 996