Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к указу Губернатора
Брянской области
от 31 декабря 2013 г. N 635
(приложение 45
к государственной программе
развития сельского хозяйства и
регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Брянской
области" на 2013 - 2020 годы)
Программа
"Создание производственных мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области" (2013 - 2015 годы) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2013 - 2020 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
- "Создание производственных мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области" (2013 - 2015 годы) |
Ответственный исполнитель - |
департамент сельского хозяйства Брянской области |
Соисполнители программы |
- |
Цели программы - |
создание условий для комплексного развития комбикормовой отрасли; создание благоприятных условий для устойчивого развития животноводческой промышленности; повышение уровня жизни сельского населения путём расширения масштабов его занятости на основе создания и развития условий для комплексного развития комбикормовой отрасли |
Задачи программы - |
создание условий для устойчивого функционирования комбикормовых предприятий; обеспечение животноводства высокоэффективными комбикормами; формирование дополнительных организационно-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности функционирования отечественного рынка комбикормов; повышение качества комбикормовой продукции, снижение ее себестоимости и, соответственно, себестоимости животноводческой продукции; обеспечение строительства новых производственных мощностей по производству комбикормов; снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы комбикормовых предприятий |
Сроки реализации программы - |
2013 - 2015 годы |
Объемы финансирования на реализацию программы - |
объем финансирования программы на период 2013 - 2015 годов составляет 7 202 002,0 тыс. руб., в том числе: 2013 г. - 3 440 002,0 тыс. руб.; 2014 г. - 1 995 000 тыс. руб.; 2015 г. - 1 767 000 тыс. руб.; в том числе за счет средств областного бюджета - 226 934,0 тыс. руб., из них: 2013 г. - 106 814,0 тыс. руб.; 2014 г. - 63 700 тыс. руб.; 2015 г. - 56 420 тыс. руб.; Средства федерального бюджета: 2013 год - 94 182,0 тыс. руб. внебюджетные средства - 6 880 886 тыс. руб., в том числе: из них: затраты предыдущих лет, принимаемые к субсидированию в рамках настоящей программы: 2013 г. - 3 239 006 тыс. руб., 2014 г. - 1 931 300 тыс. руб.; 2015 г. - 1 710 580 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы - |
Ввод производственных мощностей по производству комбикормов в год: 2013 г. - 625 тыс. тонн/год; 2014 г. - 410 тыс. тонн/год; 2015 г. - 200 тыс. тонн/год. Объем производства комбикормов: 2013 г. - 200 тонн; 2014 г. - 605 тонн; 2015 г. - 695 тонн Создание новых рабочих мест: 2013 г. - 150 ед.; 2014 г. - 80 ед.; 2015 г. - 10 ед. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа "Создание производственных мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области" (2013 - 2015 годы) (далее - программа) является инструментом для полноценного развития отрасли комбикормового производства. Увеличение комбикормового производства является одним из приоритетных направлений развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность департамента сельского хозяйства Брянской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства
Обеспеченность животноводства высококачественными комбикормами во многом определяет уровень развития животноводства в целом, так как в структуре себестоимости животноводческой продукции стоимость комбикормов достигает 70%. Развитие комбикормового производства требует неотложного решения целого ряда задач, направленных на инновационно-технологическое обновление как в сфере производства комбикормов, так и в сфере усовершенствования переработки компонентов комбикормового производства.
Комбикормовое производство в 1990-х годах достигло пика своего развития (свыше 37,0 млн. тонн комбикормов на предприятиях государственной комбикормовой промышленности и более 12,0 млн. тонн в системе Минсельхоза России на межхозяйственных, колхозных и совхозных комбикормовых заводах и цехах), а в последующий период потеряло свои приоритеты. Резко снизились объемы производства комбикормов вследствие снижения численности сельскохозяйственных животных в процессе реформирования АПК.
Начиная с 2000 года наметился рост объемов выпускаемой продукции, обусловленный массовой организацией собственного производства комбикормов в животноводческих и птицеводческих хозяйствах. Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками для создания крупной отрасли комбикормового производства как поставщика комбикормов для животноводства, в том числе мясного.
За период с 2000 по 2011 год динамика производства комбикормов в Брянской области представлена в таблице 1.
Таблица 1
Годы |
Объем производства комбикормов, тыс. тонн |
2000 |
52,8 |
2005 |
59,5 |
2007 |
100,4 |
2008 |
125,9 |
2009 |
150,8 |
2010 |
148,9 |
2011 |
145,8 |
Наиболее эффективными являются те предприятия, которые пошли по пути интеграции комбикормовых производств и животноводческих комплексов путем создания, в том числе, агропромышленных холдингов.
Настоящая программа направлена на решение ряда основных задач:
защита интересов отечественных сельхозпроизводителей и развитие рынков комбикормового производства;
обеспечение животноводства высококачественными комбикормами;
снижение себестоимости производства комбикормов с использованием новейших технологий переработки компонентов комбикормового производства.
Ускоренное развитие животноводства, в том числе мясного, рассматривается как задача государственного значения, решение которой позволит обоснованно, в интересах населения удовлетворить спрос на мясо отечественного производства.
Для выполнения поставленных целей необходимо осуществить комплекс мер, направленных на решение вопросов создания прочной кормовой базы и, особенно на производство полнорационных комбикормов и компонентов комбикормового производства на основе применения современных программных комплексов, и других высоких технологий.
Организация новых производств влечет за собой финансовые затраты не только на строительство и приобретение оборудования, но и на коммуникационные структуры, инфраструктуры, энерго- и газоресурсы.
С точки зрения технического уровня лишь небольшая часть комбикормовых предприятий может составить конкуренцию зарубежным, поэтому государственная поддержка развития мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства является экономически обоснованной и целесообразной с учетом необходимости развития животноводства в стране и потребностей такого развития в недорогих отечественных комбикормах высокого качества, не уступающим по своим основным показателям лучшим зарубежным аналогам.
Развитие мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области будет способствовать развитию инфраструктуры региона, в частности будет осуществляться строительство дорог, линий электропередач, газо- и водоснабжение объектов, строящихся и построенных в рамках мероприятий программы. В ходе реализации программы будет построено: объектов энергоснабжения - не менее 3 трансформаторных подстанций, инженерных сетей протяженностью не менее 13,9 км; объектов водоснабжения - 4 скважины, водонапорных башен - не менее 3; подъездных дорог к объектам, строящимся в рамках мероприятий настоящей программы, - не менее 2,0 км, забетонировано площадок - 5,0 тыс.кв.м.
Развитие мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области будет способствовать развитию взаимодействия между частными формами хозяйствования разных уровней. Это обеспечит экономически взаимовыгодное взаимодействие в форме сотрудничества предприятий, реализующих направление развития животноводства в Брянской области с предприятиями и организациями, способными изготовлять и реализовывать отечественные комбикорма высокого качества, не уступающие по своим основным показателям лучшим зарубежным аналогам. Развитие взаимодействия разных хозяйствующих субъектов с помощью программы позволит развивать частное и частно-государственное партнерство в области развития комбикормового производства и сопутствующих отраслей.
С учетом создания объектов в рамках мероприятий программы и инфраструктуры к ним в регионе сформируются условия для развития малых и средних форм ведения сельского хозяйства для удовлетворения их потребностей в качественных и не дорогих комбикормах.
Развитие мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области позволит создать рабочие места в сельской местности с заработной платой выше средней по этой отрасли. Это будет способствовать развитию современной сельской инфраструктуры, повышению качества жизни в сельской местности.
Между тем, Брянская область в настоящее время не в состоянии обеспечить растущие потребности в качественных и недорогих комбикормах.
Для решения указанных проблем и создания крупной отрасли по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства, а также для социально-экономического развития региона Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.
1.2. Характеристика проблемы
В России в результате несбалансированности кормов для сельскохозяйственных животных как по содержанию белка, так и по аминокислотному составу на производство животноводческой продукции затрачивается в 2-3 раза больше кормов по сравнению с нормативами в развитых странах.
Анализ данных по предприятиям Брянской области показывает, что только небольшое количество предприятий производят полноценные комбикорма, а в остальной своей массе производство-это установки и агрегаты, оборудование которых, как правило, состоит из дробилки и смесителя, что не позволяет вырабатывать высококачественные комбикорма.
Анализ структуры предприятий отрасли комбикормового производства показывает недообеспеченность производственных мощностей технологическими линиями объема производства до 300 000 тонн и выше в год.
Одним из сдерживающих факторов ускоренного развития отечественного комбикормового производства является отсутствие современной производственно-технологической базы по переработке компонентов комбикормового производства. Имеющиеся производственные мощности не позволяют получать комбикорма низкой себестоимости и создают условия для ввоза больших объемов импортного сырья, а именно соевых шротов, премиксных добавок, витаминных концетратов# и пр.
Импортозамещение за счет переработки отечественного сырья на базе современных комплексов по переработке компонентов комбикоромового# производства создаст условия для конкуренции на отечественном рынке комбикормового производства.
В таблице 2 представлены данные материально-технической базы комбикормового производства в разрезе федеральных округов, анализ которых показывает, что наличие технологического оборудования отечественного производства составляет 76,8%, импортного - 23,2%.
Материально-техническая база комбикормового производства
Таблица 2
|
Наличие технологического оборудования для производства комбикормов, в % |
|
|
Российское |
Импортное |
Российская Федерация |
76,8 |
23,2 |
Центральный федеральный округ |
75,3 |
24,7 |
Северо-западный федеральный округ |
68,7 |
31,3 |
Южный федеральный округ |
72,8 |
27,2 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
77,9 |
22,1 |
Приволжский федеральный округ |
85,2 |
14,8 |
Уральский федеральный округ |
88,1 |
11,9 |
Сибирский федеральный округ |
75,3 |
24,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
70,6 |
29,4 |
Без необходимого внимания уже долгие годы остается инновационно-технологическое развитие комбикормовой промышленности, что привело к снижению эффективности использования сырьевой базы комбикормового производства. Использование высокоэффективного оборудования для производства компонентов комбикормового производства заместит соевые ингредиенты высокой стоимостью на продукты экстурдирования сои бобов с низкой себестоимостью производства.
Соевые ингредиенты являются составной и необходимой составляющей комбикормов для животных. Доля таких продуктов составляет от 10 до 15% по норме ввода и до 25% от полной стоимости комбикормов. Переработка сои на производственных мощностях позволит повысить качество продукта, снизить издержки производства и себестоимость конечного изделия, что в условиях высокой конкуренции снизит затраты на производство комбикормов для животноводства.
Снижение затрат произойдет благодаря процессу экструдирования и расщепления соевой массы на соевый жмых с высокой концентрацией растительного белка и соевого масла. Очистка масла через линию гидратации позволит получить продукт без тяжелых примесей, соответствующий технологическим требованиям комбикормового производства.
Увеличение потребления бобов сои в комбикормовом производстве стимулирует развитие культуры выращивания бобов сои в Брянской области, что повлечет за собой увеличение доли бобов сои в посевах местных производителей зерновых культур, с последующими поставками сырья на завод для переработки.
С учетом наличия отбора региональных программ, имеющих существенное значение для социально-экономического развития Брянской области, который проводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, данная программа в полной мере соответствует предъявляемым критериям, что подтверждается следующим:
а) программа имеет длительный инвестиционной цикл, отвечает задаче развития одной из приоритетных подотраслей сельского хозяйства и направлена на выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки производства комбикормов и компонентов комбикормового производства в Брянской области, которое имеет потенциальные преимущества на внутреннем рынке, но без государственной поддержки и регулирования не может в полной мере реализовать этот потенциал;
б) программа имеет существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса Брянской области, поскольку в части экономического развития выступает одним из главных факторов, препятствующих процессу деиндустриализации (социально-экономического регресса) в рамках концепции теории стадий роста, а в части воздействия на устойчивое развитие сельских территорий Брянской области и социального развития позволяет населению сельских территорий трудоустраиваться в сельской местности и стабильно работать;
в) реализация программы на территории Брянской области возможна исходя из природно-климатических условий Брянской области и Брянская область традиционно занимается посевом кормовых культур, необходимых для производства конкурентоспособного комбикорма, что говорит о целесообразности развития программы на территории Брянской области с учетом традиционных форм ведения сельского хозяйства в Брянской области;
г) программа содержит направления и мероприятия, отвечающие критерию технологической модернизации в рамках направлений и мероприятий по развитию мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства;
д) мероприятия программы обеспечивают достижения одной из главных функций государственной поддержки - привлечения внебюджетных активов на реализацию соответствующих мероприятий.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
создание условий для комплексного развития комбикормовой отрасли;
создание благоприятных условий для устойчивого развития животноводческой промышленности;
повышение уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости на основе создания и развития условий для комплексного развития комбикормовой отрасли;
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:
создание условий для устойчивого функционирования комбикормовых предприятий;
обеспечение животноводства высокоэффективными комбикормами;
формирование дополнительных организационно-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности функционирования отечественного рынка комбикормов;
повышение качества комбикормовой продукции, снижение ее себестоимости и, соответственно, себестоимости животноводческой продукции;
обеспечение строительства новых производственных мощностей по производству комбикормов;
снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы.
3. Целевые индикаторы программы
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности и сопоставимости.
Программой предусмотрено достижение следующих показателей:
прирост мощностей по производству комбикормов для животноводства к 2016 году на 1235 тыс. тонн;
создание 240 новых рабочих мест;
объем произведенной комбикормовой продукции за период реализации программы составит 1500 тыс. тонн.
Основные целевые индикаторы программы
Целевые индикаторы |
Показатели индикаторов |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ввод производственных мощностей по производству комбикормов, тыс. тонн/год |
625 |
410 |
200 |
1235 |
Объем производства комбикормов, тыс. тонн |
200 |
605 |
695 |
1500 |
Создание новых рабочих мест, ед. |
150 |
80 |
10 |
240 |
4. Срок реализации программы
Срок реализации программы: 2013 - 2015 годы.
5. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
Государственная поддержка мероприятий программы будет осуществляться путем предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, в целях определенных настоящей программой по следующим мероприятиям:
возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительно-монтажные работы, приобретение высокотехнологичного оборудования для строительства предприятий по производству комбикормов;
возмещение части затрат на создание и (или) реконструкцию инфраструктуры предприятий по производству комбикормов, создаваемых в рамках мероприятий программы.
В рамках настоящей программы недопустимо предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям:
в отношении затрат по договорам, заключенным в годы, предшествующие году реализации мероприятий программы, за исключением общего количества затрат, произведенных в рамках долгосрочных договоров, срок исполнения которых действует в году реализации настоящей программы;
по договорам на приобретение оборудования, машин, механизмов, сельскохозяйственной техники и других основных средств, бывших в употреблении;
по договорам на приобретение объектов незавершенного строительства;
на разработку проектно-сметной документации и ее экспертизу.
Реализация мероприятий будет способствовать созданию и развитию отечественной комбикормовой промышленности по качеству, не уступающему лучшим зарубежным аналогам.
Поддержка рассчитана на три года, то есть на период, необходимый для создания в регионе комбикормовых производств, отвечающим целям настоящей программы.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Бюджетное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых департаменту сельского хозяйства Брянской области в областном бюджете на указанные цели.
Основные мероприятия реализации программы и их финансирование по годам приведены в приложении 25 к государственной программе.
7. Оценка социально-экономической эффективности программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать стартовые условия для ускоренного развития мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в период реализации и после действия программы.
Развитие мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства на уровне субъекта сможет обеспечить средний заработок привлеченных в отрасль людей до 22700 рублей, что значительно превышает средний заработок по отрасли и, в свою очередь, обеспечит возможность повышения уровня индивидуального жилищного строительства за счет возможности использования ипотечного кредитования как банковского продукта на 287170 квадратных метров жилья в городах и сельских поселениях Брянской области.
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы
Целевой показатель |
2012 г. факт |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Темп роста 2015 г. к 2012 г. |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
30 |
260 |
8870 |
10255 |
в 17,7 р. |
Создание новых рабочих мест, ед. |
- |
150 |
80 |
10 |
- |
Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс. руб. |
- |
22,3 |
22,5 |
22,7 |
- |
Ввод новых мощностей по производству комбикормов позволит обеспечить собственные производства животноводческих и птицеводческих комплексов качественными комбикормами, в связи с чем, объемы производства комбикормов увеличатся, а реализация третьим лицам снизится за счет обеспечения собственного производства.
Реализация программы обеспечит создание 240 новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице. В ходе реализации программы будет построено: объектов энергоснабжения - 3, протяженность сетей 13,9 км; объектов водоснабжения - 4 скважины, 3 водонапорных башни; подъездных дорог к объектам, строящимся в рамках мероприятий настоящей программы, - 2 км, забетонировано площадок - 5,0 тыс.кв.м.
8. Оценка рисков реализации программы
Реализация программных показателей программы сопряжена с определенными рисками, связанными с финансово-экономическим кризисом, конъюнктурой агропродовольственного рынка и внешнеэкономическими факторами.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
риски, связанные с экономическим состоянием в стране, которые могут привести к неплатежам, непредоставлению кредитными организациями в намеченные сроки кредитов, высоким ставкам по кредитам;
риски, возникающие из-за колебаний рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, колебаниям спроса на продукцию;
риски, связанные с изменениями внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
риски обеспечения финансирования программы;
риски по вводу в эксплуатацию объектов, сопряженные с несвоевременной поставкой строительных материалов и оборудования, нарушением графика выполнения работ;
операционные риски при производстве и реализации продукции, связанные с недостатком и снижением качества сырья, ухудшением качества готовой продукции, ошибочной маркетинговой стратегией.
Оперативное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
9. Описание системы управления реализацией программы
Комплексное управление программой осуществляет департамент сельского хозяйства Брянской области.
Система управления реализацией программы:
ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей и задач программы является департамент сельского хозяйства Брянской области;
координацию взаимодействия подразделений департамента сельского хозяйства Брянской области и организаций, участвующих в реализации программы, осуществляет отдел растениеводства;
финансирование программных мероприятий осуществляет отдел бюджетного финансирования;
мониторинг реализации программы осуществляют отдел растениеводства и отдел свода, анализа и прогнозирования;
ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел растениеводства, отдел свода, анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования.
<< Приложение 3 Приложение 3 |
||
Содержание Указ Губернатора Брянской области от 31 декабря 2013 г. N 635 "О внесении изменений в указ Губернатора Брянской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.