Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к государственной программе
Брянской области "Развитие
сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Брянской области"
(2012 - 2015 годы)
Программа
"Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) государственной программы Брянской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы)
Паспорт
программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области"(2011 - 2015 годы)
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли картофелеводства в Брянской области и достижения независимости от импорте# в снабжении населения столовым картофелем и картофелепродуктами, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Российской Федерации, на реализацию которых направлена деятельность департамента сельского хозяйства Брянской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития отрасли картофелеводства
Всемерное наращивание производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет внутреннего рынка является важнейшей задачей отечественного сельского хозяйства и является одной из существенной составляющей продовольственной безопасности РФ.
Важную роль в развитии АПК играет картофелепродуктовый подкомплекс. Занимая одно из лидирующих положений в мире по производству картофеля, Россия вместе с тем остается на одном из последних мест по урожайности.
Ускоренное развитие отрасли картофелеводства опережающими темпами не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит удовлетворить потребности населения в научно обоснованных количествах картофеля, обеспечить сооружение новых производственных мощностей по выпуску продуктов питания на основе картофеля, насытить существующие предприятия переработки картофелем отечественного производства.
Картофель традиционно относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего использования. На юго-западе РФ и в Брянской области особенно, картофель имеет лидирующее положение по валовым сборам. Благоприятные почвенно-климатические условия региона позволяют получать высокие и стабильные по годам урожаи этой культуры. Это подтверждается величиной коэффициента традиционности, которая для Брянской области составляет 2,72.
Рациональность выбора приоритетного развития отрасли картофелеводства обусловлена тем, что до последнего времени основным источником производства столового картофеля для населения являлись личные подсобные хозяйства самого населения. Наметившиеся тенденции к снижению количества трудоспособного населения желающего заниматься трудом на земле дают негативный прогноз в отношении производства продуктов питания, в том числе и картофеля. Особенно остро данная проблема стоит для городского населения.
Удовлетворение платежеспособного спроса на картофель в полном объеме невозможно без ускоренного развития отрасли картофелеводства. Это ярко продемонстрировали неблагоприятные погодные условия летнего периода 2010 года, когда из-за продолжительной засухи урожайность картофеля резко снизилась и ощущалась его нехватка в рационах питания населения.
1.2. Характеристика проблемы
Брянский картофель в продовольственном балансе страны ранее занимал значительное место. До 1991 года посевные площади картофеля в общественном секторе составляли - 98-100 тыс. га, а объемы производства - 1,3 млн. тонн. По ряду объективных и субъективных причин, а также вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производство картофеля в регионе снизилось и к 2005 году площадь возделывания составляла в общественном секторе 5,6 тыс. гектаров, а валовое производство - 91,1 тыс. тонн.
Таблица 1
Анализ состояния отрасли картофелеводства в Брянской области
Наименование показателей |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Все категории | |||||
Посевные площади, тыс.га |
41,1 |
41,3 |
43,2 |
47,6 |
50,7 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
551,5 |
637,0 |
702,3 |
836,7 |
701,8 |
Урожайность, ц/га |
134,2 |
154,2 |
162,6 |
175,8 |
138,4 |
Хозяйства населения | |||||
Посевные площади, тыс.га |
35,0 |
34,1 |
33,8 |
33,8 |
33,2 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
442,7 |
473,6 |
465,6 |
485,1 |
408,2 |
Урожайность, ц/га |
126,5 |
138,9 |
137,8 |
143,5 |
123,0 |
Сельхозтоваропроизводители | |||||
Посевные площади, тыс.га |
6,1 |
7,2 |
9,4 |
13,8 |
17,5 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
108,8 |
163,4 |
236,7 |
351,6 |
293,6 |
Урожайность, ц/га |
178,4 |
227,6 |
253,6 |
261,9 |
198,0 |
|
|
|
|
|
|
Доля товарного производства, % |
19,7 |
25,7 |
33,7 |
42,0 |
41,8 |
Основными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала развития конкурентоспособной отрасли картофелеводства является нехватка качественного семенного материала картофеля, слабая техническая вооруженность сельхозтоваропроизводителей, недостаточная мощность специализированных хранилищ, нехватка предприятий по переработке картофеля.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
1) недостаточное развитие первичного семеноводства картофеля в регионе.
В Брянской области имеется научное учреждение - ФГУ "Брянская опытная станция по картофелю" и три элитно-семеноводческих хозяйства по картофелю (ФГУП "Первомайское", ФГУП "Судость" и ТнВ "Красный Октябрь"). Этого недостаточно для устойчивых поставок элитного семенного картофеля сельхозтоваропроизводителям. Научно обоснованная потребность в элите для сортосмены и сортообновления составляет 16 - 20%. Для обеспечения расширяющихся посадок картофеля в 2011 году потребуется 10 - 12,5 тысяч тонн элиты, а к 2015 году потребность составит 18 - 22,5 тыс. тонн. Фактически в регионе производится немногим более 4 тыс. тонн. Создавшееся положение обуславливает необходимость приобретения элитного посадочного материала за пределами региона, что приводит к значительному удорожанию как посадочного материала, так и увеличению транспортных расходов.
Государственная поддержка создания регионального центра по первичному семеноводству картофеля через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели, позволит создать современную вертикаль производства элитного семенного картофеля от оздоровленных микрорастений и миниклубней до реализации элиты сельхозтоваропроизводителям.
Помимо недостаточных количеств посадочного материала для обеспечения им сельхозтоваропроизводителей, значительную роль играет и высокая изношенность и технологическая отсталость основных фондов элитно-семеноводческих хозяйств. Для обеспечения соответствующего качества элиты, удовлетворяющей требованиям посевного стандарта, необходима модернизация сортировального хозяйства, тепличного хозяйства и лабораторного оборудования.
Нерешенность данных проблем приводит к неоправданному увеличению себестоимости товарного картофеля, невозможности конкуренции российского посадочного материала с импортными, вследствие более низкого качества.
Меры государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля, позволит стабильно получать семенной картофель высокого качества, удовлетворяющий жестким посевным стандартам, реализовывать картофель в упаковке, которая сохраняет его посевные и товарные качества в течении# длительного времени.
2) слабая техническая вооруженность картофелесеющих хозяйств.
Для посадки, ухода за посевами и уборки картофеля необходима специализированная техника. Большинство картофелесеющих хозяйств региона, используют в работе морально устаревшую технику 10 - 15 летней давности, особенно это касается картофелесажалок и картофелеуборочных комбайнов.
Использование подобной техники в работе обуславливает применение устаревших технологий, которые не позволяют получать высокие урожаи картофеля с соответствующим качеством клубней. Кроме того, высокая изношенность подобной техники приводит к частым ее поломкам, срывам сроков посадки, ухода и уборки. Подобные нарушения технологический дисциплины приводят к значительным недоборам урожая картофеля, ухудшению его качества.
Немалую роль в слабом приобретении современной высокопроизводительной техники играет и ее высокая цена. Цена комплекта для выращивания и уборки картофеля на площади 150 гектаров составляет более 20 млн. рублей. Большинство хозяйств не в состоянии представить залоговую базу для получения кредитных средств на ее приобретение.
Оказание мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенную специализированную технику позволит хозяйствам охотнее приобретать современную высокопроизводительную технику для возделывания картофеля.
3) недостаточные мощности специализированных картофелехранилищ.
Хранение картофеля в неприспособленных для этих целей помещениях приводит к значительной (до 30 - 40%) гибели выращенного урожая, ухудшению его потребительских качеств и товарного вида. Отсутствие необходимых мощностей по хранению картофеля обуславливает ухудшение экономики сельскохозяйственных предприятий, не позволяет им выходить на рынок крупных потребителей картофеля (сетевых рынков и перерабатывающих компаний). В области потребность в специализированных картофелехранилищах составляет в настоящее время около 350 тыс. тонн, имеется 180 тыс. тонн. С последующим расширением посевных площадей под картофелем разрыв между потребностью и наличием хранилищ будет только возрастать.
Необходимо также модернизация используемых в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах картофелехранилищ траншейного типа, с изменением типа кровли, утепления несущих стен, установкой систем поддержания микроклимата.
Использование мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат за обеспечит решение проблемы сохранности товарного картофеля до следующего урожая и косвенно позволит выйти на рынок круглогодичных поставок картофеля в упаковке.
4) неудовлетворительная организация повышения квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства.
Ведение современного сельскохозяйственного производства невозможно без высококвалифицированных кадров. Без них невозможно соблюдение технологического регламента, использование современной энергоэффективной техники, принятие своевременных управленческих решений.
Несмотря на существующий в регионе и в Российской Федерации потенциал по подготовке таких руководителей, специалистов и рабочих для работы в отрасли картофелеводства, он используется достаточно слабо. Это обусловлено не только существующим менталитетом руководителей хозяйств, но и существенными денежными затратами необходимыми для подготовки кадров.
Оказание мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели, позволит сельхозтоваропроизводителям и переработчикам шире использовать новый менеджмент, новые технологии, новую технику на производстве.
5) недостаточное применение средств защиты растений картофеля.
В последние годы фитосанитарная обстановка на полях Брянской области стала напряженной. Этому, в значительной степени способствует недостаточное применение средств защиты растений. Основная причина данного явления - высокая стоимость современных препаратов, необходимость их многократного применения для получения оптимальных результатов. Так используемые регламенты применения средств защиты растений, требуют до 10 - 12-кратных обработок посадок картофеля от болезней, вредителей и сорной растительности. Стоимость обработок может доходить до 16 - 18 тыс. рублей на гектар.
В то же время невозможно получение высоких урожаев картофеля с соответствующими параметрами качества без комплексной защиты.
Государственная поддержка через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенные средства защиты растения осуществляется только для технических культур, которые значительно менее затратны в производстве, чем картофель.
Объективная необходимость участия государства в комплексном развитии отрасли картофелеводства обусловлена следующими причинами:
необходимостью кредитования создания новых перерабатывающих предприятий, мощностей по хранению картофеля и обновления существующего устаревшего, в ряде случаев морально устаревшего машинно-тракторного парка, сельскохозяйственных машин и прицепного оборудования;
биологическими особенностями культуры, требующей значительных финансовых вложений для своего выращивания;
необходимость создания регионального центра первичного семеноводства по картофелю.
Острота описанных выше проблем усугубляется нехваткой квалифицированных кадров, способных активно применять новые, энергоэффективные технологии выращивания картофеля, получения клубней с заданными свойствами.
На решение указанных проблем и направлена программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы).
2. Основная цель и задачи
Целью программы является формирование регионального картофелепродуктового кластера на основе как горизонтальной, так и вертикальной интеграции перерабатывающих, логистических, сельскохозяйственных, научных, строительных, мелиоративных, машиностроительных предприятий, предприятий химической промышленности, учебных заведений и др., обеспечивающего эффективное производство и продвижение на российский рынок и рынки Белоруссии, Украины, Казахстана и др. стран, качественного столового картофеля и картофелепродуктов, производимых на его основе на основе последних достижений науки и технического прогресса
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в регионе картофелепродуктового кластера с ежегодным производством одного миллиона тонн продовольственного картофеля. Для решения поставленной цели предусмотрено внедрение комплекса организационно-технологических мер и семеноводческих мероприятий, а именно:
1. увеличение валового сбора картофеля за счет увеличения площади посадок товарного картофеля и повышения урожайности, в т.ч. за счет обеспечения посадок картофеля высококачественным посадочным материалом до объема, обеспечивающего поставку на рынок 1 млн. тонн картофеля и картофелепродуктов (в пересчете на столовый картофель);
2. укрепление материально-технической базы картофелесеющих и перерабатывающих предприятий за счет технического оснащения современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием;
3. строительство, реконструкция и модернизация специализированных картофелехранилищ с установкой оборудования микроклимата, послеуборочной и предреализационной подготовкой картофеля;
4. повышение эффективности отрасли картофелеводства, расширение площадей посадок товарного картофеля.
3. Целевые индикаторы
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности,
Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи формирование# регионального картофелепродуктового кластера на основе как горизонтальной, так и вертикальной интеграции перерабатывающих, логистических, сельскохозяйственных, научных, строительных, мелиоративных, машиностроительных предприятий, предприятий химической промышленности, учебных заведений и др., обеспечивающего эффективное производство и продвижение на российский рынок и рынки Белоруссии, Украины, Казахстана и др. стран, качественного столового картофеля и картофелепродуктов, производимых на его основе на основе последних достижений науки и технического прогресса следующие:
1. Посевные площади, занятые под посадками картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в гектарах). За период реализации планируется увеличить площади посадок с 17,5 (2010 год) до 45,0 (план 2015 года) тыс. гектаров.
2. Валовое производство картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в тыс. тонн). Планируется увеличить валовое производство картофеля с 293,6 (2010 год) до 1372,5 тыс. тонн (2015 год).
3. Повышение урожайности картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в ц/га). Планируется, что урожайность картофеля возрастет со 198 ц/га (2010 год) до 305 ц/га (2015 год).
4. Прирост объема выручки от реализации картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в млн. рублей). Планируется, что за период действия программы величина данного показателя возрастет с 1506,0 (2010 год) до 5938,9 (2015 год) млн. рублей.
5. Увеличение количества работающих в отрасли (человек). Планируется, что за период действия программы количество работающих в отрасли картофелеводства возрастет с 1467 до 3272 человек.
Для контроля за эффективностью реализации программных мероприятий предусматривается ежегодное сравнение фактических и плановых значений перечисленных выше целевых индикаторов. Соответствие фактических площадей посадок картофеля и валовых сборов культуры с плановыми показателями, фиксируется на основе форм государственной статистической отчетности 29-с/х и 1-фермер. Для анализа индикатора выручка от реализации сельскохозяйственной продукции - картофеля и картофелепродуктов, данные формы 9-АПК годового бухгалтерского отчета.
Для оценки эффективности вложенных средств областного бюджета планируется проведение анализа динамики изменения целевых индикаторов на период до 2015 года.
Основные целевые индикаторы программы и их значения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы программы
Наименование показателей |
2010 г. (факт) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2010 г. |
|
+/- |
% |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Площади, занятые под товарным картофелем, тыс. гектаров |
17,5 |
25,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
45,0 |
27,5 |
257,1 |
Урожайность товарного картофеля, ц/га |
198,0 |
270,0 |
280,0 |
290,0 |
300,0 |
305,0 |
107,0 |
154,0 |
Валовое производство товарного картофеля, тыс. тонн |
293,6 |
675,0 |
840,0 |
1015,0 |
1200,0 |
1372,5 |
1078,9 |
467,5 |
Объем выручки от реализации картофеля, млн. рублей |
1506,0 |
2393,0 |
3280,0 |
4167,0 |
5054,0 |
5938,9 |
4432,9 |
394,3 |
Количество работающих в отрасли, человек |
1467 |
1828 |
2189 |
2550 |
2911 |
3272 |
1805 |
223 |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
1. Приобретение средств защиты растений картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за приобретенные средства защиты растений картофеля. Фактические размеры выплат субсидий будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
2. Создание регионального центра первичному семеноводству картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за понесенные затраты по строительству и оснащению регионального центра первичного семеноводства по картофелю. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
3. Повышение квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства.
Механизм:
Предоставление субсидий за понесенные затраты по обучению и повышению квалификации. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
4. Приобретение оборудования по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля.
Механизм:
Предоставление субсидий за приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля. Фактически размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
5. Приобретение специализированной техники для возделывания и уборки картофеля.
Механизм:
Возмещение части затрат через систему субсидий осуществляется для сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
6. Строительство специализированных картофелехранилищ.
Механизм:
Возмещение части затрат через систему субсидий осуществляется для сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности. Фактические размеры выплат будут определяться в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным нормативным правовым актом Брянской области.
5. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Социальная значимость программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) заключается, прежде всего, в улучшении жизни сельского населения области путем создания новых рабочих мест и повышения уровня оплаты труда существующих. Достижение данного результата предполагается через улучшение финансово-экономического состояния хозяйств, интенсификации трудовой деятельности. Возврат части затраченных денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителям за счет мер государственной поддержки, позволит последним приобретать современную сельскохозяйственную технику, качественный посадочный материал, сортировальные комплексы, строить новые картофелехранилища и предприятии# по переработке картофеля, осуществить переход на современные технологии возделывания картофеля. В результате проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий, в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах значительно увеличатся площади занятые под картофелем, повысятся валовые сборы, стабилизируется на оптимально высоком уровне урожайность. Получение дополнительных объемов сельскохозяйственной продукции с ее последующей реализацией в торговые сети и на предприятия переработки, позволит сельхозтоваропроизводителям получить соответствующие объемы денежных средств, которые будут идти не только на укрепление материально-технической базы хозяйств, но и на улучшение условий жизни их работников (строительство жилья, повышение уровня оплаты труда).
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать условия для ускоренного развития отрасли картофелеводства в период реализации программы путем расширения площадей занятых посадками картофеля в регионе, создания условий для стабильно высокого уровня урожайности, технического переоснащения отрасли, создания необходимых мощностей для хранения и переработки картофеля, повышения уровня квалификации работников, и, в конечном счете, повышения эффективности работы и конкурентоспособности отрасли.
Реализация взаимосвязанного комплекса программных мероприятий окажет положительное влияние стратегической цели департамента сельского хозяйства Брянской области и мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
При этом возрастет вклад программы:
а) в увеличение площади посадок товарного картофеля в общем его производстве до 59,2% в 2015 году, т.е. впервые площади выращивания картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах превысят площади в хозяйствах населения;
б) в увеличение валового производства картофеля до 1372,5 тыс. тонн в 2015 году, т.е. впервые будет превышен докризисный уровень производства продукции в отрасли.
Потребность в финансовых ресурсах областного бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
Создание регионального картофельного кластера, который не только производит более одного миллиона тонн товарной продукции, обеспечивая потребности населения Брянской и близлежащих областей в столовом картофеле, но и значительные мощности по глубокой переработке картофеля - это основа эффективной работы отрасли картофелеводства в современных условиях.
Расчет социально-экономической эффективности программы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы
Показатели |
2010 г. (факт) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2010 г., % |
Посевные площади картофеля, тыс.га |
17,5 |
25,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
45,0 |
257,1 |
Валовое производство картофеля, тыс. тонн |
293,6 |
675,0 |
840,0 |
1015,0 |
1200,0 |
1372,5 |
467,5 |
Товарность посадок картофеля, % |
41,8 |
43,1 |
48,0 |
51,9 |
55,9 |
59,2 |
141,6 |
Объем выручки от реализации картофеля, млн.руб. |
1506,0 |
2393,0 |
3280,0 |
4167,0 |
5054,0 |
5938,9 |
394,3 |
Чистая прибыль отрасли, млн. рублей |
305,7 |
638,0 |
712,0 |
927,0 |
1154,0 |
1384,2 |
452,8 |
Создание новых рабочих мест, человек |
- |
392 |
337 |
377 |
387 |
312 |
1805 (всего) |
Увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетов, млн. рублей |
- |
113,1 |
237,1 |
371,8 |
483,6 |
617,3 |
1822,9 (всего) |
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. |
9775,4 |
12111,6 |
14364,8 |
16507,9 |
18698,1 |
20054,5 |
+10279,1 |
Реализация запланированных мероприятий программы позволит ускорить выход отрасли из состояния многолетнего спада, который наблюдался до 2005 года, обеспечить высокие темпы конкурентоспособного производства высококачественного производства картофеля при рентабельности 23,3 в 2015 году против 20,2 процентов в 2010 году. До 2010 года отрасль была убыточной. Реализация программных мероприятий также способствовала увеличению выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей (таблицы 7 - 8).
Кроме производства высококачественного товарного картофеля, наполнения внутреннего рынка потребления столового картофеля, обеспечения перерабатывающих предприятий в сырье, реализация программных мероприятий позволит создать 1805 новых рабочих мест в сельских территориях (таблица 4).
Таблица 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе
Показатели |
2010 г. (факт) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего за 5 лет |
Выручка от реализации картофеля, млн. рублей |
1506,0 |
2393,0 |
3280,0 |
4167,0 |
5054,0 |
5938,9 |
20832,9 |
Ежегодный прирост выручки от реализации картофеля, млн. рублей |
- |
887,0 |
887,0 |
887,0 |
887,0 |
884,9 |
4432,9 |
Развитие отрасли картофелеводства в 2011 - 2012 годах в Брянской области способствовало не только расширению площадей занятых под картофелем, приобретению современной высокопроизводительной техники и оборудования, увеличению объемов картофелехранилищ с системами поддержания микроклимата в них, но и развитию инфраструктуры региона в целом. В частности: в связи с расширением сети сбыта выращенного картофеля, улучшилась ситуация со строительством и реконструкцией существующей дорожной сети региона - 25,6 км; возросшее потребление электроэнергии обусловило ввод в строй 24 новых трансформаторных подстанций.
Развитие отрасли картофелеводства в 2011 - 2012 годах в Брянской области способствовало развитию взаимодействия между частными формами хозяйствования разных уровней. Развитие данной отрасли невозможно без наличия значительного количества сельскохозяйственных угодий для организации севооборота, что способствует соблюдению действующего законодательства в сфере оборота земель, приобретения значительных количеств минеральных удобрений, средств защиты растений картофеля, сельскохозяйственной техники и оборудования, тракторов, сооружения объектов капитального строительства по хранению и глубокой переработке картофеля. Все это способствует экономически выгодному взаимодействию в форме сотрудничества предприятий, реализующих направление развития отрасли картофелеводства в Брянской области с предприятиями и организациями, способные удовлетворить вышеперечисленные потребности. Развитие взаимодействия разных хозяйствующих субъектов в рамках программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2012 - 2014 годы) позволит развивать частное и часто-государственное# партнерство в области развития отрасли картофелеводства.
С учетом создания объектов в рамках мероприятий программы и инфраструктуры к ним, в регионе сформируются условия для развития малых и средних форм ведения сельскохозяйственного производства за счет их привлечения к развитию отрасли картофелеводства.
Развитие отрасли картофелеводства в 2011 - 2012 годах в Брянской области позволило создать новые рабочие места в сельской местности с уровнем заработной платы выше среднего в целом по агропромышленному комплексу Брянской области. Это способствовало развитию современной инфраструктуры, повышению качества жизни в сельской местности (таблица 5).
Создание новых рабочих мест для жителей региона подтверждает социальную значимость развития отрасли картофелеводства в регионе, поскольку способствует сокращению безработицы в Брянской области на 2,7% (за 6 месяцев 2012 года в службу занятости населения Брянской области обратились 59,6 тысяч человек). При этом, создание одного нового рабочего места в отрасли картофелеводства способствует созданию до 5 рабочих мест в смежных отраслях - производства минеральных удобрений и средств защиты растений, транспортировки, упаковки, логистики, науки и т.д. То есть, в итоге реализация проекта будет способствовать взаимовыгодному сотрудничеству предприятий Брянской области, что приведет к положительному экономическому и социальному эффекту в регионе.
Данная программа разработана в соответствии со схемой территориального планирования Брянской области, с которой можно ознакомиться на http://old.bryanskobl.ru/region/terraplan/mapview.php.
Экологическая эффективность реализации программы подразумевает под собой снижение нагрузки на окружающую среду путем внедрения малозатратных технологий возделывания, применения энергоэффективной сельскохозяйственной техники, применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений в оптимальные сроки, непосредственно в корнеобитаемый слой и на очаги поражения. Переход к минимальной обработке почвы, применение органических удобрений, запахивание пожнивно-корневых остатков, использование научно обоснованных севооборотов, стабилизирует уровень почвенного плодородия на оптимальном уровне. Также улучшится фитопатологическая ситуация путем преобладания сапрофитной и аэробной групп бактерий над анаэробными.
Таблица 5
Развитие современной социальной, инженерной инфраструктуры в сельской местности Брянской области в 2011-2012 гг. (факт) и на период до 2016 гг. (прогноз)
N п/п |
Наименование районов |
2011 год |
2012 год |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||||||||||
Введено жилья всего, кв.м |
Введено газовых распределительных сетей, км |
Введено локальных водопроводов, км |
Введено жилья всего, кв.м |
Введено газовых распределительных сетей, км |
Введено локальных водопроводов, км |
Введено жилья всего, кв.м (план) |
Введено газовых распределительных сетей, км |
Введено локальных водопроводов, км (план) |
Введено жилья всего, кв.м (план) |
Введено газовых распред. сетей, км (план) |
Введено локальных водопроводов, км (план) |
Введено жилья всего, кв. м (план) |
Введено газовых распредел. сетей, км (план) |
Введено локальных водопроводов, км (план) |
Введено жилья всего, кв.м (план) |
Введено газовых распределительных сетей, км (план) |
Введено локальных водопроводов, км (план) |
||
1 |
Брасовский |
369,94 |
|
4,35 |
188,8 |
|
4,59 |
370 |
3 |
5 |
370 |
3 |
5 |
370 |
3 |
5 |
370 |
3 |
5 |
2 |
Брянский |
2961,68 |
0,91 |
0,102 |
4286,12 |
|
|
2962 |
2 |
|
2962 |
2 |
|
2962 |
2 |
2 |
2962 |
2 |
2 |
3 |
Выгоничский |
- |
3,92 |
5,277 |
192,9 |
|
|
200 |
2 |
|
200 |
2 |
|
200 |
2 |
2 |
200 |
2 |
3 |
4 |
Гордеевский |
- |
|
|
|
|
|
180 |
|
|
180 |
3 |
|
180 |
|
|
180 |
|
3 |
5 |
Дубровский |
78,4 |
6,298 |
|
197,9 |
|
|
78 |
3 |
|
78 |
3 |
|
78 |
3 |
|
78 |
3 |
3 |
6 |
Дятьковский |
821,4 |
|
4,65 |
650,4 |
|
2,594 |
821 |
|
3 |
821 |
|
3 |
821 |
|
3 |
821 |
|
3 |
7 |
Жирятинский |
922,1 |
|
|
594,49 |
3,836 |
|
922 |
3,8 |
|
922 |
3,8 |
|
922 |
3,8 |
|
922 |
3,8 |
|
8 |
Жуковский |
334,62 |
3,811 |
|
|
|
1,9 |
335 |
|
2 |
335 |
2 |
2 |
335 |
3 |
2 |
335 |
|
2 |
9 |
Злынковский |
- |
|
|
|
|
|
50 |
|
3 |
55 |
2 |
3 |
56 |
3 |
3 |
57 |
|
3 |
10 |
Карачевский |
263,2 |
|
|
105,9 |
|
|
264 |
|
2 |
264 |
3 |
2 |
264 |
4 |
2 |
264 |
|
2 |
11 |
Клетнянский |
189,05 |
3,294 |
|
105,6 |
12,986 |
|
189 |
13 |
|
189 |
13 |
|
189 |
13 |
|
189 |
13 |
|
12 |
Климовский |
138,1 |
3,294 |
|
106,7 |
|
|
138 |
|
|
138 |
|
|
138 |
3 |
|
138 |
4 |
|
13 |
Клинцовский |
115,5 |
|
|
97,7 |
|
|
115 |
|
|
115 |
|
|
115 |
2 |
2 |
115 |
4 |
|
14 |
Комаричский |
85,6 |
1,939 |
2,481 |
89,6 |
2,25 |
3,622 |
85 |
2 |
4 |
85 |
2 |
4 |
85 |
2 |
4 |
85 |
2 |
4 |
15 |
Красногорский |
- |
|
|
|
|
|
50 |
|
|
52 |
|
|
53 |
3 |
2 |
54 |
|
1 |
16 |
Мглинский |
126,0 |
4,913 |
6,254 |
123,4 |
14,404 |
|
126 |
15 |
|
126 |
15 |
|
126 |
15 |
2 |
126 |
15 |
2 |
17 |
Навлинский |
110,95 |
3,83 |
1,897 |
73,8 |
4,118 |
|
111 |
5 |
|
111 |
5 |
|
111 |
5 |
2 |
111 |
5 |
1 |
18 |
Новозыбковский |
232,4 |
|
|
62,0 |
|
|
232 |
|
|
232 |
|
|
232 |
|
3 |
232 |
5 |
1 |
19 |
Погарский |
62,5 |
|
1,635 |
171,5 |
|
0,243 |
62 |
|
1 |
62 |
|
1 |
62 |
|
1 |
62 |
2 |
1 |
20 |
Почепский |
61,1 |
|
|
145,9 |
|
6,944 |
62 |
|
7 |
63 |
|
7 |
64 |
|
7 |
65 |
3 |
7 |
21 |
Рогнединский |
62,8 |
|
|
91,4 |
11,965 |
|
62 |
12 |
|
62 |
12 |
|
62 |
12 |
|
62 |
12 |
2 |
22 |
Севский |
- |
3,637 |
|
|
|
4,428 |
50 |
|
4 |
60 |
|
4 |
60 |
|
4 |
60 |
4 |
4 |
23 |
Стародубский |
728,24 |
3,669 |
5,24 |
293,3 |
4,171 |
|
728 |
4 |
|
728 |
4 |
|
728 |
4 |
|
728 |
4 |
|
24 |
Суземский |
48,73 |
|
|
45,4 |
|
4,837 |
48 |
|
5 |
48 |
|
5 |
48 |
|
5 |
48 |
|
5 |
25 |
Суражский |
38,0 |
18,139 |
1,904 |
|
4,274 |
|
38 |
4,3 |
|
38 |
4,3 |
|
38 |
4,3 |
|
38 |
4,3 |
|
26 |
Трубчевский |
103,72 |
|
|
358,7 |
|
0,272 |
103 |
|
1 |
103 |
|
1 |
103 |
|
1 |
103 |
|
1 |
27 |
Унечский |
299,9 |
|
|
39,7 |
4,987 |
2,733 |
300 |
5,0 |
3 |
300 |
5,0 |
3 |
300 |
5,0 |
3 |
300 |
5,0 |
3 |
|
Итого: |
8153,93 |
57,63 |
33,79 |
8021,2 |
62,993 |
32,163 |
8681 |
74,1 |
40 |
8699 |
87,1 |
40,0 |
8702 |
92,1 |
55,0 |
8705 |
96,1 |
59,0 |
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Бюджетное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в областном бюджете на указанные цели в разделе 4 "Перечень и описание программных мероприятий".
7. Описание системы управления реализацией программы
Комплексное управление программой осуществляет департамент сельского хозяйства Брянской области.
Система управления реализацией программы:
ответственным за реализацию программы в целом, достижение цели, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является департамент сельского хозяйства Брянской области;
координацию деятельности подразделений департамента сельского хозяйства Брянской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел растениеводства;
реализацию каждого мероприятия программы и, соответственно, реализацию программы в целом осуществляют отдел растениеводства и заинтересованные службы.
Департамент сельского хозяйства Брянской области является главным распорядителем средств областного бюджета и осуществляет финансирование в порядке, установленном для исполнения областного бюджета;
мониторинг реализации программы осуществляют отдел растениеводства и отдел свода, анализа и прогнозирования;
ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел растениеводства, отдел свода анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования.
8. Оценка рисков программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, средства защиты растений, минеральные удобрения), а также аномальные погодные условия, которые могут привести к гибели посевов картофеля и существенному удорожанию посадочного материала;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
технологические и производственные риски (своевременное приобретение необходимых минеральных удобрений, средств защиты растений, энергоносителей и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и точного соблюдения технологических регламентов. Риски связанные с неоправданно высоким ценами на энергоносители, минеральные удобрения, средства защиты растений, посадочный материал и другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов картофеля из-за невыхода на прогнозируемые показатели посевных площадей и урожайности.
В качестве критерия невыхода на плановые показатели Министерством сельского хозяйства Российской Федерации установлен уровень предыдущего года по производству картофеля и выполнение только на 90 процентов (минус 10 процентов от плана) плана по площади посадок картофеля, который принят в качестве базового уровня (таблица 6).
Таблица 6
Расчеты возможных рисков
Виды рисков |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
От невыхода на плановые площади посадок картофеля (тыс. тонн на планируемую посевную площадь) |
67,5 |
84,0 |
105,0 |
120,0 |
137,25 |
От невыхода на плановую урожайность картофеля (тыс. тонн на планируемую посевную площадь) |
67,5 |
84,0 |
105,0 |
120,0 |
137,25 |
Общая оценка рисков, тыс. тонн |
135,0 |
168,0 |
203,0 |
240,0 |
274,5 |
Общая оценка рисков, млн. рублей |
1350,0 |
1680,0 |
2030,0 |
2400,0 |
2745,0 |
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 5 >> Приложение 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Брянской области от 9 сентября 2013 г. N 482-п "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.