Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 20
к государственной программе
Брянской области "Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Брянской области"
(2012 - 2015 годы)
Программа
"Комплексное развитие отрасли плодоводства в Брянской области" (2013 - 2017 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы)
Паспорт программы
Наименование программы |
"Комплексное развитие отрасли плодоводства в Брянской области" (2013 - 2017 годы) |
Ответственный исполнитель |
департамент сельского хозяйства Брянской области |
Соисполнители программы |
- |
Цели программы |
увеличение объемов производства и улучшение качества плодов и ягод; насыщения потребительского рынка качественной плодово-ягодной продукцией и продуктами ее переработки; снижения импорта |
Задачи программы |
расширение площадей занятых под плодово-ягодными культурами; повышение урожайности в садоводческих хозяйствах; увеличение объемов производства; расширение сортового состава плодовых и ягодных культур, за счет иммунных высокоустойчивых к болезням и вредителям сортов с высоким содержанием витаминов и биологически активных веществ, имеющих лечебно-профилактическое значение; освоить ресурсосберегающие, экологически безопасные технологии производства, хранения, предреализационной подготовке и фасовке# плодов и ягод; укрепление материально-технической базы; наращивание объемов производства плодов и ягод; обновление машинно-тракторного парка садоводческих организаций за счет поставки специализированной техники; создание сырьевых зон и обеспечение потребности перерабатывающих организаций в плодово-ягодном сырье |
Сроки и этапы реализации программы |
2013 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы |
объем финансирования на реализацию на период 2013 - 2017 годов составляет в ценах соответствующих лет 163 665,9 тыс.руб., в том числе: 2013 год - 25 739,9 тыс. рублей; 2014 год - 33 419,0 тыс. рублей; 2015 год - 34 369,0 тыс. рублей; 2016 год - 35 369,0 тыс. рублей; 2017 год - 34 769,0 тыс. рублей; в том числе: за счет средств областного бюджета - 34757,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 357,9 тыс. рублей; 2014 год - 8 400,0 тыс. рулей; 2015 год - 8 800,0 тыс. рублей; 2016 год - 9 200,0 тыс. рублей; 2017 год - 8 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 127 995,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 24 469,0 тыс. рублей; 2014 год - 25 019,0 тыс. рублей; 2015 год - 25 569,0 тыс. рублей; 2016 год - 26 169,0 тыс. рублей; 2017 год - 26 769,0 тыс. рублей Средства федерального бюджета: 2013 год - 913,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Площади, занятые под плодово-ягодными культурами: 2013 год - 4,39 гектаров; 2014 год - 4,95 гектаров; 2015 год - 5,15 гектаров; 2016 год - 5,5 гектаров; 2017 год - 6,0 гектаров; Объем производства плодово-ягодной продукции: 2013 год - 1,276 тыс. тонн; 2014 год - 1,364 тыс. тонн; 2015 год - 1,928 тыс. тонн; 2016 год - 2,492 тыс. тонн; 2017 год - 3,316 тыс. тонн; Урожайность плодово-ягодных культур: 2013 год - 2,9 ц/га; 2014 год - 2,7 ц/га; 2015 год - 3,7 ц/га; 2016 год - 4,5 ц/га; 2017 год - 5,5 ц/га; Объем выручки от реализации плодово-ягодной продукции: 2013 год - 29100 тыс. рублей; 2014 год - 35500 тыс. рублей; 2015 год - 42600 тыс. рублей; 2016 год - 51100 тыс. рублей; 2017 год - 59600 тыс. рублей. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа "Комплексное развитие отрасли плодоводства в Брянской области" (2013 - 2017 годы) (далее - программа) направлена на развитие отрасли плодоводства, обеспечение потребности населения области в свежих и переработанных плодах и ягодах отечественного производства, сокращение импорта.
Задачами по развитию плодоводства являются:
создание крупнотоварного производства плодов и ягод десертного назначения;
создание перерабатывающими организациями собственных промышленных сырьевых зон с использованием сортов, пригодных для механизированной уборки;
вывод из хозяйственного оборота садов с очень низким бонитетом за счет их раскорчевки для последующего рационального землепользования;
укрепление материально-технической базы плодоводческих и перерабатывающих организаций, создающих собственные сырьевые зоны, путем приобретения специализированной сельскохозяйственной техники, оборудования и тары для садоводства;
обеспечение потребности области в емкостях для хранения свежих плодов за счет строительства и реконструкции плодохранилищ;
создание в области интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации плодово-ягодной продукции;
повышение уровня подготовки и переподготовки специалистов в области плодоводства.
До 1991 года посадки многолетних насаждений были практически в каждом сельскохозяйственном предприятии области. Направление их использования было двоякое - для личного потребления работников хозяйства и для реализации в торговую сеть, а также на перерабатывающие предприятия.
Однако со сменой традиционной укладности сельскохозяйственного производства, отрасль садоводства в существовавшем виде перестала быть. Данному явлению есть несколько причин. Во-первых, нарушились традиционные связи между производителями и потребителями плодоовощной продукции. Во-вторых, выращивание и сбор плодоовощной продукции был основан на ручном труде, неэффективном и весьма затратном. В третьих, используемые в производстве сорта были неинтенсивного типа - высокорослые, слабо отзывающиеся на применение минеральных удобрений, требующие значительных количество средств защиты растений.
Слабая финансовая база большинства хозяйств области не позволила им перейти к возделыванию садов интенсивного типа, на карликовых и полукарликовых подвоях, пригодных для механизированного сбора урожая. Вышеперечисленные факторы привели к тому, что площади плодово-ягодных насаждений в области неуклонно сокращаются (таблица 1).
Таблица 1
Анализ состояния отрасли плодоводства в Брянской области
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Площади посадок, тыс.га |
5,31 |
4,976 |
4,779 |
4,394 |
3,833 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
0,838 |
0,363 |
1,376 |
0,654 |
0,45 |
Урожайность, ц/га |
1,7 |
0,8 |
2,9 |
0,2 |
1,1 |
Следует заметить, что основная масса садов в области являются безхозными и запущенными. Только 4 хозяйства области активно ведут садоводческую работу: ТнВ "Десна" Выгоничского района, СПК "Стародубский" Стародубского района, ООО "Карачевский плодопитомник" Карачевского района, ООО "Агрофирма "Амтел" Комаричского района.
В области отсутствуют мощности по переработке плодово-ягодной продукции, недостаточно объемов по хранению выращенных плодов и ягод.
При современном возделывании плодово-ягодных насаждений возможно получение урожаев до 100 тонн с гектара и более. В области урожайность плодов и ягод невысока, составляет около 2-3% от максимально возможной и зависит, в значительной степени, от погодных условий и эпифитотий болезней и вредителей.
Низкая урожайность плодово-ягодных насаждений в сельскохозяйственных предприятиях объясняется следующими причинами: 1. Основная часть садов находится в запущенном состоянии и сбор продукции в них не осуществляется. 2. Слабое применение минеральных удобрений и средств защиты растений. 3. Сортовой состав не соответствует современным требованиям устойчивости к комплексу болезней и вредителей.
Основным сдерживающим фактором развития плодоводства является отсутствие плодохранилищ, что не позволяет в полном объеме сохранить выращенный урожай до весны. Также в течение года отмечается резкое колебание цен на плодово-ягодную продукцию, притом, что в осенний период она является минимальной. Строительство плодохранилищ позволит не только сохранить, но и поставлять круглогодично высококачественную продукцию для потребителей.
Реализация мероприятий по развитию плодоводства настоящей программы позволит в полном объеме обеспечить:
увеличение в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и иных организациях площадей посадки плодово-ягодных культур для производства десертной продукции (создание новых промышленных садов интенсивного типа);
строительство и реконструкцию плодохранилищ в 2013 - 2014 годах с введением в эксплуатацию мощностей по хранению плодов, а также строительство цехов по фасовке и упаковке ягод;
увеличение к концу 2017 года среднегодового производства плодов и ягод в сельскохозяйственных предприятиях до 4,410 тыс. тонн;
укрепление материально-технической базы организаций, производящих плодово-ягодную продукцию;
сохранение рабочих мест, повышение культуры производства.
Вступление садов в промышленное плодоношение позволит насытить потребительский рынок региона отечественной плодово-ягодной продукцией, в первую очередь яблоками, однако необходимо продолжить обновление садов по видовому и сортовому составу для производства десертной продукции и создания перерабатывающими организациями собственных промышленных сырьевых зон в целях обеспечения снижения себестоимости сырья при производстве конкурентоспособной продукции на 10 - 50 процентов.
Программа "Комплексное развитие отрасли плодоводства в Брянской области" (2013 - 2017 годы) призвана стать инструментом для устойчивого развития отрасли плодоводства, что является составной частью достижения приоритетных целей развития АПК региона.
Эффективно используя имеющиеся естественные преимущества, государственную поддержку и привлекая внебюджетные инвестиционные средства, отрасль плодоводства сможет в перспективе стать источником увеличения налоговых поступлений, что соответствует стратегии развития региона по созданию новых рабочих мест.
Реализация Программы будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве.
Успешное развитие сельскохозяйственного производства плодово-ягодных культур увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.
Кроме того, в Брянской области имеются все предпосылки для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций. Необходимо сформировать механизмы интегрированных структур, являющихся точками экономического роста, и организовать на их базе сельскохозяйственные организации, занимающихся производством плодово-ягодных культур.
Достижение поставленных целей обеспечит надежную основу для создания в Брянской области целостной, эффективно развивающейся отрасли плодоводства путем создания интегрированных структур по производству и переработки плодово-ягодных культур.
2. Цели и задачи программы
Основной целью программы является увеличение объемов производства и улучшение качества плодов и ягод; насыщения потребительского рынка качественной плодово-ягодной продукцией и продуктами ее переработки; снижения импорта.
Задачами программы являются:
расширение площадей занятых под плодово-ягодными культурами; повышение урожайности в садоводческих хозяйствах; увеличение объемов производства плодов и ягод;
расширение сортового состава плодовых и ягодных культур, за счет иммунных высокоустойчивых к болезням и вредителям сортов с высоким содержанием витаминов и биологически активных веществ, имеющих лечебно-профилактическое значение; освоить ресурсосберегающие, экологически безопасные технологии производства, хранения, предреализационной подготовке и фасовке# плодов и ягод; укрепление материально-технической базы; обновление машинно-тракторного парка садоводческих и питомниководческих организаций за счет поставки специализированной техники; создание сырьевых зон и обеспечение потребности перерабатывающих организаций в плодово-ягодном сырье.
Решение поставленных задач позволит увеличить производство плодово-ягодной продукции в 7 раз к уровню 2012 года.
3. Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы
Результаты реализации программы и ее целевые индикаторы отражены в таблице 2.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы программы
Наименование показателя |
2012 г. (факт) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2012 г. |
|
+/- |
% |
|||||||
Площади, занятые под плодово-ягодными культурами, тыс. га |
3,833 |
4,394 |
4,95 |
5,15 |
5,5 |
6,0 |
2,167 |
156 |
Объем производства плодово-ягодной продукции, тыс. тонн |
0,45 |
1,276 |
1,364 |
1,928 |
2,492 |
3,316 |
2,866 |
7 раз |
Урожайность плодово-ягодных культур, ц/га |
1,1 |
2,9 |
2,7 |
3,7 |
4,5 |
5,5 |
4,4 |
5 раз |
Объем выручки от реализации плодово-ягодной продукции, тыс. рублей |
23500 |
29100 |
35500 |
42600 |
51100 |
59600 |
36100 |
2,5 раза |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Для создания конкурентоспособной сырьевой базы продукции садоводства необходимо обеспечить достаточный уровень государственной поддержки отрасли плодоводства. При этом государственная поддержка должна осуществляться по программно-целевому принципу, преимущественно в виде предоставления субсидий.
Решение основных задач программы будет обеспечено за счет выполнения комплекса программных мероприятий.
4.1. Приобретение специализированной сельскохозяйственной техники и оборудования по выращиванию и уборке плодов и ягод.
Механизм господдержки: предоставление субсидий на возмещение части затрат за приобретенную технику и оборудование сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности (кроме личных подсобных хозяйств).
4.2. Поддержка реализации проектов по строительству новых плодохранилищ для хранения и предреализационной подготовке и фасовке# плодово-ягодной продукции.
Механизм господдержки: возмещение части затрат через систему субсидий осуществляется для сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности (кроме личных подсобных хозяйств).
4.3. Поддержка реализации проектов по реконструкции, модернизации существующих плодохранилищ для хранения и предреализационной подготовке и фасовке# плодово-ягодной продукции. Реконструкция и модернизация существующих плодохранилищ позволит не только сохранить в полном объеме выращенный урожай, но и поставлять круглогодично высококачественную продукцию для потребителей, что будет способствовать стабильности цен, появятся новые рабочие места, увеличатся отчисления в бюджеты различных уровней.
Механизм господдержки: возмещение части затрат через систему субсидий осуществляется для сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности (кроме личных подсобных хозяйств).
4.4. Повышение квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли плодоводства.
Механизм господдержки: предоставление субсидий на возмещение части затрат по обучению и повышению квалификации с учетом необходимости в прохождении обучения, стоимости подобного обучения. Обучение и повышение квалификации может проводиться только в российских образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право оказания таких услуг.
Размеры выплат будут определены в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением администрации области.
5. Сроки реализации Программы
Срок реализации целевой программы 2013 - 2017 годы.
6. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Расчет социально-экономической эффективности программы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы
Показатели |
2012 г. (факт) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2012 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Площади посадок, тыс.га |
3,833 |
4,394 |
4,95 |
5,15 |
5,5 |
6,0 |
156 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
0,45 |
1,276 |
1,364 |
1,928 |
2,492 |
3,316 |
7,3 раза |
Объем выручки от реализации плодово-ягодной продукции, тыс. рублей |
23500 |
29100 |
35500 |
42600 |
51100 |
59600 |
253 |
Чистая прибыль отрасли, тыс. рублей |
|
0,8 |
1,0 |
1,1 |
1,4 |
1,6 |
228 |
Увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетов, тыс. рублей |
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
1,4 (всего) |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
10000 |
12000 |
14500 |
15000 |
15500 |
16000 |
160% |
Эффективность работы отрасли плодоводства характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей: урожайность плодов и ягод, валовой сбор плодово-ягодной продукции, рентабельность производства, уровень средней заработной платы работников.
Данная программа позволит расширить площади посадок плодово-ягодных культур до 6,0 тыс. гектаров (в 1,5 раза к 2012 году). Довести урожайность плодово-ягодных культур до 5,5 центнеров с 1 гектара.
Увеличится количество занятых по выращиванию и уборке плодово-ягодных культур работников до 250 человек, к 2017 году средняя заработная плата работников садоводов составит 16000 рублей, что на 60% выше, чем в 2012 году.
Реализация мероприятий Программы должна способствовать динамичному развитию отрасли садоводства, привлечению инвестиций в отрасль.
В области имеется схема территориального планирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая учитываются при реализации программных мероприятий. В рамках мероприятий программы "Комплексное развитие отрасли плодоводства в Брянской области" (2013-2017 годы) учитываются мероприятия по созданию социальной, инженерной, транспортной инфраструктур в сельской местности. Учитывается наличие мер, направленных на создание условий для участия малых, средних и крупных форм хозяйствования, а также наличие мер, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве.
Развитие отрасли плодоводства в Брянской области способствовало развитию инфраструктуры региона, в частности осуществлялось строительство дорог, линий электропередач, газо- и водоснабжения объектов, строящихся в рамках мероприятий программы. Развитие и рост указанной инфраструктуры в рамках программы "Комплексное развитие отрасли плодоводства в Брянской области" (2013 - 2017 годы) усилит этот эффект с точки зрения достижения планов развития инфраструктуры области. Для работников предприятий будут построены дома, коттеджи. В ходе реализации программы к объектам строительства будут подведены все коммуникации: построены подъездные дороги к объектам строительства, очистные сооружения, газо- и водоснабжение, электроснабжение. Планируется строительство детских садов, торговых центров (таблица 6 прилагается).
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе
Показатели |
2012 г. (факт) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Всего за 5 лет |
Выручка от реализации плодово-ягодной продукции, тыс. рублей |
23500 |
29100 |
35500 |
42600 |
51100 |
59600 |
217900 |
Ежегодный прирост выручки от реализации плодово-ягодной продукции, тыс.руб. |
5400 |
5600 |
6400 |
7100 |
8500 |
8500 |
41500 |
Создание новых рабочих мест, чел. |
175 |
175 |
240 |
250 |
165 |
190 |
1020 |
7. Ресурсное обеспечение программы
Объем финансирования на реализацию на период 2013 - 2017 годов составляет в ценах соответствующих лет 163 665,9 тыс.руб., в том числе:
2013 год - 25 739,9 тыс. рублей;
2014 год - 33 419,0 тыс. рублей;
2015 год - 34 369,0 тыс. рублей;
2016 год - 35 369,0 тыс. рублей;
2017 год - 34 769,0 тыс. рублей;
в том числе:
за счет средств областного бюджета - 34757,9 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 357,9 тыс. рублей;
2014 год - 8 400,0 тыс. рулей;
2015 год - 8 800,0 тыс. рублей;
2016 год - 9 200,0 тыс. рублей;
2017 год - 8 000,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 127 995,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 24 469,0 тыс. рублей;
2014 год - 25 019,0 тыс. рублей;
2015 год - 25 569,0 тыс. рублей;
2016 год - 26 169,0 тыс. рублей;
2017 год - 26 769,0 тыс. рублей
средства федерального бюджета:
2013 год - 913,0 тыс. рублей.
Содержание программных мероприятий и объемы финансирования могут корректироваться в процессе реализации ведомственной целевой программы исходя из возможностей ресурсной базы областного бюджета.
Объемы финансирования программных мероприятий по годам реализации приведены в приложении к программе, плане реализации Государственной программы (приложение 43).
8. Система управления реализацией программы
Комплексное управление программой осуществляет департамент сельского хозяйства Брянской области.
Система управления реализацией программы:
ответственным за реализацию программы в целом, достижение цели, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является департамент сельского хозяйства Брянской области;
координацию деятельности подразделений департамента сельского хозяйства Брянской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел растениеводства;
реализацию каждого мероприятия программы и, соответственно, реализацию программы в целом осуществляют отдел растениеводства и заинтересованные службы;
департамент сельского хозяйства Брянской области является главным распорядителем средств областного бюджета и осуществляет финансирование в порядке, установленном для исполнения областного бюджета; мониторинг реализации программы осуществляют отдел растениеводства и отдел свода, анализа и прогнозирования;
ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел растениеводства, отдел свода, анализа и прогнозирования и отдел бюджетного финансирования.
Оценка рисков программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, средства защиты растений, минеральные удобрения), а также аномальные погодные условия, которые могут привести к гибели плодово-ягодных насаждений;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
технологические и производственные риски (своевременное приобретение необходимых минеральных удобрений, средств защиты растений, энергоносителей и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и точного соблюдения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, минеральные удобрения, средства защиты растений, саженцы и другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов плодов и ягод из-за невыхода на прогнозируемые показатели площадей посадок и урожайности.
В качестве критерия невыхода на плановые показатели Министерством сельского хозяйства Российской Федерации установлен уровень предыдущего года по производству льноволокна и выполнение только на 90 процентов (минус 10 процентов от плана) плана по площади сева льна-долгунца, который принят в качестве базового уровня (таблица 5).
Таблица 5
Расчеты возможных рисков
Виды рисков |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
От невыхода на плановые площади посадок плодово-ягодных культур (тонн на планируемую площадь посадок) |
0,45 |
1,276 |
1,364 |
1,928 |
2,492 |
3,316 |
От невыхода на плановую урожайность плодово-ягодных культур (тонн на планируемую площадь) |
0,45 |
1,276 |
1,364 |
1,928 |
2,492 |
3,316 |
Общая оценка рисков, тыс. тонн |
0,9 |
2,552 |
2,728 |
3,856 |
4,984 |
6,632 |
тыс. рублей |
1440,0 |
2600,0 |
6800,0 |
8000,0 |
9000,0 |
10000,0 |
<< Приложение 12 Приложение 12 |
Приложение 13 >> Приложение 13 |
|
Содержание Постановление Правительства Брянской области от 9 сентября 2013 г. N 482-п "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.