Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Представление избирательных документов для регистрации кандидата, единого списка кандидатов. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
Законом Брянской области от 13 мая 2015 г. N 39-З в пункт 1 статьи 24 внесены изменения
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З подпункт "а" пункта 1 статьи 24 изложен в новой редакции
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, копии документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов (представляет кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, кандидат, выдвинутый политической партией, на которую распространяется действие пункта 6 статьи 20.1 настоящего Закона, кандидат, выдвинутый иным общественным объединением), либо копию решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении кандидата, заверенную руководителем избирательного объединения (представляет кандидат, выдвинутый политической партией, на которую распространяется действие пунктов 2-5 статьи 20.1 настоящего Закона);
б) исключен;
См. текст подпункта "б" пункта 1 статьи 24
Подпункт "в" изменен с 17 июня 2018 г. - Закон Брянской области от 5 июня 2018 г. N 39-З
в) документы первого финансового отчета кандидата либо уведомление о несоздании кандидатом избирательного фонда в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 39 настоящего Закона;
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З подпункт "г" пункта 1 статьи 24 изложен в новой редакции
г) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, или об их отсутствии.
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З статья 24 дополнена пунктом 1.1
1.1. Документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на документах должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрации учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Для регистрации единого списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию муниципального образования:
а) исключен;
См. текст подпункта "а" пункта 2 статьи 24
б) исключен;
Законом Брянской области от 13 мая 2015 г. N 39-З подпункт "в" пункта 2 статьи 24 изложен в новой редакции
в) документы первого финансового отчета избирательного объединения;
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З подпункт "г" пункта 2 статьи 24 изложен в новой редакции
г) информацию об изменениях в сведениях о каждом кандидате единого списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, или об их отсутствии;
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З подпункт "д" пункта 2 статьи 24 изложен в новой редакции
д) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения единого списка кандидатов, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, копии документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения единого списка кандидатов проводился сбор подписей избирателей);
Пункт 3 изменен с 17 июня 2018 г. - Закон Брянской области от 5 июня 2018 г. N 39-З
3. При приеме документов для регистрации кандидата, единого списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату (иному лицу, указанному в пункте 1.1 настоящей статьи), уполномоченному представителю избирательного объединения документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указывается также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом соответствующая избирательная комиссия предварительно заверяет каждый подписной лист или каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме представляемых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов документов, если документы доставлены до истечения времени, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Пункт 4 изменен с 17 июня 2018 г. - Закон Брянской области от 5 июня 2018 г. N 39-З
4. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, единого списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе единого списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), единого списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов.
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З в пункт 5 статьи 24 внесены изменения
5. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка оплаты изготовления подписных листов, сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, кандидате (кандидатах в составе единого списка кандидатов), лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, уполномоченных представителях избирательного объединения, достоверность подписей, содержащихся в подписных листах, и дат их внесения. По решению соответствующей избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Пункт 6 изменен с 17 июня 2018 г. - Закон Брянской области от 5 июня 2018 г. N 39-З
6. Проверке подлежат все подписи избирателей, представленные для регистрации кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу. Проверке подлежат 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации единого списка кандидатов количества подписей избирателей. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки (жребия) определяется избирательной комиссией муниципального образования. При проведении проверки подписей в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по соответствующему одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, доверенное лицо. При проведении выборки и проверки подписей в избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, представившего необходимое для регистрации единого списка кандидатов количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие в соответствующую избирательную комиссию установленное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, единого списка кандидатов.
7. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
Пункт 9 изменен с 17 июня 2018 г. - Закон Брянской области от 5 июня 2018 г. N 39-З
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов, достоверной признаются только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З статья 24 дополнена пунктом 9.1
9.1. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
Законом Брянской области от 13 мая 2015 г. N 39-З в пункт 10 статьи 24 внесены изменения
10. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (при этом недостоверными признаются все подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом) на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Законом Брянской области от 13 мая 2015 г. N 39-З в пункт 11 статьи 24 внесены изменения
11. Недействительными признаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
ж) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
Законом Брянской области от 29 мая 2017 г. N 31-З подпункт "з" пункта 11 статьи 24 изложен в новой редакции
з) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем соответственно уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией муниципального образования единого списка кандидатов;
и) подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 22 настоящего Закона;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
л) все подписи в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 7.1, 8 к Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона;
м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Законом Брянской области от 13 мая 2015 г. N 39-З в пункт 12 статьи 24 внесены изменения
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "ж", "л", и "н" пункта 11 настоящей статьи.
Законом Брянской области от 13 мая 2015 г. N 39-З в пункт 13 статьи 24 внесены изменения
13. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недостоверна или недействительна в соответствии с подпунктами "ж", "л", и "н" пункта 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Пункт 14 изменен с 17 июня 2018 г. - Закон Брянской области от 5 июня 2018 г. N 39-З
14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, избирательному объединению составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.