В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1096 "Об утверждении Правил распределения в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", законами Брянской области от 10 ноября 2009 года N 96-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и от 10 декабря 2009 года N 110-З "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы) в новой редакции.
2. Признать утратившими силу постановления администрации области:
от 27 февраля 2009 года N 172 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы)":#
от 17 ноября 2009 года N 1217 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы)".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы)
(утв. постановлением администрации Брянской области от 25 декабря 2009 г. N 1468)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы)
Наименование программы |
- |
долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы)
|
Основание для разработки программы |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1096
|
Государственный заказчик программы
|
- |
администрация Брянской области |
Заказчик программы |
- |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области
|
Основные разработчики программы |
- |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО "Брянская мясная компания" (по согласованию)
|
Цель программы |
- |
создание стартовых технологических и экономических условий для формирования и устойчивого развития региональной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличения производства высококачественной говядины
|
Задачи программы |
- |
формирование племенной базы мясного скотоводства; увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) в рамках программы
|
Основные мероприятия программы |
- |
формирование племенной базы мясного скотоводства (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова - теленок" в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.); увеличение производства высококачественной говядины ("мраморного" мяса) (субсидирование содержания маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев); создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота; укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ; реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, гуртоправов, операторов и др.
|
Срок реализации программы |
- |
2009-2012 годы
|
Исполнители программы |
- |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО "Брянская мясная компания" (по согласованию)
|
Объёмы и источники финансирования |
- |
объем финансирования на реализацию программы на период 2009-2012 годов составляет в ценах соответствующих лет 6241400 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 - 93000 тыс.руб., 2010 - 58000 тыс.руб., 2011 - 2619500 тыс.руб., 2012 - 3470900 тыс.руб., в том числе: за счет областного бюджета - 116000 тыс. рублей, из них по годам: 2009 - 3000 тыс.руб., 2010 - 8000 тыс.руб., 2011 - 50000 тыс.руб.* 2012 - 55000 тыс.руб.;* внебюджетные средства** - 6125400 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 - 90000 тыс.руб., 2010 - 50000 тыс.руб., 2011 - 2569500 тыс.руб., 2012 - 3415900 тыс.руб.
|
Целевые индикаторы и показатели программы |
- |
1. Увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях в 2012 году в 182 раза, в т.ч. племенных коров в 307 раз. 2. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород за 4 года реализации программы в количестве 75,4 тыс. голов. 3. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород в 2012 году в 6 раз. 4. Увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе в 2012 году в 215 раз. 5. Увеличение средней массы одной головы мясного скота при реализации в 2012 году на 12 процентов
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
- |
ожидается к 2012 году: 1. Увеличение производства говядины от мясного чистопородного скота в живом весе до 40,766 тыс. тонн. 2. Увеличение поголовья мясного скота до 136,196 тыс. голов. 3. Валовой продукт отрасли мясного скотоводства - 2948600 тыс.руб. 4. Валовой доход отрасли мясного скотоводства - 442300 тыс.руб. 5. Чистая прибыль отрасли мясного скотоводства - 176900 тыс.руб. 6. Будет дополнительно создано 755 рабочих мест
|
Система управления и контроля |
- |
комплексное управление программой и функции главного распорядителя средств областного бюджета осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области; контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 |
------------------------------
* При условии софинансирования из федерального бюджета.
** Средства сельхозтоваропроизводителей.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПКf России, на реализацию которых направлена деятельность комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства
Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объёмы производства мяса снижались и лишь в последние 3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
С 1990 по 2007 год численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилась в четыре раза - с 874,1 тыс. голов до 214,7 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 63,0 тыс. тонн в 1990 году до 18,0 тыс. тонн в 2007 году, или в 3,4 раза.
Производство говядины в сельскохозяйственных предприятиях, у основных поставщиков отечественного сырья для мясоперерабатывающих предприятий, сократилось к уровню 1990 года более чем в 15 раз.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в области в 2000-2008 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 99 процентов этого вида мяса.
Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.
Удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.
1.2. Характеристика проблемы
В Брянской области в период с 1990 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года, проявляемый в регионах Российской Федерации, целесообразно применить и в Брянской области.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
1) недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне около 1 процента означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. По состоянию на 1 января 2009 года в области имеется 1 племенной завод (ГОНО ЭСХ "Дятьково" Дятьковского района) и 1 племенной репродуктор (СПК "Маяк" Гордеевского района), которые занимаются разведением мясного скота специализированной абердин-ангусской породы. Этого недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства. Это обусловливает необходимость покупки мясного племенного скота за пределами области, а учитывая дефицит соответствующих племенных ресурсов в России в целом, наиболее перспективным решением станет импорт поголовья из-за рубежа.
Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8 процентов к имеющемуся откормочному контингенту.
В существующих племенных хозяйствах, а также во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов в области не применяется. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;
2) низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных стадах.
В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.
Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в немногих хозяйствах, недостаточна по объему и не может решить проблему;
3) неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.
Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30-35 процентов сверхремонтных бычков. Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10 процентов от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.
Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка из мясных стад до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;
4) высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.
Согласно оценке, практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта "Развитие АПК". Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен;
5) низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 граммов.
В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15 процентов вместо 35-36 процентов, характерных для зарубежной практики.
При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и других.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины;
6) отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80 процентов вместо 85-90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320 - 340 кг вместо желательных 450-500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля";
б) очень малая государственная поддержка мясного скотоводства, которая составляет всего 3-5 процентов от производственных издержек.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
низкой конверсией корма в привес (6-7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3:1) и бройлеров (1,8:1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система "корова - телёнок"), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.
На решение указанных проблем и направлена долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Брянской области на 2009-2012 годы".
Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области за 2006-2008 годы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области
Показатели |
Ед.изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2006 г., % |
1. Поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях, всего |
голов |
166,1 |
158,5 |
145,3 |
87 |
2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
голов |
534 |
617 |
742 |
139 |
3. Валовое производство говядины в живом весе |
тыс. тонн |
14,8 |
13,8 |
14,2 |
96 |
4. Производство на душу населения |
кг |
67,4 |
84,7 |
93,2 |
138 |
5. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород |
голов |
- |
- |
10 |
- |
6. Рентабельность производства мяса: с господдержкой |
% |
- |
- |
-18,6 |
- |
без господдержки |
% |
-17,3 |
-22,7 |
-21,5 |
124 |
2. Основная цель и задачи
Цель программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для решения более масштабной стратегической цели - создания эффективно развивающейся отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для обеспечения населения области и поставки за ее пределы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование племенной базы мясного скотоводства.
2. Увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках региональной программы развития мясного скотоводства.
3. Целевые индикаторы
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В период реализации программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в качестве ключевого фактора, не имеющего альтернативы в животноводстве, в обеспечении населения области этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.
Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства будет выполнять практически заново сформированная племенная база за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов. Эта племенная база по количеству и качеству коров и быков должна отвечать современным требованиям разведения наиболее перспективных мясных пород.
Реализация программы предусматривает более полное и сбалансирование использование имеющихся в области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам за счёт бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств приведены в таблице 2 и на рисунках 1 и 2.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы программы
Показатели |
Ед.изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г. |
|
|
|
|
|
|
|
+/- |
% |
|
1. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
гол. |
742 |
1142 |
1200 |
82727 |
136196 |
+ 135454 |
в 182 раза |
в т.ч. племенных коров |
гол. |
270 |
670 |
670 |
35933 |
82999 |
+ 82729 |
в 307 раз |
2. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород |
гол. |
- |
400 |
50 |
25000 |
25000 |
+ 25000 |
|
в т.ч. коров |
гол. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году |
% |
|
|
|
в 582 раза |
в 6,09 раза |
- |
- |
4. Валовое производство говядины в живом весе |
тыс.т |
0,189 |
0,429 |
0,700 |
23,202 |
40,766 |
+ 40577 |
в 215 раз |
в т.ч. производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе |
тыс.т |
0,189 |
0,429 |
0,469 |
23,202 |
40,766 |
+ 40577 |
в 215 раз |
5. Средняя масса одной головы скота при реализации |
кг |
410 |
420 |
420 |
470 |
485 |
+ 75 |
112 |
Рис. 1. Расчет-прогноз роста численности скота
Рис. 2. Расчет-прогноз производства высококачественной говядины в живом весе от скота из мясных стад
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
4.1. Мероприятия для решения задачи формирования племенной базы мясного скотоводства.
Механизм:
а) предоставление субсидий на закупку племенного скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород в качестве компенсации до 10 процентов затрат. Фактические выплаты субсидий определяются комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом конкретных условий рынка и качества животных;
б) создание банка семени быков мясных пород (на базе ОАО "Брянское" по племенной работе (по согласованию).
Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи:
увеличение численности племенного маточного поголовья с 0,27 тыс. голов в 2008 году до 82,9 тыс. голов в 2012 году;
увеличение объема реализации племенного молодняка с 0,01 тыс. голов в 2008 году до 3,5 тыс. голов в 2012 году;
приобретение племенного молодняка с 0,01 тыс. голов в 2008 году до 0,4 тыс. голов в 2009 году и ежегодно по 25 тыс. голов в 2010-2012 годах преимущественно по импорту.
Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе крупными агрохолдингами и другими структурами бизнеса, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота преимущественно по импорту.
Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одну нетель или телку, установленной исходя из возмещения из средств областного бюджета не более 10 процентов затрат на эти цели.
В 2007 и 2008 годах цена за телку или нетель с живой массой в среднем 270-400 кг составляла 60-90 тыс.руб., ставка субсидии принята в размере 10 рублей на 1 кг живой массы, а в расчете на голову - 2,7-4 тыс. рублей.
Потребность в субсидиях на эти цели составит (в ценах соответствующих лет) на четыре года 75000 тыс. рублей (таблица 3).
Таблица 3
Потребность в субсидиях на покупку племенного молодняка
Годы |
Нетели и телки |
Всего, тыс.руб. |
|
тыс. голов |
тыс.т живой массы |
||
2009 |
- |
- |
- |
2010 |
0,05 |
0,2 |
2500 |
2011 |
25 |
6,7 |
25000 |
2012 |
25 |
6,7 |
25000 |
2009-2012 |
50,05 |
13,6 |
52500 |
4.2. Мероприятия для решения задачи по увеличению производства высококачественной говядины.
Механизм:
а) субсидии на создание откормочных предприятий из расчета на голову реализованного мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг по ставке 11 руб. за 1 кг живой массы, или в среднем 4950 руб. на голову;
б) субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев по ставке 900 руб. на корову в год;
в) субсидии на укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ, технологическую модернизацию репродукторных мясных ферм и откормочных предприятий.
Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи:
объем производства высококачественного мяса по годам: в живой массе 2009 - 0,429 тыс. тонн, 2010 - 0,700 тыс. тонн, 2011 - 23,20 тыс. тонн, 2012 - 40,77 тыс. тонн;
общее поголовье мясного скота по годам:
2009 - 1,1 тыс. голов, 2010 - 1,2 тыс. голов, 2011 - 82,7 тыс. голов, 2012 - 136,2 тыс. голов.
4.2.1. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.
Реализация мероприятия будет способствовать интенсификации откорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на четыре года, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализации его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.
Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одну голову откормленного молодняка при реализации на мясо, установленной исходя из возмещения из средств федерального бюджета не более 10 процентов производственных затрат.
Производственная себестоимость живой массы молодняка мясных пород в 2008 году в среднем составляла 70 рублей за 1 кг (с учетом стоимости теленка к отъему около 10 тыс. рублей + затраты на откорм), одной головы - 31500 руб., ставка субсидии должна составлять 11 рублей за 1 кг, или 4950 руб. на голову.
В соответствии с запланированными объемами реализации откормленного молодняка до высоких весовых кондиций и суммарной живой массы потребность в финансировании по годам приведена в таблице 4.
Таблица 4
Потребность в финансировании субсидий для откорма молодняка до высоких весовых кондиций (свыше 450 кг)
Годы |
Реализация молодняка с живой массой более 450 кг |
Субсидия, млн.руб. |
|
поголовье, тыс. голов |
живая масса, тыс. тонн |
||
2009 |
- |
- |
- |
2010 |
- |
- |
- |
2011 |
1,010 |
454,5 |
10,0 |
2012 |
1,010 |
454,5 |
10,0 |
2009-2012 |
2,020 |
909,0 |
20,0 |
4.2.2. Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев.
Размеры субсидий определяются по ставкам на одну корову в год исходя из компенсации до 10 процентов производственных издержек на содержание коровы. В 2007 году такие издержки составляли 8333 рубля, в 2009 году повысятся минимум на 20 процентов и составят 10000 рублей, субсидия 9 процентов - 900 рублей.
На 2009-2012 годы объем субсидий всего составляет 15000 тыс.руб., в том числе по годам: 2011 - 5000 тыс.руб., 2012 - 10000 тыс.руб.
4.2.3. Субсидии на мероприятия в рамках региональных программ по укреплению кормовой базы, улучшению естественных кормовых угодий, на возмещение затрат по ремонту, строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий.
Ставки субсидий и их лимит на соответствующие мероприятия определены в рамках средств, предусмотренных в таблице 5.
Субсидии на возмещение части затрат на коренное улучшение естественных пастбищ.
Ставка субсидии определяется в расчете на 1 га пастбищ, исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели.
В 2007 и 2008 годах в среднем по России затраты на коренное улучшение пастбищ составляли 34 тыс.руб., субсидия составляет 3,2 тыс.руб. Потребность в пастбищах на корову с теленком составляет 3 га.
Субсидии на возмещение части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука) определяются в расчете на одну корову, исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели.
В 2007 и 2008 годах затраты на технологическое обновление мясных ферм в расчете на корову составляли 33,0 тыс. рублей, субсидия - 1,0 тыс. рублей.
Субсидии на возмещение части затрат на создание фидлотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий определяются в расчете на одно постановочное место для молодняка крупного рогатого скота, исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели.
В 2007 и 2008 годах затраты на создание фидлота в расчете на 1 постановочное место составляли 78 тыс. рублей, субсидия - 1,0 тыс. рублей.
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов (оснащение современными прицепными устройствами по обработке и улучшению почв и механизмами по приготовлению кормов) определяются в расчете на одну корову, исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели, субсидия - 1,6 тыс.руб.
Субсидии на возмещение затрат по ремонту, строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий предоставляются на основании порядка предоставления субсидий, установленных нормативным правовым актом Брянской области.
Порядок выделения денежных средств из областного бюджета по вышеуказанным мероприятиям программы утверждается ежегодно постановлением администрации Брянской области.
Объемы работ и субсидий из областного бюджета на мероприятия подлежат корректировке с учетом конкретных условий, сложившихся в регионе.
Таблица 5
Ориентировочные субсидии на укрепление кормовой базы
Мероприятие |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. Коренное улучшение естественных пастбищ |
тыс.га |
- |
3,94 |
3,91 |
11,79 |
субсидия, млн.руб. |
- |
3,0 |
10,0 |
10,0 |
|
2. Технологическая модернизация мясных репродукторных ферм |
тыс. коров |
- |
- |
9,1 |
9,1 |
субсидия, млн.руб. |
- |
3,0 |
10,0 |
10,0 |
|
3. Создание фидлотов и технологическая модернизация откормочных предприятий |
тыс. постановочных мест |
- |
- |
- |
- |
субсидия, млн.руб. |
- |
- |
- |
- |
|
Субсидии, всего (млн.руб.) |
- |
6,0 |
20,0 |
20,0 |
В рамках реализации программы будут предусмотрены объемы земельных ресурсов, выделенных для обеспечения полноценного кормления мясного скота.
Льготы по налогам на имущество и землю.
Создание залогового (гарантийного) фонда для получения кредитов на реализацию мероприятий по развитию мясного скотоводства.
Меры, стимулирующие инвестиции в производство, в частности, по развитию первичной переработки скота, электро- и газовых сетей, транспортной и иной инфраструктуры.
Это мероприятия по созданию современных предприятий по первичной переработке скота, строительству подъездных путей, подключению к электро- и газовым сетям, другие меры по обеспечению инфраструктуры животноводческих комплексов и предприятий по первичной переработке сырья. Создание сервисных организаций по искусственному осеменению крупного рогатого скота. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по современной технологии ведения мясного скотоводства. Организация мероприятий по ветеринарному обслуживанию скота.
5. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и последействия программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и в конечном счете повышения конкурентности отрасли.
Реализация программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, на достижение которой направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
При этом возрастет вклад программы:
а) в увеличение индекса производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем производстве этого вида мяса до 74,4 процента в 2012 году;
б) в увеличение удельного веса племенных коров мясных пород до 57,2 процента в 2012 году.
Потребность в финансовых ресурсах областного бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
Государственная поддержка на содержание коров в системе "корова - теленок", применяемая в ограниченных размерах в период 2000-2008 годов, способствовала сохранению и даже некоторому увеличению численности мясных коров в области. Увеличение объемов и ставок поддержки областного бюджета в запланированных размерах, согласно расчетам, позволит ликвидировать убыточность мясных ферм, обеспечит рентабельность получения телят до 10-12 процентов и даст стимул увеличения численности мясного скота в соответствии с запланированными в программе показателями.
Привлечение высокоценного племенного мясного скота с генетическим потенциалом, соответствующим мировому уровню (среднесуточные приросты молодняка - 1300-1500 г, молочность коров - 280-320 кг), является ключевым моментом формирования крупномасштабной, конкурентоспособной отрасли специализированного мясного скотоводства.
Расчет социально-экономической эффективности программы представлен в таблице 6.
Таблица 6
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г. |
1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живой массе |
0,189 |
0,429 |
0,700 |
23,202 |
40,766 |
в 215 раз |
2. Поголовье скота, тыс. голов: а) мясного |
0,742 |
1,142 |
1,200 |
82,727 |
136,196 |
в 183 раза |
б) помесного |
- |
- |
0,200 |
- |
- |
- |
3. Валовой продукт отрасли, млн.руб. |
12,7 |
15,1 |
16,2 |
1690,0 |
2948,6 |
в 232 раза |
4. Валовой доход отрасли, млн.руб. |
1,9 |
2,7 |
3,7 |
253,5 |
442,3 |
в 232 раза |
5. Чистая прибыль отрасли, млн.руб. |
0,8 |
1,28 |
1,48 |
101,4 |
176,9 |
в 221 раз |
6. Рабочие места, чел. |
29 |
69 |
70 |
476 |
755 |
в 26 раз |
Реализация запланированных мероприятий программы позволит вывести отрасль мясного скотоводства из многолетней стагнации, обеспечить высокие темпы конкурентоспособного производства высококачественной говядины при рентабельности в 2012 году не менее 25-30 процентов вместо убыточности в настоящее время.
При реализации программы увеличится индекс производства говядины от мясного скота в общем производстве этого вида мяса (от молочного и мясного скота) до 74,4 процента в 2012 году.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 7.
Таблица 7
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе
Показатели |
Ед.изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего за 4 года |
|
Выручка от реализации говядины (ТП) |
тыс.руб. |
- |
921 |
258328 |
583440 |
842689 |
|
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины (дельтаТП) |
тыс.руб. |
- |
764 |
192407 |
325112 |
518283 |
|
Показатели эффективности |
Эобщ. |
% |
- |
78,2 |
256,5 |
406,4 |
238,1 |
Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 755 новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Бюджетное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счёт ассигнований, ежегодно предусматриваемых комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в областном бюджете на указанные цели в пунктах 4.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 раздела 4 "Перечень и описание программных мероприятий".
Объём всех средств, требуемых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом:
а) фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 годах по импорту и внутри страны;
б) среднероссийских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);
в) средних производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.
Расчеты и исходные данные по объемам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 8.
Таблица 8
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники
(тыс.руб.)
N пп |
Мероприятия |
Источник |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего за 2009-2012 гг. |
1. |
Приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе крупными агрохолдингами и другими структурами бизнеса, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота преимущественно по импорту |
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
внебюджетные средства |
30000 |
10000 |
1762000 |
1762000 |
3524000 |
2. |
Создание откормочных предприятий из расчета на голову реализованного мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг |
областной бюджет |
- |
- |
10000 |
10000 |
20000 |
|
|
внебюджетные средства |
- |
- |
93600 |
483000 |
576600 |
3. |
Содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев |
областной бюджет |
- |
- |
10000 |
10000 |
20000 |
|
|
внебюджетные средства |
- |
- |
280900 |
469900 |
750800 |
4. |
Затраты на коренное улучшение естественных пастбищ |
областной бюджет |
- |
3000 |
10000 |
10000 |
23000 |
|
|
внебюджетные средства |
- |
8000 |
83000 |
301000 |
392000 |
5. |
Затраты по ремонту, строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий |
областной бюджет |
3000 |
3000 |
10000 |
10000 |
26000 |
|
|
внебюджетные средства |
60000 |
20000 |
300000 |
300000 |
680000 |
6. |
Затраты на создание фидлотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий |
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
внебюджетные средства |
- |
2000 |
- |
- |
2000 |
7. |
Затраты на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов |
областной бюджет |
- |
2000 |
10000 |
15000 |
27000 |
|
|
внебюджетные средства |
- |
10000 |
50000 |
100000 |
160000 |
|
Итого |
областной бюджет |
3000 |
8000 |
50000* |
55000* |
116000 |
|
|
внебюджетные средства |
90000 |
50000 |
2569500 |
3415900 |
6125400 |
|
Всего |
|
93000 |
58000 |
2619500 |
3470900 |
6241400 |
------------------------------
* При условии софинансирования из федерального бюджета.
7. Описание системы управления реализацией программы
Комплексное управление программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
Система управления реализацией программы:
ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;
координацию деятельности подразделений комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства;
реализацию каждого мероприятия программы и, соответственно, реализацию программы в целом осуществляют отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства и заинтересованные службы;
финансирование программных мероприятий осуществляют отдел маркетингового мониторинга и регионального бизнес-планирования и отдел финансового оздоровления;
мониторинг реализации программы осуществляют отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства и отдел маркетингового мониторинга и регионального бизнес-планирования;
ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства, отдел маркетингового мониторинга и регионального бизнес-планирования и отдел финансового оздоровления.
Финансирование предусмотренных программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законами Брянской области об областном бюджете на 2009 год, на плановый период 2010 и 2011 годов и на последующий 2012 год комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
Оценка рисков реализации программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, корма, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород.
В качестве критерия невыхода на плановые показатели Минсельхозом России установлен уровень предыдущего года по производству говядины на голову скота (78,5 кг) и выполнение только на 90 процентов (минус 10 процентов к плану) плана по численности мясного скота, который принят в качестве базового уровня.
Расчеты рисков, возможных при реализации программы, приведены в таблице 9.
Таблица 9
Расчёты возможных рисков
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
- |
- |
52 |
64 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота, гол. |
- |
- |
8200 |
13200 |
Общая оценка рисков: тыс. тонн |
- |
- |
0,426 |
0,844 |
тыс.руб. |
- |
- |
21300 |
42200 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 25 декабря 2009 г. N 1468 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009-2012 годы) в новой редакции"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная Брянщина" от 29 января 2010 г. N 1
Постановлением Администрации Брянской области от 22 июня 2011 г. N 566 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 30 декабря 2010 г. N 1429
Постановление Администрации Брянской области от 22 сентября 2010 г. N 963
Постановление Администрации Брянской области от 11 мая 2010 г. N 463