В соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации", в целях повышения эффективности и безопасности функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004-2010 годы).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Кузавлёва Е.Д., временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Лучкина Н.С.
Губернатор |
Н.В. Денин |
Долгосрочная целевая программа
"Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004-2010 годы)
(утв. постановлением администрации Брянской области от 12 января 2009 г. N 3)
1. Паспорт
долгосрочной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004-2010 годы)
Наименование программы |
- |
долгосрочной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области"(2004-2010 годы)
|
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, распоряжение администрации области от 2 июня 2003 года N 351-р, постановление администрации области от 12 января 2009 года N 3
|
Государственный заказчик |
- |
администрация Брянской области
|
Заказчики |
- |
администрация Брянской области, департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области
|
Основные разработчики программы |
- |
ГУ "Управление дорожного хозяйства Брянской области", департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области |
Цель и задачи программы |
- |
целью программы является повышение эффективности и безопасности функционирования автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования Брянской области, содействующих развитию экономики, удовлетворению социальных потребностей, повышению жизненного, культурного уровней населения за счёт повышения качества транспортного обслуживания населения и снижения себестоимости транспортных услуг путём ускоренного обновления парка предприятий транспорта общего пользования эффективными моделями автобусов и троллейбусов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи: приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания существующей сети автодорог в целях сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния; совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населённых пунктов с дорожной сетью общего пользования; решение проблемы пропуска транзитных транспортных потоков путем строительства обходов городов и других населенных пунктов; повышение эффективности государственного управления автомобильными дорогами на региональном уровне, использование аккумулируемых в федеральном и областном бюджетах средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети; совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов; повышение ответственности за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние, в т.ч. для пропуска по ним тяжеловесных грузов по наиболее рациональным маршрутам; повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса; снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения; развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счёт совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов, удовлетворение потребностей населения; внедрение новых современных автобусов и троллейбусов; экономия бюджетных средств
|
Сроки реализации программы |
- |
2004-2010 годы: 1 этап: 2004-2007 годы; 2 этап: 2008-2010 годы
|
Перечень подпрограмм |
- |
в состав программы входят следующие подпрограммы: "Автомобильные дороги) (2004-2010 годы), "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования) (2004-2010 годы)
|
Исполнители программы |
- |
ГУ "Управление дорожного хозяйства Брянской области", департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, Брянская городская администрация (по согласованию)
|
Объёмы и источники финансирования |
- |
общая сумма расходов на реализацию программы - 4978971,2 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 4678999,3 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 272991,9 тыс. рублей; прочих источников - 26980,0 тыс. рублей; в том числе по годам: 2004-2007 годы - 2546207,0 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 2425927,0 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 96300,0 тыс. рублей; прочих источников - 26980,0 тыс. рублей; 2008 год - 639040,2 тыс. рублей; в том числе средства: областного бюджета - 589040,2 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 50000,0 тыс. рублей; 2009 год - 798463,7 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 733775,6 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 64688,1 тыс. рублей; 2010 год - 995260,3 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 930256,5 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 65003,8 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты |
- |
реализация программы к 2010 году позволит обеспечить: круглогодичный и безопасный проезд по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования; сокращение отставания по срокам ремонта сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; строительство 55,9 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общего пользования, приведение в нормативное состояние и приёмка в сеть автомобильных дорог общего пользования сельских дорог; повышение технического уровня 31,7 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения на транспортных связях с соседними регионами и государствами и на наиболее перегруженных участках; обновление парка автобусов и троллейбусов предприятий транспорта общего пользования на 80 процентов, увеличение коэффициента использования парка на 10 процентов, снижение себестоимости пассажирских перевозок, улучшение транспортного обслуживания населения, снижение социальной напряженности, связанной с перевозкой пассажиров в городах и районных центрах, снижение шума и уровня загрязненности атмосферы городов и населенных пунктов области
|
Система организации контроля за исполнением программы |
- |
текущее управление и контроль за ходом реализации программы осуществляются в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" |
2. Введение
Долгосрочная целевая программа "Модернизация транспортной системы Брянской области) (2004-2010 годы) разработана в соответствии с распоряжением администрации области от 2 июня 2003 года N 351-р, на основании положений федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России) (2004-2010 годы) и переутверждена в соответствии с постановлением администрации области от 20 октября 2008 года N 961 "О внесении изменений в постановление администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации).
Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы Брянской области на период до 2010 года, необходимых для устойчивой и эффективной работы всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.
Развитие транспортной системы Брянской области рассматривается как составная часть первого этапа реализации стратегической цели государственной транспортной политики и первостепенная задача в области транспорта, решение которой создаст предпосылки для расширения внутренних и внешних хозяйственных связей и возможностей использования населением всех видов сообщения.
Реализация программы позволит комплексно подойти к развитию всех видов транспортных систем, окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Структурно программа состоит из паспорта, введения и двух подпрограмм, сформированных по отраслевому и функциональному признаку.
Подпрограмма
"Автомобильные дороги" (2004-2010 годы)
Паспорт
подпрограммы "Автомобильные дороги (2004-2010 годы)
Наименование подпрограммы
|
- |
"Автомобильные дороги" (2004-2010 годы. |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы
|
- |
распоряжение администрации области от 2 июня 2003 года N 351-р |
Государственный заказчик подпрограммы
|
- |
администрация Брянской области |
Заказчик подпрограммы
|
- |
администрация Брянской области |
Разработчик подпрограммы
|
- |
ГУ "Управление дорожного хозяйства Брянской области" |
Цель и задачи подпрограммы |
- |
целью подпрограммы является повышение эффективности и безопасности функционирования автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципальной значения общего пользования Брянской области, содействующих развитию экономики, удовлетворению социальных потребностей, повышению жизненного, культурного уровней населения. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи: приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания существующей сети автодорог в целях сохранения и улучшения транспортно- эксплуатационного состояния; совершенствование и развитие сет местных автомобильных дорог для связи населённых пунктов с дорожной сеты общего пользования;# решение проблемы пропуска транзитных транспортных потоков путем строительства обходов городов и других населенных пунктов; повышение эффективности государственного управления автомобильными дорогами на региональном уровне, использование аккумулируемых в федеральном и областном бюджетах средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети; совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов; повышение ответственности за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние, в т.ч. для пропуска по ним тяжеловесных грузов по наиболее рациональным маршрутам; повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса; снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения; развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счёт совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов
|
Сроки реализации подпрограммы |
- |
2004-2010 годы: 1 этап: 2004-2007 годы; 2 этап: 2008- 2010 годы
|
Основные мероприятия подпрограммы |
- |
обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования и условий безопасности движения по ним; развитие и совершенствование сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общего пользования
|
Исполнитель подпрограммы |
- |
ГУ "Управление дорожного хозяйства Брянской области"
|
Объёмы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общая сумма расходов на реализацию подпрограммы - 4435671,1 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 4425979,2 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 9691,9 тыс. рублей; в том числе по годам: 2004-2007 годы - 2256727,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 2256727,0 тыс. рублей; 2008 год - 569120,1 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 569120,1 тыс. рублей; 2009 год - 710563,7 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 705875,6 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований - 4688,1 тыс. рублей; 2010 год - 899260,3 тыс. рублей, в том числе средства: областного бюджета - 894256,5 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 5003,8 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- |
реализация подпрограммы к 2010 году позволит обеспечить: круглогодичный и безопасный проезд по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования; сокращение отставания по срокам ремонта сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; строительство 55,9 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общего пользования, приведение в нормативное состояние и приёмка сельских дорог в сеть автомобильных дорог общего пользования; повышение технического уровня 31,7 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на транспортных связях с соседними регионами и государствами и на наиболее перегруженных участках
|
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
текущее управление и контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляются в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" |
1. Введение
Подпрограмма "Автомобильные дороги" (2004-2010 годы) долгосрочной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004-2010 годы) разработана в соответствии с распоряжением администрации области от 2 июня 2003 года N 351-р на основании положений федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (2004-2010 годы) и переутверждена в соответствии с постановлением администрации области от 20 октября 2008 года N 961 "О внесении изменений в постановление администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации".
В работе использована программа совершенствования и развития автомобильных дорог Брянской области, разработанная Воронежским филиалом ГипродорНИИ в 2001 году.
Подпрограмма содержит основные показатели развития сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования Брянской области, увязанные с прогнозируемым сценарием развития экономики государства и региона, освещаются различные аспекты реализации подпрограммы - финансовые, социальные, хозяйственные.
2. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и необходимость ее решения на региональном уровне программно-целевым методом
2.1. Анализ современного состояния дорожной сети
Сеть автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования - один из важнейших элементов транспортно-коммуникационной системы Брянской области, оказывающий огромное влияние на развитие экономики и социальной сферы.
Между тем состояние дорожной сети Брянской области далеко не в полной мере соответствует экономическим и социальным потребностям общества. Проблема бездорожья особенно обострилась в последнее время в связи с недостаточным финансированием для сохранения существующей сети дорог, а тем более для ее развития.
Протяжённость автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования Брянской области на 1 января 2004 года составляет 5912,103 км, 5902,036 км из них (99,8 процента) имеют твердое покрытие. Кроме того, в области 2505 км бесхозных дорог, обеспечивающих подъезды к населенным пунктам и подлежащих переводу в сеть дорог общего пользования. Обеспеченность переводимых дорог с твердым покрытием составляет всего 19,0 процента. Из общего числа сельских населенных пунктов связь с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием имеют 1513 км (56 процентов).
Перевод бесхозных дорог в общую сеть ведется низкими темпами из-за недостатка средств на строительство дорог и приведение их в состояние, соответствующее нормативам дорог общего пользования. Одним из основных показателей развития дорожной сети является плотность автодорог, составляющая по Брянской области 181,0 км/1000 кв.км. Данный показатель в соседних областях по состоянию на 1 января 2001 года приведен в таблице 1.
Таблица 1
Область |
Плотность дорожной сети с твёрдым покрытием, км/1000 кв.км |
Калужская |
165,3 |
Смоленская |
178,0 |
Орловская |
163,2 |
Курская |
203,2 |
Плотность сети дорог общего пользования по районам колеблется в значительных пределах. Наиболее высокая плотность дорог - в Погарском районе (249,3 км/1000 кв.км), наиболее низкая - в Дятьковском районе (102,9 км/1000 кв.км).
Все 27 районных центров области имеют устойчивую автомобильную связь с областным центром. Дорогами с твердым покрытием связаны 482 центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий.
Однако транспортно-эксплуатационное состояние многих существующих автомобильных дорог не отвечает современным, а тем более перспективным требованиям. Параметры дорог регионального значения на ряде участков не соответствуют интенсивности движения по ним. По наличию обустройств, уровню обслуживания пользователей дорог они значительно уступают зарубежным аналогам.
Большая часть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения имеет недостаточную прочность и ровность покрытия со значительной сеткой трещин и низким коэффициентом сцепления.
Нельзя признать удачным строение автодорожной сети. Во многих районах начертание сети дорог имеет вид дерева, где практически отсутствуют замкнутые контуры и альтернативные пути.
Значительные средства дополнительно требуются для приведения к нормативам дорог общего пользования бывших ведомственных дорог.
Актуальной является проблема транспортно-эксплуатационного состояния мостов и путепроводных переходов. На автомобильных дорогах общего пользования Брянской области эксплуатируется 286 мостов и путепроводов общей длиной 12687,8 м, из них 280 железобетонных и 6 металлических.
Наиболее распространенными дефектами железобетонных мостов являются:
расстройство системы водоотвода и разрушение гидроизоляции, последствием чего являются замачивание, выщелачивание и сколы бетона в надопорных сечениях балок, коррозия арматуры;
трещины и разрушения, несовпадение диафрагм и искривление накладок;
увеличение толщины покрытия проезжей части, что приводит к перегрузке мостов.
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения находятся в ведении ГУ "Управление дорожного хозяйства Брянской области".
Производственные мощности подрядных организаций в состоянии обеспечить строительство и ремонт автомобильных дорог согласно требованиям СНИП и ТУ. В подрядных организациях имеются центральные лаборатории, укомплектованные всем необходимым оборудованием и инструментом.
В условиях недостатка средств на строительство и ремонт автомобильных дорог производственные мощности дорожных организаций востребованы не полностью. Однако в связи с высокой степенью изношенности сооружений и оборудования, необходимостью обеспечения уровня содержания, отвечающего безопасности и удобству движения, в целях перспективного развития производственные базы также нуждаются в развитии.
2.2. Оценка влияния состояния дорожной сети на социально-экономическое развитие
Основные показатели развития экономики - валовой региональный продукт, уровень цен, доходы бюджета, уровень безработицы - находятся в прямой зависимости от плотности и состояния дорожной сети.
Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог размерам движения обуславливают низкие скорости движения и вследствие этого высокую себестоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание.
По данным Всемирного Банка, при допущении ухудшения состояния дороги экономия каждого доллара на содержание и ее текущий ремонт приводит к увеличению себестоимости перевозок на 2-3 доллара. По данным исследований, проведенных в Российской Федерации, срок службы грузовых автомобилей, эксплуатируемых во время уборки урожая на неотремонтированных сельских дорогах, уменьшается приблизительно на 30 процентов.
Исследования, проведенные Воронежским филиалом ГипродорНИИ, показали, что строительство новых и улучшение эксплуатационных качеств построенных автомобильных дорог ведет к значительному увеличению объемов перевозок из-за возможности использования автомобилей большей грузоподъемности и прицепов, повышению коэффициентов выхода на линию и использования грузоподъемности, ликвидации перепробега вследствие формирования новых транспортных связей.
Неудовлетворительное состояние дорожной сети особенно сказывается на экономике сельского хозяйства. По данным исследований, в бездорожных хозяйствах транспортные затраты в 1,5-1,8 раза выше, чем в обеспеченных дорогами с твердым покрытием.
Уменьшение времени простоев по причине бездорожья и повышения производительности в хозяйствах, обеспеченных дорогами, позволяет высвобождать до 25 процентов наличного автопарка. Вместе с высвобождением автомобилей сокращается потребность в трудовых ресурсах, которые могут быть использованы в других отраслях производства, а также потребность в капитальных вложениях в автотранспортное хозяйство.
Экономические анализы показали, что степень воздействия дорожного фактора на эффективность сельскохозяйственного производства аналогична такому фактору, как механизация.
Состояние автодорожной сети области оказывает значительное влияние на социальную сферу агропромышленного комплекса. Социологические обследования показали, что эффект от совершенствования дорожной сети лишь в здравоохранении, народном образовании, культурном и бытовом обслуживании в стоимостном выражении адекватен эффекту транспортному.
Неудовлетворительная транспортная доступность значительного числа населенных пунктов и низкое качество дорог влекут за собой целый ряд негативных социальных явлений:
низкий уровень обращения сельских жителей к врачам, несвоевременная медицинская помощь обуславливают снижение производительности труда вследствие заболеваний и повышенную смертность;
сдерживается развитие культуры и образования, торговли и службы сбыта;
трудности в доставке товаров влекут за собой снижение их качества и увеличение стоимости;
снижение подвижности населения ведет к увеличению уровня безработицы;
увеличение времени пребывания в пути к месту работы, обучения, медицинским, административным учреждениям и т.д. сокращает свободное время.
Плохое состояние дорог обуславливает повышенный выброс в атмосферу вредных веществ и дополнительное шумовое воздействие.
Огромное экономическое и социальное значение автомобильных дорог свидетельствует о недопустимости недооценки их роли и экономии средств на их совершенствование и развитие.
2.3. Оценка безопасности движения
Уровень аварийности на автомобильных дорогах Брянской области значительно выше, чем в развитых странах. Это объясняется как социальными причинами, так и во многих случаях неудовлетворительными дорожными условиями. Из-за недостаточного финансирования ремонтно-восстановительных работ значительно возросло в последние годы число дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий и их тяжесть.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются неудовлетворительное состояние покрытия и обочин, отсутствие ограждений, тротуаров, необеспеченная видимость в плане и профиле.
Ликвидация потенциально аварийных участков является одним из важнейших направлений развития дорожной сети.
2.4. Оценка воздействия автодорог на окружающую среду
При оценке влияния автомобильных дорог на экологическую ситуацию следует выделить два основных источника воздействия - непосредственно автодороги как инженерные сооружения и автомобильный транспорт как основной источник загрязнения.
Основными видами воздействия автотранспорта на окружающую среду являются загрязнение атмосферы, загрязнение почвы и транспортный шум.
Минимальные уровни эмиссии в почву свинца и отработавших газов в атмосферу обеспечиваются при средней скорости транспортного потока, близкой к 80 км/час, которая зависит от дорожных условий.
Транспортный шум является одним из основных видов отрицательного воздействия на окружающую среду, особенно на участках дорог, проходящих вблизи населенных пунктов или по ним. Уровень шума определяется транспортными, дорожными и природно-климатическими факторами. При этом следует отмстить, что дорожный фактор может быть использован в качестве параметра, которым можно регулировать уровень транспортного шума.
Повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог позволяет обеспечить среднюю скорость транспортного потока, близкую к 80 км/час, что соответствует оптимальному режиму, при котором эмиссия отработавших газов в атмосферу и твердых выбросов в почву минимальна.
Решение полного комплекса задач по развитию сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общего пользования Брянской области в предстоящий период требует активного участия, совместных усилий, точной координации действий органов законодательной и исполнительной власти Брянской области, предприятий и организаций на основе программных методов.
При разработке подпрограммы усилено внимание к завершению формирования основной скелетной сети автодорог с обеспечением жителей всех населенных пунктов области устойчивой автотранспортной связью, а также на развитие основных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.
3. Цель и задачи подпрограммы
Главной целью реализации подпрограммы является повышение эффективности и безопасности функционирования автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования Брянской области, содействующих развитию экономики, удовлетворению социальных потребностей, повышению жизненного, культурного уровня населения.
Основными задачами подпрограммы являются:
приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания существующей сети автодорог в целях сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния;
совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населённых пунктов с дорожной сетью общего пользования;
решение проблемы пропуска транзитных транспортных потоков путем строительства обходов городов и других населенных пунктов;
повышение эффективности государственного управления автомобильными дорогами на региональном уровне, использование аккумулируемых в федеральном и областном бюджетах средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети;
совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
повышение ответственности за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние, в т.ч. и для пропуска по ним тяжеловесных грузов по наиболее рациональным маршрутам;
повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения;
развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счёт совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов.
В силу финансовых ограничений, с учетом приоритетности общих задач и потребностей экономического и социального развития выполнение полного комплекса задач создания автодорожной сети области, адекватной развивающимся потребностям дорожного обслуживания населения и экономики страны, выходит за пределы предусмотренного программного периода. В последующие годы будет продолжаться наращивание общей протяженности дорожной сети с твердым покрытием, соединение сельских населенных пунктов с сетью дорог общего пользования подъездами, обеспечивающими круглогодичную всепогодную связь. Автомобильные дороги, обеспечивающие пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением автодорожных узлов области и обслуживающие транспортно-экономические межрегиональные и международные связи, будут требовать формирования и рационализации прохождения. Существенная доля участков, входящих в состав основных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, будет требовать повышения технических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Эти, а также новые задачи, которые будут возникать по мере экономического и социального развития страны, намечено решать на последующих этапах реализации дорожных программ.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Сроком реализации подпрограммы является период с 2004 по 2010 год с выделением этапов:
1 этап: 2004-2007 годы;
2 этап: 2008-2010 годы.
При реализации подпрограммы будут выполняться работы по повышению технического уровня и пропускной способности дорог. Продолжится реализация проектов в районах, наиболее перегруженных движением, - Трубчевском, Погарском, Стародубском, реконструкция объектов, обеспечивающих межрегиональные связи.
Подпрограмма представляет очередной этап создания современной сети автомобильных дорог Брянской области. Она развивает опыт, накопленный при реализации президентской программы "Дороги России", учитывает новые задачи социально-экономической политики государства и связанное с их реализацией изменение приоритетов дорожной политики. Важными особенностями настоящей подпрограммы являются её тесная взаимосвязь с разрабатываемой программой экономического и социального развития Брянской области и принцип формирования от низовой сети автодорог к областным и межрегиональным автомагистралям с выходом на международные транспортные коридоры.
5. Состав программных мероприятий
Достижение целей и задач подпрограммы обеспечивается реализацией мероприятий (приложение 1 к настоящей подпрограмме):
обеспечение сохранности автодорог и условий безопасности движения по ним;
развитие и совершенствование сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общего пользования.
5.1. Мероприятия по обеспечению сохранности автодорог и условий безопасности движения по ним
Мероприятия по обеспечению сохранности автодорог и условий безопасности движения по ним включают в себя два программных проекта:
а) "Содержание автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения", основными целями которого являются обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них путём проведения полного комплекса круглогодичных работ на всей сети дорог, существенное снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах, улучшение качества обслуживания пользователей дорог;
б) "Ремонт автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения", основной целью которого является выполнение приоритетных задач по обеспечению необходимого транспортно-эксплуатационного состояния региональной дорожной сети области на основе сокращения отставания по срокам ремонта.
5.1.1. Программный проект "Содержание автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения"
Содержание автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения в соответствии программным проектом предусматривает проведение полного комплекса круглогодичных работ на всей сети дорог в соответствии с действующими нормативными документами. В программный период будет осуществлен комплекс мер по обеспечению функционирования устойчивой и эффективной системы содержания дорог, способной обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Учитывая наличие на территории Брянской области продолжительного периода колебаний температуры около нуля градусов по Цельсию, особое внимание намечено уделять зимнему содержанию автомобильных дорог. Для оперативного принятия мер по борьбе с зимней скользкостью и снежными заносами, обеспечения экономии и рационального использования средств и противогололедных материалов будет расширено применение систем оповещения о прогнозировании метеоусловий. Работа будет осуществляться в тесном контакте со службами Росгидромета.
Мероприятия по снижению аварийности на автомобильных дорогах предусматривают совершенствование и обеспечение функционирования системы мониторинга на важнейших автомобильных дорогах, включающего техническую диагностику и оценку состояния автомобильных дорог, учет интенсивности и состав движения.
Программой предусмотрены мероприятия по повышению безопасности движения на участках дорог общего пользования, проходящих в пределах населенных пунктов. Планируется обустройство пешеходных переходов в городах и населенных пунктах.
За период 2004-2010 годов на содержание автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения подпрограммой предусмотрено финансирование в объеме 2745400,8 тыс. рублей.
Выполнение мероприятий программного проекта позволит, несмотря на увеличение протяженности сети до 5980 км, обеспечить круглогодичное и безопасное движение по ней;
Детально мероприятия программного проекта представлены в приложении 1 к подпрограмме.
5.1.2. Программный проект "Ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения"
Решение задачи сохранения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения предусмотрено посредством изменения стратегии осуществления этого вида дорожной деятельности. Будет расширено применение на важнейших автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения технологии маршрутного ремонта с использованием современных автоматизированных методов прогнозирования состояния дорог и планирования ремонтных работ. Ремонтные работы будут предусматривать весь комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и сооружений с применением разработанных прогрессивных технологий и материалов.
В период 2004-2010 годов предусмотрено отремонтировать 235,54 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Расходы на ремонт составят 815484,8 тыс. рублей. Выполнение мероприятий программного проекта позволит, несмотря на увеличение протяженности сети, сократить отставание по срокам ремонта на сети территориальных дорог. Детально мероприятия программного проекта представлены в приложении 1 к подпрограмме.
5.2. Мероприятия по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог общего пользования
Мероприятия по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог общего пользования включают в себя два программных проекта:
а) "Строительство автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения", целями которого являются обеспечение транспортного обслуживания населения и содействие решению социальных задач на основе формирования единой сети автомобильных дорог, обеспечения связи населенных пунктов с опорной дорожной сетью, строительства обходов населенных пунктов области на транзитных направлениях движения автотранспорта;
б) "Совершенствование автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения", целями которого являются повышение и восстановление технического уровня наиболее перегруженных участков, приемка бесхозных дорог, связывающих населенные пункты, в сеть дорог общего пользования.
Детально мероприятия программного проекта представлены в приложении 1 к подпрограмме.
5.2.1. Программный проект "Строительство автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения"
Основной задачей программного проекта "Строительство автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения" является концентрация финансовых и иных ресурсов для осуществления приоритетных инвестиционных проектов в целях:
строительства обходов населенных пунктов на сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения, обеспечивающих связь соседних регионов по кратчайшему направлению;
обеспечения устойчивой автотранспортной связью возможно большей части сельского населения.
В увязке с областной целевой программой "Социальное развитие села на 2003-2010 годы" будет продолжаться развитие сети автодорог с твердым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной сетью дорог, административными и культурными центрами, а также строительство новых автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования, связывающих сельские населенные пункты между собой, протяженностью 55,9 км.
Расходы на строительство автодорог в 2004-2010 годах составят 708873,6 тыс. рублей.
Основные показатели по программному проекту представлены в приложении 1 к подпрограмме.
5.2.2. Программный проект "Совершенствование автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения"
Основной задачей программного проекта является концентрация финансовых средств на осуществлении инвестиционных проектов в целях:
повышения транспортно-эксплуатационного состояния участков дорожной сети, используемых для пропуска транзитного транспорта, следующего во внутри- и межрегиональном сообщении;
обеспечения при минимальных затратах возможно большей части сельского населения устойчивой связью дорогами, служащими подъездами к сельским населенным пунктам, с принятием их в сеть дорог общего пользования после приведения в нормативное техническое состояние.
Программой предусматривается приемка бесхозных дорог, связывающих сельские населенные пункты, в сеть дорог общего пользования с предварительным приведением их в нормативное состояние. Приемка автодорог до сельских населенных пунктов осуществляется поэтапно в рамках реализации областной целевой программы "Социальное развитие села на 2003-2010 годы"
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах для реализации подпрограммы складывается из ресурсов, необходимых для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального, межмуниципального и муниципального значения общего пользования и сооружений на них.
Современное состояние рынка не требует специальных мер по формированию государственных заказов на материально-технические ресурсы, необходимые для реализации подпрограммы, удовлетворение потребностей в них будет определяться через объемы финансирования дорожных работ. В ходе реализации подпрограммы будет широко применяться конкурсная система закупок.
Основным источником финансирования программных мероприятий является областной бюджет. Общий объем средств, необходимых для реализации подпрограммы, приводится в приложении 1 к подпрограмме.
В соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к программным документам, предусматривается распределение средств по основным направлениям, приведенным в приложении 1 к подпрограмме.
Предложенные объемы финансирования подпрограммы определены исходя из минимальной потребности в средствах, необходимых для содержания автомобильных дорог, а также обеспечения их развития для достижения основных программных показателей.
7. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в сфере дорожного хозяйства с учетом интересов населения, проживающего на территории Брянской области.
Общая координация хода реализации подпрограммы осуществляется администрацией Брянской области.
Текущее управление подпрограммой, оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком подпрограммы.
Задачи заказчика:
формирование правовой, нормативной и методологической базы для решения проблемы;
выявление и поддержание эффективных направлений использования средств областного бюджета для достижения целей программы;
мониторинг целевого использования бюджетных средств;
представление отчетов об использовании средств федерального (по согласованию), областного бюджетов и реализации программы в целом.
Подпрограмма реализуется при финансовой поддержке государства на основе государственного и регионального планирования.
Управление реализацией подпрограммы не требует создания новых организационных структур.
8. Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком подпрограммы является администрация Брянской области. Заказчик осуществляет текущее управление и контроль за разработкой и реализацией подпрограммы.
Заказчик подпрограммы с учетом финансовых средств, выделяемых на ее реализацию из различных источников, и предварительных результатов выполнения уточняет мероприятия подпрограммы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Заказчик осуществляет свои функции во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Организация оперативного управления подпрограммой и контроль за ее выполнением возлагаются на администрацию Брянской области, основные задачи и функции которой будут включать:
экономический анализ эффективности программных проектов и мероприятий;
сбор оперативной отчетной информации по утверждённым формам, подготовку в установленные сроки сводных квартальных и годовых отчетов;
подготовку предложений по финансированию подпрограммы на очередной финансовый год;
корректировку плана реализации подпрограммы на соответствующий год по источникам и объемам финансирования и перечню предлагаемых к реализации программных проектов и мероприятий по результатам принятия областного и федерального бюджетов;
подготовку проекта плана реализации подпрограммы на очередной финансовый год с оценкой соответствующих финансовых потребностей.
Выполнение мероприятий подпрограммы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе.
Заказчик подпрограммы ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в комитет по экономической политике Брянской области подробную информацию об использовании средств, выделенных на реализацию подпрограммы.
Комитет по экономической политике Брянской области ежемесячно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, направляет Губернатору Брянской области и финансовому управлению Брянской области итоги реализации подпрограммы за истекший период.
Оценку показателей подпрограммы предусмотрено проводить ежегодно и по ее завершении по плановым и фактически достигнутым результатам. Экспертные проверки хода реализации подпрограммы осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Управление подпрограммой потребует перспективного взаимосвязанного пообъектного планирования дорожных проектов на федеральном уровне.
Взаимодействие с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации будет строиться через систему соглашений и межбюджетных отношений, предусматривающих регулирование развития единой дорожной сети страны посредством механизма субсидий.
9. Межбюджетные субсидии
В рамках подпрограммы межбюджетные субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, переданных из областной собственности в собственность органов местного самоуправления, при соблюдении следующих условий:
наличие аналогичных муниципальных долгосрочных целевых программ;
обеспечение софинансирования за счет местных бюджетов в размере не менее 20 процентов;
подписание соглашения о порядке использования межбюджетных субсидий из областного бюджета;
принадлежность объекта содержания к муниципальной собственности.
Порядок предоставления и распределения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в форме субсидий из областного бюджета на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, переданных из областной собственности в собственность органов местного самоуправления, утверждается постановлением администрации области.
Объём субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование затрат по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них определяется в соответствии с методикой расчёта межбюджетных субсидий на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, переданных из областной собственности в собственность органов местного самоуправления (приложение 2 к подпрограмме).
10. Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с п. 4.3 постановления администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" и постановлением администрации области от 10 августа 2007 года N 641 "О порядке проведения ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 4.3 Порядка, утвержденного названным постановлением N 472
Экономическая эффективность дорожных работ обеспечивается прямым и косвенным экономическим эффектом.
Прямой экономический эффект достигается снижением себестоимости перевозок грузов и пассажиров за счет повышения скорости движения, снижения расхода горючего, повышения производительности подвижного состава автомобильного транспорта в результате улучшения дорожных условий и, как следствие этого, высвобождения части автомобилей.
Косвенный экономический эффект, достигаемый в результате улучшения дорожных условий, образуется в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, социальной сфере из-за улучшения системы транспортного обслуживания, например, уменьшения запыленности прилегающих к дорогам сельскохозяйственных угодий, ускорения вывозки сахарной свеклы и сохранения ее высокой сахаристости, обеспечения своевременной вывозки молока и т.п.
Социально-экономические показатели подпрограммы с учетом фактического финансирования по мероприятиям программы отражены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
2004-2010 гг. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Строительство и реконструкция, км |
55,9 |
9,5 |
3,4 |
30,4 |
0,0 |
3,0 |
3,3 |
6,3 |
Ремонт региональных автомобильных дорог общего пользования, км |
235,54 |
51,0 |
49,2 |
14,4 |
68,8 |
16,4 |
19,98 |
15,76 |
Содержание региональных автомобильных дорог, км |
|
5928,0 |
5955,0 |
5980,0 |
5512,0 |
5525,2 |
5700,2 |
5726,9 |
Содержание муниципальных автомобильных дорог, км |
|
|
|
|
668,06 |
459,0 |
293,4 |
293,4 |
Помимо значительного экономического эффекта, выполнение подпрограммы принесет важные изменения в социальную сферу:
получит мощный дополнительный импульс развитие сельского хозяйства в прежде бездорожных районах;
возрастет объем межрегиональных транспортно-экономических связей;
поднимется культурный и образовательный уровень населения;
уменьшится ущерб от дорожно-транспортных происшествий; улучшится здравоохранение;
снизится отрицательное воздействие автотранспорта и дорог на окружающую среду;
увеличится поток отдыхающих и туристов;
наконец, создание эффективно действующей сети автомобильных дорог будет способствовать созданию более рациональной системы размещения производительных сил.
Экономическая эффективность подпрограммы "Автомобильные дороги" (2004-2010 годы) и ее большое социальное значение определяют необходимость ее утверждения и претворения в жизнь.
Приложение 1
к подпрограмме "Автомобильные дороги"
(2004-2010 годы)
Перечень
мероприятий по реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" (2004-2010 годы)
N п.п. |
Наименование мероприятия подпрограммы |
Срок реализации |
Объём финансирования, тыс.руб. |
Источник финансирования |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемые результаты реализации мероприятия |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2004-2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
|
Расходы на дорожное хозяйство |
2004-2010 годы |
4435671,1 |
2256727,0 |
569120,1 |
710563,7 |
899260,3 |
областной бюджет |
ГУ "Управление дорожного хозяйства Брянской области" |
поддержание в нормативном состоянии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
||||
1 |
Средства областного бюджета |
4425979,2 |
2256727,0 |
569120,1 |
705875,6 |
894256,5 |
||||
1.1 |
Содержание автомобильных дорог, в том числе |
2735708,9 |
1342043,0 |
403411,3 |
478270,6 |
511984,0 |
||||
1.1.1 |
Капитальные вложения |
77697,0 |
57397,0 |
7000,0 |
7000,0 |
6300,0 |
||||
1.1.2 |
Текущие расходы |
2658011,9 |
1284646,0 |
396411,3 |
471270,6 |
505684,0 |
||||
1.2 |
Ремонт автомобильных дорог |
815484,8 |
611238,0 |
37868,4 |
89722,2 |
76656,2 |
выполнение ремонта 235,54 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения |
|||
1.3 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения |
708873,6 |
205116,0 |
99026,1 |
119130,5 |
285601,0 |
строительство и реконструкция 58,4 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения |
|||
1.4 |
Субсидии на содержание автомобильных дорог муниципального значения |
165911,9 |
98330,0 |
28814,3 |
18752,3 |
20015,3 |
поддержание в нормативном состоянии автомобильных дорог муниципального значения |
|||
2 |
Средства бюджетов муниципальных образований на содержание дорог муниципального значения |
9691,9 |
0,0 |
0,0 |
4688,1 |
5003,8 |
муниципальные бюджеты |
Приложение 2
к подпрограмме "Автомобильные дороги"
(2004-2010 годы)
Методика
расчёта межбюджетных субсидий на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, переданных из областной собственности в собственность органов местного самоуправления
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, переданных из областной собственности в собственность органов местного самоуправления, в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" долгосрочной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004-2010 годы) на покрытие затрат, связанных с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Объем субсидии бюджету муниципального образования на финансирование затрат по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них определяется по следующей формуле:
,
где: Ci - объем субсидии i-му муниципальному образованию;
Lik - протяженность дорог, переданных муниципальному образованию из областной собственности, в соответствии с техническими категориями;
Hi - норматив затрат на содержание 1 км дорог и искусственных сооружений на них в зависимости от технической категорий дорог, утвержденный нормативным правовым актом администрации области.
Размер субсидии муниципальному образованию должен составлять не более 80 процентов от необходимого объёма средств на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, переданных из областной собственности в собственность органов местного самоуправления.
Распределение средств на указанные цели осуществляется в соответствии с постановлением администрации области.
Подпрограмма
"Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" (2004-2010 годы)
Паспорт
подпрограммы "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" (2004-2010 годы)
По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Имеется в виду п. 4.2 Порядка, утвержденного названным постановлением N 472
1. Введение
Пассажирский транспорт общего пользования - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Брянской области и г. Брянска.
Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, улучшения условий и уровня жизни населения области.
Настоящая региональная подпрограмма "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" разрабатывается впервые, включает мероприятия, относящиеся к пассажирскому транспорту общего пользования - автомобильному и электрическому, а также к его инфраструктуре, является продолжением областной программы обновления парка подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта Брянской области.
Подпрограмма предусматривает формирование системы мер, комплекса мероприятий по организационно-хозяйственному и управленческому реформированию и модернизации пассажирского транспорта.
С учетом большого социально-экономического значения пассажирского транспорта общего пользования обосновывается настоятельная необходимость усиления государственной поддержки для вывода его из кризисного состояния и улучшения механизмов государственного регулирования на всех уровнях управления.
В результате реализации подпрограммы будут созданы условия для поэтапного ускорения обновления устаревших основных фондов транспортного комплекса области и г. Брянска, в первую очередь, парка автобусов, и обеспечено улучшение его функционирования за счет координации и взаимодействия органов власти на всех уровнях и автотранспортных предприятий общего пользования в деле согласованного развития и четкого взаимодействия видов транспорта.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Надежная и эффективная работа транспорта общего пользования является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности в области.
Транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения, непосредственно влияя на эффективность экономики региона.
В настоящее время состояние и функционирование пассажирского транспорта общего пользования в Брянской области характеризуется рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, для чего в ряде случаев требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы, оздоровление финансового состояния предприятий и усиление государственной поддержки.
Основными недостатками, определяющими сущность проблемной ситуации, являются:
отсутствие современного законодательно-правового, нормативного и методического обеспечения развития и функционирования пассажирского транспорта общего пользования;
неустойчивое финансовое состояние предприятий транспорта общего пользования, наличие большой задолженности прошлых лет, серьезный дефицит финансовых ресурсов, приведшие к существенному спаду инвестиционной активности, в первую очередь, в части приобретения транспортных средств;
неудовлетворительное состояние парка автобусов и троллейбусов, до 80 процентов которых находятся за пределами амортизационных сроков, сильно изношены, требуют больших затрат на их ремонт и поддержание в приемлемом техническом состоянии;
неполное возмещение из федерального бюджета, бюджетов Брянской области и г. Брянска затрат пассажирского транспорта общего пользования по обслуживанию пассажиров льготных категорий;
снижение уровня безопасности функционирования общественного транспорта.
Одной из острейших проблем пассажирского транспорта общего пользования в Брянской области, финансируемого из областного бюджета и бюджета г. Брянска, является изношенный и малоэффективный подвижной состав, который не соответствует требованиям нормативных документов по перевозке пассажиров, имеет высокие эксплуатационные расходы, не позволяющие автотранспортным предприятиям общего пользования проводить политику эффективного обновления основных фондов.
С 1996 по 2000 год было приобретено 70 автобусов (в том числе в г. Брянске - 50) и 4 троллейбуса.
За 2001-2002 годы и первое полугодие 2003 года приобретено 127 единиц автобусов и троллейбусов (в том числе 7 новых и 8 бывших в эксплуатации автобусов, 12 троллейбусов для предприятий г. Брянска), 202 транспортные единицы (в том числе 80 автобусов и 11 троллейбусов в г. Брянске) капитально отремонтированы за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели в размере 46,5 млн. рублей в год (в т.ч. в г. Брянске - по 10 млн. рублей), то есть на одном уровне, без учета инфляции и роста цен на энергоносители.
Численность парка автобусов и троллейбусов из года в год снижается, техническое состояние подвижного состава продолжает находиться на низком уровне. Из 994 автобусов, находящихся на балансе автотранспортных предприятий общего пользования Брянской области, 375 единиц, или 37,7 процента, полностью амортизированы и подлежат выбраковке и списанию. Из 174 троллейбусов МУП "Брянское троллейбусное управление" подлежит списанию 133 подвижных единицы (76 процентов). 80 процентов парка автобусов представляют собой морально устаревшие модели с бензиновым двигателем и большими эксплуатационными расходами.
Объем субсидий, выделяемых на компенсацию выпадающих доходов по перевозке льготных категорий граждан, составляет 40-45 процентов от расчетной потребности.
Кроме того, более половины автобусного парка эксплуатируется на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 от 5 до 15 Кюри на кв.км. В салонах автобусов создастся повышенный уровень радиоактивной запыленности из-за высокой степени износа кузовов, которые не в состоянии обеспечить необходимую герметизацию салонов. Эксплуатация автобусов с такими салонами в условиях второй зоны радиоактивного загрязнения (последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции), по заключению экспертной комиссии, недопустима.
Санитарно-эпидемиологической службой и Брянской радиологической лабораторией Ленинградского НИИ радиационной гигиены предложено вывести из эксплуатации вес автобусы со сроком службы более 5 лет по причине неудовлетворительного состояния кузовов и проникновения в салон радиоактивной пыли.
Учитывая важную социальную значимость организации перевозок пассажиров общественным транспортом, особенно перевозок детей и взрослого населения с территорий Брянской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению цезием-137, на лечение и в дома отдыха, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 июля 1997 года N 785 утвердило Федеральную целевую программу социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы и назначило Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком по вопросам развития транспортной системы России на территории Брянской области.
Принимая во внимание сложное положение, в котором оказались автотранспортные предприятия области в связи с последствиями чернобыльской катастрофы, Министерство транспорта Российской Федерации ежегодно ходатайствовало перед Министерством финансов и Министерством экономики Российской Федерации о финансировании мероприятий программы в 1998-2000 годах на приобретение 600 единиц автобусов, в т.ч. 299 единиц для районов Брянской области, расположенных во второй зоне радиоактивного загрязнения.
Однако финансовые средства из федерального бюджета на эти цели Брянской области не были выделены, а следовательно, и проект N 140 "Обновление парка пассажирских автобусов в ОАО ААК "Брянскавтотранс", как основная часть Федеральной целевой программы социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы, остался нереализованным.
Низкое техническое состояние подвижного состава, изношенный и малоэффективный парк автобусов и троллейбусов, отсутствие необходимого гаражного и металлорежущего оборудования, резкое физическое старение производственной базы, особенно построенных зданий из металлоконструкций типа "Модуль", резкое повышение цен на энергоносители, металлоизделия, оборудование, нефтепродукты, электроэнергию, большие эксплуатационные расходы и, как следствие, снижение качества предоставляемых населению услуг, а также массовые перевозки детей и взрослого населения из второй зоны радиоактивного загрязнения на лечение требовали принятия неотложных мер по модернизации действующей областной программы обновления парка подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта Брянской области на 2001-2005 годы и разработке подпрограммы "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" (2004-2010 годы).
В Брянской области 20 автотранспортных предприятий общего пользования, имеющих форму собственности в виде акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, два ГУПа и 2 муниципальных пассажирских предприятия в г. Брянске обеспечивают перевозки пассажиров на 481 автобусном маршруте общей протяженностью 19,6 тыс.км, в том числе на 80 городских, 351 пригородном, 43 междугородных и 7 международных автобусных маршрутах, а также на 16 троллейбусных маршрутах протяженностью 0,35 тыс. км.
Ежедневно транспортом общего пользования области выполняется 5028 рейсов и перевозится более 1074,4 тыс. пассажиров (в т.ч. 884,4 тыс. пассажиров перевозится предприятиями г. Брянска), для работы на автобусные маршруты выходит 638 автобусов из 994 единиц, на троллейбусные - 146 троллейбусов из 174.
Предприятия транспорта общего пользования до 2005 года осуществляли пассажирские перевозки в условиях регулируемых тарифов и предоставления права льготного проезда 62 категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством и решениями местных органов власти.
Неполная компенсация выпадающих доходов отрицательно сказывается на финансовом состоянии автопредприятий транспорта общего пользования. По этой причине непогашенные убытки за 2000-2002 годы составили 95,6 млн. рублей.
Основная доля перевозок по области приходится на внутригородское и пригородное сообщение, по этим видам сообщения она составляет соответственно 55,4 и 44 процента, по объему перевозок (количеству) перевозимых пассажиров по г. Брянску - соответственно 95 и 5 процентов.
Из 994 автобусов парка области более 900 единиц могут быть квалифицированы как городские автобусы с числом сидячих мест свыше 20.
Все автобусы АТП городов и районов области, являясь государственной собственностью, автобусы и троллейбусы в г. Брянске - муниципальной собственностью, переданы транспортным предприятиям общего пользования и используются для работы на автобусных и троллейбусных маршрутах по утвержденному расписанию движения.
Наибольшей потребностью для транспортных предприятий является приобретение автобусов большой и средней вместимости.
Подпрограммой предусматривается приобретение автобусов в основном большой и средней вместимости, чтобы в итоге к концу 2010 года структура парка области составила:
автобусов большой вместимости - 26 процентов;
автобусов средней вместимости - 52 процента;
автобусов малой вместимости - 22 процента.
Острая ситуация сложилась в городах, расположенных во второй зоне радиоактивного загрязнения: Новозыбкове, Клинцах, Унече, Почепе и Дятьково, в которых автобус является единственным видом общественного транспорта. Из-за возросших интервалов движения автобусов по городским маршрутам время ожидания пассажиров на остановках часто превышает 20 минут в "часы пик", а на отдельных маршрутах доходит до одного часа.
Такая ситуация объясняется резким снижением темпов обновления подвижного состава Брянской области с 1992 по 2000 год и недостаточным обновлением с 2001 по 2003 год.
Ситуация усугубляется тем, что падение обеспеченности общественным транспортом ниже некоторого критического уровня может служить фактором социальной нестабильности.
До 2004 года почти весь парк автобусов (322 единицы) автотранспортных предприятий, расположенных на территории второй зоны радиоактивного загрязнения (Красногорского, Стародубского, Климовского АТП, Новозыбковского и Клинцовского ПАТП), подлежал полной замене, на это требуется в среднем 390,6 млн. рублей.
Автобусы для эксплуатации во второй зоне радиоактивного загрязнения целесообразно приобретать более дешевые - российского производства, что сэкономит бюджетные средства.
3. Цель и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является сокращение удельного веса транспортных средств со сверхнормативным сроком амортизации.
Обновление транспортных средств пассажирского транспорта общего пользования предусмотрено производить путем оснащения парка автобусов и троллейбусов подвижным составом с улучшенными и более эффективными технико-эксплуатационными показателями, более высокого уровня комфортности для пассажиров.
Достижение этих целей позволит создать условия для эффективного и безопасного функционирования пассажирского автомобильного и электрического транспорта общего пользования по удовлетворению потребностей социальной сферы в услугах пассажирских перевозок, отвечающих современным требованиям. Внедрение новых современных автобусов и троллейбусов приведет к экономии средств бюджетов, экономии около 3000 тыс. литров ГСМ.
К концу периода реализации подпрограммы (2010 год) предельное наполнение салонов автобусов в "часы пик" на городских маршрутах не должно быть выше 6 человек на 1 кв.м свободной площади салона, салонов троллейбусов - 8 человек на 1 кв.м.
Необходимо оптимизировать структуру парка автобусов, пополнить его современными, отвечающими международным стандартам транспортными средствами.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы: 2004-2010 годы. Первый этап - 2004-2007 годы, второй этап - 2008-2010 годы.
5. Состав программных мероприятий
Приобретение новых автобусов и троллейбусов эффективных моделей отечественного производства.
Приобретаемые за счет средств областного бюджета автобусы и троллейбусы закрепляются в собственность Брянской области и передаются автотранспортным предприятиям, обеспечивающим пассажирские перевозки, на договорной основе в рамках действующего гражданского законодательства.
Объемы приобретения автобусов и троллейбусов изложены в приложении к подпрограмме.
6. Механизм реализации подпрограммы
Главный распорядитель бюджетных средств - департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области - в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и с учетом ежегодно выделяемых средств на реализацию подпрограммы проводит закупку автобусов и троллейбусов.
7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования по подпрограмме составляет 546300,1 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 253020,1 тыс. рублей, из бюджета г. Брянска - 266300,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий за счет средств бюджета города Брянска осуществляется при согласовании выделения ассигнований на такие мероприятия за счет средств соответствующих источников.
8. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Заказчик подпрограммы - департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области:
разрабатывает заявки и конкурсную документацию на проведение торгов (конкурса) поставщиков подвижного состава в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
заключает договоры (контракты) с поставщиками подвижного состава;
контролирует своевременную комплектную поставку подвижного состава;
разрабатывает заявки и конкурсную документацию на проведение торгов (конкурса) на выполнение государственного заказа по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
производит распределение и передачу подвижного состава пассажирским транспортным предприятиям общего пользования, выполняющим государственный заказ по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам, согласно распоряжению Губернатора Брянской области.
Департамент государственных закупок Брянской области проводит торги (конкурс) поставщиков подвижного состава и на выполнение государственного заказа по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам по заявке и конкурсной документации, представленным департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области.
Подвижной состав передается автотранспортным предприятиям общего пользования в зависимости от их организационно-правовой формы следующим образом:
государственным унитарным предприятиям областной собственности - в хозяйственное ведение;
остальным транспортным предприятиям - в безвозмездное пользование.
Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области направляет в комитет по экономической политике Брянской области:
ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, - подробную информацию об использовании средств, выделенных на реализацию подпрограммы, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации подпрограммы;
по завершении реализации подпрограммы (в 2010 году) - доклад о выполнении подпрограммы.
Комитет по экономической политике Брянской области ежемесячно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, направляет Губернатору Брянской области и финансовому управлению Брянской области итоги реализации подпрограммы.
9. Последствия реализации подпрограммы
Главными особенностями подпрограммы является# социальная направленность ее мероприятий, осуществление которых призвано улучшить или не допустить ухудшения качества услуг, гарантированное обеспечение государством хотя бы минимального уровня транспортного обслуживания населения.
Реализация подпрограммы "Развитие пассажирского транспорта общего пользования" позволит оказать положительное воздействие на экологию и здоровье населения, значительно уменьшить эмиссию окиси углерода, двуокиси серы, двуокиси азота и др. и существенно улучшить экономическую обстановку, что особенно важно для городов и поселков области.
Новые автобусы будут менее шумными, максимальный уровень шума по нормативу (на расстоянии 15 м от автобуса) не превышает 86 ДБ, что особенно важно для жителей городов и районных центров области.
Реализация подпрограммы позволит повысить экономическую эффективность работы предприятий транспорта общего пользования, в том числе увеличить коэффициент использования парка автобусов за расчетный период 2004-2010 годов с 0,63 до 0,65, по троллейбусам - с 0,77 до 0,80.
Изменение эффективности реализации подпрограммы по годам указаны в таблице.
Таблица
N п.п. |
Показатель эффективности подпрограммы |
Годы реализации подпрограммы |
|||
2004-2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1 |
Коэффициент использования парка автобусов |
0,63 |
0,64 |
0,645 |
0,65 |
2 |
Коэффициент использования парка троллейбусов |
0,77 |
0,78 |
0,79 |
0,80 |
10. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с Порядком оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации области от 10 августа 2007 года N 641.
Приложение
"Реформирование пассажирского
транспорта общего пользования"
(2004-2010 годы)
Перечень
мероприятий подпрограммы "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" (2004-2010 годы)
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Источники финансирования |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
|
2004-2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||
Приобретение автобусов и троллейбусов |
2004-2010 годы |
253020,1 |
169200,0 |
19920,1 |
27900,0 |
36000,0 |
областной бюджет |
департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области |
приобретение автобусов и троллейбусов: 2004-2007 годы - 173 автобуса и 9 троллейбусов; 2008 год - 33 автобуса и 14 троллейбусов; 2009 год - 26 автобусов и 4 троллейбуса; 2010 год - 28 автобусов и 4 троллейбуса |
|
|
266300,0 |
93300,0 |
50000,0 |
60000,0 |
60000,0 |
бюджеты муниципальных образований (по согласованию) |
||
|
|
26980,0 |
26980,0 |
|
|
|
другие источники финансирования |
||
Итого |
|
546300,1 |
292480,0 |
69920,1 |
87900,0 |
96000,0 |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 12 января 2009 г. N 3 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004-2010 годы)"
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная Брянщина" от 30 января 2009 г. N 2 (67)
Постановлением Правительства Брянской области от 15 апреля 2024 г. N 163-П настоящий документ признан утратившим силу с 22 апреля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 15 декабря 2010 г. N 1288
Постановление Администрации Брянской области от 17 августа 2010 г. N 820
Постановление Администрации Брянской области от 3 августа 2010 г. N 777
Постановление Администрации Брянской области от 11 мая 2010 г. N 466
Постановление Администрации Брянской области от 1 марта 2010 г. N 186
Постановление Администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. N 1310
Постановление Администрации Брянской области от 20 октября 2009 г. N 1126
Постановление Администрации Брянской области от 3 августа 2009 г. N 796
Постановление Администрации Брянской области от 6 июля 2009 г. N 683