В соответствии с распоряжением администрации области от 1 марта 2010 года N 126-р "О реестре долгосрочных целевых программ, подлежащих разработке и утверждению в 2010 году", в целях улучшения ситуации по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Брянской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы).
2. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.
Временно исполняющий |
А.И. Касацкий |
Долгосрочная целевая программа
"Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы)
(утв. постановлением администрации Брянской области от 17 июня 2010 г. N 607)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы)
Наименование программы |
- |
долгосрочная целевая программа "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы) |
Дата принятия решения о разработке программы |
- |
распоряжение администрации области от 1 марта 2010 года N 126-р "О реестре долгосрочных целевых программ, подлежащих разработке и утверждению в 2010 году" |
Государственный заказчик |
- |
администрация Брянской области |
Заказчик программы |
- |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
Разработчик программы |
- |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
Цель и задачи программы |
- |
цель: обеспечение агропромышленного комплекса руководителями и специалистами с высоким уровнем компетентности, рабочими массовых профессий, способными осуществлять эффективную работу в современных условиях; задачи: продолжение работы по созданию областного резерва высококвалифицированных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные предприятия, и организация их профессиональной подготовки; разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе; формирование и реализация социального заказа агропромышленного комплекса области на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного по объемам подготовки в агропромышленных учебных заведениях; введение дополнительных социальных гарантий и льгот для молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий, а также выпускников образовательных учреждений после поступления их на работу на условиях трудовых договоров и контрактов; формирование у руководителей и специалистов агропромышленного комплекса области высоких профессиональных, управленческих и предпринимательских навыков работы, что позволит стабилизировать и улучшить экономические показатели работы предприятий агропромышленного комплекса; стимулирование тружеников села, развитие инициативы трудовых коллективов, повышение заинтересованности сельских товаропроизводителей в увеличении производства продукции растениеводства и животноводства, успешном проведении всего комплекса работ; создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса. Формирование государственных информационных ресурсов и предоставление на их основе государственных электронных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению |
Срок реализации программы |
- |
2011-2015 годы |
Перечень программных мероприятий |
- |
поддержка молодых специалистов, трактористов-машинистов, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, К(Ф)Х, МТС и научных учреждениях области. Выплата пособий студентам сельскохозяйственных учебных заведений, проходящих практику в период весенне-полевых и уборочных работ; стажировка, учеба, повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса области; организация и проведение соревнований и конкурсов "Лучший по профессии" среди предприятий и работников агропромышленного комплекса области; участие в агропромышленных и прочих выставках и ярмарках; создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства на территории Брянской области; проведение сельских спортивных игр; приобретение новогодних подарков для детей работников агропромышленного комплекса области |
Исполнители основных мероприятий |
- |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области; ГУ - районные управления сельского хозяйства; отраслевые образовательные и научные учреждения области (по согласованию); сельскохозяйственные предприятия (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования |
- |
на весь период реализации программы (2011-2015 годы) требуется средств областного бюджета в объеме 166389,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2012 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2013 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2014 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2015 году - 33277,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты программы |
- |
сохранение и развитие кадрового потенциала, организация системы непрерывного обучения в агропромышленном комплексе области; ожидаемое количество молодых специалистов и трактористов-машинистов, работающих в агропромышленном комплексе, за весь период реализации программы составит 1732 человека |
Система организации контроля за исполнением программы |
- |
в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" |
I. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и необходимость ее решения на региональном уровне программно-целевым методом
Одним из ключевых факторов, определяющих рост или сокращение сельскохозяйственного производства, является кадровый потенциал. Возрастание роли кадров обусловлено, во-первых, необходимостью последовательной интенсификации производства, во-вторых, резким ухудшением демографической ситуации. Вместе с тем новые социально-экономические реалии предъявляют повышенные требования к уровню квалификации работников сельского хозяйства.
Низкая экономическая эффективность сельскохозяйственных предприятий, высокая степень износа основных фондов, недостаточный уровень механизации производства, резкое падение уровня жизни сельского населения и увеличение разрыва по этому показателю с городом препятствуют созданию необходимых предпосылок для усиления мотивации аграрного труда, улучшения кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства.
Реализация мер по формированию кадрового потенциала отрасли, отвечающего современным требованиям, должна осуществляться на основе улучшения условий труда, трудовых отношений и социальных условий жизнедеятельности сельского населения.
Реализация аграрной кадровой политики и стратегии обеспечения отрасли квалифицированными кадрами предполагает осуществление ряда организационно-управленческих мер, основными среди которых являются:
тесная координация всех структур управления агропромышленного комплекса процессами подготовки, отбора, закрепления кадров на производстве;
повышение роли и ответственности кадровых служб в органах управления агропромышленного комплекса (далее - АПК) всех уровней;
систематическое проведение мониторинга обеспеченности кадрами АПК.
В результате оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась тенденция старения сельского населения.
Очень сложным остается положение с обеспеченностью сельхозпредприятий АПК кадрами всех уровней. За последние годы резко сократилась численность работающих в сельхозпредприятиях области.
В соответствии с данными ведомственной статистической отчетности (форма 1-к) непосредственно в сельскохозяйственном производстве области по состоянию на 1 января текущего года работают 16604 человека, в том числе на должностях руководителей и специалистов - 3914 человек.
Из всех работников, занимающих должности руководителей и специалистов, лишь 1406 человек (36%) имеют высшее образование, в том числе 273 руководителя (63%), 415 главных специалистов (44%), 718 руководителей среднего звена (28%) имеют высшее образование.
На 1 января 2010 года остаются вакантными 6 должностей руководителей, 293 должности главных специалистов и 255 должностей руководителей среднего звена и специалистов, недостает 65 главных агрономов, 64 главных зоотехника, 50 главных ветеринарных врачей, 47 главных инженеров, 28 главных экономистов, 22 главных бухгалтера, 17 главных специалистов других специальностей.
Заметно обострилась проблема закрепления на селе молодых специалистов. В настоящее время их численность в возрасте до 30 лет составляет 443 человека.
На закреплении кадров в аграрном секторе области крайне отрицательно сказывается сокращение строительства жилья и других объектов социальной сферы в подавляющем большинстве хозяйств.
В сложившихся условиях администрацией области, комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области был принят ряд мер, направленных на ликвидацию вышеперечисленных негативных тенденций в аграрном секторе экономики области и решение назревших кадровых проблем.
Совокупность вышеперечисленных нерешенных проблем и факторов не позволяет обеспечить стабильный приток в аграрный сектор профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу.
В области проведена определенная работа по разработке и осуществлению мероприятий кадрового обеспечения АПК применительно к условиям формирующихся рыночных отношений. В агропромышленном комплексе области функционирует универсальная система непрерывного аграрного образования.
Роль кадрового потенциала заметно возрастает в связи с развитием новых форм собственности, управления и организации сельскохозяйственного производства с использованием мировых и отечественных достижений аграрной науки и практики, поэтому проведение кадровой политики нуждается в новых подходах. Основными направлениями ее реализации являются:
формирование и совершенствование единого образовательного комплекса АПК, обеспечивающего универсальное непрерывное образование с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения;
подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации на базе слияния образования, производства и науки;
организация массовой подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий и подразделений;
развитие системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и фермеров.
Проблемы кадрового обеспечения АПК области должны решаться программно-целевыми методами.
Долгосрочная целевая программа "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы) разработана комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", в котором в качестве приоритетных определены программные методы регулирования кадровых вопросов.
Программа направлена на обеспечение АПК области управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых соответствовал бы современным требованиям, предъявляемым к сельскохозяйственному производству. К управлению современным хозяйством должны прийти специалисты нового типа, с высоким уровнем компетентности, организаторскими способностями, знанием и умением осваивать самые современные технологии и принципы управления в АПК.
II. Цель и задачи программы
Целью долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы) является обеспечение агропромышленного комплекса руководителями и специалистами с высоким уровнем компетентности, рабочими массовых профессий, способными осуществлять эффективную работу в современных условиях.
Формирование и реализация кадрового потенциала многоукладного сельского хозяйства, адекватного современным требованиям, является стратегической задачей, от решения которой зависит успех возрождения отрасли, подъем аграрной экономики, включение ее в рыночные отношения.
Для обеспечения широкого доступа работников АПК к образовательным и информационным ресурсам, максимально приближенную образовательную систему и систему кадрового обеспечения - к интересам и запросам заказчика - агропромышленного производства необходимо решить следующие задачи:
продолжение работы по созданию областного резерва высококвалифицированных профессионалов, способных возглавить сельскохозяйственные предприятия, и организация их подготовки;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе;
формирование и реализация социального заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в агропромышленных учебных заведениях;
введение дополнительных социальных гарантий и льгот для молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий, а также выпускников образовательных учреждений после поступления их на работу на условиях договоров и контрактов;
формирование у руководителей и специалистов агропромышленного комплекса области высоких профессиональных, управленческих и предпринимательских навыков работы, что позволит стабилизировать и улучшить экономические показатели работы предприятий АПК;
стимулирование тружеников села, развитие инициативы трудовых коллективов, повышение заинтересованности сельских товаропроизводителей в увеличении производства продукции растениеводства и животноводства, успешном проведении всего комплекса работ;
создание единой системы информационного обеспечения АПК. Формирование государственных информационных ресурсов и предоставление на их основе государственных электронных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению.
III. Срок реализации программы
Срок реализации программы: 2011-2015 годы.
IV. Состав программных мероприятий
Основными предполагаемыми мероприятиями по реализации долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы) являются (приложение к программе):
поддержка молодых специалистов, трактористов-машинистов, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, К(Ф)Х, МТС и научных учреждениях области. Выплата пособий студентам сельскохозяйственных учебных заведений, проходящим практику в период весенне-полевых и уборочных работ;
стажировка, учеба, повышение квалификации специалистов АПК области;
организация и проведение соревнований и конкурсов "Лучший по профессии" среди предприятий и работников АПК области;
участие в агропромышленных и прочих выставках и ярмарках;
создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства на территории Брянской области;
проведение сельских спортивных игр;
приобретение новогодних подарков для детей работников АПК области.
V. Механизм реализации программы
К участию в реализации программы привлекаются комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, государственные учреждения - районные управления сельского хозяйства области, отраслевые образовательные и научные учреждения, сельскохозяйственные предприятия.
Реализация программы возможна лишь при условии использования комплекса взаимосвязанных организационных, финансовых, технологических, экономических и правовых мер.
Организационными и правовыми рычагами влияния на выполнение программы являются принятие и применение нормативных документов, регулирующих отношения региональных органов управления, заказчика и исполнителей в процессе реализации программы.
Конкретные суммы средств на реализацию данной программы ежегодно утверждаются законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области является главным распорядителем средств областного бюджета. Главный распорядитель осуществляет перечисление средств областного бюджета распорядителям и получателям бюджетных средств, устанавливает порядок регулярной периодической отчетности, проверку целевого использования денежных средств областного бюджета и эффективность их расходования.
Финансовое управление Брянской области осуществляет контроль за расходованием средств областного бюджета.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области ежегодно готовит проекты постановлений администрации области по распределению средств областного бюджета по программе в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В целях эффективного использования бюджетных средств главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VI. Ресурсное обеспечение программы
Основным источником ресурсного обеспечения программы являются средства областного бюджета.
На весь период реализации программы (2011-2015 годы) требуется средств областного бюджета в объеме 166389,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2012 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2013 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2014 году - 33277,8 тыс. рублей; в 2015 году - 33277,8 тыс. рублей.
VII. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком программы является администрация Брянской области, которая осуществляет контроль за своевременной и качественной разработкой и реализацией программы.
Методическое руководство разработкой программы, координацию работ по оценке ее эффективности, а также контроль за реализацией программы осуществляет департамент экономического развития Брянской области. Текущее управление программой осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
Порядок использования средств по мероприятиям программы утверждается нормативными правовыми актами администрации Брянской области.
Заказчик и исполнители мероприятий программы, в соответствии с действующим законодательством, обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области устанавливается регулярная отчетность государственных учреждений - районных управлений сельского хозяйства, образовательных и научных учреждений о целевом и эффективном использовании выделенных бюджетных средств.
Заказчик программы представляет в департамент экономического развития Брянской области:
ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, - подробную информацию об использовании средств, выделенных на реализацию программы, справочную и аналитическую информацию о реализации долгосрочной целевой программы (нарастающим итогом);
по долгосрочной целевой программе, срок реализации которой завершился в отчетном году, - доклад о выполнении программы.
Департамент экономического развития Брянской области ежемесячно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, направляет Губернатору Брянской области и финансовому управлению Брянской области итоги реализации долгосрочных целевых программ за истекший период.
VIII. Последствия реализации программы, оценка внешних условий и рисков ее реализации
В результате реализации программы будут созданы нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области кадрового обеспечения сельхозпредприятий области, доступности сельским жителям получения качественного образования, информационно-консультационного обслуживания, и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий.
Для оценки последствий реализации программы будет применена система индикаторов, которая позволит провести мониторинг динамики изменений в данной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить агропромышленный комплекс руководителями и специалистами с высоким уровнем компетентности, рабочими массовых профессий, способными осуществлять эффективную работу в современных условиях.
IX. Оценка эффективности
Уровень реализации программы определяется в соответствии с постановлением администрации области от 10 августа 2007 года N 641 "О Порядке проведения ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ" при помощи использования индикаторов результативности исполнения программы. Основой для выбора индикаторов являются показатели эффективности программы. Эффективность программы определяется количеством молодых специалистов и трактористов-машинистов, работающих по контракту в сельхозпредприятиях области в текущем году.
Ожидаемое количество работающих молодых специалистов и трактористов-машинистов:
2011 год - 346 человек;
2012 год - 349 человек;
2013 год - 350 человек;
2014 год - 346 человек;
2015 год - 341 человек.
Приложение
к долгосрочной целевой программе
"Кадровое обеспечение
агропромышленного комплекса
Брянской области"
(2011-2015 годы)
Направление вложений средств областного бюджета на выполнение программных мероприятий и ожидаемые конечные результаты их реализации
(тыс. рублей)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Брянской области от 17 июня 2010 г. N 607 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области" (2011-2015 годы)"
Текст постановления опубликован в информационно-аналитическом бюллетене Администрации Брянской области "Официальная Брянщина" от 10 июля 2010 г. N 7
Постановлением Администрации Брянской области от 12 июля 2012 г. N 626 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Брянской области от 15 февраля 2012 г. N 146
Постановление Администрации Брянской области от 28 декабря 2011 г. N 1195
Постановление Администрации Брянской области от 7 ноября 2011 г. N 1003
Постановление Администрации Брянской области от 14 октября 2011 г. N 938
Постановление Администрации Брянской области от 22 июля 2011 г. N 671
Постановление Администрации Брянской области от 15 февраля 2011 г. N 100