Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 26 июня 2006 г. N 163
Комплексная целевая программа
"Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном
комплексе Ярославской области"
на 2007-2011 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | комплексная целевая программа "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N СМ-16/2362 от 08.08.2005; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 10-4-12/422 от 11.08.2005 "О национальном проекте" |
Государственный заказчик Программы |
департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК) |
Основной разработчик Программы (в установленном порядке) |
департамент АПК |
Цели и задачи Программы | - создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - потребительские кооперативы) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.; - создание условий для поддержки потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ), садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений (далее - садоводы); - привлечение инвестиций в сельское хозяйство области; - создание условий для доступности финансового обеспечения деятельности потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов; - увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции; - организация повышения квалификации и подготовки кадров; - информационно-консультационное обеспечение деятельности потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов; - создание дополнительных рабочих мест |
Важнейшие индикаторы и показатели Программы |
- организация потребительских кооперативов по раз-личным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов; - обеспечение ежегодного роста к предыдущему году в течение 2007-2011 годов: 1) объема услуг оказанных потребительскими кооперативами; 2) объема производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, в ЛПХ и у садоводов; 3) производительности труда в потребительских кооперативах, в КФХ, в ЛПХ и у садоводов; 4) числа рабочих мест в потребительских кооперативах |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2011 годы |
Перечень подпрограмм | "Развитие потребительских кооперативов"; "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств"; "Поддержка личных подсобных хозяйств населения"; "Поддержка садоводов". |
Общая стоимость Программы | 2409 млн.руб., в том числе: средства областного бюджета - 278 млн. руб.; средства внебюджетных источников - 2131 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание в каждом муниципальном районе области не менее одного потребительского кооператива; - увеличение производства сельскохозяйственной продукции всего в КФХ, в ЛПХ, у садоводов на 42 процента в 2011 году к уровню 2005 года; - обеспечение потребительскими кооперативами среднегодовых темпов прироста оказания услуг не менее чем на 25 процентов |
Ответственное лицо для контакта | Филиппов Валентин Леонидович - заместитель директора департамента АПК, тел. 72-87-74 |
I. Содержание проблемы
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат), за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйцах, мясе птицы, картофеле и овощах.
В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило: 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию; 2052 КФХ; 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива. Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тысячи, а городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тысячи. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности всего населения области, в том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и садоводов) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики области, и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.
На протяжении ряда последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения работникам достойной заработной платы.
Эти тенденции сохраняются не только по области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда. Уровень производительности труда, как отметил в своем выступлении на совещании летом 2005 года в рамках Дня российского поля заместитель министра сельского хозяйства С.Г.Митин, в отечественном животноводстве сегодня в 5-6 раз, а в растениеводстве - в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.
Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможности сохранить в целом даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, т.е. по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать свое существование в основном за счет ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряженности, особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий, налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
В сельском хозяйстве области, особенно у малых предприятий, КФХ, ЛПХ, садоводов имеются большие трудности в вопросах снабжения и обеспечения различными видами услуг, особенно в сфере сбыта произведенной продукции, а также в получении кредитов. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.
Создание таких форм хозяйствования в настоящее время объективно назрело и при организационной и финансовой поддержке даст положительные результаты в производстве сельскохозяйственной продукции.
Сельское население испытывает существенные трудности в получении информации о состоянии рынка, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, повышении квалификации.
Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;
- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса" объявленного Президентом Российской Федерации.
Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств не только из федерального бюджета, но также из средств региональных и местных бюджетов. Поэтому рекомендовано региональным органам власти разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N СМ-16/2362 от 08.08.2005 и N 10-4-12/422 от 11.08.2005 "О национальном проекте").
Объективность разработки Программы назрела в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объема сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тысяч городских и сельских семей, или примерно 70 процентов населения области занимается производством сельскохозяйственной продукции.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является увеличение объемов сельскохозяйственного производства на основе совершенствования и развития малых форм хозяйствования.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- содействие созданию потребительских кооперативов;
- создание условий для поддержки развития потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство области;
- создание условий для доступности финансового обеспечения потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;
- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров;
- информационно-консультационное обеспечение;
- создание дополнительных рабочих мест;
- развитие земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться ежегодно в течение 2007-2011 годов. Мероприятия подпрограмм будут реализованы в период действия Программы. Показатели прогнозируемых значений подпрограмм отражены в приложениях 1-7 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма финансовых средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 2409 млн. рублей, в том числе для реализации подпрограмм развития: потребительских кооперативов - 921 млн. рублей; КФХ - 492 млн. рублей; ЛПХ - 778 млн. рублей; садоводов - 218 млн. рублей.
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, планируется обеспечить за счет следующих источников: внебюджетных средств - 2131 млн. рублей и средств областного бюджета - 278 млн. рублей.
Государственную поддержку за счет средств областного бюджета потребительским кооперативам, КФХ, ЛПХ, садоводам предусматривается осуществлять в течение 2007 - 2011 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" и подразделу 0411 "Другие вопросы в области национальной экономики" в пределах выделенных лимитов. В соответствии с данным законом департаментом АПК разрабатывается порядок начисления и выплаты субсидий (кроме ЛПХ), который утверждается постановлением Администрации Ярославской области.
Областная бюджетная поддержка ЛПХ предусматривает применение следующего механизма.
Муниципальным районам (городским округам) области перечисляются субвенции в соответствии с нормативами, разрабатываемыми департаментом АПК и утверждаемыми постановлением Администрации Ярославской области на очередной год, в пределах тех же лимитов бюджетных средств на основании вышеназванного закона. Муниципальные районы (городские округа) области в пределах сумм полученных субвенций перечисляют финансовые средства ЛПХ в виде субсидий в соответствии с порядком, который разрабатывается и утверждается на очередной финансовый год соответствующим уполномоченным органом муниципального района (городского округа) области исходя из местных условий и с учетом эффективного использования бюджетных средств.
Предполагается также оказание помощи малым формам хозяйствования за счет муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования на реализацию Программы в 2007 - 2011 годах указаны в приложении 7 к Программе.
V. Механизм реализации и порядок контроля
за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент АПК, который с целью реализации данной Программы в соответствии с действующим законодательством:
- принимает участие в организации управления и осуществляет контроль за ходом ее реализации;
- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;
- проводит согласование объемов финансирования;
- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;
- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов;
- в соответствии с установленным порядком вносит предложения об ее корректировке, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе ее реализации и расходовании бюджетных средств.
В реализации мероприятий Программы участвуют муниципальные образования, районные агропромышленные органы управления сельским хозяйством (департаменты, отделы, управления), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий области, Союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов области, Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений.
В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Ярославской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
Финансовый контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
В результате реализации Программы получат развитие существующие потребительские кооперативы, КФХ, ЛПХ, садоводы. В течение 2007-2011 годов намечено организовать 28 различных потребительских кооперативов (приложение 1 к Программе) и к концу 2011 года иметь их в наличии 42.
Ожидается, что в результате выполнения Программы объем производства сельскохозяйственной продукции всего в КФХ, ЛПХ, у садоводов увеличится в 2011 году к уровню 2005 года на 42 процента, в том числе в КФХ - на 64 процента, в ЛПХ и у садоводов - на 41 процент. Производительность труда за этот же период возрастет в КФХ на 70 процента, в ЛПХ - на 53 процента (приложения 3-4 к Программе).
Объем оказываемых услуг потребительскими кооперативами наряду с ростом числа кооперативов и членов пайщиков возрастет в 2011 году в 3,7 раза к уровню 2005 года и достигнет 595 млн. рублей, из них 66 процентов или 390 млн. рублей составят услуги потребительских кредитных кооперативов. Прирост производительности труда за этот период предусмотрен в размере 17 процентов. Общая сумма услуг в потребительских кооперативах в целом за 2007-2011 годы составит 2019 млн. рублей (приложение 2 к Программе).
Кроме того, Программа имеет социальное значение в том, что количество рабочих мест в потребительских кооперативах к концу 2011 года составит 370, что на 258 больше уровня 2005 года.
Методика оценки эффективности Программы отражена в приложении 8 к Программе.
VII. Перечень программных мероприятий
Программой предусматривается реализация мероприятий (приложения 5-6 к Программе), которые должны быть выполнены в рамках следующих подпрограмм:
"Развитие потребительских кооперативов";
"Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств";
"Поддержка личных подсобных хозяйств населения";
"Поддержка садоводов".
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы - департамента АПК.
1. Подпрограмма "Развитие потребительских кооперативов"
1.1. Содержание проблемы
Основными факторами, сдерживающими организацию потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, являются:
- разрушение в ходе перестроечного периода установившихся ранее вертикальных экономических связей между предприятиями по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, что создало трудности с ее сбытом. При этом в худшем экономическом положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, так как перерабатывающие и торговые предприятия заняли монопольное положение, диктуя цены на сельскохозяйственную продукцию и еще более увеличивая диспаритет цен;
- острый кризис платежеспособности, разрушение производственной и социальной инфраструктуры;
- нехватка всех видов ресурсов как в сфере капитальных вложений, технического перевооружения, приобретения новых технологий, так и для увеличения оборотных средств;
- острая потребность, особенно средних и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочных и долгосрочных кредитах и займах. Банковские кредиты для этих форм хозяйствования малодоступны, так как их деятельность, с точки зрения коммерческих банков, малоэффективна, а имущество, предлагаемое в залог, неликвидно из-за значительного физического и морального износа. Процедура оформления документов на кредитование достаточно сложна и продолжительна, поэтому немногие малые формы хозяйствования могут получить кредиты и займы. Таким образом, они отрезаны от финансово-кредитной системы.
- территориальная разбросанность товаропроизводителей;
- несовершенство налогового законодательства;
- резко выраженная сезонность проведения сельскохозяйственных работ.
Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в объединении усилий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно мелких, а также КФХ, ЛПХ, садоводов с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, которое возможно путем создания и развития потребительских кооперативов по различным направлениям деятельности.
Потребительская кооперация, являясь одной из форм системы ведения сельского хозяйства и предпринимательства, способна обеспечить:
- сохранение и увеличение сельскохозяйственного производства;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке;
- формирование и реализацию экономических отношений, способствующих материальной заинтересованности работников;
- решение социальных проблем на селе;
- защиту интересов крестьянства.
Потребительская кооперация должна развиваться на основе ряда принципов. Наиболее важными из них являются: добровольность вступления в члены потребительского кооператива и свобода выхода из него, справедливое распределение прибыли, расходов и убытков между членами потребительского кооператива, демократизм управления. Любой вступающий в потребительский кооператив должен понимать, что он наравне со всеми его членами разделяет экономические и социальные преимущества, а также ответственность за деятельность потребительского кооператива.
Кроме этого, на организацию потребительских кооперативов значительное влияние оказывают степень развития растениеводства и животноводства на данной территории и уровень формирования рыночных отношений, обеспечивающих взаимные интересы участников кооперации.
При организации деятельности малых форм хозяйствования на селе большую роль играют стартовые условия финансирования. В связи с этим особую значимость приобретают СКПК, через которые есть возможность развивать хозяйственную деятельность. Им принадлежит важная роль в приобретении новой техники и оборудования сельскохозяйственными товаропроизводителями на условиях лизинга, что улучшает материально-техническую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей и увеличивает их возможность в дальнейшем брать кредиты в еще большем объеме за счет приобретения имущества, способного служить залогом. СКПК, предоставляя финансовые услуги, увеличивает возможность для развития малого предпринимательства не только на селе, но и в городе, способствуя также снижению социальной напряженности. Это особенно важно в малых муниципальных образованиях, где ликвидирована банковская система и нет других институтов финансовых услуг. Кроме этого, немаловажное значение имеет и значительное привлечение личных средств населения в экономику области.
Из всех видов деятельности потребительских кооперативов в Ярославской области наибольшее развитие в настоящее время получили СКПК.
В течение 2003-2005 гг. в Ярославской области наблюдался рост основных показателей деятельности СКПК (таблица 1), что подтверждает целесообразность дальнейшего развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в агропромышленном комплексе.
Таблица 1
Основные показатели деятельности СКПК
в Ярославской области за 2003-2005 гг.
N п/п |
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005 г. (в % к 2004 г.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Количество СКПК | 8 | 6 | 9 | 150 |
2. | Количество членов СКПК | 684 | 895 | 1146 | 128 |
3. | Паевой фонд СКПК, тыс.руб. | 5491 | 6673 | 22160 | 332 |
4. | Количество выданных займов | 609 | 818 | 1004 | 122 |
5. | Сумма займов, тыс.руб. | 28763 | 43341 | 89477 | 206 |
6. | Финансовая помощь за счет бюджетных средств, тыс.руб., |
0 | 1047 | 10000 | 955 |
в т.ч. из областного бюджета | 0 | 1047 | 10000 | 955 |
Общее количество членов потребительских кооперативов составило в 2005 году 1146, что на 28 процентов больше 2004 года. За 2005 год СКПК Ярославской области выдали 1004 займа на общую сумму 89477 тыс. руб., что в 2,1 раза больше, чем в 2004 году. Средняя сумма одного займа в 2005 году возросла по сравнению с 2003 годом на 41,9 тыс. рублей, или на 89 процентов (в 1,9 раза). Ожидаемые показатели деятельности СКПК в 2006 году возрастут к уровню 2005 года не менее чем на 20 процентов.
Положительную динамику показателей производственно-финансовой деятельности за 2003-2005 годы имеют также перерабатывающий и снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы области (таблица 2).
Практический опыт показывает, что организация сбыта сельскохозяйственной продукции на кооперативных началах логически связана с организацией ее переработки. Объединение усилий по сбыту и переработке продукции обеспечивает повышение ее транспортабельности и удлинения сроков хранения, расширяя тем самым возможности для улучшения качества готовой продукции к потреблению.
Все это способствует получению членами-пайщиками более высоких доходов и равномерному поступлению денежных средств.
Таблица 2
Показатели работы перерабатывающего и снабженческо-сбытовых
потребительских кооперативов за 2003-2005 гг.
N п/п |
Наименование показателя | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005 г. (в % к 2004 г.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Количество потребительских кооперативов - всего |
4 | 4 | 4 | 100 |
2. | Количество членов потребительских кооперативов (юридических и физических лиц) |
8 | 22 | 31 | 141 |
3. | Объем услуг - всего (млн. руб.), | 29 | 50,6 | 69 | 136 |
в т.ч. на 1 потребительский кооператив |
7,3 | 12,3 | 17,2 | 140 | |
4. | Финансовая помощь за счет бюджетных средств - всего (млн. руб.), |
0 | 0,012 | 0,340 | 2833 |
в т.ч. из областного бюджета | 0 | 0,012 | 0,340 | 2833 |
Как видно из таблицы, существующие потребительские кооперативы увеличивают объем услуг, несмотря на незначительную финансовую поддержку из бюджета при крайне изношенных основных средствах и при недостатке оборотных средств. Имеющееся количество потребительских кооперативов в настоящее время недостаточно для обеспечения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей соответствующими видами услуг. Малые формы хозяйствования нуждаются в организации сбора и реализации произведенной продукции. Из-за этого не менее 10-15 процентов полученной продукции, особенно молочная, портится или используется не по назначению, что прямо или косвенно сдерживает производство сельскохозяйственной продукции.
Поэтому в Программе в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции и в ее сохранении в КФХ, в ЛПХ и у садоводов большая роль отводится потребительским кооперативам.
Организация потребительских кооперативов за период 2007-2011 годов в разрезе муниципальных районов отражена в приложении 1 к Программе.
1.2. Цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются содействие формированию и обеспечению устойчивого развития сети потребительских кооперативов по различным видам деятельности в Ярославской области, привлечение инвестиций на их развитие.
Организация потребительских кооперативов в сельском хозяйстве должна способствовать достижению также следующих целей:
- увеличению производства и улучшению качества сельскохозяйственной продукции у КФХ, ЛПХ, садоводов;
- повышению финансовой устойчивости и уровня платежеспособности;
- объединению материальных, трудовых и финансовых ресурсов членов кооператива;
- привлечению новых членов потребительских кооперативов;
- созданию дополнительных рабочих мест;
- снижению социальной напряженности на соответствующих территориях;
Организация и развитие потребительских кооперативов области будет способствовать решению основных задач:
- расширению спектра различных услуг, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- обеспечению устойчивого развития сельскохозяйственного производства;
- практическому устранению части проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в сельской местности области;
- организации учебы и повышения квалификации кадров.
Государственная поддержка потребительских кооперативов, особенно на этапе становления, будет способствовать их устойчивому функционированию и дальнейшему привлечению финансовых средств из внебюджетных источников, в том числе заемных, за счет которых они в перспективе станут стабильными организациями, способными реализовывать инвестиционные проекты своих членов.
Выполнение намеченных задач имеет большое значение для организации и развития потребительских кооперативов, работа по их осуществлению будет вестись параллельно с другими подпрограммами в течение всего периода реализации Программы в целом.
1.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы, которые отражены в приложениях 5-6 к Программе.
В рамках этих мероприятий предусматривается обучение руководителей, специалистов, других категорий работников потребительских кооперативов по вопросам организации и деятельности потребительских кооперативов.
За период действия Программы организовать 28 потребительских кооперативов и их представительств по различным видам деятельности во всех муниципальных районах.
В целях стимулирования развития потребительских кооперативов, совершенствования и изучения передового опыта их деятельности предусматривается ежегодное участие в областном конкурсе "За достижения в предпринимательской деятельности".
Для информационного обеспечения потребительских кооперативов предусматривается организация выпуска и распространение справочной и нормативно-методической литературы через информационно-консультационную службу агропромышленного комплекса Ярославской области.
Мероприятия по финансовому обеспечению из областного бюджета предусматриваются для всех категорий малых форм хозяйствования.
1.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит обеспечить создание новых потребительских кооперативов и их представительств, развитие и повышение экономической эффективности их деятельности. Расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи между предприятиями, КФХ, ЛПХ, садоводами, а также предпринимателями по производству, переработке и сбыту продукции, сервисному обслуживанию.
Среднегодовые темпы прироста оказания услуг потребительских кооперативов для КФХ, ЛПХ и других сельскохозяйственных товаропроизводителей составят не менее 25 процентов. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, в ЛПХ, у садоводов (приложение 3 и 4 к Программе) за счет деятельности потребительских кооперативов позволит повысить доходы и уровень жизни сельского населения. Данный рост возможен при оказании государственной поддержки из областного бюджета и привлечении средств из внебюджетных источников (приложение 7 к Программе).
Экономические показатели деятельности потребительских кооперативов отражены в приложении 2 к Программе.
2. Подпрограмма "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств"
2.1. Содержание проблемы
По данным Ярославльстата, в 2004 году в области зарегистрировано 2052 КФХ. Площадь отведенных им земель составляет 43,8 тыс. га (в среднем по 21 га на 1 хозяйство), из которых сельскохозяйственные угодья занимают 36,5 тыс. га, из них пашни - 28,2 тыс.га.
КФХ имеют крупного рогатого скота - 2534 головы, из них коров - 1250 голов; свиней - 2319 голов, овец - 4736 голов, лошадей - 69 голов.
В 2005 году объем производства сельскохозяйственной продукции в КФХ области составляет 134,4 млн. рублей, на 1,4 процента больше уровня 2004 года, что значительно ниже их возможностей даже при существующей материально-технической базе.
Имеется ряд проблем, не позволяющих КФХ развиваться в сторону увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, а именно:
- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
- трудности в получении банковских кредитов на развитие производства и проведение комплекса необходимых сельскохозяйственных работ;
- недостаточная государственная поддержка из бюджетов всех уровней по обеспечению финансовыми средствами;
- противоречие между интересами сельхозпроизводителей и интересами перерабатывающих и обслуживающих организаций, особенно торговых, поглощающих значительную часть получаемых доходов;
- засилье перекупщиков, отсутствие постоянных поставщиков материалов, техники;
- разобщенность сельскохозяйственных товаропроизводителей по защите своих интересов в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- несвоевременность расчетов за реализованную сельскохозяйственную продукцию;
- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке и реализации сельскохозяйственной продукции;
- низкий уровень знаний и недостаток (или отсутствие) опыта по организации сельскохозяйственного производства у начинающих КФХ;
- экстенсивные методы ведения хозяйства, ограничивающие эффективное товарное производство.
2.2. Цели и задачи подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривает следующие цели и задачи:
- широкое участие КФХ в организации и деятельности потребительских кооперативов;
- увеличение производства и улучшение качества сельскохозяйственной продукции;
- повышению финансовой устойчивости и уровня платежеспособности;
- углубление специализации по производству сельскохозяйственной продукции;
- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников, включая собственные и заемные и оказание финансовой поддержки из областного бюджета.
2.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия по развитию КФХ, которые отражены в приложениях 5-6 к Программе, предусматривающие:
- направления финансирования из областного бюджета на поддержку КФХ;
- совершенствование договорных отношений в вопросах сельскохозяйственного производства и сфере оказания различных видов услуг;
- оказание информационно-консультационной помощи КФХ через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;
- проведение обучения глав КФХ по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности;
- участие в областном конкурсе "За достижения в предпринимательской деятельности".
2.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
При реализации подпрограммы предполагается достигнуть в 2011 году объема производства сельскохозяйственной продукции в КФХ на сумму 220 млн. рублей, с ростом к уровню 2005 года 164 процента. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ позволит повысить доход в расчете на одно хозяйство за этот же период на 70 процентов, что позволит обеспечить дальнейшее развитие КФХ.
Данный рост возможен при условии привлечения финансовых средств из внебюджетных источников и оказания государственной поддержки из областного бюджета (приложение 7 к Программе).
Реализация подпрограммы позволит также укрепить материально-техническую базу КФХ и его финансовое положение, повысить профессиональный уровень работников КФХ. Получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи КФХ между собой и другими предпринимателями в сфере производства, переработки и сбыта продукции, а также в оказании других услуг.
Фермерский сектор должен занять прочное положение в агропромышленном комплексе области, ожидается повышение его конкурентоспособности на продовольственном рынке.
Экономические показатели деятельности КФХ отражены в приложении 3 к Программе.
3. Подпрограмма "Поддержка личных подсобных хозяйств населения"
3.1. Содержание проблемы
ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
ЛПХ ведется гражданином единолично либо совместно с проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.
В связи с тем, что удельный вес, а заработной платы, получаемой работниками во многих экономически слабых сельскохозяйственных предприятиях, в структуре доходов их семьи постепенно снижается доходы от ЛПХ, наоборот, растут и составляют больший удельный вес, то экономическая роль и значение ЛПХ для семей, проживающих в пределах территорий данных предприятий, возрастает. Повышение роли ЛПХ в получении дохода отражает снижение уровня жизни сельского населения и является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как их сфера приложения труда по другим направлениям существенно ограничена.
Кроме производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, сельским жителям приходится немало сил и средств направлять на поддержание и улучшение своих социально-бытовых условий, так как социальная сфера села значительно отстает от уровня и условий жизни в городе.
По данным Ярославльстата, в 2004 году в области 216,1 тыс. семей имели ЛПХ, общая площадь земельных участков которых составляла 59,7 тыс. га. На каждое ЛПХ приходится в среднем по 0,28 га земли. В ЛПХ в целом по области содержится: 36,7 тыс. голов КРС, или 18,9 процента от общего количества КРС в хозяйствах всех категорий, в том числе коров - 18,9 тыс. голов, или 20,7 процента; а также свиней - 8,4 тыс. голов, или 14,3 процента; овец - 24,2 тыс. голов, или 69,4 процента. Данная категория хозяйств в общем объеме производства картофеля по области имеет удельный вес 79 процентов (169 тыс. тонн); овощей - 94 процента (220 тыс. тонн); мяса в убойном весе - 37 процентов (12,3 тыс. тонн); молока - 24 процента (78 тыс. тонн); яиц - 9 процентов (51 млн. шт.); шерсти - 58 процентов (15 тонн). По разным подсчетам, примерно 15-20 процентов произведенной продукции (в стоимостном выражении) ЛПХ направляют на реализацию.
В целом стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в ЛПХ за 2004 год и исчисленной в текущих ценах, составила 6,2 млрд. рублей, что составляет 59 процентов от стоимости всей сельскохозяйственной продукции области.
Вышеназванные показатели говорят о том, что ЛПХ вносят существенный вклад в продовольственный баланс Ярославской области.
В этой связи поддержка ЛПХ имеет немаловажное значение в развитии производства сельскохозяйственной продукции и снижению социальной напряженности.
Кроме того, немаловажное значение имеет и то, что уровень производства во многих ЛПХ значительно выше уровня производства в КФХ. Это обстоятельство говорит о том, что ЛПХ является хорошей базой для дальнейшего развития фермерства, а также других малых форм предпринимательства.
Сохранению и развитию ЛПХ в немалой степени способствует чрезвычайно благоприятный налоговый климат: владельцу ЛПХ нужно платить только налог на землю.
Однако рост производства сельскохозяйственных продуктов, также как и в КФХ, в ЛПХ сдерживают:
- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
- большинство выполняемых работ требуют чрезмерных физических нагрузок;
- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у населения.
Одна из основных проблем, с которой сталкивается в настоящее время владелец ЛПХ - это отсутствие возможности быстро и в нужное время реализовать произведенную продукцию. Реализация мелкими партиями собственными силами отнимает много времени и значительно увеличивает расходы (особенно транспортные).
В целях наращивания производства продуктов животноводства и растениеводства в ЛПХ необходимо осуществить ряд мероприятий:
- увеличение сельскохозяйственными предприятиями продажи населению молодняка КРС, свиней;
- организация закупки у сельскохозяйственных предприятий маточного (в том числе племенного) поголовья сельскохозяйственных животных для продажи населению;
- передача работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющих задолженность по заработной плате (по договоренности сторон), молодняка телят и поросят на откорм, а также кормов, семян сельскохозяйственных культур; оказание услуг в счет заработной платы;
- оказание консультативных услуг специалистами различных отраслей;
- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников и предоставление субвенций из областного бюджета муниципальным районам по соответствующим нормативам.
Для повышения племенной ценности всех видов скота, находящегося в ЛПХ, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- организовать выездное искусственное осеменение скота в деревнях и селах, имеющих небольшое поголовье;
- обеспечить ветеринарное обслуживание скота в ЛПХ в соответствии с действующим законодательством.
В растениеводческой отрасли основным товарным продуктом в ЛПХ является картофель. Удовлетворение потребности населения области в картофеле осуществляется прежде всего за счет производства его на приусадебных участках, так как в коллективных сельскохозяйственных предприятиях посевные площади, в том числе сортовые посевы, резко сократились. В связи с этим у населения возникли трудности с обеспечением семенами картофеля, что является одной из причин снижения урожайности (1995 год - 160ц/га, 2000 год - 130ц/га, 2003 год - 113ц/га, 2004 год - 83ц/га) и валовых сборов. Для улучшения сортового состава семян картофеля необходимо расширение семеноводства в специализированных хозяйствах с последующей реализацией семян ЛПХ.
3.2. Цели и задачи подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривает следующие цели и задачи:
- широкое участие ЛПХ в организации и деятельности потребительских кооперативов;
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции;
- расширение спектра различных услуг, предоставляемых ЛПХ;
- развитие малого предпринимательства в сельской местности области;
- организацию учебы, повышение квалификации работников ЛПХ, информационное обеспечение;
- снижение социальной напряженности на соответствующих территориях.
3.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия по развитию ЛПХ, которые отражены в приложении 5 и в приложении 6 к Программе, предусматривающие:
- совершенствование договорных отношений в вопросах производства сельскохозяйственной продукции и сфере оказания различных видов услуг;
- оказание информационно-консультационной помощи через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;
- проведение обучения ЛПХ по различным направлениям производственной деятельности;
- участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в организации работы в ЛПХ;
- направления финансирования из областного бюджета на поддержку ЛПХ.
Потребности в финансовых средствах и источники их обеспечения отражены в приложении 7 к Программе.
3.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году на 41 процент к уровню 2005 года, в том числе в расчете на одну семью на 53 процента;
- доступность заемных средств для сельского населения;
- снижение социальной напряженности на селе;
- повышение занятости и улучшение качества жизни сельского населения;
Экономические показатели деятельности ЛПХ указаны в приложении 4 к Программе.
4. Подпрограмма "Поддержка садоводов"
4.1. Содержание проблемы
На 1 января 2005 года число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством в области, составило 173,2 тысячи. Общая площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий составляет 15,2 тыс. га, что в среднем на семью составляет 8,8 соток. На данных земельных участках население выращивает в основном картофель, овощи, фрукты, ягоды, а также часть площадей использует на кормовые цели. Доля населения, занятого садоводством, огородничеством в производстве сельскохозяйственной продукции области составляет более 59 процентов. Население обеспечивает себя производимой продукцией и реализует излишки.
Проблемы, с чем сталкиваются садоводы те же, что у ЛПХ.
Кроме того, в последние годы у них возникла существенная проблема, связанная с охраной имущества и выращенного урожая.
4.2. Цели и задачи подпрограммы
Целями и задачами подпрограммы являются:
- широкое участие садоводов в организации и деятельности потребительских кооперативов;
- развитие инфраструктуры (строительство подъездных дорог, электрификация, водоснабжение, обеспечение средствами связи и т.д.);
- замена ручного труда средствами малой механизации;
- организация закупок излишка сельскохозяйственной продукции.
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
- расширение спектра различных услуг, включая консультационные.
4.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия, которые отражены в приложении 5 и в приложении 6 к Программе, предусматривающие:
- совершенствование договорных отношений в сфере оказания различных видов услуг;
- оказание информационно-консультационной помощи через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;
- организацию обучения садоводов по производству сельскохозяйственной продукции;
- участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в садоводстве;
- направления финансирования из областного бюджета на поддержку садоводов.
Направления финансовой поддержки из областного бюджета в период действия Программы предусматриваются садоводам в соответствии с порядком, разрабатываемым ежегодно департаментом АПК и утверждаемым постановлением Администрации области на очередной год. Порядок финансирования разрабатывается департаментом АПК с учетом предложений Ярославского областного Союза садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений.
Объемы оказания государственной поддержки из областного бюджета, привлечения внебюджетных средств садоводам отражены в приложении 7 к Программе.
4.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году на 41 процент к уровню 2005 года, в том числе в расчете на одну семью на 53 процента;
- обеспечение максимальной доступности к заемным средствам для садоводов;
- повышение занятости населения и улучшение самообеспеченности его продуктами питания.
Экономические показатели деятельности садоводов указаны в приложении 4 к Программе.
Сокращения, использованные в тексте и приложениях Программы:
СКПК - сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив
ИКС АПК ЯО - информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Ярославской области
КРС - крупный рогатый скот
СМИ - средства массовой информации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.