Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы Администрации
Ярославской области
от 30 июля 1993 г. N 190
Инструктивно-методические указания по взиманию платы
за загрязнение окружающей среды на территории
Ярославской области
1. Общие положения.
1.1. Настоящие инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды разработаны на основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
1.2. Настоящие инструктивно-методические указания конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 года N 632 и введенного в действие с 1 января 1993 года.
1.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных инвестиций, граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Ярославской области (далее природопользователи).
1.4. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Действие инструктивно-методических указаний распространяется по мере введения нормативов платы за загрязнение и на другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и другие).
1.5. Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", а также другим законодательством Российской Федерации.
1.6. В случае, когда подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены подразделения и филиалы предприятия.
2. Базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды.
2.1. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) (приложение N 1-1)
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
2.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 522 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:
- платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляется за счет себестоимости продукции (работ и услуг);
- платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
2.3. В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.
3. Дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды.
3.1. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и согласованных с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.
3.2. На территории Ярославской области коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости установлены:
состояния атмосферного воздуха - 1,9
почвы (при размещении отходов) - 1,6
водных объектов - 1,21
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости увеличиваются:
- в 2 раза для природопользователей, расположенных на территориях национальных парков, особо охраняемых территориях, эколого-курортных зонах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции;
- на 20% для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров: Ростов, Рыбинск, Тутаев, Углич, Ярославль.
3.3. При отсутствии утвержденных базовых нормативов платы на загрязняющие вещества дифференцированные ставки платы за загрязнение этими веществами устанавливаются следующим образом:
1) по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ) которых определено в соответствующих нормативных документах словом "отсутствие", нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы за наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты, учитывающие экологические факторы;
2) по загрязняющим веществам, которые имеют ПДК (ОБУВ), но не включены в состав утвержденных базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются комитетом экологии и природных ресурсов Ярославской области.
4. Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды.
4.1. Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п.п. 3, 4, 5, 6 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632.
4.2. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
- за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. До разработки соответствующих инструкций, при загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.
4.3. Плановых годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.
5. Порядок определения массы загрязнений, поступающих в окружающую природную среду.
5.1. Масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:
- предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);
- временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;
- превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитов) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).
5.2. В зависимости от степени разработки нормативной документации при определении массы загрязняющих веществ по плану на год устанавливается следующий порядок:
5.2.1. При наличии у природопользователей разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов для определения платы масса вещества на расчетный год принимается из материалов инвентаризации или проектов норм предельнодопустимых выбросов, сбросов. Расчет платы осуществляется в соответствии с пунктами 3 и 4 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 (в дальнейшем Порядка).
5.2.2. При наличии у природопользователей разработанных, но не утвержденных проектов норм ПДВ и ПДС, масса веществ принимается также из проектов. Расчет платы осуществляется в соответствии с пунктами 3, 4 Порядка. В случае, если в течение расчетного года по вине природопользователя проекты не будут утверждены и не получат разрешения на выброс, сброс, вся масса загрязняющих веществ принимается как сверхлимитная и расчет платы будет выполнен согласно пункту 5 Порядка.
5.2.3. При наличии у природопользователей материалов инвентаризации источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и "Технических требований по защите атмосферного воздуха от промзагрязнений" на период разработки проектов масса вещества для определения платы принимается:
- в пределах ограничительных величин определенных техтребованиями как предельно допустимая;
- остальная масса как сверхлимитная.
Сумма платы определяется в соответствии с пунктами 3 и 5 Порядка.
5.2.4. При отсутствии у природопользователей данных о количественном и качественном составе выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду масса загрязняющих веществ и их состав определяется по экспресс - методикам, имеющимся в комитете экологии и природных ресурсов области, при этом вся масса считается сверхлимитной и плата рассчитывается в соответствии с пунктом 6 Порядка.
Если в течение года природопользователь примет меры к разработке документов и получит разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, то при расчете платежей за год по отчетным данным вся масса загрязняющих веществ делится пропорционально по количеству дней работы предприятия до получения разрешения и после его получения. До получения разрешения масса считается и рассчитывается как сверхлимитная, после получения платежи рассчитываются в соответствии с пунктами 3, 4, 5 "Порядка...".
5.3. Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам N 2-тп (воздух) и N 2-тп (водхоз), составленных на основании журналов ПОД, в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год. Фактическая масса годового выброса (сброса) подразделяется:
- на массу нормативных предельно допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе "Проекта ПДВ (ПДС) предприятия" и согласованных с органами Облкомприроды;
- на массу ВСВ и ВСС: разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного природопользователю на период до достижения ПДВ или ПДС;
- на сверхлимитную массу.
5.4. Особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу:
- при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
- при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
- в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
- разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу, в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;
- масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма N 2-тп-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;
- если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное;
- расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Минэкологии России методиками.
Для автотранспортных средств:
Методика определения выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1992, НИИАТ, НИИКТП, НИЦИАМТ.
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1991, НИИАТ.
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для станций технического обслуживания автомобилей (расчетным методом). М., 1992, НИИАТ.
Для железнодорожной техники:
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). М., 1992, МПС.
5.5. Особенности определения массы загрязнений, поступающих в водные объекты:
- из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;
- в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;
- масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма N 2-тп-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;
- расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утвержденных Минприроды России.
5.6. Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема продукции, за вычетом планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов.
5.7. К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объемы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.
6. Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.
6.1. Корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
6.2. Работу по корректировке платежей организует комитет экологии и природных ресурсов Ярославской области.
6.3. Корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляет комиссия, создаваемая при комитете экологии и природных ресурсов Ярославской области.
Комиссия утверждает предложения по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий.
6.4. Предложения по корректировке платежей разрабатываются природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, согласованных с городскими, районными, областным комитетами экологии и природных ресурсов.
6.5. Природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых засчитываются в общих платежах природопользователей, определяются в соответствии с "Перечнем природоохранных мероприятий" (Приложение N 1 - 2).
6.6. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются:
- повышение экологичности выпускаемой продукции;
- сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
- сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
- снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
В случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий" производится на основании решения комиссии.
6.7. Природопользователи, участвующие в долевом финансировании мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.
6.8. Затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства должны осуществляться в рамках реализации проектов.
Не подлежат зачету текущие затраты на:
- газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья;
- средне-кислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей;
- газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;
- санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д.
6.9. В счет платежей за загрязнение может засчитываться часть собственных средств природопользователей, направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов, сбросов, образующихся отходов.
Сумма корректировки платежей по конкретному природопользователю определяется комитетом экологии и природных ресурсов и не может превышать 50% общей суммы платежей за загрязнение окружающей природной среды. Величина корректировки уточняется после окончания расчетного периода в зависимости от фактического освоения средств на природоохранные мероприятия как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
7. Понижение размеров платы или освобождение от нее отдельных природопользователей.
7.1. От платы за загрязнение окружающей природной среды могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурной сферах, а также природопользователи, финансируемые из республиканского и административно-территориальных бюджетов.
7.2. Могут освобождаться от платежей за загрязнение природопользователи:
7.2.1. Осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы.
7.2.2. Осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил. При нарушении правил размещения бытовых отходов плата взимается в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.
7.2.3. Осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, за объемы выбросов, вызванные выработкой тепловой и электрической энергии для нужд населения.
7.2.4. Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Погранвойск Российской Федерации, финансируемые из госбюджета.
7.3. Для освобождения от платы перечисленные природопользователи обязаны обратиться в комитет экологии и природных ресурсов области и представить необходимые обоснования и расчеты.
Освобождение от платы за загрязнение осуществляется при условии соблюдения природопользователем установленных допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов.
В случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых нормативов, отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными комитетами экологии и природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.
8. Порядок регулирования нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды с учетом изменения уровня цен.
8.1. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации представлено право вносить уточнения в базовые нормативы платы за загрязнение в связи с изменением уровня цен.
8.2. Коэффициенты индексации платы определяются по единой методике, учитывающей изменение уровня цен на природоохранное строительство и другие направления природоохранной деятельности.
Для расчета коэффициента индексации платы определяется складывающаяся на данный период структура использования платежей за загрязнение окружающей природной среды по направлениям:
- мероприятия природоохранного назначения, требующие капитальных вложений;
- научно-исследовательские работы природоохранного назначения;
- другие природоохранные мероприятия.
Исходя из этого, определяются соотношения удорожания по сравниваемым периодам:
- капитальных вложений;
- стоимости научно-исследовательских работ;
- других природоохранных мероприятий.
Коэффициент индексации платы определяется как средневзвешенная величина соотношений удорожания по сравниваемым периодам с учетом сложившейся структуры использования платежей.
9. Порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды.
Перечисление платежей за загрязнение осуществляется в соответствии с "Порядком направления предприятиями, учреждениями, гражданами, в т.ч. иностранными, средств в государственные внебюджетные экологические фонды на территории Ярославской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.