Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы Администрации
Ярославской области
от 22 ноября 1993 г. N 330
Положение
об охране и использовании объектов историко -
культурного наследия Ярославской области
21 февраля 1994 г., 26 мая 2000 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 г., "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г., Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., "Земельного кодекса РСФСР" от 25 апреля 1991 г., Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" от 5 марта 1992 г., Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г., "Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 г. N 865, а также в соответствии с действующими на территории Российской Федерации международными соглашениями:
- Конвенцией об охране всемирного культурного наследия от 16 ноября 1972 г.,
- Конвенцией об охране архитектурного наследия Европы от 3 октября 1985 г.,
- Европейской конвенцией об охране археологического наследия от 16 января 1992 г.
Положение определяет порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации объектов историко-культурного наследия Ярославской области.
1.2. Настоящее Положение действует на всей территории Ярославской области, а также территории государственных музеев - заповедников, Переславского национального парка.
1.3. Настоящее Положение подлежит соблюдению органами государственной власти и управления, местного самоуправления, всеми организациями, учреждениями, предприятиями, религиозными организациями и общинами, независимо от их подчиненности, совместными и иностранными предприятиями и организациями, а также гражданами России, иностранными подданными и лицами без гражданства, осуществляющими свою деятельность на территории Ярославской области.
2. Определение и классификация культурного наследия
2.1. Культурным наследием народов Российской Федерации являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклад в мировую цивилизацию.
2.2. В соответствии со ст. 1 - 3 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. и Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" под "историко-культурным наследием" в настоящем Положении понимаются:
- памятники истории и культуры;
- зоны охраны памятников истории и культуры;
- историко-культурные заповедники;
- заповедные места.
2.3. В соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" под "памятниками истории и культуры" ("памятниками") в настоящем Положении понимаются:
- памятники истории и культуры, состоящие на государственной охране;
- объекты, состоящие на государственном учете, как вновь выявленные памятники истории и культуры;
- объекты, комплексы, достопримечательные места, установленные как имеющие историческую научную, художественную или иную культурную ценность или значимость, не состоящие на государственной охране или государственном учете как вновь выявленные памятники истории и культуры, но подлежащие сохранению как наследие народов РФ.
2.4. В соответствии со ст. 33 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" под "зонами охраны памятников истории и культуры" ("зонами охраны памятников") в настоящем Положении понимаются:
- охранные зоны (в том числе временные охранные зоны);
- зоны регулирования застройки (в том числе временные);
- зоны охраняемого природного ландшафта (в том числе и временные).
2.5. К памятникам истории и культуры относятся:
Памятники истории - здания, сооружения и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, культуры и искусства.
Памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.
Памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты.
Памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.
Документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
2.6. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
К памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.
2.7. Земли, на которых и в которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями - заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства - являются землями историко-культурного назначения.
Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством РФ.
2.8. Особенности охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, находящихся в музеях (в том числе и на общественных началах), библиотеках, архивах и в других организациях и учреждениях, устанавливаются в порядке, определяемом законодательством РФ о музейном и архивном фондах РФ.
3. Собственность в отношении памятников истории и культуры
3.1. Объекты культурного наследия на территории Ярославской области вне зависимости от форм собственности подлежат охране в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 21 февраля 1994 г. N 102 пункт 3.2 изложен в новой редакции
3.2. Права и обязанности собственников в отношении объектов историко-культурного наследия регулируются Конституцией РФ, Законом "О собственности в РСФСР", Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "Основами законодательства РФ о культуре", постановлением Верховного совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации", нормативными актами Президента Российской Федерации, федеральных и областных органов власти и управления.
3.4. Распоряжение и управление государственной собственностью на памятники истории и культуры осуществляется органами исполнительной власти и по их поручению - комитетом по управлению государственным имуществом.
3.5. Приватизация памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности, на территории Российской Федерации запрещена.
При приватизации квартир в жилых зданиях - памятниках истории и культуры собственник обязан предварительно заключить с комитетом по охране памятников охранное обязательство (приложение N ). Только после выполнения данного требования с ним может быть заключен "Договор передачи жилой площади в личную (общую) собственность".
3.6. Все сделки, совершаемые в отношении памятников истории и культуры (передача с баланса на баланс пользователям, передача в аренду) должны в обязательном порядке согласовываться с комитетом по охране памятников истории и культуры.
3.7. При продаже памятников истории и культуры, находящихся в частной собственности, государство имеет преимущественное право покупки, реализуемой в соответствии с действующим законодательством.
3.8. Договоры и иные документы, составленные в нарушение п. 3.5., 3.6. и 3.7. настоящего Положения являются недействительными и подлежат расторжению в установленном порядке. Администрация области и комитет по охране памятников не несут обязательств по таким договорам.
3.9. На основании ст. 29 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", в случае если гражданин не обеспечивает сохранности принадлежащего ему памятника, данный памятник может быть изъят в судебном порядке с соответствующим возмещением.
4. Государственный контроль за охраной и использованием
памятников истории и культуры
4.1. Ответственность за обеспечение охраны, использования, выявления, учета, реставрации памятников истории и культуры возлагается на исполнительные и представительные органы власти той территории, на которой располагаются конкретные памятники.
4.2. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников.
Специально уполномоченным органом управления, контроля и осуществления мероприятий по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры на территории Ярославской области является комитет по охране памятников истории и культуры и его подразделения на местах.
4.3. Наделение полномочием государственного органа охраны культурного наследия (памятников истории и культуры) любого иного органа и деятельность такого органа в соответствии с указанными полномочиями на территории Ярославской области запрещается.
4.4. Подразделения, создаваемые органами местной представительной и исполнительной власти в целях сохранения памятников, в своей деятельности функционально подчиняются комитету по охране памятников истории и культуры.
4.5. На комитет по охране памятников истории и культуры возлагается:
- Управление процессом охраны и использования памятников истории и культуры.
- Организация и выполнение работ по выявлению, обследованию и научному документированию памятников истории и культуры.
- Обеспечение хранения информации по всем видам памятников истории и культуры.
- Подготовка Свода памятников истории и культуры.
- Организация разработки, согласования и утверждения в установленном порядке списков памятников, историко-архитектурных и археологических опорных планов, проектов охранных зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, проектов реставрации, приспособления, использования и музеефикации памятников.
- Согласование земельных отводов для проектно-изыскательских работ под новое строительство и реконструкцию, архитектурно-планировочных и иных заданий на все проектно-исследовательские работы, включая ТЭО, ТЭР, ТРП по строительству, реконструкции; решений о сносе исторических построек, не состоящих под государственной охраной, как памятники истории и культуры; проектов планировки, застройки, реконструкции и нового строительства; иных документов, затрачивающих интересы сохранения историко-культурного наследия и природного ландшафта городов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов, включенных в Список исторических населенных мест РФ.
- Организация и проведение охранно-спасательных археологических и реставрационных работ на памятниках истории и культуры.
- Организация и проведение археологического предварительного обследования территории планируемого строительства.
- Постановка на баланс Комитета памятников с последующей передачей их в арендное пользование предприятиям, учреждениям и организациям с взиманием арендной платы в установленном порядке. Согласование договоров аренды объектов недвижимости, включенных в перечень памятников истории и культуры.
- Организация использования памятников, оформление от своего имени всех видов охранной документации, выдача разрешений на исследование памятников и производство работ на них.
- Осуществление контроля за соблюдением предприятиями и организациями, независимо от ведомственной подчиненности, и гражданами правил охраны, использования памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных и других работ.
- Представление материалов для принятия мер к нарушителям законодательства в установленном порядке.
- Осуществление технического надзора за направленностью, методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках.
- Научно-методическое руководство процессом охраны, изучения и реставрации памятников.
- Установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников.
4.6. Комитет по охране памятников истории и культуры выступает генеральным заказчиком по вопросам охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, а также может выполнять функции подрядной организации на отдельные виды работ.
4.7. Правила, инструкции и указания комитета по вопросам охраны использования, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности, и граждан.
4.8. Комитет по охране памятников имеет право:
проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять протоколы проверки сохранности памятников, давать указания по устранению выявленных нарушений;
приостанавливать работы по исследованию, реставрации, консервации, ремонту, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, зон охраны памятников и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и других правил;
приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны;
создавать в установленном порядке комиссии и хозрасчетные организации для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры;
составлять акты и протоколы об административных и уголовных нарушениях в области охраны памятников, направлять иски в суд и ходатайства в прокуратуру на действия юридических и физических лиц, нарушающих законодательство по охране памятников истории и культуры;
устанавливать временные зоны охраны памятников на период до утверждения проектов зон охраны. На временные зоны охраны памятников распространяются все требования режима охраны и использования, определенные действующим законодательством и настоящим Положением.
4.9. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с комитетом по охране памятников истории и культуры.
5. Государственный учет памятников истории и культуры
5.1. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.
Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
5.2. Постановка на государственную охрану памятников истории и культуры и исключение из списков памятников производится в соответствии с законодательством РФ.
В целях организации учета и охраны недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на следующие категории учета:
- памятники республиканского значения и особо ценные объекты культурного наследия, отнесенные к данной категории органами государственной власти и управления Российской Федерации;
- памятники местного значения, отнесенные к данной категории органами власти Ярославской области.
5.3. Решение о включении в государственные списки памятников готовится комитетом по охране памятников по согласованию с Министерством культуры РФ.
5.4. После включения объектов в государственные списки памятников истории и культуры комитет по охране памятников направляет пользователю данного объекта охранную документацию установленной формы (приложение N ). Пользователь обязан оформить со своей стороны охранную документацию в срок до 10 дней по получении ее из комитета.
5.5. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в исключительных случаях в соответствии с законодательством.
5.6. В целях выявления и учета памятников истории и культуры предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользовании объектах историко-культурного наследия в комитет по охране памятников, в органы культуры, в архивные органы.
При получении сведений об обнаружении указанных объектов, комитет по охране памятников организует проведение экспертизы специально созданной комиссией.
5.7. Вновь выявленные объекты при установлении комитетом по охране памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственную охрану как памятников истории и культуры регистрируются комитетом по охране памятников в списках вновь выявленных памятников истории и культуры, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Исключение из списков вновь выявленных памятников производится на основании заключения экспертной комиссии.
5.8. Собрание движимых памятников истории и культуры осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством культуры РФ и зарегистрированного в комитете по охране памятников истории и культуры.
Торговля предметами антиквариата и старины осуществляется на основании лицензий, согласованных с комитетом по охране памятников.
5.9. Изменение назначения, характера использования, владельцев и пользователей, носителей прав распоряжения и управления в отношении объектов культурного наследия, подпадающих под действие законодательства РФ об охране и использовании памятников истории и культуры и соответствующих подзаконных актов, подлежит согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Ярославской области и комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области.
5.10. Комиссионные, букинистические и антикварные магазины, а также скупочные пункты обязаны сообщать соответствующим государственным органам охраны памятников о поступлении к ним культурных ценностей до передачи их в продажу или иной реализации для решения вопроса о принятии ценностей на государственных учет как памятников истории и культуры и приобретении их государством в порядке преимущественного права покупки.
5.11. Учреждения и организации, в которые в установленном порядке поступают вновь выявленные документы и предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщать об этом в соответствующие государственные органы охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.
6. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры
6.1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
6.2. Вновь выявленные объекты историко-культурного наследия, зарегистрированные в списках вновь выявленных памятников или объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.
6.3. Предприятия, учреждения, организации и граждане, в пользовании которых находятся объекты историко-культурного наследия устанавливают на каждом недвижимом памятнике охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством.
6.4. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов, разрабатывают также по согласованию с комитетом по охране памятников истории и культуры:
- карты - схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории области, района;
- опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов.
Указанные карты - схемы и опорные планы утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
6.5. В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим, содержание и использование которых определяется комитетом по охране памятников.
6.6. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и генеральных планов городов, детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 26 мая 2000 г. N 369 в пункт 6.7 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
6.7. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны.
В пределах зон охраны памятников истории и культуры производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность запрещается без разрешения департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области, в отношении памятников федерального значения - без разрешения Министерства культуры Российской Федерации по представлению специального уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры Ярославской области.
При выдаче разрешения, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, комитет по охране памятников определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения и граждан, заинтересованных в проведении работ.
6.8. Исполнительные органы власти городов и районов вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или проходящих через зоны охраны их, если создается угроза для существования памятников.
6.9. Сохранность природных и искусственных ландшафтов и произведений садово-паркового искусства, отнесенных к землям историко-культурного назначения, обеспечивается пользователями указанных территорий в соответствии с требованиями, предъявляемыми комитетом по охране памятников, и иных заинтересованных органов на основании законодательства РФ об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей среды.
6.10. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решением федеральных органов государственного управления РФ историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.
6.11. Территория историко-культурного заповедника изымается из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.
В целях обеспечения охраны историко-культурных заповедников устанавливаются охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта. На зоны охраны этих заповедников распространяются порядок установления зон, режим содержания и использования их, а также другие требования, предусмотренные настоящим Положением для зон охраны памятников.
6.12. Исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) исполнительными органами власти области, в порядке, установленном законодательством РФ.
На заповедных территориях (местах) запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения комитета по охране памятников истории и культуры Ярославской области.
В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте).
Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на исполнительные органы государственной власти городов и других населенных пунктов, комитет по охране памятников истории и культуры.
6.13. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области, а также с иными органами и организациями в соответствии с законодательством РФ.
6.14. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с комитетом по охране памятников истории и культуры и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности (а также выявления) памятников.
Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ согласовываются с комитетом по охране памятников истории и культуры на стадии подготовки задания на проектирование и разработку технико-экономического обоснования нового строительства.
Организации - заказчики при выдаче заданий на проектирование обязаны запросить комитет по охране памятников о наличии памятников историко-культурной и градостроительной ценности территории а местах намечаемых работ.
При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ проводятся:
- выявление в зоне работ неучтенных объектов;
- обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным;
- работы, обеспечивающие сохранность памятников в зонах строительства;
- другие мероприятия, необходимость проведения которых может возникнуть в процессе работ и изучения памятников.
Эти работы осуществляются соответствующими научными, реставрационными и другими организациями по поручению комитета по охране памятников, который координирует и контролирует выполнение намеченных работ в установленные сроки.
6.15. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом комитету по охране памятников и приостановить работы.
Комитет по охране памятников обеспечивает обследование обнаруженных объектов и выявление их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов.
6.16. В случае принятия комитетом по охране памятников решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ предписание о приостановлении работ дается в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятника - также требование об устранении нарушений. О приостановлении работ уведомляются исполнительные органы власти городов или районов, а также банк, финансирующий работы.
6.17. Работы, приостановленные комитетом по охране памятников, могут быть возобновлены по его письменному разрешению лишь после устранения возникшей для памятника опасности или допущенного нарушения правил их охраны.
6.18. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия, предусмотренных пунктами 3.15; 3.16 и 3.17 настоящего Положения, ответственность за их выполнение, возлагаются на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы.
6.19. Снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры или вновь выявленных объектов запрещается. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства РФ.
6.20. Организация, возбудившая ходатайство о сносе, перемещении или изменении недвижимого памятника истории и культуры, обязана получить заключение по этому вопросу Министерства культуры РФ и республиканского общества охраны памятников.
6.21. Перемещение или изменение недвижимого памятника истории и культуры может быть произведено предприятием, учреждением, организацией, получившей разрешение на проведение этих работ, только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении. Перечень этих мероприятий устанавливается комитетом по охране памятников истории и культуры.
Снос недвижимого памятника истории и культуры может быть осуществлен только после изучения и фиксации памятника комитетом по охране памятников.
Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет предприятия, учреждения, организации, получившей разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.
6.22. Осуществление специальных работ по изучению памятников истории и культуры допускается только при наличии разрешений на изучение памятников, выдаваемых комитетом по охране памятников истории и культуры.
6.23. Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии разрешений - открытых листов.
Открытые листы выдаются Академией наук РФ на исследование памятников археологии, находящихся на территории Российской Федерации.
Открытые листы регистрируются в комитете по охране памятников.
6.24. Организации и граждане, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечивать сохранность памятников.
6.25. Ведение археологических исследований памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территории их зон охраны допускается при наличии у исследователей наряду с открытым листом специального разрешения комитета по охране памятников истории и культуры.
7. Использование памятников истории и культуры
7.1. Памятники истории и культуры могут использоваться только в целях, обеспечивающих сохранность памятника.
7.2. Запрещается использование памятников и их территорий:
- под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов;
- под склады и производство материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
- под склады и производство материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
- под хранилища и производство зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях;
- под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
- под производство, имеющее станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от мощности);
- под производство и лаборатории, связанные с неблагоприятными для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
7.3. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс комитета по охране памятников истории и культуры Ярославской области для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
7.4. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются комитетом по охране памятников и определяются для каждого памятника соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором (приложение ), охранным обязательством (приложение ) или охранным договором (приложение ).
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 21 февраля 1994 г. N 102 в пункт 7.5 внесены изменения
7.5. Охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры на правах аренды и комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области, на балансе которого состоят эти памятники.
Юридическим и физическим лицам, ведущим ремонтно-реставрационные и консервационные работы на арендуемых ими памятниках, предоставляется скидка по арендной плате, при условии ежегодного предоставления отчета о вложенных финансовых средствах на указанные работы за истекший год и сметной документации на следующий год.
7.6. Охранные обязательства в обязательном порядке (в десятидневный срок) выдаются комитету по охране памятников предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся памятники.
Религиозные общины, в пользование которым предоставляются недвижимые памятники для совершения в них религиозных обрядов, также в десятидневный срок выдают комитету по охране памятников охранный договор.
При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.
7.7. Предприятия, учреждения, организации и граждане, в пользование которым предоставлены памятники истории и культуры, при невыполнении условий охранно-арендных договоров и охранных обязательств выплачивают неустойку в порядке, установленном действующим законодательством.
7.8. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранными документами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.
7.9. Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений и организаций в соответствии с действующим законодательством.
7.10. Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности или пользовании предприятий, учреждений и организаций, могут быть изъяты по основаниям, предусмотренным пунктом 4.9. настоящего Положения, в порядке, определяемом Правительством РФ.
7.11. Если граждане не обеспечивают сохранности принадлежащих им памятников истории и культуры, то эти памятники в соответствии с законодательством РФ могут быть изъяты в судебном порядке с соответствующим возмещением.
7.12. Изъятие памятников истории и культуры производится по представлению комитета по охране памятников и влечет аннулирование охранных документов, а также взыскание причиненного памятникам ущерба. При изъятии памятников связанные с обеспечением их сохранности затраты, произведенные ранее собственниками или пользователями памятников, не возмещаются.
8. Реставрация, консервация, реконструкция и ремонт
памятников истории и культуры
8.1. Реставрация, консервация, реконструкция и ремонт памятников истории и культуры осуществляется только с разрешения комитета по охране памятников истории и культуры и под его контролем.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, выступающие заказчиками по реставрации, консервации и ремонту памятников, заключают с комитетом по охране памятников договор о проведении государственного надзора за указанными работами.
8.2. Правила ведения работ по реставрации, консервации, реконструкции и ремонту памятников истории и культуры устанавливаются Министерством культуры РФ.
8.3. Разрешение на проведение реставрационных, консервационных и ремонтных работ на памятниках истории и культуры выдаются после рассмотрения и утверждения комитетом по охране памятников проектно-сметной документации на эти работы, а также заключения договора на проведение государственного надзора.
В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившейся территории городов и других населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территории памятников, зон охраны их, связанных с ними территорий, сооружений, садов, парков, природных ландшафтов и на другие виды работ по сохранению памятников и приспособлению их к использованию.
8.4. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие работы по реконструкции, консервации, ремонту и реставрации памятников, зданий и сооружений, представляющих историко-архитектурную ценность, могут проводить указанные работы только при наличии соответствующей лицензии.
8.5. Работы по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры, при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены комитетом по охране памятников до устранения выявленных нарушений.
8.6. Предписание о приостановлении работ выдается комитетом в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятников и требований об устранении нарушений.
Данное предписание направляется заказчику работ, производителю работ и банку, финансирующему работы.
8.7. Производитель и заказчик работ обязаны остановить указанные в предписании работы не позднее чем через 1 час по получению предписания. Банк обязан приостановить финансирование в течение 1 дня с момента получения предписания.
8.8. Комитет по охране памятников истории и культуры не несет никакой финансовой и материальной ответственности в случае приостановления работ, указанных в п. 8.5.- 8.7. настоящего Положения.
8.9. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.
Реставрация, консервация, реконструкция и ремонт памятников истории и культуры, не находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций или подлежащих музейному показу, осуществляются за счет бюджетных средств.
9. Ответственность за нарушение законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры
9.1. Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования учета и реставрации памятников истории и культуры, в нарушении режима зон охраны памятников, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
9.2. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его зонам охраны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его зоны охраны, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с законодательством РФ.
Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут в установленном порядке материальную ответственность.
9.3. Порядок и условия восстановления памятников истории и культуры или их зон охраны определяются комитетом по охране памятников истории и культуры с учетом соблюдения установленных правил реставрации, консервации и ремонта памятников.
9.4. Требования комитета по охране памятников истории и культуры Ярославской области по соблюдению настоящего Положения подлежат безусловному исполнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.