Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора Ярославской области
от 15 марта 1994 г. N 144
Положение
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящее положение устанавливает основные цели, принципы и порядок проведения аудиторской проверки и качества товаров (работ, услуг). Положение распространяется на связанные с осуществлением аудита качества отношения, в которых участвуют субъекты аудита, указанные в п.3.4. Положения, органы государственной власти и управления области, отдельные должностные лица, а также расположенные на территории области хозяйствующие субъекты.
1.2. Отношения аудиторской деятельности, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством РФ, документами Системы сертификации ГОСТ Р, другими нормативными документами по аудиту в Российской Федерации. Если в указанных выше документах будут установлены другие привила аудита качества, чем те, которые содержатся в данном Положении, то должны применяться первые.
2. Основные понятия
2.1. Качество-"совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности " (МС ИСО 8402-86).
2.2. Проверка качества (аудит качества) - "систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения и соответствие поставленным целям" (МС ИСО 8402-86).
2.3. Система качества - "совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством" (МС ИСО 10011-1).
2.4. Эксперт-аудитор по качеству - "специалист, имеющий в\квалификацию для проведения проверок качества" (МС ИСО 8402).
Примечание: Эксперт-аудитор, назначенный для руководства
проверкой качества, называется "главным экспер-
том-аудитором".
2.5. Заказчик - "лицо или организация, по запросу которых проводится проверка" (МС ИСО 10011-1).
2.6. Объект аудита - хозяйствующий субъект, в котором проводится проверка качества (аудит качества).
2.7. Хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации товаров, оказанию услуг и выполнению работ предприятия (государственные, муниципальные или иные) и их филиалы, концерны и другие объединения предприятий и организаций, а также граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.
2.8. Субъект аудита - юридическое лицо , осуществляющее проверку качества (аудит качества) на правах третьей стороны.
2.9. Орган по сертификации - "орган, проводящий сертификацию соответствия" (Рук. ИСО/МЭК 2).
3. Цели, субъекты и объекты аудита качества
3.1. Аудит качества может осуществляться в целях:
3.1.1. Подтверждения способности предприятий стабильно производить продукцию запланированного качества, в том числе для размещения государственных и областных заказов, определения наиболее эффективных направлений - реализации областной инвестиционной политики;
3.1.2. Повышения конкурентноспособности продукции;
3.1.3. Обеспечения благоприятных условий для сертификации продукции, систем качества и производства в Системе сертификации ГОСТ Р на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000;
3.1.4. Подтверждения целесообразности заключения долгосрочных и крупномасштабных договоров (контрактов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг);
3.1.5. Определения целесообразности выделения льготных кредитов (инвестиций) из областного и федерального бюджетов;
3.1.6. Приоритетного страхования и кредитования предприятий страховыми компаниями и банками;
3.1.7. В других случаях, когда необъодимо подтверждение способности предприятий стабильно производить продукцию надлежащего качества.
3.2. Заказчиками (инициаторами) проведения аудита качества могут выступать:
- предприятия и организации - производители продукции (работ, услуг);
- предприятия и организации - потребители продукции (работ, услуг);
- органы государственного управления и контрольные органы (областная, городские и районные администрации, территориальные органы Госстандарта РФ, ГАКП РФ, Госторгинспекции РФ, Госсанэпиднадзора РФ, обществ потребителей и др.);
- страховые компании, банки и др.
3.3. Объектами аудита качества могут быть любые хозяйствующие субъекты, расположенные на территории области.
3.4. В качестве субъектов, осуществляющих аудит качества, могут выступать:
- органы по сертификации продукции, системы качества и производств, аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р в установленном порядке;
- независимые аудиторские фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также аккредитованные эксперты-аудиторы по качеству;
- департамент качества администрации области - по поручению Администрации области и контрольных органов.
3.5. Аудит качества не отменяет и не ограничивает осуществляемого в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" контроля за качеством товаров (работ, услуг) со стороны специально уполномоченных на то государственных органов и общественных объединений.
4. Требования к экспертам-аудиторам и аудиторским фирмам
4.1. В качестве экспертов-аудиторов могут выступать граждане, прошедшие специальную подготовку и аттестованные в установленном порядке Госстандартом РФ в качестве эксперта-аудитора в данной сфере деятельности.
4.2. Эксперты-аудиторы могут осуществлять аудит качества как в составе аудиторских фирм либо органов по сертификации, так и самостоятельно.
Аудиторские фирмы должны создаваться в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". При этом они могут иметь любую организационно-правовую форму, за исключением акционерного общества открытого типа.
Для осуществления самостоятельной аудиторской деятельности эксперт-аудитор в обязательном порядке должен пройти государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
4.3. Обязательным условием государственной регистрации аудиторской фирмы является наличие в ее составе не менее двух штатных экспертов-аудиторов по качеству, аттестованных Госстандартом РФ в установленном порядке.
4.4. Требования к организационной структуре аудиторской фирмы, ее внутренней системе качества, фонду нормативных документов и к персоналу должны соответствовать документу "Система сертификации ГОСТ Р. Требования к органам по сертификации систем качества и производств. Порядок аккредитации" - с учетом сферы деятельности фирмы.
4.5. Эксперты-аудиторы и аудиторские фирмы не вправе использовать полученные в ходе аудита качества сведения в целях осуществления ими любой иной предпринимательской деятельности.
4.6. В качестве экспертов-аудиторов независимо от квалификации не могут выступать лица:
- являющиеся членами руководства, учредителями, собственниками, акционерами, сотрудниками проверяемого хозяйствующего субъекта, его филиалов, отделений и других обособленных подразделений, а также конкурирующих организаций;
- состоящие в родственных отношениях с руководителями и иными должностными лицами объекта аудита;
- принимавшие участие в разработке конструкторской и технологической документации на выпускаемую продукцию, системы качества предприятия или ее отдельных элементов, а также осуществляющие консультирование, научно-методическое руководство указанными работами.
4.7. В качестве аудиторской фирмы не может привлекаться к аудиту качества организация, имеющая:
- совместную хозяйственную деятельность с объектом аудита в области разработки и изготовления выпускаемой или аналогичной продукции;
- другие совместные коммерческие интересы с объектом аудита;
- юридическую или материальную зависимость от объекта аудита.
5. Основания и условия для проведения аудита качества
5.1. Аудиторская проверка проводится на основании:
- договора между аудиторской фирмой (экспертом-аудитором) и хозяйствующим субъектом, предусматривающего предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон;
- поручения органа государственного управления, контрольного органа или суда по материалам о нарушении законодательства о защите прав потребителей.
5.2. Условия договора, содержание и объем проверки не должны противоречить требованиям действующего законодательства или выходить за рамки вопросов, послуживших основанием проверки.
5.3. Аудиторы и аудиторские фирмы при осуществлении аудита качества руководствуются исключительно требованиями законодательных или иных нормативных актов РФ, документами Системы сертификации ГОСТ Р и другими нормативными документами Госстандарта РФ, настоящим Положением и полностью независимы от проверяемого хозяйствующего субъекта и заказчика проверки.
6. Основные правила проведения аудита качества
6.1. После оформления договора с хозяйствующим субъектом либо получения от государственного органа управления о проведении аудита качества формируется комиссия экспертов и назначается главный эксперт-аудитор - руководитель проверки. В комиссию включаются аттестованные эксперты-аудиторы по качеству и высококвалифицированные специалисты в определенных конкретных областях знаний в рамках конкретной проверки (в качестве консультантов).
При формировании комиссии обязательно должны учитываться требования п.п.4.1 и 4.6. Положения. Главным экспертом-аудитором может быть только эксперт-аудитор по качеству, зарегистрированных в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р.
Состав комиссии в обязательном порядке сообщается заявителю проверки до ее начала, который вправе отклонить, с убедительным основанием, любого члена комиссии. В этом случае в состав комиссии включается другой специалист.
6.2. До начала проверки комиссия должна разработать программу проверки и рабочие документы (методику, перечни контрольных вопросов, формы для регистрации наблюдений и др.)
Программа проверки должна быть согласована с заявителем проверки, при этом спорные вопросы разрешаются между главным экспертом-аудитором и полномочным представителем заявителя.
Программа проверки должна содержать:
- цели и область проверки;
- список членов комиссии;
- время и место проведения проверки;
- перечень ссылочных документов (на соответствие которой проводится проверка);
- объекты проверки (продукция, производственная система, деятельность по обеспечению и управлению качеством);
- закрепление экспертов по объектам проверки;
- основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;
- требование к конфиденциальности.
Программа должна быть гибкой, допускать изменения в приоритетности проверяемых параметров, в зависимости от информации, полученной в ходе проверки.
6.3. Все данные (информация) полученные комиссией в процессе проверки, должны быть строго задокументированы и рассмотрены главным экспертом-аудитором. Несоответствия должны быть определены в терминах конкретных требований стандарта или других документов, в соответствии в которыми проводилась проверка.
6.4. По результатам проверки комиссия под руководством главного эксперта-аудитора составляет отчет о проверке с описанием фактического состояния проверенных объектов (параметров), выводами и заключениями. Отчет составляется в двух экземплярах, первый экземпляр представляется заявителю проверки, а второй остается в аудиторской фирме для архивного хранения. Заявитель проверки самостоятельно решает вопрос о необходимости тиражирования и передачи отчета другим заинтересованным юридическим и физическим лицам.
6.5. Для обеспечения объективности и эффективности аудиторской проверки заявитель проверки обязан:
- назначить представителя руководства для организации координации взаимодействия комиссии в персоналом предприятия;
- создать все необходимые условия для необходимой работы комиссии включая предоставление помещение и необходимых ресурсов для проведения проверки;
- информировать соответствующий персонал предприятия о целях и области проверки;
- по запросу экспертов-аудиторов предоставлять им доступ к проверяемым объектам и необходимым материалам (документам системы качества, регламентам, журналам регистрации наблюдений, технологической документации и др.);
- активно сотрудничать с экспертами-аудиторами для достижения целей проверки.
6.6. В случае возникновения разногласий в ходе проведения аудита качества, а также по его результатам, заявитель может обжаловать результаты и процедуры проверки в соответствии с порядком, установленным в Системе сертификации ГОСТ Р.
7. Права и ответственность экспертов-аудиторов
и аудиторских фирм
7.1. В процессе осуществления аудита качества эксперты аудиторы и аудиторские фирмы имеют право:
- самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований законодательства РФ, а также условий договора с хозяйствующим субъектом либо содержания конкретного поручения органа государственного управления, контрольного органа и суда;
- проверять у хозяйствующих субъектов любую документацию, имеющую отношение к сфере проверки, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для проверки;
- привлекать на договорной основе к участию в проверке любых специалистов, кроме лиц, перечисленных в п.4.6. Положения.
7.2. Эксперты-аудиторы и аудиторские фирмы несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и заключенными договорами за:
- некачественное проведение аудиторских проверок или оказание аудиторских услуг;
- осуществление аудиторской и иной деятельности, не предусмотренной уставом фирмы либо выданной лицензией;
- использование полученных в ходе аудита сведений в целях осуществления иной предпринимательской деятельности;
- разглашения без письменного разрешения руководителя проверяемого хозяйствующего субъекта содержания проверяемых документов, заключения аудитора и других сведений, касающихся проверяемого хозяйствующего субъекта.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Ярославской области от 15 марта 1994 г. N 144 "Об осуществлении аудиторской деятельности по проверке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.