Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 8 декабря 2003 г. N 744 в Программу к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение 1
к постановлению
Губернатора Ярославской области
от 15 февраля 1994 г. N 92
Администрация Ярославской области
Программа
государственной поддержки малого предпринимательства
Ярославской области на 2002-2003 годы "Развитие предпринимательства -
путь к благополучию"
29 апреля, 16 июля, 28 мая 2002 г., 20 февраля, 19 мая, 8 декабря 2003 г.
Ярославль, 2002 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - программа государственной поддержки
малого предпринимательства Ярославской
области на 2002-2003 годы "Развитие
предпринимательства - путь к благополучию"
(далее Программа)
Основание разработки - Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О
Программы государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации"
(статья 7);
- Закон Ярославской области от 12.10.2001 N
49-з "О государственной поддержке малого
предпринимательства Ярославской области"
(глава III)
Государственный заказчик - Администрация Ярославской области
Программы
Основные разработчики - управление государственной поддержки и
Программы развития предпринимательской деятельности
Администрации Ярославской области;
- Координационный совет по малому
предпринимательству при Губернаторе
Ярославской области
Цели (задачи) Программы - обеспечение благоприятного
предпринимательского климата, снятие
нормативно-правовых, административных и
организационных барьеров, препятствующих
эффективному развитию и функционированию
малого предпринимательства;
- обеспечение малого предпринимательства
доступными квалифицированными
информационными услугами через
специализированные структуры поддержки
малого предпринимательства;
- подготовка высококвалифицированных кадров
для сферы малого предпринимательства;
- практическое содействие созданию новых и
эффективному развитию действующих субъектов
малого предпринимательства, укрепление
социального статуса, повышение престижа
предпринимателей
Сроки реализации Программы - 2002-2003 годы
Основные направления - оказание содействия органам местного
Программы (разделы самоуправления по поддержке малого
программных мероприятий) предпринимательства;
совершенствование нормативно-правового
обеспечения малого предпринимательства;
- имущественная и организационная поддержка
малого предпринимательства;
развитие информационного, консультационного
обеспечения малого предпринимательства;
содействие выставочно-ярмарочной
деятельности;
- развитие обучающего и кадрового
обеспечения малого предпринимательства;
взаимодействие со СМИ
Исполнители мероприятий - структурные подразделения Администрации
Программы Ярославской области*;
- Ярославская областная
торгово-промышленная палата (по
согласованию);
- региональный информационно-аналитический
центр поддержки малого и среднего
предпринимательства Ярославского центра
научно-технической информации (по
согласованию);
- Ярославская ремесленная палата (по
согласованию);
- Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по Ярославской
области (по согласованию);
- Ярославский областной комитет
государственной статистики (по
согласованию);
- администрации муниципальных образований
Ярославской области;
- образовательные учреждения и организации
(по конкурсу)
Общая стоимость Программы, - общий объем финансирования Программы 4737
в том числе тыс.руб. (2649 тыс.руб. - 2003 г.),
государственная поддержка в том числе по источникам финансирования:
из бюджетов других уровней областной бюджет - 3670 тыс.руб.
и внебюджетных источников (2000 тыс.руб.-2003 г.);
местный бюджет - 954 тыс. руб. (609 тыс.
руб. - 2003 г.);
внебюджетные источники - 113 тыс. руб. (40
тыс. руб. - 2003 г.)
Допускается перераспределение средств по
разделам Программы с учетом тенденции
поступления средств в областной бюджет
Ожидаемые конечные - скоординированные решения и практические
результаты действия по реализации Программы в 2002 и
2003 годах должны привести к увеличению:
- численности работающих в малом
предпринимательстве на 2%;
объема произведенной малыми предприятиями
продукции (работ, услуг) на 25%;
- объема налоговых поступлений от субъектов
малого предпринимательства в
консолидированный бюджет области на 30%
Ответственные лица для - куратор от Администрации Ярославской
контактов, куратор области - заместитель Губернатора
Программы Ярославской области Сазонов А.Ю.
- ответственные лица:
- начальник управления государственной
поддержки и развития предпринимательской
деятельности Администрации Ярославской
области Рябухин А.В., тел. 72-52-10;
- заместитель начальника управления
государственной поддержки и развития
предпринимательской деятельности
Администрации Ярославской области Осипова
Т.В., тел.72-52-13
*Структурные подразделения Администрации области, являющиеся исполнителями Программы по своему функциональному назначению, указаны в приложении к Программе.
Описание проблемы и обоснование ее актуальности
Во всем мире поддержка и развитие малого и среднего бизнеса считается основой экономического процветания национального, регионального и местного хозяйства. В Ярославской области развитие сектора малого и среднего бизнеса стало одним из базовых элементов происходящих экономических преобразований, являясь локомотивом в формировании рыночной среды и мощным рычагом для решения комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами и снижения остроты безработицы в ряде депрессивных районов области до роста доходов населения и формирования стабильной налогооблагаемой базы.
В течение последних лет были сделаны определенные шаги по созданию условий и инфраструктуры, необходимых для развития малого предпринимательства в регионе. Областные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, законы и нормативно-правовые акты областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на поддержку малого бизнеса, позволили на начало 2001 года стабилизировать число малых предприятий на уровне 7300 при росте числа индивидуальных предпринимателей в 1,5 раза. По-прежнему более привлекательной для малых предприятий остается непроизводственная сфера: так, 46% от общего их количества в области относятся к предприятиям торговли и общественного питания, 14% - промышленности, 18% - строительства, 3% - науки и научного обслуживания, 0,8% - информационно-вычислительного обслуживания. Недостаточно активно развиваются приоритетные для малого бизнеса сфера услуг и инновационная деятельность. Большинство малых предприятий функционирует в частном секторе экономики, доля которого составляет 95%.
К сожалению, общая картина о положении в сфере малого бизнеса искажена ввиду отсутствия статистической информации о направлениях и результатах деятельности индивидуальных предпринимателей.
В течение последних лет Ярославская область по показателям деятельности субъектов малого предпринимательства входит в число четырех ведущих регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, включая Москву, Московскую и Воронежскую области. Однако, вызывает беспокойство то, что приостановился рост числа малых предприятий, часть предприятий не может начать свою деятельность сразу после регистрации, невелики темпы роста и развития успешных предприятий. Для включения механизма рыночной саморегуляции, обеспечения устойчивости и необратимости позитивных изменений в экономике численность малых предприятий должна быть, как минимум, в 4-5 раз больше (без учета индивидуальных предпринимателей).
Доля работающих в сфере малого предпринимательства среди общего числа занятых в экономике Ярославской области с учетом всех субъектов малого предпринимательства составляет около 19%. При этом более 40% занятых в этой сфере составляют индивидуальные предприниматели. В целом, около 400 тысяч человек (примерно 30% населения области, включая членов семей) частично или полностью живут на доходы от предпринимательской деятельности.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в общем объеме производства продукции, работ и услуг в области составляет чуть более 9%. Невелика пока инвестиционная активность малых предприятий. В 2000 году их доля инвестиций в основной капитал от общего объема инвестиций в экономику области составила 1,6%.
Мировой опыт показывает, что макроэкономическая политика центрального правительства, особенно в финансовой сфере, является решающей в развитии малого предпринимательства, поскольку малый бизнес неразрывно связан со всеми отраслями хозяйства. Он как бы пронизывает всю структуру экономики, являясь чутким барометром ее состояния. Только общее повышение доходов всех слоев населения и увеличение совокупного спроса, что присуще динамично развивающейся экономике, может обеспечить устойчивое развитие сферы малого бизнеса. Однако, не преуменьшая сложности проблем, и на региональном уровне можно воздействовать на ситуацию и способствовать становлению частного предпринимательства. Стимулом в этом являются те потенциальные возможности, которые несет в себе малый бизнес.
Развитие малого бизнеса - это часть общей стратегии экономического развития региона, основные положения которой изложены в программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг. "От выживания к благополучию", предусматривающей выработку и реализацию эффективной государственной политики по созданию стабильного и обеспеченного среднего класса. Программа государственной поддержки малого предпринимательства Ярославской области на 2002-2003 годы "Развитие предпринимательства - путь к благополучию", являясь составной частью вышеназванной программы, сохраняя принцип преемственности с Программой поддержки и развития предпринимательства органами государственной власти и управления Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора области от 15.02.94 N 92, направлена на реализацию мероприятий по формированию условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения, и достижение за счет успешного развития малого предпринимательства следующих возможных положительных результатов:
- изменение структуры экономики региона;
- повышение в регионе уровня деловой активности;
- ускорение перемещения ресурсов из убыточных секторов экономики в прибыльные;
- значительное увеличение числа хорошо оплачиваемых рабочих мест;
- снижение общего уровня безработицы с решением проблемы занятости для социально-незащищенных групп;
- увеличение поступлений в бюджет за счет расширения базы налогообложения;
- внедрение новых методов управления и инновационных технологий;
- развитие и качественное улучшение рыночной инфраструктуры;
- появление и распространение ранее недоступных товаров и услуг;
- повышение уровня жизни и покупательной способности населения.
Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства области, обеспечивающих насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего слоя (класса) общества, рост благосостояния населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие первоочередные задачи:
- снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;
- стимулирование создания новых малых и средних предприятий, поощрение всех слоев населения к проявлению экономической инициативы;
- долгосрочная поддержка и обеспечение роста потенциально жизнеспособных и успешно работающих малых предприятий;
- обеспечение повышения конкурентоспособности и качества фирм, работающих в сфере малого бизнеса;
- развитие малого предпринимательства в сфере услуг и туризма, инновационной и производственной деятельности, ремесленничестве;
- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
- обеспечение малого предпринимательства доступными квалифицированными информационными услугами через специализированные структуры поддержки малого предпринимательства;
- формирование положительного общественного мнения и понимания важности сектора малого и среднего бизнеса для достижения экономического и социального благосостояния;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок.
Основные направления решения поставленных задач и механизм
реализации Программы
Для реализации поставленных задач разработана система программных мероприятий (см. приложение), в качестве основных разделов которой выбраны следующие функциональные направления поддержки малого предпринимательства.
1. Оказание содействия органам местного самоуправления по поддержке
малого предпринимательства
Развитие муниципальных образований, где объективно существуют ограниченные возможности по созданию крупных производств, неразрывно связано с развитием малого предпринимательства, способного решить многие социальные и экономические проблемы. При безусловной поддержке развития малого предпринимательства в г. Ярославле основное внимание в данном направлении уделено органам местного самоуправления в принятии мер по становлению и развитию малого предпринимательства на их территории, призванного обеспечить снижение уровня безработицы, уменьшение социальной напряженности, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты. Администрациям муниципальных округов будет оказано организационно-методическое содействие по развитию малого предпринимательства территорий, по разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Для повышения заинтересованности администраций муниципальных образований в проведении работ по развитию малого предпринимательства, выявления и распространения лучшего опыта будет определен рейтинг среди муниципальных образований на лучшую постановку работы по поддержке предпринимательства. Особое внимание уделено Рыбинскому муниципальному округу, который располагает большими потенциальными возможностями по развитию малого предпринимательства для решения проблем округа. Для выявления причин, негативно влияющих на развитие малого бизнеса, и принятия соответствующих мер будет проведено социологическое обследование субъектов малого предпринимательства округа.
Для поддержки и развития деятельности в сфере инновационного предпринимательства и высоких технологий, для обеспечения помещениями и необходимыми условиями работы начинающих предпринимателей, в т.ч. представителей социальных групп, нуждающихся в поддержке, для возрождения народных промыслов и вовлечения ремесленников в предпринимательскую деятельность предполагаются к реализации инвестиционные проекты по созданию технопарков (в частности, в Рыбинском муниципальном округе на базе бывшего домостроительного комбината), бизнес-инкубаторов в г. Рыбинске и г. Ярославле, Домов ремесел в г. Рыбинске, Борисоглебском, Большесельском, Даниловском, Мышкинском, Угличском муниципальных округах. Для осуществления данных проектов необходимо их включение в Перечень приоритетных программ и инвестиционных проектов Ярославской области.
Для обеспечения потребности субъектов малого предпринимательства в информационных, консультационных, научно-методических и других видах интеллектуальных услуг в рамках инвестиционного проекта по созданию центров развития муниципальных образований будут функционировать отделы по развитию малого бизнеса.
2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого
предпринимательства
В рамках совершенствования системы правового регулирования государственной поддержки малого предпринимательства в данном направлении будут осуществлены мероприятия по разработке и принятию нормативно-правовых актов прямого действия на областном уровне, а также по подготовке предложений в федеральные нормативно-правовые и законодательные акты, касающиеся деятельности субъектов малого предпринимательства. Будет продолжена работа по совершенствованию правовых отношений между субъектами малого предпринимательства и органами, осуществляющими функции контроля и надзора.
3. Имущественная и организационная поддержка малого
предпринимательства
В данном направлении для упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к имущественным ресурсам будут осуществлены мероприятия по разработке механизма предоставления нежилых помещений, оборудования и земли, находящихся в государственной собственности. Для поддержки малых товаропроизводителей Ярославской области будут подготовлены предложения по разработке механизма участия малых предприятий в выполнении государственного и муниципального заказов, будет оказано содействие субъектам малого предпринимательства в вопросах лицензирования и сертификации. Для стимулирования внедрения новых технологий, продукции и процессов, развития новых умений и навыков, обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к источникам информации по новым технологиям, оборудованию, процессам в сфере производства и управления будет оказана помощь малым предприятиям в инновационной деятельности и сфере высоких технологий, будет оказано содействие в обеспечении взаимодействия научно-исследовательских организаций, крупных предприятий и финансовых учреждений с малыми инновационными предприятиями.
Для создания взаимовыгодной заинтересованности в товарах и услугах предусматривается развитие кооперации между малыми, средними и крупными предприятиями, создание баз данных потребностей крупных предприятий и возможностей малого бизнеса по удовлетворению этих потребностей, стимулирование развития малых предприятий за счет использования незадействованного потенциала крупных предприятий.
Для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность будет оказано содействие развитию молодежного предпринимательства.
В рамках содействия трудовой занятости осужденных будет осуществлена координация взаимодействия субъектов малого предпринимательства и учреждений системы УИН в Ярославской области.
4. Развитие информационного, консультационного обеспечения малого
предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности
Данное направление поддержки малого предпринимательства предусматривает повышение уровня информированности и облегчение доступа предпринимателей к деловой информации и базам данных, консультационно-информационное обеспечение малого предпринимательства, а также развитие выставочно-ярмарочной деятельности, направленной на интеграцию малых предприятий области в экономическую систему Российской Федерации, стран СНГ и международного сообщества.
Механизм реализации включает в себя обеспечение на всей территории области возможности получения максимально большого объема информации непосредственно в месте деятельности предпринимателя и по мере расширения ресурсного потенциала и появления развитой инфраструктуры -обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к базам данных и системе Интернет через сеть пунктов коллективного пользования. Будет осуществлен выпуск брошюр и справочников по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности. С целью анализа экономических и социальных проблем малого предпринимательства планируется проведение социологических обследований субъектов малого предпринимательства. В рамках устранения административных барьеров по осуществлению предпринимательской деятельности будут проведены "круглые столы" по упорядочению процедуры проверок с участием предпринимателей и представителей органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции. Обсуждение проблем и принятие решений по спорным вопросам, касающимся предпринимательской деятельности, будут осуществляться на заседаниях Межведомственной комиссии по упорядочению проведения проверок и контроля деятельности субъектов малого предпринимательства Ярославской области.
Для установления контактов и деловых отношений с партнерами, продвижения продукции субъектов малого предпринимательства, пропаганды положительного опыта организации собственного дела, пропаганды развития ремесленничества, расширения информационного обмена будет оказано содействие участию субъектов малого предпринимательства в международных, межрегиональных, областных выставках, будут организованы и проведены: выставка товаров и услуг предпринимателей, прошедших обучение по программам федеральной службы занятости населения, областная выставка изделий ремесленников, виртуальная выставка "Малый бизнес в INTERNET", а также ставшие традиционными Дни предпринимателя Ярославской области. Особое внимание в данном направлении уделено поддержке и созданию условий партнерства общественных некоммерческих объединений предпринимателей.
5. Развитие обучающего и кадрового обеспечения малого
предпринимательства; взаимодействие со СМИ
Данное направление ориентировано на развитие системы дополнительного профессионального образования, укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимателей. Механизм реализации включает в себя формирование системы обучения и консультирования с максимально широким охватом как начинающих, так и действующих субъектов малого предпринимательства, с распространением основных принципов ее функционирования на всю территорию области. Будут проведены конкурсы среди учебных организаций на разработку обучающих программ для малого и среднего бизнеса для обеспечения высокого качества предлагаемых услуг. Большое внимание предполагается уделить пропаганде идеологии предпринимательства, формированию представления о предпринимательстве как о мощном позитивном факторе социально-экономического развития с привлечением к тесному сотрудничеству областных и муниципальных средств массовой информации.
Одно из важных направлений государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства - финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства на территории области - будет осуществляться путем обеспечения компенсации выплаты процентов по банковским кредитам и страхования рисков по ним; выплаты субсидий на компенсацию части затрат на приобретение оборудования; компенсации части расходов по аренде помещений, земельных участков, оборудования. Правом на получение указанных форм поддержки обладают юридические и физические лица в порядке, предусмотренном законодательством Ярославской области, а также чьи проекты и программы включены в Перечень приоритетных программ и инвестиционных проектов Ярославской области.
Малый бизнес дает возможность решать многие проблемы в экономической и социальной сферах, поэтому как составная часть он входит в целый ряд программ, реализуемых на территории области. Без развития этого сектора экономики невозможно успешно реализовать такие областные программы как Программа содействия занятости населения Ярославской области, в том числе программы "Развитие сельской самозанятости в Ярославской области" и "Развитие самозанятости безработных граждан по оказанию бытовых услуг сельскому населению", "Молодежь. 2001-2005 годы", Программа государственной поддержки деятельности в сфере информационных технологий на 2000-2003 годы, Программа развития въездного и внутреннего туризма в Ярославской области на 2001-2003 годы, а также программы, связанные с реабилитацией инвалидов, развитием образования, содействием трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы.
Ресурсное обеспечение Программы на 2002-2003 годы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Дополнительное ресурсное обеспечение Программы можно осуществить за счет использования части дополнительных налоговых поступлений в бюджет области от предприятий, подпадающих под действие Закона Ярославской области "О стимулировании экономического развития Ярославской области", или аналогичных решений представительных органов местного самоуправления.
Наименование ресурсов | Потребность, тыс. руб. | ||
всего | в т.ч. по годам | ||
2002 | 2003 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Финансовые ресурсы: областной бюджет в т.ч. по направлениям: оказание содействия органам местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства; развитие информационного, консультационного обеспечения малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности; развитие обучающего и кадрового обеспечения малого предпринимательства; взаимодействие со СМИ; государственная поддержка из бюджетов других уровней бюджеты муниципальных образований в т.ч. по направлениям: оказание содействия органам местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства; |
4737 3670 704 2208,4 757,6 954 171 |
2088 1670 279 983,4 407,6 345 45 |
2649 2000 425 1225 350 609 126 |
развитие информационного, консультационного обеспечения малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности; развитие обучающего и кадрового обеспечения малого предпринимательства; взаимодействие со СМИ внебюджетные источники |
370 413 113 |
200 100 73 |
170 313 40 |
в т.ч. по направлениям: | |||
оказание содействия органам местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства; |
5 | 5 | |
развитие информационного, консультационного обеспечения малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности |
108 | 73 | 35 |
* Средства на 2003 год носят проектный характер и будут уточнены при формировании бюджетных заявок на 2003 год.
Порядок контроля и управления Программой
Управление государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по выполнению Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым расходованием средств.
Оказание муниципальным образованиям финансовой поддержки из средств Программы осуществляется только при наличии у них программ поддержки малого предпринимательства муниципального образования и выделении из местного бюджета средств на их реализацию.
Взаимодействие управления государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области с исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основе договоров с Администрацией области, определяющих права и обязанности государственного заказчика и исполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств Программы подлежит постоянному контролю со стороны управления государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области в соответствии с установленным порядком.
О ходе выполнения Программы управление государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области готовит ежегодный отчет Администрации Ярославской области и вносит на ее рассмотрение предложения по повышению эффективности реализации и корректировке Программы.
Социально-экономический эффект Программы
Реализация мероприятий Программы в 2002 и 2003 годах позволит:
- увеличить численность работающих в малом предпринимательстве на 2%;
- увеличить объем произведенной малыми предприятиями продукции, работ и услуг на 25%;
- увеличить объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области на 30%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.